Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ АТРИБУТОВ КУРОРТНОЙ ТЕРРИТОРИИ'

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ АТРИБУТОВ КУРОРТНОЙ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИБУТ / ДЕСТИНАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / КУРОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ УСЛУГА / МУЛЬТИАТРИБУТИВНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авджян Г.Д.

В статье на основе положений методик, разработанных известными учеными в области маркетинга, определены и рассчитаны наиболее важные атрибуты некоторых курортных городов Краснодарского края. Выявлены пробле- мы, препятствующие продвижению Черноморских курортов, предложены бренды новых курортных дестинаций, определенных Инвестиционной стратегией Краснодарского края до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авджян Г.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SIGNIFICANCE OF ATTRIBUTES OF THE RESORT TERRITORY

In the article the most significant attributes of some resort cities of the Krasnodar territory have been determined and estimated on the basis of techniques provisions, developed by well-known scientists in the field of marketing. The challenges have been indentified that prevent the promotion of the Black Sea resorts and there have been offered brands of new resort destinations, curtained by Investment Strategy of Krasnodar territory until 2025.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ АТРИБУТОВ КУРОРТНОЙ ТЕРРИТОРИИ»



УДК 338.2:711.455

Авджян Г.Д.,

кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры организации и планирования местного развития

Кубанского государственного университета

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ АТРИБУТОВ КУРОРТНОЙ ТЕРРИТОРИИ

В статье на основе положений методик, разработанных известными учеными в области маркетинга, определены и рассчитаны наиболее важные атрибуты некоторых курортных городов Краснодарского края. Выявлены проблемы, препятствующие продвижению Черноморских курортов, предложены бренды новых курортных дестинаций, определенных Инвестиционной стратегией Краснодарского края до 2025 г.

Ключевые слова: атрибут, дестинация, курортно-рекреационная услуга, мультиатрибутивная модель, рекреационная зона, рейтинг популярности, курортная инфраструктура

Avjyan G.,

PhD in History, Associate Professor, Professor of Chair of Organization and Planning of Local Development

of the Kuban State University

ASSESSMENT OF SIGNIFICANCE OF ATTRIBUTES OF THE RESORT TERRITORY

In the article the most significant attributes of some resort cities of the Krasnodar territory have been determined and estimated on the basis of techniques provisions, developed by well-known scientists in the field of marketing. The challenges have been indentified that prevent the promotion of the Black Sea resorts and there have been offered brands of new resort destinations, curtained by Investment Strategy of Krasnodar territory until 2025.

Keywords: attribute, destination, resort-recreational service, multi-attributive model, recreation zone, audience rating, resort infrastructure

Повышение привлекательности курортной территории - это требование времени, определяемое возросшей конкуренцией в условиях развивающегося рынка курортно-рекреационных услуг. Общественная практика свидетельствует, что те курортные территории, в которых администрация понимает необходимость формирования ее привлекательности, получают большую заинтересованность со стороны инвесторов. Они наиболее востребованы со стороны граждан для отдыха и рекреации. В этой связи выявление механизмов формирования привлекательности места, особенно для территорий Краснодарского края, представляется весьма важной задачей.

Процесс формирования привлекательности территории является составным элементом территориального маркетинга, под которым Ф. Котлер понимает деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест [2]. Применительно к курортной территории данные отношения формируются посредством продвижения ее бренда. Чтобы создать сильный бренд, администрации курортного города нужно сформировать четкий набор атрибутов, которыми обладает их город и на

основе которых можно сформировать его позитивное восприятие у целевых аудиторий.

Что же следует понимать под атрибутом курортной территории?

Видный американский экономист Д. Траут предлагает называть атрибутом «собственное слово», которое должно быть «внедрено в сознание» [6].

Несколько иной позиции придерживается представитель Европейской маркетинговой школы - профессор Жан-Жак Ламбен. Под атрибутом он понимает «выгоду, которую ищет покупатель» [3, с. 111]. Из данного понятия атрибута видно, что центральной позицией этого определения атрибута выступает «выгода». Применительно к территориальному маркетингу такая «выгода» должна быть характерна для услуг, которые хочет получить потенциальный потребитель, посещая курортный город. Например, атрибутами курортной территории могут выступать такие ее характеристики, как количество мест размещения туристов, их классность, уровень сервиса при предоставлении услуг, транспортная доступность и т.д.

Атрибут является дискретной переменной, так как может приобретать различную значимость в зависимости от степени присутствия в оцениваемой территории. В таком случае говорят об уровне атрибута. Это

сш

конкретное значение, которое может принимать тот или иной атрибут. Уровни атрибута характеризуют определенные аспекты предметной области, близкие между собой. Принято считать, что каждый атрибут должен иметь хотя бы два уровня. Все уровни атрибута должны быть взаимоисключающими. Например, уровнями для ценовой доступности курорта могут быть: стоимость транспорта; стоимость курортно-рекреационных услуг.

При исследовании значимости атрибутов территории обычно выявляются не отдельные ее характеристики, а целостные ее описания, которые называют профилями. Это описание территории с помощью выбранных атрибутов. Они могут быть полными, когда описание территории дается в терминах всех изучаемых характеристик, и неполными - в этом случае описание приводится с помощью части характеристик территории. Полные профили используются при небольшом числе атрибутов (5-7). По мнению Ж.Ж. Ламбена, увеличение числа уровней оценки сопровождается быстрым ростом числа концепций, которые респонденты должны сравнить и оценить, а это чревато информационной перегрузкой [4, с. 198].

Атрибуты территории обладают неодинаковой значимостью в глазах граждан. Основные позиции такой неоднозначности можно охарактеризовать следующим образом:

- разные группы граждан считают актуальными для себя разные свойства территории. Человек обращает больше всего внимания на характеристики, которые имеют отношение к его нужде;

- придание атрибутам курортной территории неодинаковой значимости со стороны отдыхающих. Речь в данном случае идет о тех ее характерных свойствах, которые в первую очередь приходят на ум потребителю услуг, когда он рассуждает о привлекательности того или иного места отдыха;

- убежденность в присутствии атрибутов в каждой оцениваемой территории. Убеждения людей основываются на собственном опыте и колеблются от знания подлинных характеристик курортного города или места отдыха до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания;

- потребитель услуг места отдыха приписывает каждому атрибуту функцию полезности, т.е. он

оценивает, насколько будет удовлетворен каждой отдельной его характеристикой. Совокупность уровней атрибутов с наивысшей полезностью дает видение идеальной с точки зрения привлекательности территории;

- функция полезности для каждого атрибута формируется в сознании, ассоциируясь со степенью удовлетворенности;

- отношение к разным территориям складывается у людей в результате проведенной ими оценки. А выбор места отдыха осуществляется потребителями услуг по-разному.

Таким образом, с точки зрения человека, значимость атрибута отражает ценности и приоритеты, с которыми он связывает выгоды от получения курортно-рекреационных услуг, отдыхая на той или иной территории. Выгоды могут касаться самых разнообразных аспектов человеческого бытия: лучший сервис при минимальной цене, минимальное время на поиск нужной информации и т.д. Так как подобные цели, как правило, несовместимы, человек вынужден идти на компромисс и решать, что в каждой конкретной ситуации является для него важнейшим с учетом неполноты доступной ему информации.

Знание субъектами предоставления услуг приоритетов различных групп граждан позволяет им предлагать новые услуги, специально предназначенные для удовлетворения этих групп, разработать стратегию сегментации территории, целью которой является наилучшая ее адаптация к разнообразию потребностей граждан. Так, город Сочи предлагает услуги гражданам, которые отдают предпочтение высокому комфорту, сервису и готовы за это платить. Геленджик акцентирует внимание на удовлетворении потребностей молодежи.

При оценке значимости атрибута следует учитывать степень его значимости и воспринимаемого присутствия в товаре. Для удобства такой оценки Ж.Ж. Ламбен предлагает применять мультиатрибу-тивную модель (модель взвешенного отношения, или модель Фишбейна). Данная модель рассматривает товар как совокупность некоторых атрибутов. Она учитывает склонность потребителя оценивать не только важность атрибутов, но и степень присутствия данных признаков в товаре [3, с. 111].

Таблица 1

объективные свойства атрибуты оценки атрибутов частные полезности полная полезность

важность присутствие

C1 А1 W1 X1 U2 U

C2 А2 W2 X2 U2

C3 A3 W3 X3 U3

Cn An Wn Xn U4

Мультиатрибутивная модель товара Фишбейна

В табл. 1 приведены различные элементы, составляющие модель отношений. Комбинируя эти элементы, можно извлечь меру общей полезности, которую определенный покупатель приписывает той или иной марке товара. Общую полезность можно интерпретировать как детерминант вероятности приобретения товара покупателем.

Мультиатрибутивной модели товара соответствует формула (1).

Применение данной модели возможно и для оценки значимости атрибутов курортного города. При этом целесообразно сделать следующие допущения:

Л - позиция человека по отношению к городу;

Wi - относительная важность для человека 1-го атрибута курортного города;

X! - воспринимаемая респондентом степень присутствия 1-го атрибута;

п - число учитываемых атрибутов.

Важность атрибута представляет собой численное выражение степени влияния атрибута на предпочтение в целом. Она вычисляется на основе разницы между полезностями наиболее и наименее предпочитаемого уровня атрибута. Если эта разница велика, значит, человек, участвующий в оценке, более чувствителен к изменениям атрибута, и, следовательно, атрибут более важен. Важность 1-го атрибута N выражается в процентах и равна:

где:

итах! - значение полезности для наиболее предпочитаемого уровня внутри 1-го атрибута;

итп! - значение полезности для наименее предпочитаемого уровня внутри 1-го атрибута;

п - общее число атрибутов.

Воспользуемся данной моделью для оценки значимости атрибутов отдыхающими в городах Сочи и Геленджика [7].

Опрос граждан, отдыхавших в городах Сочи и Геленджике, показал, что основная масса (более 80%) представлена возрастной группой 20-47 лет. Количество женщин преобладает над количеством мужчин (в среднем на 15%). Исследование показало, что повторяемость отдыха в Сочи составила 43%, а 38,9% прие-

хали впервые. Больше всего отдыхающих прибыло на курорт из Краснодарского края - 35%, Москвы и Московской области - 25,4%, Санкт-Петербурга - 13,6%, Ростовской области - 7,7%, а также из таких городов, как Мурманск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Сургут, Волгоград и др.

На основе выводов экспертов и нормативных документов в качестве основных определим следующие возможные атрибуты:

- сочетание морской и горной зон для отдыха. На территории края имеется более одной тысячи километров пляжей, горнолыжные курорты, около 100 тысяч объектов историко-культурного наследия различных исторических эпох, месторождения лечебных грязей и минеральных вод. В сочинской Красной Поляне создан один из лучших в мире горнолыжных курортов, не уступающий по своему уровню европейским. За счет расположения трасс на разной высоте (68 сделаны на уровне более 1500 метров над уровнем моря, а остальные - в зоне искусственного оснежения) сезон катания здесь длится с декабря по май;

- уникальные рекреационные ресурсы. В Краснодарском крае на долю основных курортных центров - Анапы, Геленджика, Сочи, Туапсинского района - приходится 1238 предприятий санаторно-курортной отрасли, это почти 198 тысяч койко-мест [8];

- развитость постоянных международных транспортных связей. На территории Краснодарского края имеется 5 аэропортов (из них 3 международных аэропорта в Краснодаре, Сочи и Анапе); 8 морских портов; развитая сеть автомобильных и железных дорог. Маршрутная сеть Сочинского аэропорта включает 60 внутренних и зарубежных направлений [1];

- цена курортно-рекреационных услуг.

Оценка [9] важности возможных атрибутов курортных городов Сочи и Геленджика (табл. 2) показала, что доминирующим атрибутом данных курортных городов является «широкая и развитая сфера рекреационных и курортных услуг». На это указали 43,1% опрошенных респондентов.

Зная показатель важности, а он, как видно из табл. 2, по четырем атрибутам различен, можно построить мультиатрибутивную модель отношения к территории (табл. 3). Такая модель позволяет получить полную информацию о городе, его характеристиках, которые влияют на выбор места отдыха.

Таблица 2

№ Атрибут Значение важности Уровень выраженности Полезность

1 уникальное сочетание морской и горной зон для отдыха 28,5% наличие инфраструктуры горного кластера 3

условия для пляжного отдыха 5

Значение важности атрибутов гг. Сочи и Геленджика

пш

Таблица 3

Мультиатрибутивная модель отношений отдыхающих к гг. Сочи и Геленджику

Окончание табл. 2

2 развитость международных транспортных связей 14,2% наличие и качество автомобильных и железных дорог 3

вокзалы, аэропорты, терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения 4

3 широкая и развитая сфера рекреационных и курортных услуг 43,1% многообразие природных и лечебных факторов 5

качество управления санаторно-курортным комплексом 2

4 цена курортно-рекреацион-ных услуг 14,2% ценовая доступность услуг рекреации 5

ценовая доступность транспорта 4

Степень присутствия Показатель важности Частные полезности

Сочи Геленджик Сочи Геленджик

уникальное сочетание морской и горной зон для отдыха 5 3 0,285 1,425 0,855

развитость международных транспортных связей 3 3 0,142 0,426 0,426

широкая и развитая сфера рекреационных и курортных услуг 5 4 0,431 2,155 1,724

цена курортно-рекреационных услуг 5 5 0,142 0,71 0,71

общая полезность 1,0 4,716 3,715

Таким образом, город Сочи имеет наивысшую оценку. Ему, как показывают исследования, присущи такие значимые атрибуты, как уникальное сочетание морской и горной зон для отдыха, развитость международных транспортных связей, широкая и развитая сфера рекреационных и курортных услуг.

Выводы относительно значимых атрибутов, характерных для городов Сочи и Геленджик, подтверждаются и результатами исследований [10] по определению идеального курорта России, проведенными Национальным институтом содействия устойчивому развитию и повышению качества жизни [11]. Атрибуты идеального отдыха представлены в табл. 4.

Рейтинг популярности Черноморских курортов Краснодарского края, рассчитанный на основе коэффициента соответствия представлениям об идеальном курорте, представлен в табл. 5.

Первое место в рейтинге занимает курорт Сочи (К=9,13), далее с большим отрывом следует Анапа (К=6,21), на третьем месте - Геленджик (К=6,4), Адлер (К=6,17), на четвертом месте - Новороссийск (К=5,75), на пятом месте - Туапсе (К=5,69).

Таким образом, соответствуя идеальным представлениям о курорте, город Сочи имеет следующие наиболее существенные атрибуты: наличие современной развлекательной инфраструктуры, благополучное социальное окружение, международная известность места, продолжительность туристического сезона, наличие достопримечательностей, наличие маршрутов для шопинга. Анапа соответст вует идеальным представлениям о благополучном социальном

окружении, а Адлер - о транспортной доступности.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на высокую степень важности такого атрибута, как «развитость международных транспортных связей» (степень его присутствия респондентами оценена в 5 баллов, а присвоенный экспертами вес составляет 0,9), в транспортной доступности курортов существует ряд проблем.

Первое. Проблема транспортной доступности для автотуристов. Продолжительность пути от Туапсе до Адлера по узкой дороге, переполненной грузовиками, при наличии «пробок» на дороге занимает 6-8 часов. В этом случае у автотуристов возникает соблазн остаться на отдых в первом приглянувшемся месте на побережье [12].

Второе. Международные авиаперевозки. Несмотря на то, что на территории Краснодарского края расположены три аэропорта (Краснодар, Сочи и Анапа), имеющие статус международных, количество международных рейсов, особенно в аэропорты городов Сочи и Анапа, незначительно. Курорт Сочи связан авиалиниями в основном с некоторыми городами бывшего СССР (Минск, Ереван, Ташкент). Аэропорт Анапы вообще не принимает авиарейсы из зарубежных стран.

Это существенным образом сказывается на количестве иностранных туристов, посещающих эти города, следовательно, и на их узнаваемости во многих странах мира.

Результаты исследований ЕхЫЬпб (рис. 1) [13] свидетельствуют о том, что российские регионы име-

сш

Таблица 4

Значимые характеристики «идеального курорта»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики «идеального» курорта Присвоенный вес

Уровень сервиса 1

Безопасность 1

Доступная цена 1

Чистое море и пляж 1

Наличие современной развлекательной инфраструктуры 1

Благополучное социальное окружение 1

Международная известность места 0,9

Транспортная доступность 0,9

Продолжительность туристического сезона 0,8

Наличие развлекательных мероприятий для детей 0,8

Наличие достопримечательностей 0,8

Наличие ухоженных спортивных площадок 0,7

Наличие SPA и оздоровительных учреждений 0,7

Уединенность 0,6

Возможность расплачиваться безналичным расчетом 0,5

Удобные транспортные развязки 0,5

Таблица 5

Рейтинг популярности Черноморских курортов Краснодарского края

Место Курорт Коэффициент соответствия

1. Сочи 9,13

2. Анапа 6,41

3. Адлер 6,17

4. Новороссийск 5,75

5. Туапсе 5,69

6. Геленджик 4,64

2,98 Г

1,14

16,87

11,68

Польша

Литва

Латвия

Санкт-Петербург Сочи

Калининград

Рис. 1. Диаграмма сравнительной упоминаемости регионов РФ в контексте туризма в англоязычных СМИ (%)

ют незначительный уровень маркетинговой активно- В последнее время реальную альтернативу гости в сфере туризма, лишь единицы имеют оформлен- роду Сочи составляет город-курорт Геленджик. По ные программы маркетинговых мероприятий и заме- данным исследования агентства Penny Lane Realty, в чены в прессе, на телевидении, в сфере туризма. 2014 г. в рейтинге курортов Краснодарского края пер-

□ш

вое место занял Геленджик, набрав в сумме 9,5 баллов по 10-бальной шкале.

На второй строчке расположилась Анапа - ее суммарный индекс привлекательности составил 8 баллов. На третьем месте - Кабардинка, на четвертом

- Туапсе [14]. Лидирующие позиции Геленджика как города-курорта подтверждаются и Министерством курортов и туризма Краснодарского края. По итогам X юбилейного конкурса лидеров туристской индустрии Краснодарского края «Курортный Олимп

- 2014» первое место было отдано го роду-курорту Геленджику.

Объективные потребности развития Краснодарского края обусловливают актуализацию продвижения не только Черноморских курортов. В крае есть все возможности для функционирования нескольких горноклиматических курортов с современной инфраструктурой, которые позволяют совмещать занятия горнолыжным спортом с лечебно-оздоровительными процедурами и купанием в термальных источниках. Имеются места с самобытной культурой Кубани и казачества, территории, на которых возможно развитие центров агротуризма, туристских комплексов на базе крупнейших винодельческих хозяйств, предоставляющих услуги по дегустации вин и ознакомлению туристов с особенностями его производственного процесса. В соответствии с Инвестиционной стратегией Краснодарского края до 2025 г. такими территориями определены: Таманская рекреационная зона в границах Темрюкского района, Абраусская рекреационная зона в административных границах г. Новороссийска, город Ейск - бальнеоклиматический и грязевой курорт степной зоны, горно-климатический курорт «Ла-гонаки» (особая экономическая зона в Апшеронском районе), туристско-развлекательный центр «Золотые пески». Развитие курортно-рекреационной сферы данных территорий на сегодняшний день определе-

но как важный сегмент экономики юга России.

Вместе с тем на развитии данных территорий существенным образом сказывается недостаточная система продвижения их туристского продукта, которая менее эффективна, чем аналогичные системы продвижения Черноморских курортов. Данный вывод подтверждается результатами опроса отдыхающих. Опрос проводился в 2015 г. в Сочи (N=120). Результаты изучения мнений отдыхающих показали, что данные курортные территории в основном известны жителям Кубани. Об этом, в частности, заявили 53% опрошенных респондентов, проживающих на территории Краснодарского края. 38% отметили, что знают об этих курортах, однако им ничего не известно о брендах данных территорий. Исследования показывают, что на этих территориях предпочитают отдыхать люди с низким уровнем дохода.

Жители других регионов, приехавшие на отдых на Черноморское побережье, слышали о данных территориях в основном как о территориальных единицах, а не дестинациях, которые обладают определенным туристско-рекреационным потенциалом. Данные аспекты позволяют сделать вывод о том, что эти курорты Краснодарского края на сегодняшний день не востребованы для большинства отдыхающих и туристов (рис. 2). Потребительские предпочтения отдыхающих в данном случае отдаются пляжному отдыху.

В этой связи возникает необходимость целенаправленного продвижения на рынок туристических услуг данных курортно-рекреационных центров Краснодарского края, формирования собственного бренда, который способствовал бы туристской привлекательности.

Построим возможный бренд рассматриваемых курортных территорий, взяв за основу положение о бренде города как символической виртуальной пси-

2,4

2,1

Сочи

Геленджик Анапа

Горячий Ключ Лагонаки Абрау Дюрсо Ейск

Рис. 2. Относительная привлекательность курортов Краснодарского края для отдыхающих из РФ в 2015 г. ( без учета респондентов из Краснодарского края (%))

хо-эмоционально-социальной конструкции, воспринимаемой потребителями территории. Данная конструкция отражает совокупность геополитических, экосоциально-культурных, исторических, экономических и других характеристик территории, которые формируют представления о привлекательности данного места, его преимуществах по сравнению с другими территориями [5].

Анализ сайтов администраций муниципальных образований, отзывов отдыхающих в сети Интернет [15] (табл. 6) позволяет выделить следующие наиболее значимые характеристики рассматриваемых территорий и отношение к ним со стороны отдыхающих.

Из данных таблицы видно, что позитивные ассоциации жителей Краснодарского края при восприятии данных территорий в основном совпадают с ассоциациями приезжих. Наиболее популярны такие ассоциации, как «винный погреб Кубани», «арбузный рай», «Российская Шампань», «бриллиант Юга России». Город Ейск отдыхающими, прибывшими в Краснодарский край из других регионов РФ, больше воспринимается как «мир дружелюбия». Среди отдыхающих в Таманской рекреационной зоне бытует мнение, что

эта территория позиционирует себя как место, где выращивают арбузы и виноград. 38% респондентов дивные места и красоту гор Апшеронского района называют «бриллиантом Юга России». Предлагаемые варианты брендов рассматриваемых территорий представляют собой возможный набор необходимых характеристик, позволяющих руководителям местных администраций сформировать их позитивное восприятие у целевых аудиторий, успешно функционировать в условиях конкуренции. Можно предположить, что именно об этих атрибутах вспомнят люди в первую очередь, когда встанут перед возможным выбором места отдыха.

Таким образом, механизм оценки атрибутов территории - сложный, многоступенчатый процесс, включающий в себя:

- определение характеристик территории, которые требуется сформировать;

- выбор конкретных методов и приемов определения наиболее важных атрибутов;

- определение важности конкретных характеристик, а также на их основе расчет общей полезности выявленных характеристик.

Таблица 6

Характеристики курортных территорий

№ Дестинация Характеристика Ассоциации (%)

п/п отдыхающие

Краснодарский край Другие регионы РФ

1 Таманская рекреационная зона арбузный рай 31 61

винный погреб Кубани 38 22

царство лотоса 7 2

царство рифов 7 2

край тепла и солнца 17 13

2 Абраусская рекреационная зона маленький рай 11 6

Черноморская легенда 8 10

Российская «Шампань» 73 81

уголок, не тронутый цивилизацией 8 3

3 Город Ейск экономный отдых 21 18

романтическое место 25 17

мир дружелюбия 54 65

4 Горно-климатический курорт «Лагонаки» горная сказка 14 34

горные забавы 58 28

бриллиант Юга России 28 38

СШ

[7] Изучение проводилось путем выборочного опроса отдыхающих граждан в городах Сочи и Геленджике летом 2013 г. Было опрошено 280 человек. Исследование проводилось методом интервью с использованием специально составленной анкеты в гостиницах городов-курортов.

[8] Интервью министра курортов и туризма Краснодарского края Евгения Куделя о приоритетах развития отрасли. - Режим доступа: http://www.¡¡p.ru/profess¡onal-op¡n¡on/¡ntervyu-m¡n¡stra-kurortov-¡-tur¡zma krasnodarskogo-kraya-evgeniya-kudelya-o-prioritetah-razvitiya-otrasli.

[9] Важность атрибутов рассчитывалась по формуле 2. При этом выставлялась рейтинговая бальная оценка (0-5). Суммарная оценка важности атрибута не превышает 100%. Для целевой аудитории (N=280). Umax и Umin была выведена средневзвешенная оценка как среднее значение от всех опрошенных респондентов.

[10] Сочи признан идеальным курортом для россиян. Сайт «Живая Кубань» - интернет- дневник Краснодарского края. - Режим доступа: http://www.livekuban.ru.

[11] Самый идеальный курорт России. - Режим доступа: http:// tourlib.net/statti_tourism/ideal_kurort.htm.

[12] О транспортной доступности курорта Сочи. - Режим доступа: http://na-more.su/forum/viewtopic.php?

[13] Маркетинг туристического потенциала региона - эффективные подходы и инструменты маркетинговой политики. -Режим доступа: http: //www.strategy.ru.

[14] Рейтинг курортов Черноморского побережья России - Режим доступа: http://stroy-obozrenie.ru.

[15] Таблица составлена автором на основе анализа сайтов администраций муниципальных образований, отмеченных в сети Интернет отзывов туристов об отдыхе.

Список литературы

1. Бондаренко О. В городе Сочи ценные ночи // Российская газета. 2014. 4 апреля.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990. - 556 с.

3. ЛамбенЖ.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб., 1996. - 89 с.

4. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб., 2007. - 800 с.

5. Мещеряков Т.В. Концептуальные положения по управлению территориальным маркетингом: институциональный подход. - СПб.: Изд-во СЗГТУ, 2010.

6. РайсЭ., Траут Д., 22 непреложных закона маркетинга: нарушайте их на свой страх и риск! - М., 2005 - 160 с.

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bondarenko O. In Sochi there are costly nights // Rossiyskaya Gazeta. 2014. 4th of April.

2. KotlerPhilip. Principles of Marketing. M., 1990. - 556 p.

3. Lambin Jean-Jacques. Strategic Marketing. A European Approach. SBR., 1996. - 89 p.

4. Lambin Jean-Jacques. Strategic and Operational Marketing. SBR., 2007. -800 p.

5. Meshcheryakov T. Conceptual provisions on the management of territorial marketing: An institutional approach. SBR.: Publishing by NWOTU, 2010.

6. Ries Al, Trout Jack. The 22 Immutable Laws of Marketing: Violate Them on Your Own Risk! M., 2005. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.