Научная статья на тему 'Оценка зрелости государственных гражданских служащих к проектной деятельности (на примере Новгородской области)'

Оценка зрелости государственных гражданских служащих к проектной деятельности (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН / PROJECT MANAGEMENT / STAKEHOLDERS / PUBLIC ADMINISTRATION / READINESS FOR PROJECT MANAGEMENT / BLOCKING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Притула О.Д., Штрейс Д.С.

В настоящей статье излагаются результаты исследования, посвященные оценке степени готовности государственных гражданских служащих к проектному управлению на примере Новгородской области. Авторы статьи, на основе проведенного анализа выделяют факторы успеха и факторы, тормозящие внедрение проектного управления в органах исполнительной власти региона, а также рассматривают возможные варианты активизации позиции государственных служащих в аспекте внедрения и реализации управления проектами в государственном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Притула О.Д., Штрейс Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study on assessing the degree of readiness of state officials for project management in the example of the Novgorod region. The authors of the article, based on the analysis, identify success factors and factors hindering the implementation of project management in the executive authorities of the region, as well as consider possible options for activating the position of state officials in the aspect of project management in the public sector.

Текст научной работы на тему «Оценка зрелости государственных гражданских служащих к проектной деятельности (на примере Новгородской области)»

Экономические науки

45

УДК 338, 353.2

ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)1

Притула О. Д., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов Новгородского филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: pritula.ok@gmail.com

Штрейс Д. С., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики управления Новгородского филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: shtden@yandex.ru

В настоящей статье излагаются результаты исследования, посвященные оценке степени готовности государственных гражданских служащих к проектному управлению на примере Новгородской области. Авторы статьи, на основе проведенного анализа выделяют факторы успеха и факторы, тормозящие внедрение проектного управления в органах исполнительной власти региона, а также рассматривают возможные варианты активизации позиции государственных служащих в аспекте внедрения и реализации управления проектами в государственном секторе.

Ключевые слова: проектное управление, участники проектной деятельности, государственное управление, готовность к проектному управлению, технология блокчейн.

MATURITY ASSESSMENT OF CIVIL SERVANTS TO PROJECT ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVGOROD REGION)

Prytula O. D., in Economics, associate professor, head of the department of personnel policy and human resource management, Novgorod branch

FSBEI HE "The Russian Academy of National Economy and Public Service under the President Russian Federation"

Shtreys D. S., Ph.D. in Historical science, associate professor, head of the department of personnel policy and human resource management, Novgorod branch

FSBEI HE "The Russian Academy of National Economy and Public Service under the President Russian Federation"

The article presents the results of a study on assessing the degree of readiness of state officials for project management in the example of the Novgorod region. The authors of the article, based on the analysis, identify success factors and factors hindering the implementation of project management in the executive authorities of the region, as well as consider possible options for activating the position of state officials in the aspect of project management in the public sector.

Key words: project management, stakeholders, public administration, readiness for project management, blocking technology.

На современном этапе, в условиях поиска новых подходов к повышению эффективности государственного управления возникает необходимость актуализации проектного менеджмента как оптимальной технологии решения

государственных задач. В этой связи фактором успешного, результативного внедрения проектного управления является наличие необходимых компетенций у государственных гражданских служащих, способствующих его практической реализации в государственном секторе.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта «Обоснование и разработка модели проектно-ориентированного управления в государственном секторе (на примере Новгородской области)», № 16-12-53003.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 03 декабря 2015 года была отмечена необходимость создания механизма реализации наиболее важных проектов в государственном секторе [1]. В основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, предполагается продолжение работы по обеспечению проектного структурирования расходов федерального бюджета, в том числе путем внедрения процедур проектного управления. Кроме того, планируется расширение практики реализации мероприятий государственных программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов реализации конкретных программных мероприятий [2].

Однако существует ряд проблем и сложностей, с которыми сталкиваются органы власти на практике при переходе к проектному менеджменту, среди основных препятствий можно выделить:

- кадровые проблемы ввиду нехватки проектных специалистов необходимого уровня и «текучки» в органах власти;

- новые «правила игры» могут выполняться «для галочки» ввиду психологической неподготовленности управленческого персонала, неготовности руководящего состава к повышению ответственности за принимаемые решения;

- наличие высокой степени инертности старых систем управления, что влечет отторжение под-

ходов и инструментов проектного управления в принципе;

- наличие конфликтов «двойного подчинения» в связи с параллельным использованием различных подходов к управлению (процессный, программный подходы).

Перечисленные сложности по большей части связаны с уровнем готовности менеджеров, применять на практике принципы и правила проектного управления.

В настоящей статье представлены результаты прикладного исследования, целью проведения которого явилась оценка степени готовности государственных служащих Новгородской области к внедрению в свою практическую деятельность подходов и процедур проектного управления.

Для реализации указанной цели авторами было проведено выборочное бесповторное наблюдение посредством организации опроса (анкетирования) государственных гражданских служащих Новгородской области. Государственным служащим были предложены к заполнению два опросных листа (таблица 1 и таблица 2), где им следовало дать оценку значимости каждого фактора (проблемы) по следующим условиям:

- в первом случае предлагалось оценить факторы успеха внедрения проектного управления в органах власти Новгородской области (от 1 до 9, наиболее значимый 9 и так далее по убыванию, наименее значимый 1, повторяться оценочное значение не должно, например двум факторам нельзя присвоить оценку 9).

Таблица 1

Опросный лист 1 «Оценка факторов успеха внедрения проектного управления в органах власти региона» с итоговыми оценочными результатами

Факторы успеха внедрения проектного управления в органах власти региона Итоговая оценка

1. Высокий уровень поддержки применения принципов проектного управления со стороны высшего должностного лица субъекта (губернатора) 6,0

2. Определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления 5,8

3. Наличие межведомственного взаимодействия органов государственного управления в регионе 5,7

4. Широкое вовлечение работников в проектную деятельность и их профессиональное обучение 5,6

5. Создание среды оценки и отбора проектов для реализации (экспертные комиссии по рассмотрению проектов, привлечение внешних экспертов) 2,8

6. Построение системы администрирования «от исполнителя проекта до руководителя органа власти», регулярное информирование руководства о ходе внедрения проектного управления 4,9

ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ )

7. Формализация проектного управления (проектная документация, роли, процедуры, порядки) 4,2

8. Наличие технологической поддержки проектной деятельности (автоматизированная информационная система) 5,8

9. Мотивационная политика, ориентированная как на участие работников в проектах, так и на успешное их завершение - материальное стимулирование государственных служащих, успешно завершивших реализацию проекта 5,9

Добавьте фактор, на Ваш взгляд актуальный, но не учтенный в предложенном перечне

- во втором случае необходимо было оценить проблемы, тормозящие внедрение проектного управления в органах исполнительной власти Новгородской области (от 1 до 7, наиболее зна-

чимая 7 и так далее по убыванию, наименее значимая 1, повторяться оценочное значение не должно, например двум проблемам нельзя присвоить оценку 7).

Таблица 2

Опросный лист 2 «Оценка проблем, тормозящих внедрение проектного управления в органах исполнительной власти региона» с итоговыми оценочными результатами

Проблемы (факторы), тормозящие внедрение проектного управления в органах исполнительной власти региона Итоговая оценка

1. Неразвитая нормативно-правовая база и низкий уровень методической поддержки со стороны федеральных органов власти 4,3

2. Слабая активность, инициативность и мотивация государственных органов исполнительной власти при использовании проектных принципов управления 3,1

3. Отсутствие необходимых знаний и навыков у государственных служащих в сфере проектного управления 4,8

4. Недостаточный уровень технологической поддержки проектной деятельности 4,6

5. Проблемы, возникающие по причине наличия конфликтов противоречий функционального и проектного подходов к управлению (двойное подчинение) 4,2

6. Формальное использование новых методов работы (сопротивление изменениям) 2,5

7. Отсутствие межведомственной координации органов государственного управления 4,5

Добавьте проблему, на Ваш взгляд актуальную, но не учтенную в предложенном перечне

Для итоговой оценки собранной информации были рассчитаны средние характеристики по каждому перечисленному в таблице фактору (проблеме). Это позволило получить итоговые усредненные значения оценки, которые представлены в столбцах «итоговая оценка» в таблицах 1 и 2.

Проведенный опрос по первому оценочному листу позволил сделать вывод, что государственные гражданские служащие в качестве

ключевых факторов успеха внедрения проектного управления в органы исполнительной власти Новгородской области отмечают: высокий уровень поддержки проектного управления со стороны высшего должностного лица субъекта (6,0); моти-вационную политику, ориентированную на участие работников в проектах (5,9); определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления (5,8); наличие техноло-

гическои поддержки проектной деятельности (5,8) и наличие межведомственного взаимодействия органов государственного управления в регионе (5,7) - рисунок 1. Необходимо отметить, что акцент на мотивацию является традиционно высоким фактором.

Укрупнение обозначенных в таблице-1 факторов успеха внедрения проектного управления в органы власти региона позволяет сформулировать варианты активизации позиции государственных служащих в аспекте управления проектами в государственном секторе.

Рис. 1. Факторы успеха внедрения проектного управления в органах власти Новгородской области

Таким образом, определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления; создание среды оценки и отбора проектов для реализации; построение системы администрирования «от исполнителя проекта до руководителя органа власти» может быть решено посредством создания Проектного офиса, что позволит получить в будущем синергетический эффект. Усиление межведомственного взаимодействия органов государственного управления в регионе, а так же технологической поддержки проектной деятельности может быть достигнуто на платформе технологии блокчейн. Широкое вовлечение работников в проектную деятельность и их профессиональное обучение, формализация проектного управления решается за счет

проведения курсов повышения квалификации государственных служащих. При этом формализация проектного управления усиливается через актуализацию рабочей документации и совершенствования методических рекомендаций, разработки совокупности положений.

Опрос, проведенный среди государственных гражданских служащих Новгородской области с целью выявления факторов, тормозящих внедрение проектного управления в органах исполнительной власти, показал, что ключевыми проблемами выступают: отсутствие необходимых знаний и навыков (4,8), недостаточный уровень технологической поддержки (4,6) и отсутствие межведомственной координации в проектной деятельности (4,5) - рисунок 2.

ОЦЕНКА ЗРЕЛОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ )

7. Отсутствие межведомственной координации органов государственного управления

6. Формальное использование новых методов работы (сопротивление изменениям)

1. Неразвитая нормативно-правовая база и низкий уровень

методической поддержки со стороны федеральных органов...

5,00

Проблемы, возникающ. ие по причине наличи конфликтов п ротиворечий функционального и...

2.Слабая активность, инициативность и мотивация госуда рственных

органов исполнительной...

3. Отсутствие необходимых знаний и навыкову государственных служа щих в сфере проектного управления

Недостаточный уровень технологической поддержки проектной деятельности

■Ряд1

Рис. 2. Факторы препятствующие внедрению проектного управления в органах исполнительной власти Новгородской области

Решить указанные проблемы возможно на основе предложенных ранее подходов и технологий. В частности, первая проблема может быть решена посредством повышения квалификации государственных служащих. Вариантом решения второй и третьей проблем могут служить государственные информационные системы, внедрение технологии блокчейн.

Сопоставление полученных в ходе опроса результатов позволяет сделать вывод о степени зрелости государственных гражданских служащих Новгородской области к проектному управлению - таблица 3.

Таблица 3

Ключевые факторы успеха и ключевые проблемы, тормозящие внедрения проектного управления в органах власти Новгородской области

Ключевые факторы успеха внедрения проектного управления в органах власти региона Значение итоговой оценки Ключевые проблемы, тормозящие внедрение проектного управления в органах исполнительной власти региона Значение итоговой оценки

Высокий уровень поддержки применения принципов проектного управления со стороны высшего должностного лица субъекта 6,0 отсутствие необходимых знаний и навыков 4,8

Мотивационную политика, ориентированную как на участие работников в проектах, так и на успешное их завершение 5,9 недостаточный уровень технологической поддержки 4.6

Определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления 5,8 отсутствие межведомственной координации в проектной деятельности 4,5

Наличие технологической поддержки проектной деятельности 5,8 неразвитая нормативно-правовая база и низкий уровень методической поддержки со стороны федеральных органов власти 4,3

Наличие межведомственного взаимодействия органов государственного и муниципального управления в регионе 5,7 проблемы, возникающие по причине наличия конфликтов противоречий функционального и проектного подходов к управлению (двойное подчинение) 4,2

Представленная в таблице 3 информация дает возможность сделать вывод: государственные гражданские служащие Новгородской области присвоили наибольшее значение именно тем характеристикам (успешности и неуспешности проектного управления), в которых сформулированы родовые признаки проектного менеджмента. В то время как процессные составляющие отошли на второй план.

Таким образом, на современном этапе в среде государственных гражданских служащих Новгородской области формируется понимание об актуальности и значимости проектного подхода в государственном управлении. Но, при этом они

не обладают необходимым объемом компетенций для успешной проектной деятельности.

В заключение следует отметить, что по утверждению директора департамента проектной деятельности правительства Андрей Слепнева «с 2017 года у федеральных органов власти и регионов появится рейтинг эффективности проектного управления, критерии разработает Центр проектного менеджмента РАНХиГС. Конкретные проекты будут оценивать, например, по срокам, по результатам, по эффекту для бизнеса и граждан» [3]. Наличие рейтинга регионов еще раз актуализирует необходимость наличия команды менеджеров готовой к проектному управлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации»

2. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

3. У власти появится рейтинг эффективности проектного управления // Ведомости 02.11. 2016 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/03/663447-reiting-effektivnosti-upravleniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.