ное и планомерное информирование самых широких слоев населения и специалистов следует считать наиболее целесообразным и полезным.
Л и т е р а т у р а
1. Алова А. Ц Огонек.— 1989.— № 28.— С. 2.
2. Васильева И. // Моск. новости.— 1989.— № 21.— С. 14.
3. Вьедма К. // Здоровье мира.— 1989.— № 3.— С. 16—17.
4. Гоголь И. II Правда.— 1989.— 7 авг.
5. Жуховицкий Л., Хессланд Л. // Иностр. лит.— № 2.— 1989.— С. 193—211.
6. Ивченко Л. II Известия.— 1989.— 31 июля.
7. Кокурина Е. // Моск. новости.— 1989.— № 40.— С. 4.
8. Лалаянц И., Милованова Л. М. // Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева.— 1988.— Т. 33, № 3.— С. 99— 103.
9. Лалаянц И. // Мед. газета.— 1989.— 23 аир.
10. Лалаянц И. Э., Милованова Л. С. // Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева.— 1989.— Т. 34, № 3.— С. 416—419.
11. Лалаянц И. Э., Милованова Л. С. // Педиатрия.— 1989.— № 6.— С. 96—101.
12. Лалаянц И. Э., Милованова Л. С. // Фармакол. и ток-сикол.— 1989.— Т. 52, № 3.— С. 101 — 110.
13. Лалаянц И. Э., Неклюдов И. И. // Мед. газета.— 1989.— 12 марта.
14. Лалаянц И. Э., Неклюдов И. Н. // Там же.— 17 сент.
15. Лалаянц И. Э., Милованова Л. С. СПИД: Катастрофа XX века.— М., 1990.
16. Лебединский А. // Мед. газета.— 1989.— 12 мая.
17. Лихолитов В. II Там же.— 18 окт.; 20 окт.
18 .Милованова Л. С., Лалаянц И. Э. / / Молодой коммунист.— 1989.— № 2.— С. 46—53.
19. Наркевич М. И. // Всесоюз. радио.— 1989.— 28 окт.; 25 нояб.
20. Неклюдов И. Н. // Мед. газета.— 1989.— 17 февр.
21—22. Скворцов Я. Литератур, газета.— 1989.— 2 авг.
23. Тищенко Л. ДГагаев Г. КСомов А. Б. СПИД: Проблемы лечения и профилактики.— М., 1989.
24. Чазов Е. И. // Мед. газета.— 1988.— 3 февр.
25. Шевелев А. С. СПИД — загадка века.— М., 1989.
26. Adler М. I/ Brit. med. J.— 1988.— Vol.— P. 57.
27. Anderson /. // New Scient.— 1989.— N 1647.— P. 33.
28. Anderson R., May R. // Nature.— 1988.— Vol. 333.— P. 514 —519.
29. Baum R. // Chem eng. News.— 1989.— Vol. 67.— P. 36—47.
30. Bayer R. AIDS and Politics.— New York, 1989.
31. Blundell Т. Ц Nature.— 1989.— Vol. 337.— P. 596—597.
32. Bolognesi D. // Ibid.— Vol. 340.— P. 431—432.
33. Booth W. II Science.— 1989.— Vol. 242.— P. 1237—1238.
34. Capon D., Chamow S.f Mordenti J. et al. // Nature.— 1989.— Vol. 337.— P. 525—531.
35. Castro К. Ц Science.— 1988.— Vol. 239.— P. 193—197.
36. Clapharn P., Weber J., Whitby D. et al. // Nature.— 1989.— Vol. 337.— P. 368—370.
37. Coles P. 11 Ibid.— 1988.— Vol. 335.— P. 6.
38. Coles P. Ц Ibid.— 1989.— Vol. 339.— P. 163.
39. Connor S. // New Scient.— 1989.— N 1659.— P. 25—26.
40. Editorial // J. A. M. A.— 1988.— Vol. 260.— P. 1205—1206.
41. Editorial 11 Nature.— 1988.— Vol. 331.— P. 377—378.
42. Editorial // Ibid.— 1989.— Vol. 339—P. 326.
43. Editorial // Ibid.— Vol. 340.— P. 663.
44. Evans D. // Ibid.— Vol. 339.— P. 385—387.
45. Ezzel С. 11 Ibid.— 1988.— Vol. 332.— P. 3—4.
46. Ezzel С. U Ibid.— Vol. 335.— P. 6—7.
47. Gage R. // US News Wld Rep.— 1989.— July.— P. 62.
48. Hendriks A. 11 Wld AIDS.— 1989.— N 9.— P. 5.
49. Hirsh V., Olmsted R., Murphey M. et al. // Nature.— 1989.— Vol 339 _ P 389_391
50. Joyce С. /I New Scient.— 1989.— N 1679.— P. 22.
51. Kingman S. Ц Ibid.— 1988.— N 1608.— P. 26.
52. Kingman S. // Ibid.— N 1609.— P. 21.
53. Kingman S. Ц Ibid.— N 1620.— P. 32.
54. Kingman S. // Ibid.— 1989.— N 1665.— P. 37—42.
55. Kingman S. // Ibid.— N 1666.— P. 38.
56. Kingman S. // Ibid.— N 1669.— P. 37—38.
57. Kingman 5. // Ibid.— N 1652.— P. 65.
58. Larder В., Darby G., Richman D. // Science.— 1989.— Vol. 243.— P. 1731 — 1734.
59. Lee H., Swanson P., Shorty V. et al. 11 Ibid.— Vol. 244.— P. 471—473.
60. Mar link R., Ricard D., M'Boup S. et al. // AIDS Res. Hum. Betrivir.— 1988.— Vol. 4.— P. 137—148.
61. Marx J. U Science.— 1989.— Vol. 243.— P. 164.
62. Marx J. U Ibid.— P. 1551 — 1552.
63. Marx J. U Ibid.— Vol. 245.— P.470—471.
64. McClure M. U New Scient.— 1989.— N 1657.— P. 46—52.
65. Mosier D., Gulizia R., Baird S. et al. // Nature.— 1988.— Vol. 335.— P. 256—259.
66. Newmark P. // Ibid.— 1989.— Vol. 341.— P. 566—567.
67. Ostling R. 11 Time.— 1989.— 13 Nov.— P. 44—45.
68. Piot P., Plummer F., Mhalu F. et al. II Science.— 1988.— Vol. 239.— P. 573—579.
69. Reddy E., Sandberg M. // Ibid.— 1989.— Vol. 243.— P. 529
_533
70. Schittman S. 11 Ibid.— Vol. 245.— P. 305—308.
71. Selig man J./ / Newsweek.— 1989.— 12 June.—P. 55—56.
72. Swinbanks D. // Nature.— 1989.— Vol. 340.— P. 416.
73. Thompson D. // Time.— 1989.— 19 June.— P. 47. •74. Weiss R. // Nature.— 1989.— Vol. 338.— P. 458.
75. Wickelgren I. 11 Sei. News.— 1989.— Vol. 135.— P. 389.
76. Wickelgren /. // Ibid.— P. 199.
77. Zell R. 11 New Scient.— 1989.— N 1677.— P. 27.
Поступила 19.12.89
И. В. КУЗНЕЦОВ, Т. И. КУЗНЕЦОВА, 1990 УДК 616.98:578.828.61:[614.374
И. В. Кузнецов, Т. И. Кузнецова ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О СПИДЕ
Дом санитарного просвещения, Новокуйбышевск
Распространенность СПИДа в мире с каждым годом увеличивается. Растут носительство вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и заболеваемость СПИДом в нашей стране.
В условиях специфической незащищенности от СПИДа первейшее значение в предупреждении этого заболевания приобретает личный фактор, т. е. нравственное поведение населения и повышение профессиональной ответственности медработников.
С момента появления первых случаев СПИДа в нашей стране Дом санитарного просвещения организовал широкую санитарно-просветительную работу среди населения. При этом особое внимание обращалось на учащихся школ, ГПТУ, техникумов, рабочую молодежь предприятий и учреждений города.
Для выяснения знаний о СПИДе среди учащихся 8—10-х классов 2 школ было распространено
100 анкет с 13 вопросами. Собрано и обработано 85 анкет.
Сведения о СПИДе получили из журналов «Здоровье», «Смена», «Юность» 34 % анкетируемых, из газет 15 %, научно-популярной литературы 12 %, бесед и лекций медработников и педагогов 24 %, телепередач .и кинофильмов 10 %, других источников 5 % опрошенных.
На вопрос, как расшифровывается слово СПИД, только 17 (20 %) человек ответили, что это болезнь, связанная со снижением защитных функций организма, т. е. иммунодефицитом. Все другие школьники расшифровать слово СПИД не смогли.
О происхождении болезни не знали 49 (57,6 %) человек, 25 (29,4 %) указали, что она завезена с Африканского континента, 3 (3,5 %) человека ответили, что возбудитель СПИДа (ВИЧ) выделен в лабораторных условиях, 8 (9,4 %) человек от ответа на этот вопрос воздержались.
Возбудитель болезни — вирус назвали 53 (62,4 %) школьника. 32 (37,6 %) о возбудителе СПИДа понятия не имели. Пути выделения вируса из организма во внешнюю среду назвали 57 (67 %), в том числе с кровью — 36,3 %, с выделением половых органов — 17,4 %, с молоком матери — 13,3 %.
Об устойчивости вируса и длительности его сохранения во внешней среде не знали 53,6 % ответивших на анкету, вместе с тем 28,8 % указали на большой, а 17,6 % — на неизвестный срок выживания вируса вне организма человека.
Клинических проявлений СПИДа не знали 11 (12,2 %) опрошенных, а другие 74 человека назвали 131 признак СПИДа.
Отвечая на вопросы о длительности течения и исходе заболевания, каждый второй (49,5 %) указал, что болезнь продолжительна и неизлечима. Остальные от ответа воздержались, по-видимому, школьники недооценивают драматических последствий СПИДа.
В своих ответах на вопрос о распространенности СПИДа в нашей стране 45 (52,9 %) человек привели цифры, отражающие ситуацию на момент анкетирования, 21 (24,8 %) школьник не имел таких сведений, 13 (15,3 %) указали на большое число и 6 (7 %) — на незначительное число больных и вирусоносителей.
На вопрос о путях передачи СПИДа было получено 147 ответов: на заражение половым путем
указали 47 (33,3 %) человек, через кровь при переливании — 39 (23,4 %), в результате инъекции нестерильными шприцами 21 (14,8 %), при внутриутробном развитии и рождении ребенка — 13 (9,2 %), через молоко матери — 5 (3,5 %), через слюну при поцелуях — 4 (3 %), не ответили 18 (12,8%) анкетируемых.
В анкете был предложен вопрос, кому чаще угрожает СПИД. На него получили 141 ответ. Большинство ответивших — 125 (88,6 %) — назвали лиц, ведущих аморальный образ жизни, в том числе 40 (28,3 %) — проституток, 38 (26,9 %) — гомосексуалистов, 47 (33,4 %) — наркоманов, 6 (4,2 %) — реципиентов крови, 4 (2,8 %) — детей больных матерей и 6 (4,2 %) — лиц, обращающихся в медицинские учреждения.
По вопросу борьбы со СПИДом 55 учащихся высказали 127 предложений, среди которых были следующие: своевременное и полное выявление больных и носителей вируса СПИДа (41,7%), внедрение и широкое использование одноразовых систем и инструментов для медицинских манипуляций (18,9 %), увеличение производства и продажи презервативов (12,6 %), повышение контроля за стерилизацией инструментов для манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях (8,7 %), повышение личной ответственности людей (7,9 %), расширение и совершенствование разъяснительной работы среди населения (5,5 %), ужесточение мер к наркоманам и проституткам
Наше исследование показало, что учащиеся имеют недостаточно полное представление о СПИДе, особенностях его проявления, путях заражения и мерах профилактики. Значительная часть опрошенных недооценивает отрицательную роль безнравственного поведения в распространении СПИДа. В предложениях по борьбе со СПИДом были указания на необходимость применения крайне резких мер по отношению к больным — источникам СПИДа.
С целью повышения и углубления знаний школьников о СПИДе следует проводить научно аргументированную разъяснительную работу, подчеркивая необходимость гуманного отношения к больным СПИДом и носителям ВИЧ.
Поступила 11.10.89