Научная статья на тему 'ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА 5 КЛАССА / СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ / ТЕТРАДЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Мария Александровна

В данной статье говорится об оценочном листе как средстве самоконтроля и оценки знаний на уроках математики в 5 классе. Также говорится об оформлении тетради учебных достижений учащихся, включающей оценочный лист и текст контрольных работ по всей учебной программе по математике 5 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО САМОКОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Борисова М.А.

Борисова Мария Александровна — учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа Жатай, пос. Жатай, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в данной статье говорится об оценочном листе как средстве самоконтроля и оценки знаний на уроках математики в 5 классе. Также говорится об оформлении тетради учебных достижений учащихся, включающей оценочный лист и текст контрольных работ по всей учебной программе по математике 5 класса.

Ключевые слова: математика 5 класса, средство контроля на уроках математики, тетрадь учебных достижений, оценочный лист.

На сегодняшний день во всех школах страны введены новые образовательные стандарты. Введение ФГОС диктует необходимость изменения в способах и организации контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

В условиях традиционной системы обучения система контроля и оценки знаний устанавливает персональную ответственность учителя за качество процесса обучения. Учитель дает знания, диктует условия, оценивает, делает вывод. Учащиеся в таком процессе больше принимают пассивную роль. А ФГОС диктует необходимость включения в оценочный процесс учащихся, с целью возложения ответственности за результат своей учебной деятельности. Таким образом, возникла необходимость поиска средств самоконтроля и оценки знаний учащихся. Встал вопрос, как включить детей в оценочную деятельность.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Именно такую деятельность предлагает нам ФГОС, ученик должен принимать активное участие в процессе контроля и оценивания своих знаний.

Исходя из вышесказанного, можно применять различные формы, методы и средства самоконтроля и оценки знаний учащихся. Одним из таких средств самоконтроля может быть оценочный лист.

Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист -довольно оперативное средство контроля, позволяющее получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

По каждому разделу математики составляются оценочные листы с примерными заданиями контрольной работы. На водном уроке учащиеся работают по оценочному листу индивидуально, заполняя первую колонку «В начале изучения темы» знаком «+», если знают, умеют и знаком «-» если не знают, не умеют. В этот момент идет постановка целей и задач перед изучением всего раздела. Чему должны научиться, какие примеры должны уметь решать после изученного материала.

Затем повторно оценочный лист выдается после изучения всего раздела. Учащиеся заполняют вторую колонку «В конце изучения темы» так же знаками «+» или «-».

Задания контрольной работы основываются на заданиях оценочного листа. То есть, по ходу изучения раздела, ученик одновременно готовится к контрольной работе.

По заданным критериям каждый ученик проверяет свою выполненную контрольную работу, оценивает ее и только после этого учитель соглашается или не соглашается с оценкой и выставляет оценку в свою колонку.

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Всего составлено 12 оценочных листов по каждому разделу математики в 5 классе. Оценочные листы были составлены и оформлены совместно с контрольными работами по каждому разделу в виде тетради учебных достижений в двух вариантах. Каждый учащийся имеет свою тетрадь, по которой работаем с первой четверти.

Таким образом, выстроенная таким способом система контроля и оценивания результатов обучения, не будет ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету, а будет развивать у учащегося умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить свои ошибки и пути их устранения.

На мой взгляд, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с учащимися.

Список литературы

1. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», издательство «Интор», 1996.

2. ЛеонтьевА.Н. «Деятельность. Сознания. Личность». М, 1977.

3. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической

психологии». М: Международная педагогическая академия, 1995.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Ахтамов Б.Р.1, Муродова З.К.2

'Ахтамов Баходир Рустамович — преподаватель, кафедра технологического образования, педагогический факультет, Бухарский государственный университет; 2Муродова Зебинисо Каримовна — преподаватель, Государственная специализированная общеобразовательная школа № '9, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: каждый человек по своему характеру и темпераменту, по физическим данным индивидуален. И у каждого человека есть свои скрытые черты индивидуальных возможностей. Чтобы раскрыть индивидуальные особенности студентов преподаватель должен разными методами преподавания ,всестороне изучив каждого студента, правильно строить учебно-воспитательную работу с ними. В данной статье даны методы открытия индивидуальных особенностей студентов. Используя указанные в статье методы, можно улучшить качество проводимого занятия.

Ключевые слова: темперамент, индивидуальные особенности, метод.

УДК 37.013

Предмет «Технология и дизайн» состоит из лекций и в основном практических занятий. Руководя практической работой, преподаватель в обучении осуществляет индивидуальный подход к учащимся, исходя из личных особенностей (возрастных, психологических и физиологических), чтобы развить положительные и устранить отрицательные качества у каждого из них. Всестороннее изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.