Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНЛЯНДИИ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ / ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ / НАРКОСИТУАЦИЯ В ФИНЛЯНДИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканов Николай Николаевич, Куцкель Максим Вячеславович, Цуканов Даниил Николаевич

Вступление в 1995 г. в Европейский Союз негативно сказалось на наркоситуации в Финляндии, способствовало как увеличению количества противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, так и появлению большего числа активных потребителей наркотиков. В работе приводятся общие данные о наркоситуации в Финляндии, а также данные о состоянии административно-деликтного и уголовного антинаркотического законодательства Финляндии. Материал приводится в контексте сравнения с законодательством Российской Федерации. Изложенное позволяет констатировать схожесть многих характеристик антинаркотического законодательства Российской Федерации и Финляндии. К числу наиболее ярких особенностей можно отнести следующие: 1) антинаркотическое законодательство Финляндии не предусматривает выделение административной ответственности за соответствующие правонарушения, применяются нормы уголовной ответственности, в том числе за незаконное потребление наркотических средств. Значительное внимание уделяется вопросам уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных в результате совершения преступлений; 2) допускается применение мер уголовной ответственности к организациям; 3) яркой особенностью служит порядок определения размера налагаемого штрафа в зависимости от размера дохода лица, привлекаемого к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цуканов Николай Николаевич, Куцкель Максим Вячеславович, Цуканов Даниил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY FOR DRUG OFFENSES IN FINLAND

Accession to the European Union in 1995 had a negative impact on the drug situation in Finland, contributed to both an increase in the number of illegal acts in the field of drug trafficking, and the emergence of a larger number of active drug users. The paper provides general data on the drug situation in Finland, as well as data on the state of administrative-tort and criminal anti-drug legislation in Finland. The material is presented in the context of comparison with the legislation of the Russian Federation.The foregoing allows us to state the similarity of many characteristics of the anti-drug legislation of the Russian Federation and Finland. Among the most striking features are the following: 1) Finnish anti-drug legislation does not provide for the allocation of administrative responsibility for the relevant offenses, the norms of criminal liability are applied, including for illegal consumption of narcotic drugs. Considerable attention is paid to the issues of criminal liability for the legalization of income received as a result of crimes; 2) it is allowed to apply measures of criminal liability to organizations; 3) a striking feature is the procedure for determining the amount of the imposed fine, depending on the amount of income of the person held liable.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРКОПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНЛЯНДИИ»

Ответственность за наркоправонарушения в Финляндии

Цуканов Николай Николаевич,

д.ю.н., доцент, заместитель начальника Сибирского юридического института МВД России E-mail: Nikolai_Zukanov@mail.ru

Куцкель Максим Вячеславович,

преподаватель Сибирского юридического института МВД России

E-mail: makc-95-09@mail.ru

Цуканов Даниил Николаевич,

курсант Омской академии МВД России E-mail: czukanov01@bk.ru

Вступление в 1995 г. в Европейский Союз негативно сказалось на наркоситуации в Финляндии, способствовало как увеличению количества противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, так и появлению большего числа активных потребителей наркотиков. В работе приводятся общие данные о наркоситуации в Финляндии, а также данные о состоянии административно-деликтного и уголовного антинаркотического законодательства Финляндии. Материал приводится в контексте сравнения с законодательством Российской Федерации.

Изложенное позволяет констатировать схожесть многих характеристик антинаркотического законодательства Российской Федерации и Финляндии. К числу наиболее ярких особенностей можно отнести следующие: 1) антинаркотическое законодательство Финляндии не предусматривает выделение административной ответственности за соответствующие правонарушения, применяются нормы уголовной ответственности, в том числе за незаконное потребление наркотических средств. Значительное внимание уделяется вопросам уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных в результате совершения преступлений; 2) допускается применение мер уголовной ответственности к организациям; 3) яркой особенностью служит порядок определения размера налагаемого штрафа в зависимости от размера дохода лица, привлекаемого к ответственности.

Ключевые слова: зарубежный опыт противодействия наркопреступности, ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков, опыт Финляндии, наркоситуация в Финляндии.

Вступление в 1995 г. в Европейский Союз негативно сказалось на наркоситуации в Финляндии, способствовало как увеличению количества противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, так и появлению большего числа активных потребителей наркотиков. Согласно официальным данным за 2006 год, 14,8% населения Финляндии в возрасте 15-64 лет хотя бы раз пробовали наркотики. В отличие от многих других европейских стран, где основным наркотиком является героин, в Финляндии наиболее распространенными являются амфетамины[1]. В 2010 г. при проведении опроса населения 17% опрошенных в возрасте 15-69 лет признались, что хотя бы один раз в жизни употребляли запрещенное наркотическое вещество. При этом «в прошлом году» людей, употреблявших наркотики было 4,5%, а в «прошлом месяце» - 1,5%. Количество людей, когда-либо в жизни пробовавших какое-либо запрещенное наркотическое вещество, с 1992 по 2010 г. возросло у мужчин с 7% до 18%, а у женщин с 4% до 14%. По результатам опроса 2010 г. число людей, когда-либо за свою жизнь попробовавших марихуану, составило 16,9%.[2] Ежегодные опросы, направленные на изучение наркоситуации, свидетельствуют о повышении интереса граждан Финляндии к наркотическим средствам.

Случаи, связанные с врачебными злоупотреблениями, являются довольно редкими, а приобретение наркотических лекарственных средств в аптеках по поддельным рецептам еще более осложнено введением по всей Финляндии системы электронных рецептов. Помимо наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (государственное регулирование в отношении веществ, препаратов и растений, рассматриваемых в качестве наркотических средств, принято в Хельсинки 28 августа 2008 г. [3]) законодателем Финляндии в 2014 г. был наложен запрет на оборот и потребление новых психоактивных веществ, перечень которых стал формироваться в виде постановления правительства. В целях противодействия распространению данных веществ, а также сбора необходимой для своевременного предупреждения правонарушений информации, осуществления профилактической деятельности создан Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН). Началом работы Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании на территории Финляндии можно считать январь 2018 г. В рамках работы центра сформирована и находится в стадии реализации стратегия ЕЦМНН до 2025 г. Данный документ отражает приоритеты, руководящие принципы и долгосрочное направление развития антинаркотической стратегии в ЕС[4, с. 66].

5 -о

сз

<

Субъектом, ответственным за координацию антинаркотической политики в Финляндии, остается Министерство социального обеспечения и здравоохранения. Важнейшим координационным органом является национальная координационная группа по антинаркотической политике, в которую помимо представителей Министерства социального обеспечения и здравоохранения входят представители Министерства внутренних дел, Департамента полиции, Министерства юстиции, Прокуратуры, Министерства финансов, Таможни, Министерства образования и культуры, Управления образования, Министерства иностранных дел, Национального института охраны здоровья и социального обеспечения (THL) и Агентства безопасности и развития в области фармацевтики ^теа). Группа рассматривает важные с точки зрения антинаркотической политики вопросы, находящиеся на стадии подготовки, поправки в законодательные акты и результаты исследований, а также вносит предложения. Координационная группа отчитывается перед правительством об обстановке в сфере наркотических средств и о новых мероприятиях[5].

Эффективность антинаркотической политики отслеживается с помощью большого числа различных показателей: распространенность употребления наркотических веществ по возрастным группам, количество людей, злоупотребляющих наркотиками, сроки стационарного лечения, уровень смертности от употребления наркотиков, связанные с употреблением наркотиков случаи заболевания инфекционными болезнями, количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, количество произведенных конфискаций наркотических веществ и количество направлений на лечение, выданных органами полиции.

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим ответственность за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков в Финляндии, является Уголовный кодекс Финляндии (далее - УК Финляндии).

Сходство и различия нормативного решения ключевых вопросов, связанных с противодействием наркоправонарушениям в Российской Федерации и Финляндии, можно проследить по представленной таблице.

Таблица

Действие Ответственность по законодательству Финляндии Примечание

1. Потребление без назначения врача (статья 6.9 Ко-АП РФ) Уголовный кодекс Финляндии Глава 50. Преступления, связанные с наркотиками (1304/1993) Статья 2 (а). Незаконное употребление наркотиков (654/2001) Лицо, которое незаконно употребляет, для личного пользования имеет или пытается получить небольшое количество наркотического вещества, подлежит наказанию за незаконное употребление наркотических средств в виде штрафа или лишения свободы на срок не более шести месяцев В уголовном законе Финляндии предусмотрены специальные основания освобождения от ответственности за потребление наркотических средств. В частности, статья 7 главы 50 УК Финляндии устанавливает, что обвинение и наказание за потребление наркотических веществ или иные преступления, связанные с потреблением наркотических средств, могут быть отменены в случае признания противоправного деяния незначительным, с учетом при этом количества и типа вещества, ситуации, в которой оно используется, и других обстоятельств. Обвинение и наказание могут быть отменены также в том случае, если виновный обратился за лечением, одобренным Министерством социальных дел и здравоохранения

2. Хранение в определенных размерах (статья 6.8 КоАП РФ, статья 228 УК РФ) Глава 50. Преступления, связанные с наркотиками (1304/1993) Статья 1. Преступление, связанное с наркотиками (374/2008) Лицо, которое незаконно: 1) производит или пытается произвести наркотическое вещество, выращивает или пытается вырастить растение коки, кат ^^ edulis) или псилоцибиновые грибы; 2) выращивает или пытается выращивать растения опийного мака, конопли или кактуса, содержащие мескалин, для использования в качестве наркотического вещества или сырья для наркотического вещества или для использования в производстве или изготовлении наркотического вещества; 3) ввозит или пытается ввезти, вывозит или пытается вывозить наркотическое вещество, перевозит его, пытается перевезти или пыталось его перевезти; 4) продает, поставляет, передает или иным образом распространяет или пытается распространять наркотическое вещество; 5) хранит или пытается получить наркотическое вещество, — наказывается за преступление, связанное с наркотиками, штрафом или лишением свободы на срок не более двух лет Используется технический прием, при котором деление на части статьи УК не связано с детализацией применяемой санкции. С указанием на объективную сторону противоправных деяний в статьях главы 50 УК Финляндии предусмотрена также ответственность за покушение на указанные преступления. При этом отсутствует какая-либо дифференциация наказания между самим деянием и покушением на него

Действие Ответственность по законодательству Финляндии Примечание

3. Контрабанда (статья 229.1 УК РФ) Глава 46. Правонарушения, связанные с импортом и экспортом (42/2009) Статья 4. Контрабанда (769/1990) 1. Лицо, которое без соответствующего разрешения или иным образом в нарушение положений или правил об импорте или экспорте импортирует, экспортирует или пытается импортировать или экспортировать товары, импорт или экспорт которых запрещен или требует разрешения или инспекции органа, подлежит наказанию за контрабанду в виде штрафа или тюремного заключения сроком не более двух лет. 2. Также лицо, которое умышленно или по грубой небрежности нарушило Закон о ветеринарных проверках на границе (1192/1996), положение или приказ, отданный в целом или в отдельном случае на его основе, импортирует или пытается импортировать, перевозить, обрабатывать или хранить животных или товары, подлежит наказанию за контрабанду (400/2002). Раздел 5 - Мелкая контрабанда (769/1990) Если контрабанда при оценке в целом, с должным учетом стоимости или количества товаров или других обстоятельств, связанных с преступлением, считается мелкой, преступник должен быть приговорен за мелкую контрабанду к штрафу Нормами УК Финляндии предусмотрено несколько составов преступлений, связанных с контрабандой товаров (в том числе изъятых из свободного оборота). Статьей 4 главы 46 предусмотрена ответственность за контрабанду, в то время как статьей 5 этой же главы установлены наказания за деяния, рассматриваемые как «мелкая контрабанда». Критериями разграничения указанных составов должны являться стоимость или количество товаров, а также иные обстоятельства совершения противоправных деяний

4. Сбыт (статья 228.1 УК РФ) Глава 50. Преступления, связанные с наркотиками (1304/1993) Статья 1. Преступление, связанное с наркотиками (374/2008) Лицо, которое незаконно: 1) производит или пытается произвести наркотическое вещество, выращивает или пытается вырастить растение коки, кат (Са^а edulis) или псилоцибиновые грибы; 2) выращивает или пытается выращивать растения опийного мака, конопли или кактуса, содержащие мескалин, для использования в качестве наркотического вещества или сырья для наркотического вещества или для использования в производстве или изготовлении наркотического вещества; 3) ввозит или пытается ввезти, вывозит или пытается вывозить наркотическое вещество, перевозит его, пытается перевезти или пыталось его перевезти; 4) продает, поставляет, передает или иным образом распространяет или пытается распространять наркотическое вещество; 5) хранит или пытается получить наркотическое вещество, — наказывается за преступление, связанное с наркотиками, штрафом или лишением свободы на срок не более двух лет. Статья 2. Преступление, связанное с наркотиками, при отягчающих обстоятельствах. (1304/1993) Если в деле о наркотиках: 1) предметом преступления является очень опасное наркотическое вещество или наркотическое вещество в большом количестве; 2) извлекается значительная финансовая выгода; 3) преступление совершено в рамках деятельности организованной преступной группы, указанной в главе 6, статье 5, подразделе 2, в частности организованной для совершения серьезных преступлений, связанных с наркотиками (564/2015); 4) создается серьезная опасность для жизни или здоровья нескольких лиц; 5) наркотическое вещество распространяется среди несовершеннолетних или иным нечестным способом, а преступление, связанное с наркотиками, отягчается при его оценке в целом, — виновный подлежит наказанию за преступление, связанное с наркотиками, в виде лишения свободы на срок от одного до десяти лет Ответственность за сбыт наркотических средств установлена двумя статьями УК Финляндии. Часть 4 статьи 1 главы 50 предусматривает общую норму, устанавливающую ответственность за сам сбыт, а также приготовление к нему. В то же время в части 5 статьи 2 главы 50 закреплен квалифицированный состав преступления, связанный со сбытом наркотических средств несовершеннолетним либо путем обмана (иным нечестным способом), с отягчающими обстоятельствами, установленными на основе анализа обстоятельств совершения преступления. При этом максимальный размер наказания между общим и квалифицированным составами отличается в 5 раз. Особо опасное наркотическое вещество относится к наркотическому веществу, когда его употребление может привести к смерти из-за неправильной дозировки,серьезного ущерба здоровью даже при кратковременном или тяжелом синдроме отмены

5. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным Глава 32. Преступления, связанные с получением и отмыванием денег (61/2003) Статья 6. Отмывание денег (191/2011) Лицо, которое: 1) получает, использует, преобразует, передает или обладает имуществом, приобретенным в результате преступления, доходами от преступлений или имуществом, заменяющим такое имущество, с целью получения выгоды для себя или для другого лица или для сокрытия незаконного происхождения таких доходов или имущества или для Для уголовного законодательства Финляндии характерно многообразие составов преступлений, связанных с легализацией (отмыванием денежных средств, полученных в результате совершения преступления). Помимо общей нормы предусмотрены составы преступлений, касающиеся отмывания при отягчающих обстоятельствах, наличии предварительного сговора на совершение

Действие Ответственность по законодательству Финляндии Примечание

путем (общая норма) (статья 174 УК РФ) того, чтобы помочь правонарушителю избежать юридических последствий преступления; 2) скрывает или уничтожает истинную природу, происхождение, местонахождение, расположение или права на имущество, приобретенное в результате преступления, доходы от преступления или имущество, заменяющее такое имущество, или помогает другому лицу в таком сокрытии или уничтожении, — наказывается за отмывание денег штрафом или тюремным заключением на срок не более двух лет. Покушение наказуемо. Статья 7. Отмывание денег при отягчающих обстоятельствах (61/2003) Если в отмывании денег: 1) имущество, приобретенное в результате преступления, было очень ценным; 2) преступление совершено особо умышленным образом, а отмывание денег также усугубляется при оценке в целом, — преступник должен быть приговорен за отмывание денег при отягчающих обстоятельствах к тюремному заключению на срок не менее четырех месяцев и не более шести лет. Покушение наказуемо. Статья 8. Сговор с целью совершения отмывания денег при отягчающих обстоятельствах (61/2003) Лицо, которое договаривается с другим лицом о совершении отмывания денег при отягчающих обстоятельствах, направленного на доходы от дачи взятки, получения взятки, налогового мошенничества или мошенничества с субсидиями при отягчающих обстоятельствах, направленного на налог, упомянутый в главе 29, разделе 9, подразделе 1 (2), или при приобретении имущества, заменяющего такие доходы, приговаривается за сговор с целью совершения отмывания денег при отягчающих обстоятельствах к штрафу или тюремному заключению на срок не более одного года. Статья 9. Отмывание денег по неосторожности (61/2003) Лицо, которое по грубой небрежности совершает действия, указанные в разделе 6, должно быть приговорено за отмывание денег по неосторожности к штрафу или тюремному заключению на срок не более двух лет. Статья 10. Нарушение, связанное с отмыванием денег (61/2003) Если отмывание денег или отмывание денег по неосторожности с учетом стоимости имущества или других обстоятельств, связанных с преступлением, является незначительным при оценке в целом, преступник должен быть приговорен к наказанию за отмывание денег, которое влечет за собой штраф преступления, отмывания денег по неосторожности. Особо следует обратить внимание на наличие состава преступления, предусматривающего возможность смягчения наказания. В частности, в статье 10 главы 32 УК Финляндии установлена ответственность за нарушение, выражающееся в отмывании денег или отмывании денег по неосторожности, с учетом стоимости имущества и других обстоятельств, связанных с преступлением, признаваемым незначительным. В данном случае виновный должен быть приговорен к наказанию за отмывание денег, которое влечет за собой штраф

6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность / Обстоятельства, смягчающие наказание (статья 4.2 КоАП РФ, статья 61 УК РФ). Раздел 6. Основания для смягчения наказания (515/2003): 1) значительное давление, угроза или аналогичное влияние, которые повлияли на совершение преступления; 2) сильное сочувствие или исключительное и внезапное искушение, которое привело к преступлению, исключительно большой вклад потерпевшей стороны или соответствующее обстоятельство, которое способствовало снижению способности правонарушителя соответствовать закону; 3) примирение между правонарушителем и потерпевшим лицом, стремление правонарушителя предотвратить или устранить последствия преступления или его или ее попытки способствовать раскрытию преступления. Раздел 7 Основания, смягчающие наказание (515/2003) В дополнение к тому, что указано выше в разделе 6, к основаниям, смягчающим наказание, которые также должны быть приняты во внимание, относятся: преклонный возраст, плохое состояние здоровья или другие личные обстоятельства правонарушителя, значительно длительный период, прошедший с момента совершения преступления, если наказание, соответствующее установившейся практике, по этой причине привело бы к необоснованному или исключительно пагубному результату.

Окончание

Действие Ответственность по законодательству Финляндии Примечание

Раздел 8 Смягчение наказания (515/2003) 1. Наказание смягчается, если: 1) преступник совершил преступление в возрасте до 18 лет; 2) преступление остается покушением; 3) преступник осужден как подстрекатель к совершению преступления или его роль в совершении преступления явно меньше, чем у других соучастников; 4) преступление было совершено при обстоятельствах, которые очень напоминают те, которые приводят к применению оснований для освобождения от ответственности; 5) для этого есть особые причины в соответствии с разделом 6 или 7 или по другим исключительным основаниям, упомянутым в приговоре. 2. При определении наказания в соответствии с подразделом 1 правонарушителю может быть назначено не более трех четвертей максимального срока тюремного заключения или штрафа и по крайней мере минимальное наказание, предусмотренное за преступление. Если преступление наказуемо пожизненным заключением, то вместо этого максимальное наказание составляет двенадцать лет лишения свободы, а минимальное - два года лишения свободы. 3. То, что предусмотрено в части 2, также применяется при определении наказания для лица, совершившего преступление в состоянии ограниченной ответственности. Однако уменьшение ответственности не влияет на применимое максимальное наказание. 4. Если максимальным наказанием за преступление является лишение свободы на определенный срок, суд может в случаях, указанных в настоящей статье, назначить штраф в качестве наказания вместо лишения свободы, если для этого есть особенно веские причины Использованы специфические обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность, если: наказание, соответствующее установившейся практике, по этой причине привело бы к необоснованному или исключительно пагубному результату; имеет место преклонный возраст; преступление остается покушением; преступник осужден как подстрекатель; преступление было совершено при обстоятельствах, которые очень напоминают те, которые приводят к применению оснований для освобождения от ответственности. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, также является открытым

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность / обстоятельства, отягчающие наказание (статья 4.3 КоАП РФ, статья 63 УК РФ) Статья 2 - Преступление, связанное с наркотиками, при отягчающих обстоятельствах (1304/1993) Если в деле о наркотиках: 1) предметом преступления является очень опасное наркотическое вещество или наркотическое вещество в большом количестве; 2) извлекается значительная финансовая выгода; 3) преступление совершено в рамках деятельности организованной преступной группы, указанной в главе 6, статье 5, подразделе 2, в частности организованной для совершения серьезных преступлений, связанных с наркотиками (564/2015); 4) создается серьезная опасность для жизни или здоровья нескольких лиц; 5) наркотическое вещество распространяется среди несовершеннолетних или иным нечестным способом, а преступление, связанное с наркотиками, отягчается при его оценке в целом, — виновный подлежит наказанию за преступление, связанное с наркотиками, в виде лишения свободы на срок от одного до десяти лет УК Финляндии не содержит общую норму, устанавливающую перечень обстоятельств, отягчающих ответственность. Данным термином обозначаются квалифицирующие признаки для различных видов преступлений

Интерес представляют и иные положения уголовного законодательства Финляндии.

Законом предусмотрена возможность освобождения от ответственности в случае незначительности (малозначительности) правонарушения, а также обращения виновного за лечением, одобренным Министерством социальных дел и здравоохранения (раздел 7 - Отказ от мер (673/2014)).

Закреплены институты неоконченного преступления, соучастия в преступлении, наказуемость покушения.

Аналогичное приготовлению наказание предусмотрено за подстрекательство к преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков (раздел 4 (1304/1993)). Под подстрекательством понимаются производство, перевозка, ввоз или вывоз с последующей передачей оборудования

или материалов, заведомо зная о цели их использования для совершения рассматриваемых преступлений, а также предоставление активов либо финансов, способствующих совершению преступлений.

Разделом 4 (а) УК Финляндии предусмотрена ответственность за подстрекательство к преступлению, связанному с наркотиками, при отягчающих обстоятельствах. Так, подстрекательство к совершению нескольких преступлений в данной сфере, а также в составе организованной преступной группы либо с извлечением повышенной финансовой выгоды наказывается тюремным заключением на срок не менее четырех месяцев и не более шести лет.

Кроме того, при совершении преступления, связанного с наркотиками, при отягчающих обстоя-

тельствах при определенных условиях допускается ответственность за несообщение о преступлении.

Помимо ответственности за управление обычным транспортным средством в состоянии опьянения УК Финляндии предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности участника дорожного движения, который управляет транспортным средством без двигателя в состоянии алкогольного или другого наркотического опьянения, тем самым создавая опасность для окружающих, в виде штрафа или тюремного заключения.

В случае использования при совершении любого преступления, связанного с наркотиками, инструментов, оборудования и веществ указанные предметы подлежат конфискации в пользу государства.

Санкции статей, включенных в главу 50 УК Финляндии, не устанавливают минимальные и максимальные значения штрафов. Согласно требованиям главы 2 (а) УК Финляндии штраф назначается в виде дневных штрафов, минимальное количество которых равно одному, а максимальное - 120.

Размер дневного штрафа устанавливается таким образом, чтобы он был разумным с учетом платежеспособности оштрафованного лица - одна шестидесятая часть его среднемесячного дохода за вычетом налогов и сборов и фиксированного вычета на основное потребление. Основой для расчета ежемесячного дохода является доход лица, отраженный в последней налоговой декларации. Если доход оштрафованного лица не может быть достоверно установлен из налоговой отчетности или он существенно изменился с момента последнего налогообложения, он может быть оценен также на основе другой информации. Общая сумма штрафа равна количеству дневных штрафов, умноженному на сумму дневного штрафа (раздел 3 (550/1999)).

УК Финляндии предусмотрена возможность корпоративной уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, преступления, связанные с наркотиками при отягчающих обстоятельствах, за подготовку преступления, связанного с наркотиками, за подстрекательство к преступлению, связанному с наркотиками, и подстрекательство к преступлению, связанному с наркотиками при отягчающих обстоятельствах. Корпоративный штраф налагается единовременно, составляет не менее 850 евро и не более 850000 евро. Его размер определяется в соответствии с характером и степенью бездействия или участия руководства, финансовым положением корпорации. При оценке значимости бездействия и участия руководства учитываются характер и серьезность правонарушения, статус правонарушителя как члена органов корпорации, степень пренебрежения законом или приказами властей, а также основания для вынесения приговора, предусмотренные в других 5Е частях закона. При оценке финансового положе-£ ния корпорации должны приниматься во внимание й размер и платежеспособность корпорации, а также ^ доходы и другие существенные показатели финан-^ сового положения корпорации.

Изложенное позволяет констатировать схожесть многих характеристик антинаркотического законодательства Российской Федерации и Финляндии. К числу наиболее ярких особенностей можно отнести следующие.

Во-первых, антинаркотическое законодательство Финляндии не предусматривает выделение административной ответственности за соответствующие правонарушения. Применяются нормы уголовной ответственности, в том числе за незаконное потребление наркотических средств. Значительное внимание уделяется вопросам уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных в результате совершения преступлений. При лечении наркозависимости предусмотрена и реализуется заместительная терапия.

Во-вторых, допускается применение мер уголовной ответственности к организациям.

В-третьих, яркой особенностью служит порядок определения размера налагаемого штрафа в зависимости от размера дохода лица, привлекаемого к ответственности.

Литература

1. Опыт Финляндии в борьбе с наркоманией. Справка // https://ria.ru/20120123/546660063. html

2. Кобец П.Н. Укрепление международной системы контроля над незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (10 февр. 2016 г. Уфа). - Уфа, 2016. -С.61-63.

3. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ, 2008 / Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Вена: ОБСЕ, 2009. 131 с. ISBN 978-92-9235-008-6.

4. Кобец П.Н. Противодействие незаконному обороту наркотиков и организованной преступности в Финляндской Республике: проблемы и достижения // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2019. № 2 (89). С. 66. DOI 10.24411/23123184-2019-00006. EDN ZTSUQX.

5. Противодействие незаконному обороту наркотических веществ: обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. № 4 / под общ. ред П.А. Важева. М.: ГИАЦ МВД России, 2013. 20 с.

LIABILITY FOR DRUG OFFENSES IN FINLAND

Tsukanov N.N., Kutskel M.V., Tsukanov D.N.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Accession to the European Union in 1995 had a negative impact on the drug situation in Finland, contributed to both an increase in the number of illegal acts in the field of drug trafficking, and the emergence of a larger number of active drug users. The paper provides general data on the drug situation in Finland, as well as data on the state of administrative-tort and criminal anti-drug legislation in Fin-

land. The material is presented in the context of comparison with the legislation of the Russian Federation.

The foregoing allows us to state the similarity of many characteristics of the anti-drug legislation of the Russian Federation and Finland. Among the most striking features are the following: 1) Finnish anti-drug legislation does not provide for the allocation of administrative responsibility for the relevant offenses, the norms of criminal liability are applied, including for illegal consumption of narcotic drugs. Considerable attention is paid to the issues of criminal liability for the legalization of income received as a result of crimes; 2) it is allowed to apply measures of criminal liability to organizations; 3) a striking feature is the procedure for determining the amount of the imposed fine, depending on the amount of income of the person held liable.

Keywords: foreign experience in combating drug crime, liability for offenses related to drug trafficking, Finnish experience, drug situation in Finland.

References

1. Experience of Finland in the fight against drug addiction. Help // https://ria.ru/20120123/546660063.html

2. Kobets P.N. Strengthening the international system of control over illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances // Current state and prospects for the development of Russian and international legislation: coll. articles of the international scientific-practical. conf. (February 10, 2016 Ufa). - Ufa, 2016. - P. 61-63.

3. Annual report on the activities of the OSCE, 2008 / Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE). Vienna: OSCE, 2009. 131 p. ISBN 978-92-9235-008-6.

4. Kobets P.N. Countering drug trafficking and organized crime in the Republic of Finland: problems and achievements // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 2 (89). P. 66. DOI 10.24411/2312-31842019-00006. EDN ZTSUQX.

5. Counteraction to illegal drug trafficking: overview information. Overseas experience. Issue. No. 4 / under total. ed P. A. Vazhe-va. M.: GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.