Научная статья на тему 'Оценка знаний и навыков клинических ординаторов по трансфузиологии'

Оценка знаний и навыков клинических ординаторов по трансфузиологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ / BLOOD TRANSFUSION / КЛИНИЧЕСКИЙ ОРДИНАТОР / CLINICAL RESIDENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / ОПРОС / QUESTIONNAIRE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чемоданов И. Г., Шестаков Е. А., Камельских Д. В., Жибурт Е. Б.

Оценили: а) уровень знаний по трансфузиологии у обучающихся в клинической ординатуре, б) эффективность 4-часового занятия по практике переливания крови в многопрофильной клинике с ординаторами 14 клинических кафедр. Опросник из 10 вопросов каждый слушатель заполнил до и после занятия. На каждый вопрос нужно было выбрать 1 верный вариант ответа из 4 предложенных. Из 120 слушателей опросник сдали 110 (61 – первого года обучения и 49 – второго). Доля верных ответов до занятия у ординаторов первого и второго года обучения в целом значимо не отличалась. После занятия доля верных ответов у ординаторов первого года обучения увеличилась на 29,5% (p<0,01) и второго года обучения – на 26,7% (p<0,01). Не выявлено существенных различий знаний по трансфузиологии у обучающихся мужчин и женщин. Доля верных ответов ординаторов отдельных кафедр значимо увеличилась с 54,8±7,9% до 80,3±8,1% (p<0,001). При этом обучение было наиболее эффективно для слушателей с невысоким уровнем базовых знаний: доли верных ответов до и после занятий не коррелируют, а уровень прироста знаний обратно коррелирует с долей верных ответов до начала занятий (r = -0,568; p = 0,028). Сделано заключение об эффективности проведения 4-часового занятия по трансфузиологии с клиническими ординаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чемоданов И. Г., Шестаков Е. А., Камельских Д. В., Жибурт Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF CLINICAL ORDINATORS IN TRANSFUSIOLOGY

We evaluated: a) the level of knowledge on transfusion medicine in students in clinical residency, b) the effectiveness of a 4-hour session on the practice of blood transfusion in a multidisciplinary clinic with residents of 14 clinical departments. A questionnaire of 10 questions each student filled in before and after classes. For each question it was necessary to choose 1 correct variant of the answer from 4 proposed ones. Of the 120 students, the questionnaire was passed 110 (61 the first year of study and 49 the second). The proportion of correct answers prior to the session for the first and second year students was not significantly different. After the lesson, the proportion of correct answers among first-year residents increased by 29.5% (p <0.01) and the second year of education by 26.7% (p<0.01). There were no significant differences in knowledge of blood transfusion among students of men and women. The proportion of correct answers of residents of individual departments significantly increased from 54.8±7.9% to 80.3±8.1% (p<0.001). At the same time, the training was most effective for students with a low level of basic knowledge: the proportion of correct answers before and after classes does not correlate, and the level of knowledge gain is inversely correlated with the proportion of correct answers before the classes begin (r = -0.568; p = 0.028). A conclusion was made about the effectiveness of conducting a 4-hour lesson on transfusiology with clinical residents.

Текст научной работы на тему «Оценка знаний и навыков клинических ординаторов по трансфузиологии»

Чемоданов И.Г., Шестаков Е.А., Камельских Д.В., Жибурт Е.Б.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

Чемоданов И.Г., Шестаков Е.А., Камельских Д.В., Жибурт Е.Б. УДК: 615.37/38:614.253.4.003.12/.9/.85

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва

Резюме

Оценили: а) уровень знаний по трансфузиологии у обучающихся в клинической ординатуре, б) эффективность 4-часового занятия по практике переливания крови в многопрофильной клинике с ординаторами 14 клинических кафедр. Опросник из 10 вопросов каждый слушатель заполнил до и после занятия. На каждый вопрос нужно было выбрать 1 верный вариант ответа из 4 предложенных. Из 120 слушателей опросник сдали 110 (61 - первого года обучения и 49 - второго). Доля верных ответов до занятия у ординаторов первого и второго года обучения в целом значимо не отличалась. После занятия доля верных ответов у ординаторов первого года обучения увеличилась на 29,5% (р<0,01) и второго года обучения - на 26,7% (р<0,01). Не выявлено существенных различий знаний по трансфузиологии у обучающихся мужчин и женщин. Доля верных ответов ординаторов отдельных кафедр значимо увеличилась с 54,8±7,9% до 80,3±8,1% (р<0,001). При этом обучение было наиболее эффективно для слушателей с невысоким уровнем базовых знаний: доли верных ответов до и после занятий не коррелируют, а уровень прироста знаний обратно коррелирует с долей верных ответов до начала занятий (г = -0,568; р = 0,028).

Сделано заключение об эффективности проведения 4-часового занятия по трансфузиологии с клиническими ординаторами.

Ключевые слова: переливание крови, клинический ординатор, образование, лекция, опрос, эффективность.

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF CLINICAL ORDINATORS IN TRANSFUSIOLOGY

Chemodanov I.G., Shestakov E.A., Kamelskikh D.V., Zhiburt E.B.

We evaluated: a) the level of knowledge on transfusion medicine in students in clinical residency, b) the effectiveness of a 4-hour session on the practice of blood transfusion in a multidisciplinary clinic with residents of 14 clinical departments. A questionnaire of 10 questions each student filled in before and after classes. For each question it was necessary to choose 1 correct variant of the answer from 4 proposed ones. Of the 120 students, the questionnaire was passed 110 (61 - the first year of study and 49 - the second). The proportion of correct answers prior to the session for the first and second year students was not significantly different. After the lesson, the proportion of correct answers among first-year residents increased by 29.5% (p <0.01) and the second year of education by 26.7% (p<0.01). There were no significant differences in knowledge of blood transfusion among students of men and women. The proportion of correct answers of residents of individual departments significantly increased from 54.8±7.9% to 80.3±8.1% (p<0.001). At the same time, the training was most effective for students with a low level of basic knowledge: the proportion of correct answers before and after classes does not correlate, and the level of knowledge gain is inversely correlated with the proportion of correct answers before the classes begin (r = -0.568; p = 0.028).

A conclusion was made about the effectiveness of conducting a 4-hour lesson on transfusiology with clinical residents.

Keywords: blood transfusion, clinical resident, education, lecture, questionnaire, effectiveness.

Введение

Врач должен уметь применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, помощи с учетом стандартов медицинской помощи1.

Переливание донорской крови или ее компонентов должен уметь выполнять любой врач, поскольку оно предусмотрено более чем 400 стандартами помощи по всем разделам клинической медицины [1; 2].

Совершенствование знаний по трансфузиологии ведет к повышению медицинской и экономической эффективности клиники, рациональному расходованию дефицитных и дорогостоящих продуктов донорской крови [3; 4].

Соответственно, необходимо развивать формы и методы подготовки клиницистов в сфере трансфузион-ной медицины [5-7].

В октябре 2017 года руководством Пироговского Центра принято решение о проведении занятий со всеми клиническими ординаторами по общим проблемам клинической медицины. Честь провести первое занятие в этом цикле выпала кафедре трансфузиологии.

Цель исследования: оценить: а) уровень знаний по трансфузиологии у обучающихся в клинической ординатуре, б) эффективность 4-часового занятия по практике переливания крови в многопрофильной клинике.

Материал и методы исследования

С ординаторами 14 клинических кафедр было проведено 4-часовое занятие по трансфузиологии. Опросник из 10 вопросов (приложение) каждый слушатель заполнил до и после занятия. На каждый вопрос нужно было выбрать 1 верный вариант ответа из 4 предложенных. Из 120 слушателей опросник сдали 110 (61 - первого года обучения и 49 - второго).

Результаты обработаны с помощью дескриптивных статистик и корреляционного анализа при уровне значимости 0,05.

Результаты исследования

Доля верных ответов до занятия у ординаторов первого и второго года обучения в целом значимо не отличалась (отличия зафиксированы по 2 отдельным вопросам). После занятия доля верных ответов у ординаторов первого года обучения увеличилась на 29,5%

1 Приказ Минтруда России от 21 марта 2017 г. N 293н «Об утверждении профессионального стандарта "врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».

Чемоданов И.Г., Шестаков Е.А., Камельских Д.В., Жибурт Е.Б. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

(отношение шансов (ОШ) 4,08, 95% доверительный интервал (ДИ 95%) от 3,15 до 5,29, х2 = 119,9, р<0,01) и второго года обучения - на 26,7 % (ОШ 3,22, ДИ 95% от 2,46 до 4,22, х2 = 74,13, р<0,01). При этом доля верных ответов у ординаторов первого года обучения была на 6,5% выше, чем у ординаторов второго года обучения (ОШ 1,47, ДИ 95% от 1,1 до 1,97, х2 = 6,93, р<0,01).

В 4 случаях зафиксировано отсутствие прироста доли верных ответов, в том числе у обеих категорий слушателей - на дискутабельный вопрос 5. Обращает на себя низкий уровень исходной информированности по вопросам, связанным с переливанием плазмы.

За исключением начального ответа на вопрос о фенотипе «универсальных эритроцитов» не выявлено тендерных различий знаний по трансфузиологии (Табл. 2).

Лидеры по базисному уровню знаний (исключая будущих трансфузиологов) - кафедры: а) глазных болезней, б) анестезиологии и реаниматологии, в) гематологии и клеточной терапии.

Лидеры по приросту знаний - кафедры: а) оториноларингологии, б) лучевой диагностики с курсом клинической радиологии, в) урологии и нефрологии.

Доля верных ответов ординаторов отдельных кафедр значимо увеличилась с 54,8±7,9 % до 80,3±8,1% ^-критерий - 4,878; р<0,001) (Табл. 3). При этом обучение было наиболее эффективно для слушателей с невысоким уровнем базовых знаний: доли верных ответов до и после занятий не коррелируют, а уровень прироста знаний обратно коррелирует с долей верных ответов до начала занятий (г = -0,568; р = 0,028) (Рис. 1).

Табл. 1. Доля верных ответов клинических ординаторов 1-го (п = 61) и 2-го года (п = 49) обучения на вопросы по клинической трансфузиологии

Вопрос До занятия После занятия

1-й год 2-й год 1-й год 2-й год

П % П % П % п %

Эритроциты с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту 54 88,5 39 79,6 59 96,Г 49 100,0

Плазму с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту 24 39,3 21 42,9 53 86,9 39 79,6

Сколько раз мы в больнице определим у пациента фенотип АВО до переливания эритроцитов 32 52,5 16 32,7* 58 95,1 42 85,7

Признак дефицита факторов свертывания крови это 32 52,5 19 38,8 50 82,0 30 61,2

Мужчина 27 лет, открытый перелом голени, головокружение, ЧСС - 128 в минуту. Я перелью кровь при концентрации гемоглобина менее 14 23,0 22 44,9* 17 27,9^ 19 38,81

Плазма переливается с целью восполнения дефицита 14 23,0 13 26,5 39 63,9 25 51,0

Внутричерепное кровотечение у пациента, принимающего варфарин. Вводим концентрат 34 55,7 29 59,2 53 86,9 33 67,31

Для коррекции дефицита фибриногена вводим 45 73,8 28 57,1 54 88,5 49 100,0

Достаточная концентрация тромбоцитов (в 1 мкл) для хирургической операции 37 60,7 17 34,7* 54 88,5 34 69,4

Впервые в России кровь перелил 32 52,5 33 67,3 61 100,0 48 98,0

Все 318 52,1 237 48,4 498 81,6 368 75,1

Примечание: * - различие доли верных ответов у ординаторов первого и второго года обучения; 1 - отсутствие различие доли верных ответов до и после занятия.

Табл. 2. Доля верных ответов на вопросы по клинической трансфузиологии клинических ординаторов - мужчин (п = 58) и женщин (п = 52)

Вопрос До занятия После занятия

Муж. Жен. Муж. Жен.

П % П % П % п %

Эритроциты с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту 43 74,1 50 96,2* 57 98,3 51 98,1

Плазму с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту 24 41,4 21 40,4 49 84,5 43 82,7

Сколько раз мы в больнице определим у пациента фенотип АВО до переливания эритроцитов 22 37,9 26 50,0 51 87,9 49 94,2

Признак дефицита факторов свертывания крови это 29 50,0 22 42,3 38 65,5 42 80,8

Мужчина 27 лет, открытый перелом голени, головокружение, ЧСС - 128 в минуту. Я перелью кровь при концентрации гемоглобина менее 21 36,2 15 28,8 23 39,71 13 25,01

Плазма переливается с целью восполнения дефицита 18 31,0 9 17,3 36 62,1 28 53,8

Внутричерепное кровотечение у пациента, принимающего варфарин. Вводим концентрат 34 58,6 29 55,8 44 75,9 42 80,8

Для коррекции дефицита фибриногена вводим 34 58,6 39 75,0 53 91,4 50 96,2

Достаточная концентрация тромбоцитов (в 1 мкл) для хирургической операции 28 48,3 26 50,0 44 75,9 44 84,6

Впервые в России кровь перелил 39 67,2 26 50,0 58 100,0 51 98,1

Всего 292 50,3 263 78,1 453 50,6 413 79,4

О Р И Г И Н А Л Ь Н Ы Е С Т А Т Ь И

Чемоданов И.Г., Шестаков Е.А., Камельских Д.В., Жибурт Е.Б.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

100 90 _ 80 _ 70 _ 60 _ 50 _ 40 _ 30 _ 20 _ 10_ 0__

35

О

о

о о

о°

у = -1,4087х + 128,29 R2 = 0,34361

Приложение

О О"

■гз..

—I—

45

—I—

55

—i— 65

—i— 75

—i— 85

—i 95

Доля верных ответов до занятия,

Кафедра Всего Верные ответы Прирост,

ординаторов До занятия После занятия %

n % n %

1 4 25 62,5 32 80 28

2 1 5 50 9 90 80

3 5 30 60 43 86 43,3

4 9 66 73,3 72 80 9,1

5 2 11 55 16 80 45,5

6 12 55 45,8 100 83,3 82

7 8 36 45 67 83,8 86,1

8 18 75 41,7 136 75,6 81,3

9 6 27 45 52 86,7 92,6

10 2 12 60 15 75 25

11 1 9 90 10 100 11,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 9 46 51,1 85 94,4 84,8

13 1 4 40 4 40 0

14 32 154 48,1 225 70,3 46,1

Всего 110 555 50,5 866 78,7 55,8

ОПРОСНИК ПО ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

Рис. 1. Обратная корреляция уровня прироста знаний и доли верных ответов до начала занятий

Табл. 3. Доля верных ответов клинических ординаторов различных кафедр

Обведите, пожалуйста, 1 верный ответ.

Самостоятельно, не советуясь с коллегами.

1. Эритроциты с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту

А B АВ O

2. Плазму с каким фенотипом можно перелить любому реципиенту

А B АВ O

3. Сколько раз мы в больнице определим у пациента фенотип АВО

до переливания эритроцитов

1 2 3 3

4. Признак дефицита факторов свертывания крови это

Анурия АЧТВ5 сек угол альфа ТЭГ 88° МНО 8,2

5. Мужчина 27 лет, открытый перелом голени, головокружение,

ЧСС -128 в минуту. Я перелью кровь при концентрации гемоглобина менее

60 г/л 80 г/л 90 г/л 100 г/л

6. Плазма переливается с целью восполнения дефицита

ОЦК факторов белка все перечис-

свертывания ленное

7. Внутричерепное кровотечение у пациента, принимающего варфарин.

Вводим концентрат

Тромбоцитов Дабигатрана Протромбинового Эритроцитов

комплекса

8. Для коррекции дефицита фибриногена вводим

Транексам Криопреципитат МНО Адреналин

9. Достаточная концентрация тромбоцитов (в 1 мкл)

для хирургическом операции

5000 10000 50000 1х1012

10. Впервые в России кровь перелил

Бурденко Вольф Пирогов Семашко

Заключение

Проведение 4-часового занятия по трансфузиологии с клиническими ординаторами повысило долю верных ответов слушателей на специализированный опросник с 50,5% до 78,7% (ОШ 3,63, ДИ 95% от 3,02 до 4,38, X2 = 192,23, р<0,01).

Литература

1. Жибурт, Е.Б. Менеджмент крови пациента при критическом кровотечении и массивной трансфузии// Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И.Пирогова. - 2013. - Т. 8, № 4. - С. 71-77.

2. Сидоров, С.К., Чемоданов, И.Г., Аюпова, Р.Ф., Кожемяко, О.В., Ших-мирзаев, Т.А., Жибурт, Е.Б. Стандарты и индивидуальные подходы в клинической трансфузиологии// Трансфузиология. - 2017. - Т. 18, № 2. - С. 55-60.

3. Губанова, М.Н., Мамадалиев, Д.М., Шестаков, Е.А., Кожевников, А.С., Неразик, В.Н., Очеретная, Е.А., Борисенко, С.Н., Жибурт, Е.Б. Эволюция переливания крови в филиалах Пироговского Центра // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2014. - Т. 9, № 3.

- С. 71-74.

Жибурт, Е.Б., Мадзае,в С.Р., Шестаков, Е.А., Файбушевич, А.Г., Протопопова, Е.Б. Медицинская и экономическая эффективность ограничительной стратегии переливания крови // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2015. - Т. 10, № 1. - С. 100-102. Жибурт, Е.Б., Коденев, А.Т., Губанова, М.Н., Копченко Т.Г. К вопросу о знаниях в детской трансфузиологии // Вестник интенсивной терапии. - 2009.

- №1. - С. 38-40.

Шевченко, Ю.Л., Карпов, О.Э., Шалыгин, Л.Д. Становление и развитие профессионального образования в Пироговском Центре (к 10 летию Института усовершенствования врачей Пироговского Центра)// Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2013. - Т. 8, № 1.

- С. 7-12.

Карпов, О.Э., Логинов, А.Ф., Гавришев, М.Ю. Интеграция дистанционных технологий обучения в практику лечебных учреждений// Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2016. - Т. 11, № 4.

- С. 73-75.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70

НМХЦ им. Н.И. Пирогова, Институт усовершенствования врачей

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.