УДК 519.816
Миндубаева Н.Р.
студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет
Россия, Тольятти
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Аннотация: роль руководителя в принятии управленческих решений, последствия согласия или отказа от работы с провальным проектом.
Ключевые слова: ответственность, управленческое решение, руководитель, менеджер, требования, проект.
Mindubaeva N.R. 2nd year student
Institute of Finance, Economics and Management
Togliatti State University Russia, Togliatti
RESPONSIBILITY FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS
Annotation: the role of the manager in making management decisions, the consequences of agreeing to or refusing to work on a failed project.
Keywords: responsibility, management decision, leader, manager, requirements, project.
Одной из основных функций менеджмента является руководство, включающее в себя решение большого потока вопросов, а также распорядительство. На регулярной основе менеджер делает выбор в сторону какого-либо исхода событий в дальнейшем развитии проекта, тем самым возлагая на себя ответственность за возможные последствия. В этой статье речь пойдёт именно об ответственности руководителей, но немного в необычном ключе.
Попробуйте представить, что вы являетесь руководителем какого-либо проекта. Со дня на день проект успешно завершится, поэтому вы начинаете искать для себя новую работу. И тут к вам обращается крупный заказчик, с которым вы хотели бы поработать, но проект, который он предлагает, вы считаете нереализуемым. Вы уверены, что выполнить требования заказчика, а также построить проект в предложенной бизнес-модели просто нереально. Заказчик настаивает на совей точке зрения и менять требования отказывается. Что бы вы сделали в данной ситуации?
Большое количество экспертов сталкивалось с ситуацией, когда условия заказчика казались ему просто невыполнимыми и странными. Для визуализации опишу достаточно популярную в народе задачу: нарисовать семь красных линий, перпендикулярных друг другу, две из которых будут зеленые, три прозрачные, а одна в виде котенка.
Поведение руководителей в данной ситуации обычно бывает трёх видов:
1. Согласиться с требованиями заказчика и взять проект, надеясь на то, что в ходе работы придёт озарение и найдется решение для выполнения всех условий;
2. Отказаться от предложенного проекта и потерять заказчика;
3. Всё-таки попытаться договориться с заказчиком об изменении требований, чтобы реализация проекта стала для вас возможной.
Конечно же многие из вас, думая о том, как бы поступили в подобной ситуации, выбрали бы третий вариант поведения. А теперь представьте, что по каким-либо причинам такой исход событий просто невозможен. Значит выбор состоит всего из двух вариантов: соглашаться или отказываться.
Давайте рассмотри точки зрения сторонников как первого, так и второго поведения.
Те руководители, которые берутся за проект, но при этом понимают, что не смогут выполнить все выдвигаемые требования, воспринимают отказ от проекта как потерю. Во-первых, материальную потерю, ведь они отказываются от работы, а значит не смогут заработать денег. А во-вторых, потерю заказчика, которая для многих является катастрофой, влекущей за собой падение их личного рейтинга и рейтинга их команды. В момент, когда они соглашаются с условиями и берутся за проект, чаще всего они делают это с надеждой «там разберемся». Если со временем разобраться всё же не получается, то менеджеры стараются плавно менять требования заказчика в сторону реализуемости.
Сторонники же второго варианта поведения думают иначе. Для них реализация заведомо провального проекта является лишь тратой времени, сил и ресурсов, которые можно потратить на выполнение другой работы, которая принесет для них выгоду. Даже если альтернатив для проекта и других способов использования имеющихся ресурсов нет, то работа с нереализуемым проектом для них всё равно не выход, ведь в итоге заказчик так или иначе уйдёт и будет разочарован в их работе. А значит будут потеряны не только ресурсы и заказчик, но и репутация, а также деньги (неустойка, оплата ресурсов, потраченных на выполнение проекта и т.п.)
Для чего я описала эти варианты и как всё это связано с ответственностью?
Выше я уже писала, что одна из сторон работы менеджера - это возможность нести ответственность за свои управленческие решения. И независимо от того какой точки зрения придерживается менеджер по поводу нереализуемого проекта, ответственность за принятое решение будет лежать на нем.
В первом случае, когда менеджер решается взяться за проект от заказчика, он должен здраво оценить все риски. У многих руководителей в случае провала появляются аргументы, которые выдают в них непрофессионализм. Например «Таковы были требования заказчика, он предложил идею, которую никто бы не смог осуществить. Мы тут ни при чем». В данной ситуации менеджер ставит себя в позицию проводника для заказчика, слепо выполняющего его указания, не умеющего самостоятельно думать и предвидеть последствия. Действительно грамотный менеджер, если всё же согласится на проект, который в итоге провалится, добровольно признает свою вину, признает то, что не справился с задачей.
Во втором варианте событий, когда менеджер изначально отказывается работать над проектом, ответственность за упущенную возможность также лежит на нём. Однако в этом случае всё гораздо прозрачнее и очевиднее, но от этого не проще, ведь чаще всего отказ от работы с клиентом воспринимается негативно. И вряд ли кто-то будет вникать в ситуацию и узнавать причины отказа от проекта.
Поэтому очень важно для менеджера обговаривать со своим непосредственным начальником наиболее верную стратегию поведения в подобных ситуация.
Использованные источники:
1. Комиссарова Т.С. Ответственность как категория менеджмента
2. Антонцев В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018.
3. О Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем.