Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / МЕНЕДЖЕР / ТРЕБОВАНИЯ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миндубаева Н.Р.

Роль руководителя в принятии управленческих решений, последствия согласия или отказа от работы с провальным проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

The role of the manager in making management decisions, the consequences of agreeing to or refusing to work on a failed project.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

УДК 519.816

Миндубаева Н.Р.

студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ

Аннотация: роль руководителя в принятии управленческих решений, последствия согласия или отказа от работы с провальным проектом.

Ключевые слова: ответственность, управленческое решение, руководитель, менеджер, требования, проект.

Mindubaeva N.R. 2nd year student

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Togliatti

RESPONSIBILITY FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

Annotation: the role of the manager in making management decisions, the consequences of agreeing to or refusing to work on a failed project.

Keywords: responsibility, management decision, leader, manager, requirements, project.

Одной из основных функций менеджмента является руководство, включающее в себя решение большого потока вопросов, а также распорядительство. На регулярной основе менеджер делает выбор в сторону какого-либо исхода событий в дальнейшем развитии проекта, тем самым возлагая на себя ответственность за возможные последствия. В этой статье речь пойдёт именно об ответственности руководителей, но немного в необычном ключе.

Попробуйте представить, что вы являетесь руководителем какого-либо проекта. Со дня на день проект успешно завершится, поэтому вы начинаете искать для себя новую работу. И тут к вам обращается крупный заказчик, с которым вы хотели бы поработать, но проект, который он предлагает, вы считаете нереализуемым. Вы уверены, что выполнить требования заказчика, а также построить проект в предложенной бизнес-модели просто нереально. Заказчик настаивает на совей точке зрения и менять требования отказывается. Что бы вы сделали в данной ситуации?

Большое количество экспертов сталкивалось с ситуацией, когда условия заказчика казались ему просто невыполнимыми и странными. Для визуализации опишу достаточно популярную в народе задачу: нарисовать семь красных линий, перпендикулярных друг другу, две из которых будут зеленые, три прозрачные, а одна в виде котенка.

Поведение руководителей в данной ситуации обычно бывает трёх видов:

1. Согласиться с требованиями заказчика и взять проект, надеясь на то, что в ходе работы придёт озарение и найдется решение для выполнения всех условий;

2. Отказаться от предложенного проекта и потерять заказчика;

3. Всё-таки попытаться договориться с заказчиком об изменении требований, чтобы реализация проекта стала для вас возможной.

Конечно же многие из вас, думая о том, как бы поступили в подобной ситуации, выбрали бы третий вариант поведения. А теперь представьте, что по каким-либо причинам такой исход событий просто невозможен. Значит выбор состоит всего из двух вариантов: соглашаться или отказываться.

Давайте рассмотри точки зрения сторонников как первого, так и второго поведения.

Те руководители, которые берутся за проект, но при этом понимают, что не смогут выполнить все выдвигаемые требования, воспринимают отказ от проекта как потерю. Во-первых, материальную потерю, ведь они отказываются от работы, а значит не смогут заработать денег. А во-вторых, потерю заказчика, которая для многих является катастрофой, влекущей за собой падение их личного рейтинга и рейтинга их команды. В момент, когда они соглашаются с условиями и берутся за проект, чаще всего они делают это с надеждой «там разберемся». Если со временем разобраться всё же не получается, то менеджеры стараются плавно менять требования заказчика в сторону реализуемости.

Сторонники же второго варианта поведения думают иначе. Для них реализация заведомо провального проекта является лишь тратой времени, сил и ресурсов, которые можно потратить на выполнение другой работы, которая принесет для них выгоду. Даже если альтернатив для проекта и других способов использования имеющихся ресурсов нет, то работа с нереализуемым проектом для них всё равно не выход, ведь в итоге заказчик так или иначе уйдёт и будет разочарован в их работе. А значит будут потеряны не только ресурсы и заказчик, но и репутация, а также деньги (неустойка, оплата ресурсов, потраченных на выполнение проекта и т.п.)

Для чего я описала эти варианты и как всё это связано с ответственностью?

Выше я уже писала, что одна из сторон работы менеджера - это возможность нести ответственность за свои управленческие решения. И независимо от того какой точки зрения придерживается менеджер по поводу нереализуемого проекта, ответственность за принятое решение будет лежать на нем.

В первом случае, когда менеджер решается взяться за проект от заказчика, он должен здраво оценить все риски. У многих руководителей в случае провала появляются аргументы, которые выдают в них непрофессионализм. Например «Таковы были требования заказчика, он предложил идею, которую никто бы не смог осуществить. Мы тут ни при чем». В данной ситуации менеджер ставит себя в позицию проводника для заказчика, слепо выполняющего его указания, не умеющего самостоятельно думать и предвидеть последствия. Действительно грамотный менеджер, если всё же согласится на проект, который в итоге провалится, добровольно признает свою вину, признает то, что не справился с задачей.

Во втором варианте событий, когда менеджер изначально отказывается работать над проектом, ответственность за упущенную возможность также лежит на нём. Однако в этом случае всё гораздо прозрачнее и очевиднее, но от этого не проще, ведь чаще всего отказ от работы с клиентом воспринимается негативно. И вряд ли кто-то будет вникать в ситуацию и узнавать причины отказа от проекта.

Поэтому очень важно для менеджера обговаривать со своим непосредственным начальником наиболее верную стратегию поведения в подобных ситуация.

Использованные источники:

1. Комиссарова Т.С. Ответственность как категория менеджмента

2. Антонцев В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018.

3. О Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.