Научная статья на тему 'Оценка взаимосвязи показателей ликвидности и рентабельности компаний, занимающихся розничной торговлей одеждой'

Оценка взаимосвязи показателей ликвидности и рентабельности компаний, занимающихся розничной торговлей одеждой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коэффициенты ликвидности / коэффициенты рентабельности / корреляционный анализ / ликвидность компании / финансовое прогнозирование / liquidity ratios / profitability ratios / correlation analysis / liquidity of the company / financial forecasting.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О В. Третьякова, В С. Маклюк

В данной работе был проведён корреляционный анализ взаимосвязи между показателями ликвидности и рентабельности двух крупнейших компаний отрасли производства одежды. На основе полученных данных были установлены взаимозависимости. Наиболее сильная корреляция по итогам исследования наблюдается между коэффициентом абсолютной ликвидности и рентабельности продаж, рентабельностью оборотных средств, рентабельностью заёмного капитала, а также между коэффициентом быстрой (срочной) ликвидности и рентабельностью продаж. Заметная обратная связь наблюдается у коэффициента общей ликвидности и рентабельности инвестированного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О В. Третьякова, В С. Маклюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INTERRELATION OF INDICATORS OF LIQUIDITY AND PROFITABILITY OF THE COMPANIES ENGAGED IN RETAIL TRADE OF CLOTHES

In this paper, a correlation analysis of the relationship between liquidity and profitability of the two largest companies in the clothing industry was carried out. On the basis of the data obtained, interdependencies were established. The strongest correlation between the absolute liquidity ratio and return on sales, return on working capital, return on borrowed capital, as well as between the quick (term) liquidity ratio and return on sales is observed. Noticeable feedback is observed in the ratio of total liquidity and return on invested capital

Текст научной работы на тему «Оценка взаимосвязи показателей ликвидности и рентабельности компаний, занимающихся розничной торговлей одеждой»

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИКВИДНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ ОДЕЖДОЙ

О.В. Третьякова, старший преподаватель В.С. Маклюк, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-10878

Аннотация. В данной работе был проведён корреляционный анализ взаимосвязи между показателями ликвидности и рентабельности двух крупнейших компаний отрасли производства одежды. На основе полученных данных были установлены взаимозависимости. Наиболее сильная корреляция по итогам исследования наблюдается между коэффициентом абсолютной ликвидности и рентабельности продаж, рентабельностью оборотных средств, рентабельностью заёмного капитала, а также между коэффициентом быстрой (срочной) ликвидности и рентабельностью продаж. Заметная обратная связь наблюдается у коэффициента общей ликвидности и рентабельности инвестированного капитала.

Ключевые слова: коэффициенты ликвидности, коэффициенты рентабельности, корреляционный анализ, ликвидность компании, финансовое прогнозирование.

В условиях ускорения научно-технического прогресса и усложнения структурных взаимосвязей между элементами финансовой системы все большее значение приобретают методы, позволяющие выявить основные закономерности в развитии экономических процессов, наиболее значимые факторы, определяющие их тенденции, разработать достоверные и обоснованные прогнозы.

Правильное и целесообразное планирование всех сфер деятельности необходимо для осуществления эффективной деятельности компании. Это относится к планированию в области трудовых, материальных, информационных ресурсов и финансовых ресурсов. На сегодняшний момент большое значение в финансовом планировании организации занимает определение прогнозных значений показателей ликвидности и рентабельности компании.

В условиях массовой неплатежеспособности и признания во многих компаниях признаков несостоятельности (банкротства) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и ликвидности организации.

Отметим, что в отечественной экономической литературе отсутствует чётко аргументированное обоснование разницы между понятиями «ликвидность» и «платёжеспособность».

Говоря о ликвидности организации, большинство авторов имеют ввиду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, а платежеспособность — это способность компании рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам.

Анализ ликвидности компании осуществляется на основе анализа ликвидности баланса и расчёта и оценки относительных коэффициентов ликвидности.

Оборотные средства обладают различной степенью ликвидности, поэтому для более обоснованной оценки платёжеспособности и ликвидности компании используется несколько показателей. Увеличение всех относительных показателей ликвидности в динамике трактуется как положительная характеристика платёжеспособности компании.

Наиболее широкое распространение получили следующие относительные показатели ликвидности [2]:

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент быстрой (срочной) ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

- общий коэффициент ликвидности.

Использование анализ вышеперечисленных показателей ликвидности баланса недостаточно для анализа финансовой деятельности компании. В аналитике контура интересов кредитора выделяется и проекция текущей эффективности.

В компании для оценки эффективности функционирования, чаще всего, используют показатели рентабельности (доходности или прибыльности). Стоит отметить, что в современной научной литературе общепринятого понятия «рентабельность» не существует. Под рентабельностью понимается показатель, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в деятельности организации.

В учебной и научной литературе исходя из экономического содержания, выделяют следующие группы показателей рентабельности [1]:

- показатели, характеризующие прибыльность активов компании (рентабельность активов (ROA), рентабельность оборотных средств (ROCA), рентабельность основных средств (ROFA));

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность инвестированного капитала (ROIC), рентабельность заёмного капитала (ROBC));

- показатели, характеризующие прибыльность процесса производства и продаж компании (рентабельность продукции (ROM) и рентабельность продаж (ROS)).

Среди методов, позволяющих выявить основные закономерности в развитии экономических процессов, наиболее эффективными является применение корреляционного анализа, основная задача которого состоит в построении моделей специфического типа, описывающих закономерности взаимообусловленного развития экономических процессов и явлений на основе исходной информации, характеризующей их уровни в различные периоды времени.

Общая формула корреляционного отношения выглядит следующим образом [3]:

где Оу - среднее квадратическое отклонение эмпирических (фактических) значений у;

Оух - среднее квадратическое отклонение у от теоретических значений ух.

В ходе данного исследования были рассчитаны коэффициенты ликвидности и показатели рентабельности по двум компаниям, осуществляющим деятельность в сфере торговли мужской, женской и детской одеждой за десятилетний период (с 2008 по 2017 гг.). Исходя из полученных данных были рассчитаны коэффициенты корреляции между показателями ликвидности и рентабельности (таблица 1,2,3 и

4).

Коэффициент ликвидности Коэффициент рентабельности Коэффициент корреляции

АО «Глория Джинс» АО «Монекс Трейдинг»

Коэффициент абсолютной ликвидности ROA 0,4856 0,4922

ROE 0,1346 0,5935

ROS 0,5319 0,5160

ROCA 0,5136 0,4936

ROFA 0,2959 0,5129

ROIC -0,0785 -0,0517

ROBC 0,5438 0,5438

ROM 0,1623 0,2981

Таблица 1. Коэффициенты парной корреляции между коэффициентом абсолютной ликвидности и коэффициентами рентабельности

Таким образом, можно отметить, что наиболее сильная взаимосвязь наблюдается между коэффициентом абсолютной ликвидности и рентабельностью продаж, рентабельностью оборотных средств, рентабельностью заёмного капитала (коэффициент корреляции более 0,5). Данное наблюдение позволяет сделать вывод о том, что при увеличении коэффициента абсолютной ликвидности будет наблюдаться

увеличение вышеперечисленных коэффициентов рентабельности. А наиболее слабая и обратная связь наблюдается в обеих компаниях между коэффициентом абсолютной ликвидности и рентабельностью инвестированного капитала, что говорит о том, что при увеличении абсолютной ликвидности наблюдается снижение рентабельности инвестированного капитала.

Таблица 2. Коэффициенты парной корреляции между коэффициентом быстрой ликвидности и коэффициентами рентабельности_

Коэффициент ликвидности Коэффициент рентабельности Коэффициент корреляции между показателями

АО «Глория Джинс» АО «Монекс Трейдинг»

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности ROA 0,3176 -0,2790

ROE -0,0536 -0,1767

ROS 0,5577 0,6411

ROCA 0,3310 -0,2799

ROFA 0,0917 -0,2187

ROIC -0,1667 -0,7244

ROBC 0,4362 -0,3291

ROM 0,2770 -0,7451

Расчёт парного коэффициента корреляции между коэффициентом быстрой (срочной) ликвидности и коэффициентами рентабельности не показал однозначных результатов, однако стоит отметить, что при увеличении коэффициента быстрой (срочной) ликвидности увеличивается и

рентабельность продаж у обеих компаний (корреляция более чем 0,5). Наиболее слабая взаимосвязь в данном случае наблюдается между коэффициентом быстрой ликвидности и рентабельностью собственного капитала (коэффициент корреляции ~0)

Таблица 3. Коэффициенты парной корреляции между коэффициентом текущей ликвидности и коэффициентами рентабельности

Коэффициент ликвидности Коэффициент рентабельности Коэффициент корреляции

АО «Глория Джинс» АО «Монекс Трейдинг»

Коэффициент текущей ликвидности ROA 0,4856 0,1396

ROE 0,1346 0,2491

ROS 0,5319 0,1673

ROCA 0,5136 0,1373

ROFA 0,2959 0,1788

ROIC -0,0785 0,1268

ROBC 0,5438 0,0805

ROM 0,1623 0,2780

При анализе коэффициента парной корреляции между коэффициентом текущей ликвидности и показателями рентабельности не было выявлено заметных законо-

мерностей, что позволяет сделать вывод о том, что определённой зависимости межу показателями не наблюдается.

Таблица 4. Коэффициенты парной корреляции между коэффициентом общей ликвидности и коэффициентами рентабельности_

Коэффициент ликвидности Коэффициент рентабельности Коэффициент корреляции

АО «Глория Джинс» АО «Монекс Трейдинг»

Коэффициент общей ликвидности ROA 0,0949 0,4773

ROE -0,4576 0,5770

ROS 0,2908 0,4934

ROCA 0,1190 0,4794

ROFA -0,2021 0,4946

ROIC -0,5641 -0,6678

ROBС 0,4717 0,4418

ROM -0,1635 0,1137

Расчёт коэффициента парной корреляции между коэффициентом общей ликвидности и коэффициентами рентабельности позволил заметить отрицательное значение (менее -0,5) коэффициента корреляции между коэффициентом общей ликвидности и рентабельностью инвестированного капитала у обеих компаний, что позволяет сделать вывод: при увеличении коэффициента общей ликвидности у компаний наблюдается снижение коэффициента рентабельности инвестированного капитала. А также стоит заметить, что коэффициент корреляции между коэффициентом общей ликвидности и рентабельностью заёмного капитала значителен, что в свою очередь показывает прямую зависимость показателей. Наиболее слабая взаимосвязь в данной группе наблюдается между общим коэффициентом ликвидности и рентабельностью продукции

Таким образом, анализ взаимозависимости показателей рентабельности и лик-

Библиографический список

1. Буданова Ю.В., Зайцева А.А., Маклюк В.С. К вопросу об оценке рентабельности компании // European Research. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции г. Пенза. - 2017. - С. 188-191.

2. Калинина Е. В. Современный подход к анализу ликвидности бухгалтерского баланса // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №4.

3. Мазуров Б.Т., Зарзура Ф.Х., Ахмед С.Х. Аналитический метод определения коэффициентов корреляции между результатами наблюдений // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2015. -№ 1.

видности через коэффициент корреляции показал, что зависимость показателей ликвидности от показателей рентабельности наблюдается не во всех случаях. Нами была установлены наиболее сильные взаимосвязи (как положительные, так и отрицательные). Наиболее сильная корреляция наблюдается между коэффициентом абсолютной ликвидности и рентабельностью продаж, рентабельностью оборотных средств, рентабельностью заёмного капитала, а также между коэффициентом быстрой (срочной) ликвидности и рентабельностью продаж. Заметная обратная связь наблюдается у коэффициента общей ликвидности и рентабельности инвестированного капитала. Результаты корреляционного анализа позволили установить, возможность прогнозирования значение показателя рентабельности, зная уровень ликвидности компании.

ASSESSMENT OF INTERRELATION OF INDICATORS OF LIQUIDITY AND PROFITABILITY OF THE COMPANIES ENGAGED IN RETAIL

TRADE OF CLOTHES

O.V. Tretyakova, senior lecturer V.S. Maklyuk, student

Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. In this paper, a correlation analysis of the relationship between liquidity and profitability of the two largest companies in the clothing industry was carried out. On the basis of the data obtained, interdependences were established. The strongest correlation between the absolute liquidity ratio and return on sales, return on working capital, return on borrowed capital, as well as between the quick (term) liquidity ratio and return on sales is observed. Noticeable feedback is observed in the ratio of total liquidity and return on invested capital

Keywords: liquidity ratios, profitability ratios, correlation analysis, liquidity of the company, financial forecasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.