Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУРЕНИЕ / УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ / НЕОБРАЩЕНИЕ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В.

В условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь, а также конкретизировать проблемы, возникающие при её получении. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.Цель исследования - проанализировать результаты социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.Материалы и методы. Использовались данные, представленные на официальном сайте Росстата, - «Комплексное наблюдение условий жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи, на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам: оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя, получение медицинской помощи в амбулаторных условиях, получение стоматологической помощи, обращения за скорой медицинской помощью, получение медицинской помощи в условиях стационара, необращение респондентов в медицинские организации при наличии у них потребности в медицинской помощи.Результаты. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» и «хорошее», возросла. Важно отметить, что мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено. Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин - имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году. Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбулаторно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут. Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7-8% населения. Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году - 33,6%, в 2016 году - 33,0%, в 2018 году -34,5%, в 2020 году - 29,2%. Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы. «Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% - в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией.Выводы. Улучшилась самооценка состояния здоровья от 2014 к 2020 году, мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины. Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить. Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов- женщин, употребляющих алкоголь, имеет тенденцию к росту. Негативные тенденции в оказании медицинской помощи: увеличилось время ожидания скорой медицинской помощи; увеличилось среднее число дней ожидания госпитализации; снизилась доля респондентов, госпитализированных в день обращения. Позитивные тенденции в оказании медицинской помощи: снизилось число отказов в оказании медицинской помощи © Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В., 2022 г. № 8202225в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, снизилось число больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сократилось время ожидания приема врача; увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь. Снизилась склонность респондентов заниматься самолечением и не обращаться за медицинской помощью в связи с отсутствием времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF HEALTH AND CONDITIONS FOR RECEIVING MEDICAL CARE BY RESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the context of higher interest of healthcare executives in patient-centeredness, development of value-based healthcare and increasing public satisfaction with medical care, it is very important to have access to detailed information about how people evaluate the care provided, as well as to specify problems associated with receiving care. Such detailed information can provide directions for further development of organizational technologies and serve basis for developing management decisions.The purpose of the study is to analyze results of sociological surveys of the Russian population on self-assessment of health and conditions for receiving medical care.Material and methods. The study used data available from the Rosstat (Federal State Statistics Service) official website - “Comprehensive monitoring over living conditions of the Russian population” (conducted in 2014, 2016, 2018 and 2020) in terms of questions related to receiving medical care by the survey respondents, based on a sample survey of representatives of various groups and population strata covering 10 thousand households. Analysis of the presented data was carried out using descriptive statistics methods by the following sections: respondents’ self-assessment of health, smoking and alcohol consumption, receiving outpatient care, receiving dental care, seeking emergency medical care, receiving inpatient care, non-care seeking if medical care is needed. Results. The share of those who rated their health as “excellent” and “good” has increased. It should be noted here that males were more optimistic in assessing their health status than females. The share of the respondents reporting a chronic disease diagnosed by a doctor decreased from 30.2% in 2014 to 27.2% in 2020. There is no significant difference between urban and rural population. The share of non-smokers and those who have never smoked decreased from 63.5% in 2014 to 62.1% in 2020. The share of male alcohol consumers remained stable adding up to 70%, while the female share tended to increase from 49.5% in 2014 to 52.1% in 2020. Assessment of an average time spent on making an appointment with a doctor in outpatient settings has not changed in dynamics and equaled to about 18 minutes. The share of those receiving timely medical care out of those applied for care increased from92.6% in 2016 to 95.1% in 2020.The share of those calling an ambulance tended to decrease: from 10.8% in 2014 to 10.1% in 2020. According to the surveys’ results, every year some 7-8% of the population receive specialized medical care in inpatient settings. The analysis of cases of non-care seeking if medical assistance is needed showed a decreased share of such respondents: 33.6% in 2014, 33.0% in 2016, 34.5% in 2018, and 29.2% in 2020. The share of those failing to get to or experiencing difficulty getting to a health care facility equaled to 3.3%, 2.5%, 2.8% and 1.9%, respectively. 7.2% of the respondents had “no time” for care seeking in 2014, 8.2% in 2016 and 2018, and 4.7% in 2020. A significant decrease in this indicator is rather logical and unsurprising in the context of the pandemic caused by a new coronavirus infection.Conclusions. From 2014-2020, self-assessment of health has improved; in general, males rate their health higher compared to females. Men smoke 5 times more often than women. Generally, they start smoking during the teen years. As a positive trend, we can point out an increasing share of people who quit smoking.Men drink alcohol 9 times more often than women. The share of the female alcohol consumers tends to increase.Negative trends in care delivery are as follows: increased waiting time for emergency medical care; increased average number of days waiting for hospital admission; decreased share of those admitted to the hospital on the day of the visit.Positive trends in care delivery include the following: decreased denials of outpatient care due to lack of necessary equipment or medicines, shorter lines in waiting premises to see a doctor; decreased offers of payed services; decreased waiting time for a doctor’s appointment; increased share of those receiving timely dental care.A tendency among the respondents towards self-medication and not seeking medical care due to lack of time has decreased.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-8-25-38 УДК 614.1

ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В.И. Стародубов а, Л.И. Меньшикова b, А.Ш. Сененко c , А.В. Зубко d

а, ^ c, d фгбу «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

a https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b https://orcid.org/0000-0002-3034-9014; c https://orcid.org/0000-0001-7460-418X; d https://orcid.org/0000-0001-8958-1400.

И Автор для корреспонденции: Сененко А.Ш.

" АННОТАЦИЯ

В условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь, а также конкретизировать проблемы, возникающие при её получении. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.

Цель исследования — проанализировать результаты социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.

Материалы и методы. Использовались данные, представленные на официальном сайте Росстата, - «Комплексное наблюдение условий жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи, на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам: оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя, получение медицинской помощи в амбулаторных условиях, получение стоматологической помощи, обращения за скорой медицинской помощью, получение медицинской помощи в условиях стационара, необращение респондентов в медицинские организации при наличии у них потребности в медицинской помощи.

Результаты. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» и «хорошее», возросла. Важно отметить, что мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено.

Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин - имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году.

Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбулаторно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут. Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7-8% населения. Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году - 33,6%, в 2016 году - 33,0%, в 2018 году -34,5%, в 2020 году - 29,2%. Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы. «Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% - в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Выводы. Улучшилась самооценка состояния здоровья от 2014 к 2020 году, мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины.

Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить.

Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов- женщин, употребляющих алкоголь, имеет тенденцию к росту.

Негативные тенденции в оказании медицинской помощи: увеличилось время ожидания скорой медицинской помощи; увеличилось среднее число дней ожидания госпитализации; снизилась доля респондентов, госпитализированных в день обращения. Позитивные тенденции в оказании медицинской помощи: снизилось число отказов в оказании медицинской помощи

© Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш, Зубко А.В, 2022 г.

•КС

№ Q Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, снизилось число больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сократилось время ожидания приема врача; увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.

Снизилась склонность респондентов заниматься самолечением и не обращаться за медицинской помощью в связи с отсутствием времени.

Ключевые слова: социологический опрос, оценка жителями Российской Федерации, мнение населения, медицинская помощь, условия получения медицинской помощи, образ жизни, курение, употребление алкоголя, необращение за медицинской помощью.

Для цитирования: Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В. Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. 2022; 8: 25-38. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-8-25-38.

Введение

I условиях повышения интереса организаторов здравоохранения к вопросам пациент-ориентированности, формирования ценностно-ориентированного здравоохранения и повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно иметь детализированную информацию о том, как население оценивает оказанную помощь [1-9], а также конкретизировать возникающие при её получении проблемы [10-12]. Такая подробная информация способна дать направления дальнейшего развития организационных технологий и стать основанием для разработки управленческих решений.

В данном исследовании проведен анализ результатов социологических опросов населения, проведённых Росстатом в 2014-2020 гг. В числе вопросов - доля населения, обращавшихся за различными видами медицинской помощи, условия её оказания, доля получивших помощь, причины неполучения помощи. Особый интерес представляет часть опросов, связанная с необращением за медицинской помощью и причины такого необращения, так как эта группа респондентов в силу объективных причин выпадает из поля зрения организаторов здравоохранения. Безусловно важным является при этом понимание того, как сами граждане оценивают своё здоровье и относятся к нему [13, 14].

Цель исследования - провести анализ результатов социологических опросов населения Российской Федерации об оценке своего здоровья и условиях получения медицинской помощи.

Материал и методы исследования

Материалом исследования явились сведения, представленные на официальном сайте Государственной службы статистики Российской Федерации (Росстат) [15] - «Комплексное наблюдение условий

жизни населения Российской Федерации» (2014, 2016, 2018 и 2020 гг.) в части вопросов, касающихся получения респондентами медицинской помощи.

По сведениям, представленным на официальном сайте Росстата, комплексное наблюдение условий жизни населения проводилось в 2014, 2016, 2018 и 2020 годах на основе выборочного опроса представителей различных групп и слоев населения с охватом 10 тыс. домохозяйств. При планировании размещения выборочной совокупности домашних хозяйств проводился охват всех субъектов Российской Федерации, а представительность итогов наблюдения обеспечивалась по населению страны в целом, по федеральным округам и по основным демографически и социально-экономическим группам населения.

Для формирования выборочной совокупности была применена многоступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу и обеспечивающая представительность результатов наблюдения (в пределах заданной степени точности, объема выборки и финансовых ресурсов) по основным показателям его программы. В качестве основы формирования выборки для проведения наблюдения использовался информационный массив данных Всероссийской переписи населения 2002 года. При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора являлось жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в другом жилом строении. Соответственно, единица наблюдения - домохозяйство и проживающие в нем лица.

В ходе комплексного наблюдения условий жизни населения в годы проведения исследования собиралась информация примерно о 20 тыс. членов домохозяйств в возрасте 15 лет и старше и 4 тыс. детей в возрасте до 15 лет, проживающих в отобранных домохозяйствах. Доля домохозяйств, отказавшихся от участия в обследовании, составила в среднем по России примерно 20%.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

Анализ представленных данных проводился с использованием методов описательной статистики по разделам:

1) оценка респондентами собственного здоровья, курение и употребление алкоголя;

2) получение медицинской помощи в амбулаторных условиях;

3) получение стоматологической помощи;

4) обращения за скорой медицинской помощью;

5) получение медицинской помощи в условиях стационара.

Кроме того, проводился анализ сведений о случаях необращения респондентов в медицинские организации при наличии у них потребности в медицинской помощи.

Результаты

Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее», возросла и составляла в 2014 году 3,5%, в 2016 году - 4,4%, в 2018 году - 4,4%, в 2020 году - 5,8%. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «хорошее», возросла и составляла в 2014 году 35,6%, в 2016 году - 38,6%, в 2018 году - 38,8%, в 2020 году - 40,7%. Соответственно, доля респондентов, оценивших свое здоровье как «удовлетворительное», снизилась и составляла в 2014 году 49,0%, в 2016 году - 47,0%, в 2018 году - 46,8%, в 2020 году - 44,8%. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «плохое», также снизилась и составляла в 2014 году 10,7%, в 2016 году -8,9%, в 2018 году - 9,0%, в 2020 году - 8,0%. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «очень плохое», снизилась и составляла в 2014 году 1,2%, в 2016 году - 1,0%, в 2018 году -1,0%, в 2020 году - 0,7%. Важно отметить, что

мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины.

Доля респондентов, указавших на наличие хронических заболеваний, установленных врачом, снизилась с 30,2% в 2014 году до 27,2% в 2020 году. Существенной разницы между городским и сельским населением не установлено.

Доля респондентов, которые не курят и никогда не курили, снизилась с 63,5% в 2014 году до 62,1% в 2020 году. При этом доля респондентов, бросивших курить, увеличилась с 8,8% в 2014 году до 10,4% в 2020 году. Таким образом, суммарно доля респондентов, которые к моменту опроса не курили, осталась практически неизменной: 72,3% в 2014 году и 72,5% в 2020 году. Доля респондентов, которые курят ежедневно, остается стабильной и составляет 22%, из них около половины выкуривает до 10 сигарет в день. Среди респондентов-мужчин ежедневно курят около 40%, среди респондентов-женщин - около 8%. Возраст приобщения к курению у 63-64% респондентов составил 15-20 лет (рис. 1-3). При этом важно отметить, что доля лиц, начавших курить до 20 лет, составила 79,1%, 80,4%, 78,1% и 77,7% соответственно в исследуемые годы. На наш взгляд, это можно рассматривать как косвенный признак положительных тенденций в обществе в отношении курения.

Доля респондентов, употребляющих алкогольные напитки, увеличилась с 58,5% в 2014 году до 60,6% в 2016 году, оставалась стабильной - 60,5% в 2018 году и несколько снизилась - до 60,2% -к 2020 году. Доля респондентов, употребляющих алкогольные напитки 1 раз в несколько месяцев, снизилась существенно: с 53,1% в 2014 году до 46,0% 2020 году. При этом увеличилась доля респондентов, употребляющих алкогольные напитки

с

#хс

Рис. 1. Распространенность курения среди лиц 15 лет и старше

№8 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

40%

20%

0%

2014

] До 15 лет

В15-20 лет ; В 21-30 лет

2016 I После 30 лет

2018

2020

2014

юо% 15.65% 15,85% 15,35% 16,42%

15,33% 14,21% 12,96% 12,90% 80% ,5 60% =

30,92% 32,25% 33,36% 35,58%

63.75% 66,14% 65,12% 64,82%

40%

20% 44,93% 44,27% 44,99% 42,84%

18,21% 16,30% 19,31% 19.68%

.2,14% 2.26% 0% 8.50% 7,63% 6,30%

] До 5 сигарет ] До 10 сигарет ] До одной пачки

2016 2018 ■ Болееодной пачки

2020

Рис. 2. Распределение долей в зависимости от возраста начала курения среди лиц в возрасте 15 лет и старше, курящих или бросивших курить

1-2 раза в месяц: с 24,9% в 2014 году до 32,6% в 2020 году.

Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, была стабильна и составила 70%, а женщин - имела тенденцию к росту с 49,5% в 2014 году до 52,1% в 2020 году. Доля респондентов, предпочитающих крепкие алкогольные напитки, снизилась с 67,5% в 2014 году до 64,1% в 2020 году, предпочитавших вина, шампанское - снизилась с 64,8% в 2014 году до 63,9% в 2020 году. Увеличилась доля респондентов, употребляющих пиво: с 52,2% в 2014 году до

Рис. 3. Распределение долей в зависимости от объемов потребления табака в день среди лиц в возрасте 15 лет и старше, курящих ежедневно

54,0% в 2020 году. При этом, если крепкие напитки и вина респонденты в большинстве своем употребляли 1 раз в несколько месяцев, то пиво употребляют чаще: от 1-2 раза в месяц и до 1 раза в неделю (рис. 4-6). Выявленные тенденции, с нашей точки зрения, можно рассматривать как негативные.

Около половины респондентов обращались в течение анализируемого периода за медицинской помощью в амбулаторных условиях, при этом отмечается тенденция снижения этой доли: если в 2014 году число обращавшихся составило

Рис. 4. Распространенность употребления алкогольных напитков среди лиц 15 лет и старше

Рис. 5. Распределение долей частоты употребления всех видов алкогольных напитков

Рис. 6. Распределение долей частоты употребления алкогольных напитков по видам

44,2%, в 2016 году - 44,1%, в 2018 году - 41,7%, то в 2020 году - 39,8%.

На запись на прием к врачу более 80% респондентов затратили менее 30 минут, существенных изменений этого показателя в динамике не установлено. Доля пациентов, ожидавших прием/ осмотр врача более 1 часа, уменьшилась с 18,0% в 2014 году до 10,9% в 2020 году.

Оценка респондентами среднего времени, затраченного на запись на приём к врачу в амбула-торно-поликлинических организациях, в динамике не изменилась, и составило оно около 18 минут, а собственно время ожидания приема сократилось с 45,5 минут в 2014 году до 37,3 минут в 2020 году.

Более 95% респондентов получили медицинскую помощь. Однако не получили при обращении медицинскую помощь 3,3% респондентов в 2014 году и 4,8% в 2020 году. С точки зрения респондентов

причинами неполучения медицинской помощи до 2020 года было отсутствие необходимого специалиста, а в 2020 году - ограничительные мероприятия за счет введения карантинных мер. Снизилось число отказов по таким причинам, как отсутствие необходимого оборудования или медикаментов -с 6,5% в 2014 году до 2,4% в 2020 году; большие очереди на прием - с 16,9% в 2014 году до 12,0% в 2020 году; предложений пройти лечение на платной основе - с 20,2% в 2014 году до 10,1% в 2020 году.

По данным настоящего опроса, каждый третий респондент обращался за стоматологической помощью: 31,1% в 2014 году, 30,7% в 2016 году, 34,4% в 2018 году со снижением в 2020 году до 29,0%. Среди обратившихся больше женщин и лиц трудоспособного возраста.

Доля респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь из числа обратившихся, увеличилась с 92,6% в 2016 году до 95,1% в 2020 году. Соответственно, число респондентов, не получивших стоматологическую помощь, снизилось с 7,8% в 2016 году до 4,8% в 2020 году. Структура причин неполучения стоматологической помощи существенно не изменилась: отсутствие или нехватка средств на платное лечение, большие очереди на прием, отсутствие нужного специалиста.

В категории респондентов, имеющих инвалидность, доля не получивших стоматологическую помощь несколько выше, чем в общей категории респондентов. Так, если в среднем за период 2014-2020 гг. число не получивших в общей группе составило 6,2%, то среди инвалидов эта доля составила 10,7%. Структура причин неполучения инвалидами стоматологической помощи существенно не отличается.

Доля населения, вызывающая скорую помощь, имела тенденцию к снижению: с 10,8% в 2014 году до 10,1% в 2020 году. Среди респондентов, которые воспользовались данным видом медицинской помощи, более 50% составили лица в возрасте старше 55 лет, а в возрастной категории старше 70 лет обращался за скорой медицинской помощью каждый третий из респондентов.

Отмечаются негативные тенденции, связанные со временем ожидания приезда бригады. Так, снизилась с 64,9% до 46,3% доля респондентов, ожидающих скорую менее 20 минут, причем существенное снижение - с 61,1% до 46,3% - отмечено с 2020 году по сравнению с 2018 годом. Соответственно увеличилась доля респондентов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

#хс

№ В Мападег

2022 2с1гв\лзосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

ожидающих приезда «скорой» 21 минуту и более. Среднее время ожидания скорой медицинской помощи, согласно оценкам респондентов, составило: в 2014 году - 24,2 минуты, в 2016 году - 24,9 минут, в 2018 году - 25,8 минут, в 2020 году - 39,2 минут.

До 2020 года опросник содержал вопросы по количеству вызовов в год, в 2020 году такого вопроса не было. В период с 2014 по 2018 год 25% респондентов вызывали скорую помощь один или несколько раз в месяц. Таким образом, получается, что 2,5% респондентов вызывают скорую помощь 2 и более раз, «осваивая» практически все объемы данного вида помощи, предусмотренные Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации (ПГГ). Очевидно, что необходим более детальный анализ, но можно предположить, что это больные хроническими заболеваниями.

Согласно результатам опросов, специализированной медицинской помощью в условиях стационара пользуются в год 7-8% населения. В динамике с 2014 по 2020 год доля респондентов, получивших лечение в условиях стационара, составила: в 2014 году - 8,4%, в 2016 году - 7,7%, в 2018 году -7,6%, в 2020 году - 7,4%.

Среднее число дней ожидания госпитализации после направления (при последнем случае госпитализации) имеет тенденцию к росту с 9,8 дней в 2014 году до 14,04 дней в 2020 году. В 20142018 году более 70% респондентов госпитализировались в день обращения, а в 2020 году число таких случаев снизилось до 43,1% (рис. 7). Соответственно, увеличилось число лиц, которые ожидали госпитализацию до 14 дней, что укладывается в сроки, определенные ПГГ, с 20,3% в 2014 году до 45,9% в 2020 году. Превышение сроков ожидания более 14 дней, что не соответствует ПГГ, имеет тенденцию к росту: с 2,6% в 2014 году до 9,2% в 2020 году.

Так как в опроснике не содержится информация об экстренной и плановой госпитализации, то однозначно объяснить динамику параметров, характеризующих сроки госпитализации в 2020 году, не представляется возможным.

Анализ случаев необращения респондентов в медицинские организации при наличии потребности в медицинской помощи показал, что доля таких респондентов снизилась: в 2014 году -33,6%, в 2016 году - 33,0%, в 2018 году -34,5%, в 2020 году - 29,2%. Доля респондентов, которые в течение года обращались за консультативной

5,89% 2014

3.23% 3,05% 9,22% 43,10%

70.46% 72,42%

24.52%

17.Б8% 16.6196 21.29%

7,09% 7,35%

2016

I_| Более 14 дней

I I Б день об ращен ил за медицинской помощью Не определено От 1 до 7 дней От 8 до 14 дней

Рис. 7. Распределение долей периода ожидания госпитализации в стационар лиц в возрасте 15 лет и старше

помощью медицинских работников, постепенно увеличивалась с 9,8% в 2014 году до 15,7% в 2020 году. Напротив, доля респондентов, которые в течение года обращались за помощью народных целителей, гомеопатов, знахарей, экстрасенсов, снизилась с 2,7% в 2014 году до 2,0% в 2020 году.

Важно подчеркнуть, что приведенные выше относительные значения показателей были рассчитаны от числа респондентов, не обращавшихся за медицинской помощью при наличии потребности в ней, в связи с чем был проведён перерасчёт относительных показателей на 100% всех ответов респондентов. Ниже представлены результаты перерасчёта, которые существенным образом уточняют и конкретизируют доли респондентов, не обратившихся за медицинской помощью при наличии потребности в ней.

Интересные данные получены при анализе ответов об обращениях за консультативной помощью к медицинским работникам или представителям альтернативных направлений (целители, знахари и т.д.). К альтернативным вариантам

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

несколько чаще обращались городские жители: соответственно 0,9%, 0,7%, 0,8%, 0,6% в городе и 0,9%, 0,5%, 0,6%, 0,5% на селе.

Доли респондентов, не рассчитывавших на эффективное лечение, от общего числа участников опросов составили: в 2014 году - 7,4%, в 20166,7%, в 2018-7,5%, а в 2020 году - 7,2% (рис. 8). Не удовлетворяла работа медицинских организаций в 2014, 2016, 2018 и 2020 гг. соответственно 10,1%, 9,6%, 10,4% и 10,2% от общего числа респондентов, т.е. оставалась практически неизменной.

Не могли добраться или испытывали трудности с доездом до медицинской организации 3,3%, 2,5%, 2,8% и 1,9% респондентов соответственно в указанные годы.

Не располагали информацией о том, где можно получить необходимую помощь, 0,3-0,4% респондентов, показатель оставался практически неизменным за анализируемый период.

«Не было времени» на обращение за медицинской помощью у 7,2% респондентов в 2014 году, у 8,2% - в 2016 и 2018 годах и у 4,7% респондентов

в 2020 году. Значительное снижение данного показателя вполне логично и ожидаемо в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Некоторый рост показателя «необходимое лечение можно получить только на платной основе» наблюдался в 2018 году: 3,7%, 4,0%, 5,0%, 4,6% соответственно. При этом уменьшилась доля «лечившихся самостоятельно»: с 16,9% в 2014 году до 12,9% в 2020 году.

Ответ «другие причины необращений» встречался в 2,3%, 2,1%, 1,5%, 2,6% случаев соответственно.

Важно отметить, что городские жители несколько чаще, чем сельские, выбирали ответ «не рассчитывал на эффективное решение»: на уровне 7,6% и 6,7% соответственно. Различия же при ответе «не удовлетворяет работа медицинской организации» существенно более выражены: городские жители -11,6% в 2014 году и 11,2% в 2020 году соответственно, жители села - 5,9% и 7,1% соответственно.

Выраженные различия ответов касались возможности доезда: не могли добраться или испытывали сложности с доездом жители города - 2,7%

Рис. 8. Причины необращения в медицинские организации среди лиц в возрасте 15 лет и старше при наличии потребности в медицинской помощи

С

#хс

и 1,7% в 2014 и 2020 годах, сельские жители - соответственно 5,3% и 2,6%.

Ответ «не было времени» выбрали 7,5% и 5,8% респондентов из числа жителей города и 6,3% и 3,8% жителей села соответственно в 2014 и 2020 годах. Несколько чаще ответ «необходимое лечение можно получить только на платной основе» выбирали жители города: 3,7%, 4,1%, 5,4% и 4,8% в анализируемый период, жители села -3,6%, 3,8%, 3,8%, 4,0% соответственно.

Практически равные доли респондентов из числа городских и сельских жителей указали ответ «лечились самостоятельно»: 16,8% и 12,9% в 2014 и 2020 годах соответственно - в городе и 17,0% и 13,1% соответственно в селе.

За консультативной помощью медицинских работников чаще, чем городские жители, обращались жители села: в анализируемые года показатели составили соответственно 3,0%, 3,1%, 4,1%, 4,4% в городе и 4,3%, 4,7%, 4,4% и 5,1% в селе.

Обсуждение

При обсуждении результатов прежде всего важно ещё раз подчеркнуть, что в настоящем исследовании анализировались субъективные оценки респондентами своего здоровья, некоторых характеристик образа жизни, свидетельствующих об отношении респондентов к собственному здоровью, и условий получения ими медицинской помощи. Такой анализ имеет безусловное значение для формирования суждения о том, как получатели медицинских услуг, складывающихся в конечном итоге в медицинскую помощь, оценивают её оказание [16-19], и почему часть из них отказывается от обращения в медицинскую организацию при том, что, опять же субъективно, ощущает её необходимость.

Оценка респондентами своего здоровья показывает, что в динамике все больше респондентов стали оценивать свое здоровье как хорошее или очень хорошее. Мужчины были более оптимистичны в оценке состояния своего здоровья, чем женщины. Каждый третий респондент указал на наличие у него хронического заболевания, установленного врачом, однако имеется тенденция к снижению данного показателя в динамике с 2014 по 2020 год.

Не выявлено существенных изменений в частоте курения: курят ежедневно 22% населения, из них каждый пятый ежедневно выкуривает до 1 пачки сигарет в день. Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. В качестве положительных тенденций можно отметить увеличение доли лиц, бросивших

курить, а также некоторое снижение доли лиц, начавших курить в возрасте до 20 лет.

В отношении алкоголя установлено, что продолжают употреблять алкоголь около 60% населения, доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, стабильна. Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины, однако доля употребляющих алкоголь женщин имеет тенденцию к росту. При этом снизилась доля респондентов, предпочитающих крепкие алкогольные напитки и вина, и повысилась доля респондентов, предпочитающих пиво. На этом фоне соответствующим образом изменилась частота употребления алкоголя: снизилась доля употребляющих алкоголь 1 раз в несколько месяцев (-7%) и увеличилась доля респондентов, употребляющих алкоголь 1-2 раза в месяц (+7%).

Всё сказанное свидетельствует о недостаточной приверженности к здоровому образу жизни большей части респондентов, особенно мужчин, и указывает на необходимость активизации профилактической работы с населением в части поведенческих факторов риска развития заболеваний [20].

За исследуемый период около половины респондентов обращались за медицинской помощью в амбулаторных условиях, тенденция снижения данного показателя в динамике расценивается как негативная. Если до 2020 года основной причиной неполучения медицинской помощи в амбулаторных условиях, по мнению респондентов, было отсутствие необходимого специалиста, то в 2020 году на первый план вышли ограничительные мероприятия за счет введения карантинных мер, что отразилось практически на всех аспектах взаимодействия «врач-пациент» [21]. В качестве позитивной тенденции следует отметить снижение числа отказов по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, больших очередей на прием, а также предложений пройти лечение на платной основе. Средние затраты времени респондентов на запись к врачу в динамике не изменились и составляли около 18 минут. В качестве положительного момента необходимо отметить снижение времени ожидания непосредственно приема врача в среднем на 5 минут в 2020 году по сравнению с 2014 годом, что можно рассматривать, в том числе, и как последствие активного внедрения в медицинскую практику технологий бережливого производства.

Каждый третий из респондентов обращался за стоматологической помощью, однако в 2020 году

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

отмечено снижение доли обратившихся на 5,4%. При этом отмечено увеличение на 2,5% доли респондентов, своевременно получивших медицинскую помощь. Более часто обращались за стоматологической помощью женщины и лица трудоспособного возраста. К сожалению, респонденты из числа инвалидов чаще, чем лица без инвалидности, имели сложности с получением стоматологической помощи.

Вызывал скорую помощь каждый десятый из респондентов, чаще всего - лица старше 70 лет. Отмеченное респондентами увеличение времени ожидания скорой медицинской помощи объясняется условиями пандемии. Однако при этом сохраняется на прежнем уровне доля респондентов, вызывавших скорую медицинскую помощь многократно. Очевидно, что все случаи неоднократных вызовов скорой медицинской помощи необходимо анализировать с точки зрения имеющихся у пациентов поводов к вызовам и в дальнейшем планомерно выстраивать организационные технологии не только в первичном звене здравоохранения [22-25], но и внутри- и межведомственного взаимодействия -служб скорой и первичной медико-санитарной помощи, подразделений социальной защиты населения и медико-социальной помощи и реабилитации. В частности, задача медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную мощь, как раз и состоит в том, чтобы выделить пациентов, нуждающихся в плановом (диспансерном) наблюдении, и организовать его соответствующим образом, а при наличии необходимости в уходе, общении и т. п. информировать социальные или медико-социальные службы для выполнения ими требуемых функций. Важно также организовать оперативное информационное взаимодействие со службами скорой медицинской помощи с тем, чтобы сотрудники первичного звена здравоохранения имели оперативную информацию о вызовах «скорой» и их результатах.

Данные, полученные в отношении госпитализации в стационар, более сложны для анализа в связи с отсутствием информации о том, касался ли опрос плановой или экстренной госпитализации. Это затрудняет оценку полученных результатов и требует дополнительных исследований.

Принципиально важным результатом исследования стало снижение доли респондентов, которые не обращались за медицинской помощью при наличии потребности в ней, и снижение доли респондентов, которые в течение года обращались за

помощью народных целителей, гомеопатов, знахарей, экстрасенсов. Причинами такого необращения стали (в порядке убывания частоты ответов): самолечение, неудовлетворенность работой медицинских организаций, отсутствие веры в эффективное лечение. По сути, второй и третий варианты ответов также являются причиной выбора самолечения. Снизилась доля респондентов, указавших в качестве причины самолечения отсутствие времени. Как уже было сказано выше, ценность данной информации связана в первую очередь с тем, что потенциальные «пользователи» медицинской помощи сообщают своё мнение о причинах необращения за ней. Проведение более детального анализа причин необращений может дать существенную информацию для совершенствования организации медицинской помощи, в частности, вариантов консультативной поддержки и мотивации к обращению за медицинской помощью.

Таким образом, анализ результатов опросов респондентов позволил выявить такие негативные тенденции как увеличение времени ожидания скорой медицинской помощи; увеличение среднего числа дней ожидания госпитализации; снижение доли респондентов, которые госпитализированы в день обращения. Важным сигналом явились затруднения в получении стоматологической помощи наиболее уязвимой группой населения - инвалидами. В то же время установлены и положительные моменты: отмечено снижение числа отказов в оказании помощи в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе, сократилось время ожидания приема врача, увеличилась доля респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.

Для того, чтобы делать выводы о реальной ситуации в оказании медицинской помощи, необходимо вкупе с данными социологических исследований анализировать объемы Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и данные статистических отчетных форм Министерства здравоохранения Российской Федерации. Такой комплексный анализ позволит получить более объективную картину, выявить не только зоны неэффективности [26-29], но и сформировать направления мероприятий по совершенствованию взаимодействия «врач-пациент», улучшению информированности и повышению медицинской грамотности пациентов, в конечном

с

#хс

№ В Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

итоге - повышению доверия пациентов к медицинским организациям, комплайентности пациентов и формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Выводы

1. За исследуемый период увеличились доли респондентов, оценивших свое здоровье как «очень хорошее» - с 3,5% в 2014 году до 5,8% в 2020 году и «хорошее» - с 35,6% до 40,7% в 2014 и 2020 годах соответственно. Доля респондентов, оценивших свое здоровье как «удовлетворительное», снизилась с 49,0% до 44,8%, как «плохое» или «очень плохое» - с 11,9% до 8,7% соответственно. Мужчины дают в целом более высокую оценку своего здоровья, чем женщины.

2. Не выявлено существенного улучшения в распространённости курения: курят ежедневно 22% населения, из них каждый пятый ежедневно выкуривает до 1 пачки сигарет в день. Мужчины курят в 5 раз чаще, чем женщины. Приобщаются к курению в основном в подростковом возрасте. Как положительную можно отметить тенденцию увеличения доли лиц, бросивших курить.

3. Около 60% респондентов употребляют алкоголь. Мужчины употребляют алкоголь в 9 раз чаще, чем женщины. Доля респондентов-мужчин, употребляющих алкоголь, стабильна, в то время как доля респондентов-женщин имеет тенденцию к росту. Отмечается снижение доли респондентов,

предпочитающих крепкие алкогольные напитки и вина, и повышение доли респондентов, предпочитающих пиво.

4. Установлены следующие негативные тенденции: увеличение времени ожидания скорой медицинской помощи; увеличение среднего числа дней ожидания госпитализации; снижение доли респондентов, которые госпитализированы в день обращения.

5. Установлены следующие позитивные тенденции: снижение числа отказов в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по причине отсутствия необходимого оборудования или медикаментов, больших очередей на прием, предложений пройти лечение на платной основе; сокращение времени ожидания приема врача; увеличение доли респондентов, своевременно получивших стоматологическую медицинскую помощь.

6. Установлено снижение доли респондентов, которые не обращались за медицинской помощью при наличии потребности в ней, и снижение доли респондентов, которые в течение года обращались за помощью народных целителей, гомеопатов, знахарей, экстрасенсов, а также увеличение доли респондентов, которые в течение года обращались за консультативной помощью медицинских работников.

7. Снизилась доля респондентов, занимающихся самолечением и не обращающихся за медицинской помощью в связи с отсутствием времени.

1. Протасова Л.М., Кобякова О.С., Деев И.А., Бойков В.А., Шибалков И.П., Барановская С.В. Применение показателей удовлетворенности граждан для оценки результативности внедрения стандарта организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(1):4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1338/30/lang, ru/ DOI: 10.21045/2071 -5021-2022-68-1 -4.

2. Бартанаева B.C. Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг в РФ, посредством инструмента обратной связи организации с пациентом // Инновации. Наука. Образование. 2021; (48):633-645.

3. Сатюкова А.С., Голухова Е.З., Щербак A.B., Гранков А.В. Разработка инструмента для изучения комплексного показателя удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, как индикатор степени реализации пациент-ориентированного подхода в оказании медицинской помощи. Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания. 2021; 22(S6): 176.

4. Суслин С.А., Тимяшев П.В., Кирьякова О.В. Удовлетворенность населения медицинской помощью: современные понятия и подходы. Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Иркутск: Иркутский научный центр хирургии и травматологии. 2021; 493-498.

5. Калинкин Д.Е., Карпов А.Б., Тахауов Р.М., Хлынин С.М., Варлаков М.А. Факторы, определяющие активность обращения и удовлетворенность медицинской помощью трудоспособного населения закрытого промышленного города // Медицина труда и промышленная экология. 2013; (4):37-43.

6. Гарина И.Б., Плутницкий А.Н., Гуров А.Н. Основные направления анализа причин неудовлетворенности населения медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. 2017; (10):13-23.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2022

7. Харбедия Ш.Д. Основные причины неудовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг в стационарных медицинских организациях сельского здравоохранения // Бюллетень науки и практики. [сетевое издание] 2018 4(6):86-93 URL: http://www.bulletennauki.com/kharbedia.

8. Аксенова Е.И. Бессчетнова О.В. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира: Экспертный обзор / Москва: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2021. - 40 с. - I SBN 978-5-907404-54-0.

9. Аимбетова Г.Е, Сулейменова А.Ж., Рамазанова М.А., Ауезова А.М. Образ жизни и самооценка здоровья учителей // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2020; (2):609-613.

10. Фарафонова С.И., Акулин И.М. Удовлетворенность населения медицинской помощью в рамках ПМСП по результатам выборочного анкетирования. Медицина и право в XXI веке: Сборник трудов XIII ежегодной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24-25 декабря 2021 года. - Санкт-Петербург: ООО «Нордмедиздат» 2022: 106-117.

11. Фурлет И.В., Моисеева К.Е., Алексеева А.В. Некоторые результаты оценки доступности медицинской помощи // Территория инноваций. 2017; 10(14): 132-138.

12. Гнатюк О.П. Жалобы граждан как инструмент обратной связи при управлении качеством медицинской помощи. Баланс прав и обязанностей пациента // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2021; 2(43):22-34 DOI 10.35177/2226-2342-2021-2-3.

13. Драб Я.М. Самооценка состояния здоровья // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие [сетевое издание] 2015; Специальный выпуск:112-116.

14. Аимбетова Г.Е, Сулейменова А.Ж., Рамазанова М.А., Ауезова А.М. Образ жизни и самооценка здоровья учителей // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2020; 609-613.

15. Федеральные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect (Дата обращения: 18.01.2021).

16. Петиченко А.В. Как качество и безопасность медицинской помощи связаны с удовлетворенностью пациентов // Менеджмент качества в медицине. 2021; 3:97-101.

17. Пчелина Н.В., Поздеева Т.В. Изучение удовлетворенности пациентов медицинских организаций ПМСП как субъективного критерия качества оказания медицинской помощи. Актуальные проблемы управления здоровьем населения: сборник научных трудов четвертой Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 09 февраля 2021 года. - Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2021; 82-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ержанов, Ж.К., Сабыракын Э.М. Методические основы определения удовлетвопенности качеством медицинской помощи пациентов на уровне ПСМП в поликлинике ЦРБ. Академическая публицистика. 2021; 12(2):386-395.

19. Полякова И.А. Трансформация российского здравоохранения в оценках населения // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022; 1:66-74. DOI 10.28995/2073-6401-2022-1-66-74.

20. Сабгайда Т.П., Зубко А.В., Землянова Е.В., Ходакова О.В., Музыкантова Н.Н, Губарев С.В., Редько А.Н. Приверженность студентов с разной самооценкой состояния здоровья к занятиям физическими упражнениями // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(1):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/1343/30/lang, ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-9.

21. Харитонова В.И. Пандемия COVID-19: идеи пациентоориентированности врача и мотивации пациента (по материалам интернет-источников) // Сибирские исторические исследования. 2020; 4:228-239.

22. Пайков В.Л., Воронцова М.М. Оценка кратности обращений больных за скорой медицинской помощью // Казанский медицинский журнал. 2016; 97(3):432-435.

23. Калининская А.А., Лазарев А.В., Алленов А.М., Мерекина М.Д., Кизеев М.В. Результаты и перспективы реформирования первичной медико-санитарной помощи в Москве // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(2):270-274. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-270-274.

24. Волкова О.А., Бударин С.С., Смирнова Е.В., Эльбек Ю.В. Изучение удовлетворенности пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении, доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 11-12:22-30. - DOI 10.26347/1607-2502202111-12022-030.

25. Михайлова Ю.В, Францева В.О., Данаев А.Б., Михайлов А.Ю. Оценка пациентами качества медицинской помощи в медицинских организациях первичного звена здравоохранения г. Ставрополя // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(1):6. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/1340/30/lang, ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-6.

26. Меньшикова Л.И., Дьячкова М.Г., Вязьмин А.М, Светличная Т.Г., Мордовский Э.А. Удовлетворенность пациентов Архангельской области первичной медико-санитарной помощью // Социальные аспекты здоровья. 2013; 33(5). [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/509/27/lang, ru/ (Дата обращения: 14.07.2022).

27. Свинтицкая А.В., Юровских К.С., Костров В.И. Оценка удовлетворенности жителей Тюменской области качеством и условиями оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения // Университетская медицина Урала. 2021; 4(27):79-81.

№ В Manager

2022 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

В

ЗНО

зЯо зЯо

28. Сененко, А.Ш. Савченко Е.Д., Шелгунов В.А. Оценка пациентами временных затрат при посещении медицинской организации // Менеджер здравоохранения. 2022; 3:17-29. DOI 10.21045/1811-0185-2022-3-17-29.

29. Гричик А.С., Борисова Е.А., Савельев В.Н. Социальная эффективность медицинской помощи среди городских и сельских жителей // Современная медицина. 2021; 5-4: 37-40.

ORIGINAL PAPER

SELF-ASSESSMENT OF HEALTH AND CONDITIONS FOR RECEIVING MEDICAL CARE BY RESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.I. Starodubov a, L.I. Menshikova b, A.Sh. Senenko c , A.V. Zubko d

a, b, c, d Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia.

a https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b https://orcid.org/0000-0002-3034-9014; c https://orcid.org/0000-0001-7460-418X; d https://orcid.org/0000-0001-8958-1400.

H Corresponding author: Senenko A.Sh.

ABSTRACT

In the context of higher interest of healthcare executives in patient-centeredness, development of value-based healthcare and increasing public satisfaction with medical care, it is very important to have access to detailed information about how people evaluate the care provided, as well as to specify problems associated with receiving care. Such detailed information can provide directions for further development of organizational technologies and serve basis for developing management decisions.

The purpose of the study is to analyze results of sociological surveys of the Russian population on self-assessment of health and conditions for receiving medical care.

Material and methods. The study used data available from the Rosstat (Federal State Statistics Service) official website -"Comprehensive monitoring over living conditions of the Russian population" (conducted in 2014, 2016, 2018 and 2020) in terms of questions related to receiving medical care by the survey respondents, based on a sample survey of representatives of various groups and population strata covering 10 thousand households. Analysis of the presented data was carried out using descriptive statistics methods by the following sections: respondents' self-assessment of health, smoking and alcohol consumption, receiving outpatient care, receiving dental care, seeking emergency medical care, receiving inpatient care, non-care seeking if medical care is needed.

Results. The share of those who rated their health as "excellent" and "good" has increased. It should be noted here that males were more optimistic in assessing their health status than females. The share of the respondents reporting a chronic disease diagnosed by a doctor decreased from 30.2% in 2014 to 27.2% in 2020. There is no significant difference between urban and rural population. The share of non-smokers and those who have never smoked decreased from 63.5% in 2014 to 62.1% in 2020. The share of male alcohol consumers remained stable adding up to 70%, while the female share tended to increase from 49.5% in 2014 to 52.1% in 2020. Assessment of an average time spent on making an appointment with a doctor in outpatient settings has not changed in dynamics and equaled to about 18 minutes. The share of those receiving timely medical care out of those applied for care increased from 92.6% in 2016 to 95.1% in 2020.

The share of those calling an ambulance tended to decrease: from 10.8% in 2014 to 10.1% in 2020. According to the surveys' results, every year some 7-8% of the population receive specialized medical care in inpatient settings.

The analysis of cases of non-care seeking if medical assistance is needed showed a decreased share of such respondents: 33.6% in 2014, 33.0% in 2016, 34.5% in 2018, and 29.2% in 2020. The share of those failing to get to or experiencing difficulty getting to a health care facility equaled to 3.3%, 2.5%, 2.8% and 1.9%, respectively. 7.2% of the respondents had "no time" for care seeking in 2014, 8.2% in 2016 and 2018, and 4.7% in 2020. A significant decrease in this indicator is rather logical and unsurprising in the context of the pandemic caused by a new coronavirus infection.

Conclusions. From 2014-2020, self-assessment of health has improved; in general, males rate their health higher compared to females. Men smoke 5 times more often than women. Generally, they start smoking during the teen years. As a positive trend, we can point out an increasing share of people who quit smoking.

Men drink alcohol 9 times more often than women. The share of the female alcohol consumers tends to increase.

Negative trends in care delivery are as follows: increased waiting time for emergency medical care; increased average number of

days waiting for hospital admission; decreased share of those admitted to the hospital on the day of the visit.

Positive trends in care delivery include the following: decreased denials of outpatient care due to lack of necessary equipment or medicines, shorter lines in waiting premises to see a doctor; decreased offers of payed services; decreased waiting time for a doctor's appointment; increased share of those receiving timely dental care.

A tendency among the respondents towards self-medication and not seeking medical care due to lack of time has decreased. Keywords: sociological survey, self-assessment by residents of the Russian Federation, public opinion, medical care, conditions for receiving medical care, lifestyle, smoking, alcohol consumption, not seeking medical care.

For citation: Starodubov V.I., Menshikova L.I., Senenko A.Sh., Zubko A.V. Self-assessment of health and conditions for receiving medical care by residents of the Russian Federation // Manager Zdravoohranenia. 2022; 8: 25-38. DOI: 10.21045/1811-01852022-8-25-38.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2022

REFERENCES

1. Protasova L.M., Kobyakova O.S., Deev I.A., Boykov V.A., Shibalkov I.P., Baranovskaya S.V. Using indicators of public satisfaction to evaluate effectiveness of the standard for outpatient care organization. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia // Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(1):4. Available from: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1338/30/lang, ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-4. (In Rus).

2. Bartanaeva V.S. Improving the mechanisms for managing the quality of medical services in the Russian Federation, through the feedback tool of the organization with the patient // Innovations. The science. Education. 2021; (48):633-645.

3. Satyukova A.S., Golukhova E.Z., Shcherbak A.V., Grankov A.V. Development of a tool for studying a comprehensive indicator of patient satisfaction with the quality of medical care, as an indicator of the degree of implementation of a patient-centered approach in the provision of medical care. Byulleten' NCSSKH im. A.N. Bakuleva RAMN. Serdechno-sosudistye zabolevaniya // Bulletin of the NCSSH them. A.N. Bakuleva RAMS. Cardiovascular diseases. 2021; 22(S6): 176.

4. Suslin S.A., Timyashev P. V, Kiryakova O. V. Satisfaction of the population with medical care: modern concepts and approaches. Aktual'nye voprosy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya na urovne sub"ekta Rossijskoj Federacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Irkutsk: Irkutskij nauchnyj centr khirurgii i travmatologii / Topical issues of public health and healthcare at the level of the subject of the Russian Federation: materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation). Irkutsk: Irkutsk Scientific Center for Surgery and Traumatology. 2021: 493-498.

5. Kalinkin D.E, Karpov A.B., Takhauov R.M., Khlynin S.M., Varlakov M.A. Factors determining the activity of treatment and satisfaction with medical care of the able-bodied population of a closed industrial city. Medicina truda i promyshlennaya ehkologiya // Occupational medicine and industrial ecology. 2013; (4):37-43.

6. Garina I.B., Plutnitsky A.N, Gurov A.N. The main trends of analysis of the causes of patients' discontent with the medical aid based on the patients' complaints and independent assessment of the medical care quality in medical institutions // Manager zdravookhraneniya. 2017; (10):13-23.

7. Kharbedia Sh.D. Main reasons for medical service insolvency in patient medical organizations of agricultural health care // Bulletin of Science and Practice [serial online] 2018; 4(6):86-93. Available from: http://www. bulletennauki.com/kharbedia.

8. Aksenova E.I., Besschetnova O.V. Indicators of the availability and quality of medical care that ensure population satisfaction with medical care in various countries of the world: Expert review / Moscow: State budgetary institution of the city of Moscow "Research Institute for Health Organization and Medical Management of the Department of Health of the City of Moscow", 2021. - 40 p. - I SBN 978-5-907404-54-0.

9. Aimbetova G.E., Suleimenova A. Zh, Ramazanova M.A, Auezova A.M. Lifestyle and self-assessment of health of teachers // Vestnik Kazakhskogo Nacional'nogo medicinskogo universiteta / Bulletin of the Kazakh National Medical University. 2020; (2):609-613.

10. Farafonova S.I, Akulin I.M. Satisfaction of the population with medical care in the Primary Care profile based on the results of a selective survey. Medicine and Law in the XXI century: Proceedings of the XIII annual scientific and practical conference, St. Petersburg, December 24-25, 2021. - St. Petersburg: LLC "Nordmedizdat" 2022: 106-117.

11. Furlet I. V, Moiseeva K.E., Alekseeva A. V. Some results of assessing the availability of medical care. Territoriya innovacij // Territory of innovations. 2017; 10(14): 132-138.

12. Gnatyuk O.P. Complaints of citizens as a feedback tool in the management of the quality of medical care. Balance of rights and obligations of the patient. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii // Bulletin of public health and healthcare of the Far East of Russia. 2021; 2(43):22-34 DOI 10.35177/2226-2342-2021-2-3.

13. Drab Ya.M. Self-assessment of health status. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie / Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2015; Special Edition: 112-116. Available from: http://humjournal.rzgmu.ru/page&id=1

14. Aimbetova G.E., Suleimenova A.Zh, Ramazanova M.A., Auezova A.M. Lifestyle and self-assessment of health of teachers // Vestnik Kazakhskogo Natsional'nogo meditsinskogo universiteta / Bulletin of the Kazakh National Medical University. 2020; 609-613.

15. Federal statistical observations on socio-demographic problems. [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov. ru/itog_inspect (Accessed: 18.01.2021).

16. Petichenko A.V. How the quality and safety of medical care are related to patient satisfaction. Menedzhment kachestva v meditsine // Quality management in medicine. 2021; 3:97-101.

17. Pchelina N.V., Pozdeeva T.V. The study of patient satisfaction in PHC medical organizations as a subjective criterion for the quality of medical care. Actual problems of public health management: collection of scientific papers of the fourth All-Russian scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, February 09, 2021. - Nizhny Novgorod: Publishing house of the Volga Research Medical University, 2021; 82-86.

18. ErzhanovZh.K, Sabyrakyn E.M. Methodological bases for determining satisfaction with the quality of medical care of patients at the level of primary care in the polyclinic of the Central District Hospital. Akademicheskaya publitsistika / Academic journalism. 2021; 12(2):386-395.

•КС

№ В Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

змо зЯо

зио

19. Polyakova I.A. Transformation of Russian health care in population assessments. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Philosophy. Sociology. Art history. 2022; 1:66-74. DOI 10.28995/2073-6401-2022-1-66-74.

20. Sabgayda T.P., Zubko A. V, Zemlyanova E. V, Khodakova O. V, Muzykantova N.N., Gubarev S. V, Redko A.N. Commitment to physical exercises among students with different self-assessment of health // Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(1):9. Available from: http://vestnik. mednet.ru/content/view/1343/30/lang, ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-9 (In Rus).

21. Kharitonova VI. COVID-19 pandemic: ideas of doctor's patient orientation and patient's motivation (based on materials from Internet sources). Sibirskie istoricheskie issledovaniya // Siberian historical research. 2020; 4:228-239.

22. Paikov V.L., Vorontsova M.M. Evaluation of the frequency of patients seeking emergency medical care. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal // Kazan Medical Journal. 2016; 97(3):432-435.

23. Kalininskaya A.A., Lazarev A.V., Allenov A.M., Merekina M.D., Kizeev M.V. The results and perspectives of primary health care reforming in Moscow. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2022;30(2):270-274 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-270-274.

24. Volkova O.A., Budarin S.S., Smirnova E.V., Elbek Yu.V. Study of the satisfaction of patients with chronic non-communicable diseases, who are under dispensary observation, with the availability and quality of primary health care. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii // Problems of standardization in health care. 2021; 11 —12:22— 30. - DOI 10.26347/1607-2502202111-12022-030.

25. Mikhaylova Y.V., Frantseva V.O., Danaev A.B., Mikhaylov A.Y. Patients' assessment of the quality of medical care in medical organizations of primary care in Stavropol. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia // Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(1):6. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1340/30/ lang, ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-6 (In Rus).

26. Menshikova L.I., Dyachkova M.G., Vyazmin A.M., Svetlichnaya T.G., Mordovsky E.A. Satisfaction of patients in the Arkhangelsk region with primary health care. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of health. 2013; 33(5). [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/509/27/lang, ru/ (Access: 14.07.2022).

27. Svintitskaya A.V., Yurovskikh K.S., Kostrov V.I. Assessment of satisfaction of residents of the Tyumen region with the quality and conditions of medical care in primary health care. Universitetskaya meditsina Urala / University medicine of the Urals. 2021; 4(27):79-81.

28. Senenko A.Sh., Savchenko E.D., Shelgunov V.A. Estimation of time spent by patients when visiting a medical organization // Manager zdravookhraneniya. 2022; 3:17-29. DOI 10.21045/1811-0185-2022-3-17-29.

29. Grichik A.S., Borisova E.A., Savelyev V.N. Social efficiency of medical care among urban and rural residents. Sovremennaya meditsina // Modern Science. 2021; 5-4:37-40.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Стародубов Владимир Иванович — академик РАН, д-р мед. наук, профессор, научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Vladimir I. Starodubov — academician of RAS, Doctor of Medical Sciences, Professor scientific director Russian Research Institute

of Health of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E-mail: starodubov@mednet.ru. SPIN-код: 7223-9834, http://orcid.org/0000-0002-3625-4278

Меньшикова Лариса Ивановна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Larisa I. Menshikova — Doctor of Medical Sciences, Professor, Main Researcher Russian Research Institute of Health of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E-mail: menshikoval807@gmail.com. SPIN-код: 9700—6736, ORCID 0000-0002-3034-9014

Сененко Алия Шамильевна — канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Aliya S. Senenko — Can. Sci. Med., leading researcher Russian Research Institute of Health of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E-mail: senenko@mednet.ru. SPIN-код: 6874—4974, http://orcid.org/0000-0001-7460-418X

Зубко Александр Владимирович — канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Aleksandr V. Zubko — Can. Sci. Med., leading researcher of the department of public health and demography the Russian Research Institute of Health of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: zubko@mednet.ru. SPIN-код: 6913—4828, http://orcid.org/0000-0001-8958-1400

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.