Научная статья на тему 'ОЦИФРОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И ОКАЗАНИЕ ЦИФРОВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ'

ОЦИФРОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И ОКАЗАНИЕ ЦИФРОВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
414
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительное библиотековедение / Германия / библиотеки / модернизация / оцифровка фондов / электронные услуги / лоббирование / финансирование / партийная программа / авторское право / религиозные учреждения / общественно-политическая дискуссия / опрос общественного мнения / comparative library science / German / libraries / modernization digitization of funds / electronic services / lobbying / financing / party program / copyright / religious institutions / socio-political discussion / opinion poll

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Сергей Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы «дигитализации» в немецких библиотеках, а также оппозиция «цифровой революции» в библиотечной и культурной сфере в современной Германии. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к модернизации библиотечной отрасли с учетом интересов немецких земель и коммун, образовательных и религиозных организаций, экспертных учреждений, IT – бизнес-структур и представителей издательского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitization of library collections and provision of digital library services in the social and political discourse of modern Germany

The article discusses the problems of «digitalization» in German libraries, as well as the opposition of the «digital revolution» of the library and cultural sphere in modern Germany. The conclusion is made about the need for a comprehensive approach to the modernization of the libraries, taking into account the interests of German lands and communes, educational and religious organizations, expert institutions, IT-business structures and representatives of the publishing sector.

Текст научной работы на тему «ОЦИФРОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И ОКАЗАНИЕ ЦИФРОВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ»

УДК 004:024 (Германия)

С.В. Соколов*

ОЦИФРОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И ОКАЗАНИЕ ЦИФРОВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы «дигитализации» в немецких библиотеках, а также оппозиция «цифровой революции» в библиотечной и культурной сфере в современной Германии. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к модернизации библиотечной отрасли с учетом интересов немецких земель и коммун, образовательных и религиозных организаций, экспертных учреждений, IT - бизнес-структур и представителей издательского сектора.

Ключевые слова: сравнительное библиотековедение; Германия; библиотеки; модернизация; оцифровка фондов; электронные услуги; лоббирование; финансирование; партийная программа; авторское право; религиозные учреждения; общественно-политическая дискуссия; опрос общественного мнения.

S.V. Sokolov

Digitization of library collections and provision of digital library services in the social and political discourse of modern Germany

Abstract. The article discusses the problems of «digitalization» in German libraries, as well as the opposition of the «digital revolution» of the library and cultural sphere in modern Germany. The conclusion is made about the need for a comprehensive approach to the modernization of the libraries, taking into account the interests of German lands and communes, educational and religious organizations, expert institutions, IT-business structures and representatives of the publishing sector.

* Соколов Сергей Валерьевич, Институт научной информации по общественным наукам РАН, НИО библиотековедения, научный сотрудник, e-mail: beholder73@gmail.com; Sokolov Sergey Valerievich, Institute of Scientific Information for Social Sciences RAN, Researcher, e-mail: beholder73@gmail.com

© Соколов С.В., 2018

Keywords: comparative library science; German; libraries; modernization digitization of funds; electronic services; lobbying; financing; party program; copyright; religious institutions; socio-political discussion; opinion poll.

Наиболее значимым процессом последних десятилетий биб-лиотечно-культурной и общественной жизни как Германии, так и России является стремительное вовлечение в ее сферу новых информационных технологий. Исследование адаптации библиотечной политики к новым цифровым вызовам современной эпохи; анализ преимуществ и издержек «дигитализации» инфраструктуры, сервисов, комплектования, других сфер библиотечной деятельности необходимы для более глубокого понимания основных проблем развития библиотечной отрасли. Наступление в Германии и в России цифровой эпохи, с одной стороны, дало новые возможности развития библиотек, с другой стороны - привело к общим проблемам в обращении к традиционным, печатным документам. «Всеобщая информатизация, развитие глобальных компьютерных и коммуникативных сетей, распространение Интернета и другие факторы приводят к сокращению библиотек и их пользователей. В немецких библиотеках книговыдача сократилась за последние годы с 800 тыс. единиц до 650 тыс.» [1, с. 394; 2, с. 14]. Схожие проблемы ставятся специалистами и в отношении российских библиотек. Первоначальная эйфория от прихода новой цифровой эпохи и призыв к тотальному внедрению цифровых технологий сменяется более взвешенным подходом. «Мне кажется», - замечал один из ведущих специалистов российского книговедения и книгоиздания, - «что движение библиотек в сторону глобальной оцифровки фондов не очень правильно. Объясню почему. Если будет оцифрован весь фонд всех библиотек, то завтра библиотек не останется. Будет единый цифровой архив, которым люди будут пользоваться удаленно» [3, с. 13].

Обращение к опыту Германии как страны, находящейся на несколько шагов впереди России в развитии цифровых технологий, позволит сделать некоторый прогноз, что может ожидать библиотечную сферу нашей страны через несколько лет или даже десятилетий. Задача полномасштабного сравнительного российско-германского библиотековедческого исследования давно поставлена ведущими российскими библиотековедами. «Достаточно интересным и плодотворным может оказаться и сопоставление библиотечных систем России и какой-либо другой федерации (например, Германии)», - писал Н.С. Карташов [4, с. 28].

Цифровая политика немецких библиотек в правительственной и партийных программах развития информационного общества Германии

С вступлением в силу Закона о Немецкой национальной библиотеке (DNBG) от 22 июня 2006 г. национальной библиотеке было поручено собирать, разрабатывать, распространять и архивировать нефизические средства массовой информации (сетевые публикации). Дальнейшее расширение области комплектования на электронную сферу привело к пересмотру таких важнейших законодательных актов, как «Положение об обязательном экземпляре» [5] и «Правила комплектования Немецкой национальной библиотеки» [6]. По новым правилам, комплектование включает в себя как публикации в Интернет электронных версий печатных изданий, так и исключительные публикации для онлайн-пространства. Существуют ограничения по электронному комплектованию. К ним относятся, например, временные предварительные выпуски, программное обеспечение, а также телевизионная и радиопродукция. Аналогичным образом не собираются сетевые публикации, которые служат исключительно коммерческим целям, в том числе веб-сайты с описанием услуг и предложений отдельных компаний. Частные веб-страницы и блоги без определенной тематики также не подлежат архивированию.

В качестве основы проведения цифровой политики в Германии лежит федеральная правительственная «Цифровая повестка дня 2014-2017 гг.» (Digitale Agenda 2014-2017). Основная цель программы информатизации Германии - создание к 2018 г. доступной для 100% потребителей сети со скоростью передачи не менее 50 мегабит в секунду [7]. Из 36-страничного документа проблемам библиотек, культуры и средствам массовой информации в этом документе посвящена всего одна страница. По отношению к немецким библиотекам программа предусматривает поддержку в основном Немецкой цифровой библиотеки: «...мы разрабатываем всеобъемлющую стратегию и планы действий с соответствующими техническими решениями и стандартами для оцифровки объектов культуры (например, оцифровку кино и фильмов), а также для долгосрочного сохранения знаний, информации и культурных объектов в цифровой форме и создания для этого необходимых нормативно-правовых условий. Мы предоставляем максимальный доступ (с учетом требований авторского права) к оцифрованным культурным объектам и их метаданным. Мы создаем и совершенствуем Немецкую цифровую библиотеку

(Deutsche Digitale Bibliothek)» [7]. В качестве институциональных нововведений для выполнения поставленных задач предполагалось создание совместной комиссии по регулированию СМИ из представителей земель и государства, а также пересмотр законодательства об аудиовизуальных медиауслугах.

С принятием бундестагом Германии в ноябре 2016 г. нового бюджета была усилена цифровая политика в немецких государственных библиотеках. Бюджет Федерального министерства образования и исследований Германии (BMBF) вырос почти на 1,2 млрд евро и составил около 17,6 млрд евро (на 7,6% больше по сравнению с 2016 г.). Министерство образования и исследований поддержало более 50 текущих масштабных проектов, но федеральное финансирование библиотек было по-прежнему на невысоком уровне [8]. По статье «научные библиотеки и архивы» расходы предусматривались в 240 млн евро, «ненаучные библиотеки» - 1 млн 800 тыс. евро. «Немецкая цифровая библиотека» - 1 млн 300 тыс. евро, «Координационный центр по сохранению письменного культурного наследия» -500 тыс. евро, «Немецкая национальная библиотека» - 51 млн евро. На фоне этих затрат выделяется библиотечный фонд Прусского культурного наследия с финансированием в 285 млн евро [8].

Значительное финансирование получили новые проекты, связанные с продолжающейся оцифровкой немецких библиотек и образовательных учреждений. 7 ноября 2016 г. Немецкая национальная библиотека ввела новую поправку к правилам выдачи документов под девизом «цифровой, а не печатный» [9]. Печатные книги, которые имели электронные копии, больше не могли быть выданы в читальных залах. На первом этапе это нововведение коснулось около 300 тыс. книг, доступных онлайн. Немецкая национальная библиотека располагает в настоящее время около 3,5 млн цифровых копий, и в планах руководства библиотеки было распространить нововведения на эту десятую часть печатного фонда.

«Цифровое наступление» на немецкие библиотеки осенью 2016 г. также сопровождалось беспрецедентной программой «DigitalPakt#D» по тотальной оцифровке немецких школ, с которой выступила министр образования и научных исследований Германии, представитель партии ХДС-ХСС Йоханна Ванка. В своей инициативе 2016 г., вошедшей в предвыборную программу ХДС-ХСС 2017 г., значительная часть средств так называемого «цифрового наступления» в Германии предназначается для немецких общеобразовательных школ. По «Цифровому пакту» на обновление парка компьютеров и развертывание высокоскоростного

Интернета для школ выделяется до 2021 г. 5 млрд евро. С учетом такого масштабного характера инвестиций (предыдущие программы, такие как «Инициатива по образованию и руководству», не превышали суммы в 6 млн евро [10, с. 47]) резко вырастают перспективы государственной поддержки школьных и муниципальных библиотек. В особенности это относится к «комбинированным» учреждениям, объединенным с городскими библиотеками, а это 1/3 немецких школ [10, с. 46]. Ранее финансирование школ проходило в основном по муниципальным и региональным программам поддержки образования, а также при поддержке отдельных программ развития цифрового образования в Германии, например программ «Библиотека и школа» или «Smart Country» [11] фонда им. Бертельсмана.

Еще дальше в своих политических планах по развитию школ как центров информатизации немецкого общества идет СДПГ. 28 августа 2017 г. кандидат в канцлеры от СДПГ Мартин Шульц и гамбургский бургомистр Олаф Шольц представили программу полномасштабного преобразования всей культурно-просветительской политики в стране, так называемый «Образовательный альянс». На развитие немецких школ социал-демократы готовы выделить из федерального бюджета 12 млрд евро и предоставить не менее 1 млн рабочих мест. Основа этой стратегии - революционное увеличение роли государства в вопросах образования и введение федеральных общеобразовательных стандартов [12].

Развитие библиотечной отрасли невозможно без открытого диалога между культурными, библиотечными и партийно-политическими институтами страны. Опросы «Немецкой библиотечной ассоциации», «Немецкого совета по культуре» и «Немецкой национальной библиотеки» стали в 2016-2017 гг. камертоном настройки библиотеч-но-культурной политики, тяжеловесно следующей за стремительно разворачивающейся информатизацией немецкого общества.

Опрос «Немецкой библиотечной ассоциации»

7 апреля 2017 г. Немецкая библиотечная ассоциация (Deutsche Bibliotheksverband e.V. (dbv)) направила свои контрольные вопросы [13] руководству политических партий, участвующих в парламентских выборах 24 сентября 2017 г. Из шести тридцатистраничных документов рассмотрим в виде таблицы ответы на вопросы наиболее крупных немецких партий: СвДП, ХДС/ХСС и СДПГ.

Вопросы СвДП (FDP) [14] ХДС/ХСС (CDU/CSU) [15] СДПГ (SPD) [16]

1 2 3 4

Необходимость разработки национальной библиотечной стратегии на общегосударственном и региональном уровнях -(«централизованная система управления не является эффективной») - («земли Германии в состоянии устанавливать собственные стратегические, инновационные и гарантирующие качество стандарты для публичных библиотек, а также в рамках межрегиональных соглашений») + («с учетом чрезвычайно важной роли библиотек для межсоциального и в особенности межкультурного общения»)

Включение библиотек в планы и стратегии развития цифрового общества и цифровой инфраструктуры в Германии + (в особенности для усиления социальных и межкультурных коммуникаций с вниманием к молодежи и иммигрантам) + (решение состоится во второй половине 2017 г. в рамках развития Немецкой цифровой библиотеки и программ Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры) + (на уровне соглашений между федерацией и землями и в рамках необходимой долгосрочной стратегии развития Немецкой цифровой библиотеки)

Включение библиотек в программы развития городов и развития сельских районов + + + (при наличии программ расходов муниципальных средств на развитие дополнительной инфраструктуры)

Открытие библиотек по воскресным дням + - (невозможно без изменения трудового законодательства) - (приведет к ухудшению условий труда библиотечных работников)

Библиотеки как средство политического просвещения + + (при подключении коммун и школьных библиотек) + (в рамках национального образовательного альянса и дальнейшего развития сети профтехучилищ)

Нужен ли федеральный «Цифровой пакт» для библиотек, который обеспечит беспроводной связью библиотеки страны и необходимое обучение персонала + + (взаимодействие государства и земель возможно только при подключении коммун, ответственных за школьное образование) + (необходимо также оцифровать библиотеки, как и школы по уже существующему цифровому акту для школ)

Роль библиотек как центров распространения информации в цифровой форме - (недостаточное финансирование по сравнению с конкурентами) + (при создании единой университетской сетевой инфраструктуры) +(при долгосрочном финансировании университетов)

1 2 3 4

Роль библиотек в сотрудничестве с другими научными учреждениями + (при госфинансировании и использовании открытой независимой научной платформы) + (под руководством министерства образования и исследований на основе действующей платформы eHeritage) + (при поддержке научных и университетских пактов после 2019-2020 гг.)

Переход научных библиотек на бизнес-модель с открытым доступом к информации + (при госфинансировании) + (при создании национального сетевого центра открытой информации) + (в качестве провайдера к университетским фондам открытой информации)

Преобразовать Координационный центр по сохранению письменного культурного наследия в основной центр межбиблиотечных контактов и координации работы по сохранению культурного наследия -(сохранять и укреплять уже существующие структуры) + (с разделением финансирования и ответственности между Министерством культуры, землями и коммунами) + (с привлечением государственных средств в 500 тыс. евро)

Выдача электронных книг в библиотеках. Вопросы защиты правообладателей при обеспечении доступа к электронной литературе + (с соблюдением всех авторских прав) + (при обязательном заключении договоров с издательствами. Необходимо создание единой коммуникативной платформы для облегчения взаимодействия заинтересованных сторон) + (при полной отмене национальных ограничений и создании системы устойчивого авторского права в Европе)

Включение библиотек в Национальный план действий по устойчивому развитию (Nationales Aktionsplan Bildung für nachhaltige Entwicklung) + + (на уровне управления муниципального образования, при тесном сотрудничестве с региональными и федеральными инстанциями) + (соответствует социоэкологической платформе социал-демократов)

Опрос «Немецкой библиотечной ассоциации» апр. 2017 («—» отрицательный ответ; «+» - положительный ответ)

Вопросы библиотечной ассоциации отразили не только наиболее злободневные проблемы развития библиотек в Германии, но и показали всю палитру культурно-политических предпочтений политического поля ФРГ. Из них следует, что из всех политических партий наиболее социал-демократы, в меньшей степени христианские демократы и еще в меньшей свободные демократы придерживаются агрессивной наступательной политики по реформированию библиотечной отрасли в Германии, поддерживают развитие новых видов библиотечных услуг и сервисов.

Опрос «Немецкого совета по культуре»

Немецкий совет по культуре (Deutscher Kulturrat) 23 июня 2017 г. представил для обсуждения всеми политическими партиями Германии свои «Требования». Из всех политических партий именно социал-демократы высказались [17] за полную поддержку всех инициатив Совета по культуре, а именно: пониженную ставку НДС для электронных книг, переход к политике открытых данных в библиотеках и других учреждениях культуры и образования. СДПГ - единственная из всех партий выступила за масштабную поддержку и финансирование области компьютерных игр, уже несколько лет как являющихся объектом культурной и библиотечной политики. Еще в 2008 г. ассоциация немецких производителей компьютерных игр GAME была принята в немецкий Совет по культуре. С 2009 г. компьютерные (консольные) игры в Германии признаны частью культурного достояния. По статистике ведущего игрового портала STEAM в настоящее время Германия находится на четвертом месте в мире по количеству игровых аккаунтов и лидирует среди стран Европы по этому показателю [18]. Возросшее влияние игровой индустрии на культурную жизнь страны хорошо показало открытие всемирно известной конференции компьютерных игр в Кёльне «Геймском» (Gamescom) бундесканцлером Ангелой Меркель 22 августа 2017 г. В рекламно-информационном буклете общества «Библиотека и информация в Германии» (BID) уже на заглавной странице возможность играть в компьютерные игры в библиотеке является весомым аргументом для привлечения детей и молодежи [19]. Последний, сентябрьский (2017) выпуск основного печатного органа Совета по культуре Германии «Политика и культура» в значительной степени был посвящен компьютерным играм. В настоящее время в Немецкой цифровой библиотеке представлено 755 игр [20]. Значительная их часть (708) издана до 2014 г., предоставлена музеем компьютерных игр и не представляет ценности для обычных геймеров. Последние опросы общественного мнения, проведенные Аллансбахским демоскопи-ческим институтом, показали, что всего 16% совершеннолетних посетителей библиотек признают важным выдачу компьютерных игр для деятельности библиотек. Это наиболее низкая оценка из всех видов библиотечной деятельности [21]. Безопасность продуктов игровой индустрии находится под федеральным контролем, и им занимается «Проверочное бюро медиаизданий, опасных для молодежи» (Bundesprüfstelle für jugendgefährdende Medien (BPjM)) [22], тем

не менее в немецком медийном поле четко звучит скорее негативная нравственно-психологическая оценка игр со стороны представителей научного и культурного сообщества [23]. Популяризация библиотек через выдачу компьютерных игр для своих пользователей стала одним из шагов за грань, отделяющую библиотеки как культурно-просветительские учреждения от библиотек как досу-гово-развлекательных центров.

Опрос «Немецкой национальной библиотеки»

Руководство Немецкой национальной библиотеки после перехода к новой цифровой политике впервые в своей практике провело массовое демоскопическое исследование. В ноябре 2016 г. было опрошено 1942 читателя отделений библиотеки в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне [24]. Опрос пользователей библиотечных услуг в 2016 г. показал, среди прочего, что 82,7% опрошенных пользователей предпочитают использовать печатные работы, и только 7,1% пользуются цифровыми услугами, в то время как 6,8% затруднились ответить и 3,4% не предоставили никакой информации по этому вопросу [24]. Авторы обширного исследования отмечают три наиболее важных результата: «Большинство читателей все еще читают книги и журналы в печатном виде. Тенденция к цифровому представлению материалов, скорее всего, будет найдена среди онлайновых пользователей БКБ. В качестве устройства для чтения цифровых носителей пользователи в основном предпочитают использовать классические ноутбуки и стационарные компьютеры» [24]. Результаты исследований и давление общественности повлияли на то, что уже с декабря 2016 г. печатные книги снова были доступны для заказа, но с предварительным уведомлением о заказе по телефону или по электронной почте. В апреле 2017 г. все ограничения на выдачу печатной литературы были окончательно сняты [25].

Пересмотр цифровой политики Немецкой национальной библиотеки в сторону традиционного комплектования и книговыдачи отразил глубинные процессы развития цифрового общества в Германии. Трудности проведения новой цифровой политики в немецкой библиотечной сфере связаны как с некоторыми издержками перехода на новые библиотечные сервисы, так и в целом с оппозицией определенной части немецкого общества.

Проблемы «дигитализации» немецких библиотек и оппозиция «цифровой революции» в современной Германии

Низкие темпы перехода немецкой библиотечной сферы к новым информационным технологиям отмечены в работах многих отечественных и зарубежных исследователей. По мнению Г.А. Хакимо-вой [26, с. 102], трудности перехода немецких библиотек в цифровую эпоху связаны:

- с «релокализацией библиотечных услуг», при которой носитель информации может находиться не в библиотеке, а во внешних базах данных;

- необходимостью повышения компетентности библиотеч-но-информационных специалистов;

- введением новых методов управления библиотеки, передачей на аутсорсинг некоторых видов деятельности;

- жесткой конкуренцией с «новыми медиа»;

- недостатком государственных ассигнований.

По мнению Н.В. Лопатиной [27, с. 74], основные проблемы информационной перестройки немецких библиотек нужно искать в субъекте библиотечного процесса - в библиотекаре-профессионале, готовом освоить новые информационные технологии. «Сравнительный анализ тематики публикаций теоретиков и практиков библиотечного дела Германии, России и ряда других стран показывает идентичность возникающих в ходе информатизации проблем и путей их решения». «Отставание немецкого библиотечного дела в части внедрения новых электронных услуг обусловлено недостаточно высоким уровнем готовности информационно-библиотечных специалистов к работе с ними».

Недостаточная профессиональная готовность работников библиотек к новым технологиям становится более понятна с учетом картины общего «цифрового отставания» Германии от других европейских государств. Совместное исследование 2012 г. Института маркетинга и средств массовой информации и Центра исследований в сфере коммуникации и средств массовой информации (ЯСМС) Гамбургского университета показало значительное «отставание» развития электронных книг в Германии перед другими западными странами. Причины этого исследователи видят в принципиально ином отношении к книге как к культурной ценности, а также в сравнительно позднем приходе на массовый рынок Герма-

нии устройств для чтения электронной литературы [28]. По данным Ассоциации книгоиздателей, доля электронных книг на 2012 г. в Германии составила около 1,5% всей выпущенной литературы, в Великобритании это 6-7%; в США - порядка 12% [29, с. 46]. В 2014 г. Германия заняла третье место в мире по объемам традиционного книгоиздания, однако доля электронных изданий на книжном рынке страны составила лишь 4,3%, а в сегменте художественной литературы - 10% [30]. В докладе 2017 г. Центра европейских экономических исследований говорится, что Германия в области внедрения цифровых технологий оказалась далеко позади Финляндии, США и Великобритании и занимает в настоящее время 17-ю строчку рейтинга сразу после Франции [31]. Крайне замедленные темпы роста популярности цифровых изданий в Германии позволили аналитикам констатировать «конец цифровой революции» [32].

Одним из наиболее важных процессов в культурной и библио-течно-информационной политике современной Германии многие зарубежные исследователи (в частности, авторы немецкой «Википе-дии» [33]) считают появление в 2016 г. серьезного сопротивления масштабным программам тотальной «дигитализации» библиотек и других культурно-образовательных учреждений. Развернувшаяся дискуссия осени 2016 г. подняла вопросы гораздо более широкие, чем проблемы обслуживания читателей в Немецкой национальной библиотеке. Такие ведущие СМИ, как газета «Франкфуртер аллге-мейне» [34], «Немецкое радио» [35], заговорили о прощании с традиционной библиотекой. Против «дигитализации» немецкого общества выступали и ранее многие немецкие деятели культуры и науки как, например, Ганс Магнус Энценсбергер [36] или Гаральд Вельцер [37]. Председатель Союза учителей Германии Иозеф Крауз в своих многочисленных выступлениях доказывал, что не все вопросы качественного образования и успешной библиотечной политики лежат в области новых технологий, высокоскоростной беспроводной связи и доступа к массивам оцифрованных данных. Как показали последние PISA тесты среди учащихся немецких школ, отставание учеников от среднего европейского уровня было и в школах с современной цифровой инфраструктурой; гораздо более серьезными проблемами являются ветхость основного и капитального школьных фондов, проблемы коммуникации между учащимися и преподавателям, недостаточная цифровая грамотность, а именно, готовность и учащихся, и преподавателей к нововведениям в немецких школах и школьных библиотеках [38].

В развернувшейся общественной дискуссии значительной критике подвергаются финансовые и технические издержки тотальной «дигитализации» культурных, образовательных и библиотечных учреждений Германии.

Значительные расходы на хранение и обслуживание цифровых данных

В мае 2008 г. в немецком городе Мангейме состоялась конференция, посвященная Дню библиотек [39, с. 49]. В ходе работы секции «Библиотека и политика» участникам конференции был представлен для обсуждения документ «Основы хорошей библиотеки» («Grundlagen für gute Bibliotheken» [40]), который остается одним из основных документов, определяющих политику библиотек Германии и на современном этапе. Среди рекомендаций относительно развития библиотек было условие выделять ежегодно не менее 2% бюджета библиотеки на развитие цифровой инфраструктуры и 3% на перевод части фонда на цифровые носители. Стремительное развитие новых цифровых стандартов, носителей информации и оборудования задало для немецких библиотек совершенно другой уровень расходов. Сотрудник Немецкой национальной библиотеки Штефан Йокель (Stephan Jockel), отвечая на вопросы «Немецкой волны» о проблемах долговременного архивирования электронных документов еще на заре цифровой эпохи в Германии говорил что «долговременное архивирование электронных публикаций связано с особыми проблемами. И дело не только в том, что их качество ухудшается в сравнительно короткие сроки. Главное - это стремительный прогресс в развитии компьютерной техники, появление все новых моделей компьютеров, которые не в состоянии считывать информацию с устаревших компакт-дисков. И библиотекам периодически приходится все переписывать. Это очень трудоемкий процесс. Не говоря уже о том, что он занимает массу времени» [41]. В настоящее время проблема постоянного следования за новыми стандартами хранения данных не потеряла свою актуальность. Франк Фришмут, руководитель финансово-правового управления Немецкой цифровой библиотеки говорит в своем интервью конца июля 2017 г. что «не достаточно только оцифровать культурное наследие. Гораздо важнее сделать цифровой массив данных доступным для потребителя, своевременно обеспечивать конвертацию его в новые цифровые стандарты, и именно это является

основной стратегической задачей цифровой библиотеки» [42]. Так, расходы только на техническое сопровождение массивов уже оцифрованных данных для Баварской государственной библиотеки в 2015 г. выросли до 1,5 млн евро [43]. Это сопоставимо с суммой, которая тратится на оцифровку изданий, чуть меньше половины суммы на поддержку всего печатного фонда и около 20% от всего бюджета на комплектование. Ежегодные отчеты Баварской библиотеки дают возможность сравнить на протяжении нескольких лет долю расходов на сопровождение 1Т инфраструктуры библиотеки с другими статьями расходов [44,45,46,47].

Год Общие расходы (млн евро) Оцифрованные книги ед./объем Расходы на комплектование, включая электронные ресурсы (млн евро) Расходы на IT (млн евро) Расходы на поддержку печатного фонда (млн евро)

2013 51 974 000 1 008 400 (512 тб) 13 765 859 3 218 349 8 589 141

2014 57 732 000 1 069 000 (585 тб) 17 535 601 3 292 726 7416 562

2015 53 467 000 1 140 000 (645 тб) 12 189 741 2 872 100 7 025 903

2016 54 107 000 1 199 000 (706 тб) 12 559 168 2 858 284 7 430 270

Расходы Баварской государственной библиотеки 2013-2016 гг.

Растущие кибер-уязвимости современного общества и безопасность хранения материалов в электронной форме

Последние изменения законодательства Германии по информационной безопасности (закон 25 июля 2015 г.) связаны с выделением в поле национальной информационной защиты объектов «критической инфраструктуры». И хотя в стратегии министерства внутренних дел по защите критической инфраструктуры (KritisV [48]) в девятом пункте значится как охрана печатной и электронной прессы, так и защита культурных ценностей, но национальные библиотеки и электронные депозитарии не включены в объекты такой защиты. Защита объектов частного сектора возложена на Национальный центр кибер-реагирования (Nationales Cyber-Abwehrzentrum, NCAZ), который будет ответственен за координацию деятельности по реагированию на киберинциденты между правительством и частным сектором [49, с. 10]. Эксперты низко оценивают киберзащищенность немецких цифровых сетей. Потомакский институт политических исследований

определяет индекс киберготовности Германии по вызовам современных киберугроз как «неполное соответствие» по всем семи индикаторам [49, с. 22]. Недостаточная защищенность оцифрованного культурного наследия, широкое обсуждение хакерской угрозы, ставшей предметом политтехнологических манипуляций после выборов американского президента и в преддверии выборов в немецкий парламент также позволяет ставить сложные вопросы перед сторонниками масштабной дигитализации учреждений культуры в Германии.

Кроме относительно разрозненных сил сопротивления диги-тализации на примере отдельных видных представителей сферы преподавания, культуры и искусства необходимо отметить политически и финансово более сплоченное издательское, церковное и лево-политическое лобби.

Сопротивление «издательского лобби» и жесткость авторского права в Германии

Противостояние библиотечного сообщества как сторонника открытого доступа к информационным ресурсам (в том числе и электронным) и широкого фронта «информационных капиталистов» (издателей, редакций, сетевых агрегаторов научной и иной информации и т.п.), во многом определяется развитостью системы авторского права в стране. В Германии достаточно сильно лоббирование интересов издательств на самых разных уровнях. В «Открытом списке зарегистрированных лоббистов» при немецком парламенте на 2017 г. из 2221 лоббирующей организации представлено 11 организаций, связанных с издательским делом и книготорговлей [50]. В их числе такие крупные профессиональные союзы, как объединение газетных (Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger e.V.), журнальных (Verband Deutscher Zeitschriftenverleger e.V.), музыкальных (Deutscher Musikverleger-Verband e.V.), картографических (Verband Kartographischer Verlage in Deutschland e.V.), образовательных (Verband Bildungsmedien e.V.), сценических и медийных (Verband Deutscher Bühnen- und Medienverlage e.V.) изданий [50].

Из лоббистов библиотечной сферы зарегистрировано только наиболее крупное профсоюзное объединение библиотекарей Германии VDB (Deutscher Bibliotheksverband). Другое крупное профобъединение библиотек - «Библиотека и информация Германии» BIB (Bibliothek Information Deutschland) в этом списке не пред-

ставлено. Также в списке лоббистских организаций присутствуют отдельные библиотеки при фондах и коммерческих объединениях, такие как библиотека Университета Дортмунд по истории железнодорожного дела при Немецком обществе истории железнодорожного дела (Deutsche Gesellschaft für Eisenbahngeschichte e.V), городская и университетская библиотека Геттингена (вместе с «Германской инициативой сетевой информации» Deutsche Initiative für Netzwerkinformation e.V. (DINI)); библиотека Немецкого фонда имущества (Deutsche Stiftung Eigentum) [50].

Проблемы оцифровки библиотечных фондов в Германии, как и в России [51], в значительной мере связаны с защитой авторских прав. При некотором сходстве авторское право в Германии, в отличие от России, не входит в гражданское право, а является самостоятельной отраслью [52]. В России, как и в Германии, отсутствует корпоративное авторское право, что усложняет договорной процесс по отчислению роялти или паушального сбора при оцифровке произведений. Авторские права также могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми. Законодательство ФРГ в этой сфере -одно из самых жестких в мире [53]. Длительность авторских прав -70 лет после смерти автора. Это самый длительный срок во всех государствах - членах ЕС (до 1965 г. этим сроком был срок жизни автора плюс 80 лет). Редакция закона о защите авторских прав 2008 г. накладывала ограничения на копирование и скачивание компьютерных данных для некоммерческих целей. 17 июля 2017 г. в закон об авторском праве Германии были внесены очередные изменения [54], которые вступают в силу в мае 2018 г. В соответствии с ними в библиотеках разрешается предоставлять для копирования до 15% опубликованных произведений без уведомления об этом авторов. Немецкая библиотечная ассоциация приветствовала все последние изменения авторского права, указывая на то, что как выдача электронных книг в библиотеках, так и разрешение копирования части литературы должны быть разрешены полностью, а не только в некоммерческих и образовательных целях [55].

Сопротивление левых политических партий

В преддверии выборов в немецкий парламент 24 сентября 2017 г. тема социальных издержек растущей зависимости всех сфер жизни современного немецкого общества от Интернета и цифровых медиа не могла не попасть в поле политических партийных дискус-

сий. Социалистические СМИ [56] и левые идеологи [57; 58; 59], имеющие значительное влияние [60] в землях Восточной Германии, обращают внимание на растущее отторжение граждан Германии от основного права на получение информации. «Цифровые данные -новая нефть 21 века» переходят под тотальный контроль со стороны новых монополий передачи и хранения цифровой информации, таких как Google, Facebook и тд. Растущая зависимость от «империалистов Силиконовой долины» и «американских спецслужб», по мнению левых идеологов, является значимой угрозой для западных ценностей не только в США, но и в странах Европы [57; 58; 59].

Сопротивление христианских церквей

Распространение инноваций на различные сферы общественной и культурной жизни, переход к новым формам социальной коммуникации встречает определенное сопротивление со стороны такого авторитетного в немецком обществе социально-культурного и политического института, как христианские церкви. Организация служб и распространение вероучения в значительной мере вокруг религиозной книги в ее печатном формате делает лютеранскую и католическую церковь апологетами сохранения библиотек в традиционной форме. И, несмотря на отдельные большие проекты по оцифровке библиотечных коллекций [61], значительное количество как католических священников, так и лютеранских пасторов с осторожностью относятся к нововведениям.

В Германии в начале XXI в. насчитывалось 5,5 тыс. библиотек, учрежденных различными религиозными конфессиями, что составляло около 40% общего количества публичных библиотек страны [62, с. 173]. К 2010 г. их количество уменьшилось до 5 тыс. [63, с. 10]. Церковные организации называются немецкими исследователями [10, с. 27] третьим по значимости типом организаций (после общественных и частных), который оказывает влияние и обеспечивает поддержку библиотекам в Германии. Помимо своей традиционной аудитории среди прихожан, церковные библиотеки наиболее активны в своей социальной работе с особыми группами населения (людьми с ограниченными возможностями, малоимущими и т.д.). Хеннес Леайтин, редактор крупного христианского издания Christ & Welt опубликовал серию статей на страницах своего и других изданий [64] против стратегии оцифровки церквей и культурного наследия в целом. В программном документе Союза еван-

гелических пасторов Германии «Церковь и ее путь к "дигитализа-ции". Размышления о двойственном отношении» [65] хотя и подчеркивается в основной части текста необходимость использовать все технические возможности для распространения «Слова Божьего», подобно тому как Мартин Лютер использовал книгопечатание, но и заявляется, что «тотальная оцифровка» людей ведет к тотальной секуляризации. Новое «цифровое» поколение «слепо» и «легко манипулируемо». Распространение технических новшеств автоматически не делает людей более просвещенными и свободными, наоборот, люди становятся более зависимыми от социальных медиа, и эта зависимость, по мнению авторов манифеста, с успехом используется в «тоталитарных сообществах» [43].

В программах развития цифрового общества современной Германии проблемы немецкой библиотечной отрасли затрагиваются очень поверхностно. Приоритетом остается не решение фундаментальных проблем поиска новых инфраструктур и площадок информационного обмена, межсоциального и межкультурного взаимодействия в рамках библиотечного учреждения, а совершенно прикладное дополнительное вливание значительных денежных средств в решение технических вопросов, как развитие беспроводных сетей или массовая оцифровка фондов. Достаточно серьезное сопротивление тотальной «дигитализации» немецких учреждений культуры показывает, что без комплексного подхода с учетом всех заинтересованных сторон субсидии не дадут сколь-либо значимого эффекта. Опросы политических партий, проведенные Немецкой национальной библиотекой, Немецким советом по культуре, Немецкой библиотечной ассоциацией 2016-2017 гг., показывают амбиционные планы реформирования библиотек. Опасность состоит в том, что эти планы будут спущены сверху без учета действительных проблем культурно-образовательных учреждений страны. Без изменения управления библиотечной отраслью, без включения ее как равного участника культурно-политической жизни страны на высший уровень принятия политических решений взаимодействие между властью и библиотеками не станет диалогом. Реализация «цифровой повестки дня Германии» для немецких библиотек возможна только в рамках единой федеральной культурно-библиотечной политики с полным участием немецких земель и коммун, образовательных и религиозных организаций, экспертных учреждений, 1Т - бизнес-структур и заинтересованных представителей издательского сектора.

Список литературы

1. Арасланова С.С. Библиотеки России и Германии: компаративный анализ // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2016. - № 10. - С. 390-395.

2. Горелова В.В., Киреева Н.В. Библиотеки России и Германии: эффективность деятельности // Актуальные проблемы методики преподавания филологических дисциплин в высших и специальных учебных заведениях: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород, 2017. - C. 11-16.

3. Афанасьев М., Капьёв Е. Книгоиздатель vs/& библиотека // Книжная индустрия. - 2013. - № 6. - C. 10-16.

4. Карташов Н. С. Международные сравнительно-библиотековедческие исследования // Научные и технические библиотеки. - 2000. - № 10. - C. 16-31.

5. Verordnung über die Pflichtablieferung von Medienwerken an die Deutsche Nationalbibliothek von 17.10.2008 [Электронный ресурс] // Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz: Site. - Mode of access: http://www.gesetze-im-internet.de/pflav/PflAV.pdf (24.08.2017.)

6. Sammelrichtlinien Stand [Электронный ресурс]: Instruktion // Deutsche Nationalbibliothek: Site. - Mode of access: http://d-nb.info/1051940788/34 (24.08.2017.)

7. Digitale Agenda 2014-2017 [Электронный ресурс]: Bundesprogramme // Digitale Agenda. - Berlin, 2017. - Mode of access: https://www.digitale-agenda.de/Content/ DE/_Anlagen/2014/08/2014-08-20-digitale-agenda.pdf?__blob=publicationFile&v=6 (24.08.2017.)

8. Bundeshaushalt Downloads 2017 [Электронный ресурс] // Bundesministerium der Finanzen. - Berlin, 2017. - Mode of access: https://www.bundeshaushalt-info.de/ download.html (24.08.2017.)

9. Benutzung: digital statt gedruckt [Электронный ресурс]: Nachrichten // Deutsche Nationalbibliothek Newsletter. - Berlin, 2016. - November. - Mode of access: http://www.dnb.de/DE/Service/Benutzung/BestellungLesesaele/bestellunglesesaele_ node.html (24.08.2017.)

10. Зефельдт Ю., Сире Л. Двери в прошлое и будущее - библиотеки в Германии. - Хильдесхайм; Цюрих; Нью-Йорк, 2007. - 97 c.

11. Smart Country - Vernetzt. Intelligent. Digital [Электронный ресурс] // Forderungskatalog für ein digitales Deutschland. - Gütersloh, 2017. - Mode of access: http://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/Projekte/Smart_Country/ Forderungskatalog_SmartCountry_170613final_II.pdf (24.08.2017.)

12. Eine Nationale Bildungsallianz für Deutschland. Eckpunkte der Sozialdemokratie für bessere Schulen [Электронный ресурс] / M. Schulz, M. Dreyer, M. Müller, O. Scholz // Sotialdemokratische Partei Deutschlands: Site. - Berlin, 2017. - Mode

of access: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Sonstiges_Papiere_et_al_/

Nationale_Bildungsallianz.pdf (24.08.2017.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Bibliotheken: Chance für Innovation und Integration [Электронный ресурс] // Deutscher Bibliotheksverband. - Berlin, 2017. - April. - Mode of access: http:// www.bibliotheksverband.de/fileadmin/user_upload/DBV/themen/2017_Wahlprüfst eine_Deutscher_Bibliotheksverband_e.V.pdf (24.08.2017.)

14. Antwort der FDP 2017 [Электронный ресурс] // Deutscher Bibliotheksverband. -Berlin, 2017. - Mode of access: http://www.bibliotheksverband.de/fileadmin/user_ upload/DBV/themen/Antwort_FDP.pdf (24.08.2017.)

15. Antworten der Christlich Demokratischen Union Deutschlands (CDU) und der Christlich-Sozialen Union in Bayern (CSU) auf die Fragen des Deutschen Bibliotheksverbands. [Электронный ресурс] // Deutscher Bibliotheksverband. - Berlin, 2017. - Mode of access: http://www.bibliotheksverband.de/fileadmin/user_upload/ DBV/themen/CDU-CSU_Antworten.pdf (24.08.2017.)

16. Antworten der SPD fuer Deutscher Bibliotheksverband von 6. Juli 2017 [Электронный ресурс] // Deutscher Bibliotheksverband: Site. - 2017. - Mode of access: http://www.bibliotheksverband.de/fileadmin/user_upload/DBV/themen/SPD_ Antworten.pdf (24.08.2017.)

17. Antworten der SPD auf die 14 Forderungen des Deutschen Kulturrates [Электронный ресурс] // Deutscher Kulturrat. - Berlin, 2017. - Mode of access: https://www. kulturrat.de/themen/wahlen-2017/antworten-der-spd-auf-die-14-forderungen-des-deutschen-kulturrates/ (24.08.2017.)

18. Steam users: Statistische Daten von 2017 [Электронный ресурс] // Steam-Programme: Site. - Mode of access: http://steamspy.com/country/ (24.08.2017.)

19. 21 gute Gründe für gute Bibliotheken. [Электронный ресурс]: Imagebroschuere der BID // Bibliothek & Information Deutschland. - Berlin, 2017. - Mode of access: http:// www.bideutschland.de/download/file/21%20GUTE%20GRUENDE_endg_16-1-09.pdf (24.08.2017.)

20. Deutsche Digitale Bibliothek: Erweiterte Suche [Электронный ресурс] // Deutsche Nationalbibliothek. - Frankfurt-am-Mein, 2017. - Mode of access: https://www. deutsche-digitale-bibliothek.de/searchresults?isThumbnailFiltered=false&query= Computerspiele+OR+Computerspiel (24.08.2017.)

21. Es genügt nicht, das Kulturerbe nur zu digitalisieren: Kommentar [Электронный ресурс] // Deutsche Nationalbibliothek: Site. Frankfurt-am-Mein, 2017. - Mode of access: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/content/ueber-uns/aktuelles/es-genuegt-nicht-das-kulturerbe-nur-zu-digitalisieren (24.08.2017.)

22. 20 Fragen und antworten zu gezetzlichen Regelungen und zur Medienerziehung [Электронный ресурс] // BPJM Thema. Computerspiele. - Berlin, 2016. - Mode of access: http://www.bundespruefstelle.de/RedaktionBMFSFJ/RedaktionBPjM/PDFs/ bpjm-themcomputerspiele,property=pdf,bereich=bpjm,sprache=de,rwb=true.pdf (24.08.2017.)

23. Huberts С. Die wollen nur spielen - leider [Электронный ресурс] // Zeit Online. -2015. - 2 Juli. - Mode of access: http://www.zeit.de/digital/games/2015-07/games-kulturgut-diskursvermeidung (24.08.2017.)

24. Nutzerbefragung 2016 der Deutschen Nationalbibliothek [Электронный ресурс] // Deutsche Nationalbibliothek: Site. - Mode of access: http://www.dnb.de/SharedDocs/

Downloads/DE/DNB/aktuell/praesentationBenutzerbefragung2017.pdf?_blob=

publicationFile (24.08.2017.)

25. Fernau М., Niggemann E., Schwens U. Bibliothek ohne Bücher? [Электронный ресурс] // Dialog mit bibliotheken. - 2017. - № 1. - Mode of access: https://d-nb. info/1127752146/34 (24.08.2017.)

26. Хакимова Г.А. Процессы вхождения информационно-коммуникативных технологий в деятельность университетских библиотек немецкоязычного

пространства // Приоритетные направления развития науки и образования: журнал. - 2016. - № 2. - С. 102-106.

27. Лопатина Н.В. Библиотечная профессия в XXI веке: сравнительный анализ российских и зарубежных тенденций развития // Культура и образование. -2016. - №. 1. - C. 70-79.

28. Buchbranche unter Druck? [Электронный ресурс]: Interview mit Michel Clement und Tim Prostka // UHH Newsletter. - Hamburg, 2012. - 1 März. - Mode of access: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-de_en.pdf; https://www. uni-hamburg. de/newsletter/Buchbranche-unter-Druck-Interview-mit-Michel-Clement-und-Tim-Prostka.html (24.08.2017.)

29. Контент есть?! Библиотеки, агрегаторы, издатели // Университетская книга. -2012. - N. 1. - C. 46-52.

30. Мировой издательский бизнес уходит в цифровой океан [Электронный ресурс] // Университетская книга. - 2015. - № 7-8. - Режим доступа: http://www. unkniga.ru/bookrinok/zarubez/4884%E2%80%91mirovoy-izdatellskiy (24.08.2017.)

31. Германия отстает в развитии цифровых технологий [Электронный ресурс] // Deutsche Welle: Site. - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/германия-отстает-в-развитии-цифровых-технологий/a-39806439 (24.08.2017.)

32. Шуман Е. Немцы разлюбили электронные книги [Электронный ресурс] // Deutsche Welle: Site. - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/немцы-разлюбили-электронные-книги/a-19313455 (24.08.2017.)

33. Kritik an «Digital statt gedruckt» - Korrektur zu «digital vor gedruckt» [Электронный ресурс] // Deutsche Nationalbibliothek - Wikipedia: Site. - Mode of access: https:// de.wikipedia.org/wiki/Deutsche_Nationalbibliothek#cite_note-22 (24.08.2017.)

34. Thiel T. Aufzeichnungen aus dem Kellerloch // Frankfurter Allgemeine Zeitung. -2016. - 30 November. - S. 8.

35. Trotha H. von. Abschied vom gedruckten Buch [Электронный ресурс] // DeutschlandRadio Kultur. - 2016. - 29 November. - Mode of access: http://www.deutsch-landfunkkultur.de/aus-den-feuilletons-abschied-vom-gedruckten-buch.1059.de.html? dram: article_id=372699 (24.08.2017.)

36. Enzensberger und die Digitalisierung: Sack gemeint, uns alle getroffen [Электронный ресурс] // Spiegel: Magazin. - 2016. - 20 April. - Mode of access: http://www.spiegel.de/netzwelt/gadgets/hans-magnus-enzensberger-replik-auf-seinen-wutausbruch-a-1088010.html (24.08.2017.)

37. Totalitarismus ohne Uniform // Spiegel. - 2015. - 14 Februar. - S. 3.

38. Kritik an Digitalisierungsplänen für Schulen [Электронный ресурс] // NordRhein Portal Info. - Stuttgart, 2016. - 12 Oktober. - Mode of access: https://www.ndr.de/ nachrichten/Kritik-an-Digitalisierungsplaenen-fuer-Schulen,digitalisierung114.html (24.08.2017.)

39. Белякова Д.А. Развитие образовательных услуг в публичных библиотеках Германии в контексте формирования библиотечной политики // Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2011. - М.: Центр книги Рудомино, 2011. - 116 с.

40. Grundlagen für gute Bibliotheken: Imagebroschuere der BID [Электронный ресурс] // Bibliothek & Information Deutschland. - Berlin, 2017. - Mode of access: http://www.bideutschland.de/download/file/21%20GUTE%20GRUENDE-Anlagen_ endg_16-1-09.pdf (24.08.2017.)

41. Параллельные миры: библиотека будущего в условиях глобальной интернетизации // Искусство и литература, музыка и кино из Германии [Электронный ресурс] // Deutsche Welle: Site. - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ параллельные-миры-библиотека-будущего-в-условиях-глобальной-интернети-зации^-4820479 (24.08.2017.)

42. Es genügt nicht, das Kulturerbe nur zu digitalisieren [Электронный ресурс]: Kommentar // Deutsche Nationalbibliothek: Site. - Frankfurt-am-Mein, 2017. -Mode of access: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/content/ueber-uns/ aktuelles/es-genuegt-nicht-das-kulturerbe-nur-zu-digitalisieren (24.08.2017.)

43. Willkommen in der größten Bibliothek aller Zeiten // Sueddeutsche Zeitung. -2015. - 12 Februar. - S. 4-5.

44. Jahresbericht Bayerische Staatsbibliothek von 2013. [Электронный ресурс] // Bayerische Staatsbibliothek: Site. - Mode of access: https://www.bsb-muenchen. de/fileadmin/pdf/publikationen/jahresbericht/bsb_jb_2013.pdf

45. Jahresbericht Bayerische Staatsbibliothek von 2014. [Электронный ресурс] // Bayerische Staatsbibliothek: Site. - Mode of access: https://www.bsb-muenchen. de/fileadmin/pdf/publikationen/jahresbericht/bsb_jb_2014.pdf (24.08.2017.)

46. Jahresbericht Bayerische Staatsbibliothek von 2015. [Электронный ресурс] // Bayerische Staatsbibliothek: Site. - Mode of access: https://www.bsb-muenchen. de/fileadmin/pdf/publikationen/jahresbericht/bsb_jb_2015.pdf (24.08.2017.)

47. Jahresbericht Bayerische Staatsbibliothek von 2016. [Электронный ресурс] // Bayerische Staatsbibliothek: Site. - Mode of access: https://www.bsbmuenchen. de/fileadmin/pdf/publikationen/jahresbericht/bsb_jb_2016.pdf (24.08.2017.)

48. Definition «Kritische Infrastrukturen» [Электронный ресурс] // Bundesministerium des Inneren. - Berlin, 2017. - Mode of access: http://www.bmi.bund.de/ SharedDocs/http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Themen/

icherheit/BevoelkerungKrisen/Sektoreneinteilung.pdf?_blob=publicationFile

(24.08.2017.)

49. Киберготовность Германии: краткий обзор // Потомакский Институт политических исследований: электронный журнал. - 2016. - Октябрь. - Режим доступа: https://digital.report/wp-content/uploads/2017/05/CRIGermany-Russian-revision-3.pdf (24.08.2017.)

50. Bekanntmachung der öffentlichen Liste über die Registrierung von Verbänden und deren Vertretern [Электронный ресурс] // Deutscher Bundestag. - Berlin, 2017. -Mode of access: http://www.bundestag.de/blob/189456/130ebb7895b22f6a58 da1dc805ceaadb/lobbylisteamtlich-data.pdf (24.08.2017.)

51. Вислый А.И. Проблемы оцифровки библиотечных фондов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 10. - C. 7-11.

52. Исупова И.В. Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии: историко-правовой аспект. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Владимир, 2008. - 22 c.

53. Kreutzer T. Digitalisierung gemeinfreier Werke durch Bibliotheken. - Berlin: Büro für informationsrechtliche Expertise, 2011. - 51 S.

54. Bundesgesetzblatt 2017 - 49 vom 17.07.2017 [Электронный ресурс] // Bundesanzeigerverlag. - Berlin, 2017. - Mode of access: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.

xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl117s2541.pdf#_bgbl_%2F%2F*%

5B%40attr_id%3D%27bgbl117s2541.pdf%27%5D_1504424464406 (24.08.2017.)

55. Stellungnahme des Deutschen Bibliotheksverbandes zum Verleih von E-Books durch Bibliotheken von 2017 [Электронный ресурс] // Bibliotheksverband Deutschlands. Site. - Mode of access: http://www.bibliotheksverband.de/fileadmin/ user_upload/DBV/positionen/2017_02_20_dbv_Stellungnahme_E-Books_endg.pdf (24.08.2017.)

56. Pau P. Große Chancen, riesige Gefahren [Электронный ресурс] // Neues Deutschland. - Berlin, 2017. - 22 August. - Mode of access: https://www.neues-deutschland.de/ artikel/1061311.grosse-chancen-riesige-gefahren.html?sstr=digitalisierung (24.08.2017.)

57. Blaschke, Ronald Eine Commonistische Ökonomie I [Электронный ресурс] // Neues Deutschland. - Berlin, 2017. - 14 June. - Mode of access: https://www.neues-deutsch-land.de/artikel/1054150.eine-commonistische-oekonomie.html (24.08.2017.)

58. Blaschke, Ronald Eine Commonistische Ökonomie II. [Электронный ресурс] // Neues Deutschland. - Berlin, 2017. - 26 June. - Mode of access: https://www.neues-deutsch-land.de/artikel/1055361 .eine-commonistische-oekonomie-ii.html (24.08.2017.)

59. Die Dialektik der Digitalisierung [Электронный ресурс] / Kipping K., Schramm J., Domscheit-Berg A., Sitte P. // Neues Deutschland. - 2017. - 28 August. - Mode of access: https://www.neues-deutschland.de/artikel/1061208.die-dialektik-der-digitalisierung.html (24.08.2017.)

60. Linke Landtage Die Linke [Электронный ресурс] // Deutsche Wikipedia: Site. -Mode of access: https://de.wikipedia.org/wiki/Die_Linke#/media/File:Linke_ Landtage.svg (24.08.2017.)

61. Старейшая в Германии церковная библиотека оцифровывает около 300 тысяч книг своего фонда [Электронный ресурс] // Православие. ru: Сайт. - Режим доступа: http://pravoslavie.ru/ (24.08.2017.)

62. Мотульский Р.С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. -М., 2004. - 224 с.

63. Бартова С. Двери в прошлое и будущее: библиотечное дело в Германии // Библиотечное дело. - 2010. - № 2. - C. 10-13.

64. Leitlein H., Schwenkenbecher St. Heiliger Gameboy! [Электронный ресурс] // Die Zeit. - 2017. - August 11. - Mode of access: http://www.zeit.de/2017/33/ generation-y-glaube-kirchen-jugend

65. Thiede W. Die Kirche und der Zug der Digitalisierung: Überlegungen zu einem ambivalenten Verhältnis // Deutscher Pfarrerblatt. - 2014. - September. - S. 4-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.