Научная статья на тему 'Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента личности студента'

Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
личность / эмоционально-эстетический компонент / оценка / функция / культура / эстетическое воспитание / студент / межличностные отношения / общение / творческая деятельность / personality / emotional and aesthetic component / assessment / function / culture / aesthetic education / student / interpersonal relations / communication / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Александр Викторович

Рассмотрены современные подходы к определению оценочной сущности эмоционально-эстетического компонента современной личности. Раскрывается взаимосвязь эмоциональной и эстетической частей как динамических и содержательных составляющих. Структура эмоционально-эстетического компонента личности определена как многоуровневая, многогранная и многофункциональная. На основе множества составляющих эмоционально-эстетического компонента личности в итоге складывается система критериев оценки отношения личности к людям и делу. Эмоционально-эстетическое развитие, обеспечивая осознанное, чувственное восприятие личностью окружающей действительности, формирует нравственную основу взглядов и убеждений, обеспечивает возможность полноценного продуктивного взаимодействия, сотрудничества, общения в коллективном творчестве и различных жизненных ситуациях. Уровень эмоционально-эстетического развития личности обусловлен объективными социально-педагогическими и субъективными психолого-физиологическими факторами. Для сплочения и координации действий танцевального коллектива желательно его выравнивание до социально одобряемого. В большинстве случаев уровень эмоционально-эстетического развития личности подлежит коррекции, что возможно в процессе коллективных форм обучения, способствующих изменению отношения личности к творчеству, учебному процессу, саморазвитию и профессиональному становлению. Выделены основные составляющие оценочной функции эмоционально-эстетического компонента личности, которые могут быть сформированы в ходе учебно-воспитательного процесса студентов хореографического отделения и способствовать его результативности. В качестве наиболее эффективных форм обоснованы открытая дискуссия, реализуемая посредством применения коммуникативных умений в соответствии с эмоционально-эстетическими требованиями культуры общения, а также коллективное разностороннее творчество с распределением ролевого функционала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluative function of emotional and aesthetic component of student's personality

We consider modern approaches to determining the evaluative side of the emotional and aesthetic component in a modern personality. The interrelation of the emotional and aesthetic parts as dynamic and meaningful components is revealed. The defined structure of the emotional and aesthetic component of personality is multilevel, multifaceted and multifunctional. Based on the many components of the emotional and aesthetic component of the personality, a system of criteria for evaluating the attitude of a person to people and business is eventually formed. Emotional and aesthetic development, providing a conscious, sensual perception of the surrounding reality by a person, forms the moral basis of views and beliefs, provides the opportunity for full-fledged productive interaction, cooperation, communication in collective creativity and various life situations. The level of emotional and aesthetic development of a personality is determined by objective socio-pedagogical and subjective psychological and physiological factors. To unite the team and coordinate the dance group, it is desirable to align it to a socially approved one. In most cases, the level of emotional and aesthetic development of a person is subject to correction, which is possible in the process of collective forms of education that contribute to changing the attitude of a person to creativity, the educational process, self-development and professional formation. The highlighted main components of the evaluation function of the emotional and aesthetic component of the personality can be formed during the educational process of students of the choreographic department and contribute to its effectiveness. As the most effective we consider an open discussion, implemented through the use of communicative skills in accordance with the emotional and aesthetic requirements of the culture of communication, as well as collective versatile creativity with the distribution of role functionality.

Текст научной работы на тему «Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента личности студента»

УДК 37.036:37.012 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23 -1 -83-92

Поступила в редакцию / Received 13.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.12.2023 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Оценочная функция эмоционально-эстетического

компонента личности студента

Клименко Александр Викторович е

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт имени С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов ул. Советская, 87

alexandr.klimenko.2020@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены современные подходы к определению оценочной сущности эмоционально-эстетического компонента современной личности. Раскрывается взаимосвязь эмоциональной и эстетической частей как динамических и содержательных составляющих. Структура эмоционально-эстетического компонента личности определена как многоуровневая, многогранная и многофункциональная. На основе множества составляющих эмоционально-эстетического компонента личности в итоге складывается система критериев оценки отношения личности к людям и делу. Эмоционально-эстетическое развитие, обеспечивая осознанное, чувственное восприятие личностью окружающей действительности, формирует нравственную основу взглядов и убеждений, обеспечивает возможность полноценного продуктивного взаимодействия, сотрудничества, общения в коллективном творчестве и различных жизненных ситуациях. Уровень эмоционально-эстетического развития личности обусловлен объективными социально-педагогическими и субъективными психолого-физиологическими факторами. Для сплочения и координации действий танцевального коллектива желательно его выравнивание до социально одобряемого. В большинстве случаев уровень эмоционально-эстетического развития личности подлежит коррекции, что возможно в процессе коллективных форм обучения, способствующих изменению отношения личности к творчеству, учебному процессу, саморазвитию и профессиональному становлению. Выделены основные составляющие оценочной функции эмоционально-эстетического компонента личности, которые могут быть сформированы в ходе учебно-воспитательного процесса студентов хореографического отделения и способствовать его результативности. В качестве наиболее эффективных форм обоснованы открытая дискуссия, реализуемая посредством применения коммуникативных умений в соответствии с эмоционально-эстетическими требованиями культуры общения, а также коллективное разностороннее творчество с распределением ролевого функционала.

Ключевые слова: личность; эмоционально-эстетический компонент; оценка; функция; культура; эстетическое воспитание; студент; межличностные отношения; общение; творческая деятельность

Для цитирования: Клименко А.В. Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента личности студента // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 83-92. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23 -1 -83-92

© Клименко А.В., 2024

original article

Evaluative function of emotional and aesthetic component of student's personality

Alexandr V. Klimenko ©

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation alexandr.klimenko.2020@mail.ru

Abstract. We consider modern approaches to determining the evaluative side of the emotional and aesthetic component in a modern personality. The interrelation of the emotional and aesthetic parts as dynamic and meaningful components is revealed. The defined structure of the emotional and aesthetic component of personality is multilevel, multifaceted and multifunctional. Based on the many components of the emotional and aesthetic component of the personality, a system of criteria for evaluating the attitude of a person to people and business is eventually formed. Emotional and aesthetic development, providing a conscious, sensual perception of the surrounding reality by a person, forms the moral basis of views and beliefs, provides the opportunity for full-fledged productive interaction, cooperation, communication in collective creativity and various life situations. The level of emotional and aesthetic development of a personality is determined by objective socio-pedagogical and subjective psychological and physiological factors. To unite the team and coordinate the dance group, it is desirable to align it to a socially approved one. In most cases, the level of emotional and aesthetic development of a person is subject to correction, which is possible in the process of collective forms of education that contribute to changing the attitude of a person to creativity, the educational process, self-development and professional formation. The highlighted main components of the evaluation function of the emotional and aesthetic component of the personality can be formed during the educational process of students of the choreographic department and contribute to its effectiveness. As the most effective we consider an open discussion, implemented through the use of communicative skills in accordance with the emotional and aesthetic requirements of the culture of communication, as well as collective versatile creativity with the distribution of role functionality.

Keywords: personality; emotional and aesthetic component; assessment; function; culture; aesthetic education; student; interpersonal relations; communication; creative activity

For citation: Klimenko A.V. Evaluative function of emotional and aesthetic component of student's personality. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 83-92. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-83-92

ВВЕДЕНИЕ

Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 г. установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ на основе критериально-ориентированного подхода. Исследователями проблемы развития личности (В.С. Леднев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко) отмечено, что среди эксплицитных достижений и свойств личности, подлежащих развитию - мотивация, моральный выбор, волевая саморегуляция и прочих - незаметно, порой стихийно формируются имплицитные сквозные свойст-

ва. Среди них сегодня подлежат целенаправленному развитию, контролю и оценке ценностные ориентации (религиозные, эстетические взгляды), морально-нравственные ценности (социальные чувства, патриотизм, толерантность, гуманизм и пр.) [1-3].

Эмоционально-эстетическое развитие охватывает все этапы становления личности. Еще древние философы отмечали оценочное значение осознанного отношения человека к красоте в жизни и деятельности. На наш взгляд, эмоционально-эстетическое развитие личности приведет к осознанному целепола-ганию, планированию деятельности, глубокому анализу, прогнозированию, личностному контролю и коррекции. Эмоционально-

эстетический компонент, присвоенный личностью в результате художественной деятельности, развивается как в процессе потребления, так и в процессе создания продукта искусства, в соответствии с личностной системой критериев оценки отношения к творчеству, себе, другим людям, делу.

Оценочная функция в педагогике рассматривается как функция выявления качественных изменений и повышения объективности оценивания достижений обучающихся на основе системы критериев, максимально приближенных к социально одобряемому идеалу с учетом возможностей каждой личности. Реализация данной функции в целом направлена на создание продуктивного педагогического пространства взаимопонимания.

Процесс эмоционально-эстетического развития способствует развитию и постоянному совершенствованию сознания, чувств, взглядов и убеждений личности на уровне морали и нравственности [4]. Эмоционально-эстетический компонент личности является призмой, сквозь которую оценивается и складывается отношение личности к действительности, взаимодействию, сотрудничеству и общению. К сожалению, современное общество, молодежь в особенности, отличается скорее эмоционально-эстетической «глухотой» ввиду долгосрочного игнорирования воспитания, забвения культуры, разобщенности людей, чрезмерной увлеченности Интернетом и прочих социальных факторов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании изучалась структура эмоционально-эстетического опыта как необходимого оценочного компонента личности. Были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, сравнение, обобщение личного опыта. Применение разнообразных методов исследования позволило методологически обосновать оценочную функцию эмоционально-эстетического опыта личности как ведущую в процессе обучения и жизни. На базе основных положений системного, культурологического, деятельностного, лич-ностно-ориентированного и критериально-ориентированного подходов показано, что три взаимосвязанных блока качеств и свойств личности: специальный, психолого-педагоги-

ческий и организационный, формируются в эмоционально, эстетически и нравственно насыщенном сотрудничестве в коллективе на высоком уровне культуры. С этих позиций обоснована целесообразность применения дискуссионных методов и форм организации взаимодействия, сотрудничества, общения студентов в процессе художественной деятельности, способствующих развитию эмоционально-эстетического опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие личности студента является частью непрерывного процесса, который включает в себя самоактуализацию и адаптацию личности к изменяющейся окружающей среде, развитие эмоционального интеллекта как ресурса конкурентоспособности в будущей профессии [5; 6]. Этот сложный процесс охватывает все аспекты и этапы жизни человека. В период студенчества личность постоянно находится в условиях, в которых необходимо стихийно или целенаправленно осуществлять анализ ситуации, давать оценку, обусловливающую личностное проявление, выраженное в поведении в соответствии с индивидуальным уровнем когнитивных, нравственных, эмоциональных, эстетических и других взаимозависимых характеристик, в меру сформи-рованности которых оценивается ситуация и принимается решение.

Размышляя над фразой Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир», следует отметить определяющую роль эстетического воспитания личности, направленного на развитие умений человека чувствовать, видеть и понимать прекрасное. Умение личности создавать прекрасное вокруг себя и шире определяет ее эмоциональное состояние действовать на уровне критического отношения к быту, деятельности, себе, другим людям, что обосновывает слияние эстетических представлений, эмоциональных чувств и нравственных проявлений в единое понятие.

Традиционно эстетическое и эмоциональное развитие рассматривались раздельно в теории и практике развития и воспитания личности. Рассмотрим внешние и внутренние факторы их объединения. Эмоциональное проявление личности является фундаментальным показателем понимания ее поведения. Эмоциональное развитие включает в

себя способность чувствовать и выражать эмоции, такие как радость, печаль, восхищение, отвращение или страх, а также распознавать их в проявлениях других. Цель эмоционального развития - научиться регулировать эмоции, уметь выражать их адекватно, когда это необходимо, знать, когда их нужно контролировать, во избежание вспышек гнева или негативного поведения. На процесс развития влияет имеющийся личностный опыт, сложившийся в условиях определенного стиля воспитания, последствия психологических травм, социальные отношения с раннего возраста. Эмоциональная составляющая является двигателем эстетических идей [7].

Эстетическое воспитание личности направлено в основном на развитие способности оценить красоту музыки, танца или иного продукта творчества, а также оно развивает красоту и яркость чувств. Носители эмоционально-эстетического компонента чувствуют искренность и доброжелательность межличностных отношений. Это направление, безусловно, значимо, так как способствует формированию общего уровня культуры личности в части содержания ее оценочного компонента. В широком понимании эмоционально-эстетическая воспитанность обеспечивает личности возможность создавать прекрасное вокруг себя в быту, на рабочем месте, в межличностных отношениях. Особое значение она имеет в процессе создания продукта труда, творческой художественной коллективной деятельности на уровне сотрудничества.

В результате объединения двух взаимодополняющих понятий в эмоционально-эстетический компонент личности каждый человек должен иметь свой уникальный эстетический вкус и взгляд на условия жизни, жизнеобеспечивающий труд, взаимоотношения и сотрудничество с окружающими людьми в быту и трудовой деятельности. На эстетическое развитие оказывают влияние: культурное окружение личности; средства массовой информации, включая Интернет; доступ к занятиям искусством в школе или других учебных заведениях [7; 8].

Эмоционально-эстетическое развитие является важным компонентом в обосновании поступков и понимании поведения других людей. Его уровень развития обеспечивает

оценочный функционал эстетической воспитанности. Механизм оценочной функции эмоционально-эстетического компонента личности студента заключается в следующем: эмоционально стабильные и достаточно эстетически воспитанные, они с большей вероятностью смогут по достоинству оценить красоту общения с окружающими. Известно, что те, кто ценит красоту, как правило, имеют более высокий эмоциональный интеллект и уровень культуры в целом. Они более открыто относятся к различным переживаниям и ситуациям, которые происходят в жизни других людей, и ведут себя соответственно: проявляют доброжелательность, милосердие, готовность помочь.

Поэтому сегодня, после 30 лет деструктивного влияния Интернета, чрезвычайно важно развитие эмоционально-эстетического компонента личности в семье и системе образования. Из разобщенных, чрезмерно индивидуалистичных студентов сложно создать коллектив. Даже при условии, что с раннего детства такая тенденция имела место в их поведении, раннее знакомство с Интернетом позволяет ее перечеркнуть и обеспечивает иное осмысление себя. К студенческому возрасту складывается впечатление о своей сверхзначимости, сверхосведомленности во всех отраслях, формируется устойчивая тенденция к комфортному ощущению себя в изоляции от других людей. Желательно, чтобы интернет-контент был эмоционально-эстетичным с положительным наполнением, так как, как показывают реалии жизни, примеры для подражания и инструкции к поведению берутся именно там. У студентов на протяжении многих лет складываются искаженные оценочные безапелляционные суждения. Поэтому чем раньше начинается процесс эмоционально-эстетического развития, тем больше шансов на достижение его цели и получение желаемого результата.

Развитие эмоционально-эстетического компонента студентов исключительно важно в целях сплочения коллектива группы. Тем более он значим в группах, которые представляют собой творческие объединения единомышленников - танцевальный коллектив, например. Перед педагогом-хореографом стоит задача сплочения коллектива, состоящего из людей, не знающих цену межличностному обще-

нию. Первичным является приобщение к взаимодействию и продуктивному сотрудничеству через приведение к классическому пониманию эмоционально-эстетического компонента и оценки происходящего на его основе. Устойчивый эмоционально-эстетический компонент исключит некорректное выражение оценочного суждения, но породит доброжелательное отношение, желание помочь. Эмоционально-эстетический компонент каждого участника коллектива будет способствовать продуктивному сотрудничеству. Его наличие проявляется в каждом студенте во внешнем виде, речи, поступках, отношении к делу, окружающим людям и их оценке.

Первичным является приобщение студента к взаимодействию и продуктивному сотрудничеству через приведение к классическому пониманию эмоционально-эстетического компонента и оценки происходящего на его основе. Эмоционально-эстетическая оценка включает систему классических критериев, наиболее значимыми среди которых являются эстетический вкус, умение регулировать свои эмоции, развитые навыки общения, социально одобряемое поведение и поступки, адекватные системы отношений с различными людьми в различных жизненных и деловых ситуациях. Оценку регулируют потребности, мотивы, интересы, уровень культуры - имплицитные составляющие образования. Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента личности может быть дифференцированно исследована как диагностическая, прогностическая, регулирующая, корректирующая, организационная и пр.

Эмоционально-эстетическая оценка корректирует навыки общения, формирует социально одобряемое поведение и поступки в деловых ситуациях. Оценку регулируют вкусы, потребности, мотивы, интересы. У носителя эмоционально-эстетического компонента развиты такие качества, как добродетель, нравственность, духовная ценность и т. д., а так же развиваются такие черты характера, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость и др. Ведущую роль играет уровень развития следующих психологических свойств личности: восприятие, чувство, интерес, вкус, идеал, мотив, потребность. Перечисленные положительно наполненные качества и свойства личности используются

многовекторно: как средства диагностики ситуации, планирования действия, прогнозирования результата и пр.

Перечисленные свойства могут формироваться стихийно или под воздействием деструктивного негатива и тогда в социуме происходит исчезновение эстетических интересов, падение нравов, увеличивается количество людей, не нашедших себе достойного применения в жизни. Современное общество интересует позитивная наполняемость компонентов и их целенаправленное развитие в системе среднего профессионального образования, что позволит расширить эмоционально-эстетический опыт личности студента.

Повышающийся уровень развития эмоционально-эстетического компонента превращается в эмоционально-эстетический опыт, который позволяет адекватно оценивать поступки, делать выбор между нравственно оправданными и асоциальными видами деятельности, чувствовать возвышенное и обычное, видеть прекрасное и критически относиться к безобразным проявлениям, что позволяет ему выполнять критериально-оценочную функцию в жизни и коллективном творчестве. Специальные усилия педагога должны быть направлены на ознакомление студентов с сущностью, значением и способами применения соответствующих критериев оценки.

Личность формируется непосредственно в деятельности и общении. Эмоционально-эстетический компонент, как ее составляющая, не является исключением. Успех танцевального коллектива зависит от того, насколько слажены действия всех исполнителей. Слаженность зависит от доброжелательности, взаимопонимания, взаимоподдержки всех участников коллективного творчества. Очень точный прогноз дал И.А. Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Требуется создание педагогических условий для осознания значимости составляющих эмоционально-эстетического компонента каждым студентом в условиях коллективной учебной деятельности, многократного их проявления в процессе сотрудничества, закрепляя потребность в слаженном взаимодействии. Педагогу-хореографу надлежит вовлечь студентов в обсуждение,

организовывая дискуссию по каждому возможному поводу. Особое значение имеет умение распространить внимание, сконцентрированное только на себе, на окружающих людей [9].

Рабочие программы учебного курса СПО по специальности «Хореография» располагают широкими возможностями для развития эмоционально-эстетического компонента личности студентов и повышения уровня их эмоционально-эстетической культуры в целом. Так, например, в курсах «Этнотанце-вальная культура», «История костюма». «Педагогическое руководство самодеятельным хореографическим коллективом» и особенно в программах курсов по специальности заложен огромный потенциал развития всех составляющих эмоционально-эстетического компонента личности студента. На каждом занятии следует находить возможность для организации межличностного общения со студентами. Использование столь одобряемого студентами просмотра видеороликов, обеспечивающих презентацию произведений искусства, требует последующего обсуждения. Просмотр, возможно, порождает интерес, мотив и потребность изучить проблему глубже. Каждый студент формирует свое мнение, делится им с другими под руководством опытного педагога-хореографа. Затем мнения сравниваются, анализируются и происходит развитие умений общения, проявляется самостоятельность суждения, ответственность за общее дело, инициативность, решительность. Студенты проявляют составляющие эмоционально-эстетического компонента - доброжелательность друг к другу, уважительное отношение и другие качества личности. Однако это в идеале.

В реальном процессе взаимодействия отмечено, что в результате длительного воздействия деструктивного социального фактора - чрезмерной увлеченности Интернетом -современные студенты неохотно дискутируют. Они не стесняются выражать отрицательные эмоции вне всякой речевой и поведенческой эстетики. Нами была предпринята попытка выяснить причины данного явления. В результате проведения ряда кратких информативно-насыщенных бесед и анкетирования были установлено следующее: во-первых - они не испытывают потребности и

не умеют общаться, во-вторых - они не хотят участвовать и тем более считаться с чьими-то оценочными суждениями, в-третьих - не видят смысла, не надеясь на одобрение, в-четвертых - не верят в оценку своих возможностей, в-пятых - стесняются ошибиться, оказаться посмешищем и пр.

Профессионализм, педагогическое мастерство, педагогический такт педагога-хореографа позволит безболезненно решить означенную выше проблему [10]. Постепенное, ненавязчивое вовлечение сначала отдельных студентов, а затем и всех присутствующих в дискуссии по различным аспектам профессиональной деятельности - сложная задача, но решаемая в течение длительного времени, упорного труда педагога-хореографа и самих студентов. Первично убеждение в значимости и необходимости обсуждения, в котором рождается всем понятное содержание, направление и главное - перспектива коллективной творческой деятельности. Непосредственно в процессе творческой деятельности и происходит обсуждение, где педагог-хореограф находит возможность предложить высказаться, обозначить свою творческую идею каждому студенту. Например: насколько движение, жест интенциональны или чувства артикулированы в мимике. Важно создать атмосферу искренности и доброжелательности, чтобы студент был уверен в важности своего мнения и смело высказывался в корректной форме. Творческие идеи индивидуальностей на глазах у всех должны складываться, например, в замысел будущей танцевальной композиции.

Основой формирования критериев оценки поведения своего и других в условиях сотрудничества, в первую очередь, является эмоционально-эстетический опыт студентов, уже содержащий идеалы, убеждения, в разной степени устойчивые взгляды, интересы и мотивы деятельности. Его наличие обусловливает развитие индивидуальности, выражающейся в появлении и желании воплотить свою творческую идею [11]. При этом необходимо, чтобы каждый студент преодолевал распространенный современный психологический барьер личности интернет-зависимого подростка. Особенность заключается в том, что у них есть идеалы, убеждения, устойчивые взгляды, интересы и даже мотивы творческой

деятельности, но нет желания включаться в дискуссии, открыто выражать свои мысли, чувства, уверенность в своем совершенстве и переживания в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, связанные с опасением быть не понятыми, недооцененными.

Опыт работы со студентами показывает, что вкусы и идеалы являются более устойчивыми свойствами личности, закрепленные семьей, социумом и другими факторами длительного воздействия. Насыщенные разно-векторными нравственными ценностями, они обеспечивают вариативные, подчас противоположные представления о красоте природы, личности, сотрудничестве, гармонии отношений, совершенстве в деятельности, поведении, следовательно, они мешают полноценному коллективному творчеству. Будучи диаметрально противоположными, они как «лебедь, рак и щука» исключают продуктивное сотрудничество.

Наблюдения и мини-исследование показали, что возникает непредвиденная параллельная задача, способствующая обеспечению возможности продуктивного сотрудничества - формирование умений общения у студентов первокурсников СПО и колледжей творческих направлений. Для этого педагогу необходимо:

- убедить студента в необходимости высказываться;

- показать ему образцы межличностного общения, приводящие коллективную творческую деятельность к успеху;

- научить формулировать свою мысль кратко и понятно для окружающих;

- ознакомить с нравственными нормами делового общения;

- выработать привычку уважительно относиться к иному по смыслу суждению;

- научить аргументировано в корректной форме доказывать свое мнение в ходе дискуссии.

Дискуссия позволяет участникам узнать и оценить друг друга с помощью активизации составляющих эмоционально-эстетического компонента личности, на начальном этапе -на основе имеющегося эмоционально-эстетического опыта, подлежащего коррекции в дальнейшем. Оценочная функция эмоционально-эстетического компонента в процессе сотрудничества средствами дискуссии поро-

ждает интерес, в соответствии с имеющимся эстетическим вкусом и идеалом, мотивом взаимодействия, потребность в общении и сотрудничестве с единомышленниками в реальности и др. Интерес, мотив и потребность как основные начальные критерии оценки побуждают личность (или нет) к развитию своих способностей и возможностей в уже выбранном направлении художественной деятельности. Желаемым результатом реализации оценочной функции эмоционально-эстетического компонента личности является:

- появление устойчивой потребности взаимодействовать с единомышленниками на материале избранного направления искусства, видеть прекрасное в разных его проявлениях (быт, внешний вид и т. д.);

- формирование представлений об этике общения;

- формирование привычки контролировать свои эмоциональные проявления в процессе общения с позиций норм этики;

- формирование привычки оценивать и адекватно реагировать на действия и эмоциональные проявления других участников творческого взаимодействия.

Студенты колледжа искусств и СПО хореографического отделения, безусловно, уже имеют эстетический (в классическом и нетрадиционном понимании) вкус, нравственные (или безнравственные) идеалы, сквозь призму которых личность воспринимает, берет ориентир в развитии интереса, мотива и пр. В большинстве случаев данные оценочные параметры подлежат серьезной коррекции. Например, студент нуждается в детальном неоднократном показе действия с помощью технических средств обучения и лично педагогом. Педагогу необходимо помочь преодолеть психологический барьер неуверенности. Это возможно в рамках сотрудничества - выполняем вместе. Дозирование упражнений обусловлено множеством факторов. Одни выполняются почти сразу, другие - после длительных проб и ошибок, но если способности определены верно, студенты начинают выполнить это действие самостоятельно.

Целенаправленное развитие оценочной функции эмоционально-эстетического развития личности возможно в рамках репродук-тивно-творческой деятельности, которая на-

правлена на возможно точное воспроизведение с элементами индивидуального восприятия, что позволяет развиваться творческой самостоятельности, ответственности, добросовестности, инициативности. Обсуждение творческих идей развивает доброжелательность, уважительное отношение, что проявляется в умении слушать и слышать других, сравнивать, сопоставлять и высказывать свое мнение на основе адекватной оценки. При этом приветствуется постепенное увеличение удельного веса творчества, в процессе которого формируется желание проявить свою индивидуальность, оригинальность и личностную неповторимость.

В целом репродуктивно-творческая деятельность позволяет испытывать сильные эмоциональные переживания, которые способствуют оценке своих возможностей в воспроизведении увиденного, движения танца, например. Адекватная оценка обеспечивает творчество с удовольствием (или без), стремление к получению желаемого результата своего труда, совершенствуя технику исполнения в процессе тренировочных упражнений в условиях сотрудничества. Форма сотрудничества обеспечивает достижение цели и задач эмоционально-эстетического развития личности каждого участника, усиливает содержание воспитательного процесса. Содержательная наполняемость и сложность заданий усиливаются в зависимости от этапа обучения, физиологических возможностей студента.

Личный опыт позволяет сделать вывод, что в реальном процессе обучения хореографии очень сложно достигается слаженность коллектива. Поэтому считаем своевременным обращение внимания на эмоционально-эстетический компонент личности и его значение в создании атмосферы продуктивного сотрудничества в хореографическом коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эмоционально-эстетическое развитие личности влияет на общий уровень образования и культуры студентов. Достаточный уровень эмоционально-эстетического развития избавляет от затруднений в общении с людьми, позволяет легко и продуктивно сотрудничать в различных ситуациях, творчестве в том числе, реализуя его оценочную функцию.

Структурными компонентами эмоционально-эстетического развития является эмоционально-эстетическое восприятие, эмоционально-эстетическое отношение, эмоционально-эстетическое чувство, эмоционально-эстетическое суждение, эстетический идеал, эстетический вкус, художественная деятельность. Оценочная функция развивается в процессе сотрудничества в ходе учебного процесса средствами своевременной коррекции эмоционально-эстетического опыта, в первую очередь, в части идеалов, мотивов, интересов. Мастерство педагога должно быть направлено на формирование доброжелательной атмосферы в коллективе. Поэтому одновременно необходимо обучение студентов продуктивному сотрудничеству, особенно в части межличностного общения, его содержательной, структурной и этической сторон.

Для достижения наилучшего результата организации процесса эмоционально-эстетического развития целесообразно применять комплекс дискуссионных методов в рамках репродуктивно-творческой деятельности. Повысить результат данного развития возможно при условии учета заинтересованным педагогом возрастных, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гапонцев В.Л., Федоров В.А., Гапонцева М.Г. Анализ типа структур в теории содержания образования В.С. Леднева. Ч. 1. Роль принципов «Двойного вхождения» и «Функциональная полнота» в теории содержания образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 15-19. EDN: NDZAVH

2. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М.: НИИ развития профессионального образования, 2006. 320 с. EDN: RETDJH

3. Строгаль Т.Ю. Влияние эмоционально-эстетического опыта подростков на их личностное развитие // Интеграция науки и практики в современных условиях. М.: Изд-во «Перо», 2015. С. 62-67. EDN: TRCKCT

4. Комарова Э.П., Ярцева И.К. Системообразующие предикторы эмоционально-эстетического развития поликультурной личности в условиях высшего образования // Антропоцентрические науки в образовании. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 218-223.

5. Бережная М.С. Роль эмоционального интеллекта в развитии и формировании конкурентоспособной личности // Эмоциональное образование: проблемы и споры. М.: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. С. 26-31. EDN: CQAYIU

6. Берилова Е.И. Развитие эмоционально-эстетической культуры личности как ресурс конкурентоспособности спортсменов // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: в 2 ч. Ч. 2. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 3234. EDN: ZBLTNJ

7. Горбунова И.В., Катков В.Л. Структура социально-эмоциональной компетентности человека в контексте развития его личности // Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 54-67. EDN: CEKTEM

8. Гизтдинова Р.Б. Методы развития эмоционально-волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте на уроках права // Наука и образование в жизни современного общества: в 12 ч. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012. Ч. 2. С. 39-41. EDN: TDEBCP

9. Разенкова Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 296-304. EDN: PEUPUZ

10. Бескровная О.В., Королева А.В. Классический подходы к проблеме педагогического мастерства в современной интерпретации // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2019. С. 29-33. EDN: OVZYGZ

11. Сериков В.В. Эмоционально-эстетические ресурсы профессиональной успешности учителя // Педагогическое образование в культурно-образовательном пространстве современного университета. М.: ООО «МАКС Пресс», 2021. С. 129-136. EDN: CNHTVX

REFERENCES

1. Gapontsev V.L., Fedorov V.A., Gapontseva M.G. The analysis of type of structures in the theory of the education maintenance of V.S. Lednev. P. 1. A role of principles of "double occurrence" and "functional completeness" in the theory of the education maintenance. Vestnik of Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin", 2010, no. 3 (42), pp. 15-19. (In Russian).

2. Smirnov I.P. Theory of Professional Education. Moscow, Research Institute for the Development of Professional Education Publ., 2006, 320 p. (In Russian).

3. Strogal T.Y. Influence of emotional and aesthetic experience of adolescents on their personal development. In: Integration of Science and Practice in Modern Conditions. Moscow, "Pero" Publ., 2015, pp. 62-67. (In Russian).

4. Komarova E.P., Yartseva I.K. System-forming predictors of emotional and aesthetic development of multicultural personality in the conditions of higher education. In: Anthropocentric Sciences in Education. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2021, pp. 218-223. (In Russian).

5. Berezhnaya M.S. The role of emotional intelligence in the development and formation of competitive personality. In: Emotional Education: Issues and Disputes. Moscow, Institute of Art Education and Cultural Studies RAE Publ., 2020, pp. 26-31. (In Russian).

6. Berilova E.I. Development of emotional and aesthetic culture of personality as a resource of competitiveness of athletes. In: Physical Education and Sport. Olympic Education: in 2 pts. Krasnodar, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2019, pt 2, pp. 32-34. (In Russian).

7. Gorbunova I.V., Katkov V.L. Structure of social-emotional competence of the person in the context of development of their personality. Human Development in the Modern World, 2021, no. 4, pp. 54-67. (In Russian).

8. Giztdinova R.B. Methods of development of emotional-volitional sphere of personality in early adolescence at the lessons of law In: Science and Education in the Life of Modern Society: in 12 pts. Tambov, LLC "Consulting Company Yukom", 2012, pt 2, pp. 39-41. (In Russian).

9. Razenkova N.E. Theoretical aspects of emotional-expressive development of personality. Siberian Pedagogical Journal, 2010, no. 6, pp. 296-304. (In Russian).

10. Beskrovnaya O.V., Koroleva A.V. Classical approaches to the problem of pedagogical mastery in the modern interpretation. In: Higher School Teacher: Traditions, Issues, Prospects. Tambov, Publ. House "Derzhavinsky", 2019, pp. 29-33. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Serikov V.V. Emotional and aesthetic resources of teacher's professional success. In: Pedagogical Education in the Cultural and Educational Space of a Modern University. Moscow, MAKS Press LLC, 2021, pp. 129136. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Клименко Александр Викторович - преподаватель кафедры хореографии. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: a1exandr.k1imenko.2020@mai1.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-6515-4831 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы, написание и оформление статьи.

Alexandr V. Klimenko - Lecturer of Choreography Department. Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation.

E-mail: alexandr.klimenko.2020@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6515-4831 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing and design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.