Научная статья на тему 'Оценочный концепт «Good / хороший» как структурный элемент английской и русской языковых картин мира (Рецензирована)'

Оценочный концепт «Good / хороший» как структурный элемент английской и русской языковых картин мира (Рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
531
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНЫЙ КОНЦЕПТ / ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хорошилова Оксана Анатольевна

Целью исследования является рассмотрение оценочного концепта «good / хороший» как структурного элемента национальных языковых картин мира. Достижение цели предполагает решение следующих задач: анализ категории оценки, определение ее культурной специфики, изучение структуры оценочного концепта и способов его вербализации. Автор приходит к выводу, что оценочный концепт «good / хороший» является сложным ментальным образованием, обладающим культурной спецификой, и признается структурным элементом рассматриваемых языковых картин мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценочный концепт «Good / хороший» как структурный элемент английской и русской языковых картин мира (Рецензирована)»

УДК 81’1 ББК 81.0 Х 82

Хорошилова О. А. Оценочный концепт «good / хороший» как структурный элемент английской и русской языковых картин мира

(Рецензирована)

Аннотация:

Целью исследования является рассмотрение оценочного концепта «good / хороший» как структурного элемента национальных языковых картин мира. Достижение цели предполагает решение следующих задач: анализ категории оценки, определение ее культурной специфики, изучение структуры оценочного концепта и способов его вербализации. Автор приходит к выводу, что оценочный концепт «good / хороший» является сложным ментальным образованием, обладающим культурной спецификой, и признается структурным элементом рассматриваемых языковых картин мира.

Ключевые слова:

Оценка, оценочный концепт, оценочная категория, структура концепта, лингвоаксиология, лингвокультура, концептуальная картина мира, языковая картина мира.

Khoroshilova O.A. Estimated concept “good / khoroshiy” as a structural element of English and Russian language pictures of the world

Abstract:

Research is aimed at considering estimated concept “good / khoroshiy” as a structural element of national language pictures of the world. To achieve this purpose we should solve the following problems: the analysis of a category of estimation, definition of its cultural specificity and studying structure of estimated concept and ways of its verbalization. The author comes to a conclusion that estimated concept “good / khoroshiy” is the complex mental unit possessing cultural specificity and being a structural element of the considered language pictures of the world.

Keywords:

Estimation, estimated concept, an estimated category, concept structure, lingual axiology, lingual culture, a conceptual picture of the world, a language picture of the world.

Оценка является одной из основополагающих категорий действительности: анализ окружающего мира и самого себя является неотъемлемой частью духовного бытия человека. Объектом оценки могут быть качества, поступки и состояния людей, свойства предметов, процессы и ситуации. Исследователи по-разному подходят к определению понятия «оценка» в философском, логическом, психологическом и лингвистическом планах. В рамках логикофилософского подхода категория оценки рассматривается во взаимосвязи с изучением соотношения языковых и аксиологических структур. В аксиологических концепциях оценкой принято считать высказывание / суждение субъекта о ценности определенного объекта.

В лингвистику понятие категории оценки ввел Шарль Балли в начале XX века. По его мнению, оценка - это своего рода реакция на выраженное словом явление или вещь в широком диапазоне отношений: вызывает ли вещь радость или страдание, полезна или вредна, хороша или плоха сама по себе, а также соответствует или не соответствует принципам морали [1: 208].

Лингвистический аспект категории оценки составляет совокупность средств и

способов ее выражения - фонетических, морфологических, синтаксических, лексических и т.п., отражающих элементы оценочной ситуации. Оценочные средства обнаруживаются на всех уровнях языка. Оценочный компонент значения языковой единицы может быть обусловлен ее лексико-семантическими свойствами, принадлежностью к тому или иному функциональному стилю и употреблением в определенном контексте. Самыми распространенными являются лексические оценочные средства: глаголы определенной семантической группы, модальные слова, некоторые существительные, наречия и особое место в этом ряду занимают оценочные прилагательные, в частности прилагательное общей оценки с наиболее ярко выраженным оценочным значением «хороший / good».

Понятие о структуре оценки было заимствовано лингвистикой из формальной логики. В качестве главных элементов оценочной модальной рамки исследователи выделяют ее субъект (лицо или социум) и объект (лицо, предмет или событие), связанные оценочным предикатом [2: 12], что соответствует компонентам структуры оценки в логическом представлении: объект, подвергаемый сравнению; исходное основание, т.е. общее свойство, с точки зрения которого производится оценка, субъект оценки [3: 21]. Одним из имплицитных элементов структуры оценки, имеющим непосредственную связь с таким явлением как сравнение, является шкала оценок.

В языкознании сформировалось новое направление, получившее название лингвоаксиологического подхода, которое рассматривает язык как зеркало базовой системы ценностей социума (в ее вариантах, свойственных различным социальным, идеологическим, возрастным и прочим стратам и группам) и, таким образом, является важнейшим источником информации о ней [4]. Большинство работ, посвященных рассмотрению языковых оценок, выполнено в рамках когнитивного похода к изучению языка. Когнитивные методы исследований позволяют выявить связь языковых форм со структурами знаний и опыта человека, а также раскрыть механизмы, лежащие в основе познавательных процессов.

В числе основных терминов когнитивного подхода можно выделить понятия «оценочная категория» и «оценочная категоризация». В качестве когнитивной основы оценочных категорий признаются оценочные концепты, которые в свою очередь получают конкретную интерпретацию лишь при взаимодействии с концептами оцениваемых объектов. В основе такого взаимодействия лежит прототипический подход, т.е. выделение прототипа (прототипической структуры) [5], сравнение, метафора, метонимия. В наиболее общем виде под прототипом понимается концепт, лежащий в основе формирования категории и определяющий ее содержание [6: 83].

Принимая во внимание достижения лингвокогнитивного направления в изучении оценочных категорий и оценочных концептов, мы склонны рассматривать оценочный концепт как самостоятельное ментальное образование. Также мы исходим из положения, что оценочный концепт не принадлежит в полной мере сознанию отдельного субъекта, а входит в концептуальную картину мира коллектива носителей определенного языка, т.е. определенной лингвокультуры. Одним из основных в ряду оценочных концептов стоит концепт «good / хороший», выражающий общие или абсолютные оценки.

Оценка в той или иной мере признается социально и культурно обусловленным явлением со стороны многих лингвистов. Универсальные или коллективные ценности отражаются в социальных нормах, стандартах поведения, культурных традициях и т.д. Из этого следует, что природа оценочных категорий определяется не только индивидуальной системой ценностей, но и общепринятой системой коллективных ценностей. Многие исследователи считают, что роль субъекта в оценочном акте определяется отраженной в индивидуальном сознании структурой иерархически связанных ценностных представлений, на которые опирается субъект в процессе оценки. Помимо личных знаний, опыта и системы ценностей индивида, роль субъекта, в определенной степени, детерминирована сложившимися общественными стереотипами и нормами, культурной и национальной спецификой [7]. Даже так называемые субъективные, эмоциональные или гедонистические оценки несут долю коллективных, стереотипных представлений о том, что такое, например,

хорошая музыка или хорошее блюдо.

Анализ реализации оценочных значений играет немаловажную роль при рассмотрении и моделировании языковой картины мира. Система оценочных концептов является одной из наиболее важных составляющих в концептуальной системе человека, помимо системы концептов естественных категорий. Оценочные концепты образуются в результате концептуализации действительности с ценностной точки зрения, т.е. с позиции системы мнений и оценок человека.

Вслед за С.О. Малевинским мы признаем, что все многообразие оценочных значений может быть сведено к двум типам:

1) выражение общего, эмоционального, позитивного или негативного отношения к объекту;

2) фиксация соответствия или несоответствия того или иного объекта предъявляемым к нему требованиям [8: 185].

В основе данной типологизации лежит сущность психологических процессов, протекающих в сознании субъекта. В зависимости от свойств оцениваемых объектов данные типы могут быть подразделены на следующие группы (классификация предложена Е.Д. Гавриловой [9: 68]):

1) оценка физических, моральных качеств и способностей человека (good complexion / хороший цвет лица, good friend / хороший друг, good student / хороший студент);

2) оценка качеств объектов природы (good horse / хорошая лошадь, good tree / хорошее дерево);

3) оценка неодушевленных объектов (good house / хороший дом, good road / хорошая дорога);

4) оценка абстрактных сущностей (good time / хорошее время, good plan / хороший

план);

5) оценка природных явлений (good weather / хорошая погода, good air / хороший воздух);

6) оценка качественных состояний (good mood / хорошее настроение);

7) оценка событий (good trip / хорошая поездка).

Структуру оценочного концепта того или иного языка можно представить в виде ядра, являющегося хранителем коллективного знания определенного народа, и периферии, которую наполняют субъективные представления носителя данного языка. Содержание оценочного смысла определяется реализацией центральной или периферийной характеристики. В первом случае в основе определенной оценочной номинации лежит коллективное знание. Соотнесение объекта с периферией основывается на субъективном, индивидуальном знании [9: 82].

В семантическое поле оценочного концепта может входить множество компонентов. При сравнительно-сопоставительном анализе вербализации оценочных концептов средствами разных языков стоит следующая задача - выявить, какие компоненты принадлежат ядру концепта, следовательно являются центральными и содержат коллективные представления носителей одного и того же языка, а какие находятся на периферии и являются субъективными. Характеристики, принадлежащие ядру, не требуют экспликации и понятны каждому носителю определенной лингвокультуры:

Напр.: We’ve always got on very well together. She's been an awfully good wife to me, you know [10: 80].

By arranging good marriages for them she expected to make up for all the disappointments of her career [10: 20].

Ср. в русском языке:

Наверное, вы будете хорошей спутницей в жизни, и я завидую тому мужчине, который станет вашим вечным рыцарем <...> [11: 311].

Мне думается, - добавил Быков, - мы могли бы стать хорошей супружеской парой <. > [11: 131].

Периферийные характеристики часто обусловлены личным опытом, индивидуальными

представлениями говорящего и прагматическим аспектом реализации оценочных значений, что ведет к необходимости их экспликации с помощью других языковых средств:

Напр.: Her features would never be very good, for her chin was too square and her nose, though not so long as Doris’s, too big [10: 21] (экспликация с помощью придаточного предложения).

- Примерно так, - согласился Полынов. - Но хотел бы напомнить, что у меня хорошие документы.

- Не сомневаюсь, что вы сделали их достаточно правильно, - кивнул Гротто-Слепиковский <...> [11: 194] (экспликация с помощью ответной реплики собеседника).

В отличие от представления оценочного концепта как части оценочной категории, находящейся во взаимосвязи с концептами естественных объектов, со стороны некоторых ученых, придерживающихся когнитивного подхода (Болдырев, Гаврилова и др.), мы рассматриваем оценочный концепт «good / хороший» как самостоятельное ментальное образование, обладающее культурной спецификой. Вербализуясь, данный концепт входит в языковую картину мира английского и русского языков и может быть признан их структурным элементом. Основанием для этого служит положение о том, что оценка, являясь фактором, присущим любой культуре, участвует в формировании ценностной картины мира.

Примечания:

1. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. лит.,1955. 394 с.

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд. доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.

3. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970. 230 с.

4. Березович Е.Л., Зубов Н.И. Юдин А.В. Проект «Славянского аксиологического словаря». URL: http://kapija.narod.ru/Axiology/index.htm-2000.

5. Taylor J.R. Linguistic Categorization: Prototypes in Linguistic Theory. Oxford: Clarendon Press, 1995. 312 p.

6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 2-е изд. стер. 123 с.

7. Хидекель С.С., Кошель Г.Г. Природа и характер языковых оценок // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака / науч. ред. З.Д. Попова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983. 155 с.

8. Малевинский С.О. Семантика оценки и ее языковое выражение // Язык. Этнос. Сознание: материалы междунар. науч. конф., 24-25 апреля 2003 года. Т. 1. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. С. 183-185.

9. Гаврилова Е.Д. Оценочные категории "good" и "bad" в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. М.: РГБ, 2006. 172 с.

10. Maugham W.S. The Painted Veil. М.: Менеджер, 2003. 272 с.

11. Пикуль В.С. Каторга. М.: Современник, 1991. 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.