Научная статья на тему 'ОТТО ФОН БИСМАРК И МИЛИТАРИЗАЦИЯ ГЕРМАНИИ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В ГЕРМАНИИ В 80-Е ГОДЫ XIX В.)'

ОТТО ФОН БИСМАРК И МИЛИТАРИЗАЦИЯ ГЕРМАНИИ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В ГЕРМАНИИ В 80-Е ГОДЫ XIX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1179
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / КАЙЗЕР / БИСМАРК / ФРАНЦИЯ / ЭЛЬЗАС / ЛОТАРИНГИЯ / МИЛИТАРИЗМ / РЕВАНШИЗМ / ЗАКОН О СЕПТЕННАТЕ / РЕЙХСТАГ / ОППОЗИЦИЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРЕНИЯ / КОНСЕРВАТОРЫ / НАЦИОНАЛ-ЛИБЕРАЛЫ / ПАРТИЯ ЦЕНТРА / GERMANY / KAISER / BISMARCK / FRANCE / ALSACE / LOTHARINGIA / MILITARISM / REVANCHISM / LAW ON SEPTENNAT / REICHSTAG / OPPOSITION / PARLIAMENTARY DEBATE / CONSERVATIVES / NATIONAL-LIBERALS / CENTRE PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баев В. Г.

История Германии второй половины XIX в. и деятельность Отто фон Бисмарка представляют собой одно целое, если иметь в виду процесс становления германского централизованного государства. Автор устанавливает, что обретение германского единства могло быть достигнуто только на путях войны с Австрией и Францией. Отсюда понятно, почему военной реформе в Германии уделялось так много внимания.Центром настоящего исследования стала вторая стадия военной реформы - усиление германской армии после создания централизованного государства. Автор ставит вопрос: если «германский вопрос» был решен, в чем состояла необходимость дальнейшего вооружения? Правительство Бисмарка в 1874 и 1881 гг. успешно добивалось от парламента принятия законов о септеннате (семилетнем финансировании армии). Но в 1887 г. парламент отказался продлить закон о септеннате. Автор использует в качестве основного источника исследования собрание политических выступлений Бисмарка в рейхстаге. Это важный источник официального происхождения, отражающий позиции не только субъекта законодательной инициативы Бисмарка, но и правящей элиты Германии.исторической литературе господствует точка зрения о Бисмарке как проводнике германского милитаризма. В результате анализа прений о законопроекте автор приходит к выводу, что военная политика Бисмарка диктовалась не столько милитаристской природой его личности, сколько необходимостью усиления военного потенциала Германии, находящейся в окружении сильных противников, для защиты ее суверенитета. За дальнейшее развитие событий смещенный со своего поста канцлер ответственности нести не может. Трагедия Германии эпохи Бисмарка выразилась в том, что он не подготовил наследника, способного возглавить страну в кризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OTTO VON BISMARCK AND GERMANY MILITARIZATION (LEGISLATIVE FORMALIZATION OF THE MILITARY REFORM IN GERMANY IN THE 80S OF THE 19TH CENTURY)

The history of Germany of the second half of the 19th century and the activities of Otto von Bismarck form an integral unit, provided we bear in mind the process of Germany becoming a centralized state. The author argues that the attainment of German unity could only be achieved on the paths of war with Austria and France. This implies why military reform in Germany has been given so much attention.This study is focused on the second stage of military reform - the strengthening of the German army after the establishment of a centralized state. The author poses the question: if the “German issue” was resolved, what was the need for further armament? The Bismarck Government in 1874 and 1881 successfully sought from Parliament the adoption of septennat laws (seven years of funding for the army). But in 1887 the Parliament refused to extend the septennat. The author uses Bismarck’s collection of political speeches in the Reichstag as the main source of research. It is an important source of official origin, reflecting the approaches of not only of the subject of Bismarck’s legislative initiative, but also of Germany’s ruling elite.A point of view about Bismarck as vehicle of Germanic militarism prevails in historical literature. As a result of the analysis of the debate on the draft law, the author concludes that Bismarck’s military policy was dictated not so much by the militaristic nature of his personality, but by the necessity of strengthening the military potential of Germany, surrounded by strong adversaries, to defend its sovereignty. For the further development of events, the Chancellor who had been removed from his office, cannot be held responsible. The tragedy of Bismarck-era Germany is expressed in the fact that he failed to prepare a successor capable of leading the country during a period of crisis.

Текст научной работы на тему «ОТТО ФОН БИСМАРК И МИЛИТАРИЗАЦИЯ ГЕРМАНИИ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В ГЕРМАНИИ В 80-Е ГОДЫ XIX В.)»

ИСТОРИЯ ПРАВА

HISTORIA LEX

DOI: 10.17803/1729-5920.2020.166.9.077-087

В. Г. Баев*

Отто фон Бисмарк и милитаризация Германии (законодательное оформление военной реформы в Германии в 80-е годы XIX в.)

Аннотация. История Германии второй половины XIX в. и деятельность Отто фон Бисмарка представляют собой одно целое, если иметь в виду процесс становления германского централизованного государства. Автор устанавливает, что обретение германского единства могло быть достигнуто только на путях войны с Австрией и Францией. Отсюда понятно, почему военной реформе в Германии уделялось так много внимания.

Центром настоящего исследования стала вторая стадия военной реформы — усиление германской армии после создания централизованного государства. Автор ставит вопрос: если «германский вопрос» был решен, в чем состояла необходимость дальнейшего вооружения? Правительство Бисмарка в 1874 и 1881 гг. успешно добивалось от парламента принятия законов о септеннате (семилетнем финансировании армии). Но в 1887 г. парламент отказался продлить закон о септеннате. Автор использует в качестве основного источника исследования собрание политических выступлений Бисмарка в рейхстаге. Это важный источник официального происхождения, отражающий позиции не только субъекта законодательной инициативы Бисмарка, но и правящей элиты Германии.

В исторической литературе господствует точка зрения о Бисмарке как проводнике германского милитаризма. В результате анализа прений о законопроекте автор приходит к выводу, что военная политика Бисмарка диктовалась не столько милитаристской природой его личности, сколько необходимостью усиления военного потенциала Германии, находящейся в окружении сильных противников, для защиты ее суверенитета. За дальнейшее развитие событий смещенный со своего поста канцлер ответственности нести не может. Трагедия Германии эпохи Бисмарка выразилась в том, что он не подготовил наследника, способного возглавить страну в кризисный период.

Ключевые слова: Германия; кайзер; Бисмарк; Франция; Эльзас; Лотарингия; милитаризм; реваншизм; закон о септеннате; рейхстаг; оппозиция; парламентские прения; консерваторы; национал-либералы; партия Центра.

Для цитирования: Баев В. Г. Отто фон Бисмарк и милитаризация Германии (законодательное оформление военной реформы в Германии в 80-е годы XIX в.) // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 9. — С. 77—87. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.166.9.077-087.

© Баев В. Г., 2020

* Баев Валерий Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института Тамбовского государственного технического университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ Советская ул., д. 106, г. Тамбов, Россия, 392000 vgbaev@gmail.com

LEX 1Р?Ж

Otto von Bismarck and Germany Militarization (Legislative Formalization of the Military Reform in Germany in the 80s of the 19th century)

Valeriy G. Baev, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor of the Department of Theory and History of

the State and Law, Law Institute, Tambov State Technical University; Honoured Worker of Higher

Education of the Russian Federation

ul. Sovetskaya, d. 106, Tambov, Russia, 392000

vgbaev@gmail.com

Abstract. The history of Germany of the second half of the 19th century and the activities of Otto von Bismarck form an integral unit, provided we bear in mind the process of Germany becoming a centralized state. The author argues that the attainment of German unity could only be achieved on the paths of war with Austria and France. This implies why military reform in Germany has been given so much attention.

This study is focused on the second stage of military reform — the strengthening of the German army after the establishment of a centralized state. The author poses the question: if the "German issue" was resolved, what was the need for further armament? The Bismarck Government in 1874 and 1881 successfully sought from Parliament the adoption of septennat laws (seven years of funding for the army). But in 1887 the Parliament refused to extend the septennat. The author uses Bismarck's collection of political speeches in the Reichstag as the main source of research. It is an important source of official origin, reflecting the approaches of not only of the subject of Bismarck's legislative initiative, but also of Germany's ruling elite.

A point of view about Bismarck as vehicle of Germanic militarism prevails in historical literature. As a result of the analysis of the debate on the draft law, the author concludes that Bismarck's military policy was dictated not so much by the militaristic nature of his personality, but by the necessity of strengthening the military potential of Germany, surrounded by strong adversaries, to defend its sovereignty. For the further development of events, the Chancellor who had been removed from his office, cannot be held responsible. The tragedy of Bismarck-era Germany is expressed in the fact that he failed to prepare a successor capable of leading the country during a period of crisis.

Keywords: Germany; Kaiser; Bismarck; France; Alsace; Lotharingia; militarism; revanchism; law on septennat; Reichstag; opposition; parliamentary debate; conservatives; national-liberals; Centre party. Cite as: Baev VG. Otto fon Bismark i militarizatsiya Germanii (zakonodatelnoe oformlenie voennoy reformy v Germanii v 80-e gody XIX v.) [Otto von Bismarck and Germany Militarization (Legislative Formalization of the Military Reform in Germany in the 80s of the 19th century)]. Lexrussica. 2020;73(9):77—87. DOI: 10.17803/17295920.2020.166.9.077-087. (In Russ., abstract in Eng.).

Введение в проблематику. «История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»1. Будет ли преувеличением заявить, что жизнь и деятельность Отто фон Бисмарка, стремившегося к объединению Германии, и есть история этого государства? А фигура имперского канцлера — наиболее значительная часть ее.

Западная, и прежде всего немецкоязычная, литература насчитывает тысячи публикаций о Бисмарке. Удивительна относительная бедность советской и российской историографии Бисмарка. Между тем его деятельность составляет достойный арсенал управленческого опыта в Германии, который может быть использован и

в нашей стране. Немецкий историк Х. Ю. Пуле в статье Preussen: Entwicklung und Fehlentwicklung вводит понятие «фактор Бисмарка». Этим он подчеркивает современность его управленческих технологий, использование манипуляций общественностью, целенаправленное размежевание и репрессии в отношении одних политических партий и помощь другим, интересующим его в политическом отношении2. Политические инструменты Бисмарка помогли стабилизировать отношения между правительством и обществом, в которое постепенно интегрировалась крупная индустрия в лице буржуазии. В этом высокая значимость социально-политической деятельности Бисмарка,

1 Кедров Б. М. Энгельс — теоретик // URL: https://fil.wikireading.ru/13165 (дата обращения: 21.04.2020).

2 Puhle H.-J. Preußen: Entwicklung und Fehlentwicklung // Preußen im Rückblick : Geschichte und Gesellschaft / H.-J. Puhle, H.-U. Wehler. Sonderheft 6. Göttingen, 1980. URL: http://izvestia.asu.ru/2011/4-2/pols/ thenewsofasu-2011-4-2-pols-01.pdf (дата обращения: 21.04.2020).

которому удалось после длительного периода раздробленности создать механизм урегулирования конфликтов по наиболее острым социально-политическим вопросам. В пользу данного тезиса говорит обилие публикаций, связанных с государственной административной, личной деятельностью «железного канцлера», последовавших сразу же за его отставкой.

Серьезный анализ советской и российской бисмаркиады свидетельствует, что при разнородности оценок деятельности германского канцлера многие авторы изображают Бисмарка в тоге милитариста, своей политикой проложившего дорогу гитлеровскому нацизму3. Но насколько верно данное суждение? Под милитаризмом обычно понимают государственную идеологию, политику и массовую психологию, имеющие целью самоценное наращивание военной мощи государства и захватнические войны как главный инструмент внешней политики. Сделав акцент на слове «самоценное», постараемся понять: инициативы Бисмарка по наращиванию военного потенциала преследовали именно эту цель? А если предположить иную природу его замысла — намерение включить германскую империю в европейскую систему государств и выдвинуть ее в качестве фактора поддержания мира? В воспоминаниях канцлера встречается такой пассаж: «Именно мирный характер германской политики после изумительных доказательств военной мощи нации существенно содействует тому... чтобы примирить иностранные державы с развитием новогерманской силы»4.

Общеизвестно, что Бисмарк был назначен министр-президентом Пруссии в 1862 г. во время острого политического кризиса: прусский ландтаг не утверждал бюджет реформы армии — увеличение ее численного состава. Ситуация вызвала конституционный конфликт, не угасавший несколько лет. Именно в прусском парламенте Бисмарк произнес фразу, превратившуюся в милитаристский жупел: «Германия

возлагает надежды не на либерализм Пруссии, а на ее могущество... Великие вопросы эпохи решаются не речами и не постановлениями большинства — это была величайшая ошибка 1848—1849 годов, — а железом и кровью» (Blut und Eisen)5. Образ «железо и кровь» известен еще с Античности и встречается, например, в «Декламациях» Квинтилиана. Либеральная пресса Германии восприняла выражение «железом и кровью» как переход к произволу, построенному на внешнеполитической активности. Бисмарк же, скорее, призывал этой фразой к активной внешней политике. Полюбившееся ему выражение (политик хорошо знал латынь) он использовал и позднее.

Гипотеза исследования. В основу статьи автор ставит проблему исследования «милитаристского» менталитета Бисмарка на примере историко-парламентского кейса второго раунда военной реформы Германии — обсуждение и принятие закона о септеннате в 1887 г.6 В 1860-е гг. (первый этап) Германия стояла перед необходимостью решать германский вопрос военным путем. В то время и парламентская оппозиция хорошо понимала, что объединению Германии нет иной альтернативы, кроме вооруженной борьбы. Бисмарк, добивавшийся германского единства, нуждался в сильной армии, способной устранить все препятствия на пути создания централизованного государства7.

Ко времени обсуждения третьего закона о септеннате германский вопрос был решен. Предположительно именно данное обстоятельство побудило национально-либеральные партии отказать Бисмарку в пролонгации закона о военном бюджете на очередные семь лет. Оппозиция законодательной инициативе правительства оказалась столь решительной, что канцлеру пришлось, бросив все дела, несколько раз приходить в рейхстаг и доказывать необходимость септенната. Однако добиться согласия он смог только с рейхстагом нового созыва.

3 Ерусалимский А. С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. М., 1968 ; Haffner S. Von Bismarck zu Hitler. Ein Rückblick. München : Kindler Verlag, 1987.

4

Бисмарк О. Мысли и воспоминания : пер. с нем. / под ред. А. С. Ерусалимского. М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1940. Т. 2. С. 160.

Железом и кровью // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE% D0%BC_%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8E (дата обращения: 21.04.2020).

Дословно: семилетний срок. Срок действия германских законов о расходах на армию (закон 1874 г., возобновленный в 1881 и 1888 гг.).

Власов Н. А. Военное законодательство Бисмарка после объединения Германии: 1871—1874 : автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005.

5

6

7

LEX IPS»

Через 27 лет (в 1914 г.) рейхстаг, включая национал-либералов и социал-демократов, практически единогласно одобрил военные кредиты, дав сигнал вступлению Германии в мировую войну. Что произошло с германским парламентом? Он проявил твердость в 1887 г., обличая имперский милитаризм, но безоглядно согласился кредитовать германскую армию в августе 1914 г. Не обнаруживается ли здесь причинно-следственная связь между борьбой рейхстага против закона о септеннате 1887 г. и одобрением военных кредитов в 1914 г., толкнувшим Германию в горнило Первой мировой войны?

В качестве основного источника исследования нами выбрано для анализа «Собрание речей князя Бисмарка»8. Это выступления Бисмарка от начала и до конца его государственной деятельности, отражающие его позицию по важнейшим вопросам политико-экономической жизни Германии. Почти четвертую часть одного из томов книги занимает изложение парламентских выступлений Бисмарка, посвященных законопроекту об септеннате. В известной степени это объясняет, какое значение придавалось прохождению законопроекта, на первый взгляд казавшегося ординарным эпизодом парламентской жизни. Ценность данного источника определяет официальный характер его происхождения. Он выражает точку зрения не только князя Бисмарка, но прежде всего императора и правящей элиты Германии, позицию которых Бисмарк как высшее должностное лицо активно представлял и защищал перед парламентариями.

Автор убежден, как утверждал и ранее, что дебаты вокруг законопроекта — известная разновидность правовой материи, образно говоря, некое подобие кокона, из которого рождается закон. Поэтому парламентские выступления Бисмарка правомерно выступают в роли объекта правового анализа.

Суть противостояния исполнительной и законодательной власти выявляется из анализа партийной структуры германского парламента, которая и определяет общую атмосферу дебатов вокруг законопроекта. Шестая легислатива германского рейхстага была сформирована после выборов 1884 г. Выборы рейхстага 1887 г. привели к усилению проправительственных

фракций (см. таблицу), что позволило Бисмарку добиться принятия закона о септеннате.

Мандаты в немецком рейхстаге 1884—1887 гг.9

Фракции в парламенте Мандаты в 1884 г. Мандаты в 1887 г.

Консерваторы 78 80

Свободные консерваторы 28 42

Национал-либералы 51 97

Свободомыслящие 67 32

Партия Центра 99 98

Социал-демократы 24 11

Прочие 7 3

Из представленной таблицы видно, что в 1884 г. Бисмарк мог рассчитывать на поддержку консерваторов и свободных консерваторов — 106 депутатов. Оппозиция законопроекту о септеннате состояла из национал-либералов (51 депутат), свободомыслящих (67), социал-демократов (24). Открытая Бисмарком «борьба за культуру» превратила и партию Центра (99 депутатов) в решительного противника правительства. В итоге правительственной инициативе противостояло подавляющее большинство депутатов. Нетрудно представить себе объем затраченных канцлером усилий для проведения через парламент своего законопроекта.

Нас не может не интересовать вопрос: в чем причина упорного противостояния рейхстага правительственному законопроекту? В 1874 и 1881 гг. он без проблем одобрял законы о септеннате. В 1888 г. заканчивался срок действия второго септенната, и правительство решило заранее подготовить почву для очередного бюджетного семилетия. Но неожиданно встретило активное сопротивление.

Причины, объясняющие политику либералов в отношении Бисмарка и его политики в 1874— 1881 гг. как в сфере экономической, так и военной, основательно исследованы историками, поэтому нет особой потребности возвращаться к их выводам. С точки зрения юридической науки важно обратиться к правовому анализу правительственной позиции в пользу закона о септеннате, наиболее ярко выраженной в пар-

8 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. 3 Bd. Berlin : GlobusVerlag, 1894.

9 Reichstagswahl 1887 // URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Reichstagswahl_1887 (дата обращения: 21.04.2020).

ламентских выступлениях князя Бисмарка. Почему пространные речи канцлера перед депутатским корпусом не привели сразу к желаемому результату? Для чего понадобилось пойти на крайние меры, распустить рейхстаг, изменить в нем соотношение политических сил в пользу правительства, чтобы принять необходимый закон? И в чем его крайняя необходимость?

Позиция парламентской оппозиции по отношению к закону о септеннате. Как отмечалось ранее, основной источник нашего исследования — сборник речей князя Бисмарка. Национально-либеральная группировка в парламенте и ее лидеры в источнике не представлены, но их аргументация легко просматривается в выступлениях самого Бисмарка. Либеральные газеты, отражавшие позиции левого спектра в рейхстаге, доказывали общественности, что внесение военного законопроекта имеет вполне определенную цель — вытянуть деньги из бюджета. Сильная армия нужна кайзеру для завоевания других стран, чтобы диктовать свою волю другим народам10. Захватом Эльзаса и Лотарингии правительство создало ситуацию, способную породить новую войну со стороны Франции11.

В рейхстаге депутаты обвиняли правительство в прямом нарушении конституции, в покушении на базовую прерогативу парламента ежегодно утверждать бюджет12. Признавая авторитет и политический вес Бисмарка, оппозиция соглашалась на компромиссный вариант разрешения кризиса: ассигновать военное ведомство на три года вперед. Но канцлер был непреклонен: семь лет — тот минимум, на который может пойти правительство13.

Наиболее жестким противником Бисмарка в вопросе септенната являлся лидер партии Центра Людвиг Виндтхорст, практический одногодок канцлера, талантливый юрист, бессменный депутат рейхстага в объединенной Германии.

Для исследователя германского парламентаризма данного периода интересно понять, чем была продиктована позиция правительства по внесению законопроекта о септеннате? И что

заставляло его, не идя на компромисс, настаивать именно на семилетнем сроке планирования военного бюджета? Личность в истории законодательной деятельности, как и вообще в истории, играет большую роль. Бисмарк определенно относился к плеяде авторитарных политиков. Он невысоко оценивал парламент в системе органов управления14. Рассматривал его как ненадежный конгломерат гетерогенных элементов, настроение которых меняется под воздействием избирателей. Как глава имперской администрации, он пытался надежно застраховать армию от перепадов политического настроения в депутатском корпусе. В его представлении армия не должна зависеть от политической конъюнктуры в парламенте, от того, как та или иная политическая сила, получившая большинство, рассматривает способы построения армии15. Он не был склонен забывать, что ответственность за обеспечение защиты государства конституция закрепляла за кайзером и правительством16.

Выступления канцлера в рейхстаге проявляют его плохо скрываемое раздражение в отношении парламентской оппозиции. В 1874 г. правительство достигло с оппозиционными фракциями согласия о семилетнем финансировании германской армии вплоть до 1888 г., но они (фракции), по непонятным Бисмарку причинам, вдруг резко поменяли свою позицию. Нисколько не сомневаясь, оратор обвинил оппозицию в пренебрежении безопасностью государства. Выставил ее в «образе врага народа», не скрывавшего своего негативного отношения к дальнейшему существованию страны и даже желавшего немецкой армии поражения в следующей войне17. Заявлял, что оппозиционеры

10 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 279.

11 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 280.

12 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 322.

13 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 295.

14 Чупрова О. В. Взгляды О. Бисмарка на роль и место законодательной власти в Германии во второй половине XIX века // Пробелы в российском законодательстве. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzglyady-o-bismarka-na-mesto-i-rol-zakonodatelnoy-vlasti-v-germanii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka/viewer (дата обращения: 21.04.2020).

15 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 388.

16 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 304.

17 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 279.

LEX 1Р?Ж

толкуют ст. 60 Конституции в своих узкопартийных, но не государственных интересах.

Требование лидера фракции Центра Людвига Виндтхорста о ежегодном вотировании военного бюджета Бисмарк объяснял одним — желанием конфликтовать с правительством. Оппозиция,неспособная взять управление в свои руки, не имеет права критиковать правительство18. Если Виндтхорст не хочет быть министром, зачем он усложняет жизнь и деятельность работающих министров? Между тем центрист Виндтхорст вовсе не являл собой образ твердолобого политика, предлагая правительству трехлетний срок финансирования армии. Но Бисмарк, часто оперировавший понятием «компромисс», категорически отказывался идти навстречу контрагентам. Он не возражал бы против парламентского решения об ассигновании армии на 10 или 12 лет вперед, но предельную точку отступления в компромиссе видел в семилетнем сроке. По его мнению, расстановка политических сил в рейхстаге на следующих выборах могла еще более затруднить прохождение правительственного законопроекта.

Вопрос об агрессивной природе германских вооружений был наиболее сильным аргументом оппозиции в полемике с правительством. Поэтому канцлер посвятил значительную часть своих выступлений в парламенте именно этой теме, утверждая, что 16 лет существования единой Германии успели продемонстрировать отсутствие намерений завоевания других территорий. Это доказывает примирение с воевавшими народами, в частности с Австрией. В вину Германии можно поставить две большие войны с Австрией и Францией. Но они были продиктованы историческими обстоятельствами, побудившими правительство воевать за единство Германии. Другими словами, милитаризация Германии, по Бисмарку, не самоценность, но условие на следующее 30-летие обеспечить мир и процветание страны в центре Европы. Для решения этой задачи нужна сильная армия, которая обеспечила бы независимость Германии19.

Бисмарк — признанный авторитет в области европейской дипломатии второй половины XIX в. Его выступления в рейхстаге можно вос-

принимать как отчет о внешнеполитической деятельности правительства. Характеризуя отношения с соседями по другую сторону границы, он особо выделил дружеские отношения с Россией, не поколебленные даже военными действиями против Франции. Подчеркнул, что дружбе монархов Австрии, России и Германии ничто не угрожает. В случае конфликта России с Австрией20 Германия сможет выступить адвокатом между ними. Отношения с Италией и Англией также не дают оснований для беспокойства. А самый взрывоопасный «восточный вопрос» не является для Германии вопросом войны или мира. Бисмарк убедил депутатов в том, что правительству удалось заложить для Германии прочную основу мирного сосуществования в Европе.

За единственным исключением — Франции, с которой не решена проблема границ и принадлежность Меца и Вердена. Бисмарк представлял Францию источником постоянной военной опасности для Германии. Данное направление определило всю схему бисмарков-ской аргументации в пользу закона о септенна-те. Бисмарк внушал, что исторический процесс между Францией и Германией не завершен и от Франции можно ожидать его продолжения21. Французы живут с опасением, что Германия может напасть в любой момент. В Германии тоже выросло целое поколение людей, считающее, что с Францией надо держать меч наготове. Как отвечающий за внешнюю политику Германии, Бисмарк отверг любое подозрение в намерении напасть на Францию. В случае возникновения напряженности между странами он готов использовать любые иные средства, чтобы избежать войны22.

Дальнейшая дискуссия о септеннате вращалась вокруг вопроса: нападет Франция или нет? И если да, то когда это может произойти? Бисмарк держался точки зрения, что возможность войны с ней тем меньше, чем сильнее Германия. И если при данном французском правительстве (в 1887 г.) вероятность войны с Францией ничтожно мала, что же может быть при другом правительстве? Если французы придут к мысли, что их армия больше германской, а вооружение лучше германского, то эта мысль

18 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 311.

19 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 281.

20 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 284—285.

21 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 288—289, 291.

22 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 286.

Отто фон Бисмарк и милитаризация Германии (законодательное оформление военной реформы в Германии в 80-е годы XIX в.)

может подвинуть их к войне. Сейчас возможность такой войны трудно обнаруживается, но сбрасывать ее со счетов нельзя.

Отметим этот бисмарковский аргумент в пользу закона о септеннате — мысль о возможном нападении Франции на Германию в случае прихода там к власти других политиков. Общественное мнение в этой стране уже настроено на борьбу с Германией. Французы могут напасть, если почувствуют возможность победы, или ввяжутся во внешнюю войну, чтобы погасить внутренние протестные настроения. Квинтэссенция его доводов выражена в словах фельдмаршала Мольтке: «Мы сильны, чтобы побить французов. Но желательно стать еще сильнее»23.

Для большей убедительности Бисмарк обратился к мнению военных авторитетов, которые посчитали неверным недооценивать французов и их армию. Французское правительство удвоит армию, утроит военные арсеналы и получит необходимые для этого средства от своего парламента. А видеть французскую армию в Берлине, как это было при Наполеоне24, правительство не желает. По утверждению генералов, аннексия Эльзаса и Лотарингии не решает проблему безопасности для Германии; лет через 30 Франция задумает вернуть эти территории (а ведь так и случилось!). Бисмарк предлагает провести границу западнее Рейна и сформировать для охраны границ Эльзаса и Лотарингии дополнительный воинский контингент в 100 тыс. солдат25.

Как опытный политик, канцлер умело меняет методы воздействия на депутатов с целью добиться принятия закона. Обрисовав внешнеполитическое окружение Германии, предлагает угадать, откуда ожидать нападения: со стороны России или Франции? То есть потребность в усилении германской армии продиктована неисче-зающей военной опасностью. Пресса соседних государств ведет против Германии информаци-

онную войну, которая может перерасти в войну настоящую26. И Бисмарк завершает: «Мы, немцы, боимся только Бога, но никого больше! С нами Бог!»27

Еще один вариант сломать оппозицию — апелляция к верхней палате — Союзному совету как значимому субъекту законодательного процесса. У Совета есть границы полномочий, которые он не вправе нарушать. Но если встанет вопрос о внешней безопасности рейха, то правительство будет действовать вопреки решениям рейхстага28. Бисмарк убеждает депутатов, что один рейхстаг, без двух других субъектов законодательного процесса (кайзера и Союзного совета), решать данный вопрос не вправе, угрожает перевести рассмотрение законопроекта в прусский ландтаг и палату господ. И найти там понимание среди пруссаков, составляющих 2/3 населения Германии29. Рассчитывает на полномочия кайзера, который является одновременно королем Пруссии. Прусский ландтаг (палата господ) верен кайзеру и готов поддержать септеннат. В случае отказа депутатов кайзер готов обратиться к народу с вопросом, готовы ли люди ради поддержания собственной безопасности увеличить численность армии. И надеется получить положительный ответ30. Конституция возлагает ответственность за судьбу и безопасность государства на кайзера, который не имеет права передавать ее третьему лицу — меняющемуся парламентскому большинству31.

В заключительной фазе противостояния исполнительной и законодательной власти Бисмарк перешел к прямым обвинениям парламентариев, намеревавшихся, в противоречии с конституцией, превратить кайзеровскую армию в армию парламентскую. Статья 60 Основного закона устанавливала, что «до 31 декабря 1871 г. германская армия в мирное время будет состоять из одного процента населения по исчислению 1867 г. и будет распределяться

23 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 301.

24 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 292.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 293.

26 См., например: Московские церковные ведомости. Еженедельная газета. 17 января 1888 г. № 3. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/90/5c/ 905c4bd8-2a56-425a-9002-e7a2d351f706.pdf (дата обращения: 21.04.2020).

27 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 343.

28 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 296, 300.

29 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 326.

30 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 304.

31 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 368.

LEX 1PSSEA

между отдельными государствами пропорционально населению. В последующем состав армии в мирное время должен определяться имперским законом»32. Статья 59 Конституции о численности армии в мирное время вызывает разночтение между депутатами и правительством. Депутаты трактуют устанавливаемую численность как максимальную, но правительство считает эту цифру минимальной33. Закон о септеннате должен внести определенность, но депутаты — по мотивам, далеким от государственных, — отказываются принимать его.

Решая задачу получения согласия парламента на закон о септеннате, Бисмарк предпринял еще одну попытку — расколоть единство оппозиционных фракций. А также разорвать связи монопольно господствующих в рейхстаге национал-либералов и «прогрессивно настроенных избирателей», выступающих за одобрение закона34. Бисмарк сожалеет, что буржуазные национальные партии взяли в союзники социал-демократов, похоронив в себе уважение к кайзеру и монархии, хотя причины острой конфронтации Центра и социал-демократов с правительством ему хорошо известны. Тем не менее он призывает депутатов набраться мужества и проголосовать за септеннат. А рядовых депутатов — не подчиняться лидерам от оппозиции35. В противном случае Соединенные правительства не будут безучастно смотреть на трусливый парламент, который не пропускает законопроект, способный сделать Германию более сильной, чем она есть36.

В конечном счете усилия канцлера не увенчались успехом. Он пришел к выводу, что с этим большинством в парламенте закон не будет принят. Поэтому сделал ставку на выборы другого рейхстага и другое партийное большинство. По его инициативе Союзный совет и кайзер 14 января 1887 г. распустили несговорчивый рейхстаг и объявили выборы в новую легислатуру. В день роспуска парламента фракции консерваторов, свободных консерваторов и национал-либералов образовали избиратель-

ный блок для взаимной поддержки наиболее перспективных кандидатов. Этот «картель» из трех партий высказался в поддержку канцлера. На следующих выборах партии «картеля» одержали убедительную победу. В то время как леволиберальные партии и социал-демократы существенно ослабили свои позиции. 11 марта 1887 г. закон о септеннате был принят рейхстагом. Так оказался решенным вопрос о том, каким должен быть рейхсвер: парламентской или кайзеровской армией.

Результаты парламентской борьбы за военный закон о септеннате. Каждый закон принимается с определенной целью — обеспечить регулирование важного сектора общественных отношений. Анализ парламентских дебатов вокруг септенната позволяет ответить на вопрос, какую роль сыграл закон 1887 г. в жизни Германии. Время и усилия, затраченные на него, подтверждают его большое значение для страны.

Выделенный нами из дебатов информационный экстракт наводит на мысль, что правительство Бисмарка добивалось увеличения армии с одной целью — защититься от Франции. Присоединив Эльзас и Лотарингию, правительство заложило мину замедленного действия в отношения с западным соседом. Изолировать Францию и восстановить традиционный Тройственный союз, в котором Германия играла бы первенствующую роль, — вот на что были направлены усилия Бисмарка. В дипломатической ноте от 13 сентября 1870 г. Бисмарк говорил: «Мы не должны заблуждаться: мы не можем надеяться на прочный мир, а напротив, должны быть готовы к новому нападению со стороны Франции, к каким бы условиям мира мы ее ни принудили. Какой бы ни был мир, Франция будет смотреть на него лишь как на перемирие и снова совершит на нас нападение для того, чтобы отомстить за свое поражение, как только почувствует себя достаточно сильной, одна ли или при помощи другого государства»37.

Можно ясно представить, что в воображении Бисмарка французская агрессивность объ-

32 Blanke H-J. Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangenheit und Gegenwart. Padeborn — München — Zürich, 2003. S. 240.

33 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 327.

34 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 372.

35 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 318.

36 Fürst Bismarck's gesammelte Reden. S. 306.

37 Русская историческая библиотека. Бисмарк Отто // URL: http://rushist.com/index.php/west/307-bismark (дата обращения: 21.04.2020) ; Мар^К. и Энгельс Ф. Имперский военный закон // Соч. Т. 18. С. 482—490. URL: http://www.k2x2.info/filosofija/sobranie_sochinenii_tom_18/p65.php (дата обращения: 21.04.2020).

яснялась отторжением Эльзаса и Лотарингии в пользу Германии. Современник Бисмарка Ф. Энгельс анализировал европейскую ситуацию в более широком контексте. В опубликованной им в 1874 г. статье «Имперский военный закон», посвященной первому септеннату, указывалось, что «Пруссия, остававшаяся до сих пор послушным холопом России, вдруг оказалась первой военной державой Европы. Столь резкий и неблагоприятный для России сдвиг в положении дел Европы был равносилен поражению русской политики».

Бисмарк, страдавший «кошмаром коалиций», оказался в исторической развилке. Он лучше других германских политиков понял свою историческую задачу для Германии: развитие капитализма настоятельно требовало создания единого германского государства. Взялся за решение этой задачи, представляя все трудности объединительного процесса, результаты которого грозили выйти за линию его жизненного горизонта. К счастью для Бисмарка, он смог увидеть результаты своей деятельности собственными глазами.

Но становление мощной военной державы в центре Европы нарушило расстановку сил великих держав на континенте и вызвало реваншистские настроения не только во Франции, но и в России. Бисмарк не мог не понимать этого и сделал ставку на вооружение Германии. Вспомним, что основным источником таких вооружений явились французские контрибуции в 5 млрд франков. Привычно считать, что деньги, оказавшиеся под рукой правительства Бисмарка, обозначили начало эпохи «грюндерства», образования компаний, акционерных обществ, предприятий. Но это не совсем так. Средства от французских контрибуций распределялись на основе законодательных актов германского рейхстага таким образом, чтобы переоснастить пограничные с Францией укрепления, крепости, сухопутную армию и военно-морской флот Германии38. Определенно можно утверждать, что Бисмарком руководило опасение возможного реванша со стороны Франции.

Выводя армию из-под бюджетного контроля рейхстага, Бисмарк унизил парламент, но не уничтожил его. Внутрипарламентские баталии не напоминали тихую гавань, демонстрируя столкновение равных субъектов. Это наблюдалось во время прохождения через рейхстаг как

закона о тарифах, так и закона о септеннате. Убежденный монархист, Бисмарк не жаловал парламент, но был вынужден считаться с ним. Привлекая на сторону Пруссии правителей либеральных западных и юго-западных германских земель, Бисмарк, очевидно, давал обещания сохранять представительные учреждения, сдержав свое слово и в отношении федерального парламента после принятия имперской конституции.

Исследователи новой истории Германии высоко оценивают Бисмарка как европейского политика первой величины, создавшего основы для обретения германского единства. Наш анализ парламентских выступлений показывает, что он был искусен и во внутренней политике, эффективно манипулировал общественностью, направленно использовал размежевание и репрессии в отношении одних партий и помощь другим, добиваясь целей, правильность которых оценивал с позиции понимаемого им прогресса. Нет сомнения, что его деятельность на посту высшего должностного лица была направлена на защиту интересов господствующего юнкерского класса, членом которого он являлся. Однако его высокая политическая значимость выражалась в том, что он хорошо представлял и потребности развивавшейся германской буржуазии, принимая в ее интересах необходимые законодательные решения. Особого упоминания заслуживает социальное законодательство Бисмарка, обеспечивавшее защиту антипода буржуазии — рабочего класса. В поиске баланса между публичным и частным правом, запросами различных общественных групп он видел основу устойчивого развития.

Во введении нашего исследования был задан вопрос о милитаристской подоплеке военной политики Бисмарка. Было ли вооружение Германии тем фактором, который придавал стране уверенность в безопасности своих границ? Или Бисмарк приготовлял Германию к будущему переделу мира? Ясного ответа за смертью Бисмарка у историков нет. Но есть основания предполагать, что если бы опытный дипломат Бисмарк не был отставлен молодым императором Вильгельмом II в 1890 г., политическая ситуация в Европе могла бы развиваться в другом направлении. Во всяком случае, известие о смерти Бисмарка в 1898 г. было встречено как национальная трагедия, выраженная

38 Использование французских контрибуций Германией // URL: https://helg.ucoz.ru/publ/ispolzovanie. francuzskikh_kontribucii_germaniej_1871_1873_gg/1-1-0-1 (дата обращения: 21.04.2020).

LEX RUSSKCA

словами местного крестьянина: «Все думают, теперь наступит конец мира». Такие же слова можно было слышать после смерти Фридриха Великого: «Кто же теперь будет управлять миром?»39.

И самое последнее. Может ли историк нащупать связь между обсуждением закона о септеннате 1887 г. и решением германского рейхстага, который одобрил военные кредиты в 1914 г.?40 Вывод исследователей, почему крупнейшая оппозиционная фракция СДПГ склони-

лась на сторону правительства, непрозрачен. Анализируя выступления Бисмарка в парламенте, можно прийти к мысли о том, что Бисмарк запугал депутатов, представляя им опасности центрального положения Германии в Европе. Это положение осажденной крепости заставило политиков Германии, в ситуации отсутствия Бисмарка, принять в августе 1914 г. решение, оказавшееся роковым. Как видится, наследие Бисмарка проявилось в отсутствие наследника, способного повести за собой страну41.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания : пер. с нем / под ред. А. С. Ерусалимского. — М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1940. — Т. 2.

2. Вебер М. Наследие Бисмарка // Вебер М. Политические работы (1895—1919). — М. : Праксис, 2003. — С. 113—125.

3. Власов Н. А. Военное законодательство Бисмарка после объединения Германии: 1871—1874 : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — СПб., 2005.

4. Ерусалимский А. С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. — М., 1968.

5. Костяев Э. В. Выделение военных кредитов кайзеровскому правительству в период Первой мировой войны: лидеры российской социал-демократии о позиции фракции СДПГ в рейхстаге // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2009. — № 2 (26).

6. Мар^ К. и Энгельс Ф. Имперский военный закон // Соч. — Т. 18. — С. 482—490.

7. Чупрова О. В. Взгляды О. Бисмарка на роль и место законодательной власти в Германии во второй половине XIX века // Пробелы в российском законодательстве. — 2009. — № 4.

8. Blanke H.-J. Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangenheit und Gegenwart. — Padeborn — München — Zürich, 2003.

9. Fürst Bismarck's gesammelte Reden. — Berlin : GlobusVerlag, 1894. — 400 S.

10. HaffnerS. Von Bismarck zu Hitler. Ein Rückblick. — München : Kindler Verlag, 1987.

11. Puhle H.-J. Preußen: Entwicklung und Fehlentwicklung // Preußen im Rückblick : Geschichte und Gesellschaft / H.-J. Puhle, H.-U. Wehler. — Sonderheft 6. — Göttingen, 1980.

Материал поступил в редакцию 21 апреля 2020 г.

REFERENCES

1. Bismarck O. Mysli i vospominaniya [Thoughts and memories]. Moscow: State Socio-Economic Publishing House, 1940. Vol. 2. (In Russ.)

2. Veber M. Nasledie Bismarka [The legacy of Bismarck]. In: Veber M. Political works (1895—1919). Moscow: Praksis Publ.,: 2003.(In Russ.)

39 Bismarck und das deutsche Gemüt // URL: https://de.wikisource.org/wiki/Bismarck_und_das_deutsche_ Gem%C3%BCt (дата обращения: 21.04.2020).

40 Костяев Э. В. Выделение военных кредитов кайзеровскому правительству в период первой мировой войны: лидеры российской социал-демократии о позиции фракции СДПГ в рейхстаге // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2009. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vydelenie-voennyh-kreditov-kayzerovskomu-pravitelstvu-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-lidery-rossiyskoy-sotsial-demokratii-o-pozitsii (дата обращения: 21.04.2020).

41 Вебер М. Наследие Бисмарка // М. Вебер. Политические работы (1895—1919). М. : Праксис, 2003. С. 113—125.

3. Vlasov NA. Voennoe zakonodatelstvo Bismarka posle obedineniya Germanii: 1871—1874 : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Military legislation of Bismarck after the unification of Germany: 1871—1874: Cand. Sci. (Law) Author's Abstract]. St. Petersburg; 2005. (In Russ.)

4. Yerusalimskiy AS. Bismark: diplomatiya i militarizm [Bismarck: Diplomacy and Militarism]. Moscow; 1968. (In Russ.)

5. Kostyaev EV. Vydelenie voennykh kreditov kayzerovskomu pravitelstvu v period Pervoy mirovoy voyny: lidery rossiyskoy sotsial-demokratii o pozitsii fraktsii SDPG v reykhstage [Allocation of military loans to the Kaiser government during World War I: leaders of the Russian social democracy on the position of the SPD faction in the Reichstag]. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2009;2(26). (In Russ.)

6. Marks K., Engels F. Imperskiy voennyy zakon [Imperial Military Law]. Vol. 18. Pp. 482—490. (In Russ.)

7. Chuprova OV. Vzglyady O. Bismarka na rol i mesto zakonodatelnoy vlasti v Germanii vo vtoroy polovine XIX veka [The views of O. Bismarck on the role and place of the legislative power in Germany in the second half of the 19th century]. Gaps in Russian Legislation. 2009;4. (In Russ.)

8. Blanke H.-J. Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangenheit und Gegenwart. Padeborn—München— Zürich; 2003. (In Germ.)

9. Fürst Bismarck's gesammelte Reden. Berlin: GlobusVerlag;1894. (In Germ.)

10. Haffner S. Von Bismarck zu Hitler. Ein Rückblick. München : Kindler Verlag; 1987. (In Germ.)

11. Puhle H.-J. Preußen: Entwicklung und Fehlentwicklung. Preußen im Rückblick : Geschichte und Gesellschaft. In: H.-J. Puhle, H.-U. Wehler. Sonderheft 6. Göttingen; 1980. (In Germ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.