Ответственность за исполнение решений: год спустя после саммита «восьмерки» в Аквиле 2009 г.
Исследовательская группа «Группы восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики (под ред. М.В. Ларионовой, М.Р. Рахмангулова)
Архипова Полина Сергеевна - стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Векшина Анна Борисовна - аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Зайцев Юрий Константинович - заместитель директора Научно-исследовательского центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики, аспирант Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Злоказова Наталья Евгеньевна - к.э.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Ланьшина Татьяна Александровна - аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики, руководитель международных программ и проектов Национального фонда подготовки кадров; E-mail: [email protected]
Масловская Екатерина Сергеевна - стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Овчинникова Юлия Ивановна - стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Рахмангулов Марк Ринадович - заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@ hse.ru
Фролова Дарья Николаевна - стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Черепова Полина Александровна - аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Чуркина Наталья Михайловна - м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: «Группа двадцати», «Группа восьми», содействие международному развитию, борьба с протекционизмом, мировая экономика, борьба с коррупцией, платежный баланс, реформа международных финансовых институтов, чистые технологии
Key words: G20, G8, international development assistance, fighting protectionism, world economy, fighting corruption, current account, international financial institutions reform, clean technologies
В статье представлены результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» 2009 г. в Аквиле, проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики (ИМОМС ГУ ВШЭ) совместно с Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто (полная версия доклада размещена на сайтах ИМОМС ГУ ВШЭ www.iori.hse.ru и Научно-исследовательского центра содействия международному развитию www.rcicd. org). Представлен сопоставительный анализ мер, принятых Россией в период мониторинга, по пяти основным сферам коллективных действий. Даются рекомендации по повышению уровня исполнения обязательств и эффективности отчетности по принятым обязательствам.
В документах «Группы семи/восьми» всегда хватало стратегических решений, хотя страны-члены и не во всех случаях справлялись с их исполнением. Тем не менее более чем за 35 лет существования «Группа семи / восьми» достигла существенных результатов в выработке коллективных направлений действий по вопросам мировой политики и экономики, глобальной и региональной безопасности, содействия развитию и решению ключевых глобальных социальных проблем. Безусловно, деятельность института не всегда одинаково эффективна и продолжает вызывать критику, в том числе в связи с постоянным расширением повестки дня, что, в свою очередь, приводит к существенному увеличению числа документов и обязательств1, принимаемых на саммитах, а также неспособностью обеспечить реализацию совокупности целей, поставленных лидерами в рамках саммитов.
В системе «восьмерки», в отличие от других формализованных институтов и объединений, до последнего времени были недостаточно развиты механизмы мониторинга, самоанализа, взаимного анализа и взаимного давления, используемые в качестве инструментов контроля и «мягкого» принуждения, а также обеспечения прозрачности для обществ стран-членов и глобального сообщества. Лидеры «Группы восьми», стремясь преодолеть дефицит прозрачности и доверия, на саммите в Аквиле приняли обязательство о повышении транспарентности и результативности действий «восьмерки» в сфере содействия развитию: «...мы решаем повысить степень нашей подотчетности в отношении выполнения индивидуальных и коллективных обязательств "Группы восьми" по достижению ЦРТ и целей, связанных с развитием. Мы поручаем нашим экспертам представить предварительный доклад с обзором достигнутого нами к настоящему моменту прогресса.»2.
Доклад о самоотчетности, представленный в Мускоке, стал важным шагом по институцио-нализации механизма взаимного анализа и давления3. Создание механизма самоотчетности,
1 По определению, принятому Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто, обязательство представляет собой «отдельное, специфичное, выраженное публично и на основании общего согласия заявление намерения, "обещание" или "обязательство" членов саммита, что они будут предпринимать действия для достижения или движения к определенной позитивной цели».
2 URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2009/07/ 219334/219332.shtml (дата обращения: 10.06.2010).
3 Muskoka accountability report. Assessing action
and results against development-related commitments.
одобренное на саммите в Аквиле, и публикация доклада накануне саммита в Мускоке должны продемонстрировать ответственность «восьмерки» за реализацию принятых обязательств. Безусловно, это будет возможно только при условии доверия общественности к результатам отчетности. Пока отчетность распространяется только на сферу содействия развитию. Работа в этом направлении, согласно решению, принятому лидерами в Канаде, будет продолжена. Но доклад 2011 г. должен быть еще более сфокусированным и концентрироваться на проблемах здравоохранения и продовольственной безопасности4. Кроме того, доклад 2010 г., опираясь на методологию и данные Комитета по содействию развитию, носит в значительной степени ретроспективный характер, представляя данные 2005-2008 гг., и не позволяет оценить степень выполнения решений, принятых в Аквиле.
Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) был подготовлен доклад об исполнении членами «Группы восьми» обязательств, принятых на саммите в Аквиле в 2009 г. Это 14-й итоговый доклад об исполнении обязательств «восьмерки», подготовленный Университетом Торонто и 5-й подобный доклад, подготовленный совместно с ИМОМС ГУ ВШЭ.
Мониторинг исполнения обязательств «Группы восьми» представляет собой комплексный анализ и оценку усилий стран-членов и Европейского союза по реализации решений, принимаемых в рамках саммитов. Полученные данные полезны для понимания роли и оценки эффективности «Группы восьми» по различным сферам коллективных действий института, а также для предоставления информации о деятельности форума широкой общественности.
Уровень исполнения обязательств, принятых на саммите тем или иным членом «Группы восьми», оценивается по 3-балльной шкале:
оценка +1 - полное или практически полное исполнение;
оценка 0 - частичное исполнение;
Muskoka 2010. Canada. URL: http://www.g7.utoronto.ca/ summit/2010muskoka/accountability/muskoka_account-ability_report.pdf (дата обращения: 15.06.2010).
4 Muskoka Declaration: Recovery and New Beginnings. Muskoka, Canada, June 26, 2010. URL: http:// www.g7.utoronto.ca/summit/2010muskoka/communique. html (дата обращения: 15.06.2010).
оценка -1 - полное или практически полное невыполнение.
Таким образом, по каждому из отобранных приоритетных обязательств каждый член «Группы восьми» получает оценку -1, 0 или +1. Далее по каждому члену оценки за все обязательства суммируются, и общая сумма делится на общее число выбранных обязательств. В результате получается итоговая оценка уровня исполнения обязательств «Группы восьми» за рассматриваемый период в баллах.
В данном докладе представлен анализ исполнения «восьмеркой» 24 из 254 обязательств, принятых на саммите в Аквиле в 2009 г. Обязательства для мониторинга отобраны в соответствии с распределением приоритетов в документах саммита и другими критериями методологии исследования5. При анализе учитывались действия членов «Группы восьми», предпринятые с 10 июля 2009 по 20 июня 2010 г. Таким образом, мониторинг охватывает период от саммита в Аквиле до саммита в Мускоке.
Средний уровень исполнения обязательств 2009 г. всеми членами «восьмерки» составляет +0,53. Это самый высокий показатель с 2005 г., он на 0,04 балла выше среднего уровня за весь период исследований с 1996 г. (Табл. 1).
Великобритания традиционно заняла 1-е место (+0,83), Япония (+0,75) поднялась на 2-е место. Канада (+0,67), которая обычно занимала 2-е место, опустилась на 3-е и разделила его с Европейским союзом. США (+0,63) заняли 4-ю позицию, Франция и Германия (+0,42) - на 5-м месте. Россия (+0,33) - на 6-м месте, как и по итогам прошлого мониторинга. Италия заняла последнее место (+0,04). Разница между самой высокой страновой оценкой и самой низкой составила 0,79, что несколько выше, чем в прошлом году (0,7).
Уровень исполнения по отдельным обязательствам в основном выше нуля. 16 из 24 обязательств имеют оценку выше +0,5. Два обязательства полностью выполнены всеми членами «восьмерки» (борьба с пиратством и развитие чистых технологий). Ниже нуля оценено исполнение только одного обязательства (борьба с протекционизмом). Столь низкий показатель может частично объясняться способом оценки исполнения этого обязательства. В соответствии с методологией мониторинга, принятой для оценки исполнения обязательств «Группы восьми», использования страной двух
5 С методологией мониторинга можно ознакомиться на сайте Исследовательской группы «Группы восьми» Университета Торонто: http://www.g8.utoronto. ca/evaluations/index.html#method.
протекционистских мер в любой области было достаточно для получения оценки -1, а за принятие одной меры ставилась оценка 0. Таким образом, только Япония, не предпринявшая ни одной меры, нарушающей обязательство, получила оценку +1.
Для целей анализа все обязательства были сгруппированы по пяти сферам: экономика и финансы, изменение климата и окружающая среда, энергетика, содействие международному развитию и безопасность (Табл. 2). При этом различные аспекты содействия международному развитию или интеграции развивающихся стран в процессы глобального управления присутствуют в обязательствах по всем сферам.
Самый высокий уровень исполнения был достигнут «Группой восьми» в сфере изменения климата и окружающей среды (+0,69), что значительно выше оценок аналогичных обязательств в предыдущих докладах. Сферы энергетики и безопасности получили одинаковые средние оценки (+0,67). Показатель в области содействия развитию (+0,4) намного выше показателя в предыдущем периоде мониторинга (-0,42). Оценки по обязательствам внутри сферы экономики и финансов, средний балл по которой составил (+0,33), существенно отличались.
Уровень исполнения Россией обязательств аквильского саммита является наивысшим после уровня исполнения обязательств саммита в Санкт-Петербурге и на 0,17 выше среднего российского уровня за все время мониторинга с 1997 г. Россия полностью выполнила 11 обязательств, частично - 10 и не выполнила 3 обязательства. Уровень исполнения России ниже среднего по «Группе восьми» в сферах экономики и финансов, изменения климата и окружающей среды, энергетики, безопасности, но выше в сфере содействия развитию.
Самая высокая средняя оценка у России в сфере содействия развитию (+0,5), средняя оценка по «Группе восьми» +0,4. Существенное превышение Россией средних показателей «восьмерки» наблюдается в обязательствах по развитию эффективного управления, предоставлению официальной помощи развитию и образованию. Это объясняется значительным ростом донорской помощи, предоставляемой Россией как через международные организации, так и на двусторонней основе, а также рядом конкретных действий, направленных на выполнение обязательств, принятых в рамках «восьмерки».
Действия членов «восьмерки» в содействии развитию Африки оценивались на основе динамики предоставления официальной помощи
Таблица 1. Исполнение обязательств «Группы восьми» по странам, 1996-2008 гг.
Саммит Лион Денвер Бирмингем Кёльн Окинава Генуя Кананаскис
Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Канада 0,47 0,17 0,5 0,67 0,83 0,82 0,82
Франция 0,28 0 0,25 0,34 0,92 0,69 0,64
Германия 0,58 0,17 0,25 0,17 1 0,59 0,18
Италия 0,43 0,5 0,67 0,34 0,89 0,57 -0,1
Япония 0,22 0,5 0,2 0,67 0,82 0,44 0,18
Россия н/д 0 0,34 0,17 0,14 0,11 0
Великобритания 0,42 0,5 0,75 0,5 1 0,69 0,55
США 0,42 0,34 0,6 0,5 0,67 0,35 0,36
ЕС н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д
G8 + ЕС 0,4 0,27 0,45 0,39 0,78 0,53 0,33
Число обязательств 19 6 7 6 12 9 13
Саммит Эвиан Си-Айленд Глениглс Санкт-Петербург Хайлигендамм Тояко Аквила
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Канада 0,83 0,72 0,81 0,6 0,65 0,75 0,67
Франция 0,75 0,5 0,57 0,4 0,52 0,2 0,42
Германия 0,5 0,67 0,88 0,55 0,57 0,6 0,42
Италия 0,25 0,44 0,29 0,05 0,17 0,1 0,04
Япония 0,42 0,39 0,52 0,4 0,3 0,35 0,75
Россия 0,33 0,06 0,14 0,45 0,3 0,25 0,33
Великобритания 0,5 0,67 0,95 0,6 0,7 0,8 0,83
США 0,5 0,72 0,81 0,6 0,91 0,8 0,63
ЕС н/д 0,72 0,89 0,58 0,48 0,55 0,67
G8 + ЕС 0,51 0,54 0,65 0,47 0,51 0,48 0,53
Число обязательств 12 18 21 20 23 20 24
развитию (ОПР) и выполнения индивидуальных обязательств в сфере содействия международному развитию, принятых на саммите «Группы восьми» в Глениглсе. В 2009 г., несмотря на экономический кризис, Россия в 3,5 раза увеличила объем ОПР по сравнению с 2008 г.6 Также был предпринят ряд мер, рассчитанных на долгосрочное сотрудничество с Всемирным банком в сфере содействия развитию. В соответствии с соглашением от 3 октября 2009 г. в течение следующих трех лет Россия предоставит 50 млн долл. США для финансирования созданного Всемирным банком Многостороннего траст-фонда для реализации Программы срочных мер социальной поддержки7.
6 Выступление А.Л. Кудрина на международной конференции «Новые партнерства в области финансирования мирового развития» // Официальный сайт Министерства финансов России. 17.02.2010. URL: http:// www1.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id4=9278 (дата обращения: 14.06.2010).
7 Russia Signs USD50 million grant for World Bank to Help Developing Countries Protect Poor and Vulnerable
17 февраля 2010 г. Россия и Всемирный банк заключили два соглашения, предусматривающие расширение роли России в качестве регионального донора в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Одно из них - Программа по повышению эффективности управления государственными финансами, в том числе посредством создания центра по профессиональной подготовке специалистов со всего региона. По словам министра финансов РФ А. Кудрина «программа запланирована на пять лет. Россия выделит 30 млн долл. США, в том числе 4 млн в 2010 г.» В рамках второго соглашения Россия и Всемирный банк приняли обязательство по расширению текущего регионального сотрудничества на благо стран с низким уровнем доходов, сделав упор на обеспечении качественного образования, продовольственной безопасности, здравоохранении, борьбе с
People During Crisis // The official web site of the World Bank. 03.10.2009. URL: http://go.worldbank.org/E6OAX-YQHC0 (date of access: 18.05.2010).
Таблица 2. Исполнение обязательств саммита «Группы восьми» 2009 г. в Аквиле по сферам
Название обязательства КАН ФР ГЕР ИТ ЯП РОС ВБ США ЕС G8
Экономика и финансы
Реформа финансовой системы и регулирования [21] 1 1 1 -1 1 0 1 1 1 0,67
Торговля [37] -1 -1 -1 -1 1 -1 -1 -1 -0,78
Прямые иностранные инвестиции [40] 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0,89
Международные финансовые институты [203] 0 0 1 0 1 0 1 1 1 0,56
Среднее по сфере 0,25 0 0,5 -0,25 1 0 0,5 0,5 0,5 0,33
Изменение климата и окружающая среда
Изменение климата: развитие технологий и исследования [64] 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Изменение климата: финансирование [66] 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0,89
Изменение климата: обезлесение и деградация лесов [73] 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0,67
Изменение климата: улавливание и хранение углерода [98] 1 -1 -1 -1 1 -1 1 0 1 0
Биоразнообразие [81] 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0,89
Среднее по сфере 0,8 0,6 0,6 0,2 1 0,2 1 0,8 1 0,69
Энергетика
Энергоэффективность [87] 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0,56
Распространение чистых технологий [91] 1 0 1 1 1 0 1 1 1 0,78
Среднее по сфере 0,5 0 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1 0,67
Содействие международному развитию
Африка: официальная помощь развитию [115] 1 0 0 -1 1 1 1 1 -1 0,33
Эффективность внешней помощи [119] 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0,33
Вода и санитария [146] 0 1 0 -1 1 0 1 0 1 0,33
Здравоохранение:системы здравоохранения [147] 1 1 0 -1 1 0 1 1 1 0,56
Здравоохранение: детская смертность [151] 1 0 0 0 1 0 1 0 -1 0,22
Образование [157] 1 1 0 1 0 1 1 0 0 0,56
Эффективное управление [167] 0 -1 0 -1 0 1 1 0 0 0
Продовольствие и сельское хозяйство [246] 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0,89
Среднее по сфере 0,75 0,38 0,13 -0,38 0,63 0,5 1 0,38 0,25 0,4
Безопасность
Коррупция [24] 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0,67
Пиратство [183] 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Африка: поддержание мира [161] 0 0 0 0 0 -1 0 0 1 0
Региональная безопасность: Афганистан и Пакистан [186] 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0,89
Терроризм [202] 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0,78
Среднее по сфере 0,8 0,8 0,6 0,6 0,4 0,4 0,6 0,8 1 0,67
Среднее по всем обязательствам 0,67 0,42 0,42 0,04 0,75 0,33 0,83 0,63 0,67 0,53
инфекционными заболеваниями, доступе к энергоресурсам и сельском хозяйстве8.
В период мониторинга Россия предприняла дополнительные шаги для выполнения своего долгосрочного обязательства, данного в Глениглсе (списание долгов африканских стран на 11,3 млрд долл. США). Несмотря на то что открытые агрегированные данные по списанию Россией долгов отсутствуют, заявления официальных лиц и конкретные шаги по списанию задолженностей, в частности в рамках Парижского клуба кредиторов, позволяют сделать вывод о выполнении Россией индивидуального обязательства Глениглса.
Для сужения цифрового разрыва между развитыми и развивающимися странами (одно из направлений содействия развитию эффективного управления) Россия начала проект по внедрению телекоммуникационных технологий WiMAX в Эквадоре, профинансировала развитие системы спутниковой связи Анголы и продолжила создание совместно с Таджикистаном Международного научно-исследовательского центра «Памир - Чакалтая».
В области образования Россия существенно увеличила финансирование Инициативы по ускоренному достижению (ИУД) целей программы «Образование для всех» и содействовала развитию сектора образования в развивающихся странах через Российскую программу содействия образованию в целях развития (READ). Низкий по сравнению с другими странами «восьмерки» уровень участия России в ИУД компенсируется устойчивой положительной динамикой (двукратный рост отчислений по сравнению с 2008 г.) и концентрацией на конкретных приоритетах - повышении качества и эффективности образования в развивающихся странах.
В области продовольственной безопасности и сельского хозяйства Россия начала несколько проектов совместно с Всемирной продовольственной программой (ВПП) и выделила финансирование Таджикистану через Российский фонд быстрого реагирования на продовольственный кризис. Активность России на этом направлении позволяет предположить, что продовольственная безопасность становится одним из ключевых приоритетов России как донора, наряду с тремя приоритетами, сформулированными в период председа-
8 World Bank Group President Robert B. Zoellick Visited Russia upon the Invitation of the Government // The official web site of the World Bank. 18.02.2010. URL: http://go.worldbank.org/F2ZTSBPB60 (date of access: 12.05.2010).
тельства в «Группе восьми» в 2006 г. (энергетика, образование, здравоохранение).
Несмотря на успешное выполнение обязательств по таким ключевым областям содействия развитию, как предоставление ОПР, образование, продовольственная безопасность и развитие эффективного управления, низкий уровень исполнения по ряду обязательств связан с пока не полным включением мер по оказанию помощи развивающимся странам в работу на ключевых направлениях.
Так, для помощи в борьбе с детской смертностью Россия предоставила финансирование для развития детского здравоохранения на Гаити, но не приняла мер по снижению материнской смертности. Улучшение охраны материнства и сокращение детской смертности входят в число восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ), необходимость своевременного выполнения которых постоянно подчеркивается в выступлениях российских официальных лиц. Ввиду очевидной взаимосвязи этих целей важно действовать комплексно на обоих направлениях.
Для поддержки систем здравоохранения в развивающихся странах Россия выделила дополнительное финансирование для подготовки медицинского персонала, участвовала в восстановлении сектора здравоохранения Гаити, но не инициировала новых программ в этой сфере, как того требует обязательство.
Являясь единственным членом «Группы восьми», не входящим в Комитет по содействию развитию ОЭСР, Россия частично выполнила обязательство по повышению эффективности внешней помощи, так же как и пять других стран «восьмерки». Два из трех основных принципов, заложенных в Аккрской программе действий, включенных в анализ исполнения этого обязательства, были выполнены Россией (ответственность государства-получателя за собственное развитие и сотрудничество со всеми сторонами, заинтересованными в развитии). Действия по повышению прозрачности и подотчетности в содействии развитию были пока недостаточными. Учитывая отставание России от партнеров по «Группе восьми» и ряда других развитых стран по объемам внешней помощи, а также ограниченность ресурсов в условиях необходимости снижения дефицита бюджета, повышение эффективности предоставления помощи должно оставаться важным направлением российского участия в содействии международному развитию.
Показатель исполнения Россией обязательств в сфере изменения климата и окружающей
среды (+0,2) значительно ниже среднего показателя по «Группе восьми» (+0,69). В то время как некоторые обязательства по противодействию изменению климата и защите окружающей среды внутри страны были выполнены полностью, обязательства, связанные с содействием развивающимся странам в указанных сферах, выполнялись лишь частично.
Российские власти выразили готовность предоставлять финансовую поддержку развивающимся странам для адаптации к последствиям изменения климата, но не предприняли никаких конкретных шагов по мобилизации ресурсов для этих целей. Россия стала единственным членом «Группы восьми», не полностью выполнившим это обязательство. Финансирование этой деятельности увязывается российскими властями с заключением новых юридически обязывающих договоренностей на посткиотский период. Очевидно, что для успеха климатических переговоров необходимо учитывать позицию развивающихся стран по общей, но дифференцированной ответственности, при содействии им в снижении выбросов парниковых газов.
В области поддержки развивающихся стран в борьбе с обезлесением и деградацией лесов Россия участвовала в международных переговорах и работала над восстановлением лесов внутри страны, но не предоставила помощь в этой сфере другим странам в период мониторинга.
Как и в прошлом периоде мониторинга обязательств саммита на Хоккайдо 2008 г., Россия не выполнила обязательство, касающееся развития проектов по улавливанию и хранению углерода. Подобная негативная тенденция может привести к существенному отставанию России от партнеров по «восьмерке», учитывая, что это обязательство остается в повестке дня института.
Показатель российского исполнения обязательств в сфере энергетики (+0,5) также был ниже среднего по «Группе восьми» (+0,67). Россия полностью выполнила обязательство по энергоэффективности, расширив нормативно-правовую базу регулирования этого направления за счет принятия новых законов, программ и стратегий. При этом обязательство по распространению чистых технологий было выполнено лишь частично, так как не было найдено фактов передачи таких технологий или стимулирования их развития в других странах в период мониторинга.
Россия имеет традиционно высокие показатели по исполнению обязательств в сфе-
ре безопасности. В этом году снижение общего уровня исполнения по совокупности обязательств в области безопасности (+0,38, среднее по «Группе восьми» +0,53) связано с невыполнением обязательства по поддержанию мира в Африке. Россия присоединилась к проводимой Европейским союзом военной операции в Чаде и Центральноафриканской Республике, но не оказывала помощь операциям по поддержанию мира, проводимым африканскими странами.
Россия также лишь частично выполнила обязательство по поддержанию стабильности в Афганистане и Пакистане, помогая афганским властям укреплять их способность противодействовать терроризму и преступности, но не содействуя социально-экономическому развитию Афганистана. Также не было найдено подтверждения непосредственного оказания Россией помощи Пакистану во время периода мониторинга. Россия - единственный член «восьмерки», частично выполнивший это обязательство. Представляется важным расширять российское участие в программах развития афганской экономики, в том числе для достижения цели «подрыва экономических основ наркопреступности» в Афганистане, зафиксированной в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., и общей стабилизации региона.
Исполнение обязательства по борьбе с коррупцией оценивалось на основе ратификации Конвенции ООН (КООНПК) против коррупции и участия в заседаниях Межправительственной рабочей группы и конференции стран - участниц КООНПК. Поэтому поддержка российскими представителями менее жесткого обязательного механизма контроля за исполнением указанной конвенции вместе с такими странами, как Ангола, Алжир, Венесуэла, Египет, Зимбабве, Пакистан, не отразилась на уровне исполнения этого обязательства.
Россия, так же как и большинство других членов «Группы восьми», полностью выполнила обязательства по борьбе с пиратством и терроризмом, не только проведя значительную работу внутри страны, но и активно взаимодействуя по этим вопросам с иностранными партнерами.
Низкие показатели России в сфере экономики и финансов (0, среднее по «Группе восьми» +0,33) связаны с принятием ряда протекционистских мер, недостаточными усилиями по реформе финансового регулирования внутри страны и реформе международных финансовых институтов.
В сентябре 2009 г. вместе с другими странами БРИК Россия предложила перераспределение голосов в Международном валютном фонде (МВФ) в пользу развивающихся стран в размере 7%. В итоге на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге было одобрено перераспределение в размере 5%. 26 сентября 2009 г. президент РФ Д. Медведев назвал это решение «компромиссом, который всех удовлетворил», а также сообщил, что «дал указание ратифицировать» законопроект, касающийся перераспределения квот в МВФ, одобренного в 2008 г.9 Несмотря на это, по состоянию на 20 июня 2010 г. Россия - единственная страна «восьмерки», не ратифицировавшая это пере-распределение10.
Меры по реформе финансового регулирования, предпринятые Россией в период мониторинга, были недостаточны для полного исполнения соответствующего обязательства. Они касались четырех из семи составляющих обязательства: стандартов отчетности и пруденциальных стандартов, регулирования и надзора за системно значимыми хедж-фондами, стандартизации и устойчивости рынков внебиржевых деривативов, создания центральных клиринговых контрагентов для этих продуктов. В период мониторинга не было найдено информации о действиях российских властей в сферах компенсационных структур, определения капитала и соответствующих стимулов управления рисками секьюритизации, а также регулирования и транспарентности кредитных рейтинговых агентств.
Как и большинство других членов «Группы восьми», Россия ввела ряд протекционистских мер и не выполнила обязательство воздерживаться от ограничений в торговле. В основном эти меры вводились во втором полугодии 2009 г., так как с 1 января 2010 г. начал действовать единый таможенный тариф Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Можно предположить, что новый этап развития Таможенного союза и передача ряда функций таможенно-тарифного регулирования на наднациональный уровень будут способствовать снижению уровня защитных мер в дальнейшем.
9 Пресс-конференция по итогам саммита «Группы двадцати» // Официальный сайт Президента России. 26.09.2009. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5578 (дата обращения: 14.06.2010).
10 Acceptances of the Proposed Amendments of the Articles of Agreement // The official web site of the IMF.
URL: http://www.imf.org/external/np/sec/misc/consents. htm (date of access: 12.05.2010).
Учитывая, что значительное число обязательств, по которым предоставляются данные отчетности, так или иначе связаны с содействием развитию, России необходимо предпринимать более активные действия в сферах материнского здоровья, передачи чистых технологий, содействия адаптации к изменениям климата, поддержки африканских миротворческих операций, социально-экономического развития Афганистана и повышения эффективности внешней помощи.
В отсутствие национальной системы учета средств, направляемых на содействие международному развитию, предоставление данных в рамках отчетности «Группы восьми» позволит повысить прозрачность и осведомленность широкой общественности о деятельности России на указанном направлении, а также, возможно, ускорит процесс создания национальных механизмов отчетности.
Эффективное исполнение коллективных решений «восьмерки» и участие в совместных с партнерами программах предоставит России возможность оказывать большее влияние на деятельность института, что особенно важно в преддверии 2014 г. - года председательства России в «Группе восьми» и, можно надеяться, в «Группе двадцати».
Исполнение обязательств, принимаемых на саммитах, является одной из важных функций глобального управления. Исследования показывают, что средний уровень исполнения обязательств «восьмеркой» за исследуемый период составляет +0,49. Члены «Группы восьми» также лучше исполняют обязательства, принимаемые на саммитах «Группы двадцати», чем их партнеры по «двадцатке». Однако, по данным ретроспективного анализа, уровень исполнения обязательств странами - членами «Группы семи» в первые годы становления института не был очень высоким11. Представляется, что экспертное сообщество в странах - членах «восьмерки» и «двадцатки», осуществляя независимый мониторинг реализации принятых на саммитах решений, может внести существенный вклад в формирование объективного представления о деятельности форумов и динамике их эффективности.
11 Von Furstenburg, George and Joseph Daniels, Economic Summit Declarations, 1975-1989: Examining the Written Record of International Cooperation, Princeton Studies in International Finance 72, Princeton, N. J., Department of Economics, 1992.