Научная статья на тему 'Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта'

Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
восприятия музыки / целесообразно заниматься / беречь свое время / психологическая состояния музыканта / психология музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

В статье анализируется психологическая состояния музыканта, восприятия музыки и беречь свое время, уметь целесообразно заниматься, расчленяя задания. Сложные в музыкальном отношении места произведений необходимо заранее тщательно проработать отдельно. Сначала необходимо учить именно то, что сложно, затем то, что не получается. Преподаватель разбирает со студентами произведение, но он же воспитывает в них способность к объединению всех элементов с тем, чтобы донести произведение до слушателя. Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности. Система восприятия это аксоны и дендриды, которые носят пульс, через нейроны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта»

Ответ на систему восприятия музыки и психологическая

состояния музыканта

Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье анализируется психологическая состояния музыканта, восприятия музыки и беречь свое время, уметь целесообразно заниматься, расчленяя задания. Сложные в музыкальном отношении места произведений необходимо заранее тщательно проработать отдельно. Сначала необходимо учить именно то, что сложно, затем - то, что не получается. Преподаватель разбирает со студентами произведение, но он же воспитывает в них способность к объединению всех элементов с тем, чтобы донести произведение до слушателя. Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности. Система восприятия это - аксоны и дендриды, которые носят пульс, через нейроны.

Ключевые слова: восприятия музыки, целесообразно заниматься, беречь свое время, психологическая состояния музыканта, психология музыки

Response to the music perception system and the psychological state of the musician

Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University

Abstract: The article analyzes the psychological state of the musician, the perception of music and save your time, be able to expediently engage in dividing tasks. Musically complex places of works must be carefully worked out separately in advance. First you need to learn exactly what is difficult, then - what does not work. The teacher analyzes the work with the students, but he also brings up in them the ability to combine all the elements in order to convey the work to the listener. Musical perception is understood as a kind of artistic activity based on the ability to feel the meaning of human life in the content of music, to experience and measure them with one's own experience and value criteria of culture. perception is a system that is transmitted through axons and dendrites, carrying a pulse with the help of neurons.

Keywords: perception of music, expedient to practice, save your time, psychological state of a musician, psychology of music

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848 289

Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности, основанной на способности чувствовать в содержании музыки смыслы человеческой жизни, переживать и соизмерять их с собственным опытом и ценностными критериями культуры. К музыкальным восприятиям поможет аксоны и дендриты.

Основной функцией дендритов является получение информации от других нейронов. Дендриты проводят информацию к телу клетки, а затем к аксонному холмику. Аксоны образуют нервные волокна, по которым передается информация от нейрона к нейрону или к эффекторному органу. Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению - одна их важнейших тем в музыкально -исполнительском искусстве. Концертную практику должен проходить каждый студент-исполнитель на любой ступени обучения. В воспитании исполнительской воли многое зависит и от предварительной работы. Поэтому следует контролировать самостоятельную (домашнюю) работу учащегося. Студент должен беречь свое время, уметь целесообразно заниматься, расчленяя задания. Сложные в музыкальном отношении места произведений необходимо заранее тщательно проработать отдельно. Сначала необходимо учить именно то, что сложно, затем - то, что не получается.

Преподаватель разбирает со студентами произведение, но он же воспитывает в них способность к объединению всех элементов с тем, чтобы донести произведение до слушателя. Помимо исполнительского мастерства, он формирует и исполнительскую волю. Преподаватель должен знать способности студента, его подлинно творческие горизонты. А студент, опираясь на доверие, взаимопонимание, чувство «дружеской руки» со стороны педагога, стремится к постижению и решению поставленных учебных задач при освоении музыкальных произведений. Он должен следовать указаниям, наставлениям педагога, который делится с ним своим жизненным и исполнительским опытом.

Узкоспециализированная клетка, структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон - электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Нервная ткань обычно они короче аксонов и могут быть разнонаправленны. Дендриты дихотомически ветвятся, при этом их ветви расходятся под острыми углами, так что имеется несколько порядков ветвления, концевые веточки очень тонкие. Крупные дендриты отличаются от аксона тем, что содержат рибосомы и цистерны гранулярного ЭПР, а также много нейротрубочек, нейрофиламентов и митохондрии. Некоторые белки транспортируются по направлению к окончаниям дендритов (от тела клетки) со скоростью около 3 мм/ч - дендритный

транспорт. Имеют на поверхности дендритные шипики, в области которых осуществлюется межнейрональные контакты.

Слышать, воспринимать музыку это значит, различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений. В детстве опыт восприятия музыки мал, поэтому требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным и прочувствованным.

В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие обязательно предполагает осознание смысла того явления, на котором оно сосредоточено. Что касается музыкального восприятия, то это «восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности.

Слышание музыки не предполагает концентрации внимания только на ней, слушание уже требует направленности внимания на музыку, восприятие же связано с постижением смысла музыки и требует включения интеллектуальных функций. Причем, чем сложнее, масштабнее музыкальное произведение, тем более напряженной интеллектуальной работы оно требует от человека при его восприятии. Промежуточным этапом между слушанием музыки и ее восприятием является комитатное восприятие, своего рода «облегченное» восприятие, «вполуха». Именно оно в течение тысячелетий было доминирующим.

Формирование полноценного музыкального восприятия свидетельствует о сложнейшем многостороннем взаимосвязанном процессе: во-первых, об интеллектуальном росте человека, во-вторых, о совершенствовании всех его основных музыкальных способностей, в-третьих, о высоком уровне развития музыкального искусства, вершиной которого стало появление классической сонаты и симфонии. Именно восприятие таких жанров, как симфония и соната требует наибольшего интеллектуального напряжения и концентрации внимания.

Восприятие характерно для всех трех звеньев музыкального творчества, но функционирование его везде различно. В процессе создания произведения, благодаря музыкальному восприятию, композитор проверяет (целостно и фрагментарно) то. что возникает в его воображении, что фиксируется им в виде нотного текста или на звуконосителе. Причем это может быть как сознательно, так и на уровне подсознания. Но всегда композиторское восприятие предвосхищает реакцию слушателя или исполнителя. Даже когда композитор

воспринимает свое законченное произведение, прослушивая его на репетиции, концерте, по радио, телевидению и т. д., он всегда как бы ориентируется на восприятие слушателя, создавая в воображении некую идеальную модель слушательского восприятия.

То есть композиторское восприятие подчинено прежде всего функции пробы.

Иначе протекает процесс музыкального восприятия у исполнителя, так как он отталкивается от замысла, отраженного в нотной записи. Учитывая влияние звукозаписей на современное исполнительское искусство, может наблюдаться разная степень самостоятельности в создании музыкального образа, но на слушательское восприятие исполнитель ориентируется всегда. Музыкальное восприятие исполнителя (если это сложившийся художник) ориентировано также и на то, насколько озвученный им образ соответствует авторскому замыслу. Музыкант как бы реконструирует восприятие своего произведения композитором. Чаще всего это иллюзорные представления, но бывает и реальная ориентация, если исполняется произведение современного автора, тем более в его присутствии. Но во всех случаях восприятие и композитора, и исполнителя ориентировано на слушателя.

Слушатель не ориентируется ни на кого, так как его восприятие самодостаточно, а цель заключается только в удовлетворении собственых потребностей. В оценочной деятельности слушателя сконцентрировано его централизующее для музыкального творчества значение.

Именно в музыкальном восприятии, особенно в его развитой форме, проявляется творческая сторона деятельности слушателя, особенно если им является высокообразованный любитель или талантливый музыковед.

Научная дисциплина, которая занимается изучением различных психологических аспектов музыкального языка и строения музыкальных произведений, а также исследует закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на различные структурные компоненты человеческой психики. Слушательское музыкальное восприятие - понятие историческое, социальное, возрастное.

Оно обусловлено системой детерминант: музыкальным произведением, общим историческим, жизненным, жанрово-коммуникативным контекстом, внешними и внутренними условиями восприятия. Оно обусловлено также возрастом и полом. На музыкальное восприятие влияют стиль произведения, его жанр. Например, мессы Палестрины слушают иначе, нежели симфонии Шостаковича или песни Соловьева-Седова. Музыка по-разному воспринимается в историческом филармоническом зале, в частности, в зале Академической капеллы им. М.И.Глинки или на открытой эстраде парка культуры и отдыха. И

дело не только в акустических особенностях этих концертных площадок, но и в том настрое, который порождает у слушателя обстановка, интерьер и т.д. Строительство и декорирование концертного или театрального залов является одной из сложнейших задач архитектуры и прикладного искусства. Украшение концертных залов цветами, живописными полотнами, скульптурами и т.д. оказывает необыкновенно благотворное влияние на музыкальное восприятие.

Одним из немаловажных отрицательных субъективных факторов тормозящих, а иногда и совершенно парализующих творчество музыкального исполнителя, является так называемая «предконцертная лихорадка».

По мере того, как выступление приближается, многие исполнители в большей или меньшей степени начинают испытывать некоторые болезненные ощущения, а порой даже чувствуют значительное недомогание. Подобное состояние, свойственно не только исполнителям, но и спортсменам, ораторам -всем, кто связан с ответственными видами публичной деятельности.

Признаки подобного состояния множественны: упадок сил, нарушение сна и пищеварения, легкое головокружение, повышение температуры, озноб, потеря аппетита, раздражительность или наоборот апатия, вялость мышц, боли в сердце и т.д. Такая симптоматика вызвана биологическими изменениями, протекающими в этот период в организме музыканта, которая нарушает его обычное рабочее состояние. При этом ухудшается координация профессионально-игровых движений, нарушается способность концентрации внимания, возвращаются опять давно преодоленные недостатки техники и выразительности.

Истоки такой «лихорадки» кроются в области психологической реакции как на страх перед предстоящим выступлением, так и на закономерное состояние психики и всего организма играющего. Это - своеобразная, психофизиологическая защитная реакция на стрессовую ситуацию, стремление тем или иным путем уклониться от нее под прикрытием «болезни», как бы объективно оправдывающей невозможность хорошо исполнить порученное дело.

Такая «болезнь» не симуляция, человек действительно испытывает не вполне нормальное состояние. Однако, преодолев себя и выйдя на эстраду, такой «больной» не испытывает здесь никаких болезненных симптомов, а после удачного выступления вообще забывает о своей болезни. Попытки исполнителя волевым усилием подавить возникающие болезненные ощущения, чувство напряжения, неблагоприятное состояние рук и прочее скорее могут вызвать обратную реакцию, ибо не подавляют источник заболевания. Многим артистам приходится переживать, претерпевать такое состояние как своего рода плату за выступление.

Справиться с подобными болезненными проявлениями предконцертного волнения помогает специальная профилактика таких нарушений, а также некоторые особые приемы снятия неприятных ощущений, когда они уже начали себя проявлять.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.

8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.

17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.

18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.

21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.

23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.

25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.

29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.

30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848 295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.