Научная статья на тему 'Оценка земельных ресурсов как механизм регулированияземельных отношений'

Оценка земельных ресурсов как механизм регулированияземельных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка земельных ресурсов как механизм регулированияземельных отношений»

УДК 332.6

Н.Л. Билецкая, Л.Ю. Дитц СГГ А, Новосибирск

ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Земельные ресурсы - это сложный социально-эколого-экономический объект управления. В современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

Целью регулирования земельных отношений является реализация интересов связанных с землей и разрешение возникающих при этом противоречий. Государство начало создавать принципиально новую систему регулирования земельных отношений с учетом требований рынка, многообразия форм собственности и хозяйствования на земле.

Как элемент рыночных отношений земля выступает в форме недвижимости; субъекты земельных отношений могут иметь на нее права собственности и другие вещные права. Они оцениваются через систему специальных стоимостных характеристик (земельный налог, арендная плата, нормативная, рыночная, залоговая цена и т. д.).

В новом Земельном Кодексе РФ определены основы, принципы и порядок государственного управления земельными ресурсами в условиях сформировавшейся рыночной экономики России, к которым относятся:

- Платность землепользования - земельный налог, арендная плата;

- Оценка земли (рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности», для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка);

- Государственный мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр;

- Земельный контроль - государственный, муниципальный и производственный.

Для управления земельными ресурсами необходимо проведение комплексной оценки земель, которая включает внутрихозяйственную оценку земель, количественную, качественную и эколого-экономическую.

Внутрихозяйственная оценка земли проводят в трех аспектах: как средство труда, как предмет труда и как средство труда (рис. 1).

Как средство труда землю оценивают по свойствам и признакам, определяющим ее плодородие. Для этого последовательно проводят бонитировку почв, оценку земель по урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности кормовых угодий.

Как предмет труда землю оценивают по свойствам и признакам, определяющим удобство ее обработки и использования, а в итоге затраты

живого и овеществленного труда в земледелии. Для этого последовательно проводят оценку технологических свойств земли, ее местоположение относительно хозяйственного центра, урожайность (плодородие) как фактор затрат, благоприятность (удобства или сложности) выполнения полевых механизированных работ, а также оценку земли по затратам труда и средств производства в земледелии.

Рис.1. Схема оценки земель

Как средство производства землю оценивают по совокупности свойств и признаков, определяющих производительность труда и эффективность затрат в земледелии. Для этого проводят оценку земли по производным от урожайности (продуктивности) и затрат показателям: производительности труда, окупаемости затрат, дифференциальному доходу.

Бонитировка почв представляет собой сравнительную (балльную) оценку их плодородия при сопоставимых агроклиматических условиях и интенсивности земледелия. Сопоставимость агроклиматических условий и интенсивности земледелия достигается путем природносельскохозяйственного зонирования территории с выделением сравнительно однородных по указанным признакам зон земельно-оценочных районов.

Разнообразие природных условий и крупные размеры хозяйств делают необходимой разработку адаптивно-ландшафтных систем земледелия, предусматривающих противоэрозионную и мелиоративную организацию территории, рациональную структуру использования пашни и кормовых угодий, оптимальные размеры полей и производственных участков, систему сево-, сенокосо- и пастбищеоборотов.

Эколого-экономическая оценка земельных ресурсов

сельскохозяйственного назначения предполагает количественный учет факторов, негативно воздействующих на почву и вызывающих ее загрязнения, что в итоге ведет к ухудшению качества продукции, а отсюда - к уменьшению уровня доходности земельных участков. В случае загрязнения почв тяжелыми металлами уровень почвенного плодородия сам по себе может не измениться, в то время как размер дохода данного участка или величина экологической ренты будет уменьшается.

По результатам качественной оценки земель определяется урожайность сельскохозяйственных культур, величина средних издержек на производство единицы продукции и уровень доходности при различных ровнях загрязнения. Уровень доходности повлияет на размер экологической ренты, которая является составной частью общей земельной ренты. Определение размера экологической ренты позволит в дальнейшем осуществлять корректировку цен на земельные участки, размера земельного налога, арендной платы за землю.

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются, при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве,

размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью земельного кадастра, учёт продолжает изучение хозяйственного состояния земель.

Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным разделениям. Государственный учёт земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово -картографических материалов и данных учёта текущих изменений, выявленных графическим способом. Особое внимание уделяется учёту орошаемых и осушенных земель. Степень детальности учёта зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учёту подлежат земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель. В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.

Материалы учёта качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путём их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.

Главная задача качественной оценки земли - сравнительная оценка степени благоприятности почв и условий территории для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Такая постановка задачи соответствует дальнейшей цели - дать объективную основу для решения вопросов рационального использования земель в масштабе хозяйства, районов и областей.

Таким образом, состояние количественного и качественного учета земель тесно связано с состоянием и функционированием системы регистрации землепользования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Минц, А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов / А.А. Минц. - М.: Наука, 1973.

2. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ Омега, 2003. - 96 с.

3. Улюкаев, В.Х. Земельное право/ В.Х. Улюкаев. - М.: Былина, 2002.

© Н.Л. Билецкая, Л.Ю. Дитц, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.