- Более тщательный подход к подбору персонала, особенно на вольнонаемные должности, повышение персональной ответственности младших инспекторов за недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей;
- Предоставление заключенным возможности легального пользования средствами связи (с ведома и под контролем администрации), а следовательно - разработка новых подробных инструкций ФСИН, регламентирующих данный вопрос;
- Содержание заключенных с целью исключения влияния рецидивистов на лиц, впервые отбывающих наказание;
- Решение проблемы противодействия криминальным структурам, разработка комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов» и угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности;
- Осуществление деятельности, направленной на выявление лиц, обладающих повышенной виктимностью (активисты, «обиженные», престарелые, инвалиды) и принятие мер для их защиты;
- Борьба с азартными играми, запрет игр не только на деньги, но и на любой «интерес» (нередки случаи, когда заключенные, не имея иной возможности отыграться, ставили на кон свою или чужую жизнь, а также свою половую свободу);
- Усиление контроля за правонарушениями со стороны сотрудников пенитенциарного учреждения, в первую очередь - за коррупцией и воровством, а также за применением физического и психологического насилия
- Ориентация на зарубежные образцы исправительных учреждений и прочие меры, направленные на снижение виктимности заключенных.
В итоге следует отметить, что разработка комплекса эффективных мер профилактики виктимности лиц в местах лишения свободы должна стать основой для крупной реформы пенитенциарной системы, направленной на превращения современной российской тюрьмы -наследницы советского лагеря - в действительно исправительное учреждение, помогающее человеку вернуться на верный путь, а не превратиться в матерого рецидивиста.
Список литературы
1. Вишневецкий К.В. Развитие понятий виктимности и виктимизации в Российской
криминологии // Криминологический журнал, 2007. № 1 (11). С. 29.
2. Гаджиева А.А. Виктимология и ее роль в профилактике преступлений. Автореф. дисс .канд.
юрид. наук. Краснодар, 2000. 24 с.
3. Калманов Г.Б. Патопсихолгические механизмы насильственного преступного поведения.
Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М. ВНИИ МВД России, 2002. 45 с.
4. Надтока С.В. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений.
Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Ростов-на -Дону. ЮИ МВД РФ, 1999. 24 с.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Барнашов П.В.
Барнашов Павел Владимирович — магистрант, кафедра правовых дисциплин, юридический факультет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: в статье анализируется особая форма разъясняющих актов Верховного суда Российской Федерации - «Ответы на вопросы, поступившие из судов», рассматривается место, занимаемое данными актами в правовой системе Российской Федерации. Ключевые слова: право, судебная практика, Верховный Суд РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, применение права, толкование права.
Одним из важнейших направлений деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) является дача разъяснений по вопросам судебной практики [1, 1544]. Основными разъясняющими актами выступают постановления Пленума ВС РФ.
На данный момент в законодательстве отсутствует закрепление обязательности к исполнению положений постановлений Пленума ВС РФ. В связи с этим научные споры относительно обязательной юридической силы этих постановлений не утихают [2, 96]. На практике судьи и адвокаты относятся к постановлениям Пленума ВС РФ как к нормативным правовым актам, обязательным для применения.
Неприменение судьей ППВС поставит под сомнение законность его решения и может стать основанием для успешного кассационного обжалования.
Таким образом, анализ практики показывает, что юристы относятся к постановлениям Пленума ВС РФ как к источнику права, что превращает их в некий «скрытый» источник права, эффективный для целей обеспечения единообразного толкования законодательства национальными судами.
Постановления Пленума ВС РФ являются результатом анализа сложившейся судебной практики. Однако в практике судов первой инстанции нередки ситуации, когда возникает неопределенность применения той или иной нормы права. В этой ситуации суды обращаются за разъяснением в вышестоящую инстанцию. Результатом таких обращений становится такая относительно редкая форма толкования, как «Ответы на вопросы, поступившие из судов...».
В качестве примера рассмотрим утвержденные 29 июля 2015 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [3] (далее - Постановление об амнистии и Постановление о порядке применения амнистии соответственно).
Данный документ затрагивает важнейшие вопросы соблюдения и защиты конституционных прав осужденных при применения амнистии. В нем разъясняется порядок применения амнистии при обвинении по совокупности преступлений, исчерпывающие ограничения на применение амнистии, вопросы применения дополнительных наказаний, снятия судимости и др.
При этом сам документ, несмотря на важность разрешаемых им вопросов, имеет, казалось бы, «несерьезную» ненормативную форму.
Однако, обратившись к судебной практике, можно увидеть, что неприменение указанного документа при принятии решений судами имеет весьма серьезные и весомые последствия.
Так, приговором от 08.07.2015 Эжвинского районного суда Л., ранее судимый 04.06.2014 по ч. 2 ст. 160 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года, осужден по ч. 1 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 111, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 8 месяцам лишения свободы, условное осуждение от 04.06.2014 отменено, на основании ст. 70 УК РФ назначено 5 лет 6 месяцев лишения свободы.
Назначая наказание по совокупности приговоров, суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Так, на момент вступления в силу Постановления об амнистии условное осуждение Л. по приговору от 04.06.2014 не отменялось, а иных обстоятельств, препятствующих применению Постановления об амнистии к этой судимости, по делу не имелось (ответ на вопрос № 10).
Суд апелляционной инстанции изменил приговор: отменил его в части отмены условного осуждения по приговору от 04.06.2014 и назначения Л. наказания по совокупности приговоров по правилам ст. 70 УК РФ; освободил Л. от наказания по приговору от 04.06.2014 по п. 4 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», сняв судимость [4].
Рассмотрим другой пример. Приговором Омского районного суда Омской области от 14.04.2015 Ф. осужден по ч. 3 ст. 264 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года 6 месяцев. В соответствии со ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года 6 месяцев. На осужденного возложены указанные в приговоре обязанности в период испытательного срока. Разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным постановлением судьи Омского областного суда от 16.06.2015 приговор изменен, назначенное Ф. основное наказание по ч. 3 ст. 264 УК РФ снижено до 2 лет лишения
100
свободы. На основании п. 4 и 9 постановления Государственной Думы ФС РФ «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» осужденный освобожден от основного наказания со снятием судимости [5].
Суд кассационной инстанции отменил Апелляционное постановление Омского областного суда, сославшись на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в ответах на вопросы по применению указанного постановления, согласно которым, дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством подлежит самостоятельному исполнению, а судимость с осужденного в таком случае не снимается (ответ на вопрос № 7).
Таким образом, можно заключить, что рассматриваемые ответы на вопросы, наравне с постановлениями Пленума ВС, на практике воспринимаются как обладающие обязательной юридической силой.
Список литературы
1. Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2014. № 6. Ст. 550. С. 1544.
2. Соловьева Т.В. К вопросу об обязательном характере постановлений Пленума Верховного Суда РФ // Современное право, 2010. № 12. С. 96-99.
3. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
4. Обзор апелляционной практики Верховного суда Республики Коми по уголовным делам за сентябрь 2015 года.
5. Апелляционное постановление № 22-1681/2015 от 16 июня 2015 г. по делу № 22-1681/2015.
УЧАСТИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КАК ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ Алдамжарова Д.Т.
Алдамжарова Дина Тауфиковна — студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: в статье анализируется участие законного представителя как гарантия защиты прав несовершеннолетнего в уголовном процессе. Обосновывается необходимость расширения перечня лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей. Ключевые слова: несовершеннолетние, законный представитель, предварительное расследование.
Одной из главных составляющих правовой системы любого государства выступает институт прав и свобод. Особое значение уделяется обеспечению прав и свобод несовершеннолетних. Первой и одной из самых важных гарантий несовершеннолетнего при производстве по уголовному делу является право несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту, в том числе и с помощью законного представителя. Участие законного представителя регламентировано ст. 15.2 Пекинских правил, которая определяет, что родители или опекун имеют право участвовать в судебном разбирательстве, и компетентный орган власти может потребовать их присутствия в интересах несовершеннолетнего [1], а также статьей 48 УПК РФ, требующей обязательного участия законного представителя по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Законные представители допускаются к участию в уголовном деле после вынесения постановления следователем, дознавателем с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или
101