Оценка затрат при использовании ресурсосберегающих технологий
в угольной промышленности
Т.И. Кузьмина
Рассмотрены методы оценки основных стадий нахождения углей, их транспортировки, переработки и сжигания. Проанализирована проблема распределения (расчета) общепроизводственных затрат в угледобывающей промышленности. Предложен новый критерий для более точного расчета затрат потребителя на количество тепла, которое он фактически получит для выполнения производственных процессов или поддержания жизнедеятельности.
Ключевые слова: уголь, добыча угля, сжигание угля, единица тепла, количество тепла.
Оценка затрат при использовании ресурсо- и энергосберегающих технологий требует решения многих задач методического характера. Рассмотрим в связи с этим сущность и назначение соответствующих методов оценки применительно к основным стадиям нахождения углей.
Стадия добычи углей. При отработке угольных запасов подземным способом наряду с углем попутно добывается шахтный метан. По отдельным бассейнам и месторождениям его выход колеблется от 10 до 100 м /т [1]; количество тепла, содержащегося в нем, приведено в табл. 1.
Таблица 1
Количество тепла, содержащегося в шахтном метане
Выход метана, м3/т 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Количество тепла, содержащегося в метане, кг у. т. 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120
Эквивалентное количество угля, кг 17 34 50 67 84 100 118 134 151 168
Таким образом, к каждой тонне добываемых углей следует добавить еще от 17 до 168 кг топлива при тех же самых затратах на добычу. При вовлечении шахтного метана в сферу использования возникает необходимость его стоимостной оценки, что может быть достигнуто путем распределения общепроизводственных затрат между получаемыми видами продукции. Вместе с тем следует подчеркнуть, что уголь и шахтный метан далеко не равнозначны по таким качественным параметрам, как теплота сгорания, зольность, влажность и содержание серы.
Не отрицая значимости всех остальных свойств, заметим, что основное значение при сопоставлении угля и метана имеет теплота сгорания, так как она характеризует энергетическую ценность любого топлива. Поэтому общие затраты на эти продукты, получаемые одновременно в едином технологиче-
ском процессе, правомерно распределять пропорционально теплоте сгорания, то есть тому, что составляет их основную ценность как энергоносителей. В этом случае, во-первых, затраты на добычу шахтного метана калькулируются наравне с углем; во-вторых, обеспечивается прямая зависимость себестоимости угля и шахтного метана от уровня затрат на производство; в-третьих, совершенствование технологии и улучшение организации добычи будет отражаться на уровне себестоимости угля и шахтного метана, в то время как при условной оценке будут изменяться только затраты на уголь, что не соответствует действительности.
Данный методический подход позволяет рассчитать коэффициенты, которые могут использоваться для распределения общих затрат между углем и шахтным метаном (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты распределения общепроизводственных затрат между получаемыми видами продукции
Объект распреде- Выход метана, м3/т
ления 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Донецкий бассейн:
уголь 0,98 0,96 0,95 0,93 0,91 0,90 0,88 0,87 0,85 0,84
шахтный метан 0,02 0,04 0,05 0,07 0,09 0,10 0,12 0,13 0,15 0,16
Кузнецкий бассейн:
уголь 0,99 0,97 0,96 0,94 0,93 0,92 0,91 0,90 0,88 0,97
шахтный метан 0,01 0,03 0,04 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10 0,12 0,13
Печорский бассейн:
уголь 0,98 0,96 0,95 0,93 0,91 0,90 0,88 0,87 0,85 0,84
шахтный метан 0,02 0,04 0,05 0,07 0,09 0,10 0,12 0,13 0,15 0,16
Применение коэффициентов распределения позволяет правильно рассчитать себестоимость добычи угля и шахтного метана. Например, если общепроизводственные затраты на стадии добычи составили 250 руб., тогда на 1 т угля следует отнести 245 руб. (250-0,98) и на шахтный метан 5 руб./м (250-0,02).
Стадия транспортировки углей. Территориальная разобщенность мест добычи углей и районов их потребления приводит к необходимости крупномасштабных перевозок различными видами транспорта, главным образом железнодорожным. Перевозка требует единовременных затрат на подвижной состав и текущих расходов по его эксплуатации и, что не менее важно, сопровождается потерями перевозимых грузов в размере около 1% от их
объема [2]. Один из путей снижения и практически полной ликвидации потерь угля при железнодорожных перевозках - покрытие грузов водомазутной пленкой. Как можно определить эффективность данного мероприятия? На наш взгляд, эту задачу следует решать путем сопоставления затрат на приготовление и нанесение защитных пленок с затратами на добычу угля в объеме, соответствующем его средним потерям при перевозке без применения указанных пленок.
Стадия переработки углей. Необходимость в обосновании методов оценки технологий и видов продукции, вырабатываемых на их основе, возникает как при переработке углей существующими методами (обогащение, ожижение), так при использовании новых технологий. Ввиду ограниченности объема статьи мы рассмотрим лишь два случая - обогащение (механический метод облагороживания углей) и газификация (термохимический метод).
При переработке углей методом обогащения целевой продукт - угольный концентрат и твердые отходы (хвосты обогащения). Если последние имеют потребительскую ценность (то есть реально используются), на них следует относить часть общепроизводственных затрат. Стоимость отходов рассчитывается исходя из затрат на их сбор, хранение и транспортировку в отвалы с учетом ценности содержащегося в них остатков угля. Эти остатки могут использоваться в некоторых технологических процессах, основанных на тепловых реакциях (производство из отходов кирпича или аглопорита).
Оценку остатков угля как топлива следует производить дифференцированно, исходя из фактических затрат, которые несут предприятия на добычу угля (шахты, разрезы) или на его приобретение со стороны (обогатительные фабрики). Тогда на угледобывающих предприятиях они должны оцениваться по себестоимости добычи угля, а на углеперерабатывающих - по стоимости его приобретения. В этом случае с относительно большой точностью на отходы относятся именно те затраты, которые непосредственно связаны с их образованием и превращением в сырье. На такой основе и должны производиться внутрипроизводственные расчеты, если получаемые отходы на шахте, разрезе или обогатительной фабрике перерабатываются на месте их образования, то есть в цехах, специально созданных для этой цели и являющихся структурными подразделениями названных предприятий. Это будет полностью соответствовать действующему нормативному положению, регламентирующему расчеты между цехами (отделениями) производственного комплекса (комбината, предприятия), согласно которому продукция из одного цеха в другой передается по ее фактической стоимости.
Себестоимость отходов, определенная на основе рекомендуемого метода, может служить базой для установления оптовой цены, по которой они реализуются за пределы шахт и разрезов. В этой связи нельзя согласиться с утверждением некоторых авторов, что оптовая цена на отходы должна устанавливаться на уровне первичного сырья, которое они заменяют. В этом случае цена будет базироваться не на фактических затратах живого и овеществ-
ленного труда, связанных с образованием отходов, а на расходах на добычу первичного сырья, не имеющих отношения к формированию затрат на отходы. Кроме того, в большинстве случаев она будет искусственно завышена и станет антистимулом для активного использования отходов за пределами шахт, разрезов, обогатительных фабрик и электростанций.
Стоимость угольных отходов, определенная на основе рекомендуемого метода, должна исключаться из общепроизводственных затрат на добычу и обогащение углей, что соответственно снизит стоимость углей и повысит конкурентоспособность продукции.
Газификация является одним из методов производства экологически чистого топлива энергетического назначения. При переработке углей этим методом независимо от конструктивного оформления процесса их органическая часть в подавляющей своей массе переходит в газ, а другие продукты (сера, смола, шлаки) вырабатываются в небольших объемах. Таким образом, газ в этом случае может быть отнесен к основной продукции, а сера, смола и шлаки - к попутной. При такой классификации затраты на каждый продукт должны быть определены методом отключения, то есть стоимость газа будет равна разности между общими затратами и стоимостью попутной продукции.
Но тогда нужно решать и вторую задачу: по какой стоимости «отключать» попутную продукцию и какие затраты взять за основу? Это во многом зависит от технологических схем, позволяющих рассчитать основную часть затрат и отнести непосредственно на серу, смолу и др., а не исключать их из общей сметы газового производства по цене или себестоимости раздельных производств. При таком подходе себестоимость попутной продукции будет калькулироваться наравне с основной (газ), а сама себестоимость формируется с учетом реальных затрат. Кроме того, обеспечивается прямая зависимость себестоимости газа, серы и смолы от уровня затрат на проведение производственного процесса.
При имеющихся технологических схемах газификации углей сера из газа улавливается известняком, который насыщается ею до 20-25% и рассматривается как серосодержащее сырье. Поэтому затраты на улавливание серы должны определяться с учетом стоимости адсорбента и текущих поста-дийных расходов, к числу которых следует отнести транспортировку газа до сероулавливающих установок и извлечение из него сернистых соединений. Определение производственных затрат по местам их возникновения позволяет дифференцированно учесть овеществленный (прошлый) и живой (текущий) труд и отнести их на конкретный вид продукции. Рассчитанная таким путем себестоимость будет служить основой хозрасчетных отношений между цехами предприятия, если полученное серосодержащее сырье на нем и перерабатывается. Она же является базой для установления цены, по которой сырье реализуется на сторону другим предприятиям. В обоих случаях это будет стимулировать утилизацию сернистых соединений и приведет к повышению эффективности производства: у поставщиков серосодержащего сырья за счет
реализации отходов, а у потребителей - за счет использования более дешевого сырья по сравнению с природной серной рудой.
На основе учета постадийных затрат (конденсация, транспортировка на склад, хранение) следует определять себестоимость и второго вида попутной продукции - смолы, выделяющейся из парогазовой смеси. Кроме того, к по-стадийным затратам необходимо добавить часть стоимости исходного угля. Правомерность такого подхода подтверждается тем, что основу смолы составляет вещественный состав угля, служащий сырьем для ее производства. В количественном отношении это будет доля от затрат на приобретение угля, соответствующая части тепла (условного топлива), перешедшего из угля в смолу. Такой метод распределения затрат объясняется одинаковым производственным назначением продукта (энергетическое топливо или технологическое сырье). Содержание органического вещества в смоле и газе, равно как и их теплота сгорания, на основе которых предполагается распределить стоимость исходного угля, является важным критерием их оценки при общих направлениях использования.
При газификации каменных и бурых углей, особенно многобалластных, образуется относительно большое количество шлака. По вещественному составу его можно рассматривать как потенциальный строительный материал и соответственно подходить к его оценке. Данная задача должна решаться на основе общих нормативных положений, согласно которым себестоимость отходов - это сумма постадийных затрат, необходимых для выполнения конкретных операций. В основу формирования себестоимости отходов газификации, так же как и при оценке отходов, получаемых при добыче, обогащении и сжигании углей, следует положить затраты живого и овеществленного труда по сбору, транспортировке отходов и их хранению в отвалах.
Стадия сжигания. Основными потребителями углей, как известно, являются тепловые электростанции (КЭС, ТЭЦ), котельные коммунально-бытового хозяйства и отопительные печи населения. Здесь, как и на других стадиях, возникает проблема распределения общепроизводственных затрат, поскольку в некоторых случаях при сжигании углей вырабатывается несколько видов продукции.
При производстве электроэнергии на КЭС стоимость топлива и расходы по сжиганию полностью относятся на электроэнергию как единственный вид продукции. Иная ситуация возникает при стоимостной оценке продукции, вырабатываемой на ТЭЦ. В данном случае расходы должны быть распределены между двумя видами энергии (электрической и тепловой), чтобы правильно определить себестоимость каждой из них. В основе действующей методики лежит так называемый физический метод распределения затрат, при котором расход топлива на отпущенное потребителям тепло принимается таким, каким бы он был, если бы тепло отпускалось непосредственно из отдельно функционирующей котельной. Рассматриваемый метод прост и удобен для практических расчетов, но допускает определенную условность, поскольку себестои-
мость производства единицы тепла считается неизменной, хотя она (так же как и себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии) должна меняться. Другие расходы (заработная плата, амортизационные отчисления, текущий ремонт и т.д.), определяемые по стадиям технологической схемы, относятся непосредственно на электрическую или тепловую энергию либо распределяются по указанному выше принципу (по расходу условного топлива).
Другие методические подходы требуются при оценке эффективности сжигания различных видов угольного топлива второй группой потребителей: энергетическими установками коммунально-бытового хозяйства и отопительными печами населения. Они имеют слоевую систему сжигания и их теплотехнические характеристики будут лучше при использовании угольного топлива с размером куска свыше 13 мм. Опытным путем установлено, что при сжигании в одной и той же печи угольного топлива различной крупности полезное использование потенциально содержащегося в нем тепла различно. При сжигании рядового угля с большим содержанием мелочи оно составляет 46,7%, угольного концентрата крупностью свыше 13 мм - 62,5%, окускован-ного топлива (брикеты, термобрикеты) - 75%. Следовательно, для получения единицы полезного тепла (1 т у.т.) потребитель должен будет расходовать далеко не одинаковое количество топлива, и затраты на его приобретение также будут разными. По этой причине в качестве критерия оценки эффективности сжигания топлива следует использовать затраты на получение единицы полезного тепла потребителем (Зщ.), определяемые по формуле:
Зпт = (Цт + Тр)-К : п, где Цт - цена 1 т натурального топлива; Тр - транспортные расходы на перевозку 1 т натурального топлива до потребителя; К - коэффициент перевода натурального топлива в условное; п - КПД энергетической установки (используемая доля тепла, содержащегося в исходном топливе).
Применяемый в настоящее время критерий оценки, когда расчет затрат ведется на единицу тепла (1 т у .т.), потенциально содержащегося в угольных видах топлива, не позволяет учесть перечисленные выше факторы и тем самым искажает их истинную оценку. Напротив, использование предложенного критерия позволит рассчитать затраты потребителя на количество тепла, которое он фактически получит для выполнения производственных процессов или поддержания жизнедеятельности.
Литература
1. Худин Ю.Л. Проблемы извлечения и использования шахтного метана // Российский химический журнал. - Т. XI. - 1997. - № 6. - С. 62.
2. Дубинский П.К. Сокращение потерь угля при транспортировании // Уголь. -1980. - № 5. - С. 28.