ГОС
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА В ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ В ПОЛОЖЕНИЯХ ВАРШАВСКОЙ И МОНРЕАЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИЙ И НОРМАХ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.5.1
Смагина Ирина Владимировна, магистрант Юридического факультета им.
М.М.Сперанского, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: law_and_modern_states@mail.ru.
Аннотация. В статье приводится анализ действующих пределов
ответственности воздушного перевозчика из договора перевозки пассажира, багажа и груза в рамках положений международных конвенций и Воздушного кодекса Российской Федерации. Ключевые слова: Варшавская конвенция, Монреальская конвенция, ответственность воздушного перевозчика, пределы ответственности.
Широкое распространение международных полетов, т.е. полетов в воздушном пространстве более чем одного государства, повлекло за собой необходимость регламентации таких полетов и режима воздушного пространства (возникновение публичного международного воздушного права), а также возможных последствий таких полетов, в том числе гражданско-правовой ответственности перевозчика и эксплуатанта воздушных судов перед пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами (возникновение частного международного воздушного права)1.
На сегодняшний день правовое регулирование международных воздушных перевозок закреплено в двух важных международных соглашениях - Варшавской (1929 г)2 и Монреальской (1999 г)3 конвенциях об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.
1 Гоязнов B.C. Международно-правовое регулирование воздушных перевозок// Закон. - 1997. -№ 8. - С. 90.
2 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г. // Сборник законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства ССС. - 1934. - № 20.
3 ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции см.: Московский журнал международного права. - 2001. - № 1. - С. 314-399.
6
Варшавская система - сложная система документов, состоящая из самой Варшавской конвенции 1929 г и документов, дополняющих ее:
- Гаагский протокол 1955 г 1 Гвадалахарская конвенция 1961 г 2 о перевозках, осуществляемых иным лицом, чем перевозчик по договору;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г № 13;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г № 24 изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г. № 45, изменяющий в отношении грузовых перевозок Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г
Главным достижением Варшавской конвенции6 является установление единообразных принципов подхода к вопросу ответственности воздушного перевозчика.
Согласно положениям Варшавской конвенции ответственность перевозчика ограничена, при этом статья 22 Конвенции устанавливает следующие пределы ответственности перевозчика:
- 125 000 французских золотых франков (примерно 10 000 долларов США) в отношении каждого пассажира;
- 250 французских золотых франков (примерно 20 долларов США) за один килограмм багажа
- или груза;
- 5000 французских золотых франков (примерно 400 долларов США) за вещи, находящиеся при пассажире.
Пределы ответственности перевозчика, установленные данной статьей, не применяются, если будет доказано, что вред был причинен в результате действия или упущения перевозчика, совершенного с намерением причинить вред или безответственно и с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред, и если будет доказано, что перевозчик при этом действовал в рамках своих служебных обязанностей (ст. 25 Варшавской конвенции7).
1 ICAO Doc. 7632. Протокол ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 9 февраля 1957 г. (Ведомости ВС СССР. 1957. № 6. Ст. 136). Перевод протокола на русский язык см.: Ведомости ВС СССР. - 1957. - № 8. - CT. 217.
2 ICAO Doc. 8181. Конвенция подписана СССР 18 сентября 1961 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 15 августа 1983 г. № 9820-Х. Перевод Конвенции на русский язык см.: Ведомости ВС СССР. - 1984. - № 7. - Ст. 113.
3 ICAO Doc. 9145.
4 ICAO Doc. 9146.
5 ICAO Doc. 9148.
6 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г. // Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - 1934. - № 20.
7 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г. // Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - 934. - № 20.
Смагина И.В. Ответственность перевозчика в договоре международной воздушной перевозки в положениях варшавской...
Гаагский протокол1 удвоил предел ответственности в случае смерти или телесного повреждения пассажира, доведя его до 250 ООО французских золотых франков (примерно 20 ООО долларов США).
Кроме этого, Гаагский протокол2 также упростил положение о перевозочных документах, изменил сроки предъявления претензий и внес ряд других уточнений.
Гвадалахарская конвенция 1961 г3, дополнительная к Варшавской конвенции4, распространила действие Варшавской конвенции на воздушные перевозки, осуществляемые лицом, не являющимся перевозчиком по договору.
Таким образом, действие Варшавской конвенции было распространено на международные воздушные перевозки, выполняемые на арендованных воздушных судах. Участниками Гвадалахарской конвенции5 являются 72 государства, в том числе Российская Федерация6.
Подписанная 28 мая 1999 г на Международной конференции 1САО по Воздушному праву Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок7 (далее - Монреальская конвенция 1999 г) являет собой новое решение вопросов ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира.
На сегодняшний день конвенцию ратифицировали 103 государства. Участие в ней - вопрос престижа государства, имиджа ее перевозчиков. Российская Федерация Монреальскую конвенцию8 еще не ратифицировала. Между тем применение новейших унифицированных правил могло бы значительно повысить защищенность российских пассажиров в международных воздушных сообщениях, существенно преумножить конкурентоспособность российских авиаперевозчиков на мировом рынке авиаперевозок.
1 ICAO Doc. 7632. Протокол ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 9 февраля 1957 г. // Ведомости ВС СССР. - 1957. - № 6. - Ст. 136. Перевод протокола на русский язык см.: Ведомости ВС СССР. - 1957. - № 8. - Ст. 217.
2 Там же.
3 ICAO Doc. 8181. Конвенция дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору подписана СССР 18 сентября 1961 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 15 августа 1983 г. № 9820-Х. Перевод Конвенции на русский язык // Ведомости ВС СССР. - 1984. - №7. - Ст. 113.
4 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г. //Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - 1934.- № 20. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г. //Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - 1934.- № 20.
5 ICAO Doc. 8181. Конвенция дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору подписана СССР 18 сентября 1961 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 15 августа 1983 г. № 9820-Х. Перевод Конвенции на русский язык см.: Ведомости ВС СССР. - 1984. - № 7. - C. 113.
6 Холопов К.В. Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права: учебное пособие. - М.: Статут, 2010. - С. 661-666.
7 ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - № 1. - С. 314 - 399.
8 Там же.
Право и современные государства 2014 / № 5
Между Воздушным кодексом и Монреальской конвенцией1 имеются существенные различия в размерах и основаниях применения имущественной ответственности перевозчика за причинение вреда перевозимым грузу, пассажирам и их имуществу, а также за просрочку исполнения обязательств по договору воздушной перевозки. Сравним некоторые из них:
В соответствии с пунктом 1.2 ст. 117 ВК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
Статьей 21 Монреальской конвенции2 установлен иной подход к определению размера компенсации в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира. Это двухуровневая ответственность: Первый уровень - за вред, причиненный здоровью пассажира (телесное повреждение пассажира), не превышающий 100 ООО Специальных прав заимствования ((СПЗ) -расчетная единица Международного валютного фонда) (около 5 млн. руб.), подлежит возмещению не зависимо от вины перевозчика - перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность; второй уровень - в части, превышающей указанную сумму, вина перевозчика также презюмируется, но он получает возможность доказать свою невиновность. Здесь ограничения ответственности не предусматривается.
За вред, причиненный грузу и багажу, а также вещам, находящимся при пассажире статьей 119 ВК РФ предусмотрена дифференцированный размер ответственности в зависимости от веса груза и багажа, их объявленной ценности, реальной стоимости. Определены предельные размеры возмещения вреда.
Монреальской конвенцией3 предусматриваются иные размеры ответственности:
- при перевозке груза без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг (п. 3. ст. 22 Монреальской конвенции4);
- при перевозке багажа, в т.ч. вещей, находящихся при пассажире без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 1131 СПЗ (около 56,5 тысяч руб.) (п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции ).
1 ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - 2001. - № 1. - С. 314-399.
2 ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции см.: Московский журнал международного права. - № 1. - С. 314 - 399.
3 ICAO Doc . 9740; DCW Doc. N№ 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - 2001. - № 1. - С. 314-399.
4 Там же.
Смагина И.В. Ответственность перевозчика в договоре международной воздушной перевозки в положениях варшавской...
Также различны пределы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, груза или багажа в ВК РФ и Монреальской конвенции1.
Согласно статье 120 ВК РФ перевозчик выплачивает штраф в размере 25 процентов минимального размера оплаты труда за каддый час просрочки, но не более 50 процентов провозной платы.
В статье 22 Монреальской конвенции2 за нарушение сроков перевозки:
- при перевозке пассажиров - не более 4694 СПЗ (около 234700 руб.);
- при перевозке груза - не более 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг;
- при перевозке багажа - не более 1131 СПЗ (около 56500 руб.).
Однако в соответствии с Монреальской конвенцией3 перевозчик отвечает за нарушение сроков доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения только при условии, что контрагенту причинен имущественный вред.
Таким образом, можно отметить, что в части ответственности перевозчика перед пассажиром положения Монреальской конвенции4 в сравнении с нормами Воздушного кодекса РФ обеспечивают твердые правовые гарантии и адекватный уровень возмещения вреда, создают единый и понятный правовой режим ответственности авиаперевозчиков за несохранность багажа и грузов, а также задержку при их перевозке на международных линиях.
Монреальская конвенция5 усиливает конкуренцию на рынке авиаперевозок, увеличивает ответственность авиакомпаний перед пассажирами и снимает ограничения на компенсации за потерю багажа или вред жизни и здоровью пассажиров, значительно упрощая механизм ее получения. К числу достоинств конвенции стоит также отнести пересмотр 1САО пределов ответственности перевозчика раз в пять лет в целях учета инфляции. Так как Российская Федерация пока не ратифицировала конвенцию, российские пассажиры при международных перевозках обделены правами, которыми располагают пассажиры из стран Монреальской ориентации, а российские перевозчики, отстраненные от новой конвенции, обезоружены и неконкурентоспособны на рынке международных авиаперевозок. Кроме того, российские пассажиры при полетах на самолетах авиакомпаний из стран-участниц Монреальской конвенции, не подпадают под ее юрисдикцию.
Ратифицируя конвенцию, россияне ко всему прочему получат право защищать свои интересы по месту своего жительства, сокращая судебные издержки. Переход к новой Монреальской системе позволит повысить конкурентоспособность российских авиакомпаний.
5 ICAO Doc. 9740; DCW Do. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - № 1. - С. 314- 399.
1 Там же.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
Право и современные государства 2014 / № 5
Библиографический список:
1. Конвенциядля унификации некоторых правил,касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г // Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР -1934. № 20.
2. ICAO Doc. 7632. Протокол ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 9 февраля 1957 г // Ведомости ВС СССР - 1957. - № 6. - Ст. 136. Перевод протокола на русский язык см.: Ведомости ВС СССР - 1957. - № 8. - Ст. 217.
3. CAO Doc. 8181. Конвенция дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору подписана СССР 18 сентября 1961 г, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 15 августа 1983 г № 9820-Х. Перевод Конвенции на русский язык см.: Ведомости ВС СССР - 1984. - № 7. - C. 113.
4. ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - 2001. - № 1. - С. 314 - 399.
5. Грязное B.C. Международно-правовое регулирование воздушных перевозок// Закон. - 1997. - № 8.
6. Холопов К.В. Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права: учебное пособие. -М.: Статут, 2010.