А.У. ТАГАЕВ,
соискатель кафедры конституционного права и государственного управления Казахского гуманитарно-юридического университета,
кандидат юридических наук
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТА И ЕГО ПАЛАТ -
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ РАЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
В политической жизни Республики Казахстан особо важное значение принадлежит Парламенту РК и его палатам, так как он призван выступать мощным и надежным инструментом, используя который общество реализует крупномасштабные задачи, обеспечивая тем самым его поступательное развитие, создавая необходимые основы и гарантии для достойного и благополучного существования граждан.
Вместе с тем, успешное выполнение столь ответственной миссии зависит от целого ряда условий как объективного, так и субъективного порядка и, прежде всего от того, насколько точно Парламент РК, определяя свои цели и задачи, улавливает и отражает основные тенденции эволюции данного социума, а также в какой мере эти цели и задачи сообразуются с реальными возможностями их претворения в действительность, соизмеряются с состоянием экономики, политики, культуры, отвечают потребностям и интересам людей, согласуются с их нравственными принципами, обычаями, традициями, взглядами, умонастроениями, мнениями и т.д.
Для полноты дальнейших исследований по этому вопросу необходимо раскрыть разновидность парламентаризма, рассмотреть концепцию «рационализированного парламентаризма», определить, какие элементы концепции присущи нашему конституционному праву, и исходя из этого, какая ответственность ложится на Парламент РК и его палаты.
Как отмечает А.А. Керимов, в политической системе стран современного мира имеются такие разновидности парламентаризма, как:
1) парламентаризм развитыгй, ограничен-ныгй, «имитационныгй» (в зависимости от фактической полноты реализации и силы действующих в нем элементов парламентаризма);
2) парламентаризм «рационализированный», «министериальныгй», «разделенныгй» (в зависимости от конституированного порядка взаимоотношений между парламентом и другими высшими органами государственной власти).
В разновидностях парламентаризма первого ряда отражены особенности политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного), а в разновидностях второго ряда - особенности формы правления (республика, монархия) и государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное) [1].
Развитыгй парламентаризм может существовать и функционировать только в рамках демократического общества, где в полной мере реализованы такие основополагающие элементы парламентаризма, как принцип разделения властей и верховенство права, прочные традиции парламентаризма, имеются зрелое гражданское общество и политические партии, которые не только являются активными участниками политических процессов, но и несут политическую ответственность за общие дела в обществе. Вместе с тем, следует отметить, что в странах, где действует доктрина верховенства парламента, полномочия высшего органа законодательной власти являются абсолютно неопределенными (например, в Великобритании или Италии). Это порождает ряд сложностей в функционировании государственного механизма.
Во-первых, парламент может принять к своему рассмотрению любые вопросы, включая те, которые уже были урегулированы актами правительства. Это приводит к коллизии норм, к некоторой нестабильности, правовой источник подчас не в состоянии детально урегулировать все стороны экономических, социальных, политических отношений.
Во-вторых, акты исполнительной власти с точки зрения принятия и изменения более динамичный источник права, чем закон. В ряде случаев ситуация требует незамедлительного правового вмешательства, что, естественно, легче сделать нормативными актами правительства. Все перечисленные и многие другие причины привели к развитию института делегированного законодательства.
Ограниченный парламентаризм строится на ограничении полномочий парламента и его косвенной подконтрольности исполнительной власти. Такая разновидность парламентаризма характерна для обществ догоняющего типа в развитии парламентаризма, где в основном декларированы демократические свободы и основополагающие принципы парламентаризма, однако степень их полноты и реализации носят половинчатый характер.
Существование «имитационного» парламентаризма характерно для крайне авторитарных и еще в большей степени, для тоталитарных режимов, где может осуществляться только имитация парламентаризма. При таких режимах происходит монополизация власти и политики, власть может править с помощью законов, принимаемых по своему усмотрению, снижается или сводится на нет роль представительных институтов и оппозиции, нарушается автономия партий и институтов гражданского общества.
«Министериалъныгй» парламентаризм основывается в большинстве случаев на совместимости членства в правительстве с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.
«Разделенныгй» парламентаризм в основном характерен для таких обществ, где отношения между парламентом и главой государства основываются на жестком разделении властей, их значительной самостоятельности, системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. При таком парламентаризме законодательный (представительный) орган государственной власти может ограничивать действия главы государства с помощью законов, президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента.
«Рационализированныгй» парламентаризм направлен, прежде всего, на укрепление президентской власти и сочетает в себе элементы, характерные для полупрезидентской республики.
В юридической литературе под «рационализированным парламентаризмом» понимается совокупность конституционных приемов (методов, мер) и процедур, направленных на поощрение стабильности правительства при сохранении основных черт парламентарной системы, включая законодателъ-ныгй контролъ над правителъственной политикой. Черты ««рационального парламентаризма» можно найти в системе ответственности кабинета, процедуре его формирования (инвеституре) и по-
пытках избежатъ спонтанного роспуска парламента (например, вопрос о доверии правительству требует простого большинства, а для выражения недоверия - квалифицированного). Одним из самых «сильных» приемов ««рационального парламентаризма» является конструктивный вотум. При «рациональном парламентаризме» правительство, которому выражено недоверие, если оно не желает уходить в отставку, может распустить парламент.
Несмотря на наличие нескольких разновидностей современного парламентаризма, тем не менее, приходится констатировать, что «чистых» моделей, то есть, обособленных от всех прочих, государственная практика не знает, так как в каждой, наряду с ее собственными типовыми признаками, всегда наличествуют признаки других.
Первым примером внедрения «рационализированного парламентаризма» является Франция. В соответствии с Конституцией 1958 г., разработанной под руководством президента Франции генерала де Голля, концепция «рационализированного» парламентаризма была направлена:
1) на укрепление президентской власти. Власть президента была усилена таким образом, что он стал центральной фигурой всего государственного аппарата. Президент рассматривается как арбитр в государстве: на него возлагается конституционная обязанность обеспечивать своим арбитражем функционирование государственных институтов. Он выгносит на референдум любой вопрос, минуя парламент, и обнародует затем решение референдума в качестве закона. Он председателъствует на официалъныгх заседаниях правителъства (хотя есть должность премьер-министра);
2) ограничение законодательных полномочий парламента - прямое определение вопросов, относящихся к его компетенции;
3) предоставление правительственной власти широких возможностей (в том числе и юридических) для воздействия на парламент. К примеру, в случае непринятия парламентом финансового законопроекта в 70-днгвный срок, он может быть введен в действие путем издания ордонанса (правительственный акт во Франции) [2, с. 259];
4) возложение на Конституционный совет конституционного надзора за соответствием принятого закона Конституции. Тем не менее, компетенция Конституционного совета распространяется лишь на акты законодательной власти. За конституционностью же актов исполнительной ветви власти следит Государственный совет, что вносит определенную двойственность в процедуру проверки соответствия актов основному закону.
Позже «рационализированный парламентаризм» Франции оказал влияние на другие страны (на некоторые франкоязычные страны Африки, Шри-Ланку и другие государства). Элементы «рационализированного парламентаризма» присущи всем постсоветским полупрезидентским республикам, не исключение является и Республика Казахстан.
Что касается полномочий Парламента, то следует отметить, что с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» существенным образом усилен статус верхней палаты Парламента - Сената за счет возложения на него функций Парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажи-лиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий (подп. 5 ст. 55 Конституции). Но, с другой стороны, Сенат лишен полномочий по досрочному прекращению полномочий местных представительных органов (подп. 4 ст. 55 Конституции). Данные полномочия теперь принадлежат Президенту (п. 6 ст. 86 Конституции). Сенату переданы полномочия по даче согласия на назначение Президентом председателя Национального банка (ст. 55 Конституции). Сенат лишен полномочий по делегированию двух членов в состав Высшего судебного совета. Теперь Президент самостоятельно определяет состав Высшего судебного совета (ст. 82 Конституции).
Из компетенции Мажилиса исключены полномочия по избранию и освобождению от должности по представлению Президента председателя и заместителя председателя Центральной избирательной комиссии (полномочия по назначению председателя Центральной избирательной комиссии теперь принадлежат исключительно Президенту). Непосредственно палатам Парламента переданы полномочия по назначению на должности по два члена Конституционного Совета (ранее таким полномочием обладали председатели палат), назначению на пятилетний срок по два члена Центральной избирательной комиссии (ст. 56 Конституции).
Таким образом, на основе проведенного анализа автор пришел к выводу о том, что элементы концепции «рационализированного парламентаризма» присущи и Республики Казахстан. Осуществление принципа разделения властей и создание системы сдержек и противовесов находится в стадии формирования, а деятельность Парламента РК в сфере контролирующего и направляющего влияния органов исполнительной власти.
Казахстанскнй парламентаризм сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Более того, стратегия взаимоотношений исполнительной власти с Парламентом, ключевым элементом парламентаризма, строится на сведении его функций в основном к законодательной деятельности в ущерб осуществлению представительской, и Парламент современного Казахстана ориентирован скорее на удовлетворение интересов политической и экономической элиты, чем на жизненные интересы простых граждан.
Переходя к вопросу ответственности Парламента и его палат, необходимо разобраться с терминологией «ответственность». Понятие «ответственность» в Толковом словаре русского языка имеет следующее значение: во-первых, облегченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности в руководстве делами; во-вто-рыгх, необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-нибудь. Привлечь к ответственности - заставить отвечать за плохой ход дела [3, с. 468].
Ответственность Парламента и его палат предусматривает наделение их полномочиями для реализации функций и наступает, если Парламент не в состоянии осуществлять свои полномочия. В юридическом словаре такая ответственность носит название ответственность конституционная - санкции за нарушение конституционно-правовых норм. Может иметь, как правило, политический характер...
Представительный орган несет конституционную ответственность в форме его досрочного роспуска, если он не в состоянии осуществлять свои полномочия [4, с. 333].
Таким образом, для успешной реализации своих функций парламент наделяется конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти.
Компетенция (лат. competería, от competo -добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, органа общественной организации.
Компетенция государственного органа - предмет ведения (круг вопросов) плюс властные пол-
номочия (права и обязанности), закрепленные в законе и позволяющие от имени государства (Республики Казахстан) регулировать общественные отношения. Другими словами, компетенция означает, что каждый орган обладает совокупностью определенных прав и обязанностей, осуществляемых в определенной сфере общественных отношений [1, с. 208].
Компетенция высших органов государственной власти и управления, как и местных, определяется Конституцией республики.
Пределы законодательной компетенции Парламента Республики Казахстан установлены Конституцией республики 1995 г. (раздел IV).
Компетенция Парламента, его Палат распределена таким образом, чтобы в процессе работы создать условия для: учета государственных, региональных, общественных интересов и потребностей; баланса интересов Парламента, Президента и исполнительной ветви власти; всестороннего обсуждения и принятия законодательных решений.
Как отмечал А.Т. Ащеулов, компетенция Парламента подразделяется на предметную и субъективную компетенцию.
Компетенция Парламента по предмету или характеру деятельности включает в себя полномочия: законодательные; бюджетно-финансовые; контрольные; организационно-кадровые; в области международных отношений; по обороне и безопасности.
Компетенция Парламентом реализуется: Парламентом в целом; палатами Парламента; координационными и рабочими органами палат; председателями палат; депутатами. Конструкция компетенции Парламента включает в себя: компетенцию Парламента, реализуемую на совместном заседании палат; компетенцию Парламента, реализуемую в раздельном заседании палат; исключительную компетенцию Сената; исключительную компетенцию Мажилиса; компетенцию палат, осуществляемую самостоятельно, без участия другой Палаты.
Компетенция Парламента Республики Казахстан в совместных и раздельных заседаниях Сената и Мажилиса, исключительная компетенция палат; установленная в Конституции республики, реализуется на сессиях Парламента. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний палат [5, с. 434].
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом. Исходя из этого, в Конституции право роспуска Парламента закреплено только за высшим должностным лицом государства - Президентом Республики Ка-
захстан. Уместно здесь привести мнение Г. Са-паргалиева, что право роспуска Парламента Конституция предоставляет только Президенту республики. Это и понятно: Президент - Глава государства не относится ни к одной ветви государственной власти. Он должен заботиться о политической стабильности всего государства, о нормальном функционировании всех ветвей государственной власти и принимать меры для недопущения конфронтации ветвей государственной власти между собой, а в случае возникновения такой ситуации Президент вправе принимать адекватные действия, исходя из интересов государства [6, 247].
Следует отметить, что с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» значительно изменены основания для реализации Президентом права роспуска Парламента (ст. 63 Конституции). В Конституции было установлено, что Президент может распустить Парламент в случаях: 1) выражения Парламентом вотума недоверия Правительству; 2) двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра; 3) политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти. В соответствии с новой редакцией Конституции Президент, во-первых, может рас-пуститъ не толъко весъ Парламент, но и одну палату - Мажилис. Во-вторых, не установлено специалъныгх оснований для роспуска Парламента или Мажилиса: Президент может реализовать свое право после консультаций с председателями палат Парламента и Премьер-Министром (разумеется, такие консультации не имеют обязательного характера для Президента). Как и раньше, Президент не может распустить Парламент (Мажилис) в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. Кстати, схожие условия реализации права роспуска парламента установлены для президента Франции во французской Конституции.
Для того, чтобы понять механизм роспуска Парламента, рассмотрим роспуск Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва.
6 июня 2007 года на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан от имени группы депутатов Палаты выступил с обращением в Конституционный Совет Республики Казахстан депутат Мажилиса Н.Т. Рустемов.
Обращение касалось официального толкования норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
В обращении сказано: «21 мая 2007 года Глава государства подписал принятый Парламентом Республики Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Этот эпохальный документ предопределяет качественно новый этап развития казахстанского общества и государства, трансформируя основы функционирования всех ветвей государственной власти, а также механизмы их взаимодействия между собой и с институтами гражданского общества.
Внесенные в Конституцию страны поправки закрепили новые полномочия Парламента и его Палат, увеличили численность Мажилиса и Сената, предопределили коренное изменение порядка формирования Мажилиса Парламента.
Так, Мажилис будет играть решающую роль при рассмотрении вопросов формирования Правительства, а формирование Мажилиса посредством пропорциональной системы резко увеличит влияние политических партий на принимаемые государством важнейшие решения. В обеих Палатах высшего представительного органа страны будет представлена Ассамблея народа Казахстана, что означает весомую роль инструментов обеспечения межнационального согласия в условиях нашей многонациональной страны. Благодаря конституционным инициативам нашего Президента Парламент приобретает реальные и эффективные рычаги контроля за деятельностью исполнительных органов власти.
Вышеприведенное - лишь немногое из того, что будет воплощено в общественно-политическую жизнь нашей страны благодаря недавним конституционным новеллам.
Однако, судьбоносные конституционные изменения, связанные с новой ролью Парламента Республики, начнут свое полноценное практическое действие лишь с 2009 года, то есть после истечения срока полномочий Мажилиса Парламента нынешнего, третьего созыва.
Вместе с тем, депутаты обеих Палат Парламента почти единогласно проголосовали за предложенные Президентом изменения в Конституцию, оценивая их как настоятельную историческую необходимость, как казахстанский ответ вызовам современной эпохи.
Наличие оставшихся двух лет до истечения срока полномочий Мажилиса Парламента нынешнего, третьего созыва, является, по сути, мора-
торием на введение в действие принципиальных конституционных изменений, ведет к торможению начатого в соответствии с Конституцией процесса политической модернизации.
В этой связи полагаем, что такое положение дел не отвечает коренным интересам народа Казахстана, доверившего депутатам Парламента, как своим избранникам, решение наиболее важных вопросов развития страны.
Учитывая изложенное, в целях ускорения процессов политической модернизации и реализации потенциала Конституции Республики представляется необходимым определить, есть ли все-таки возможность приобретения ныне действующим Парламентом Республики новых конституционных полномочий, и если такой возможности нет, то возможно ли в таком случае досрочное прекращение полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва.
При этом депутаты просят дать ответы на следующие вопросы:
1) дает ли Конституция Республики Казахстан возможность нынешнему составу Парламента Республики приобрести и реализовать новые конституционные полномочия и если дает, то в какой части и обеим ли Палатам Парламента;
2) вправе ли Мажилис Парламента в целях ускоренного введения в действие новых соответствующих норм Конституции самостоятельно объявить о самороспуске, а если нет, то вправе ли Глава государства использовать свое конституционное полномочие по роспуску Мажилиса Парламента;
3) будет ли роспуск Мажилиса Парламента действующего созыва основанием для введения в действие норм Конституции, устанавливающих и предусматривающих возможность установления нового порядка наделения полномочиями таких должностных лиц, как депутаты Парламента, что предусмотрено статьей 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». И если да, то наделяется ли новыми конституционными полномочиями Парламент Республики после избрания Мажилиса Парламента четвертого созыва и начала работы первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва» [7].
18 июня 2007 года состоялось заседание Конституционного Совета Республики Казахстан, на котором оглашено нормативное постановление Конституционного Совета по рассмотрению этого обращения депутатов.
В начале заседания депутат Мажилиса Парламента Н.Т. Рустемов заявил также устное хо-
датайство с просьбой ответить на следующий вопрос: «Вправе ли действующий состав Сената выполнять функции Парламента Республики Казахстан по принятию конституционных законов и законов в период отсутствия Мажилиса, если полномочия Мажилиса прекратятся досрочно?».
Изучив материалы обращения депутатов, а, также выслушав мнение участников производства: представителя субъекта обращения депутата Мажилиса Рустемова Н.Т., представителя Сената и ряда иных государственных органов, Конституционный Совет установил следующее.
Полномочия Парламента и его палат, предусмотренные статьями 53-58 Конституции, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-Ш «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» вводятся в действие с момента истечения срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва, которое возможно как при окончании конституционного срока полномочий, так и при досрочном прекращении полномочий в случаях роспуска Парламента или Мажили-са Парламента Президентом Республики.
Приобретение новых конституционных полномочий Парламентом и его палатами связано с истечением срока полномочий исключительно Мажилиса Парламента третьего созыва [8].
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» не предоставляет возможность Парламенту и его палатам прибрести и реализовать новые конституционные полномочия до окончания срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва, или до прекращения его полномочий в случае роспуска Президентом Республики Парламента или Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
19 июня 2007 года на совместном заседании палат Парламента депутат Мажилиса Нурбах Рустемов огласил обращение от имени 61 депутата Мажилиса к Президенту с просьбой о досрочном роспуске Мажилиса Парламента. В обращении сказано:
«18 июня 2007 года Конституционный Совет Республики Казахстан по обращению группы депутатов Мажилиса Парламента Республики принял решение по официальному толкованию норм Конституции Республики, определяющих полномочия Парламента и его Палат в контексте внесенных в Конституцию страны изменений и дополнений.
Как известно, наше обращение о толковании норм Конституции было продиктовано необхо-
димостью определиться через решение Конституционного Совета с возможностью обретения нынешним Парламентом и его Палатами новых конституционных полномочий, реализация которых означала бы начало нового этапа развития казахстанского общества и государства.
Однако принятое Конституционным Советом страны постановление показало, что нынешний состав Мажилиса Парламента новый набор конституционных полномочий обрести не может. Эти полномочия Мажилис получит только с избранием нового состава Палаты.
Такая ситуация нас, депутатов, устраивать не может. Мы считаем, что нынешний Мажи-лис не должен выступать в роли тормоза реформ, то есть ждать истечения срока своих полномочий в 2009 году.
Поэтому настал момент, когда следует досрочно прекратить полномочия Мажилиса Парламента Республики третьего созыва.
В сложившейся политико-правовой ситуации, раз это была наша, депутатская инициатива, решение о досрочном прекращении полномочий Палаты хотели принять мы сами, путем самороспуска.
Анализ Конституции показывает, что ее нормы не предусматривают самороспуск как основание досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. Конституция устанавливает возможность принятия решения о самороспуске только местными представительными органами - маслихатами (пункт 5 статьи 86). Конституция Республики Казахстан содержит исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его палат и не предусматривает возможность его расширения законами (подпункт 8) статьи 53, подпункт 6) статьи 55, подпункт 4) пункта 1 статьи 56 Конституции).
Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Владимир Фоос, отмечал: «ЦИК считает, что у Мажилиса Парламента нет права заявить о своем самороспуске», - сказал В. Фоос. «Институт самороспуска в Конституции предусмотрен, но только действует в отношении депутатов маслихатов», - пояснил он. «Следовательно, мы считаем, сами депутаты Мажи-лиса принять такое решение не могут», - отметил зампред ЦИК. «Это вправе сделать только Президент». «Но мы предполагаем, что депутаты Мажилиса могут обратиться с соответствующим обращением к Президенту республики, указав, что они могут сложить свои депутатские полномочия, в результате чего Мажилис Парламента станет нелегитимным, так как не будет необходимого кворума для принятия его реше-
ний. И президент вправе принять решение о досрочном прекращении его полномочий».
Такой же позиции придерживается Генеральная прокуратура. «Согласно Конституции, полномочия депутатов Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутатов недееспособными, роспуска Парламента и иных предусмотренных Конституцией случаях», - отметил заместитель генерального прокурора РК Асхат Даулбаев. «В частности, депутаты могут подавать прошения об отставке и при внесении соответствующих представлений в ЦИК на заседании Палаты могут большинством голосов принять отставку депутатов Палаты», - добавил он. «Таким образом, в случае подачи в отставку депутатов фактически произойдет самороспуск», - подчеркнул он «Но для назначения новых выборов потребуется юридическое оформление роспуска Парламента, потому что как таковое оформление в связи с самороспуском в Конституции не предусмотрено», - отметил А. Даулбаев. «В этой связи глава государства должен издать Указ о роспуске Парламента или Мажилиса с соблюдением процедур, указанных в новой редакции Конституции, после консультации с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром РК», - добавил он [8].
Таким образом, Парламент и его палаты по своему конституционному статусу являются постоянно действующими органами, решения которых принимаются депутатами путем голосования, как на совместном, так и в раздельном заседаниях палат. Обязательность участия депутатов в работе Парламента, требование личного голосования в Парламенте, недопустимость передачи права голоса (пункт 2 статьи 52 Конституции) предполагают необходимость наличия кворума и соответствующего количества голосов депутатов для принятия решения, что является определяющим фактором легитимности актов Парламента и его палат. Отсутствие кворума в силу различных обстоятельств (отставка депутатов, утрата ими мандата и другие) может стать мотивом для принятия Президентом республики решения о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Конституции.
Сказанное можно резюмировать тем, что Конституция Республики не предусматривает самороспуск как основание досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан согласно Конституции вправе распустить Парламент или Мажи-лис Парламента после консультаций с председате-
лями палат Парламента и Премьер-Министром как по собственной инициативе, так и по обращению депутатов Парламента Республики Казахстан.
В случае роспуска Мажилиса Парламента третьего созыва вводятся в действие конституционные нормы, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями депутатов Парламента. При этом согласно подпункту 5) статьи 55 Конституции Сенат Парламента Республики Казахстан выполняет функции Парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса Парламента, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
Учитывая вышеизложенное, депутаты обратились к Президенту H.A. Назарбаеву с просьбой принять непростое, но исторически важное для судьбы Казахстана решение: распустить Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва и назначить досрочные парламентские выборы.
Это решение, по мнению депутатов, «откроет путь для полнокровной реализации потенциала обновленной Конституции республики, позволит ускорить инициированные Вами процессы политической модернизации страны».
20 июня 2007 года в Мажилисе состоялось заседание парламентской фракции Народно-демократической партии «Нур Отан», на котором присутствовал Президент Казахстана H.A. Назарбаев
Заседание было посвящено обсуждению обращения группы депутатов к Главе государства о роспуске Палаты. Выступили депутаты Н. Ру-стемов, В. Котович, Е. Нигматулин, A. Милютин, которые высказались в поддержку предложения о роспуске Мажилиса.
Затем выступил Н.А. Назарбаев.
«Сегодня утром я провел необходимые консультации с председателями палат Парламента и с Премьер-Министром. В целом они также высказали мнение, о чем говорили вы в своем обращении, и выражают согласие с позицией депутатского корпуса».
«Если ваше решение окончательное, и вы не изменили своего мнения, то я принимаю решение о роспуске Мажилиса Парламента и назначении новых выборов», сказал Президент.
Глава государства зачитал проект своего указа о роспуске Мажилиса Парламента и назначении внеочередных выборов.
21 июня 2007 г. Указ Президента Республики Казахстан «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажи-лиса Парламента Республики Казахстан» № 350
от 20 июня 2007 года был опубликован в газете «Казахстанская правда».
Тем самым, деятельность Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва 21 июня 2007 года была завершена.
Излагая свои выводы по затронутым вопросам, считаем целесообразным сфокусировать свое внимание на ответственности Парламента и его палат как составной части концепции рационализированного парламентаризма.
1. Конституция РК 1995 года является конституцией политического и правового прагматизма, поэтому одна из основных ее идей — идея рационализации власти Парламента. Данная идея заключается в первую очередь в ограничении власти Парламента через жесткое разделение предметной компетенции между законодательной и исполнительной властью.
2. При «рационализированном» парламентаризме сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Таким образом, двойная ответственность Правительства - перед Президентом и Парламентом - является отличительной чертой «рационализированного» парламентаризма.
3. Право роспуска Парламента РК согласно новой редакции Конституции закрепляется за Президентом РК. В п.1 ст. 63 Конституции установлено, что Президент может распустить не только весь Парламент, но и одну палату - Ма-жилис. Однако не установлено специальны х оснований для роспуска Парламента или Ма-жилиса: Президент может реализовать свое право после консультаций с председателями палат Парламента и Премьер-Министром.
Использованная литература
1. Керимов А. А. Парламентаризм в современной России: особенности становления и развития: автореф. дисс. канд. полит. наук. - Екатеринбург, 2006. - С. 8-16.
2. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1980. - 624 с. - С. 48.
3. Ожегов. С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 775.
4. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О.Е. Кутафин - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 559 с.
5. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеу-лов. - Алматы: КазГЮА, 2001. - 656 с.
6. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. - Алматы: Жета жаргы, 2002. - 319 с.
7. Архив Президента Республики Казахстан. Ф.708. - Оп.152. - Д.2. - Л. 140.
8. Масанов Нурбулат. Казахстан: история становления диктатуры / Мат. Международной конференции «Права человека в Казахстане и Центральной Азии. Чем Европа может помочь?» Европар-ламент, Брюссель 10 декабря 2002 года/ http://freeas.org.
Мацалада К^азацстан Республикасындагы парламентаризм институтыныц дамуыныц цурам-дас белт реттдег1 Парламент пен оныц палаталарыныц жауапкершытне байланысты мэсе-лелер царастырылган.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ответственностью Парламента и его палат как составной части развития института парламентаризма в Республике Казахстан.
The article relates tu responsibility issues of Parlament and its chambers as intégral part parlamentarism institution development in Republic of Kazakhstan.