ОТСТАВКИ И ВЫБОРЫ 2018 г.: ОБНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА, БАССЕЙН РЕКРУТИРОВАНИЯ И КАРЬЕРЫ НОВЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
А.С. Быстрова
DOI: https://doi.org/10.3Ш9/pe.2018.5Л2
Аннотация. В плане (пере)формирования корпуса региональных элит 2018 год оказывается весьма знаменательным. Состоялись отставки ряда губернаторов (продолжая цепь событий 2017 г.). Затем были проведены выборы глав 26 субъектов РФ. В том числе 22 — прямые выборы и четыре — посредством голосования органов представительной власти регионов. Из прошедших 22 прямых выборов в четырех потребовались вторые туры. В Приморском крае результаты выборов признаны недействительными. В двух субъектах РФ вопрос о главе региона будет решаться в единый день голосования в 2019 г.
Из 26 глав субъектов РФ из прежнего корпуса сохранили свои властные позиции только четверо — это губернаторы Москвы, Московской области, Чукотского автономного округа и глава Ингушетии. Среди новых персонажей, достигших постов глав регионов, встречаются «карьерные» управленцы, выходцы из силовых структур, депутатского корпуса. Их биографии и карьерные траектории различны. Оставляя за скобками обстоятельства прихода к власти (неизвестные широкой публике истинные мотивы и планы политических партий, администрации президента и прочих политических акторов и субъектов принятия решений), можем утверждать, что все отчетливее проявляется тенденция омоложения губернаторского корпуса.
Ключевые слова: региональные элиты, выборы глав субъектов РФ, рекрутирование глав регионов, карьеры.
Формирование губернаторского корпуса — важная составная часть упрочения «вертикали власти» и государственного управления в Российской Федерации. Главы субъектов РФ, будучи «верши-
ной» исполнительной власти в регионах, практически полностью отвечают за реализацию решений федерального центра (ФЦ). При этом объем их полномочий часто недостаточен для выполнения задач, предписанных им документами ФЦ и субъекта РФ, который они возглавляют. Форма ответственности в основном административная (например, отставки, отстранения от занимаемой должности). В редких случаях политическая ответственность, например проигрыш на выборах главы региона.
Понятен поэтому действенный интерес ФЦ к формированию корпуса губернаторов. Устанавливаемые законодательно порядок и процедуры выдвижения, назначения и выборов кандидатов на пост главы субъекта РФ, серии неформальных контактов и переговоров, интенсивная работа политтехнологов в регионах в периоды избирательных кампаний и т.д. — все направлено на обеспечение продвижения в главы конкретных субъектов РФ определенных персонажей.
Среди исследователей распространена оценка современной
российской системы распределения кадров как содержащей в себе
«рецидивы советской партийной кадровой политики», механизмы
которой способствовали «созданию на властном олимпе "кавказ» « » « » / ^ ского, днепропетровского, ставропольского (в российской
практике — "свердловского") кланов, доказавших свою историческую и практическую несостоятельность». Цитируемый автор, также присоединяясь к неодобрительному мнению других специалистов, оценивает опору на прошлый опыт при формировании нынешней «властвующей петербургской элиты» по принципу «любые свои лучше талантливых чужих» [Анисимов 2010: 53]. Отмечая положительные тенденции «рационализации кадровых процессов и конкретных назначений на высшие государственные должности», В. Анисимов указывает на укоренение «системных негативных тенденций». Перечисляемые им явления можно обозначить как «лояльность и личные связи вместо профессионализма и компетентности».
С. Хантингтон в работе «Политический порядок в меняющихся обществах» утверждал: «В политической системе с высоким уровнем институционализации важнейшие позиции в руководстве
системой обычно достижимы лишь для тех, кто прошел период ученичества на менее важных позициях». Индивиды готовятся к занятию высших должностей. Речь идет о целой системе институтов, выполняющих функцию политической и профессиональной социализации. Они также «играют роль фильтров, через которые должны пройти те, кто стремится достичь центра» [Хантингтон 2004: 40].
В РФ, переживающей уже не первое десятилетие масштабные и глубокие изменения, круг организаций и институтов, выполняющих функции политической и профессиональной социализации и в то же время фильтров, довольно узок. Можно утверждать, что в последние два десятилетия социализирующую роль начали выполнять некоторые учебные заведения, готовящие кадры для сферы государственного управления и государственной власти, создаваемые на разных уровнях кадровые резервы и различные программы обучения (тренинги) лиц, включенных в эти резервы.
Порядок формирования кадрового резерва федерального государственного органа определен первым лицом государства (последние по времени документы датируются 2017 г.) [Указ 2017; Положение 2017]. На основе положения разработаны методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров. Рекомендации подготовлены, как пишут разработчики, «в целях реализации общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (далее — Общая концепция), одобренной Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров (протокол № 5 от 29 ноября 2017 года), содержат описание основных процессов и процедур при формировании резервов управленческих кадров в Российской Федерации и носят рекомендательный характер для субъектов их формирования» [Методические... 2018: 3]. Намерения авторов методических рекомендаций весьма похвальны. Так, они ориентируют работу с кадровым резервом так, что «ключевая роль отводится самому участнику резерва, его готовности к обучению, развитию и самоизменениям. Предполагается развитая субъектная позиция участников резерва, которая проявляется в активности, инициа-
тивности, рефлексивности и внутренней мотивации на самоизменения и саморазвитие» [Методические... 2018: 32].
На портале госслужбы в разделе «Резерв кадров» публикуются сведения о составе федерального резерва управленческих кадров. Здесь же дается его определение: «Федеральный резерв управленческих кадров — база данных высокопрофессиональных и перспективных сотрудников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также государственных корпораций и организаций, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, рекомендованных в установленном порядке руководителем ("первым лицом") соответствующего государственного органа и организации». В нем три уровня: высший, базовый и перспективный. Высший уровень федерального резерва управленческих кадров — это «руководящий состав государственных органов федерального и регионального уровней, а также государственных корпораций и организаций». В списке 381 резервист. Всего же федеральный резерв управленческих кадров составляет 1893 человека. 838 резервистов в перспективном уровне резерва. Это «государственные гражданские служащие, а также сотрудники государственных корпораций и организаций в возрасте до 35 лет» (данные по состоянию на 28 декабря 2017 г.). Региональный резерв управленческих кадров (резерв управленческих кадров субъектов Российской Федерации) составляет 8615 человек (по состоянию на 1 января 2018 г.)1.
Знакомство с перечисленными выше документами, а также с документами, действовавшими в этой сфере ранее, убеждает в серьезности намерений власти. Понимание этого звучит в оценках исследователей кадровой политики, возможных путей ее выработки и реализации, а также в описании проблем формирования кадрового резерва и подготовки включенных в него лиц [Зимин, Пастухова 2015; Савлук 2012; 2013; Сулемов 2012 и др.]. Вопрос в конкретном исполнении задуманного.
1 Портал госслужбы. Доступ 8.12.2018. https://gossluzhba.gov.ru/rezerv
Работа с кадровым резервом губернаторов приносит определенные плоды. Некоторые включенные в кадровый резерв персоны впоследствии заняли пост главы того или иного субъекта РФ. Хотя некоторые эксперты скептически относятся к результатам, считая, что системность кадровой политики ФЦ в регионах пока следует понимать только как «декларацию о намерениях». Подвергаются сомнению и некоторые распространенные представления о действиях власти: назначение на должности глав регионов молодых «технократов», преимущественно местных (уроженцев данных мест), хорошо знающих местную специфику, или, напротив, «варягов», никак не связанных с местными группами интересов. Главами регионов становятся и бюрократы, и политики, молодые люди и опытные чиновники, «варяги» и местные. Опыт работы и специализация также далеко не всегда принимаются во внимание [Перцев 2018].
В апреле 2018 г. СМИ (РБК) стал известен список тех, кто только что закончил обучение по программе подготовки кадрового резерва (июнь 2017 — апрель 2018 г.). Всего тренинг для президентского кадрового резерва (это первая программа обучения кадрового резерва организована РАНХиГС при поддержке администрации президента) прошли 74 человека. Восемь ее участников уже получили новые назначения: Д. Азаров возглавил Самарскую область, Г. Никитин — Нижегородскую, С. Воскресенский — Ивановскую, А. Бурков — Омскую, А. Клычков — Орловскую, А. Травников — Новосибирскую, А. Цыбульский — Ненецкий автономный округ. Теперь мы знаем, что они победили на выборах глав своих регионов в сентябре 2018 г. А. Здунов стал премьер-министром Дагестана.
Оценки экспертов, приводимые в публикации РБК, различны. Так, Е. Минченко считает, что «участников тренинга обучали нужным в практике вещам, например публичной политике, финансовой грамотности, управленческим практикам. В целом программа обучения была направлена на создание новой корпорации управленцев, и этим объясняется обилие командообразующих мероприятий». Эксперт также пояснил: «Нужно, чтобы эти люди воспринимали себя как некую общность. Их готовят не просто к тому, чтобы
быть губернаторами, а к тому, чтобы быть новым поколением руководителей, которому после 2024 года и будут передавать бразды правления». В то же время тренинги не могут заменить опыт политической деятельности, в частности участие в выборах [Кузнецова 2018]. Однако важно, что «стали хоть пытаться выйти из этого слоя "свои и наши" и начали [назначать на высокие должности] новых людей», — сказала директор рекрутингового агентства Pruffi А. Владимирская, которая также посчитала тренинг полезным.
С 2005 по 2012 г. главы субъектов РФ наделялись полномочиями по процедуре, которая предусматривала внесение Президентом РФ кандидатуры в представительный орган власти субъекта РФ и голосование депутатов. В 2012 г. были возвращены прямые выборы глав регионов (соответствующий закон принят Государственной Думой в апреле 2012 г., вступил в действие с июня 2012 г.). Наделение полномочиями создавало в регионах и ФЦ особую ситуацию. Губернаторский корпус был значительно обновлен (более чем на 50 %, см. табл. 1). В то же время нередко осуществлялась так называемая операция «Преемник», когда уходящему главе региона удавалось провести своего человека [Гуляева 2014].
Таблица 1
Динамика наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации с 2005 по май 2012 г.
Назначение глав регионов 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Всего
Общее количество назначений 44 8 25 12 15 35 10 22 171
«Переназначенные» 32 5 13 2 6 17 4 3 82
«Новобранцы» 12 (27%) 3 (37%) 12 (48%) 10 (83%) 9 (60%) 18 (51%) 6 (60%) 19 (86%) 89 (52%)
Источник: [Гуляева 2014].
Что же на самом деле представляет собой кадровая политика федерального центра в отношении руководителей регионов? Представляется, что она все-таки больше, чем декларация о намерениях. Между тем считать ее планомерной и долгосрочной стратегией в кадровой работе президента, как это делают другие эксперты [Скоробогатый 2017], преждевременно, хотя успехи кадровых ротаций впечатляют. Ведь в основание аргументов помещается бесспорный факт: «За последний срок с 2012 года Владимир Путин тем или иным образом определил место работы для 50 новых глав регионов». Смущает излишний «экономизм» предположения: смена губернаторов-хозяйственников молодыми технократами, возможно, определяется одной из целей — создание в промышленности технологических цепочек и наполнение регионов инвестициями. Более адекватной выглядит иное: «В России идет масштабное качественное и количественное обновление управленческой элиты. Это не только общественный запрос. Кремль обкатывает новый бюрократический корпус, который возьмет на себя бразды правления страной во второй половине 2020-х годов. В связи с этим взят курс на кадровое омоложение, в том числе на федеральном уровне» [Скоробогатый 2017].
Но вот мнение авторитетных ученых из Пермского научного центра Уральского отделения РАН. Они считают ускоряющуюся смену глав регионов показателем «неудовлетворенности высшего руководства страны качеством работы». Исследователи считают, что «объективно роль руководителей регионов должна возрасти» и связывают это «с радикальным обновлением губернаторского корпуса, каким бы путем и по какой причине оно бы ни осуществлялось» [Губернаторский 2014].
Отставки, случившиеся в отдельных субъектах РФ в 2018 г. (как, впрочем, и отставки 2017 г.), обернувшиеся выборами глав регионов, да и сами выборы осени 2018 г. определенно добавили красок общей картине. Среди региональных глав-долгожителей опять появились новые лица, нередко довольно молодые и по возрасту, и по опыту публичной службы.
В 2018 г. корпус региональных элит пережил серьезные изменения. Как и в 2017 г., состоялись досрочные отставки глав субъек-
тов РФ (более 20). В 26 регионах прошли выборы глав субъектов РФ. При этом в 22 регионах - это прямые выборы. В четырех регионах глава субъекта был определен посредством голосования депутатов органа представительной власти. Неожиданно для участников и наблюдателей в четырех из 22 прямых выборов понадобились вторые туры. В Приморском крае результаты выборов (после второго тура) были объявлены недействительными. В Республике Хакасия дата проведения второго тура неоднократно переносилась. Наконец, 11 ноября второй тур состоялся. Теперь мы уже знаем результат: победил единственный кандидат в бюллетене В. Коновалов. В двух субъектах РФ выборы главы региона состоятся в единый день голосования в 2019 году (см. прил. 1-3).
Обращаем внимание, только в семи из 26 регионов выборы глав состоялись в связи с предстоявшим истечением, окончанием срока их полномочий.
По итогам выборов сентября — ноября 2018 года четыре главы региона сохранили свои властные позиции — это губернаторы Москвы, Московской области, Чукотского автономного округа и глава Ингушетии. Среди «новобранцев» на посту глав регионов есть бывшие депутаты, «карьерные» управленцы, выходцы из силовых структур. Вне зависимости от обстоятельств занятия поста главы региона, о значительной части можно сказать, что они моложе, видимо, лучше образованы и решительнее настроены на перемены, чем их непосредственные предшественники.
Эмпирическая база исследования. Проанализированы биографии 26 глав субъектов РФ, заступивших на пост в результате прямых выборов и/ или голосования в органах представительной власти, включая появившихся двух временно исполняющих обязанности (ВРИО) губернаторов непосредственно в ходе избирательного процесса — в Приморском крае и Республике Хакасии. Сюда же вошли биографии первых лиц регионов, сохранивших свои посты, — Москвы, Московской области, Чукотского автономного округа и Республики Ингушетия. В поле нашего зрения были также 22 биографии бывших глав субъектов РФ, которые перестали быть ими по итогам выборов или изначально не участвовали в выборах «в связи с переходом на другую работу». При составлении
биографий использованы открытые источники: сайты правительств субъектов РФ, материалы избирательных кампаний, публикации СМИ (интервью и т.д.).
Обратимся непосредственно к анализу биографий, чтобы яснее представить себе, какие персоны пополнили корпус глав регионов и как они могут повлиять на дальнейшее развитие страны в целом и каждого региона в отдельности.
В середине 2000-х годов автор статьи в числе сотрудников сектора социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН принимал участие в выполнении проекта Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире». В изданной по итогам исследования работе сотрудниками сектора представлен идеальный тип инновационной элиты и его основные характеристики, изучение которых позволяет понять возможности властных групп в решении стоящих перед ними задач развития страны и ее регионов [Быстрова, Дука, Колесник, Невский, Тев 2008]. Среди этих характеристик возраст, социальное происхождение, время и место первичной социализации, политические поколения, тип и место получения высшего образования, особенности карьеры.
Возраст. В целом возраст глав рассматриваемых субъектов РФ уменьшился. Это хорошо видно по данным таблицы 2. Если среди бывших губернаторов более половины составляли лица, старше 60 лет, то среди действующих таких только два человека. Число молодых (до 40 лет) выросло в четыре раза, но в количественном выражении это всего четыре человека.
Больше всего среди действующих губернаторов рассматриваемых регионов тех, кому от 41 до 50 лет — их больше половины. Действующие главы регионов в возрасте от 51 до 60 лет составляют около среди бывших глав регионов персон в возрасте от 51 до 60 лет было около 1/7.
Таблица 2
Отставки и выборы 2018 г.: возраст глав субъектов РФ
Статус До 40 лет 41-50 лет 51-60 лет Старше 60 лет Всего
Бывшие главы субъектов РФ (чел.)1 1 6 3 12 22
Действующие главы субъектов РФ (чел.)2 4 13 6 2 26
Существенные изменения в возрастном составе отчетливо демонстрирует диаграмма, представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Возраст глав субъектов РФ (отставки 2017 и 2018 гг. и выборы 2018 г.) Примечания к таблице 2 и рисунку 1:
1) возраст на момент отставки
2) возраст на момент вступления в должность в 2018 г., включая четырех глав субъектов РФ, сохранивших свои посты после выборов.
Политические поколения. Поскольку в целом возраст глав регионов уменьшился, в них оказалось гораздо больше тех, кого можно отнести к поколению кризиса, то есть они родились в период между 1972 и 1990 гг. Среди действующих глав субъектов РФ мы практически не видим представителей поколения оттепели. Почти не изменилось количество представителей поколения застоя. Возросло число родившихся в период 1965-1971 гг. и, следовательно, представляющих поколение перестройки. Данные о представителях политических поколений в составе бывших и действующих глав регионов приводятся в таблице 3 и диаграммах на рисунках 2 и 3.
Таблица 3
Отставки и выборы 2018 г.: политические поколения глав субъектов Российской Федерации
Статус Поколение оттепели (19341952 г.р.) Поколение застоя (19531964 г.р.) Поколение перестройки (1965971 г.р.) Поколение кризиса (19721990 г.р.) Всего
Бывшие 7 8 3 4 22
главы
субъектов РФ
(чел.)
Действующие главы субъектов РФ (чел.) 1 7 7 11 26
Место рождения. В новом составе глав регионов прибавилось уроженцев столичных городов (Москвы и Санкт-Петербурга, ранее Ленинграда). Но основная масса глав субъектов РФ — провинциалы, то есть уроженцы нестоличных городов и сельских поселений (см. табл. 4). Место рождения, как правило, является местом первичной социализации. При прочих равных условиях провинция обладает меньшим набором и объемом ресурсов, которые могут быть использованы индивидом для обеспечения продвижения
Бывшие главы субъектов РФ (чел.)
■ Поколение оттепели Поколение застоя Поколение перестройки
■ Поколение кризиса
Рис. 2. Бывшие главы субъектов РФ (чел.): политические поколения
Действующие главы субъектов РФ (чел.)
■ Поколение оттепели Поколение застоя Поколение перестройки
■ Поколение кризиса
Рис. 3. Действующие главы субъектов РФ (чел.): политические поколения
наверх. Однако главы регионов, как бывшие, так и действующие, сумели преодолеть ограничения, связанные с провинциальным происхождением.
Таблица 4
Отставки и выборы 2018 г.: место рождения глав субъектов РФ
Статус Столичные города Нестоличные города Село Всего
Бывшие главы субъектов РФ (чел.) 1 13 8 22
Действующие главы субъектов РФ (чел.) 4 16 6 26
30
25
20
15
10
□ Бывшие главы субъектов РФ (чел.)
■ Действующие главы субъектов РФ (чел.)
Столичные Всего
города
Рис. 4. Бывшие и действующие главы субъектов РФ (чел.): место рождения
Образование. В таблице 5 представлены данные о первом высшем образовании. Среди новых губернаторов становится популярным управленческо-экономическое и юридическое образование, роль технического снижается (вместо почти 50 % у бывших всего около 1/3 у действующих). Неожиданно среди действующих с осени 2018 г. глав регионов оказалось несколько персон с высшим военным образованием (сюда мы включали исключительно военное образование, не принимая во внимание юридическое как базу для деятельности в силовых ведомствах). Многие имеют второе высшее образование, как правило, управленческо-экономическое или юридическое.
Таблица 5
Отставки и выборы 2018 г.: первое высшее образование глав субъектов РФ
Статус Техническое Управленческое и экономическое Юридическое Военное Прочее Всего
Бывшие главы субъектов РФ (чел.) 10 3 4 1 4 22
Действующие главы субъектов РФ (чел.) 7 9 3 3 4 26
Новые главы регионов, похоже, менее склонны тратить силы на обретение ученой степени. Приведу только две цифры: доля «остепененных» персон среди новых губернаторов ниже (около У бывших глав регионов доля имеющих кандидатские и даже в ряде случаев докторские степени составляет 1/3.
Сохраняется провинциальный характер корпуса руководителей регионов по месту получения первого высшего образования (см. табл. 6). Необходимо отметить, что местом получения второго высшего образования или повышения квалификации иного характера (стажировки, магистерские программы) являются столичные города или зарубежные учебные заведения.
Таблица 6
Отставки и выборы 2018 г.: место получения первого высшего образования глав субъектов РФ
Статус Столичные города Нестоличные города Всего
Бывшие главы субъектов РФ (чел.) 7 15 22
Действующие главы субъектов РФ (чел.) 6 20 26
Свелось практически к нулю значение номенклатурного опыта. Среди действующих по итогам выборов 2018 г. глав субъектов РФ номенклатурный опыт есть у одного-двух человек (например, у С. Собянина). Это вполне объяснимо ввиду омоложения глав регионов, они просто родились позже того периода, когда номенклатурный опыт присутствовал в большинстве карьер.
Почти исчезает из карьер срочная служба в армии. Хотя среди наших персонажей есть несколько человек, в биографиях которых служба в армии заняла несколько лет.
«Вытягивающим» наверх моментом все более становятся связи. Их влияние на скорость и успешность карьеры, видимо, возросло. Да и сами главы регионов нередко с благодарностью вспоминают тех, кто оказывал им помощь и поддержку. Так, губернатор Московской области А. Воробьев с теплотой отзывается о своем «крестном отце» С. Шойгу.
Среди новых молодых губернаторов есть персоны, биографию которых называют «модельной» для высшего чиновника времен Президента РФ Владимира Путина. Речь идет о Р. Копине — губернаторе Чукотского автономного округа. О нем почти ничего ранее не было известно. Но в его судьбе велика роль одного из богатейших людей страны Р. Абрамовича, бывшего главы Чукотского автономного округа. Он очень молод, из поколения кризиса. Р. Копин родился в 1988 г. и считается самым молодым среди высших должностных лиц регионов Для его карьеры характерно быстрое продвижение с одной ступени на другую. В случае других успешных быстрых карьер упоминаются высокие покровители из правительства РФ и крупного банка.
Каков же бассейн рекрутирования действующих глав регионов? С чего начинаются и как протекают их карьеры?
Часто начало карьеры — это работа в крупных бизнес-структурах. Затем следуют небольшие должности в региональных или даже муниципальных органах власти. Это могут быть выборные позиции. Или административные должности в аппаратах исполнительных органов власти. Затем следуют более высокие уровни, как выборные, так и административные.
Надо отметить, что у новых губернаторов из поколения перестройки опыт богаче, у многих в биографии проигранные выборы
разных уровней, депутатская деятельность. Обычно применяемый нами анализ через характер предшествующей работы показал, что в губернаторы попадают из сферы административно-политической деятельности, хотя в более ранние периоды имеются ступеньки карьеры, связанные с бизнесом, иногда на довольно высоких позициях, профессиональной работой в партиях. Определенным лифтом может послужить руководство молодежной организацией. Типична ситуация назначения замом, возможно, уходящего главы субъекта РФ.
Несколько слов о роли семейных связей. Они проскальзывают мельком, но, скорее всего, важны. Однако в сравнении с ролью деловых связей, совместной работы на более ранних ступенях карьеры представляются менее значимыми, хотя также служат вытягивающим фактором.
Ярким примером роли совместной работы служит биография и карьера избранного в сентябре 2018 г. губернатора Новосибирской области А. Травникова. Молодой А. Травников (он из поколения кризиса) в бытность свою на Череповецкой «Северстали» работал там одновременно с будущим губернатором Вологодской области О. Кувшинниковым и будущим председателем ЗАКСа этой же области А. Луценко. Кувшинников называет А. Травникова своим другом. А. Травников был мэром Вологды до того, как стать губернатором Новосибирской области, а ранее первым замом у губернатора О. Кувшинникова. Успел он побывать и замом полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. И здесь мы видим быстрое продвижение по карьерной лестнице.
Сравнение возраста вступления в должность «новобранцев» среди глав регионов с возрастом вступления в эту должность ушедших в досрочную отставку (у некоторых это было очень давно) показывает, что у нынешних «новобранцев» он существенно ниже (см. табл. 7).
Таблица 7
Возраст вступления в должность главы субъекта РФ
До 40 лет 41-50 лет 51-60 лет Более 60 лет Всего
Ушедшие 5 5 6 3 19
в досрочную
отставку
Вновь всту- 4 11 5 2 22
пившие
в должность
Сохранившие 1 2 1 - 4
свои полномо-
чия
ВЫВОДЫ
1. Выборы глав регионов 2018 г. показали активный процесс обновления и омоложения губернаторского корпуса.
2. Новые губернаторы почти наполовину принадлежат поколению кризиса. Они активны, быстро продвигаются по карьерной лестнице, не задерживаясь надолго на ее ступенях. В карьерах у всех есть «пора бизнеса» и «пора политики», однако одновременно налицо более ранняя профессионализация, накопление административно-политического опыта и укоренение в правящем классе.
3. В карьерах представителей всех поколений не раз случались провалы, в основном связанные с избирательными кампаниями разного уровня. Это не останавливало движение наверх. Нашим персонам удавалось совладать с проблемой.
4. Вытягивающими наверх факторами во многих случаях у губернаторов всех поколений служат деловые и семейные связи, покровительство высокопоставленных лиц. Видимо, следует ждать формирование клиентелы новых губернаторов.
Приложение 1
Субъекты РФ, в которых состоялись досрочные отставки действующих глав (2017-2018 гг.)
№ Субъект РФ Должность и ФИО главы субъекта РФ Дата досрочной отставки и срок истечения полномочий ВРИО главы субъекта РФ
Прямые выборы
1 Самарская область Губернатор Самарской области Н. И. Меркушкин 12 мая 2012 — 25 сентября 2017 (досрочная отставка в связи с назначением представителем Президента РФ по взаимодействию с ВКФУН, срок истекал в сентябре 2019) Д. И. Азаров с 25 сентября 2017
2 Нижегородская область Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев 8 августа 2005 — 26 сентября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) Г. С. Никитин с 26 сентября 2017
3 Красноярский край Губернатор Красноярского края В. А. Толо-конский 12 мая 2014 — 29 сентября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. В. Усс с 29 сентября 2017
4 Приморский край Губернатор Приморского края В. В. Ми-клушевский 16 марта 2012 — 4 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. В. Тарасенко 4 октября 2017 — 26 сентября 2018
5 Орловская область Губернатор Орловской области В. В. Потомский 26 февраля 2014 — 5 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. Е. Клычков с 5 октября 2017
6 Новосибирская область Губернатор Новосибирской области В. Ф. Городецкий 18 марта 2014 — 6 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. А. Травников с 6 октября 2017
7 Омская область Губернатор Омской области В. И. Назаров 30 мая 2012 — 9 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2020) А. Л. Бурков с 9 октября 2017
8 Ивановская область Губернатор Ивановской области П. А. Коньков 16 октября 2013 — 10 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) С. С. Воскресенский с 10 октября 2017
9. Псковская область Губернатор Псковской области А. А. Турчак 16 февраля 2009 — 12 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) М. Ю. Ведерников с 12 октября 2017
10 Воронежская область Губернатор Воронежской области А. В. Гордеев 12 марта 2009 — 25 декабря 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. В. Гусев с 25 декабря 2017
11 Кемеровская область Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев 1 июля 1997 — 1 апреля 2018 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2020) С. Е. Цивилёв с 1 апреля 2018
12 Амурская область Губернатор Амурской области А. А. Козлов 25 марта 2015 — 18 мая 2018 (досрочная отставка в связи с назначением министром, срок истекал в сентябре 2020) В. А. Орлов с 30 мая 2018
13 Тюменская область Губернатор Тюменской области В. В. Якушев 24 ноября 2005 — 18 мая 2018 (досрочная отставка в связи с назначением министром, срок истекал в сентябре 2019) А. В. Моор с 29 мая 2018
14 Магаданская область Губернатор Магаданской области В. П. Печёный 3 февраля 2013 — 28 мая 2018 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2018) С. К. Носов с 28 мая 2018
15 Республика Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисов 31 мая 2010 — 28 мая 2018 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. С. Николаев с 28 мая 2018
16 Алтайский край Губернатор Алтайского края А. Б. Кар-лин 25 августа 2005 — 30 мая 2018 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) В. П. Томенко с 30 мая 2018
Голосование депутатов представительного органа власти
1 Ненецкий автономный округ Губернатор Ненецкого автономного округа И. В. Ко-шин 22 февраля 2014 — 28 сентября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2019) А. В. Цыбуль- ский с 28 сентября 2017
2 Республика Дагестан Глава Республики Дагестан Р. Г. Абдулати-пов 28 января 2013 — 3 октября 2017 (досрочная отставка, срок истекал в сентябре 2018) В. А. Васильев с 3 октября 2017
3 Ямало-Ненецкий автономный округ Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкин 16 марта 2010 — 18 мая 2018 (досрочная отставка в связи с назначением министром, срок истекал в сентябре 2020) Д. А. Артюхов с 29 мая 2018
Приложение 2
Прямые выборы глав субъектов РФ (единый день голосования 9.09.2018): явка и результаты выборов
№ Субъект РФ Явка избирателей (%) Результаты выборов (доля голосов, полученных победителем, в %) ФИО победителя
1 Самарская область 47,93 % 72,63% Д. И. Азаров
2 Нижегородская область 40,50 % 67,75 % Г. С. Никитин
3 Красноярский край 28,91 % 60,19 % А. В. Усс
4 Приморский край состоялись, результаты признаны недействительными
5 Орловская область 57,76 % 83,55 % А. Е. Клычков
6 Новосибирская область 29,52 % 64,52 % А. А. Травников
7 Омская область 43,59 % 82,56 % А. Л. Бурков
8 Ивановская область 32,86 % 65,72 % С. С. Воскресенский
9. Псковская область 36,89 % 70,68 % М. Ю. Ведерников
10 Воронежская область 44,83 % 72,52 % А. В. Гусев
11 Кемеровская область 66,29 % 81,29 % С. Е. Цивилёв
12 Амурская область 31,24 % 55,60 % В. А. Орлов
13 Тюменская область 49,01 % 65,86 % А. В. Моор
14 Магаданская область 39,58 % 81,59 % С. К. Носов
15 Республика Саха(Якутия) 50,63 % 71,40 % А. С. Николаев
16 Алтайский край 37,28 % 53,61 % В. П. Томенко
17 Республика Хакасия Второй тур — голосование назначено на 11 ноября 2018 г.
18 Владимирская область 38,29 % 57,03 % (второй тур) В. В. Сипягин
19 Хабаровский край 47,49 % 69,57 % (второй тур) С. И. Фургал
20 Московская область 38,51 % 62,52 % А. Ю. Воробьёв
21 Москва 30,90 % 70,17 % С. С. Собянин
22 Чукотский
автономный 60,17 % 57,83 % Р. В. Копин
округ
Приложение 3
Выборы глав субъектов РФ посредством голосования в органе представительной власти: результаты выборов
Субъект РФ Дата выборов Результаты выборов (доля голосов, полученных победителем, в %) ФИО победителя
1 Ненецкий автономный округ 1 октября 2018 12 из 17 депутатов (70 % голосов) А. В. Цыбульский
2 Республика Дагестан 9 сентября 2018 77 из 86 депута-тов(89 % голосов) В. А. Васильев
3 Ямало-Ненецкий автономный округ 9 сентября 2018 14 из 18 депутатов (77 % голосов) Д. А. Артюхов
4. Республика Ингушетия 9 сентября 2018 26 из 30 депута-тов(86 % голосов) Ю. Б. Евкуров сохранил свой пост
Литература и источники
Анисимов В.М. Кадровая политика России: философская и функциональная основы// Вопросы философии. 2010. № 4. С. 48-60.
Антонова В.К. Особенности профессионализации госслужащих в условиях современных российских реформ // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 76-82.
Антошина Н. Основные тенденции развития современного кадрового состава на государственной службе // Власть. 2011. № 2. С.97-100.
Быстрова А.С., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Российские региональные элиты: инновационный потенциал в контексте глобализации // Глобализация в российском обществе: сб. науч. трудов / отв. ред. И.И. Елисеева. СПб.: Нестор-История, 2008. С. 99-242.
Головко Ю.М. Тренды, влияющие на рекрутирование политических молодежных элит в российской политической действительности // Этно-социум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 40-45.
Губернаторский корпус в условиях трансформации политической системы Российской Федерации / под ред. Я.Г. Ашихминой, П.В. Панова, О.Б. Подвинцева. Пермь: Пермский научный центр, 2014.
Гуляева А. Вариант «Преемник» на региональном уровне: смена губернаторов в России в 2005-2012 годах // Неприкосновенный запас. 2014. № 2. Портал «Журнальный зал». URL: http://magazines.russ.ru/nz/2014/2/6g-pr.html (дата обращения: 30.11.2018).
Егорова Е.А. Проблемы формирования института профессионального чиновничества // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2-1 (12). С. 146-149.
Зимин В.А., Пастухова Л.Ш. Совершенствование политики по развитию кадрового потенциала органов государственной власти. Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2015.
Иванова Е.Ю. Государственная кадровая политика: сущность и актуальные проблемы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2 (23-24). С. 92-97.
Кузнецова Е. Стал известен список выпускников тренинга для будущих губернаторов. 24 апреля 2018 г. // РБК. Санкт-Петербург и область. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/04/2018/5ad9ed629a794736caac3aa5?fro m=main (дата обращения: 26.11.2018).
Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров. Москва. 2018 // Портал госслужбы. URL: https://gossluzhba.gov.ru/ rezerv (дата обращения: 8.12.2018).
Наумов С., Масленникова Е. Кадровый резерв как механизм повышения качества государственного управления // Власть. 2008. № 10. С. 61-63.
Общая концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29 ноября 2017 г. № 5) // Портал госслужбы. URL: https://gossluzhba.gov.ru/rezerv (дата обращения: 8.12.2018).
Перцев А. Кремль назначает губернаторами молодых технократов — новое поколение управленцев. На самом деле нет! 3 июня 2018 г. // Медуза.
URL: https://meduza.io/feature/2018/06/03/kreml-naznachaet-gubernatorami-molodyh-tehnokratov-novoe-pokolenie-upravlentsev-na-samom-dele-net (дата обращения: 8.12.2018).
Петросянц Д., Ларионова Ю. Формирование российской элиты государственного управления: первичная социализация в вузовских сообществах // Проблемы прогнозирования. 2014. № 5. С.32-43.
Положение о кадровом резерве федерального государственного органа (в ред. Указа Президента РФ от 10.09.2017 № 419) // Сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ru/node/326366 (дата обращения: 10.10.2018).
Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. статей межрегион. науч.-практ. конф. (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара: Самарский научный центр, 2014.
Савлук А.Н. Роль политической элиты в формировании кадрового резерва государственной службы // Управленческое консультирование. 2012. № 4 (48). С. 013-017.
Савлук А. Перспективный молодежный кадровый резерв государственной службы: вопросы формирования // Власть. 2013. № 2. C.66-68.
Скоробогатый П. Кадровая ротация как пролог к новой экономической политике // Эксперт. 2017. № 8. С.12-19.
Субботин П.А. Кадровая политика как одна из основ рекрутирования политической элиты // Управленческое консультирование. 2014. № 5 (65). С. 139-147.
Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. М.: РАГС, 2012.
Указ Президента Российской Федерации об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа от 1 марта 2017 года № 96 // Сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ ru/node/326366 (дата обращения: 10.10.2018).
Урчукова С.Р. Современные российские политические элиты на пути к новой конфигурации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С. 243-249.
Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
RESIGNATION AND ELECTION OF 2018: UPDATE GOVERNORS, POOL RECRUITING AND CAREER OF NEW CHARACTERS
A. Bystrova
Abstract. In terms of (re) forming a corps of regional elites, 2018 turns out to be quite significant. A number of governors resigned (continuing the chain of events in 2017). Then elections of heads of 26 subjects of the Russian Federation were held. Including 22 — direct elections and four — by voting the bodies of representative power of the regions. Of the 22 direct elections that took place, four required second rounds. In Primorsky Krai, the election results are invalid. In two regions of the Russian Federation, the question of the head of the region will be decided on a single voting day in 2019.
Among 26 heads of constituent entities of the Russian Federation, only four of the former corps retained their power positions — these are the governors of Moscow, the Moscow Region, the Chukotka Autonomous Region and the head of Ingushentiya. Among the new characters who have reached the posts of heads of regions, there are «career» managers, people from law enforcement agencies, deputies. Their biographies and career paths are different. Leaving behind the circumstances of coming to power (the "true" motives and "plans" of political parties, the presidential administration and other political actors and decision-makers unknown to the public), the tendency to rejuvenate the gubernatorial corps is becoming clearer.
Keywords: regional elites, elections of heads of subjects of the Russian Federation, recruitment of heads of regions, career.
References
Anisimov V.M. Kadrovaya politika Rossii: filosofskaya i funktsionalnaya osnovy [Personnel policy of Russia: philosophical and functional bases], Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2010, 4, pp. 48-60. (In Russian)
Antonova V.K. Osobennosti professionalizatsii gossluzhashchikh v usloviyakh sovremennykh rossiyskikh reform [ Peculiarities ofprofessionalization of civil servants in the conditions of modern Russian reforms], Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 2016, 2, pp.76-82. (In Russian)
Antoshina N. Osnovnyye tendentsii razvitiya sovremennogo kadrovogo sostava na gosudarstvennoy sluzhbe [The main trends in the development of modern personnel in the civil service], Vlast [Power], 2011, 2, pp. 97-100. (In Russian)
Bystrova A.S., Duka A.V., Kolesnik N.V., Nevskiy A.V., Tev D.B. Rossiyskiye regionalnyye elity: innovatsionnyy potentsial v kontekste globalizatsii [The Russian regional elites: innovation potential in the context of globalization], in: Globalizatsiya v rossiyskom obshchestve: sb. nuch.trudov [Globalization in Russian society: collection of scientific works]. Ed. by I.I. Eliseyeva. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2008, pp. 99-242. (In Russian)
Egorova E.A. Problemy formirovaniya instituta professionalnogo chinovnichestva [Problems of formation of the Institute of professional bureaucracy], Vestnik gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya [Bulletin of state and municipal administration], 2014, 2-1 (12), pp. 146-149. (In Russian) Golovko Yu.M. Trendy. vliyayushchiye na rekrutirovaniye politicheskikh molodezhnykh elit v rossiyskoy politicheskoy deystvitelnosti [Trends. influencing the recruitment of youth political elites in the Russian political reality], Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kultura [Ethnosocial and ethnic culture], 2014, 12 (78), pp. 40-45. (In Russian)
Gubernatorskiy korpus v usloviyakh transformatsii politicheskoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Governor's corps in the transformation of the political system of the Russian Federation]. Ed. by Ya.G. Ashikhminoy. P.V. Panova. O.B. Podvintseva. Perm: Perm Scientific Center, 2014. (In Russian)
Gulyayeva A. Variant «Preyemnik» na regionalnom urovne: smena gubernatorov v Rossii v 2005-2012 godakh ["Successor" variant at the regional level: change of governors in Russia in 2005-2012], Neprikosnovennyy zapas [Reserve stock], 2014, 2. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2014/276g-pr.html (available: 30.11.2018). (In Russian)
Huntington S. Politicheskiy poryadok v menyayushchikhsya obshchestvakh. [Political order in changing societies]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2004. 480 p. (In Russian)
Ivanova E.Yu. Gosudarstvennaya kadrovaya politika: sushchnost i aktualnyye problem [Public personnel policy: the nature and current problems], Sotsialno-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy [Social-economic phenomena and processes], 2011, 1-2 (23-24), pp. 92-97. (In Russian)
Kuznetsova E. Stal izvesten spisok vypusknikov treninga dlya budushchikh gubernatorov. 24 aprelya 2018 g. [The list of graduates of training for future governors Became known. April 24, 2018], RBK. Sankt-Peterburg i oblast [RBC. St. Petersburg and the region]. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/04/2018/5ad 9ed629a794736caac3aa5?from=main (available: 26.11.2018). (In Russian)
Metodicheskiye rekomendatsii po rabote s rezervom upravlencheskikh kadrov [Methodical recommendations on work with the reserve of managerial personnel]. Moscow, 2018. Portal gossluzhby [The portal of the civil service]. URL https://gossluzhba.gov.ru/rezerv (available: 8.12.2018) (In Russian)
Naumov S.. Maslennikova E. Kadrovyy rezerv kak mekhanizm povysheniya kachestva gosudarstvennogo upravleniya [Personnel reserve as a mechanism for improving the quality of public administration], Vlast [Power], 2008, 10, pp. 61-63. (In Russian)
Obshchaya kontseptsii formirovaniya i ispolzovaniya rezervov upravlencheskikh kadrov v Rossiyskoy Federatsii (odobrena Komissiyey pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po voprosam gosudarstvennoy sluzhby i rezerva upravlencheskikh kadrov. protokol ot 29 noyabrya 2017 g. № 5) [The General concept of formation and use of reserves of administrative personnel in the Russian Federation (approved by the Commission under the President of the Russian Federation on public service and reserve of administrative personnel. Protocol No. 5 of 29 November 2017)]. Portal gossluzhby [The portal of the civil service]. URL: https://gossluzhba.gov.ru/rezerv (available: 8.12.2018) (In Russian)
Pertsev A. Kreml naznachayet gubernatorami molodykh tekhnokratov — novoye pokoleniye upravlentsev. Na samom dele net! [The Kremlin appoints governors of young technocrats — a new generation of managers. Not really!]. Meduza [Medusa]. 3 Jun 2018. URL: https://meduza.io/feature/2018/06/03/ kreml-naznachaet-gubernatorami-molodyh-tehnokratov-novoe-pokolenie-upravlentsev-na-samom-dele-net (available: 8.12.2018). (In Russian)
Petrosyants D.. Larionova Yu. Formirovaniye rossiyskoy elity gosudarstvennogo upravleniya: pervichnaya sotsializatsiya v vuzovskikh soobshchestvakh [The formation of the Russian elite of public administration: primary socialization in higher education institutions], Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2014, 5, pp. 32-43. (In Russian)
Polozheniye o kadrovom rezerve federalnogo gosudarstvennogo organa (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 10.09.2017 N 419) [Regulations on personnel reserve of Federal state body (in the ed.of the Decree of the President of the Russian Federation of 10.09.2017 N 419)]. Website of the Ministry of justice [Sayt Ministerstva yustitsii RF]. URL: http://minjust.ru/ru/node/326366 (available: 10.10.2018) (In Russian)
Razvitiye instituta rezerva upravlencheskikh kadrov v subyektakh Rossiyskoy Federatsii kak vyzov vremeni i effektivnyy instrument sovershenstvovaniya gosudarstvennoy kadrovoy politiki. Sbornik statey Mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (9 oktyabrya 2014 g.. g. Samara [Development of the
Institute of management personnel reserve in the subjects of the Russian Federation as a challenge of time and an effective tool for improving the state personnel policy. Collection of articles of Interregional scientific and practical conference (October 9, 2014. Samara)]. Samara: Samara Scientific Center 2014. (In Russian)
Savluk A.N. Rol politicheskoy elity v formirovanii kadrovogo rezerva gosudarstvennoy sluzhby [The role of the political elite in the formation of the personnel reserve of the civil service], Upravlencheskoye konsultirovaniye [Management consulting], 2012, 4 (48), pp. 013-017. (In Russian)
Savluk A. Perspektivnyy molodezhnyy kadrovyy rezerv gosudarstvennoy sluzhby: voprosy formirovaniya [Promising youth personnel reserve of the public service: issues of formation], Vlast' [Power], 2013, 2, pp.66-68. (In Russian)
Skorobogatyy P. Kadrovaya rotatsiya kak prolog k novoy ekonomicheskoy politike [Personnel rotation as a prologue to the new economic policy], Ekspert [Expert], 2017, 8, pp.12-19. (In Russian)
Subbotin P.A. Kadrovaya politika kak odna iz osnov rekrutirovaniya politicheskoy elity [Personnel policy as one of the foundations of political recruitment], Upravlencheskoye konsultirovaniye [Management consulting], 2014, 5 (65), pp. 139-147. (In Russian)
Sulemov. V.A. Gosudarstvennaya kadrovaya politika v sovremennoy Rossii: teoriya. istoriya. novyye realii [State personnel policy in modern Russia: theory. history. new realities]. M.: RAGS. 2012. (In Russian)
Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ob utverzhdenii Polozheniya o kadrovom rezerve federalnogo gosudarstvennogo organa ot 1 marta 2017 goda N 96 [The decree of the President of the Russian Federation about the statement of Regulations on the personnel reserve of Federal state body of March 1, 2017 N 96]. Sayt Ministerstva yustitsii RF [Website of the Ministry of justice]. URL: http://minjust.ru/ru/node/326366 (available: 10.10.2018]. (In Russian)
Urchukova S.R. Sovremennyye rossiyskiye politicheskiye elity na puti k novoy konfiguratsii [Modern Russian political elites towards a new configuration], Kaspiyskiy region: politika, ekonomika. kultura [Caspian region: politics. economy. culture], 2015, 1 (42), pp. 243-249. (In Russian)
Zimin V.A. Pastukhova L.Sh. Sovershenstvovaniye politiki po razvitiyu kadrovogo potentsiala organov gosudarstvennoy vlasti [Improvement of policy on development of personnel potential of public authorities]. Samara: ANO "Publishing SSC RAS", 2015. (In Russian)