5.5 (23.00.00) ПОЛИТОЛОГИЯ 5.5 СИЁСАТШИНОСЙ 5.5 POLITICS
5.5.2 (23.00.02) Политические интитуты, процессы, технологии 5.5.2 Них,одх,о, равандх,о ва технологиями сиёсй 5.5.2 Political Institutes, Processes, Technologies
УДК 32.001
DOI 10.24412/3005-8023-2024-3-153-169
ОЦЕНКА ВЫБОРА Данкова Жанна Юрьевна, канд. социол. наук, доцент
МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
38.04.04
АРЗЕБИИ ИНТИХОБИ МЕТОДОЛОГИЯ ВА МЕТОДИКАМ ТАХДИЦОТИ СИЕСИ- ИДОРАКУНИ ХАНГОМИ ИЦРОИ РИСОЛАХОИ ТАХАССУСИИ ХАТМ ДАР САМТИ 38.04.04
ASSESSING THE CHOICE OF METHODOLOGY AND METHODOLOGY FOR POLITICAL AND MANAGEMENT RESEARCH WHEN PERFORMING FINAL QUALIFYING WORKS IN THE DIRECTION OF38.04.04
кафедры государственного и муниципального управления ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика»; Мельков Сергей Анатольевич, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика» (Химки, Россия); Федоров Андрей Николаевич, канд. юрид. наук, профессор кафедры кадрового и психологического обеспечения ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС России» (Москва, Россия)
Данкова Жанна Юрьевна, н.и. сотсиол., дотсенти кафедраи идоракунии давлати ва мунитсипалии МФДБХТМО «Академияи мудофиаи шаурвандии ВХ,Ф Русия ба номи генерал-летейнант Д.И.Михайлик»; Мелков Сергей Анатолевич, д.и.сиёси, профессор, мудири кафедраи идораи давлати ва мунитсипалии МФДБХТМО «Академияи мудофиаи шаурвандии ВХф Русия ба номи генерал-летейнант Д.И.Михайлик» (Русия, ш. Химки); Федоров Андрей Николаевич, н.и.у., профессори кафедраи таъиноти кадри ва психологии МФДБТМО «Академияи давлатии хадамоти оташнишонии ВХФ Русия " (Москва, Русия)
Dankova Zhanna Yurievna, Ph.D. sociol. sciences, associate professor of the department of state and municipal administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Academy of Civil Defense of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailika"; Melkov Serghey Anatolyevich, dr. of politology, professor, head of the department of statal and municipal governance of the Federal State Budgetary Educational
Institution of Higher Education "Academy of Civil Defense of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailika"(Khimki, Russia);Fedorov Andrey Nikolayevich, Ph.D. legal sciences, professor of the department ofpersonnel and psychological support of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia", (Russia, Moscow) e-mail: [email protected]
Проведен лапидарный анализ методологии (выбора методов и методик) проведения исследований выпускниками магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России заочной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ -магистерских диссертаций (далее - ВКР). Анализ проведен по 2-м параметрам: 1) количество и конфигурация примененных методов в каждой ВКР; 2) адекватность выбранного методического инструментария для исследования политико-управленческих проблем политической науки. Выявлен ряд проблемных вопросов, касающихся практики выбора и применения набора методов при проведении прикладных исследований политико-управленческого характера. В заключении сформулированы некоторые авторские предложения по разнообразию методологии проведения исследований (традиционный анализ документов, SWOT-анализ, экспертная оценка) выпускниками 2025 года и активизации навыков применения группы специальных политологических методов. Статья подготовлена в рамках 15-го Дня научного творчества, проведенного в апреле 2024 года в Академии гражданской защиты МЧС России.
Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, логический анализ, магистерская диссертация, методология исследования, методы исследования, политическая наука, сравнительный анализ, выпускники магистратуры, традиционный анализ документов, SWOT-анализ, экспертная оценка
Тащили мухтасари методологияи (интихоби метод ва методикауо) ицрои тауцицот аз цониби хатмкунандагони магистратураи Академияи мудофиаи шаурвандии ВХФ Русия шакли таусили гоибона уангоми ицрои рисолауои тахассусии хатм - рисолауои магистрй (минбаъд РТХ) ба субут расидааст. Таулил азруи ду нишондиуанда гузаронида шудааст: 1)мицдор ва таруи (конфигуратсия) методуои истифодашудаи уар РТХ; 2) Мутобицати воситауои методии интихобшуда барои тауцици муаммоуои сиёсию идоракунии илми сиёсат. Як цатор масъалауои баусбарангези амалияи интихоб ва истифодаи мацмуи методуо уангоми ицрои тауцицоти амалии дорои хусусияти сиёсию идоракунй ошкор карда шудааст. Дар хулоса баъзе пешниуодуои муаллифй оид ба гуногуншаклии методологияи ицрои тауцицот (таулили анъанавии ууццатуо, SWOT-таулил, арзёбии экспертй) аз цониби хатмкунандагони соли 2025 ва фаъолсозии малакаи истифодаи гурууи методуои махсуси сиёсй ироа гардидаанд. Мацола дар доираи Рузи 15-уми эцодиёти илмй, ки моуи апрели соли 2024 дар Академияи мудофиаи шаурвандии ВХФ Русия баргузор гардид, омода шудааст.
Калидвожахр: рисолаи тахассусии хатм, таулили мантицй, рисолаи магистрй, методологияи тауциц, методуои тауциц, илми сиёсат, таулили циёсй, хатмкунандагони магистратура, таулили анъанавии ууццатуо, SWOT-таулил, арзёбии экспертй
The article contains a lapidary analysis of the methodology (choice of methods and techniques) for conducting research within the framework of their final qualifying works (hereinafter referred to as the FQR) of master's graduates of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia in correspondence courses. The analysis is carried out according to 2 parameters: 1) the number and application of applied methods in each WRC; 2) the adequacy of the set of methodological tools for the study ofpolitical and managerial problems. A number of problematic issues have been identified regarding the practice of choosing and applying a set of methods when conducting applied research of a political and managerial nature. In conclusion, some of the author's proposals are formulated to diversify the methodology for conducting research by graduates of2025 and to enhance the skills of using a group of special political science methods. The article was prepared as part of the 15th Day of Scientific Creativity, held in April 2024 at the Academy of Civil Defense of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Key-words: final qualifying work, logical analysis, master's thesis, research methodology, research methods, political science, comparative analysis, master's students, traditional document analysis, SWOT analysis, expert assessment
Актуальность данной темы исследования рассмотрим максимально лапидарно. Во-первых, данная тема важна для развития современной политической науки, поскольку политика и управление1 органично связаны между собой. Как точно писал в своё время французский ученый Д. Кола: «...анализ отношений между политикой, которую в первом приближении можно назвать властными отношениями, и другими видами общественной практики и социальных институтов является, очевидно, важной задачей формирования основ политической науки» [1, с. 3]. Во многом аналогично рассуждал английский философ и социолог Г. Спенсер, когда писал: «Общество образуется только тогда, когда, кроме соприкосновения индивидуумов, есть и кооперация между ними» [2, с. 19]. Кроме того, напомним: государство всегда является основным субъектом и в политике, и в системе государственного и муниципального управления [3].
Во-вторых, после начала специальной военной операции (далее - СВО), усиления/продолжения антироссийских санкций любая реальная российская государственная политика, в том числе политика образовательная, вынужденно постепенно смещается к нацие-строительно-ориентированной отечественной образовательной системе. Хотим напомнить публичную установку Президента России В. В. Путина в Послании Федеральному Собранию РФ 2023 года, предложившего вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах: «Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные программы по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда.если потребуется дополнительная подготовка, образование можно будет продолжить в магистратуре или ординатуре. Кроме того, отдельным уровнем образования должна стать аспирантура, где готовят преподавателей и ученых» [4].
В этом тренде, полагаем, можно расценивать появление в нашей стране в 2021 году новой научной специальности 5.5.3 - Государственное управление и отраслевые политики [5]. Мы не будем здесь подробно останавливаться на содержании Паспорта этой научной
1 Под управлением авторы статьи подразумевают сознательный процесс постановки/формулирования целей и их последующую реализацию с помощью власти.
- 155 -
специальности1, но специально подчеркнем свою поддержку этого тренда: государственное управление является не только практической деятельностью, но и в значительной степени наукой [6, с. 12, 21-22].
В-третьих, российская экономическая система постепенно смещается в сторону приоритетного обеспечения потребностей СВО (об этом сегодня пишет немалое количество авторов [7]). Поэтому авторам данной статьи важно понимать в их повседневной деятельности: какие специалисты (выпускники бакалавриата и/или магистратуры) государственного и муниципального управления будут востребованы отечественной системой управления в ближайшем будущем? Какие умения и навыки должна формировать у студентов в такой ситуации профильная выпускающая кафедра2? При этом полагаем важным напомнить слова Сократа: «Ни один человек не занимается ремеслом, которому он не учился хотя бы немного; однако каждый считает себя достаточно квалифицированным для занятия самым трудным из всех ремесел -управлением государством» [8].
В-четвертых, неоспоримым представляется факт объективно сложившейся потребности в формировании у выпускников направления ГМУ аналитических компетенций, без которых на сегодняшний день невозможно осуществление такого крайне
востребованного специфического вида деятельности в политико-управленческой сфере, как аналитика. Данное умозаключение сложилось в силу приобретенного авторами опыта реализации в Академии гражданской защиты МЧС России магистерской программы по профилю «Аналитическая деятельность в государственных, муниципальных органах и подведомственных организациях и учреждениях МЧС России». Признаемся, что пока еще рано говорить о каких-то существенных результатах такой подготовки, вместе с тем считаем, что названное направление выбрано абсолютно верно и имеет большой потенциал для качественного образования обучающихся и для профессионального развития профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры3. Более того, авторам этой статьи представляется, что при добавлении в набор компетенций, формируемых в рамках ФГОС 3++, аналитических (!) компетенций4, выпускники по направлению 38.04.04 смогут вполне успешно (или даже более чем успешно) выполнять свои функциональные обязанности [9].
В-пятых, исследуя проблемы в определенной сфере, в данном случае политической, необходимо четко выполнять конституированные принципы изучения выбранной объектно-предметной области. Общеизвестно, что любая наука является таковой тогда, когда имеет базовый (не изучаемый ни одной другой наукой) объект и частные (специфические) методы исследования. В этом смысле изучение и разработка подходов к формированию и наращиванию исследовательских навыков владения методологическим и методическим инструментарием политической науки для решения практических проблем является насущной задачей в ходе обучения.
Объект исследования - организация и проведение самостоятельных прикладных исследований обучающимися направления 38.04.04 кафедрой государственного и
1 Дело в том, что содержание Паспорта специальности 5.5.3 уже было нами ранее исследовано [5].
2 Имеется в виду кафедра государственного и муниципального управления.
3 Имеется в виду кафедра государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России.
4 Сразу подчеркнем, что у авторов этой статьи есть старая идея-фикс (навязчивая, преследующая тебя идея, которая поставлена во главу угла и не дает покоя до тех пор, пока ты ее не осуществишь), что «каждый управленец должен быть аналитиком чуть ли не по Природе своей».
муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России в ходе планового учебного процесса.
Предмет исследования - совокупность методов и методик, применяемых обучающимися направления 38.04.04 кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России при проведении исследований в ходе планового учебного процесса.
Цель исследования - систематизация статистических данных, отражающих совокупность применяемых методов и методик, а в перспективе - формирование конкретных предложений для кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России по корректировке методологии проводимых обучающимися направления 38.04.04 исследований в рамках планового учебного процесса (это следует подчеркнуть особо).
Исследуемая управленческая проблема - предполагаемая авторами статьи продолжающаяся значительная самоорганизация1 студентов магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению 38.04.04 - Государственное и муниципальное управление (в данном случае речь идет только о заочной форме обучения, поскольку набора на очную форму обучения по этому направлению подготовки нет), при выборе методологии и проблемного поля собственного исследования для будущей магистерской диссертации - ВКР. Мы четко фиксируем, что значительное количество студентов-магистров, особенно старших возрастов и работающих на должностях среднего и высшего уровней, с большим количеством подчиненных людей, полагают для себя возможным без участия научного руководителя (руководителя ВКР) сформировать собственную тему исследования и её проблемное поле (объект, предмет, цель, задачи, исследуемую управленческую проблему, гипотезу, методы и т.д.).
Важное уточнение: авторы статьи не ведут речь о необходимости постоянного контроля за исследовательской деятельностью выпускников-магистров, хотя наличие научного руководства в подобной деятельности предписано документально. Кроме того, нужно все же уточнить: полагаем, что студенты магистратуры не имеют (и большинство из них не могут иметь в принципе) компетенций самостоятельного выбора необходимого набора методов и методик проведения такого исследования. Поэтому роль педагога/ученого в этом выборе не просто значительна, а жизненно необходима как для учебного и научно-исследовательского процессов, так и для последующего внедрения в управленческую практику результатов проведенного исследования.
Методы исследования - экстраполяция2, группировка, метод описательных статистик, обобщение.
Авторский анализ. Поскольку в настоящее время уже завершился3 процесс защиты выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) выпускниками Академии гражданской защиты МЧС России (речь в статье идет только о направлении 38.04.04 - Государственное и муниципальное управление заочной формы обучения), авторы решили систематизировать и затем проанализировать и оценить выбор авторами ВКР методов
1 Под самоорганизацией в данном случае авторы статьи понимают ситуацию, когда студент САМ, без активного и инициативного участия руководителя исследования (руководителя ВКР) осуществляет выбор проблемного поля и методологии исследования.
2 Под методом экстраполяции авторы понимают мысленное перенесение тех или иных фактов и тенденций на современные общественные отношения и процессы и рассмотрение их под углом зрения исторической перспективы и ретроспективы (упрощенно: будет ли сегодня «работать» то, что «работало» вчера. Будет ли завтра «работать» то, что «работает» сегодня, и т.п.).
3 Статья пишется авторами в августе 2024 года.
исследования [5] и частоту их применения. Для этого авторами по итогам проведенных защит ВКР (в июне 2024 года) были составлены две таблицы.
Так, в таблице 1 авторами рассмотрены: количество в ВКР методов и их набор (перечисление) по каждому студенту-выпускнику, а также сделан авторский комментарий по каждому студенту-выпускнику о достижении или недостижении конкретного результата в ВКР. Всего речь идет о 41-м выпускнике магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России по направлению 38.04.04, обучавшемся заочно и успешно защитившем ВКР в 2024 году.
Таблица 1
Методология (совокупность методов исследования) написания ВКР студентами-выпускниками заочной формы обучения (по каждому студенту и в целом по кафедре)
2024 года по направлению 38.04.04
Код выпускника Общее количество методов1 и их набор (перечисление) Авторский комментарий
1 4 (традиционный анализ документов, сравнительный анализ, кейс-стади (проектирование уч. кейса), анкетирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Статьи с результатами исследования -на доработке. 3. Верификация не проведена
2 4 (логический анализ, традиционный анализ документов, анкетирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
3 4 (диаграмма Исикавы, Дерево решений, традиционный анализ документов, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Три статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Диплом за участие в конкурсе научных разработок. 4. Участие в международной конференции
4 6 (традиционный анализ документов, контент-анализ, анкетирование, Дерево проблем, SWOT-анализ, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Три статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Диплом за участие в конкурсе научных разработок. 4. Участие в международной конференции
5 4 (традиционный анализ документов, метод группировки, анкетирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы
6 6 (традиционный анализ документов, сравнительно-правовой анализ, 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
1 Должно быть понятно, что педагоги кафедры ГМУ Академии гражданской защиты МЧС России не гонятся за количеством применяемых студентами методов. Однако систематизированная в этой таблице статистика поможет в будущем понимать динамику качества и набора применяемых методов и при необходимости корректировать эти показатели руководителями ВКР и кафедрой в целом.
формализованное интервью, метод парных сравнений, метод экспертных оценок, ранжирование) 3. Диплом за участие в конкурсе научных разработок. 4. Участие в международной конференции. 5. Награжден орденом
7 8 (традиционный анализ документов, логический анализ, включенное наблюдение, формализованное интервью, группировка, обобщение, метод экспертных оценок, ранжирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Коэффициент конкордации Кенделла не подсчитан
8 3 (традиционный анализ документов, анкетирование, моделирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Одна статья с результатами исследования опубликована, одна статья -на доработке. 3. Верификация не проведена
9 6 (обобщение, сравнительный анализ, традиционный анализ документов, интервьюирование, анкетирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. Еще 2 статьи представлены после защиты ВКР. 3.Разработано и опубликовано учебно-методическое пособие для членов ТИК и УИК. 4. Участие в международной конференции
10 4 (традиционный анализ документов, метод описательных статистик, SWOT-анализ, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. Еще 2 статьи представлены после защиты ВКР. 3. Участие в международной конференции
11 4 (метод описательных статистик, сравнительный анализ, анкетирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
12 7 (логический анализ, традиционный анализ документов, анкетирование, обобщение, включенное наблюдение, метод экспертных оценок, ранжирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
13 6 (контент-анализ, метод описательных статистик, сравнительный анализ, анкетирование, метод анализа причин и последствий отказов (РЫБА), SWOT-анализ) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции. 4. Верификация не проведена
14 12 (традиционный анализ документов, контент-анализ, 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования
логический анализ, включенное наблюдение, метод описательных статистик, обобщение, анкетирование, сравнительный анализ, моделирование, аналитическое описание, метод экспертных оценок, ранжирование) - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
15 7 (традиционный анализ документов, сравнительный анализ, обобщение, метод парных сравнений, анкетирование, сетевое планирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
16 4 (традиционный анализ документов, сравнительный анализ, организационное проектирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
17 8 (традиционный анализ документов, логический анализ, сравнительный анализ, метод описательных статистик, моделирование, методика результативности организационной структуры Е. Н. Альбах, метод экспертных оценок, ранжирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции. 4. Проведены собственные математические расчеты
18 7 (логический анализ, традиционный анализ документов, SWOT-анализ, группировка, анкетирование, Дерево целей, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. Еще одна статья представлена после защиты ВКР. 3. Участие в международной конференции. 4. Апробация: есть акт о внедрении
19 6 (логический анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, анкетирование, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы
20 6 (логический анализ, традиционный анализ документов, анкетирование, группировка, Дерево целей, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. 3. Участие в международной конференции
21 8 (логический анализ, традиционный анализ документов, 1. Отработаны 3 НИР. 2. Одна статья с результатами
эксперимент, SWOT-анализ,
интервьюирование, анкетирование, метод экспертных оценок, ранжирование)
исследования - опубликована. Еще две статья представлены после защиты ВКР. 3. Участие в международной конференции
22
10 (традиционный анализ документов, контент-анализ, сравнительный анализ, интервьюирование, метод описательных статистик, структурно-функциональный анализ, моделирование, обобщение, метод экспертных оценок, ранжирование)_
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке.
3. Участие в международной конференции
23
4 (традиционный документов,
анализ метод
описательных статистик, анкетирование, ФСА)_
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
3. Участие в международной конференции
24
6 (традиционный анализ документов, наблюдение,
ситуационный анализ,
сравнительный анализ,
анкетирование, метод
экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
3. Участие в международной конференции
25
3 (традиционный анализ документов, метод описательных статистик, метод экспертных оценок)_
1. Отработаны 3 НИР.
2. Одна статья с результатами исследования - опубликована.
3. Участие в международной конференции
26
5 (метод статистик, сравнительный анкетирование,
описательных контент-анализ, анализ, PEST-анализ,
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке
метод экспертных оценок)
27
5 (традиционный анализ документов, анкетирование,
SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, метод экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
3. Участие в международной конференции
28
6 (традиционный анализ документов, контент-анализ, метод
описательных
статистик,
анкетирование, сравнительный анализ, метод экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы. Еще 2 статьи представлены после защиты ВКР.
3. Участие в международной конференции
29
8 (логический анализ,
традиционный анализ
документов, включенное
наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование,
организационное проектирование,
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке.
3. Участие в международной конференции
метод экспертных ранжирование)_
оценок,
30
5 (логический анализ, анализ статистических данных,
анкетирование, SWOT-анализ, метод экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Одна статья с результатами исследования - опубликована. Еще одна статья представлена после защиты ВКР.
3. Участие в международной конференции
31
8 (традиционный анализ документов, контент-анализ, анкетирование, включенное наблюдение, метод
описательных статистик,
обобщение, метод экспертных оценок, ранжирование)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке.
3. Участие в международной конференции
32
6 (традиционный анализ документов, логический анализ, анкетирование, невключенное наблюдение, метод экспертных оценок, ранжирование)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке
33
4 (традиционный документов, описательных включенное анкетирование)
анализ метод статистик, наблюдение,
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке (по причине низкой оригинальности).
3. Верификация не проведена_
34
5 (понятийный анализ, традиционный анализ
документов, интервьюирование, SWOT-анализ, метод
экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
3. Участие в международной конференции
35
5 (анализ статистических данных, сравнительный анализ, анкетирование, SWOT-анализ, метод экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Две статьи с результатами исследования - опубликованы.
3. Участие в международной конференции
36
7 (логический анализ, количественный контент-анализ, метод описательных статистик, анкетирование, SWOT-анализ, группировка, метод экспертных оценок)_
1. Отработаны 3 НИР.
2. Одна статья с результатами исследования - опубликована. Еще одна статья представлена после защиты ВКР.
3. Участие в международной конференции
37
5 (метод описательных статистик, анкетирование,
SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок)
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке (по причине низкой оригинальности)
38
7 (логический анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, SWOT-анализ, анкетирование, группировка,
1. Отработаны 3 НИР.
2. Статьи с результатами исследования -на доработке (по причине низкой оригинальности)
метод экспертных оценок)
39 4 (традиционный анализ документов, анкетирование, метод экспертных оценок, SWOT-анализ) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Одна статья с результатами исследования - опубликована. Еще две статьи представлены после защиты ВКР
40 9 (традиционный анализ документов, контент-анализ, сравнительный анализ, включенное наблюдение, группировка, организационное проектирование, аналитическое описание, метод экспертных оценок, ранжирование) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Две статьи с результатами исследования (одна из них - ВАКовская) -опубликованы. Еще две статьи представлены после защиты ВКР. 3. Участие в международной конференции. 4. Апробация: создание структуры в МЧС России, шесть приказов МЧС России
41 7 (логический анализ, традиционный анализ документов, контент-анализ, анкетирование, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, метод экспертных оценок) 1. Отработаны 3 НИР. 2. Статьи с результатами исследования -на доработке. 3. Апробация: создание и запуск в производство собственного медицинского пакета
Итого: 41 ВКР 235 методов. Среднее значение -примерно 5,8 метода на одну ВКР (т.е. на одного студента) Возросло общее количество применяемых методов
Как видно из содержания таблицы 1, набор методов у каждого выпускника серьезных отличий не имеет. Практически все обучающиеся активно применяют методы сбора научной информации для своих исследований. Как правило, это социологические методы - опрос, наблюдение, анализ документов - и их разновидности. А вот методы обработки собранных эмпирических данных и особенно методы анализа полученного материала нечасто применяются для выработки и обоснования выводов по исследованиям.
Краткие выводы по таблице 1 и личным впечатлениям авторов статьи от проведенных в 2024 году защит ВКР студентов заочной формы обучения по направлению 38.04.04.
Что нам (кафедре) удалось сделать в сравнении с выпуском 2023 года:
- возросло общее количество применяемых методов исследования несмотря на сокращение общего количества НИР (с 4-х до 3-х) в соответствии с ФГОС и учебным планом;
- часть студентов применяла достаточно эксклюзивные методы исследования, ранее не применявшиеся на выпускающей кафедре (см. подробнее таблицу 2);
- к сожалению, пока не все студенты смогли обеспечить к моменту защиты ВКР публичную публикацию (а не только сдачу статей в издательства, редколлегии научных журналов и изданий) 2-х научных статей по результатам проведенных исследований;
- связь авторских предложений с разработанными в рамках SWOT-анализа стратегиями теперь прописана во всех ВКР, где применялся этот метод исследования;
- почти все студенты заочной формы обучения провели в ВКР верификацию собственных предложений (методами ранжирования, экспертной оценки) и лично подсчитали коэффициент конкордации Кенделла (за исключением трех студентов);
- возросло количество ВКР, где в приложениях представлен инструментарий исследования (анкеты, бланки интервью), а также объемные таблицы, диаграммы и авторские расчеты;
- авторы статьи считают, что при применении коллективных методов исследования
(когда, например, в рамках метода обязательно создается экспертная группа) значительно повышается коммуникативная компетентность автора исследования. Логика такого вывода проста: при применении подобных методов исследования студент вынужден общаться с большим количеством опытных специалистов, выслушать и учесть их точку зрения;
- можно констатировать существенный положительный сдвиг в плане выработки и соблюдения логики исследования. В частности значительная часть выпускников на защитах уверено показала четкое поэтапно-последовательное выполнение исследовательских задач и продемонстрировала фактологический материал, пусть и разнородный по содержанию, но обосновывающий авторские выводы и предложения, сделанные по итогам исследования;
- за редчайшем исключением презентационные материалы по итогам проведения выпускниками исследований отличаются целостностью изложения материала, наглядностью и логичностью.
Что нам (кафедре) по-прежнему не удалось добиться в ВКР наших студентов 2024 года выпуска:
- далеко не все выпускники выполнили требование по представлению программы исследования, которая отражает методологические, методические и организационно-технологические аспекты проведенной работы;
- считаем, что слабо решена проблема применения методов анализа эмпирических данных, например методов математического и экономико-статистического анализа. То есть, по сути, работа над ВКР частенько сводится к сбору данных, отражающих реальную исследуемую ситуацию, и выработку автором мер по ее устранению, основанных либо исключительно на собственном опыте, предлагая так называемое интуитивное управленческое решение, либо выработку своего рода возможного (по факту -бездоказательного) варианта действий;
- каждый четвертый выпускник не демонстрирует навыка адекватного (способного максимально эффективно решить исследовательскую задачу, предназначенного для решения конкретной/узкой проблемы) применения метода/методики/методологии. Действительно, сложность освоения данной компетенции общепризнана и фиксируется не только в сфере образования, но и в специализированных аналитических центрах. Однако полагаем, что на данном этапе перед нами стоит задача недопущения серьезных и грубых ошибок и нарушений в осуществлении выбора методов и их большого количества;
- в продолжение сказанного выше отметим, что часть выбранных исследовательских методов дублирует друг друга или не связаны друг с другом. Поясним: нам не всегда понятно, ЗАЧЕМ иногда в рамках одной (!) задачи применяются такие методы исследования, как экспертный опрос, диаграмма Исикавы, ранжирование и экспертная оценка, которые предназначены для решения похожих/однотипных задач и, конечно же, их применение априори является нецелесообразным. Считаем, что это недоработка исключительно руководителя исследования, а не студента;
- само качество (чистота, правильность) применения тех или иных методов имеет серьезные нарекания. Встречаются нарушения алгоритма (последовательности) применения операций и процедур. Самая частая проблема - отсутствие авторской интерпретации получаемых результатов применения метода либо недостаточная аргументация формулируемых выводов;
- последовательными шагами по подготовке ВКР является выполнение обучающимися 3-х НИР, которые качественно отработаны далеко не всеми студентами с соблюдением всех установленных требований. В частности, обучающимся тяжело дается отражение в НИР должных (согласно учебной программе) аспектов: теоретико-методологического
(исследовательского), аналитического и проектного. Зачастую они нераздельно смешиваются и присутствуют в каждой НИР фрагментарно;
- требуется более глубокая проработка содержания адресных предложений/формулируемых авторских мер/предлагаемых управленческих решений по устранению либо минимизации исследуемых в ВКР проблем в части конкретизации ресурсов, исполнителей, действий и их алгоритмов;
- обращает на себя внимание небрежное отношение авторов ВКР к подбору и оформлению списка использованной литературы, а также к соблюдению грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических правил написания диссертационных работ.
Предполагаем, что перечисленные выше проблемные вопросы имеют место быть под влиянием следующих факторов:
- во-первых, появление и практическое закрепление в последние годы дистанционного формата обучения вдобавок к и так малому количеству аудиторных (контактных с преподавателем) часов, выделяемых на обучение при заочном образовании. Огромное количество специалистов и практиков в сфере образования открыто заявляют, что данная форма имеет ограниченные возможности к научению, и в первую очередь приобретению качественных практических навыков ведения профессиональной деятельности. Полагаем, что законодательно закрепленная задача профессионального развития кадров МЧС России должна иметь максимально качественный результат, достичь которого на дистанте, как мы уверены (доказано эмпирическим путем), вряд ли возможно. Думается, что тот вопрос подлежит серьезной проработке руководством ведомства;
- во-вторых, личностно-мотивационный подход к обучению самих студентов. Как показывает практика, имеется группа обучающихся, установка на обучение у которых минимальна, если не сказать, что она отсутствует. Тревожит факт, что среди них значительно количество лиц, занимающих руководящие должности и, вероятно, полагающих (либо определяющих приоритеты своей деятельности), что их статус, наличие должностных обязанностей и необходимость их исполнять даже в периоды обучения (опять здесь фактор перевода на полный дистанционный курс) не позволяют им выполнять учебный план в полном объеме и с должным качеством. По факту мы имеем практически нулевой уровень заинтересованности в приращении знаний и к росту компетентности;
- в-третьих, по нашему мнению, уже не первое десятилетие нарастающая в органах власти негативная тенденция у непосредственных руководителей студентов на рабочих местах, которая заключается в неоказании поддержки, в равнодушном отношении к созданию условий для качественного профессионального роста и развития своих кадров и в рассмотрении обучения сотрудников как второстепенного, параллельного с работой процесса. Данный подход не позволяет обучающимся хотя бы периодически погружаться в учёбу, и, по сути, воспринимается ими как серьезная помеха, ограничение в выполнении их служебных задач со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- в-четвертых, уровень компетентности профессорско-преподавательского состава вуза, где проходит обучение студентов. Реализация новой магистерской программы с новым профилем подготовки требует, безусловно, повышения их квалификации, приобретения новых компетенций, освоения эффективных образовательных технологий и методик преподавания;
- в-пятых, недостаточными следует признать организацию и осуществление совместной работы над ВКР научного руководителя и обучающегося. Вероятно, успешная подготовка ВКР и высокий результат при ее защите возможны при регулярной, планомерной и обоюдной работе в тандеме.
Далее переходим к рассмотрению примененных методов исследования по количеству ВКР, в которых применен конкретный метод (см. таблицу 2). Напомним, что по-прежнему
речь идет о 41 -м выпускнике магистратуры Академии гражданской защиты МЧС России по направлению 38.04.04, обучающемся заочно и успешно защитившем ВКР в 2024 году.
Таблица 2
Методология написания ВКР студентами-выпускниками 2024 года заочной формы обучения по направлению 38.04.04 (по методам исследования)1
№ Название метода исследования Количество Авторский
метода ВКР с комментарий
иссле- данным
дования методом
1 Традиционный анализ документов 36 т
2 Логический анализ 18 т
3 Интервьюирование 8 й
4 Наблюдение 8 т
5 Структурно-функциональный анализ 2 4
6 Анкетирование (социологический опрос) 20 й
7 Анкетирование (экспертный опрос) 18 т
8 Сравнительный анализ 13 й
9 Сравнительно-правовой анализ 1 Ранее не применялся
10 Метод экспертных оценок 34 т
11 Контент-анализ 10 т
12 SWOT-анализ 16 т
13 PEST-анализ 2 й
14 Обобщение 8 й
15 Группировка 9 т
16 Диаграмма Исикавы 3 4
17 Эксперимент 1 й
18 Аналитическое описание 1 й
19 Организационное проектирование 3 т
20 Кейс-стади (проектирование учебного кейса) 1 4
21 Ранжирование 8 т
22 Дерево целей 4 й
23 Дерево решений 1 4
24 Дерево проблем 1 Ранее не применялся
25 Метод описательных статистик 3 й
26 Моделирование 2 й
27 Метод парных сравнений 1 4
28 Методика результативности организационной структуры Е. Н. 1 й
1 Применяемые символы по сравнению с прошлым годом: ~ - примерное количество не изменилось; т - количество применений возросло; 4 - количество применений снизилось.
- 166 -
Альбах
29 ФСА 1
30 Метод анализа причин и последствий отказов (FMEA) 1 Ранее не применялся
31 Метод описательных статистик 4
32 Понятийный анализ 1 Ранее не применялся
Итого Количество разных методов: 32 235 методов на 41 ВКР
Делая выводы по таблице 2, заметим:
- чаще применены такие методы исследования, как традиционный анализ документов, метод экспертных оценок, анкетирование, логический анализ, SWOT-анализ;
- значительно реже даже по сравнению с прошлым годом стали применяться такие методы исследовании, как структурно-функциональный анализ, диаграмма Исикавы, кейс-стади (проектирование учебного кейса), Дерево решений;
- соотношение индивидуальных и коллективных методов исследования осталось примерно на прежнем уровне;
- четко просматривается частота применяемых студентами групп методов от их изученности в рамках конкретных учебных дисциплин. В частности методы сбора информации (анализ документов, анкетирование и т.п.) активно применяются в ходе обучения практически во всех без исключения учебных дисциплинах. Значительно реже имеет место практика использования методов обработки эмпирических данных, методов разработки управленческого решения и особенно методов анализа получаемой/преобразованной информации.
Продолжая исследовательскую логику, проведем анализ частоты применения в ВКР методов политической науки, которые позволяют диагностировать и решать политико-управленческие проблемы. Напомним, что среди таких методов выделяют, как правило, три группы: общенаучные; специальные; методы, заимствованные из других наук [10, а 228-232].
Если опираться на данные таблицы 2, то можно с уверенностью утверждать, что специальные методы, которые, собственно, и отличают политический подход от любого другого, используются выпускниками реже всего (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Частота применения политических методов исследования
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00%
0,00%
На рисунке 1 наглядно видно, что заимствованные методы находятся у студентов в приоритете, их доля составляет более 70-ти процентов. И если небольшой процент (18,9%)
70,20%
Общенаучные методы Специальные методы Заимствованные методы
применения общенаучных методов вполне оправдан, то значение показателя частоты применения специальных методов, равное 10,9 %, вызывает много вопросов, среди которых, по нашему мнению, ключевым может стать следующий: «С чем связан отказ обучающихся от выбора таких методов как, например, децизионный или ситуационный анализ, если для решения политико-управленческих проблем они напрямую показаны?» Полагаем, решение данного вопроса нуждается в первоочередной проработке.
Завершая авторский анализ, сделаем несколько кратких выводов по исследованию в целом. Во-первых, выпускники Академии гражданской защиты МЧС России по направлению 38.04.04 применяют достаточно большое количество методов исследования. Однако набор применяемых методов исследования и, самое главное, способность выбранной студентами методологии достичь желаемой цели исследования и реализовать поставленные задачи нуждаются в дополнительном исследовании (речь идет о качестве).
Во-вторых, соотношение индивидуальных и коллективных методов исследования, применяемых выпускниками Академии гражданской защиты МЧС России по направлению 38.04.04 в 2024 году, осталось примерно на прежнем уровне. Зато четко просматривается частота применяемых студентами методов от их изученности в рамках конкретных учебных дисциплин: если упрощенно, то студенты чаще применяют те методы исследования, которые они на аудиторных занятиях лично изучали и применяли. Также зафиксирован факт редкого применения специальных методов политической науки.
В-третьих, профессорско-преподавательскому составу кафедры при организации и подготовке содержательной части ВКР акцентировать внимание на обеспечении тесной связи исследования (методов и полученных результатов) с потребностями реальных и потенциальных работодателей, а также с компетентностной моделью выпускника Академии гражданской защиты МЧС России1.
В-четвертых, авторы статьи уверены, что результативность исследовательской деятельности не получится измерять оценками, полученными выпускниками на защите ВКР. Результативность следует измерять осмыслением зависимости качества полученного выпускниками результата (результатов) от выбранной ими методологии. Авторы статьи уверены, что эту зависимость следует в будущем изучать (например, в рамках внутриакадемической научно-практической работы2) и выработать более или менее объективные критерии проведения оценки реализации этой зависимости в будущем.
В-пятых, для активизации проблематики в сфере политической науки, думается, следует сделать акцент на формулировке и выборе соответствующих тем ВКР, НИР и письменных работ по отдельным изучаемым учебным дисциплинам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:
1. Кола, Доминик. Политическая социология / Пер. с фр.; предисл. А.Б. Гофмана / Доминик Кола. - Москва: Издательство «Весь Мир», «ИНФРА-М», 2001. - XXII, 406 с. - (Серия «Университетскийучебник»).
2. Спенсер, Герберт. Политические сочинения: в 5 т. Т. III: История политических институтов / Герберт Спенсер. - Москва: Челябинск: Социум, 2015. - 425 с.
3. Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления: учебник /В. И. Кнорринг. - Москва: Экзамен, 2005. - 416 с.
1 Эту мысль кафедра государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России планирует проанализировать и начать реализовывать осенью 2024 года.
2 Научно-практическая работа (НПР) - это внутренняя научно-исследовательская работа, выполняемая в вузе не по заказу МЧС России или иного органа власти, а по заказу одного или нескольких структурных подразделений Академии гражданской защиты МЧС России.
4. Путин предложил реформу высшего образования. Что именно изменится. Срок обучения может составить от четырех до шести лет [Электр. ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/63f4be6c9a79476f6435b897 (дата обращения: 12.06.2024).
5. Паспорт научной специальности 5.5.3. - Государственное управление и отраслевые политики [Электр. ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=17&name=92259542002&f=19533 (дата обращения: 29.08.2024).
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник / Г. В. Атаманчук. -Москва: Омега-Л, 2010. - 525 с.
7. Головлев М. СВО. Клаузевиц и пустота. Политологический анализ операции и боевых действий /М. Головлев. - Москва: Книжный мир, 2023. - 192 с.
8. Афоризмы о власти. Предвидеть - значит управлять. - Москва: Центрполиграф, 2007. -148 с.
9. Степанова Ю. В., Данкова Ж. Ю. Реализация аналитических компетенций служащими управы района Митино города Москвы при решении служебных задач: анализ состояния / В сб.: Проектирование и анализ публичного управления и реализации отраслевых политик. Сборник трудов XXXIII Международной научно-практической конференции (приурочена к Всемирному дню гражданской обороны) /Ю. В. Степанова, Ж. Ю. Данкова. - Химки, 2023. - С. 125-131.
10.Политические институты, процессы и технологии: теория и кейсы: учебник / С. А. Мельков, Ж. Ю. Данкова, В. О. Евсеев [и др.]; под ред. С. А. Мелькова. - Москва: КноРус, 2023. - 564 с.
REFERNCES:
1. Cola Dominic. Political Sociology / Transl. from French; Preface A.B. Hoffman. - M.: Publishing house "VesMir", "INFRA-M", 2001. -XXII, 406pp. - (Series "University Textbook").
2. Spencer, Herbert. Political Works: in 5 volumes. V. III: History of political institutions. -Moscow: Chelyabinsk: Sotsium, 2015. - 425pp.
3. Knorring V.I. Fundamentals of State and Municipal Management: Textbook. - M.: Publishing house "Exam", 2005. - 416pp.
4. Putin Proposed Reform of Higher Education. What Exactly will Change. The Duration of Training can be from four to six years [Electr. resource]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/63f4be6c9a79476f6435b897 (access date: 06/12/2024).
5. Passport of scientific specialty 5.5.3. Public administration and sectoral policies [Electr. resource]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=17&name=92259542002&f=19533 (access date: 08/29/2024).
6. Atamanchuk G.V. Theory of Public Administration: textbook. - M.: Publishing house "Omega-L", 2010. - 525pp.
7. Golovlev M. SVO. Clausewitz and Emptiness. Political science analysis of operations and combat operations. - M.: Book World, 2023. - 192 pp.
8. Aphorisms about Power. To Foresee is to Manage. - M.: Tsentrpoligraf, 2007. - 148 pp.
9. Stepanova Yu. V., Dankova Zh. Yu. Implementation of Analytical Competencies by Employees of the Mitino District Government of Moscow when Solving Official Problems: state analysis. In: Design and analysis of public management and implementation of sectoral policies. Collection of proceedings of the XXXIII International Scientific and Practical Conference (timed to coincide with World Civil Defense Day). - Khimki, 2023. - PP. 125-131.
10.Political Institutions, Processes and Technologies: theory and cases: textbook / S. A. Melkov, Zh. Yu. Dankova, V. O. Evseev [and others]; edited by S. A. Melkova. - Moscow: KnoRus, 2023. - 564 pp.