Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 29-35.
УДК 8Г276
ББК 81-25
Н.В. Васильева, Л. В. Воронина
ОЦЕНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДНЫХ ИМЕН С УСИЛИТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ
Анализируется оценочный потенциал группы субстантивных производных с усилительным компонентом, функциональный статус которых в лингвистической науке оценивается неоднозначно. Подчеркивается особенность оценочных производных, которая проявляется во взаимодействии в концептуальной структуре субъективного и объективного факторов. Сделан вывод о том, что в основе формирования оценочного смысла производных имен лежит когнитивный механизм концептуальной метафоры.
Ключевые слова: производное слово, субъективный и объективный фактор оценки, эмоции, полуаффикс, концептуальная метафора.
Неотъемлемой частью человеческого сознания является оценочная деятельность, которая представляет собой субъективное отношение к окружающему миру наряду с отражением объективной действительности.
Разделение сферы объективного и субъективного до недавнего времени связывали с дихотомией «когниция - эмоции», «разум и чувства». Противопоставление разума и чувств в философских, лингвистических и психолингвистических исследованиях восходит к научным воззрениям Р. Декарта. Согласно данной традиции человеческая когниция рассматривалась как сфера сугубо рационального, а эмоции -сфера иррационального. Считалось, эмоции не только не важны для когниции, но и способны тормозить познавательные процессы.
Экспериментально-эмпирические исследования последних лет (А. Damasio, G. Roth, М. Schwarz, J. Otto и др., А. Manstead и др., J. Panksepp, Е. Ю. Мягкова и др.) доказывают ошибочность данных представлений и указывают на тесную взаимосвязь когнитивно-процессуальной и эмоционально-аффективной сторон познавательной деятельности. Эмоции детерминируют существенную часть процессов восприятия, мышления и являются мотива-ционной основой человеческой деятельности.
Процессы обработки языковой информации продуктивного и перцептивного характера сопряжены с эмоциональной информацией и подвержены ее влиянию. Эмоции способны ускорять/тормозить процессы языковой обработки, оптимизировать или ухудшать процессы усвоения, мышления, что свидетельствует о стратегической важности эмоций для когнитивных
процессов: «Emotionen spielen offensichtlich bei kognitiven Prozessen wie Kategorisierungen und Schlussfolgerungen eine wichtige Rolle und können bei der Organisation der Informationsverarbeitung wesentliche strategische Funktionen wahrnehmen. Positive Emotionen erleichtern, beschleunigen und optimieren Lern- und Denkprozesse, insbesondere Problemlöseprozesse, fördern, verbessern den flexiblen und kreativen Umgang mit Situationen und erleichtern Gedächtnisleistungen durch effektivere Wissensorganisation und schnellere Aktivierungen. Dass Emotionen in besonderem Maße die Steuerung spontaner Entscheidungsprozesse leiten, zeigen zahlreiche Untersuchungen... Sprachverarbeitungsprozesse produktiver wie rezeptiver Art unterliegen hemmenden und beschleunigenden Einflüssen emotionalerFaktoren» [6. C. 129].
Так, В. И. Шаховский (2008), опираясь на тезис о единстве рационального и эмоционального в сознании, подчеркивает, что человек переживает отражаемое в сознании, и это переживание проявляется в эмоциональном отношении человека к предмету речи. Объективные и субъективные элементы отражения действительности формируют диалектическое единство в семантике слова как результате этого отражения. Тесная связь оценочности и эмотив-ности в слове, высказывании обусловлена тем, что эмоция и оценка участвуют синхронно в актах отражения и познания, представляя в них выражение субъективной стороны результатов, оценивающих отношения отражающего субъекта к отражаемым объектам и их свойствам.
В философских исследованиях на необходимость изучения языка в тесной связи с чело-
веком указывал В. фон Гумбольд, подчеркивая тот факт, что язык как деятельность человека пронизан чувствами.
На неразрывность природы оценки и природы человека указывает Н. Д. Арутюнова. Оценка не может быть независима от человека. Чтобы оценить объект, человек должен «пропустить» его через себя. Оценивается то, что необходимо (физически или духовно) человеку. В этой связи оценка встроена в идеализированную модель (картину) мира, в которую входит и то, что уже есть, и то, к чему стремится человек, и то, что он воспринимает, и то, что он создает, и то, как он действует; наконец, в нее входит и сам человек [1].
Человек в процессе познания действительности и взаимодействия с ней не только подводит все многообразие мира под определенные рубрики опыта (категории), но и выражает свое отношение к познаваемым предметам и явлениям - осуществляет оценочную категоризацию, отличительным свойством которой является ее интерпретирующий характер (Болдырев, 2005).
«Можно сказать, что всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией. В обоих последних аспектах слово экспрессивно, но эта экспрессия принадлежит не самому слову: она рождается в точке контакта слова с реальной действительностью в условиях реальной ситуации, который осуществляется индивидуальным высказыванием. Слово в этом случае выступает как выражение некоторой оценивающей позиции индивидуального человека» [3. С. 268].
В рамках данной работы предлагается рассмотреть оценочный потенциал отдельной группы субстантивных производных, функциональный статус которых в разных авторских концепциях оценивается неоднозначно.
В работах М. Д. Степановой, В. Фляйшера, Х.-Ю. Гримма и др. традиционно статус такого рода единиц определяется как промежуточный между композитом и дериватом и получает терминологическое обозначение «аффиксоид-ные словообразования» или «производные, образованные с помощью полуаффиксов». Основанием введения такого рода единиц выступа-
ет характер значения компонента в структуре формально сложного слова, не фиксируемый в его употреблениях как самостоятельной единицы, что объясняют его частичной десеман-тизацией.
Г. Д. Шмидт (1987) указывает на бесполезность введения понятия «аффиксоид» в терминологический аппарат словообразования, собственно, как любых словообразовательных категорий промежуточного типа.
В концепции X. Вайнриха анализируемые единицы определяются как производные с уменьшительными и усилительными суффиксами, а в концепции Э. Доналис рассматриваются как композиты.
В рамках современной парадигмы знаний данная проблема не становилась предметом специального исследования. Как нам представляется, обращение к данному вопросу в рамках когнитивно-дискурсивного подхода позволяет глубже проникнуть в природу и сущность подобных языковых единиц.
Смысловая структура компонентов Affen-, Bomben-, Bullen-, Höllen-, Mords-, Problem-, Riesen-, Sau-, Sünden-, Star-, Traum-, Tod- и др. в составе сложного слова может претерпевать изменения, характеризующиеся референциальным сдвигом, а также осложненные оценочностью.
Большая группа оценочных именований отражает представление об эстетических и этических нормах общества и человека как представителя определенной духовной культуры. Удовлетворение нравственных потребностей связано с духовным миром субъекта оценки, ориентированным на определенные нормы, образцы, идеалы, которые предопределяют его отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, а также условиям, мотивам, целям действия.
На связь оценки с категорией нормы в своих работах указывает Е. М. Вольф, отмечая, что «ценностная картина мира в представлении говорящих соотнесена с нормативной картиной мира, с ее стереотипными ситуациями и их характеристиками и с соответствующими шкалами оценок» [5].
При этом сама норма в градационной шкале находит слабое выражение в языке, оценке субъектом познания подвергаются, прежде всего, ненормативные явления.
Стандарт не возбуждает ни интереса, ни эмоций [1].
Обратимся к ряду понятий абстрактной природы, которые могут быть выделены на
основе общего оценочного компонента Affen-(Affenliebe, Affentheater, Affenschande), который сигнализирует о нарушении норм, принятых в обществе. Данные понятия объединяет единая концептуальная область - ЧЕЛОВЕК. Производные AFFENLIEBE (f. übertriebene, blinde Liebe); AFFENTHEATER (n, umg. übertriebenes, lächerliches Aufhebens, übertriebene, lächerliche Angelegenheit); AFFENSCHANDE (f, umg. große Schande) (Wahrig) - объективируют чувства, поступки, которые человек, соотнося с его стереотипами, представлениями о норме, оценивает как превышающие степень их допустимого проявления. Отклонение от нормы в сторону увеличения получает со стороны субъекта оценки отрицательную характеристику.
На основе вычленения признака объекта «превышающий норму» происходит формирование новой категории (LIEBE, THEATER, SCHANDE), которое осуществляется с опорой на данный признак, то есть происходит расчленение целого на части. Выделенными в новой категории являются его признак и оценочная составляющая, включающая как систему ценностей субъекта, так и его эмоциональную реакцию на воспринимаемый объект или явление. Смещение фокуса внимания в формируемых категориях с онтологических признаков на субъективный фактор, связывающий его с конкретным индивидом, детерминирует их дискурсивные характеристики: маркированность разговорного стиля. В системе нравственных ценностей немецкого языкового сообщества в официальной речи принято быть сдержанным в проявлении эмоций.
Эстетическую непривлекательность, нарушение этических норм в немецком языке на словообразовательном уровне может объективировать компонент Sau-, Scheiß-. Производные Sauwirtschaft (f, derb, vernachlässigte, schlampige Wirtschaft), Saustall {f, derb, vernachlässigte, schlampige Wirtschaft, unaufgeräumtes Zimmer) объективируют небрежное выполнение работы человеком, следствием которой является запущенность хозяйства, комнаты, их непривлекательный вид. Композит Saukerl {т, derb, schlechter, gemeiner Kerl), Scheißkerl {m, derb, erbärmlicher Kerl, Feigling) репрезентирует неудовлетворенность нравственного чувства субъекта оценки поведением человека, нарушающим принятые этические нормы, а Sauigel {т, derb, schmutziger Mensch; j-d, der unanständige Witze erzählt) -этические и эстетические требования, предъ-
являемые к нему. Лабильность компонента Sau- обусловливает возможность в композите Sauarbeit {f derb, besonders schmutzige oder besonders anstrengende Arbeit; liederliche schlecht ausgeführte Arbeit) выразить как эстетическую непривлекательность работы, так и неодобрительное отношение субъекта оценки деятельности, требующей затрат физических сил выше принятой нормы.
Признаки, мотивирующие положительную или отрицательную оценку, нестабильны и зависят от требований и ценностей самого индивида. Вследствие этого лексема Riesenarbeit (f, umg. sehr große, übermäßige Anstrengung) хотя и объективирует работу, деятельность, сопряженную также с затратой физических сил больше общепринятой нормы, однако отражает положительную оценку субъекта.
Н. Д. Арутюнова, изучая частнооценочные значения, выделяет группу сенсорных оценок - оценок, связанных с ощущениями человека, его чувственным опытом: физическим или психическим. Физические и психические ощущения важны для человека, поскольку они позволяют ориентироваться ему в природной и социальной среде, способствуя его аккомодации, достижению комфортности [1].
Как показывает анализ, большую группу оценочных именных производных в немецком языке составляют единицы, репрезентирующие удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта оценки физическим, психическим состоянием, а также социальной ролью. Сама оценка может быть направлена как на самого человека, так и на окружающие его явления, события, объекты и других индивидов.
Физический или психический дискомфорт в немецком языке могут выражать компоненты Affen-, Bullen-, Sau-, Scheiß-. В этом случае субъект оценки выступает как психический или физический рецептор. Так, единицы Affenhitze f, Bullenhitze {umg. sehr große Hitze) объективируют неприятные ощущения, дискомфорт физического состояния, вызванные внешним фактором: жарой. Saukälte (derb, große, strenge Kälte), Sauwetter, Scheißwetter {derb, sehr schlechtes Wetter) - некомфортные ощущения, причиной которых является холод, холодная или сырая погода.
Отрицательную оценку могут получать сенсорные ощущения, обусловленные восприятием звуковых сигналов, неприятных, некомфортных для человека в силу их интенсивности. На словообразовательном уровне данный
смысл могут объективировать единицы Mords-, Höllen-: Höllenlärm (т, umg. gewaltiger Lärm); Mordsspektakel, Höllenspektakel (m, umg. großer Lärm, Krach, lauter Auftritt), Mordsgeschrei (n, großes Geschrei), Mordskrach (m, umg. großer Krach, heftigerZank, Streit).
Физическое состояние человека зависит от своевременного удовлетворения естественных потребностей в еде и пище. Неудовлетворенность такого рода потребностей также может становиться объектом оценки, сигнализируя о дискомфорте, испытываемом субъектом оценки: Mordsdurst, Mordshunger (großer Durst, großer Hunger).
Глубину психических переживаний в немецком языковом сознании способны репрезентировать компоненты Sau-, Höllen-: Sauwut (f, derb, große, heftige Wut), Höllenangst {f, furchtbare Angst), Höllenqual {f, umg., sehr große Qual), Höllenpein {f, sehr große Pein).
Высшую степень удовлетворенности физической формой, психологическим состоянием, а также достижениями человека как представителя социума отражает репрезентант Bomben-: Bombenform (f, umg., sehr gute Form), Bombenstimmung (f, umg., sehr gute Stimmung), Bombenerfolg (m, umg. großer Erfolg), Bombenrolle {f, umg. bes. erfolgssichere Rolle für einen Schauspieler), Bombenstellung {f, sehr gut bezahlte Stellung), Bombengeschäft (n, umg. Riesengeschäft, großer Verkaufserfolg), Bombenstimme {f, umg., eindrucksvolle Stimme eines Sängers od. einer Sängerin). Объектом оценки в данном случае может выступать как сам человек, так и любые объекты, события окружающей его действительности.
Положительная оценка этой группы связана с представлением о потенциальных требованиях, предъявляемых к физическому и психическому состоянию человека как социальному существу, а также его деятельности.
Особенность оценочных производных проявляется во взаимодействии в концептуальной структуре субъективного и объективного факторов. Объективный фактор оценки детерминирован связью с категориями ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ и НОРМА. Субъективный фактор предопределен, с одной стороны, условностью норм, их зависимостью от социальной позиции, мировоззрения, уровня духовного и интеллектуального развития индивида, с другой стороны, сопряженностью отражения свойств объективной реальности с чувственными впечатлениями и соответствующей
эмоциональной реакцией человека. На языковом уровне это выражается в связи категории ОЦЕНКИ с категорией ЭМОЦИИ.
Так, концептуальная структура
SAUWETTER объективирует как объективные признаки непогоды, так и отношение воспринимающего субъекта. Объективные признаки встроены в систему представлений о разных категориях погоды. Отношение субъекта связано с удовлетворением его потребностей в приятных ощущениях.
В дискурсе когнитивно выделенным может быть как объективный, так и субъективный фактор. В следующем контексте: «Wir haben bei unserem Tanz mit dem Berg kaum gemerkt, wie oft wir dieselbe Strecke benutzen. Als es am letzten Kurstag so heftig stürmt, dass uns die Schneeflocken ins Gesicht klatschen, findet die Mannschaft, sie habe bei solchem Sauwetter noch nie so gute Laune gehabt. Die wattig-nebliche Piste ist unser Tummelplatz» (Die Zeit, 21.01.2008) - выделенным оказывается объективный фактор: категория SAUWETTER выделена на основе объективно воспринимаемых признаков (буря, мокрый снег, густой туман), однако некомфортные внешние раздражители не способны испортить хорошее настроение женщины.
В следующем дискурсе, напротив, когнитивно выделенным оказывается субъективный фактор: психологический дискомфорт, причиной которого может стать одиночество человека, которое, словно изнуряющая жара, опустошает человека в любое время года: «So wirst Du also in Zukunft mit Dir allein sein, allein in Deinem Fiebertraum, und kein Mensch wird Dich necken, keiner ein Auge auf Dich werfen oder gar heimlich bewundern. Dann 'wirst Du sehr einsam sein in der Affenhitze des Sommers, dem kein Winter auf dem Fuße folgt, nur Frau Nichts und Herr Niemand und die dürre Zeit. Schade eigentlich» (Die Zeit, 21.3.2007).
В качестве интенсификатора признака и выражения эмоции на словообразовательном уровне в немецкой культуре могут выступать имена, объективирующие ЖИВОЕ СУЩЕСТВО (Affe, Bulle, Riese, Sau, Star); его ВИТАЛЬНЫЕ (биоморфные) признаки (Tod, Mord); ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА (Hölle, Problem, Sünde, Traum); ПРОДУКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Bombe, Mist); ФОРМУ (Spitze).
Данные интенсификаторы способны расположить определенные объекты, явления на шкале субъективной оценки, выражая край-
нюю степень восхищения (Spitzenposition) или крайнюю степень осуждения (Todfeind).
Чтобы выявить причину референциального сдвига, следует обратиться к фреймовой структуре, актуализируемой данными компонентами. В отличие от концепта, который может выражать любую единицу знания, в том числе неструктурированного, фрейм - «это всегда структурированная единица знания, в которой выделяются определенные компоненты и отношения между ними; это когнитивная модель, передающая знания и мнения об определенной, часто повторяющейся ситуации» [4. С. 29].
При формировании значения производных существительных происходит обращение к производящим именам существительным и соотносимыми с ними концептами, которые, вслед за Е. Л. Боярской, Л. В. Бабиной, мы будем рассматривать как объемный фрейм, состоящий из формального, конститутивного и целевого подфреймов.
Формальный подфрейм включает информацию о вхождении данного объекта в более общую группу подобных объектов, которая занимает определенное место в иерархии знаний. Конститутивный подфрейм включает информацию о внешнем виде объекта, а также выводную информацию. Он состоит из собственно-конститутивного и собственно-инферентного слотов. Онтологические характеристики объекта (форма, цвет, составные части и т. п.) наполняют собственно-конститутивный слот. В конститутивно-инферентном слоте представлены менее важные характеристики объекта, имеющие индивидуальный, субъективный, оценочный характер, поэтому список данных признаков не является жестко фиксированным. Целевой подфрейм содержит знания о функции, предназначении данного объекта действительности. Целевой подфрейм также состоит из двух слотов: собственно-целевого и инферентно-целевого. Собственно-целевой слот содержит знания о прототипических действиях, связанных с определенным объектом. Инферентно-целевой слот включает знания, выводимые человеком на основе инферентного вывода и экстралингвистического знания. Это знания о нетипичном использовании объекта, сведения о субъективно оцениваемых действиях объекта и т. п. [2].
Знание об объекте действительности многоаспектно, существенной его составляющей является представление об его онтологических свойствах и характеристиках, имеющих субъ-
ективный, оценочный характер, который отражен в конститутивном и целевом подфреймах.
Так, если мы обратимся к анализу фреймовой структуры, актуализируемой лексемой der Affe, обнаруживающей самый богатый ассоциативный ряд (ср.: Affe m - zur Unterordnung der Herrentiere (Primates) gehörendes Säugetier mit Greifhand u. gut entwickeltem Gehirn (Wahrig)), то сможем сделать вывод о том, что формальный подфрейм содержит информацию о том, что референт der Affe соотнесен с категорией млекопитающих животных. Его онтологическую сущность как представителя данной категории характеризуют признаки, вычленяемые человеком на основе перцептивных опор: особенности рук и формы головы - эти данные составляют основу собственно-конститутивного слота конститутивного подфрейма. В конститутивно-инферентном и инферентно-целевом слотах представлена информация, имеющая субъективный оценочный характер: представители немецкого этноса приписывают обезьяне die Ausgelassenheit (распущенность, буйную веселость, резвость); das närrische Benehmen (глупое, шутовское, сумасбродное поведение); übertriebene Zärtlichkeit (чрезмерную утрированную нежность, ср.: Affenmutter ihr Junges vor Zärtlichkeit fast erdrückt und auffrisst); скорость, подвижность и свойство сильно потеть (Duden).
Способность данного имени выражать тот или иной тип оценки связана с метафорическим переносом, основанном на проецировании отдельных признаков области-источника на структуру оцениваемой области-мишени. Так, в основу значения производных Affenliebe и Affenschande перенесен признак 'Übertriebenheit', производного Affentheater -'Übertriebenheit', 'Lächerlichkeit'.
Вследствие переноса характеристики исходной концептуальной структуры на оцениваемую структуру, которой она не свойственна, появляется оценочная составляющая, которая фиксирует субъективное отношение, мнение человека.
В контексте дискуссии о функциональном статусе такого рода языковых единиц, следует отметить, что данные словообразовательные компоненты, хотя и актуализируют в составе сложного слова иное значение, нежели в простых словах, однако их сочетаемость для порождения слов по аналогии ограничена конкретными группами единиц.
По механизму порождения они подобны композитам, смысл которых сформирован на
основе действия механизма концептуальной метафоры.
В заключение следует отметить, что имена существительные способны объективировать признаковую семантику и служить основой для формирования новых категорий на основе когнитивного выделения признака.
Именам, репрезентирующим живое существо, его духовный мир, жизнедеятельность, свойственна референциальная подвижность и способность участвовать в процессах оценочной категоризации.
На основе вычленения признака, имеющего субъективный характер и отражающего эмоциональную реакцию субъекта, может происходить формирование новой категории, в которой выделенным оказывается эмотивная составляющая. В основе формирования оценочного смысла лежит когнитивный механизм концептуальной метафоры.
Список литературы
1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 896 с.
2. Бабина, Л. В. Концептуальные основы словообразования / Л. В. Бабина // Когнитивные исследования языка. - М.; Тамбов, 2009. -Вып. IV.-C. 128-149.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.
4. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н. Н. Болдырев // Вопр. когнитив. лингвисти-ки.-2004.-№ 1.-С. 18-36.
5. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. - М., 1985. - 228 с.
6. Schwarz, М. Einführung in die Kognitive Linguistik / M. Schwarz. - Tübingen und Basel: A. Francke Verlag, 2008. - 298 s.
Сведения об авторе
Васильева Наталия Владимировна - доктор филологических наук, профессор отдела теоретического и прикладного языкознания Института языкознания РАН (Москва). [email protected]
Воронина Лариса Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 29-35.
ESTIMATION POTENTIAL OF DERIVATIVE NAMES WITH AN AMPLIFYING COMPONENT
N. V.Vasilyeva
Institute ofLinguistics. [email protected]
L. V. Voronina
BelgorodState University, [email protected]
The authors analyze the evaluation potential of the group of substantive derivatives with an amplifying component, functional status of which remains a controversial issue in linguistic science. The estimating derivates' peculiarity, manifesting itself in the interaction in the conceptual structure of subjective and objective factors, is emphasized. It is concluded that the basis for the formation of estimating sense of derivative names is a conceptual metaphor cognitive mechanism.
Keywords: derivative, subjective and objective factor of estimation, emotions, semi-affix, conceptual metaphor.
References
1. ArutjunovaN.D. Jazyk i mir cheloveka [Language and the world of man], Moscow, 1999. 896 p. (In Russ.).
2. Babina L.V. Konceptual'nye osnovy slovoobrazovanija [Conceptual bases of formation], Kognitivnye issledovanija jazyka [The cognitive study of language], iss. IV. Moscow; Tambov, 2009, pp. 128-149. (In Russ.).
3. Bahtin M.M. Jestetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1979. (In Russ.).
4. Boldyrev N.N. Konceptual'noe prostranstvo kognitivnoj lingvistiki [Conceptual space of cognitive linguistics]. Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of cognitive linguistics], 2004, no. 1, pp. 18-36. (In Russ).
5. Vol'fE.M. Funkcional'najasemantika ocenki [Functional semantics assessment]. Moscow, 1985. 228 p. (In Russ.).
6. Schwarz M. Einführung in die Kognitive Linguistik. Tübingen und Basel: A. Francke Verlag, 2008. 298 p. (In German).