Незнамова И.А.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Цель: Рассмотрение проблемы семейного насилия. В статье будет рассмотрено, что такое семейное насилие, стоит ли сохранять семью между потерпевшим и «насильником» или же следует расторгать такие браки, какова цель Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия», который собираются принять в Российской Федерации, и какой опыт имеют другие страны в этом вопросе, в частности, США, Франция, ФРГ
Методология: В ходе исследования применялся сравнительный анализ преступлений в РФ и других странах.
Результаты: На основании данного исследования автором сделан вывод о том, что утверждение закона о семейном насилии необходимо, о чем свидетельствует опыт тех, кто в действительности столкнулся с данной проблемой.
Новизна/оригинальность/ценность: В каждой семье имеются разного рода разногласия, но не в каждой семье эти разногласия доходят до физического, психического или сексуального насилия. Испокон веков эта тема была актуальна. Эта проблема поднимается постоянно. Люди из разных стран говорят об актуальности этой проблемы и требуют защиты в данной ситуации.
Ключевые слова: семейное насилие, Федеральный закон № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытово-го насилия», семейно-бытовое насилие, профилактические меры.
Neznamova I.A.
RESPONSIBILITY FOR INTRA-FAMILY CRIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES
Purpose: To address issues related to the problem of domestic violence itself. The article will consider what domestic violence is, whether it is worth keeping a family between the victim and the «rapist» or whether such marriages should be dissolved, what is the purpose of the Federal Law No. 1183390-6 «On the prevention of domestic violence», which is going to be adopted in the Russian Federation , and what experience do other countries have in this matter, in particular, the USA, France, Germany
Methodology: The study used a comparative analysis of the crimes of the Russian Federation on the example of other countries.
Results: On the basis of this study, the author concluded that the law must approve the law on domestic violence, especially for those people who actually faced this problem.
Novelty/originality/value: In every family there are different kinds of disagreements, but not in every family these disagreements escalate to physical, mental or sexual abuse. From time immemorial, this topic has been relevant, and this problem is constantly raised. People from different countries constantly talk about the urgency of this problem and demand protection from this situation.
Keywords: family violence, Federal Law No. 1183390-6 «On the prevention of family and domestic violence», family and domestic violence, preventive measures.
Семейное насилие - это физическое, психическое, сексуальное насилие, принуждение, которое происходит внутри семьи, между мужем и женой или какими-либо иными родственниками, сожителями, бывшими партнерами.
Ситуации от словесных оскорблений и угроз до тяжелых физических побоев, похищения, угрозы увечьями, запугивания, принуждения, преследования, словесные оскорбления, насильственное или незаконное вторжение в жилище, поджог, уничтожение собственности, сексуальное насилие, изнасилование в браке, насилие, связанное с приданым или выкупом невесты, увечья гениталий, насилие, связанное с эксплуатацией через проституцию, насилие в отношении домашних
работниц и попытки совершить такие акты должны рассматриваться как насилие в семье [1].
Семейно-бытовым насилием, согласно Паспорту проекта Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия», признают умышленное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лица, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние нарушает права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуаль-
ного и экономического насилия. Не является се-мейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону [2]. Похожее определение семейно-бытового насилия можно найти в законодательстве США.
Яркие примеры дел насилия в семье - дела Маргариты Грачевой, Анны Овчинниковой, Яны Савчук, Регины Гагиевой.
Прямой статьи за семейное насилие ни в УК РФ, ни в КоАП РФ не предусмотрено. Есть ст. 6.1.1 КоАП РФ («Побои»), которая влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 30000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов; и уголовная ответственность по ст. 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». Административная ответственность возникает в случае, если не имелось последствий, указанных в ст. 115 УК РФ. Такими последствиями являются кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности. Возникает вопрос: что мешает человеку, заплатив штраф 5000 рублей, вернуться домой и продолжить наносить побои своей жене, скажем так, в наказание за то, что она посмела обратиться в полицию? Ничего, что и происходит на практике.
Либо же предусмотрены наказания по ст. 115, 117, 111, ст. 112 УК РФ и иным статьям, уже в зависимости от содеянного. К примеру, возможно, что муж или жена довели партнера своими действиями до самоубийства. Здесь преступник будет отвечать по определенной статье, которая четко сформулирована в УК РФ. Но понятие се-мейно-бытового насилия включает гораздо больше различных деяний, что очень явственно показывает размытость этих границ.
Министерство внутренних дел РФ отказалось от идеи ужесточать административную ответственность по статье КоАП РФ «Побои», по которой, в том числе, квалифицируется домашнее насилие. Об этом ТАСС сообщили в пресс-центре МВД в ответ на запрос агентства. В министерстве напомнили, что ранее с Минюстом РФ прорабатывался вопрос об ужесточении наказания: предлагалось назначать вместо штрафа административный арест. «Такие изменения признаны нецелесообразными, поскольку усматривается несоразмерность административной ответственности и уголовной», - пояснили в МВД [5].
В нынешних реалиях происходит увеличение числа случаев домашнего насилия из-за введения карантинного режима; это произошло, напри-
мер, во Франции, Китае и Турции. В нашей же стране официальная статистика о домашнем насилии не ведется, но, согласно правозащитному проекту «Зона права», в кризисные центры стали поступать сообщения о домашнем насилии после введения карантина [6]. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на РБК: депутаты Госдумы Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Савастьянова, разработавшие законопроект о борьбе с домашним насилием, обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой ускорить принятие документа. В обращении парламентарии отмечали значительный рост количества жалоб на домашнее насилие после введения режима самоизоляции из-за коронавируса [5].
В мировой практике существуют два основных подхода к проблеме предотвращения домашнего насилия:
1) восстановительно-примирительный (ресто-ративный), направленный на сохранение семьи путём урегулирования внутрисемейного конфликта, включающий медиативные технологии и коррекционные программы медико-психологической помощи;
2) карательный, направленный на разрушение цикла насилия путём расторжения отношений между конфликтующими сторонами.
Карательный подход включает институт охранного ордера в качестве одного из юридических средств защиты личности от внутрисемейного насилия [3].
В нашей стране власти больше склоняются к первому способу. Так, в 2019 году они пытались провести в жизнь законопроект, целью которого являлось «сохранение семьи» до содействия «примирению сторон». Учитывая, что многие философы и ученые настаивают на том, что некоторые люди по своей природе предрасположены к насилию, а по мнению некоторых из них, предрасположенность человека к насилию передается с генами, то стараться «сохранить» такую семью не имеет смысла. В первую очередь необходимо оградить члена семьи от самого «насильника». Примирительные процедуры здесь не сыграют никакой роли; возможно, на год, на два, на пять лет это поможет, но сама проблема не решится, потому что для данного типа человека насилие - как наркотик. Он упивается слабостью своей жертвы, поэтому главной целью нужно ставить не сохранение семьи, а спасение самой жертвы.
В Паспорте проекта Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытово-го насилия» говорится про меры профилактики семейно-бытового насилия. К ним можно от-
нести профилактику и воспитание, программы экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и их семьям, специальные просветительские программы, программы по консультированию и психокоррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей [4]. Но ни слова не говорится о самой ЗАЩИТЕ жертвы, которая должна ставиться на первое место в данном вопросе. В первую очередь необходимо обязательно ограничить все контакты жертвы и насильника, чтобы убедиться, что насильник не имеет какого-либо психического давления на свою жертву.
Также собираются ввести новеллу для нашей страны - защитное предписание, которое будет выноситься сотрудниками полиции в отношении лица, которое достигло шестнадцатилетнего возраста на момент совершения семейно-бытового насилия, или судебное защитное предписание, которое будет выноситься мировым судьей. Согласно данному защитному предписанию будет запрещено: 1) совершать семейно-бытовое насилие; 2) преследовать пострадавшего; 3) приобретать и пользоваться любыми видами оружия [2].
В данном случае защитное предписание - неплохой вариант в качестве одной из профилактических мер, которые собираются ввести данным законопроектом. Но в судебном защитном предписании к семейно-бытовому нарушителю дополнительно может быть применена одна из следующих мер: обязать нарушителя покинуть место совместного проживания с пострадавшим на срок действия судебного защитного предписания, независимо от того, кто является собственником жилого помещения [2]. Возникает следующая проблема: как быть с жильем? Ведь если ввести данный запрет, это означает, что «насильник» или жертва по факту лишается жилья, ибо он / она не сможет в соответствии с данным запретом проживать с потерпевшей /потерпевшим в одной квартире. Не у всякого нарушителя будет возможность покинуть квартиру, при этом возможна ситуация, когда дальнейшее совместное проживание нарушителя и потерпевшей невозможно. Как поступить в данном случае? Если все-таки такие нарушители будут лишены жилья, то не усугубит ли это криминогенную обстановку? Или у этой нормы есть все основания стать мертвой? Несмотря на то, что, согласно законопроекту, будут действовать организации социального обслуживания, одной из задач которых будет предоставление временного жилья пострадавшим, возникает еще один вопрос: как это все будет реализовываться на практике? Сразу вся эта
система идеально не заработает, потребуется время на раскачку. В лучшем случае для раскачки потребуется год, но что будет в действительности -неизвестно.
Таким образом, считаем, что следует придерживаться второго подхода, который направлен на расторжение такого рода отношений, уничтожение их. Семья, в которой есть насилие, - это больной, нездоровый институт общества, который следует искоренять, иначе он может пустить корни и разрастаться в обществе как сорняк.
Если говорить про другие страны, к примеру, США, то в них уже есть законы о внутрисемейном насилии и институт охранных орденов уже реализуется на практике. Многие ученые не считают его удачной идеей, так как очень часто женщина злоупотребляет своими правами, и охранные ордена выписывают при малейшем сомнении без какого бы то ни было разбирательства со стороны правоохранительных органов.
Если говорить, к примеру, про институт социального обслуживания с теми функциями в отношении жертв семейного насилия, которые собираются ввести у нас в стране, то во Франции он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Там уже существует пять тысяч мест в убежищах для жертв домашнего насилия. В следующем году к ним добавится еще тысяча мест. Речь идет о 250 местах в убежищах срочного приема и 750 местах в центрах, где женщины могут оставаться на период до года. Правительство выделит на это пять миллионов евро. Появится и специальная интернет-платформа, где в реальном времени будут показаны свободные места. Осенью Национальное собрание рассмотрит законопроект о внедрении электронных браслетов для предотвращения трагедий. Суды смогут назначать ношение электронных браслетов для осужденных за домашнее насилие или в рамках судебного контроля или охранного ордера. Эта мера демонстрирует свою эффективность в Испании с 2004 года.
Несколько лет назад во Франции появился «телефон на случай серьезной опасности» ^е1е-phonegravedanger), который выдают жертвам семейного насилия. Через кнопку тревоги по нему в любое время можно вызвать наряд полиции. Однако часто случается так, что агрессор уже находится в непосредственной близости от жертвы, когда та нажимает на кнопку тревоги [7].
По французскому законодательству домашнее насилие по отношению к тому или иному члену семьи считается отягчающим обстоятельством и в зависимости от совершенного преступления
может серьезно увеличить тюремный срок. Так, в случае убийства жены мужу грозит пожизненное тюремное заключение, а не 30-летний срок за решеткой, который ему полагался бы, если бы он не был связан с жертвой матримониальными узами [8].
В США же жертвы домашнего насилия имеют право: на получения судебного постановления для защиты жертвы и ребенка; на раздельное проживание либо на развод без согласия супруга; на раздел семейной собственности (в случае развода суд может разделить любую собственность или финансы, которые есть у супругов); добиваться опекунства над своим ребенком (детьми) и финансовой поддержки. От родителей детей, которым не исполнился 21 год, зачастую требуется выплачивать финансовую поддержку любому ребенку, который с ними не проживает [9].
В ФРГ действует целая система мер по защите от семейного насилия, включая широкие формулировки понятия угрозы, в том числе «Закон о гражданской защите от актов насилия и принуждения», принятый в 2001 году, направленный на борьбу с домашним насилием путем выдачи охранных ордеров. В частности, адвокат по семейному праву доктор Д. Клостер-Харц пишет, что этот закон - база для серьезнейших злоупотреблений на практике, правовой инструмент для шантажа женщинами мужчин — «молоток для ведьм», желающих оперативно получить квартиру мужчины в свое личное пользование. Немецкий криминолог профессор Бок дал крайне негативное заключение на закон и указал, что «закон требует исключительно лишения прав, лишения власти, изоляцию, наказание мужчин» [10].
Что касается института социального обслуживания, то про него говорят следующее: развитие сети «приютов для женщин» в Германии привело к так называемому «женскому туризму», в рамках которого недобросовестные женщины используют широчайшие возможности закона по борьбе с насилием для того, чтобы решить жилищный вопрос, избежать оплаты долгов по квартире, пожить в приличных условиях и др. [10].
На основе всего этого можно сделать вывод, что, несомненно, закон о семейном насилии - это правильный шаг для тех людей, кто в действительности столкнулся с данном проблемой. Если говорить про злоупотребление правами, то данная проблема уже имеется и в отношении иных сфер и отношений. Конечно, ее в любом случае необходимо будет решать и сводить к минимуму, но принятие самого этого закона - хороший
шаг для нашей страны. Единственным минусом, по нашему мнению, является цель данного федерального закона - сохранение семьи, что, на наш взгляд, нерационально. Цели должны быть карательными, т. е. направленными на уничтожение нездоровой ячейки общества. Но в любом случае сам факт принятия данного законопроекта, то, что власти наконец-то обратили внимание на проблему насилия в семье, которая испокон веков стояла остро во всем мире, уже говорит о положительной динамике в данном вопросе.
Пристатейный библиографический список
1. Модельное законодательство о насилии в семье. Рекомендации ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.gender.cawater-info.net/publications/pdf/ mod_un.pdf.
2. Паспорт проекта Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&ts=23366322605788430712579857&c acheid=D1DD5EAF22610B230E2250F7F52B1BDA&mode=s plus&base=PRJ&n=151045&rnd=0.0020780954442429778#5 23q2kicwb.
3. Харламов В.С. Институт охранного ордера в зарубежном законодательстве как инструмент защиты личности от внутрисемейного насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). С. 34-40.
4. Лотова И.П., Орехова Е.Я. Борьба с насилием и жестокостью в отношении женщин: опыт Франции // Ученые записи Забайкальского государственного университета. 2015. № 5 (64). С. 110-115.
5. https://tass.ru/obschestvo/8438335.
6. Зона права: правозащитный проект [Электронный ресурс]. URL: https://zona.media/news/2020/03/30/linija.
7. RFI: новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfi.fr/ru/frantsiya/20190903-srochnye-mery-frantsiya-usilivaet-borbu-s-domashnim-nasiliem.
8. Российская газета. 1990. 27 октября [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/10/27/korrespondenty-rg-o-tom-kak-za-rubezhom-boriutsia-s-semejnym-nasiliem.html.
9. Информация о юридических правах, которыми обладают в США иммигранты - жертвы бытового насилия, и сведения об иммиграции по брачной визе [Электронный ресурс]. URL: https://meet-usa.com/ uploads/files/IMBRA_Russian.pdf.
10. Красная весна: информационное агентство, Москва, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https:// rossaprimavera.ru/article/4e79e7fd.
References (transliterated)
1. ModeFnoe zakonodatel"stvo o nasilii v sem"e. Reko-mendacii OON [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www. gender.cawater-info.net/publications/pdf/mod_un.pdf.
2. Pasport proekta FederaFnogo zakona № 1183390-6 «O profilaktike semejno-by'tovogo nasiliya» [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
?req=doc&ts=23366322605788430712579857&cacheid=D1D D5EAF22610B230E2250F7F52B1BDA&mode=splus&base= PRJ&n=151045&rnd=0.0020780954442429778#523q2kicwb.
3. Xarlamov V.S. Institut oxrannogo ordera v zaru-bezhnom zakonodatel'stve kak instrument zashhity" li-chnosti ot vnutrisemejnogo nasiliya // Kriminologiya: vch-era, segodnya, zavtra. 2014. № 1 (32). S. 34-40.
4. Lotova I.P., Orexova E.Ya. Bor'ba s nasiliem i zhestokost'yu v otnoshenii zhenshhin: opy't Francii // Uchenyxe zapisi ZabajkaFskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2015. № 5 (64). S. 110-115.
5. https://tass.ru/obschestvo/8438335.
6. Zona prava: pravozashhitny'j proekt [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://zona.media/news/2020/03/30/linija.
7. RFI: novosti [Exlektronnyxj resurs]. URL: http:// www.rfi.fr/ru/frantsiya/20190903-srochnye-mery-frantsi-ya-usilivaet-borbu-s-domashnim-nasiliem.
8. Rossijskaya gazeta. 1990. 27 oktyabrya [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://rg.ru/2016/10/27/korrespondenty-rg-o-tom-kak-za-rubezhom-boriutsia-s-semejnym-nasiliem.html.
9. Informaciya o yuridicheskix pravax, kotory'mi obla-dayut v SShA immigranty" - zhertvy" by'tovogo nasiliya, i svedeniya ob immigracii po brachnoj vize [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://meet-usa.com/uploads/files/IMBRA_ Russian.pdf.
10. Krasnaya vesna: informacionnoe agentstvo, Moskva, 2016 [Exlektronnyxj resurs]. URL: https://rossaprimav-era.ru/article/4e79e7fd.