Научная статья на тему 'ОТСУТСТВИЕ ПРИДОМОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНАХ И МАЛОЭТАЖНЫХ ЗАСТРОЙКАХ'

ОТСУТСТВИЕ ПРИДОМОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНАХ И МАЛОЭТАЖНЫХ ЗАСТРОЙКАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пахомова Е.Г., Волкова В.А., Куцева А.В., Лалыкина Я.А., Семеринов В.Г.

В данной статье поднимается проблема неполноценности социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры или даже её отсутствие как в малоэтажной застройке, так и в многоэтажных жилых микрорайонах. Приводятся примеры, подтверждающие актуальность данного вопроса в России и Болгарии. Изучив причину появления тех или иных недостатков в организации жилого пространства, предлагаются различные варианты решения проблемы парковок, благоустройства, рационального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пахомова Е.Г., Волкова В.А., Куцева А.В., Лалыкина Я.А., Семеринов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LACK OF HOUSE ADJOINING INFRASTRUCTURE IN MODERN RESIDENTIAL RESIDENTIAL DISTRICTS AND LOW-RISE BUILDINGS

In this article the problem of inferiority of social, transport and engineering infrastructure or even its absence both in low-rise building, and in multi-storey residential residential districts rises. The examples confirming relevance of the matter in Russia and Bulgaria are given. Having studied the reason of emergence of these or those shortcomings of the organization of living space, various ways of solving the problem of parkings, improvements, rational planning are offered.

Текст научной работы на тему «ОТСУТСТВИЕ ПРИДОМОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНАХ И МАЛОЭТАЖНЫХ ЗАСТРОЙКАХ»

УДК 699.8

Пахомова Е. Г., к. техн. н.

доцент Волкова В.А. студент Куцева А.В. студент Лалыкина Я.А.

студент Семеринов В.Г. студент

«Юго-Западный государственный университет»

Россия, г. Курск Петров Т.П. студент Йорданов Д.Д. студент

«Университет архитектуры, строительства и геодезии»

Болгария, г. София ОТСУТСТВИЕ ПРИДОМОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНАХ И МАЛОЭТАЖНЫХ

ЗАСТРОЙКАХ

Аннотация: В данной статье поднимается проблема неполноценности социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры или даже её отсутствие как в малоэтажной застройке, так и в многоэтажных жилых микрорайонах. Приводятся примеры, подтверждающие актуальность данного вопроса в России и Болгарии. Изучив причину появления тех или иных недостатков в организации жилого пространства, предлагаются различные варианты решения проблемы парковок, благоустройства, рационального планирования.

Ключевые слова: градостроительные и композиционные принципы формирования комплексной застройки городских и сельских территорий, объекты и системы коммунальной инфраструктуры, строительство и модернизация транспортной инфраструктуры.

Pakhomova E. G., Candidate of Technical Sciences, associate professor,

"South-Weststate university", Kursk, Russia

Volkova V. A.

student "South-West state university", Kursk, Russia

Kutseva A. V.

student "South-West state university", Kursk, Russia

Lalykina Ya. A. Semerinov V. G.

student "South-West state university",Kursk, Russia student "South-West state university", Kursk, Russia

Petrov T. P.

student "University of architecture, construction and geodesy"

Sofia, Bulgaria Yordanov D. D.

student "University of architecture, construction and geodesy"

Sofia, Bulgaria

LACK OF HOUSE ADJOINING INFRASTRUCTURE IN MODERN RESIDENTIAL RESIDENTIAL DISTRICTS AND LOW-RISE

BUILDINGS

Annotation: In this article the problem of inferiority of social, transport and engineering infrastructure or even its absence both in low-rise building, and in multi-storey residential residential districts rises. The examples confirming relevance of the matter in Russia and Bulgaria are given. Having studied the reason of emergence of these or those shortcomings of the organization of living space, various ways of solving the problem ofparkings, improvements, rational planning are offered.

Keywords: town-planning and composite principles of forming of complex building of the urban and rural areas, objects and systems of municipal infrastructure, construction and upgrade of transport infrastructure.

В первую очередь обратимся к термину «инфраструктура». Он затрагивает множество сфер деятельности и существования человека. Это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а так же жизнедеятельности людей. В данной работе вопрос инфраструктуры исследуется в двух основных областях - это крупные городские микрорайоны и малоэтажная застройка. Проведено исследование в каждой жилой среде и выведены причины появления неполноценности или полного разложения инфраструктуры, приведены яркие примеры населённых пунктов, нуждающихся в помощи. Проведённый анализ существующего экономического, политического и социального положения стран на протяжении нескольких лет поспособствовал зарождению идей для решения этих проблем.

Итак, первый объект нашего исследования - многоэтажные и многоквартирные микрорайоны, занимающие основную часть городской жилой застройки России[5].

Идея микрорайона была взята на вооружение в 60-х, потому что эта модель планирования города идеально подходила под социалистическую модель: и управления, и уклада жизни, и вопросов собственности. В тот момент существовал единый заказчик в виде государства. По иронии судьбы

примерно в тоже время, в 70-е годы, в Западной Европе поняли недостатки микрорайонного типа планировки и начали от него отказываться. Но как это ни парадоксально, в нашей стране эта концепция живет по сей день, продолжая социалистические традиции в капиталистической модели.

Первый микрорайон, реализованный в Москве - 9-й район "Черемушки", все еще существует. Он был построен в период с 1956 до 1958 годов на площади чуть менее 12 га и застроен пятиэтажными секционными блоками и девятиэтажными зданиями. Есть здания монолитные и панельные. Для строительства этих сооружений использованы различные конструкции, планировки и функций, с целью найти оптимальное сочетание элементов. 9-й район становится прототипом всех микрорайонах, построенных впоследствии. Так начина^ешя строительство микрорайонов в России.

Первая проблема - отсутствие парковочных мест. В итоге почти все дворы забиты машинами, а уже имеющихся парковочных мест недостаточно для обеспечения ими жильцов. Что можно сделать? Иногда говорят о размещении парковочных мест на ближайшем пустыре. Но этой территории явно не будет достаточно. Пожалуй, лучшим способом будет являться подземный паркинг. В этом случае можно избавить дворы от машин и дать возможность жителям оставить свой автомобиль рядом с домом. Кстати, в Западной Европе проблемы большого количества машин в микрорайонах именно так и решалась.

Вторая проблема - недостаточное количество мест в школьных и дошкольных учреждениях. Детские сады и школы в микрорайонах строятся, но их количество не соответствует числу людей, проживающих на данной территории. Для решения этой проблемы необходимо изначально планировать количество жителей и детей района и, исходя из получившихся данных, строить школы и сады на необходимое количество мест.

Каковы же альтернативы микрорайону? Есть коттеджная застройка, на которую сделана ставка в США. Но вариант одноэтажной Америки отличается дороговизной и низкой плотностью застройки. Если мы говорим о высокоплотной застройке, то есть вариант - кварталы с домами в 6-9 этажей. Преимущества квартальной застройки очевидны. Это привычный всем классический западноевропейский город с очень живыми и активными улицами, где на первых этажах — кафе, рестораны и магазины. Размер квартала и высота зданий в 5-9 этажей комфортны для человека. Особенность квартальной схемы — в четком разделении публичного пространства (улицы, бульвары, площади) и приватного. Приватное пространство располагается в глубине квартала и доступно только его жителям. В общем, это традиционная схема европейского города, отработанная тысячелетиями.

Огромная площадь территории Российской Федерации позволяет большинству жителей страны иметь собственный дом и участок. Тема малоэтажного строительства сейчас активно развивается, создаются новые программы и проекты, направленные на возведение посёлков в едином стиле,

с учётом радиусов доступности, обеспечения занятости населения и других факторов[4].

Но проблемы с инфраструктурой остаются. Порой, людям приходится заселяться в совершенно новые дома, но ещё непригодные для жилья - без электричества, водоснабжения и газоснабжения. В то время как параллельно пустеют деревни и сёла. Причина их опустения чаще всего заключается в недостаточно развитой инфраструктуре - невозможность трудоустройства, закрытие школ, отсутствие детских садов, медицинского обслуживания. Народ стремится к комфорту, селится поближе к большим городам, в коттеджные посёлки, где строительство домов и заселение в них людей происходит раньше, чем возведение и открытие школ, детских садов. Урбанизация - термин, хорошо известный как градостроителям, так и архитекторам. Его значение заключается в росте городов и городского населения. Села, некогда густо населённые, сейчас пустеют.[3]

Пример плохо развитой инфраструктуры можно выделить в соседней Брянской области. В Суземском районе, достаточно много небольших сёл, ранее с очень сильными сельскими хозяйствами, в наличии были школы, детские сады, дома культуры, администрации. С закрытием ферм уменьшилось число жителей, а значит постепенно стали закрываться и общественные учреждения. Вместо детского сада - дом милосердия для престарелых, закрыли клуб, сократили работников в администрации, а потом и вовсе закрыли. В селе Негино в 1970 году был основан Негинский детский дом. Сейчас сельская школа работает только благодаря его существованию, потому как очень мало сельских детей. Если закроется школа, вымрет и село.

Очень легко закрыть учебное учреждение, но очень сложно и затратно возвести и открыть новое. Кирпичное здание в неотапливаемом состоянии простоит 7 лет, после чего подлежит сносу. Из этого следует вывод: стараться удержать в действующем состоянии то, что уже существует - это те же школы и детские сады; строить такие предприятия, которые обеспечат сельским жителям рабочие места и не заставит их уезжать в города. Ведь наблюдается процесс субурбанизации - расширения пригородной зоны, последствия которого нельзя назвать благоприятными. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты.

После выделения проблемы и рассмотрения её в рамках Российского строительства, исследовалась инфраструктура в малоэтажных застройках и жилых микрорайонах Болгарии. Таким образом, была проведена сравнительная характеристика, подтверждающая актуальность данного вопроса не только в пределах нашей страны, но и за рубежом.

Итак, подробнее рассмотрим недостатки Болгарской инфраструктуры.

В первую очередь нас интересует вопрос комфортного проживания, однако следует отметить низкое качество недвижимости. Объясняется это затруднительной ситуацией в экономике, на которую повлиял развал советского экономического блока (СЭВ). Финансовые проблемы затрудняют развитие инфраструктуры, но цены на жильё в этой стране относительно низкие. В столице и её пригородах жилые микрорайоны образованы серыми многоэтажными коробками, похожими на те, что находятся в спальных районах каждого российского города. Такая зона больше похожа на «среду выживания», чем «среду обитания», образовавшуюся ещё при СССР. Ярким примером такой неполноценной жизненной среды является Студентски град. Находится этот квартал у подножия горы Витоша на юге Софии. Изначальная идея его заключалась в создании целого жилищного комплекса, но только для студентов, включавшего в себя общежития, кафе, клубы, магазины, спортивные залы, больницы и прочие необходимые объекты. Случилось это в начале 60-х годов, когда возводились здания колледжей и институтов. Однако с 1990-х годов тут началось строительство и простых жилых домов. И что же наблюдается сейчас? Плотная застройка не позволяет расширить дорогу в целях организации парковочных мест, поскольку вопрос о недостатке автостоянок здесь наиболее актуален. Узкие улицы по обе стороны заставлены машинами, от чего затрудняется движение и общественного транспорта. Рекреационные зелёные зоны с элементами благоустройства -беседками, лавочками, урнами чаще всего отсутствуют, причём не только в городских парках, но и на придомовой территории общежитий.

В последние годы в Болгарии заметен рост фонда жилья в курортных зонах. Жилые комплексы в горах или у черноморского побережья пользуются большим спросом, да и цена на квартиру в них относительно низкая. Инфраструктура в таких комплексах, не смотря на их внушительные размеры, находится на высоком уровне - в наличии бассейны, рестораны, спортивные и детские площадки, выдержанный стиль, разнообразие форм и цветов зданий - всё необходимое для комфортного пребывания и отдыха. Удалённость от центра города компенсируется рационально проработанной транспортной сетью. Как городские автобусы, так и автовокзалы, остановки являются полностью модернизированными. Примером такого курортного комплекса служит Солнечный Берег. Основной минус этих комплексов - большое количество отдыхающих, а как следствие переполненные транспортом улицы[2].

Что касается малоэтажного и загородного строительства, следует отметить, что загородная земля, находящаяся в статусе «сельскохозяйственной» должна получить статус «УПИ» («урегулиран поземлен имот»), подтверждающий пригодность для строительства, наличие поблизости электро- и водопровода, асфальтированной дороги. Необходимость устройства основной инфраструктуры - канализации, электро- и водоснабжения требует дополнительных затрат.

Небольшие малоэтажные населённые пункты менее подвержены проблеме слабо развитой инфраструктуры, но всё же маленькая придомовая частная территория используется по максимуму: подсобное помещение в цокольном этаже, основные комнаты и комнаты для гостей на первом этаже и индивидуальные зоны на втором, а иногда и на третьем этажах. Такова основная схема постройки дома, используемая на протяжении нескольких веков. Оставшуюся площадь занимает сельскохозяйственная зона и рекреационная.

Использованные источники:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь.// 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

2. Горностаев С.И., Картамышев Н.В., Кереб С.А., Клюева Н.В., Пахомова Е.Г., Сморчков А.А., Шевелев А.С. Вопросы безопасности строительных конструкций из композитных материалов // Курск. 2015;

3. Иванов С.П., Пахомова Е.Г., Иванова К.С. Оценка работоспособности монолитных железобетонных колонн каркаса с коррозионными повреждениями здания ТЭЦ с длительным сроком эксплуатации. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012. № 2-3. С. 213-216;

4. Пахомова Е.Г., Кретова В.М., Гордеев А.В., Маяков А.С. К методике оценки работоспособности железобетонных конструкций при нарушении сцепления арматуры с бетоном при коррозионных повреждениях. // Промышленное и гражданское строительство. 2011. №8. С. 28-29;

5. Меркулов С.И., Пахомова Е.Г., Гордеев А.В. , Маяков А.С. Исследование работоспособности изгибаемых железобетонных конструкций с учетом коррозионных повреждений. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2009. №4 (29). С. 74-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.