Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 1
Ю: 2019-01-977-А-17981 Краткое сообщение
Чеплакова П.А.
Оценка йододефицитных состояний у учащихся старшего звена
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра гигиены медико-профилактического факультета
Научный руководитель: к.б.н. Логашова Н.Б.
Резюме
Работа посвящена изучению и оценке проблемы йододефицитных состояний у учащихся старшего звена. Установлена сильная прямая зависимость между частотой потребления продуктов, богатых йодом и временем исчезновения йодной сетки (г=0.91±0.07, р=0.05). Определено, что большинство учащихся не осведомлено о проблеме йододефицитных состояний, а также не занимается систематической профилактикой.
Ключевые слова: йододефицитные состояния, подростки, профилактика, здоровье
Введение
Одним из весомых направлений государственной политики в области здравоохранения является реализация программы "Здоровое питание - здоровая Нация", в которую входит профилактика и ликвидация недостаточности микроэлементов (в том числе йода). Проблема рационального питания имеет важное социальное значение, поскольку онавлияет на качество и продолжительность жизни населения в целом.
Саратовская область относится к территории геохимических зон, где присутствует недостаток йода в почве и воде, и как следствие - в продуктах питания. При этом у населения формируется компенсаторное увеличение щитовидной железы -эндемический зоб. Некоррегируемый дефицит йода провоцирует дальнейшие изменения тиреоидной ткани с развитием тяжелых заболеваний, таких как тиреоидит, диффузный токсический зоб, рак щитовидной железы [2,4].
К наиболее уязвимой категории населения, остро реагирующей на нехватку йода в организме относятся беременные женщины, дети младшего возраста и подростки. Так дефицит этого микроэлемента у женщин провоцирует нарушения со стороны репродуктивной системы, увеличивается риск выкидышей и мертворождения. Со стороны детского организма может наблюдаться задержка роста и умственная отсталость [1,3,5].
Цель: изучение йододефицитных состояний у учащихся 9-11 классов.
Материал и методы
Участники исследования: 35 учащихся 9-11 классов ФГКОУ СОШ № 152. Всем учащимся, а так же родителям были разъяснены цели исследования и условия добровольного участия.
Была предложена анкета, включающая в себя теоретические вопросы о нормальном функционировании щитовидной железы, профилактических посещениях эндокринолога, потреблении йодированной соли. Помимо этого ряд вопросов был посвящен признакам гипотиреоза (колебание веса, настроения, наличие сонливости, постоянной усталости, выпадение волос, ломкость ногтей и др.).
На основании метода анализа частоты потребления пищи был изучен рацион питания школьников. Для этого был использован вопросник, в котором анализируется количество потребляемой пищи наряду с частотой потребления. Данный метод оценки позволяет оценить, как часто учащиеся потребляли данный продукт за определенный промежуток времени.
Оценка нехватки йода в организме производилась с помощью качественной пробы с 5% настойкой йода. При этом с помощью ватного тампона наносилось 3 полоски разной толщины на внутреннюю поверхность предплечья и в последующем оценивалось время исчезновение этих полосок.
Для оценки показателей и выявления причинно-следственных связей был использован статистический метод. Метод статистического наблюдения: единовременный (по учету факторов во времени), не сплошной (по полноте охвата), непосредственный (по способу наблюдения). Для выявления связи фактор-результат (частота потребляемых продуктов, содержащих йод в месяц - время исчезновения йодной сетки) был использован метод корреляции.
Результаты
Выявлена низкая осведомленность учащихся. Так только 63% опрошенных смогли дать правильный ответ на вопрос «Для нормального функционирования какой железы необходим йод?», и только 29% смогли назвать гормоны щитовидной железы.
Также 9% учащихся стоят на учете у эндокринолога, 54% не консультировались у специалиста, и только 37% проходят профилактические осмотры раз в год ( среди них 17% юношей и 20% девушек).
89% учащихся не потребляют йодированную соль. 32% учащихся исключили из своего рациона большинство продуктов, богатых йодом (морскую капусту, морепродукты, рыбу в термообработке, рыбу соленую и вяленую), 40% потребляет их 1-2 раза в месяц, 22% - 3-4 раза в месяц, и только 6% - 2-3 раза в неделю. Морскую капусту не употребляет 43% учащихся, 31% - 1-2 раза в месяц, 20 - 3-4 раза в месяц, 6% - 2-3 раза в неделю. 26% учащихся не употребляет морепродукты ( креветки, устрицы ), 40% - 1-2 раза в месяц, 28% - 3-4 раза в месяц, 6% - 2-3 раза в неделю.
При этом 26% испытуемых отметили отсутствие признаков гипотиреоза, у 43% присутствует 3-5 признака, у 28% - 6-10 признаков, и у 3% учащихся имеется 11-16 признаков гипотиреоза. Среди них чаще всего встречаются: сонливость, медлительность, усталость - 55% опрошенных; перепады настроения - 51%; чувство озноба - 48%; выпадение волос - 34%; сухость кожи - 26%; снижение аппетита - 26%; нарушение стула - 14%.
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2019. Том 9. № 1
25
о CL
20
15
10
2 4 6 В
Частота, потребление продуктов в месяц (количество раз в месяц)
ю
Рисунок 1. Зависимость между частотой потребления продуктов, богатых йодом (количество раз в месяц) и временем исчезновения йодной
сетки (часы)
При проведении качественной реакции с 5% раствором йода установлено, что у 9% учащихся йодная сетка пропала в течение 3 часов, что указывает на острую нехватку йода в организме, у 62% определена средняя обеспеченность йодом, и только у 29% определен достаточный уровень обеспеченности йодом в организме.
Методом корреляции установлена прямая сильная зависимость между частотой потребления продуктов, богатых йодом и временем исчезновения йодной сетки установлена прямая сильная зависимость (r=0.91±0.07, p=0.05), рис. 1.
Обсуждение
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство учащихся не осведомлено о проблеме йододефицитных состояний, а также не занимается систематической профилактикой. Только 11% учащихся потребляет йодированную соль, и 34% включает в свой рацион продукты, богатые йодом. После проведения исследования была проведена профилактическая беседа с учениками о роли щитовидной железы и способах профилактики йододефицитных состояний.
Заключение
Дети и подростки очень уязвимы к дефициту йода. Нехватка этого микроэлемента может приводить к необратимым изменениям в детском организме. Именно поэтому в этом периоде важно проводить систематическую профилактику.
В целях повышения осведомленности медицинским работникам необходимо устраивать профилактические беседы не только с учениками, но и с родителями.
Литература
1. Барегамян Л.А., Каракотина И.А. Организация питания школьников Саратовской области за период с 2011 по 2015 годы // Молодые ученые -медицине: Материалы XVI научной конференции молодых ученых и специалистов. Владикавказ 2017 С. 46-49.
2. Елисеев Ю.Ю., Луцевич И.Н., Жуков А.В., Клещина Ю.В., Данилов А.Н. Учебное пособие по общей гигиене. Саратов: Изд-во Научная книга, 2012. - 192 с.
3. Истомин А. В., Елисеева Ю.В., Сергеева С.В., Елисеев Ю.Ю. Гигиенические аспекты йодного дефицита у детского населения Саратовской области // Вопросы питания. 2014. Т. 83, №3. С. 63-68.
4. Каракотина И.А. Экологические проблемы современности: выявление и предупреждение неблагоприятного воздействия антропогенно детерминированных факторов и климатических изменений на окружающую среду и здоровье населения // Материалы Международного Форума Научного совета РФ по экологии человека и гигиене окружающей среды 14-15 декабря 2017. Москва 2017 С. 207-208.
5. Сергеева С. В., Елисеев Ю. Ю., Свинарев М.Ю. Мониторинг йодного дефицита и пищевого статуса жителей Саратовской области // Общественное здоровье и здравоохранение. 2009. № 4 С. 91-92.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2019
www.medconfer.com