Научная статья на тему 'Ответственность организаций и их руководителей за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования'

Ответственность организаций и их руководителей за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
816
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

Природа экологических нарушений такова, что одна незначительная «оплошность» может привести к экологической катастрофе. Однако наше общество продолжает методически ее уничтожать, не смотря на принимаемые законы и активную охранную политику государства в этом вопросе. О правонарушениях и практике борьбы с экологическими преступлениями идет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность организаций и их руководителей за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В. В. СЕМЕНИХИН,

руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Все составы нарушений данной главы являются нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) общими требованиями в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов являются следующие постулаты:

• размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При проведении работ и эксплуатации должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

• нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, про-

ектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; • прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. О специальных требованиях при отдельных видах деятельности говорится в ст. 35—39 Закона № 7-ФЗ.

Статья 8.1 КоАП РФ также регламентирует ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Это на конкретных примерах показано в постановлениях Федерального арбитражного суда (ФАС) Волго-Вятского округа от 04.05.2010 по делу № А29-10537/2009 и ФАС Уральского округа от 29.03.2010 № Ф09-2027/10-С1 по делу № А47-10816/2009.

Данная статья предусматривает следующие санкции: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до

5 000 руб.; на юридических лиц — от 25 000 до 100 000 руб.

Субъектом данного правонарушения и иных нарушений являются физические лица, должностные лица, а также организации (юридические лица).

Видовым объектом правонарушений, как правило, выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

Статья 17 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее — Закон № 109-ФЗ) регламентирует, что в целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимика-тов, а также тарной этикетки с предупредительной маркировкой.

Требования к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов и к тарной этикетке устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов (см. приказ Минсельхоза России от 29.02.2008 № 67 «Об установлении Требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицида и агрохимиката и к тарной этикетке»).

При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом инструкциями о применении, транспортировке и хранении пестицидов и агрохимикатов и тарной этикеткой.

Об отдельных действиях с пестицидами и агрохимикатами говорится также в ст. 16, 18—24 Закона № 109-ФЗ.

Согласно ст. 8.3 КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 000 до 5 000 руб. или

административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Смотрите в связи с этим постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.06.2008 по делу № А31-5711/2007-19 и ФАС Северо-Кавказского округа от 08.09.2008 № Ф08-5348/08-1939А по делу № А32-8278/2008-34/128-96АЖ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ) государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Статья 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определяет, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы», а также ст. 22 Закона № 174-ФЗ).

Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и

иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ) заключаются:

• в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирования или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы (постановление Арбитражного суда Омской области от 22.12.2006 по делу № А46-1904/2006);

• в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2008 № Ф08-7561/2008 по делу № А32-10337/2008-34/185-121АЖ);

• в незаконном отказе в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы (см. ст. 24 Закона № 174-ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (см. ст. 333.18 и 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ (см. постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»).

В силу ст. 8.21 КоАП РФ наступает ответственность:

• за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу № А46-1594/2008);

• за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.11.2008 № 14824/08 по делу № А76-7032/2008-49-183);

• за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу № А28-7182/2009-201/14). Объективную сторону правонарушения ст. 8.28

КоАП РФ составляет незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если

эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)), — это квалифицированный состав данного правонарушения.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 000 руб. (примечание к ст. 260 УК РФ).

Уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды и природопользования также закрепляет УК РФ.

Так, прямо установлено обстоятельство того, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Целью статей, регламентирующих уголовную ответственность в области охраны окружающей среды, является защита экологического фона нашей страны.

От состояния экологической среды зависит состояние здоровья каждого человека и общества в целом. Именно поэтому в УК РФ размещена гл. 26 «Экологические преступления».

Эта глава содержит, в частности, следующие составы преступлений:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

• загрязнение морской среды (ст. 252);

• порча земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);

• незаконная охота (ст. 258);

• уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259).

Субъективная сторона любого из перечисленных преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит

возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

В ряде статей, связанных с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается все-таки в форме неосторожности.

В рамках рассмотрения заявленной темы необходимо более подробно остановиться на положениях постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в котором приведены разъяснения уголовного, гражданского и процессуального законодательства в части нарушений в области охраны окружающей среды.

Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья).

При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.

К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 и п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными лицами своих служебных полномочий,

но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.

Под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Применительно к этой норме существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т. п.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия, либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 250 УК РФ только в случае, когда содеянным причинен существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Ответственность за незаконную охоту, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ, наступает лишь при наличии крупного ущерба. Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных.

Крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.

Лицо может быть признано виновным в незаконной охоте, совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, только в случае, если с их помощью велся поиск животных, их выслеживание или преследование в целях добычи либо они использовались непосредственно в процессе их добычи (например, отстрел птиц и зверей производился из транспортного средства во время его движения), а также осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных.

Под способами массового уничтожения птиц и зверей понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных (например, выжигание растительности в местах обитания животных).

Разрешая вопрос о том, совершено ли преступление способом массового уничтожения птиц и зверей, судам следует учитывать не только запрещенные вид орудия или способ добычи, но и устанавливать, может ли их применение повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий или примененных способов добычи целесообразно привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.

Под незаконной рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т. е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.

Если лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений посредством использования другого лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя данного преступления.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 07.05.2013).

2. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (в ред. от 19.07.2011).

3. О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух:

постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 (в ред. от 22.04.2009).

4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21.

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 18.12.2012).

6. Об установлении Требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицида и агро-химиката и к тарной этикетке: приказ Минсельхоза России от 29.02.2008 № 67.

7. Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы: постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698.

8. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.11.2008 № 14824/08 по делу № А76-7032/2008-49-183.

10. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу № А46-1594/2008.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.