Научная статья на тему 'Ответственное ведение бизнеса на рынках текстильных и обувных товаров'

Ответственное ведение бизнеса на рынках текстильных и обувных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / ответственное ведение бизнеса / текстиль / обувь / международная торговля / цепочка поставок / привлечение инвесторов / export / responsible business / textiles / footwear / international trade / supply chain / attracting investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валамат-Заде Алина Равшановна, Ермохин Иван Сергеевич

Мировой тенденцией становится развитие торговли, в том числе в секторе текстиля и обуви, с соблюдением принципов устойчивого развития. Соблюдение данных принципов является необходимым условием для экспорта на рынки развитых стран. Кроме того, это способствует повышению конкурентоспособности, привлечению инвесторов, а также улучшению их репутации и имиджа. Наиболее значимыми стандартами для международной торговли текстильными и обувными товарами являются стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР, установленные в Руководстве по ответственному ведению бизнеса для цепочек поставок в секторе текстиля и обуви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsible business conduct in textile and footwear markets

Promoting trade and adhering to sustainable development principles becomes a global trend, including the textile and footwear markets. Compliance with these principles is a prerequisite to exporting goods to the markets of developed countries and helps to increase competitiveness, attract investors, as well as improve company reputation. Th e most signifi cant standards for international trade in the textile and footwear sector are the OECD Responsible Business Conduct Standards established in the OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains in the Garment and Footwear Sector.

Текст научной работы на тему «Ответственное ведение бизнеса на рынках текстильных и обувных товаров»

Ответственное ведение бизнеса на рынках текстильных и обувных товаров

УДК [339.5+339.146] (100) ББК [65.428+65.422.5] (0) В-150

Алина Равшановна ВАЛАМАТ-ЗАДЕ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), Институт международной экономики и финансов - лаборант-исследователь; e-mail: 10azade@gmail.com

Иван Сергеевич ЕРМОХИН, РАНХиГС при Президенте РФ (119581, Москва, пр. Вернадского 82), Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР -научный сотрудник; e-mail: i.ermokhin@gmail.com

Аннотация

Мировой тенденцией становится развитие торговли, в том числе в секторе текстиля и обуви, с соблюдением принципов устойчивого развития. Соблюдение данных принципов является необходимым условием для экспорта на рынки развитых стран. Кроме того, это способствует повышению конкурентоспособности, привлечению инвесторов, а также улучшению их репутации и имиджа. Наиболее значимыми стандартами для международной торговли текстильными и обувными товарами являются стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР, установленные в Руководстве по ответственному ведению бизнеса для цепочек поставок в секторе текстиля и обуви.

Ключевые слова: экспорт, ответственное ведение бизнеса, текстиль, обувь, международная торговля, цепочка поставок, привлечение инвесторов.

Responsible business conduct in textile and footwear markets

Alina Ravshanovna VALAMAT-ZADE,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow,

Vorobevskoe shosse, 6A), Institute of International Economics and Finance - Laboratory Assistant, e-mail: 10azade@gmail.com,

Ivan Sergeevich ERMOKHIN,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82 Vernadsky ave., Moscow 119581), Russian Centre of competence and analysis of OECD standards -Researcher; e-mail: i.ermokhin@gmail.com

Abstract

Promoting trade and adhering to sustainable development principles becomes a global trend, including the textile and footwear markets. Compliance with these principles is a prerequisite to exporting goods to the markets of developed countries and helps to increase competitiveness, attract investors, as well as improve company reputation. The most significant standards for international trade in the textile and footwear sector are the OECD Responsible Business Conduct Standards established in the OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains in the Garment and Footwear Sector.

Keywords: export, responsible business, textiles, footwear, international trade, supply chain, attracting investors.

Согласно опубликованному Всемирной торговой организацией (ВТО) Всемирному торговому статистическому обзору, стоимость мирового экспорта текстиля и одежды за 2018 год составляет 505 миллиардов долларов США [1]. Крупнейшими мировыми экспортёрами текстиля при этом являются Китай, Европейский союз и Индия, на которых приходится 66,9% мирового экспорта. В России экспорт текстиля за 2018 год составил 941 млн долл., что не позволяет ей войти в список ведущих экспортёров [2]. Согласно Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, увеличение объема экспорта является одной из основных задач [3].

На данный момент текстиль из России экспортируют в основном в страны СНГ. Основными странами при этом являются Казахстан (28.2%), Беларусь (27.5%) и Украина (9.1%) [2]. Таким образом, России необходимо увеличить объем экспорта текстиля в ЕС, США и иные страны вне СНГ. Однако на этом пути бизнес сталкивается с рядом трудностей, одной из которых является поиск контрагентов за рубежом. На Петербургском международном экономическом форуме заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов заявил о намерении международных текстильных компаний начать производить текстильные товары в России. Но готово ли к сотрудничеству само российское производство? В статье «Практика раскрытия информации о корпоративном социальном и экологическом управлении в текстильной и швейной промышленности: опыт развивающихся стран», Юсуф Камаль и Крейг Диган указывают на растущую тенденцию раскрытия компаниями информации об осуществляющихся экологических и социальных политиках [4]. Так, в настоящее время многие крупные текстильные компании -Adidas, Nike, H&M, Kering, Uniqlo и другие предъявляют к своим контрагентам требование по ответственному ведению бизнеса. Например, в 2018 году немецкая компания по продаже спортивных товаров Adidas объявила о своем решении избавиться в своей продукции от первичного полиэстера и к 2024 году использовать исключительно переработанный пластик. Таким образом, это автоматически исключает возможность включения в цепочку поставок российских компаний, не

подтвердившим соответствующую экологическую политику. В 2013 году, в связи с несоблюдением социальных и экологических требований, Adidas расторгла девять производственных соглашений [5]. Схожие требования существуют и у других крупных компаний. Например, компанией Nike принят Кодекс поведения, содержащий обзор политики компании в сфере охраны окружающей среды и трудовых отношений, которая отслеживается на протяжении всей цепочки поставок текстильных товаров. В качестве другого примера можно привести компанию H&M, внедрившую политику полного раскрытия своей цепочки поставок, заключающуюся в регулярных проверках фабрик на соответствие стандартам ответственного ведения бизнеса. Каждая фабрика проверяется в среднем раз или два раза в год. Их показатели устойчивости измеряются H&M с помощью внедрённого ими индекса. Именно с поставщиками с наилучшими показателями H&M заключает самые крупные заказы. В таком случае, российским фабрикам, решившим поставлять текстильные товары в H&M и другие крупные компании, понадобится продемонстрировать своё ответственное ведение бизнеса.

Наиболее полное существующее руководство по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса в производстве текстильных товаров - Руководство ОЭСР по ответственному ведению бизнеса для цепочек поставок в производстве текстильных и обувных товаров [6]. Особенность данного Руководства заключается в том, что ОЭСР проанализировала и выделила ключевые риски, присущие текстильному производству, и указала на способы их минимизации. В результате получилась инструкция по улучшению конкурентных преимуществ компаний. Руководство может применяться ко всем компаниям - как крупным, так и малым, действующим в глобальных сетях поставок одежды и обуви: выращивающим сырьё, из которого производится текстильная продукция; производящим материалы текстильной продукции (ткани, пряжи и т.д.); а также производящим готового к потреблению товара (обувь, одежда).

Тем не менее, перед предприятиями встаёт вопрос о выгодности внедрения стандартов ответственного ведения бизнеса. Стоимость внедрения соответствующих стандартов составляет около 600 тысяч рублей для компаний из малого и среднего бизнеса (МСП) и 11 млн рублей для крупных компаний. Кроме того, проверка цепочки поставок, требуемая в соответствии с ответственным ведением бизнеса, также предполагает постоянные затраты. Например, в компании H&M для данных целей создан Отдел устойчивого развития, включающий в себя около 170 сотрудников.

Кроме того, следование стандартам ответственного ведения бизнеса необходимо подтверждать либо получением соответствующих сертификаций (ежегодная стоимость прохождения сертификаций варьируется в диапазоне от 1200 до 3000 евро), либо посредством ведения публичной нефинансовой отчётности (ПНО). При этом в 2019 году Минэкономразвития внесло в правительство РФ проект ФЗ

«О публичной нефинансовой отчетности», согласно которому раскрывать ПНО должны будут государственные и публичные компании, унитарные предприятия и компании с годовым объемом выручки или активами от 10 млрд рублей, а также компании, ценные бумаги которых включены в котировальные листы бирж.

Согласно исследованию «Корпоративное гражданство: получение прибыли от устойчивого бизнеса» [7], проведенному Economist Intelligence Unit (EIU), окупаемость внедрения стандартов ответственного ведения бизнеса может выражаться в росте выручки (16%), увеличении прибыли (16%) и экономии затрат (13%). Кроме того, ожидаемыми выгодами для текстильных предприятий в результате внедрения ответственного ведения бизнеса являются:

□ выявление и предупреждение рисков, что ведёт к сокращению затрат (согласно исследованию S&P Global, сектор текстиля сопряжён с высокими экологическими и социальными рисками [8]);

□ выход на внешний рынок;

□ повышение стоимости акций (стоимость акций компаний, которые применяют ОВБ, в среднем выше на 4,8%);

□ привлечение инвесторов;

□ уменьшение сбоев в работе цепочки поставок;

□ надлежащее исполнение законодательных норм (трудовых прав работников; норм экологического права; антимонопольных политик и т.д.) и, следовательно, понижение рисков штрафов за их нарушение;

□ улучшение деловой репутации;

□ повышение лояльности клиентов (согласно исследованию Nielsen, 66% покупателей готовы платить больше за продукт, произведенный компаниями, внедрившими ОВБ [9]).

Каким образом внедрение Руководства оказывает подобный положительный эффект на деятельность компаний? При внедрении Руководства компании предпринимают следующие шаги:

1) создают систему управления рисками;

ОЭСР выделил ряд ключевых рисков, наиболее часто встречающихся в производстве текстильных товаров: неэффективное водопользование, использование опасных химических веществ на производстве, несоответствие международным экологическим стандартам и т.д. Например, Е.Е. Айдаркина в своей научной статье «Основные направления рационализации процесса водопользования в России» указала на необходимость в России стратегических подходов к использованию водных ресурсов [10]. Около 60% при ежегодном суммарном заборе воды из водных объектов идут на нужды промышленности, в том числе текстильной. Кроме того, важной проблемой для российских компаний является несоответствие экологическим стандартам. Например, каждый год более 52 км3 сточных вод сбрасывается в водные объекты. Кроме того, около 60% из них приходится на промышленные предприятия, являющиеся основными загрязнителями. Минимизация данных ри-

сков способствует повышению конкурентоспособности. К примеру, в результате внедрения стандартов ответственного ведения бизнеса, компания Аdidas сэкономила в 2013 году 50 миллионов литров воды [5]. Такой результат компания получила в результате внедрения технологии безводного окрашивания ткани DryDye, решая проблему неэффективного водопользования, указанную в Руководстве. Подобная экономия использования воды, помимо того что является благоприятной для окружающей среды, также выгодна и для самой компании.

2) идентифицируют ключевые риски в цепочке поставок;

Контрагенты также должны быть проверены на отсутствие у них ключевых рисков. Связано это с необходимостью предупредить нарушение сбоев в цепочке поставок. Опрос более 500 компаний из 68 стран в 14 различных секторах промышленности, проведенный Британским институтом непрерывности бизнеса, показал, что 65% респондентов столкнулись как минимум с одним перебоем в цепочке поставок. Прерывание в цепочке поставок может вывести предприятие из строя на значительный период времени, и даже привести к закрытию бизнеса. В связи с этим, тщательный выбор поставщиков крайне важен в целях предупреждения подобных сбоев в поставках. Необходимость контроля за цепочкой поставок также связана с необходимостью предотвращать репутационные риски. В 1996 году журнал Life опубликовал фотографию пакистанского ребёнка, работающего на фабрике, поставляющей продукцию компании Nike. В попытке восстановить репутацию, Nike разработала Кодекс поведения для своих подрядчиков, в котором установлены минимальный возраст для работников, размер минимальной заработной платы, минимальным стандартам безопасности и охраны окружающей среды и т.д. [11]

В качестве другого примера можно привести соглашение Сети ответственных поставщиков (RSN). В 2017 г. было выявлено, что Правительство Узбекистана принуждало государственных служащих, студентов и школьников к сбору хлопка. Эта практика приносила Правительству Узбекистана более миллиарда долларов ежегодно. В результате, RSN организовала более 200 компаний со всего мира заключить соглашение не закупать хлопок в Узбекистане до ликвидации принудительного и детского труда в сфере производства хлопка [12]. Кроме того, компании не только не приобретали хлопок из страны напрямую, но и не заключали договоры с контрагентами, в цепочке поставок которых такой хлопок использовался.

3) создать и имплементировать стратегии для нивелирования рисков;

По результатам оценки наличия рисков в собственном производстве и в цепочке поставок, компания должна разработать и, в случае обнаружения вышеперечисленных рисков, применить план по их нивелированию. Кроме того, для должной осмотрительности в цепочке поставок, компании необходимо проводить регулярную независимую проверку и составлять отчет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то что внедрение стандартов ответственного ведения бизнеса является добровольным, исполнение положений Руководства - необходимый элемент сотрудничества с крупными ком-

паниями, которые проводят проверку своих поставщиков на предмет соблюдения норм должной осмотрительности и иных положений ответственного ведения бизнеса.

Подтвердить соответствие компании стандартам ответственного ведения бизнеса возможно посредством прохождения соответствующей сертификации. Одной из самых крупных организаций, проводящих сертификацию в секторе текстиля, является Биржа текстильных товаров. Она предоставляет возможность пройти сертификацию на соответствие Стандарту органического содержимого, подтверждающему содержание натурального волокна в составе продукта; Стандарту ответственного пуха, подтверждающему добычу пуха и перьев животных с минимальным для них вредом; и т.д. Так, немецкая сеть магазинов модной одежды C&A получила возможность сотрудничества с крупными текстильными компаниями, такими как Patagonia или Adidas, только после того как присоединилась к международной некоммерческой организации «Биржа текстиля» и получила соответствующие сертификации. Российские компании также проходят сертификацию. Например, Oeko-Tex прошла систему сертификации, проверяющую на наличие вредных веществ, соблюдение критериев безопасности и защиты окружающей среды. Также сертификацию прошли тринадцать российских компаний, в том числе «ТДЛ Текстиль», ведущий российский производитель натуральных тканей, домашнего текстиля и медицинских изделий и «ДМ Текстиль», один из ведущих производителей текстильной продукции в России по производству махрового полотна и изделий из него.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стандарты ответственного ведения бизнеса являются тем самым недостающим звеном на пути российского текстиля на внешний рынок. При этом, преимущества, получаемые при внедрении ОВБ, например, сокращение финансовых затрат в результате грамотного риск-менеджмента, могут оказаться интересными и для компаний, не вовлечённых в международную торговлю. В связи с этим, для развития экспорта российского текстиля необходимо принять ряд мер. В частности желательно:

□ провести разъяснительную работу среди компаний о важности и выгоде ответственного поведения, а также разработать систему стимулов для компании его внедривших (экспортные кредиты, помощь в финансировании внешнего аудита по соблюдению принципов ОВБ и т.д.);

□ популизировать принципы ОВБ через сотрудничество с НКО (Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Ассоциацией предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области и др.);

□ создать публичный реестр российских ответственных компаний в сфере текстильного производства;

Кроме того, предпочтительным является заключение Меморандума о взаимо-

понимании с ОЭСР в части ОВБ в текстильном секторе. Например, в 2018 году Национальный совет по текстилю и одежде Китая (CNTAC) и ОЭСР подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором излагалось их обязательство активизировать сотрудничество для продвижения ответственного бизнеса в глобальных цепочках поставок текстиля и одежды [13].

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный торговый статистический обзор, 2019. Available: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2019_e/wts19_toc_e.htm.

2. Ru-stat, Экспорт и импорт России по товарам и странам, 2018-2019. Available: https:// ru-stat.com/date-Y2018-2019/RU/export/world.

3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, 2015. Available: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:8OkOW2RC_WoJ:minpromtorg.gov. ru/common/upload/files/docs/260615-Ctrategiya_ITOG.docx+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru.

4. Камаль Ю., Диган К. Практика раскрытия информации о корпоративном социальном и экологическом управлении в текстильной и швейной промышленности: опыт развивающихся стран», 2013. Available: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1835-2561.2012.00205.x.

5. Adidas, SUSTAINABILITY PROGRESS REPORT 2013, 2014. Available: https://www. adidas-group.com/media/filer_public/2014/04/14/2013_sustainability_progress_report_fair_ play_final_en.pdf.

6. ОЭСР, Руководство ОЭСР по ответственному ведению бизнеса для цепочек поставок в секторе текстиля и обуви, 2017. Available: https://www.oecd.org/corporate/mne/responsible-supply-chains-textile-garment-sector.htm.

7. Economist Intelligence Unit (EIU), «Корпоративное гражданство: получение прибыли от устойчивого бизнеса». Available: http://www.eiu.com/site_info.asp?info_name=corporate_ citizenship&page=noads&rf=0.

8. S&P Global, S&P Global Rating, 2019. Available: https://www.spglobal.com/_assets/ documents/ratings/esg-evaluations/ratingsdirect_esgindustryreportcardconsumerproductsandagr ibusiness_41587380_may-22-2019.pdf.

9. Nielsen, THE SUSTAINABILITY IMPERATIVE REPORT, 2015. Available: https://www. nielsen.com/us/en/insights/report/2015/the-sustainability-imperative-2/.

10. Айдаркина Е.Е. Основные направления рационализации процесса водопользования в России”, 2012. Available: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-ratsionalizatsii-protsessa-vodopolzovaniya-v-rossii.

11. Nike, Code of Conduct, 1992. Available: https://purpose.nike.com/code-of-conduct.

12. RSN, Uzbek Cotton pleadge, 2019. Available: https://www.sourcingnetwork.org/cotton-pledge-agreement-landing-page.

13. OECD, CNTAC, Memorandum of Understanding (MOU), 2018. Available: http://www. oecd.org/daf/inv/mne/CNTAC-OECD-Memorandum-of-Understanding-EN.pdf.

BIBLIOGRAFIYA:

1. Vsemirnaya torgovaya organizaciya (VTO), Vsemirnyj torgovyj statisticheskij obzor, 2019.

Available: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2019_e/wts19_toc_e.htm.

2. Ru-stat, Eksport i import Rossii po tovaram i stranam, 2018-2019. Available: https://ru-stat.com/date-Y2018-2019/RU/export/world.

3. Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii, Strategiya razvitiya legkoj promyshlennosti v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, 2015. Available: http://webcache. googleusercontent.com/search?q=cache:8OkOW2RC_WoJ:minpromtorg.gov.ru/common/ upload/files/docs/260615-Ctrategiya_ITOG.docx+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru.

4. Kamal’ Y., Digan K. Praktika raskrytiya informacii o korporativnom social’nom i

ekologicheskom upravlenii v tekstil’noj i shvejnoj promyshlennosti: opyt razvivayushchihsya stran^>, 2013. Available: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1835-

2561.2012.00205.x.

5. Adidas, SUSTAINABILITY PROGRESS REPORT 2013, 2014. Available: https://www. adidas-group.com/media/filer_public/2014/04/14/2013_sustainability_progress_report_fair_ play_final_en.pdf.

6. OESR, Rukovodstvo OESR po otvetstvennomu vedeniyu biznesa dlya cepochek postavok v sektore tekstilya i obuvi, 2017. Available: https://www.oecd.org/corporate/mne/responsible-supply-chains-textile-garment-sector.htm.

7. Economist Intelligence Unit (EIU), «Korporativnoe grazhdanstvo: poluchenie pribyli ot ustojchivogo biznesa». Available: http://www.eiu.com/site_info.asp?info_name=corporate_ citizenship&page=noads&rf=0.

8. S&P Global, S&P Global Rating, 2019. Available: https://www.spglobal.com/_assets/ documents/ratings/esg-evaluations/ratingsdirect_esgindustryreportcardconsumerproductsandagr ibusiness_41587380_may-22-2019.pdf.

9. Nielsen, THE SUSTAINABILITY IMPERATIVE REPORT, 2015. Available: https://www. nielsen.com/us/en/insights/report/2015/the-sustainability-imperative-2/.

10. Ajdarkina E.E. Osnovnye napravleniya racionalizacii processa vodopol’zovaniya v Rossii”,

2012. Available: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-ratsionalizatsii-

protsessa-vodopolzovaniya-v-rossii.

11. Nike, Code of Conduct, 1992. Available: https://purpose.nike.com/code-of-conduct.

12. RSN, Uzbek Cotton pleadge, 2019. Available: https://www.sourcingnetwork.org/cotton-pledge-agreement-landing-page.

13. OECD, CNTAC, Memorandum of Understanding (MOU), 2018. Available: http://www. oecd.org/daf/inv/mne/CNTAC-OECD-Memorandum-of-Understanding-EN.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.