Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ'

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобиль / бортовой электротехнический комплекс / качество / надежность / car / on-board electrical complex / quality / reliability

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крицкий Алексей Викторович, Козловский Владимир Николаевич, Подгорний Александр Сергеевич

В статье представлены результаты количественно-качественной оценки значимости бортового электротехнического комплекса современного легкового автомобиля с позиций надежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Крицкий Алексей Викторович, Козловский Владимир Николаевич, Подгорний Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SIGNIFICANCE OF THE ON-BOARD ELECTRICAL COMPLEX OF A MODERN PASSENGER CAR FROM THE POSITION OF QUALITY AND RELIABILITY

The article presents the results of a quantitative and qualitative assessment of the significance of the on-board electrical complex of a modern passenger car from the standpoint of reliability.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ»

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-4-425-430

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СОВРЕМЕННОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ПОЗИЦИЙ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ

А.В. Крицкий, В.Н. Козловский, А.С. Подгорний

В статье представлены результаты количественно-качественной оценки значимости бортового электротехнического комплекса современного легкового автомобиля с позиций надежности.

Ключевые слова: автомобиль, бортовой электротехнический комплекс, качество, надежность.

Современный автомобиль представляет собой комплекс взаимосвязанных систем и элементов, в котором в последнее время просматривается устойчивая тенденция на доминирование бортового электротехнического комплекса (БЭК) включающего электротехнические и электронные компоненты (электрокомпоненты).

Развитие электрооборудования и электроники привело к созданию новых направлений в развитии автомобильного производства - электромобили, автомобили с комбинированными энергоустановками и автономные транспортные средства.

Проблема повышения качества автомобильных электрокомпонентов в условиях массового производства автотранспортных средств должна решаться с применением самых современных методов и подходов, включая инструменты теории вероятности и математической статистики с определением причинно-следственных связей действующих для ключевых параметров качества электротехнических устройств рассматриваемых как входные и выходные, с учетом цифровизации инструментов управления.

Несомненно и то, что фундаментом решения проблемы должны стать стандарт управления качеством ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества», отраслевой стандарт IATF 16949 -международный стандарт системы менеджмента качества в автомобильной промышленности.

При решении проблемы обеспечения качества автомобильных электрокомпонентов необходимо исходить из ряда факторов:

1. автомобиль, будучи инновационным высокотехнологичным наукоемким продуктом, в последние десятилетия активно насыщается элементами электроники, электромеханики, электротехники. То есть насыщается компонентами, развитие конструкций которых напрямую связано с наиболее значительным ростом научно-технического прогресса по соответствующим отраслям техники;

2. электрокомпоненты, как продукт электротехнической и электронной отрасли более способны к интеграции, функциональной гибкости и в отличие от прочих, наилучшим образом встраиваются в конструкции современных автомобилей, электромобилей (ЭМБ), автомобилей с комбинированной энергоустановкой (АКЭ), автономных транспортных объектов (АТО). Тем самым обеспечивается улучшения в области функциональности, безопасности, комфорта и экологичности современных автотранспортных средств (АТС);

3. сам по себе тренд создания электрического транспорта определяет приоритетность развития соответствующих электротехнологий, по сути иногда в ущерб другим, и этот аспект определяет доминирование в перспективе именно электротехнической и электронной отраслей в развитии автомобильной промышленности в будущем;

4. физическая природа обеспечения функционирования автомобильных электрокомпонентов довольно сложная, здесь присутствуют и значительный блок электромеханических преобразователей; электрохимических источников тока; переключателей, электронных компонентов и контроллеров управления, электротехнических преобразователей и индуктивных катушек и т.д. Иными словами физические принципы действия электрокомпонентов различные в отличие от чисто механических, гидравлических, пневматических и прочих компонентов современного автомобиля, что создает некую сложность в обеспечении целостности подходов и методов контроля, мониторинга и управления качества электрокомпонентов на этапах проектирования, производства жизненного цикла автомобиля и эта проблема будет только нарастать. Еще больше повышается градус актуальности выделенной проблемы, если исходить из того что автомобиль, прежде всего продукт массовый и его производство осуществляется в условиях некоторой изменчивости;

5. в это же время, следует отметить, что научный процесс развития подходов и методов обеспечения качества автомобильных электрокомпонентов находится в определенном разрыве и отстает от науки и практики проектирования и создания новых образцов автомобильного электрооборудования и электроники. Этот аспект определяет необходимость опережающего развития инструментария обеспечения качества электрокомпонентов современных автомобилей при проектировании и производстве в рамках действующих систем менеджмента качества автосборочных предприятий;

6. для решения выделенной проблемы требуется проведение всесторонней инвентаризации действующих инструментов обеспечения качества электрокомпонентов на этапах жизненного цикла автомобилей с определением узких мест, не охваченных системными инструментами обеспечения качества

в рамках СМК, развитием новых инструментов обеспечения качества с применением передовых цифровых подходов.

Сказанное выше, предопределяет актуальность решения группы задач, связанных с проведением: комплексного статистического исследования уровня текущего качества электрокомпонентов на этапах жизненного цикла автомобиля с использованием применяемых в настоящее время автосборочными предприятиями инструментов контроля и мониторинга; научно-технического обзора по проблеме обеспечения качества автомобильных электрокомпонентов; выделению операций узких мест в производственной цепочке автосборочного предприятия, не охваченных системными инструментами контроля и мониторинга качества электрокомпонентов; разработки модернизированной концепции обеспечения качества электрокомпонентов в автосборочном производстве; проектированием статистического инструмента контроля, мониторинга и управления качеством электрокомпонентов в автосборочном производстве.

Для решения выделенных задач переходим к поэтапному рассмотрению наиболее важных вопросов связанных с обеспечением качества автомобильных электрокомпонентов на этапах жизненного цикла.

Исследование качества электрокомпонентов новых автомобилей в период эксплуатации. Проблему обеспечения качества автомобильных электрокомпонентов в процессе производства автомобилей, первично предлагается рассмотреть с точки зрения анализа уровня дефектности соответствующих элементов в эксплуатационный период, как наиболее объективный период для оценки качества продукции. Рассмотрим проблему обозначенную проблему в ретроспективе, с учетом результатов полученных ранее в научно-технических работах. В качестве объекта исследовании рассматриваются легковые автомобили одной из наиболее популярных марок отечественного производства, в разные годы выпуска.

В работе А.В. Заятрова [1, 2], представлены результаты достаточно глубокого статистического исследования качества и надежности электрооборудования автомобилей в эксплуатации, производства АВТОВАЗ, в период с 2002 по 2012гг. (рис. 1).

1« I&5 377

X 1М X 164 X 161

т 149 т 167 т 163

149 К Т70 к 169

Д 167

Л ш д 116

Э 297 э 2S1 э 224.

1К7

162

14 «Кэти»

С1П BS> ВЕР UHXKH&F

1 ЗГЕХтрдосэнла: Эггкгркмкаига^ Эта.тра.Е?он1!чес:<

греофзэоззге!! ф№0раЮЕЗГ«3{ np№Ôpa»E3ie'3i преобрэсеагсги

СШЗ) (0,8552)

2 Эстярешь* Экпроскк Иагомгекше ПШНЮШЕ

тройства чпрсйегва vapaftaGa марайава

(0,9<S2) (45.5 V» (0,95^) (604 V

3 Дахчш! Дгюн JJÎ4ICJI

(0,9663) (39,5^ №%> (57.3%*

-1 Иаганютяде Згкщсшх Зйясдоюк

унрс&иа уярсйава voptftaaa vapaiaaa

" (0,972) ' (31,9ОД ' CDJ5K551) ' (47 ЗД

5 Пердекнвен Пфллснагек Проводо Пераовсатаи

(0.9SP5) (12,7^ (pr9S47>

6 Кдотзсгы Прозой PtT ïfcK

(0,9907) Çfity

7 PfW Кшгаяы Контакты

(0,593) (8Р*4

S Цроаэв Реле Кошзкы Прочла

(0JW3) $$979) (S,S°«j>

1111111 I I I I 2ЯЕ ШЗ 2004 2Ю5 2006 2807 М! 2009 2010 201] И12 па

а б

Рис. 1. Динамика и структура отказов по функциональным системам автомобиля (системы электрооборудования автомобиля): Э - электрооборудование; Д - двигатель; К - кузов; Т - трансмиссия; Х - ходовая часть; П - прочее

Из анализа рис. 1 (а), видно что система электрооборудования, в сравнении с другими системами автомобилей имеет наиболее существенный количественный уровень дефектности приведенный к 1000 новых автомобилей, изменяющийся от 288 в 2002г. до 318 в 2012г. В таблице, представленной на рис. 1 (б), применительно к основным группам электрокомпонентов, показаны: показатель надежности (вероятность безотказной работы (ВБР)) по автомобилям в гарантийном парке; показатель GMF - приведенный уровень дефектности на 1000 автомобилей, по группе месяцев эксплуатации, для группы автомобилей с определенной датой выпуска и продажи.

Анализ данных рис. 1 показывает, что для автомобилей Приора и Калина в период с 2002 по 2012гг. фиксировался значительный уровень дефектности, в порядке снижения показателей дефектности, по следующим группам электрокомпонентов: имеющим в конструкции электромеханический преобразователь; электронные компоненты; датчики; исполнительные устройства; переключатели; контакты; реле; провода.

Рассмотрим данные другого исследования [3], где представлены результаты обобщенной статистики дефектности новых автомобилей в период первых трех месяцев эксплуатации по основным системам в период с 2017 по 2018 г., для одной из наиболее популярной, а значит, и наиболее массовой модели легковых автомобилей отечественного производства (рис. 2).

Анализ представленных на рис. 2 (а) статистических данных показывает, что в период с 2017 по 2018гг., система электрооборудования по прежнему, является антилидером по уровню качества компонентов в период первых трех месяцев эксплуатации автомобилей (3 mis IPTV). В структуре отказов

(рис. 2, б) доминируют электрокомпоненты, так из первых 20-ти позиций дефектов - 11 позиций занимают электрокомпоненты, включающие электростеклоподъемник, датчик скорости, генератор, датчик фаз, электромеханический усилитель рулевого управления и т.д.

3700 Эм1троо4сйдм>ч ^000 а сбор»

6100 Г*р*дкн1 • сбор«

2900 П

1700 Коробч п*р«д*ч « сбор* ММ К ух* ■ сбор* ЗИО Твривм» ск'им Ш Элммнгм илм 1300 Сястша ^хлалдмя дым »100 а сбор»

1600 СфАГМи* • сбср* 1100 Ступиц» и ЮАКО

3*00 Руп«м увр*п*™ч Ш Дмрь ЩКК ■ сбор* Ш Дм-р» »и" ■ сбор« 2100 Пр«и мрцжя ?№0 Мое г

1100 Тоягшш* («они

ел

го»

1»««

мм

13.1*

1161 ■■

10,02 яя

8Я т

8» ш

8» вш

«68 ж

«17 я

6.18 я

281 ■

229 1

18 1

1« 1

1,17

01«

0 к

0 32

iw.cn »л

?'04И эп стсхмпсдеыи чи

5кхта новости 12-Х!

ВОЮТО ГО «СРЛТОР ПСРСмП^КУО ТСИА не

та

ТОСв1« САЛи № ИОГС114 ПАЛ". 1ЛЗ 1 0 СБ Г,'Л

Ь&гхп эпостроит УСИДИТ ^ЛСЬУПР

Ьиьж

ПАЛСЦ ИЛР ОСР* З.Ч 6Л?

СИГИАЛ^ил*

Здмвгз ися' пц. УЛРДОП свстот1»1Л(о^ '.И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К'ОСИ у-с итгг тошвйоа сь

ГУН1; ТГРЧССТАТСЬ 39«

5ГШ! та иаа^ГЬ ЭАЖИ~А/1ИЯ зль

^(ШЖ САЛи ИЕ <ОПГЧ ВАЛ* СЬ 1ГГ

Ъотата ¡СОиЬИНАЦИЙ ПРИСДООв 162

11 «о» гюсиь"!' 1 ступицы а^а«кол

-зло чгупят№ холостого жоач 11*

РСЛС ПРегчЛАТОЪ зет.

Глхщ ПРуЬОД С ТГсЛЭС^СТИТСПЯ аы

г СТАТОР отолит сь IV

глэмо иОТОРГЛгЧТОР «7

ЧГю»» гнрип ГУ-С СТУПИЦЫ копсс зел

ютио иола*! «г наезд кх №

яги пасс» а Сйоес

рсиснь ВОДЧЧ НАСОС ! Ы

ЧгВЭЫй «хтроппср элостроиакгта ялг

ДЬР-ИХ ДГГОПАЦ* И 1Д

элаоггилотоп члг

€ит» 1вг

ДАСХ С ЦЕЛ Л члк-ум СЬ 1Й

«УеТАГКШ^Я 1(И*АСС !.»

Ч/*П>с РОК

1112150 иогдангзАЛ1 ло 1»

?и«см 1>ГЭИСТОР ЛСйАЛСМ 1

ЧКЛУО псроспстсаадмстит

Бии! иОПЛ^'Г ПГРЯЕСРИ » 'V

Част» двое С испл ведай сь

Тиэота эп стгспоосолим гилец шрокм ппода |ДОкНГ отвод од 1 а иа

ПРШЦУЛ ЦКМнДРО* !Л7

«ОГЬЦО УПЛ ТОРУ 1-Х

вЫСЛСМАТЕЛ» СОГГ А 1ХОЛЧ 1.1»

Чмюю СТАРТЕР 5

Шшк трос г|рул сигпл о сь 1.17

Ъио» глэооьм упор па иск* 1.П

Т»7М7 ПОШИЛИ сед -1АСОС V!?

П-'ПкТ ДАСТА? и УПММС 1/Я и»

ПРОСЛАЖА иг

Чхеио рогам натяхм о сь 1.«г

РО№( '1АТЯЖГЧ о сь 0«

вготи игле стсклэо-исгит оа

зсрилолса о®

1103013 1ли£к ГЕЗ ИЛ С1090Ч

А»

№ювйов <ОМОЛС<Т Ц^Л Оькл Хкх/'Л С ИГКН С.4

■иочех ЕичА.'У УТгРАйЛОМЯ ОТОПИТ сь 04

Сяюч СТС*ЛОКТР«И атг

Стово К7ЧАЛОЛ* »1АРУЖ СЬ йтг

Щ&е&о РЕУСМЬ РАСПРСШАПА 0.7

Сюч» МТЧАЛОПР 07

УТОООСЮТ ОГ

ЧбТОЮ С-ГСя: >ттрао сис ог

ЦмйОК__ ьлм>т1?Аапс1лд ое?

а б

Рис. 2. Совокупный вклад подразделений автосборочного производства в общий уровень дефектности автомобилей по результатам трехмесячной эксплуатации

Результаты нашего исследования [4], подтверждают полученные ранее результаты. По уровню дефектности в период гарантийной эксплуатации, на первое место выходит система электрооборудования (рис. 3), а по уровню затрат на устранение дефектов в эксплуатации - двигатель внутреннего сгорания (рис. 4).

Рис. 3. Диаграммы дефектности в период гарантийной эксплуатации, по основным системам популярной марки автомобилей по основным системам

Наииекоаамие системы аптомооигя

Рис. 4. Диаграммы затрат в период гарантийной эксплуатации, по основным системам популярной

марки автомобилей по основным системам

При рассмотрении данных рис. 3 и 4 в контексте анализа качества электрооборудования, следует исходить из распределения электрокомпонентов по следующим основным системам автомобиля: собственно система электрооборудования; система питания (электробензонансос); приборы (комбинация приборов); кузов автомобиля (кузовная электроника); двигатель в сборе (система датчиков; генераторная установка, электростартер). Учет выделенной особенности обеспечивает формирование вывода о наиболее выскокой значимости количественного уровня дефектности электрокомпонентов до 40%, а также затрат на устранение соответствующих дефектов, также на уровне 40%.

И, наконец, на рис. 5 представлены диаграммы изменения уровня дефектности по основным функциональным системам и системы электрооборудования, для легковых автомобилей в период гарантийной эксплуатации, произведенных в период с 2017 по 2020гг., по данным исследования А.С. Саксонова [5].

35%

«" 30%

I 25%

1| 20%

I 15%

§ 10% а

> 5% 0%

■ г-

Электрокомпоненты БЭК автомобилей

Функциональные системы автомобилей

Электрооборудование ■ Ходовая часть

Двигатель внутреннего сгорания ИТрансмиссия

Кузов ■ Прочее

Генератор Электростартер Электроусилитель руля Аккумуляторная кислотная батарея

Электропривод агрегатоЕ

Электронные си Прочее

а б

Рис. 5. Распределение дефектов по функциональным системам и системе электрооборудования легковых автомобилей в период с 2017 по 2020 г.

Полученные данные [5], показывают, что по-прежнему, наиболее значительный уровень дефектности в эксплуатации фиксируется по БЭК и соответствующим электрокомпонентам.

Таким образом, проведенное исследование, показывает что в период с 2002 по 2020гг. в структуре дефектов легковых автомобилей в период гарантийной эксплуатации наиболее значимой системой, по уровню дефектности, по прежнему остается система электрооборудования [5 - 7]. Есть смысл еще раз подчеркнуть, что именно система электрооборудования в последние десятилетия активно насыщается новыми электротехническими и электронными компонентами. Она становится доминирующей системой в конструкции современного автомобиля [8 - 10].

Как показано, наиболее дефектоносной системой современных автомобилей является система электрооборудования (бортовой электротехнический комплекс).

Список литературы

1 Заятров А.В. Комплексная оценка качества и надёжности электрооборудования легкового автомобиля: дис. ... канд. техн. наук : 05.09.03 / А.В. Заятров. Тольятти, 2013. 186 с.

2 Заятров А.В., Козловский, В.Н. Комплексная оценка качества и надёжности электрооборудования транспортных средств: монография / А.В. Заятров, В.Н. Козловский. Самара: Изд-во СамНЦ РАН. 2014. 176 с.

3 Благовещенский Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий. дис. ... докт. техн. наук : 05.02.23 / Д.И. Благовещенский. Самара, 2021.

4 Крицкий А.В. Результаты анализа качества электрооборудования на этапе выходного производственного контроля новых автомобилей / В.Н. Козловский, С.И. Клейменов, А.В. Крицкий, У.В. Бра-чунова // Электроника и электооборудование транспорта. НПП «Томилинский электронный завод». 2020. №2. С. 43-47.

5 Саксонов А.С. Совершенствование инструментария обеспечения качества автомобильного генератора при проектировании и в производстве: диссертация кандидата технических наук : 2.4.2. Самара, 2022.

6 Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010.

7 Petrovski S.V. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems / V.N. Kozlovski, A.V. Petrovski, D.F. Skripnuk, V.E. Schepinin, E. Telitsyna // Reliability, Info-com Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference iCRITO.

2017. С. 282-288.

8 Козловский В.Н. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом / В.Н. Козловский, В.В. Дебелов, О.И. Деев, А.Ф. Колбасов, С.В. Петровский, А.П. Новикова // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.

9 Козловский В.Н. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. 2018. № 6. С. 18-21.

10 Козловский В.Н. Моделирование энергоемких накопителей автомобильной комбинированной энергоустановки / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, С.В. Петровский // Грузовик.

2018. № 11. С. 13-14.

Крицкий Алексей Викторович, аспирант, kritskiyav@yandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Подгорний Александр Сергеевич, канд. техн. наук, научный сотрудник, zxcvbnm89207@yandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет

ASSESSMENT OF THE SIGNIFICANCE OF THE ON-BOARD ELECTRICAL COMPLEX OF A MODERN PASSENGER CAR FROM THE POSITION OF QUALITY AND RELIABILITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.V. Kritsky, V.N. Kozlovsky, A.S. Podgorny

The article presents the results of a quantitative and qualitative assessment of the significance of the on-board electrical complex of a modern passenger car from the standpoint of reliability.

Key words: car, on-board electrical complex, quality, reliability.

Kritsky Alexey Viktorovich, postgraduate, kritskiyav@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Ko-zlovskiy-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Podgorny Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, senior researcher, zxcvbnm89207@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.