проступок, в основе которого лежит формальный критерий: размер наказания в виде лишения свободы.
Список литературы:
1. Озтюрк (Ойшк) против Германии. Постановление Европейского Суда по правам человека от 21 февраля 1984 г, жалоба N 8544/79, § 49.
2. Серебренникова А.В. Основные черты Уголовного Кодекса ФРГ, Москва, Диалог-МГУ, 1999.
3. RGBl. S.127.
4. BGHSt 43, 177.
5. J. Wessels/ W.Beulke. Strafrecht. Allgemeiner Teil. Die Straftat und ihr Aufbau. Heidelberg, 2008.
6. Strafgesetzbuch. 45. Auflage. Muenchen, 2008.
ответственность за нарушение требовании охраны
труда
Хисаева Л. И.
Магистрант,
Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск
RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LABOR PROTECTION
Khisaeva L.I.
Graduate student, Nizhnevartovsk State University
АННОТАЦИЯ
В России основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ). В статье 419 ТК РФ определены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Гражданин, виновный в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекается к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
ABSTRACT
In Russia, the main piece of legislation containing rules of labor protection is the Labor Code of the Russian Federation. The article 419 of the Labor Code e^ablished types of responsibility for violation of labor laws and other normative legal acts containing norms of labor law. Citizen , guilty of violating labor legislation and other acts containing norms of labor law , is subject to disciplinary and material responsibility in the manner prescribed by this Code and other federal laws , and is involved in civil , adminiSrative and criminal responsibility in the order e^ablished by the federal laws.
Ключевые слова: охрана труда, трудовой кодекс, ответственность, федеральный закон.
Keywords: Labor protection, labor Code, responsibility, the federal law.
В статье 189 ТК РФ раскрывается понятие ««дисциплина труда» - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения,...» [2]. В свою очередь, работодатель обязан создать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок на предприятии, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Так же в статье 189 ТК РФ определяется такое понятие, как правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.
В Российской Федерации законодательством предусмотрено четыре вида ответственности работодателей и работников за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности.
Дисциплинарная ответственность это обязанность понести наказание, установленное нормами трудового пра-
ва, за совершенный дисциплинарный проступок, которым признается противоправное, ненадлежащее исполнение либо виновное невыполнение работником своих трудовых обязанностей. Выделяют такие методы дисциплинарного воздействия, как замечание, выговор, лишение премии, перевод на нижеоплачиваемую должность и увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, положениями, уставами о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса в ред. ФЗ №90-ФЗ).
При предписании дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, предшествующая работа и поведение работника. Выбор определенной меры дисциплинарной ответственности находится в компетенции администрации предприятия.
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен запросить от работника письменное объяснение, если работником, в течение двух рабочих дней, указанное объяснение не представлено, то
составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения, не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. За дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Распоряжение (приказ) работодателя о применении дисциплинарного взыскания, объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня публикации.
Согласно ст. 382 ТК РФ, дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда либо в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Материальная ответственность. Одна из сторон трудового договора (работодатель/работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора, после причинения ущерба, не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, стороной причиненный другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В ст. 234 ТК РФ оговаривается, что работодатель должен возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате таких незаконных действий, как отстранения от работы, увольнения работника, перевода работника на другую работу (нарушение ст. ст. 72,74, 76, 77, 88 ТК РФ) и т.д.
В соответствии со ст. 248 ТК РФ, взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Возмещение причиненного ущерба, производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб организации.
Кодексом РФ об административных правонарушениях регулируется административная ответственность. Действующий КоАП устанавливает виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, административный арест и т.д.[1].
К наказуемым административным правонарушениям в сфере охраны труда, в соответствии с КоАП РФ, следует отнести: нарушение законодательства о труде и об охране труда; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению; невыполнение соглашения; сокрытие страхового случая; нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными вещами; нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение правил или норм эксплуатации дорожно-строительных и иных машин
и оборудования; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; нарушение требований пожарной безопасности; самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора.
Дело об административном нарушении возбуждается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, либо прокурором, вынесшим соответствующее постановление [3].
Нарушение законодательства о труде и об охране труда -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 5.27 КоАП, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет [1].
Дисквалификация является новой, для российского права и законодательства, мерой административного наказания. Дисквалификация - это лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном управлении, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность. Дисквалификация применяется к лицам, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Дисквалификация назначается судьей, и устанавливает на срок от шести месяцев до трех лет.
Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке в суде.
Уголовная ответственность наступает за совершение особо тяжких правонарушений, именуемых преступлениями, и поэтому является самым суровым видом правовой ответственности, заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступлений. Уголовная ответственность возникает тогда, когда деяние повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека, а также смерть человека или иные тяжкие последствия при авариях, пожарах и т.д. Уголовная ответственность должностных лиц предприятий (организаций) наступает при наличии в их деянии (т.е. действии либо бездействии) состава преступления.
Правонарушения в области охраны труда определены Уголовным кодексом РФ, устанавливающим уголовную ответственность за преступления, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ.
Уголовный кодекс РФ устанавливает категории преступлений (ст. 15 УК РФ). В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления не-
большой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы [4].
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
За совершение преступлений в сфере охраны труда в рамках УК РФ предусмотрены такие виды наказаний, как штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, ис-
правительные работы на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 5 лет, арест на срок от 3 до 6 месяцев, лишение свободы на срок от 2 до 10 лет [1].
Таким образом, законодательство устанавливает довольно широкий круг субъектов ответственности за нарушение в рассматриваемой сфере: это могут быть как юридические лица (предприятия, организации), так и лица физические -прежде всего так называемые должностные лица предприятий, а также работники не входящие в круг должностных лиц.
Список литературы
1. Справочник специалиста по охране труда. Сборник нормативных документов - Екатеринбург: ИД «Урал Юр Издат», 2007 - 488 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2016 года) - Новосибирск: Сиб. Унив. Из-во, 2008. - 191 с.
3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: Учебник для нач. проф. Образования / О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
4. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права : учебник. - М. : Статус, 2009. -Т. 1, - С. 43
теоретико-правовой анализ понятия паспортной
системы
Юлдашев Джахангир Хайитович
старший научный сотрудник-соискатель, Академия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан
THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF PASSPORT
SYSTEM
Yuldashev Jakhangir Xayitovich,
senior scientific researcher, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of UzbekiMan
АННОТАЦИЯ
В статье на основе анализа научных позиций относительно понятия и сущности паспортной системы, ее структурных элементов дается авторская дефиниция рассматриваемой сферы.
ABSTRACT
In the article the author analysed notion of passport sy^em and it's elements and elaborated new definition of it.
Ключевые слова: система, режим, паспортная система, паспортный режим, паспортно-регистрационный режим, регистрация, правовая норма.
Keywords: sy^em, passport sy^em, regime, passport regime, passport regi^ration regime, regi^ration, legal norm.
Введение: Среди многих проблем, стоящих сегодня перВ Деятельность по обеспечению паспортной системы, явля-
настоящее время значение паспортной системы возрастает ясь одним из основных направлений административно-пра-
не только в сфере укрепления социально-экономических вового контроля, имеет важное значение в предупреждении
основ государственного управления, но и в обеспечении террористическо-диверсионных действий, разоблачении
общественой безопасности и борьбе с преступностью. XXI лиц, осуществляющих приготовление к их совершению,
век настойчиво требует поиска новых подходов для обеспе- пресечении их деятельности, а также в обеспечении защиты
чения стабильности государств, выработки новых моделей общества от иных преступных посягательств.
безопасности, ибо серьезные проблемы, связанные с угро- До сегодняшнего дня ни в теории права, ни в законода-
зами терроризма и религиозного экстремизма до сегоднаш- тельстве не существует единого определения данного вида
него дня не нашли своего полного разрешения. контроля. Это в свою очередь становится предметом споров среди ученых юристов. Вопросы определения сущно-