УДК [330.33.015:336.3:330.55](477)
Грубляк О.М.,
преподаватель кафедры финансов и кредита Классического приватного университета (Украина, г. Запорожье)
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ВВП
Исследована сущность и место государственного долга в финансовой системе государства. Оценен уровень долговой безопасности, страны, доказано, что государственный долг является, важной составляющей финансовой системы, государства. Осуществлено моделирование взаимосвязи государственного долга и ВВП.
Ключевые слова: государственный долг, внешний государственный долг, внутренний государственный долг, государственная. задолженность, управление и. обслуживание государственным долгом, ВВП.
Постановка проблемы. Государственный долг является важной составляющей системы государственных финансов, так как он влияет на основные социально-экономические показатели развития государства, повышает его долговую зависимость от внутренних и внешних кредиторов, с одной стороны, и при правильной, продуманной долговой политике является важным инструментом экономического роста в стране.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы влияния государственного долга на состояние экономики Украины и функционирование государственных займов на рынке капитала рассматривались в работах отечественных ученых: В. Андру-щенко, А. Барановского, С. Варналия, Т. Вах-ненко, А. Гаврилюка, В. Гееца, М. Ермошенка, Б. Кваснюка, Г. Климко, В. Козюка, В. Колосовой, С. Кораблина, В. Корнеева, Г. Кучер, ^ В. Лагутина, В. Лисовенко, С. Луцишин, О И. Февраля, С. Левочкина, В. Мищенко, Л. Но-восад, В. Суторминои, И. Чугунова, А. Чухно на и др. Несмотря на теоретические проработки проблемы государственного долга и его вза- <
имосвязи с основными макроэкономическими показателями развития государства, все же наблюдается нехватка фундаментальных исследований в сфере государственного долга, в частности оценки показателя отношения государственного долга к ВВП.
Постановка задачи. В последние годы, в связи со стремительным ростом задолженности Украины на фоне падения экономики в результате финансово-экономического кризиса 2008 года и довольно медленного ее восстановления, особенно остро встает вопрос государственной задолженности. В таких условиях наблюдается рост долговой зависимости страны, а значит, ее экономической безопасности, возникает реальная основа потери экономической независимости. Рост долгового бремени ложится непосильной ношей на будущее поколение украинцев.
Поэтому на сегодня важным является исследование сущности государственного долга, его необходимости, современной характеристики государственного долга Украины, оценка отношения суммы государственного долга Украины к ВВП за последние годы и факторов, которые влияли на его формирование.
Изложение основного материала. Объем государственного долга и его структура в значительной мере определяют уровень долговой нагрузки и состояние платежеспособности государства.
Сам факт существования государственного долга не дает представления о реальном финансовом состоянии государства. Рост государственного долга — сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в каж-
дой стране может иметь свою специфику. Неэффективное использование привлеченных средств приводит к росту государственного долга. Поэтому величина долга и его влияние на экономику в значительной степени зависят от механизма управления и обслуживания государственных заимствований.
Одним из основных показателей, который удостоверяет безопасный уровень государственного долга в стране, является соотношение государственного долга и ВВП.
Украина сегодня по отношению государственного долга к ВВП находится на уровне таких государств, как Польша, Чехия, Россия. Это уровень от 40 до 50%. Австрия, Нидерланды вообще имеют 322%, Австрия, Франция — от 120 до 160%. Можно сделать обобщение: долг государства является приемлемым, если покрытие не превышает 200% экспорта. Это правило является чисто эмпирическим, оно достаточно разное для каждой страны, и к Украине его надо применять в зависимости от структуры экономики.
Глобальный финансовый кризис, влияя на экономическую рецессию в Украине, вызвал рост потребностей государства в заемных ресурсах. В связи с этим, а также из-за значительной девальвации национальной валюты в течение 2008 — 2009 годов сумма государственного и гарантированного государством долга выросла более чем в три раза. На конец 2009 года отношение этих обязательств к валовому внутреннему продукту составляло около 35,0%. Более наглядно данную структуру представляет рис. 1.
10 24,9
29,9
13,8
:
государственный
ш гарантировании
~ критическийуровень соотношение долга к ВВП
Рис. 1 — Отношения государственного и гарантированного долга к ВВП
Всего до 2007 года отношение государственного долга к ВВП постоянно уменьшалось за счет поддержания его на от-
носительно стабильном уровне, с одной стороны, и высоких темпов экономического роста — с другой.
27,2
2011
Однако начиная с 2008 года сумма государственного долга и его отношение к ВВП растет в связи с развертыванием кризисных явлений и, соответственно, ростом потребностей государства в государственных заимствованиях, с одной стороны, и в связи с угнетением экономической активности — с другой.
В 2008 — 2009 годах в связи с волной финансово-экономического кризиса произошло ухудшение основных макроэкономических показателей развития государства: рост реального ВВП в 2008 году составил 2,1% (против 7,1% в 2007 году), а в 2009 году ВВП спал до 15,0% по сравнению с 2008 годом; колебания курса национальной валюты, рост процентных ставок по облигациям государственных займов, снижение кредитного рейтинга на международном финансовом рынке Украины — эти факторы негативно повлияли на отношение суммы государственного долга страны к ВВП.
По итогам 2010 года рост реального ВВП был на 4,1% против падения в 2009 году. Однако рост государственного долга в 2010 году было большим (36,4%), что способствовало росту отношения государственного долга к ВВП на 5,1%.
Такое положение сложилось не только за счет роста суммы государственного и гарантированного долга, но и за счет падения объемов экспорта товаров, работ, услуг, инвестиций, ВВП, доходов бюджета.
Благодаря стабилизации системы государственных финансов в рамках выполнения Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», положительным результатам экономической политики, проведению налогово-бюджетной реформы достигнуто уменьшение соотношения государственного и гарантированного государством долга к ВВП в 2011 году до 36,0%.
Значение этого показателя свидетельствует о безопасном размере государственного долга Украины и соответствует критериям Бюджетного кодекса Украины (60% ВВП)1.
То есть фактически Бюджетный кодекс Украины дает возможность Правительству в предстоящие годы увеличить объем государственного долга почти в полтора раза. Однако события финансового кризиса 2008 — 2009 годов показали, что отношение государствен-
ного долга к ВВП в размере 40% является критическим и Украина находилась на грани дефолта. А потому продолжение роста государственного долга в среднесрочной перспективе может спровоцировать кризис государственной задолженности. Это обусловлено тем, что экономики стран с формирующимися рынками менее диверсифицированы, уровень сбережений ниже, а национальные финансовые системы менее развитые.
Как показывает опыт, в определенной степени государственный долг имеют большинство стран мира. Причем разные страны по-разному справляются с накопленными долгами. Так, например, в конце 2009 года экономика Греции оказалась в очень трудном положении: дефицит бюджета составлял 12,7% ВВП при разрешенных в Еврозоне 3% ВВП. В апреле 2010 года Евростат пересмотрел эту цифру и повысил сначала до 13,6% ВВП, а затем до 15,4% ВВП. Государственный долг уже за 2010 год составил 187% ВВП (для сравнения: 97,4% ВВП на 2008 год)2.
27 апреля 2010 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's из-за неуверенности своих аналитиков в способности правительства Греции справиться с долговым кризисом снизило рейтинги Греции до уровня «junk» (мусора) — ниже «ВВВ-». Программой Правительства Греции предполагался ряд мер по преодолению долгового кризиса: замораживание зарплат работникам бюджетной сферы, 10-процентное сокращение помощи работникам государственного сектора, повышение пенсионного возраста к 2015 году до 63 лет, а также увеличение акцизов на бензин, алкоголь и табак, расширенная программа по приватизации государственного имущества, и Министерство финансов Греции решило выставить на продажу или долгосрочную аренду свои острова, среди которых треть острова Миконоса и прибрежная часть Родоса. Кроме того, Греция получила ряд траншей со стороны МВФ и Евросоюза для преодоления долгового кризиса. И уже 3 сентября 2010 года в докладе представителей МВФ дефолт Греции по государственному долгу признан маловероятным.
Для сравнения: экономика Украины также в достаточной степени пострадала от мирового финансового кризиса. Государственный долг в 2010 году вырос до 40%
ВВП (в 2008 году - 20% ВВП). Между тем в 2010 году власти неоднократно заявляли, что дефолт в Украине в 2009 году не только возможен, но и вероятен3.
В начале 2012 года по версии сайта Business Insider Украина заняла четвертое место среди стран с наибольшей вероятностью дефолта. По их расчетам, самая высокая цена подстраховки государственного долга сейчас в Греции (более 7 тыс. дол.), Аргентине (1,2 тыс. дол.) и на Кипре (906 дол.). В Украине этот показатель составил 884 долл.4.
В международной практике считается, что показатели государственного долга и показатели обслуживания государственно -го долга достигают опасного уровня, когда они приближаются к отметке, за которой другие государства в историческом ракурсе вынуждены были прекратить обслуживание долга и ставили перед кредиторами вопрос о его реструктуризации или списании.
Специалисты Международного валютного фонда и Всемирного банка установили, что «поворотным пунктом» для стран с низким и средним уровнем доходов является достижение государственным долгом (его текущей дисконтированной стоимости) уровня 43% ВВП, 192% экспорта товаров и услуг (для суммарного внешнего долга) и 288% доходов бюджета5.
По результатам последнего исследования МВФ, которое учитывает последствия
глобального финансово-экономического кризиса, критическое значение отношения государственного и местного долга к ВВП для стран с формирующимися рынками составляет 42,8%6.
Следовательно, безопасный уровень долга для стран с переходной экономикой находится на более низком значении, чем для развитых стран. Это в основном обусловливается:
— отсутствием стабильного доступа к внешнему финансированию, которое позволяло бы непрерывно рефинансировать накопленные долги;
— невысоким уровнем доходов государства и нестабильностью налоговых поступлений в бюджет;
— высокой стоимостью привлечения средств, что существенно влияет на размеры обслуживания долга.
Выводы. Итак, на основе проведенных исследований можно утверждать, что для создания достаточного запаса прочности финансовой системы в случае действия внешних шоков и обеспечения соответствия уровня государственного долга Украины экономическому потенциалу страны погашать и обслуживать долговые обязательства считаем, что лимит государственного и гарантированного государством долга, отраженный в Бюджетном кодексе Украины, должен быть снижен до уровня 40% ВВП.
1 Бюджетный кодекс Украины от 10 июля 2010 года № 2456-VI. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki/
2 МВФ считает маловероятным дефолт Греции по госдолгу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: news / mvf-schitaet-maloveroyatnym-defolt-grecii-po-gosdolgu
3 Акимова И. В жизни любой страны может возникнуть много напряженных ситуаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kyivpost.ua/ business / article / irina-akimova
4 Украина четвертая в очереди за дефолтом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nikvesti.com/news/business/31494
5 International Monetary Fund and International Development Association. Debt Sustainability in Low-Income Countries — Proposal for an Operational Framework and Policy Implications. — February 3, 2004 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/pdr/ sustain / 2004/020304.htm
6 IMF Working Paper. Assessing Fiscal Stress / Prepared by Emanuele Baldacci, Iva Petrova, Nazim Belhocine, Gabriela Dobrescu, and Samah Mazraani. — May 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imf.org
Grublyak o.M., е-mail: [email protected]
Lecturer of the department of finance and credit of Classical Private University (Ukraine, Zaporozh'e).
assessment of the relationship of state debt AND GDP
Nature and place of the state debt in the financial system of the state is examined. Level of debt security of the country is estimated, it is proved that the national debt is an important component of the financial system of the state. Modeling of the relationship of state debt to GDP is performed.
Key words: state debt, foreign debt, domestic state debt, public debt, management and debt service, GDP.