Научная статья на тему 'Оценочная деятельность как научно-педагогическая проблема'

Оценочная деятельность как научно-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ОЦЕНКА / EVALUATION / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ASSESSMENT / ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ / VALUE JUDGEMENT / УЧЕБНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ / ACADEMIC ACHIEVEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / PEDAGOGICAL DIMENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансур Нууман Юсеф

На основе обобщения научных исследований уточняются сущностные характеристики понятий «оценка», «деятельность», «оценочная деятельность». Особый акцент сделан на субъектный характер оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мансур Нууман Юсеф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPRAISAL ACTIVITY AS A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article clarifies the essential characteristics of the concepts of “score” on the basis of generalization of scientific research, “activity”, “evaluation activities”. Particular emphasis is placed on the subjective nature of the evaluation work of the teacher and students in the educational process.

Текст научной работы на тему «Оценочная деятельность как научно-педагогическая проблема»

УДК 371.3

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Надин Мансур

APPRAISAL ACTIVITY AS A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Nadin Mansur

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Roza.Sherayzina@novsu.ru

На основе обобщения научных исследований уточняются сущностные характеристики понятий «оценка», «деятельность», «оценочная деятельность». Особый акцент сделан на субъектный характер оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: деятельность, оценка, оценочная деятельность, оценочное суждение, учебное достижение, педагогическое измерение

The article clarifies the essential characteristics of the concepts of "score" on the basis of generalization of scientific research, "activity", "evaluation activities". Particular emphasis is placed on the subjective nature of the evaluation work of the teacher and students in the educational process.

Keywords: activities, evaluation, assessment, a value judgement, academic achievement, pedagogical dimension

Для уточнения сущностных характеристик по -нятия «оценочная деятельность» рассмотрим понятийное поле категорий «деятельность» и «оценка».

«Деятельность» имеет статус общенаучной категории . Так, в философии «деятельность» рассматривается как специфический человеческий способ отношения к миру, предметная деятельность (Л.П.Буева, А.А.Лекторский, В .С.Швырев); в социологии (Г.В .Осипов) — способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира [1-3].

В психолого-педагогических исследованиях «деятельность» представлена как активность субъекта, направленная на производство и порождение определенного объективированного продукта матери-

альной и духовной культуры. Так, Р.С.Немов определяет «деятельность» «как специфический вид активности человека, направленный на изменение и твор-ческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [4]. Согласно Э.Г.Юдину, «деятельность» является специфической человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [5].

В педагогике и психологии чаще всего «деятельность» формулируют как форму психической активности личности, направленную на познание и пре-образование мира и самого себя.

Ценными являются положения Л.П.Буевой о деятельности как процессе преобразования человеком

«окружающей природной и социальной реальности, включая его самого в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Деятельность имеет в качестве основных признаков целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, общение действующих индивидов».

Причем, преобразующий характер деятельности является ведущим свойством объективного порядка, но зависит от активной роли субъекта, продуктивного характера его действий. Н.Ф.Талызина рассматривает деятельность как систему и целостность, которая образована из разнородных элементов, но они все увязаны таким образом, что только вся эта система элементов в определенных связях и отношениях дает возможность решать задачу и реализовы-вать деятельность. К элементам деятельности как системы Н.Ф.Талызина относит: мотив, цель, предмет, ориентировочную основу, операционный состав или состав действий. Когда речь идет о деятельности, то всякую деятельность, по ее мнению, можно разложить на действия. Если речь идет о действии, то образование тоже системно, но там уже вместо действий выступают операции. И в деятельности, и в действии четыре функциональных блока, характерных для любой системы — управляющий, или ориентировочный, рабочий, или исполнительный, контрольный и корректировочный. Они есть и в действии, и в деятельности [6].

С точки зрения деятельностного подхода, разрабатываемого СЛ.Рубинштейном и его последователями, деятельность характеризуется следующими особенностями: это всегда деятельность субъекта, не может быть бессубъектной деятельности; деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; она хотя бы в минимальной степени всегда творческая и самостоятельная; природа деятельности связана с воздействием людей друг на друга. Субъект, по утверждению Рубинштейна, поднимает деятельность на новый уровень [7].

Обобщив различные исследования, мы выделили следующие важные положения:

Деятельность как атрибут человеческого существования. Составляющими которой выступают потребность — мотив — цель, которая в конкретных условиях ее достижения становится задачей, — средства достижения цели и решения задач — действия — операции (способы осуществления действий). Таким образом, цель ставится не произвольно, а в соответствии с объективными обстоятельствами и субъективными потребностями и мотивами индивидов. Именно цель определяет весь последующий процесс, осуществляемый субъектом. Любая деятельность детерминирована мотивационно-потребностными (внутренними) характеристиками индивида, которые, в свою очередь, могут быть стимулированы; поэтому можно говорить о двойственной природе деятельности. Обоснование соотношения общественного и индивидуального в деятельности заключает в себе идею активной жизненной позиции, поскольку вне общественных устремлений личности обедняется любой вид

деятельности (Б.Ф.Ломов) [8].

Предметность и осмысленность, выражая единство объективного и субъективного начала в деятельности, образуют сцепление объективно-субъективных основ (В.П.Зинченко) [9]. Важно, что в процессе деятельности индивид не только преобразует окружающий мир, но и изменяет самого себя, развивает способности, умения, чувства, эмоции, т.е. формирует собственный мир.

Логическими элементами деятельности являются субъект, объект, предмет, формы, методы, средства и результат. Для характеристики деятельности необходимо учитывать ее особенности, принципы и условия. Указанные понятия — необходимые и постоянные элементы любой деятельности, в том числе и управленческой.

Деятельности присущи предметность, преобразующий характер, процессуальность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, продукт психического отражения ее свойств, которые осуществляются в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не могут. Именно предмет, прежде всего, определяет выделение различных видов деятельности.

Основываясь на теоретических исследованиях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.П.Буевой, под деятельностью мы понимаем мотивационно обусловленное системное взаимодействие субъектов, направленное на преобразование каждого субъекта и условий их существования [1, 7, 8, 10].

Указанные характеристики деятельности в дальнейшем используем для определения оценочной деятельности, а теперь обратимся к категории «оценка».

Теоретический анализ позволяет утверждать, что феномен оценки и оценивания является предметом исследования в различных науках.

Категория «оценка» в философии рассматривается как отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.); определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека, а с другой стороны, предполагает учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности [11, с. 242]. В педагогике оценка определяет степень усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним учебными программами [12, с. 242]. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова оценку рассматривают как мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь [13, с. 406].

Однако, несмотря на довольно большое количество исследований, неопределенность относительно содержания этих понятий остается. Оценивание определяется как процесс, как совокупность умений (Ш.А.Амонашвили) [14]. Оценка также трактуется как деятельность по оцениванию (А.В.Хуторской) и

как результат этой деятельности [15]. При этом оценка и отметка различаются либо как процесс и результат, либо как качественно и количественно выраженное оценочное суждение.

С точки зрения Е.Г.Матвиевской, оценивание есть соотнесение объекта измерения с эталоном — оценочным основанием (признаком), принимаемым за единицу измерения, а оценка есть интерпретация (истолкование) оценивания, т.е. выведение результата. В этом значении оценка может рассматриваться как особая мыслительная процедура, синоним понятия «оценочное суждение».

Полиструктурность оценочных признаков, отмечает автор, приводит не только к тому, что точность измерения падает по мере увеличения числа признаков и усложнения задачи их иерархии, но и к тому, что выведение результата измерения (оценка) становится самостоятельным (аналитико-обобщающим) этапом оценочной деятельности [16].

Обобщая различные подходы к определению сущности понятий «деятельность», «оценка», «оценивание», мы под оценочной деятельностью учителя и учащихся будем понимать деятельность, обеспечивающую формирование оценочного суждения действий субъектов образовательного процесса. При этом оценочная деятельность в широком смысле рассматривается как целенаправленный, предварительно подготовленный, научно обоснованный контролируемый и управляемый процесс измерения учебных достижений субъектов образовательного процесса. В узком смысле оценочная деятельность учителя предполагает научное обоснование качества педагогических измерений, непосредственное управление процессом педагогического контроля, определение целей и условий контроля, принятие управленческого решения о выборе соответствующих цели и особенностям педагогов, измерений, фиксация результатов контроля.

1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.

2. Деятельность: теория, методология, проблемы / В.А.Лекторский, В.С.Швырев, И.Ф.Батищев. М.: Политиздат, 1990. 368 с.

3. Социологический энциклопедический словарь / Под. ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФРА; М.: Норма, 1998. 448 с.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2000. 688 с.

5. Юдин Э.Г. Методология науки. Систематичность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.

7. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.

8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.

9. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 15-16.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

11. Большой энциклопедический словарь / Гл.редактор А.М.Прохоров. СПб: Норинт, 1997. 1456 с.

12. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М.:Советская энциклопедия, 1966. 880 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТ-технологии, 2003. 944 с.

14. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.

15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. C. 58-64.

16. Матвиевская Е.Г. Культура оценочной деятельности педагога как социально-педагогический феномен // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 38-42.

References

1. Bueva L.P. Chelovek: deyatel'nost' i obshchenie [The Man: activity and communication]. Moscow, 1978. 216 p.

2. Lektorskiy V.A. et al. Deyatel'nost': teoriya, metodologiya, problemy [Activities: theory, methodology, problems]. Moscow, 1990. 368 p.

3. Osipov G.V., ed. Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1998. 448 p.

4. Nemov R.S. Psikhologiya in 3 vols, vol. 1: Obshchie osnovy psikhologii [Psychology: General principles of psychology]. Moscow, 2000. 688 p.

5. Yudin E.G. Metodologiya nauki. Sistematichnost'. Deyatel'nost' [Science methodology. Systematic. Activities]. Moscow, 1997. 444 p.

6. Talyzina N.F. Pedagogicheskaya psikhologiya: Ucheb. posob. dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy [Educational Psychology: A Textbook]. Moscow, 1998. 288 p.

7. Rubinshteyn S.L. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy. Osnovy ontologii, logiki i psikhologii [Selected philosophical and psychological works. Fundamentals of ontology, logic and psychology]. Moscow, 1997. 463 p.

8. Lomov B.F. Sistemnost' v psikhologii [Consistency in psychology]. Voronezh, 1996. 384 p.

9. Zinchenko V.P. O tselyakh i tsennostyakh obrazovaniya [On the purposes and values of education]. Pedagogika, 1997, no. 5, pp. 15-16.

10. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, 1977. 304 p.

11. Prokhorov A.M., ed. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Great Encyclopedic Dictionary]. Saint Petersburg, 1997. 1456 p.

12. Pedagogicheskaya entsiklopediya in 4 vols, vol. 3 [Educational Encyclopedia]. Moscow, 1966. 880 p.

13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian language]. Moscow, 2003. 944 p.

14. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funktsiya otsenki ucheniya shkol'nikov [Educational and educational function of school evaluation exercises]. Moscow, 1984. 297 p.

15. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented education paradigm]. Narodnoe obrazovanie, 2003, no. 2, pp. 58-64.

16. Matvievskaya E.G. Kul'tura otsenochnoy deyatel'nosti pedagoga kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen [Culture estimated activity of the teacher as a social and pedagogical phenomenon]. Standarty i monitoring v obrazovanii, 2009, no. 2, pp. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.