Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ / ОПЫТ КНР / НАРКОСИТУАЦИЯ В КНР / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеслер Виктор Александрович, Цуканов Николай Николаевич, Куприянчик Татьяна Владимировна

В работе приводятся данные о наркоситуации в Китайской Народной Республике, а также о состоянии её административно-деликтного и уголовного законодательства об ответственности за наркоправонарушения в контексте сравнения с законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеслер Виктор Александрович, Цуканов Николай Николаевич, Куприянчик Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIABILITY FOR DRUG OFFENCES IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

Data on drug situation in the People’s Republic of China (PRC) as well as the state of its administrative and tortious, and criminal legislation about the liability for drug offences are presented in the article in the context of comparison with the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 343.9

DOI 10.51980/2542-1735_2022_3_108

Виктор Александрович ШЕСЛЕР,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

victor444@inbox.ru

Николай Николаевич ЦУКАНОВ,

заместитель начальника (по научной работе) Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор юридических наук, доцент nikolai zukanov@mail.ru

Татьяна Владимировна КУПРИЯНЧИК,

заведующий кафедрой иностранных

и русского языков Сибирского юридического института МВД России

(г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент tatvk56@gmail.com

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

THE LIABILITY FOR DRUG OFFENCES IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

В работе приводятся данные о наркоситуации в Китайской Народной Республике, а также о состоянии её административно-деликтного и уголовного законодательства об ответственности за наркоправонарушения в контексте сравнения с законодательством Российской Федерации.

Data on drug situation in the People's Republic of China (PRC) as well as the state of its administrative and tortious, and criminal legislation about the liability for drug offences are presented in the article in the context of comparison with the legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков, опыт КНР, наркоситуация в КНР, зарубежный опыт.

Keywords: the People's Republic of China, liability for offences related to the drug trafficking, the PRC experience, drug situation in the PRC, foreign experience.

История потребления наркотических средств и психотропных веществ в Китайской Народной Республике (далее - КНР, Китай) исчисляется столетиями. Уже в XI в. китайские врачи считали опиум лекарством и использовали его для лечения психических и соматических заболеваний [7, с. 141]. Начало

массового немедицинского потребления данного наркотика в Китае принято связывать с входом на рынок незаконного оборота наркотиков в XVIII в. британской компании по производству опия, в результате которого к началу XIX в. 13,5 млн китайцев регулярно посещали опийные курильни [3, с. 18-19].

108

№ 3(48)•2022

Такая ситуация побудила Китай принять различные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и их потреблению без назначения врача на международном и внутреннем уровнях. 23 января 1912 г. Китай ратифицировал первое международное соглашение о контроле за оборотом наркотических средств - Международную опиумную конвенцию, заключенную в Гааге.

В результате реализации «Циркулярного приказа о строгом запрещении опиума и других наркотиков» (24 февраля 1950 г.) в течение трех лет удалось добиться коренного изменения наркоситуации. В основе лежали действия репрессивного характера, применяемые к производителям, распространителям и потребителям наркотиков. Производство и распространение наркотиков каралось смертной казнью. Лица, страдающие наркоманией, подвергались принудительному лечению, которое зачастую сводилось только к отказу в доступе к наркотическим средствам [1, с. 137].

Впоследствии Китаем был ратифицирован ряд ключевых нормативных правовых актов международного характера в сфере борьбы с наркотическими средствами: Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.), Конвенции о психотропных веществах (1971 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

28 декабря 1990 г. издано решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о борьбе с наркотиками. 29 декабря 2007 г. издан Закон КНР «О борьбе с наркотиками». В этих нормативных правовых актах отражены основные направления борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

К основным субъектам, реализующим государственную антинаркотическую политику, относятся Министерство общественной безопасности, полиция, Национальная комиссия по контролю за наркотиками (NN00, состоит из представителей 14 ведомств), Государственный рабочий комитет по СПИДУ (БСАШСО, координирует действия органов

db Wm

общественной безопасности и здравоохранения) [9, с. 33-34]. При этом борьба против наркотиков провозглашается обязанностью всего общества [4]. В соответствии со ст. 5 Закона КНР «О борьбе с наркотиками» Государственный совет учреждает национальный комитет по борьбе с наркотиками, который отвечает за организацию, координацию и руководство борьбой с наркотиками в масштабах всей страны, органы местного самоуправления на уровне округа или выше могут в свете необходимости борьбы с наркотическими средствами создавать комитеты по борьбе с наркотиками, которые будут нести ответственность за организацию, координацию и руководство борьбой с наркотическими средствами.

Серьезное внимание уделяется вопросам противодействия наркотизации населения. Народные правительства на всех уровнях и соответствующие департаменты должны защищать информаторов, поощрять или вознаграждать лиц, сообщающих информацию, которые совершили заслуги, а также подразделения или отдельных лиц, которые внесли выдающийся вклад в борьбу с наркотическими средствами (ст. 9 Закона КНР «О наркотических средствах»). Административные отделы образования и школ должны включать знания о борьбе с наркотическими средствами в систему образования и обучения, чтобы распространять среди учащихся знания о необходимости борьбы с наркотическими средствами. Органы общественной безопасности, судебные управления и административные управления здравоохранения должны оказывать помощь в этом отношении. Обязанность информировать несовершеннолетних о вреде наркотических средств и не допускать их употребления внутрь или инъекции наркотических средств или совершения любых других уголовных преступлений, связанных с такими наркотиками, прямо возложена на родителей или опекунов несовершеннолетних.

Система оказания медицинской помощи лицам, страдающим наркозависимостью, значительно отличается от российской. Срок лечения наркозависимости по месту жительства составляет три года. При этом в отношении

человека, который серьезно зависим от наркотических средств и которого трудно вылечить от такой зависимости путем лечения в общине, орган общественной безопасности может непосредственно принять решение о его принудительной изоляции для реабилитации от наркозависимости.

Решение о принудительной изоляции принимается органом общественной безопасности во внесудебном порядке. В Центрах принудительного содержания для реабилитации от наркозависимости обеспечивается разделение лиц, получающих лечение от наркозависимости, на группы по полу, возрасту, состоянию здоровья и т.д. В соответствии с техническими стандартами могут назначаться наркотические или психотропные вещества. Срок принудительной изоляции для реабилитации от наркозависимости составляет два года. Не ранее чем через год этот срок может быть сокращен, а также при необходимости продлен максимум до одного года.

Несмотря на более чем вековой опыт противодействия незаконному обороту наркотиков в Китае ситуация в стране в этой сфере остается стабильно напряженной. По оценкам правительства Китая, в 2019 г. в стране насчитывалось 2,14 млн наркопотребителей (0,16% населения страны). Самыми распространенными наркотиками остаются метам-фетамин (55,2%, 1,18 млн наркопотребителей)), героин (37,5%) и кетамин (2,3%)1. По неофициальным данным в Китае количество лиц, которые пробовали наркотики, составляет 14 млн [5, с. 69].

Границы Китая со странами «золотого полумесяца»2 создают условия для контрабандных поставок различных наркотиков в это государство. Китай как самая населенная страна в мире с ее постоянно растущим уровнем жизни привлекает пристальное вни-

мание мировых наркосиндикатов [6, с. 89]. Материалы отдельных исследований свидетельствуют о том, что Китай является мировым лидером по производству синтетических наркотиков [2, с. 37].

Кроме того, Китай занимает одно из лидирующих мест в мире по изготовлению наркотических препаратов, используемых в медицине, таких как фенобарбитал бензоди-

азепин, что в определенной степени создает условия для утечки3 этих веществ.

Законодательством Китайской Народной Республики предусматривается административная и уголовная ответственность за совершение ряда незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В ст. 62 Закона КНР от 29 декабря 2007 г. «О борьбе с наркотиками» употребление наркотических средств признается административным правонарушением и влечет административное наказание в виде штрафа. В том случае, если наркопотребитель обращается в орган общественной безопасности по собственной инициативе или в квалифицированное медицинское учреждение для лечения наркозависимости, он освобождается от каких-либо штрафов4.

В соответствии со ст. 9 Закона Китая об административных наказаниях по состоянию на 2021 г. (далее - Закон КНР «Об административных наказаниях») административные санкции включают следующие виды:

- предупреждение или распространение уведомления о критике;

- штрафы, конфискация доходов, полученных незаконным путем, или конфискация незаконного имущества;

- приостановление действия лицензий, понижение уровня квалификации или отзыв лицензий;

1 См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2020 год. URL: https://www.incb.org/ documents/Publications/AnnualReports/AR2020/Annual_Report/E_INCB_2020_1_rus.pdf.

2 Под странами «золотого полумесяца» понимаются страны с крупными плантациями опиумного мака - Афганистан, Иран, Пакистан.

3 Термин, означающий выход законно изготовленных наркотических средств из законного оборота и попадание их в незаконной оборот.

4 Закон Китая о борьбе с наркотиками от 29.12.2007. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/anti-drug-law-of-china-20071229 (дата обращения: 26.03.2022); Закон КНР «Об административных наказаниях». URL: https:// chinahelp.me/administrative-law/zakon-knr-ob-administrativnyih-nakazaniyah (дата обращения: 26.03.2022).

~ 110 ~

№ 3(48)•2022

- ограничение производства или деловой активности, приказ о приостановке производства или бизнеса, приказ о закрытии бизнеса или ограничение участия в определенных деловых операциях;

- административное задержание и другие административные санкции.

Никакое административное наказание не может быть установлено никаким нормативным документом, кроме законов, административных постановлений или постановлений правительства (ст. 16). Допускается ситуация, при которой закон не предусматривает административных наказаний за его нарушения, в этом случае санкции могут быть дополнены административными постановлениями, применяющими закон. Если законы или административные постановления не содержат положений об административных наказаниях за их нарушения, такие штрафы могут быть дополнены местными постановлениями для выполнения законов и административных постановлений.

В ст. 65, 68, 69 Закона КНР от 29 декабря 2007 г. «О борьбе с наркотиками» используется оборот «должен быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законом, если нарушение не является достаточно серьезным, чтобы составлять преступление, ... налагается штраф в соответствии с положениями соответствующих законов и

db Wm

административных правил», что свидетельствует о смежном характере соотношения уголовной и административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотикам, по законодательству Китая.

Нормы об уголовной ответственности за наркопреступления преимущественно содержатся в параграфе 7 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее - УК КНР) «Преступления, связанные с контрабандой, сбытом, перевозкой и изготовлением наркотиков» [здесь и далее: 8].

В УК КНР, в отличие от отечественного уголовного закона, содержится дефиниция наркотиков, под которыми понимаются опиум, героин, метиламфетамин («ледяной наркотик»), морфий, гашиш, кокаин, а также иные находящиеся под контролем государства наркотические и психотропные вещества, могущие вызвать у людей привыкание (ст. 357 УК КНР). В абз. 2 этой нормы содержатся правила определения размера наркотиков. Их количество определяется исходя из фактически установленного объема, а не из чистых веществ после их возможной переработки.

Сходство и различия нормативного решения ключевых вопросов, связанных с противодействием наркоправонарушениям в Российской Федерации и КНР, можно проследить по представленной таблице.

Действие (квалификация по законодательству Российской Федерации) Ответственность по законодательству Китайской Народной Республики Примечание

1. Потребление без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) Статья 62 Закона КНР «О борьбе с наркотиками» Лицо, употребляющее наркотические средства или вводящее им инъекцию, подлежит наказанию за обеспечение общественной безопасности в соответствии с законом. Если наркопотребитель обращается в орган общественной безопасности для регистрации по собственной инициативе или обращается в квалифицированное медицинское учреждение для лечения наркозависимости, он освобождается от каких-либо штрафов - правонарушение признается законодательством КНР посягающим на общественную безопасность. Минимальные и максимальные наказания не определены. Наказание назначается в соответствии с требованиями Закона КНР «Об административных наказаниях»; - ответственность за незаконное потребление наркотиков исходя из места совершения противоправного деяния не дифференцируется; - предусмотрена возможность освобождения от штрафа только в том случае, если наркопотребитель обращается в орган общественной безопасности или обращается в квалифицированное медицинское учреждение для лечения наркозависимости по собственной инициативе

Действие (квалификация по законодательству Российской Федерации) Ответственность по законодательству Китайской Народной Республики Примечание

2. Хранение в определенных размерах (ст. 6.8 КоАП РФ, ст. 228 УК РФ) Статья 59 Закона КНР «О борьбе с наркотиками» Если лицо совершает незаконное хранение наркотических средств, оно подлежит уголовной ответственности в соответствии с законом; если дело не является достаточно серьезным, чтобы составлять преступление, на него должно быть наложено наказание за обеспечение общественной безопасности в соответствии с законом - в основе критерия разграничения административной и уголовной ответственности лежит «серьезность нарушения», которая оценивается исходя из размера наркотического средства;

Статья 348 УК КНР. Незаконное хранение наркотиков Незаконное хранение опиума в количестве одной тысячи граммов и более, героина или метиламфетамина в количестве пятидесяти граммов и более или иных наркотиков в крупном объеме - наказывается лишением свободы на срок семь и более лет или пожизненным лишением свободы и дополнительно - штрафом; то же деяние при хранении опиума в количестве двухсот граммов и более, но менее одной тысячи граммов, героина или метиламфетамина в количестве десяти граммов и более, но менее пятидесяти граммов, или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме -наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором и дополнительно - штрафом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом - акцентируется внимание на отдельных видах наркотиков и их размерах; - повышается наказуемость предусмотренных в ст. 348 УК КНР действий, совершенных при отягчающих обстоятельствах (понятие этого признака не раскрывается, является оценочным)

3, 4. Контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), сбыт ст. 228.1 УК РФ Статья 59 Закона КНР «О борьбе с наркотиками» Если лицо совершает любое из следующих действий, составляющих преступление, оно подлежит уголовной ответственности в соответствии с законом; если дело не является достаточно серьезным, чтобы составлять преступление, на него должно быть наложено наказание за обеспечение общественной безопасности в соответствии с законом: (1) контрабанда, продажа, транспортировка или изготовление наркотических средств; (2) незаконное хранение наркотических средств; (3) незаконное выращивание наркосодержащих растений наркотических средств; (4) незаконный оборот, транспортировка, ношение или хранение семян или саженцев наркосодержащих растений, которые не инактивированы; (5) незаконное распространение методов изготовления наркотических или психотропных веществ или химических материалов, которые могут быть легко преобразованы в наркотические средства; (6) принуждение или подстрекательство другого человека к употреблению наркотиков или инъекций, либо соблазнение или склонение его к этому; или же (7) предоставление наркотических средств другому человеку. Статья 347 УК КНР. Контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление наркотиков Контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление наркотиков, независимо от их количества, влекут уголовную ответственность и подлежат наказанию в соответствии с настоящим Кодексом. Контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление наркотиков при наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств - наказываются лишением свободы на срок пятнадцать лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью и дополнительно - конфискацией имущества: - предусматривается возможность наступления административной ответственности, «если дело не является достаточно серьезным, чтобы составлять преступление»; - предусматривается уголовная ответственность юридических лиц; - усиливается наказуемость контрабанды или сбыта наркотиков при вовлечении в совершение этих действий несовершеннолетних; - усиливается ответственность за некоторые проявления групповой контрабанды или сбыта наркотиков (руководство группой, занимающейся контрабандой или сбытом наркотиков, вооруженное прикрытие контрабанды или сбыта наркотиков, участие в организованном международном наркобизнесе); - ужесточается ответственность за контрабанду или сбыт наркотиков, сопряженных с сопротивлением с применением насилия при проведении досмотра, задержания и ареста; - раскрываются отдельные правила квалификации продолжаемых сбыта и контрабанды наркотиков (неоднократная контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление наркотиков, не повлекшие за собой наказания ранее, - наказываются исходя из общего объема наркотиков);

112 ~ № 3 (48) • 2022

' Л;'.

Действие (квалификация по законодательству Российской Федерации) Ответственность по законодательству Китайской Народной Республики Примечание

1) контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление опиума в количестве тысячи грамм и более, героина или метиламфетамина в количестве пятидесяти граммов и более или иных наркотиков в крупном объеме; 2) руководство группой, занимающейся контрабандой, сбытом, перевозкой или изготовлением наркотиков; 3) вооруженное прикрытие контрабанды, сбыта, перевозки или изготовления наркотиков; 4) сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию и аресту при отягчающих обстоятельствах; 5) участие в организованном международном наркобизнесе. Контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление опиума в количестве двухсот граммов и более, но менее одной тысячи граммов, героина или метиламфетамина в количестве десяти граммов и более, но менее пятидесяти граммов, или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме - наказываются лишением свободы на срок семь и более лет со штрафом. Контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление опиума в количестве менее двухсот граммов, героина или метиламфетамина в количестве менее десяти граммов или иных наркотиков в небольшом объеме - наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором и дополнительно -штрафом; те же деяния, совершенные при отягчающих обстоятельствах, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом. Если преступления, упомянутые в частях второй, третьей, четвертой настоящей статьи, совершены организацией, то по отношению к организации применяется штраф, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие непосредственно ответственные лица - наказываются в соответствии с указанными частями настоящей статьи. Использование, подстрекательство несовершеннолетних к контрабанде, сбыту, перевозке или изготовлению наркотиков либо продажа наркотиков несовершеннолетним - наказываются более строго в пределах настоящей статьи. Неоднократная контрабанда, сбыт, перевозка или изготовление наркотиков, не повлекшие за собой наказания ранее, - наказываются исходя из общего объема наркотиков - в качестве дополнительного наказания устанавливается конфискация имущества; - предусматривается максимальное наказание в виде смертной казни

5. Легализация (отмывание денежных средств, полученных в результате совершения преступления) (общая норма) ст. 174 УК РФ Статья 191 УК КНР. Отмывание денег Совершение любого из нижеперечисленных действий в отношении имущества, заведомо добытого в результате преступной деятельности, связанной с наркотиками, осуществляемой преступными сообществами, сопряженной с терроризмом, контрабандой, нарушением порядка управления финансами, финансовым мошенничеством, в целях сокрытия источников приобретения и характера такого имущества - помимо конфискации добытых преступным путем наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или арестом, дополнительно или в качестве самостоятельного наказания штрафом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом: 1) предоставление финансового расчетного счета; 2) обращение имущества в денежные средства или в векселя, ценные бумаги; - установлена уголовная ответственность за отмывание денег юридическими лицами; - специально криминализированы отдельные формы соучастия в утаивании денег (предоставление расчетного счета, содействие в переводе денежных средств за границу) и прикосновенности к преступлению (утаивание и сокрытие источников и характера доходов)

Действие (квалификация по законодательству Российской Федерации) Ответственность по законодательству Китайской Народной Республики Примечание

3) перевод денежных средств путем перевода со счета на счет или путем использования иных способов расчета; 4) содействие в переводе денежных средств за границу; 5) утаивание и сокрытие иными способами источников и характера доходов, полученных преступным путем. Если преступление, упомянутое в части первой настоящей статьи, совершено организацией, то по отношению к организации применяется штраф, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие непосредственно ответственные лица наказываются по части первой настоящей статьи

6. Обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ, ст. 61 УК РФ); обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ, ст. 63 УК РФ) Статья 62 УК КНР. Назначение наказания более мягко или более строго в пределах санкции При наличии обстоятельств, определенных настоящим Кодексом как отягчающих или смягчающих ответственность, необходимо учитывать их при вынесении приговора в пределах санкций, установленных настоящим Кодексом. Статья 63 УК КНР. Назначение наказания ниже низшего предела санкции При наличии предусмотренных настоящим Кодексом смягчающих наказание обстоятельств следует назначить наказание ниже низшего предала санкции, а при наличии нескольких предусмотренных санкций следует назначить наказания в пределах более легкой санкции. (в ред. Постановления ПК ВСНП одиннадцатого созыва от 25 февраля 2011 г.) Если обстоятельства, требующие предусмотренного настоящим Кодексом назначения наказания ниже низшего предела санкции, отсутствуют, но с учетом исключительных обстоятельств дела вынесение минимального наказания, установленного настоящим Кодексом, признается чрезмерно строгим, то по решению Верховного народного суда также может быть назначено наказание ниже низшего предела санкции, установленного настоящим Кодексом - законодательство об административной ответственности не устанавливают формализованные перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих обстоятельств; - общий перечень смягчающих обстоятельств в УК КНР отсутствует, смягчающие обстоятельства являются оценочным признаком; - общий перечень отягчающих обстоятельств в УК КНР отсутствует. В некоторых составах преступлений эти обстоятельства раскрываются, в отдельных - являются оценочными; - наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств влияет на вид и размер наказания, а также на особенности его исполнения (например, при наличии отягчающих обстоятельств смертная казнь может быть приведена в исполнение)

Интерес представляют и иные особенности и положения антинаркотического законодательства КНР. Так, в уголовном законе КНР отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за хищение и вымогательство наркотиков, нарушение правил оборота наркотиков, повлекшее их утрату, предусмотренные в УК РФ.

В ст. 349 УК КНР предусмотрена специальная норма о прикосновенности к наркопреступлению. По этой статье, в частности, наказываются укрывательство лиц, занимающихся контрабандой, сбытом, перевозкой или изготовлением наркотиков (наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором вне зависимости от размера наркотиков, с которыми были совер-

шены незаконные действия). В п. 5 ст. 240 УК КНР предусмотрен специальный квалифицирующий признак - сопряженность с похищением женщины или ребенка в целях продажи с применением наркотических средств. Эти действия наказываются лишением свободы на срок десять и более лет или пожизненным лишением свободы и дополнительно штрафом или конфискацией имущества.

Так, в ст. 287-1 УК КНР установлена уголовная ответственность за незаконное использование информационной сети, выразившееся в распространении информации об изготовлении, сбыте наркотиков. Такие действия наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом и дополнительно или в качестве самостоятельного

наказания штрафом. При совершении этих действий организацией к ответственности привлекается организация и несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие непосредственно ответственные лица.

Уголовная ответственность за незаконные действия с наркотиками наступает с 16 лет. Исключение составляет сбыт наркотиков. За это деяние ответственность наступает с 14 лет (ст. 17 УК КНР). При наличии особо отягчающих обстоятельств совершенного преступления (признак в уголовном законе не трактуется, является оценочным) уголовной ответственности за наркопреступление может быть подвергнуто лицо, достигшее возраста 12 лет.

Китайский законодатель применяет принципы гуманизма и экономии репрессии при наказуемости отдельных категорий лиц. Так, лица, не достигшие 18 лет и совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, подлежат более мягкому наказанию в пределах санкции либо им назначается наказание ниже низшего предела санкции (ст. 17 УК КНР). Аналогичные правила действуют при назначении наказания глухонемым и слепым, совершившим преступление (ст. 19 УК КНР). Иностранным гражданам в качестве дополнительного уголовного наказания может быть установлено выдворение (ст. 35 УК КНР).

В целом можно сделать следующие выводы.

Во-первых, китайский законодатель устанавливает как уголовную, так и административную ответственность за незаконные дей-

db W9

ствия, связанные с оборотом наркотиков. Уголовная ответственность за незаконные действия с наркотиками дифференцируется исходя из объема предмета преступления (крупный, сравнительно крупный, небольшой), совершаемых с ним действий (хранение, сбыт), определенных обстоятельств (например, сопряженность незаконных действий с оказанием сопротивления, с участием в наркобизнесе), способа совершения (группового, с использованием несовершеннолетних), субъекта преступления (лицо, повторно совершившее наркопреступление; лицо, использующее свое служебное положение при совершении наркопреступления) и других обстоятельств.

Во-вторых, в УК Китая предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности за наркопреступления (например, добровольная ликвидация посадок мака).

В-третьих, законодатель КНР в нормах о наркопреступлениях выделяет такие специальные формы соучастия, как участие в наркобизнесе, пособничество в изготовлении.

В-четвертых, в УК КНР предусматривается ответственность за наркопреступления юридических и физических лиц (при наличии определенных обстоятельств физические лица несут ответственность с 12 лет).

В-пятых, за наркопреступления предусмотрены конкретно определенные, относительно определенные и альтернативные санкции в виде лишения свободы, ареста, надзора, штрафа, конфискации имущества; за отдельные наркопреступления установлена высшая мера наказания - смертная казнь.

Вестник Сибирского юридического

России

Библиографический список

1. Диченко, А. Борьба с незаконным оборотом наркотиков в КНР: история, современность, международный аспект / А. Диченко // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - N 2.

2. Иващенко, А.С. Производство и распространение наркотиков в странах Азии во второй половине XX - начале XXI вв.: причины интенсификации и противодействия / А.С. Иващенко // Вестник АГУ. - 2019. - Вып. 3(244).

3. Козлов, A.A. Злоупотребление наркотиками, ВИЧ/СПИД и антинаркотическая политика в Китайской Народной Республике и Гонконге / А.А. Козлов // Наркология. - 2009. -Т. 8. - N 6(90).

4. Колесников, К.А. Консолидация антинаркотического законодательства: опыт Китайской Народной Республики / К.А. Колесников // Наркоконтроль. - 2012. - N 1.

5. Комиссина, И.Н. Наркоситуация в Китае: последствия для России / И.Н. Комиссина // Проблемы национальной стратегии. - 2014. - N 1(22).

6. Николаев, А.М. Борьба таможенных органов КНР с контрабандой наркотиков / А.М. Николаев // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2015. - N 3(72).

7. Петров, Г.Ю. Опиумные войны и легализация наркопотребления в Китае нового времени / Г.Ю. Петров // Историко-экономические исследования. - 2008. - Т. 9. - N 2.

8. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под общ. ред. проф. А.И. Чучаева и проф. А.И. Коробеева ; пер. с китайского проф. Хуан Даосю. - 2-е изд. - М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2021.

9. Шевцова, Ю.Б. О борьбе с наркотиками и о заместительной метадоновой терапии в Китае и Гонконге / Ю.Б. Шевцова // Российский психиатрический журнал. - 2009. - N 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.