Научная статья на тему 'Оценка вознаграждений работникам в российском и международном учете государственного и негосударственного сектора'

Оценка вознаграждений работникам в российском и международном учете государственного и негосударственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ РАБОТНИКАМ / ДИСКОНТИРОВАННАЯ СТОИМОСТЬ / СПРАВЕДЛИВАЯ СТОИМОСТЬ / РОССИЙСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / ПРОЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Э.С.

Предмет. В статье исследованы проблемы оценки вознаграждений работникам в российском и международном учете государственного и негосударственного сектора. Цели. Анализ современных регламентаций отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности по оценке вознаграждений работникам, выявление основных проблем и перспектив развития данных регламентаций. Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, системный подход, логический подход. Результаты. На основе критического анализа требований действующих российских и Международных стандартов финансовой отчетности выявлены современные проблемы оценки вознаграждений работникам в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов и даны рекомендации по их решению. Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских и Международных стандартов финансовой отчетности, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Выводы. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование регламентаций отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности в целях повышения достоверности информации в финансовой отчетности организаций государственного и негосударственного секторов, формируемой на основе указанных регламентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка вознаграждений работникам в российском и международном учете государственного и негосударственного сектора»

Учет и отчетность государственных учреждений

ОЦЕНКА ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ РАБОТНИКАМ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УЧЕТЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Э. С. ДРУЖИЛОВСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,

Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В статье исследованы проблемы оценки вознаграждений работникам в российском и международном учете государственного и негосударственного сектора.

Цели. Анализ современных регламентаций отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности по оценке вознаграждений работникам, выявление основных проблем и перспектив развития данных регламентаций.

Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, системный подход, логический подход.

Результаты. На основе критического анализа требований действующих российских и Международных стандартов финансовой отчетности выявлены современные проблемы оценки вознаграждений работникам в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов и даны рекомендации по их решению.

Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских и Международных стандартов финансовой отчетности, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Выводы. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование регламентаций отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности в целях повышения достоверности информации в

финансовой отчетности организаций государственного и негосударственного секторов, формируемой на основе указанных регламентаций.

Ключевые слова: оценка вознаграждений работникам, дисконтированная стоимость, справедливая стоимость, российские нормативные документы по бухгалтерскому учету, проекты отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности, государственный и негосударственный сектор

Как известно, российский бухгалтерский учет в настоящее время реформируется на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Это одинаково справедливо для учета как государственного, так и негосударственного сектора. При этом отечественный учет организаций государственного сектора реформируется на базе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС), а российский учет негосударственного сектора — на основе стандартов, называемых просто Международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО НС). Одним из сложнейших вопросов при этом является оценка вознаграждений работникам в бухгалтерском учете. Следует признать, что правила такой оценки являются одними из самых непростых как

в системе МСФО НС, так и в системе МСФО ОС. Исследование регламентаций МСФО НС [2, 3] позволяет следующим образом систематизировать международные требования к оценке вознаграждений работникам (табл. 1).

В целях учета (в том числе оценки) по МСФО НС все вознаграждения работникам можно разде-

лить на пять групп, две из которых, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы (см. табл. 1). Вместе с тем обратим внимание на то, что применяемая в МСФО (IAS) 19 терминология для обозначения различных групп вознаграждений работникам является не совсем удачной. Действительно, несмотря на то, что первая из ранее названных групп называ-

Таблица 1

Правила оценки вознаграждений работникам в МСФО НС

Группы и подгруппы вознаграждений работникам Вознаграждения, относящиеся к данной группе (подгруппе) Стандарт, регламентирующий правила оценки Правила оценки

1. Краткосрочные вознаграждения работникам Вознаграждения, выплата которых в полном объеме ожидается до истечения 12 мес. после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги, в том числе: а) заработная плата и взносы на социальное обеспечение; б) оплачиваемый ежегодный отпуск и оплачиваемый отпуск по болезни; в) участие в прибыли и премии; г) льготы в неденежной форме (например, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене) для существующих работников МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Возникающие обязательства и расходы (или вместо расходов увеличение стоимости активов) в случаях, когда отдельные МСФО требуют включать вознаграждения работникам в стоимость активов, например, МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 2 оцениваются по недисконтированной величине вознаграждений, подлежащей выплате работникам в обмен на оказанные ими услуги

2. Вознаграждения по окончании трудовой деятельности Вознаграждения работникам (кроме выходных пособий и краткосрочных вознаграждений работникам), выплачиваемые по окончании их трудовой деятельности, в том числе: а) пенсионные выплаты (например, пенсии и единовременные выплаты при выходе на пенсию); б) прочие вознаграждения по окончании трудовой деятельности, такие как страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании периода занятости МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Зависят от того, к какой из двух указанных ниже подгрупп относятся планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности: 1) планы с установленными взносами или 2) планы с установленными выплатами

2.1. Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с пенсионными планами с установленными взносами Вознаграждения, представляемые в соответствии с планами, в рамках которых организация осуществляет фиксированные взносы в отдельную организацию (или фонд) и не будет иметь каких-либо юридических или обусловленных сложившейся практикой обязательств по уплате дополнительных взносов, если активов фонда будет недостаточно для выплаты работникам всех вознаграждений, причитающихся за услуги, оказанные ими в текущем и предшествующих периодах МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Для оценки актуарные допущения не требуются. Возникающие обязательства и расходы (или увеличение стоимости активов) оцениваются по недисконтированной стоимости, за исключением случаев, когда они не подлежат расчету в полном объеме до истечения двенадцати месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги. При указанном исключении оценка производится по дисконтированной стоимости

Продолжение табл. 1

Группы и подгруппы вознаграждений работникам Вознаграждения, относящиеся к данной группе (подгруппе) Стандарт, регламентирующий правила оценки Правила оценки

2.2. Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с пенсионными планами с установленными выплатами Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с планами, отличными от пенсионных планов с установленными взносами МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Для оценки соответствующих обязательств и расходов требуются актуарные допущения. Возникающие обязательства оцениваются по дисконтированной стоимости, поскольку расчет по ним может производиться через много лет по окончании периода, в котором работники оказали соответствующие услуги. Активы плана оцениваются по справедливой стоимости

3. Прочие долгосрочные вознаграждения работникам Вознаграждения, выплата которых в полном объеме не ожидается до истечения 12-ти месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги, в т. ч.: а) долгосрочные оплачиваемые отсутствия на работе, такие как оплачиваемый отпуск за выслугу лет или творческий отпуск; б) юбилейные или прочие вознаграждения за выслугу лет; в) долгосрочные пособия по нетрудоспособности; г) участие в прибыли и премии; д) отсроченное вознаграждение МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Оценкой обязательств по выплате таких вознаграждений является величина, определяемая как разница между дисконтированной стоимостью будущих выплат и справедливой стоимостью активов плана (при их наличии) на отчетную дату, предназначенных для непосредственного расчета по обязательствам

4. Выходные пособия Вознаграждения работникам, предоставляемые в обмен на расторжение трудового соглашения в результате одного из двух событий: а) решения организации расторгнуть трудовое соглашение с работником до достижения им пенсионного возраста; б) решение работника принять предложение о вознаграждении, предоставляемом в обмен на расторжение трудового соглашения МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» Если выходные пособия являются увеличением размера вознаграждений по окончании трудовой деятельности, то организация применяет вышеназванные правила, установленные в отношении вознаграждений по окончании трудовой деятельности (вторая группа). В противном случае: а) если выплата выходных пособий в полном объеме ожидается до истечения 12 мес. после окончания годового отчетного периода, в котором признаются выходные пособия, то организация применяет указанные выше требования, предусмотренные в отношении краткосрочных вознаграждений работникам (первая группа); б) если выплата выходных пособий в полном объеме не ожидается до истечения 12 мес. после окончания годового отчетного периода, то организация применяет вышеназванные правила, установленные в отношении прочих долгосрочных вознаграждений работникам (третья группа)

Окончание табл. 1

Группы и подгруппы вознаграждений работникам Вознаграждения, относящиеся к данной группе (подгруппе) Стандарт, регламентирующий правила оценки Правила оценки

5. Выплаты работникам на основе долевых инструментов Выплаты работникам, основанные на долевых инструментах, расчеты по которым производятся долевыми инструментами или денежными средствами МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов» Зависят от того, к какой из двух указанных ниже подгрупп относятся выплаты работникам

5.1. Выплаты, основанные на долевых инструментах, расчеты по которым производятся долевыми инструментами Выплаты долевыми инструментами (включающими акции, опционы на акции). Например, работникам могут предоставляться акции, опционы на акции или прочие долевые инструменты как часть их пакета вознаграждений в дополнение к зарплате, выплачиваемой денежными средствами, и другим вознаграждениям работникам МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов» Возникающие расходы (или увеличение стоимости активов) и увеличение капитала оцениваются на основе справедливой стоимости предоставленных долевых инструментов на дату их предоставления

5.2. Выплаты, основанные на долевых инструментах, расчеты по которым производятся денежными средствами Денежные выплаты, размеры которых зависят от стоимости долевых инструментов данной организации или другой организации группы. Например, организация может предоставить работникам право на получение выгод от прироста стоимости акций как часть их пакета вознаграждений, в результате чего работники получат право на будущее получение денежных средств (а не долевых инструментов), сумма которых будет рассчитана на основе увеличения цены акции организации по сравнению с определенным уровнем в течение определенного периода времени. Организация также может предоставить своим работникам право на получение денежного платежа в будущем путем предоставления им права на акции, которые могут погашаться либо в обязательном порядке (например, при увольнении), либо по выбору работника МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов» Возникающие расходы (или увеличение стоимости активов) и обязательства оцениваются по справедливой стоимости обязательства. Пока обязательство не будет погашено, организация должна переоценивать справедливую стоимость обязательства на конец каждого отчетного периода, а также на дату расчетов по обязательству. Обязательство оценивается по справедливой стоимости прав на получение выгод от прироста стоимости акций путем применения модели определения цены опционов, с учетом условий, на которых были предоставлены права на прирост стоимости акций, и объема услуг, предоставленных работниками до конца отчетного периода

ется «Краткосрочные вознаграждения работникам» (англ. Short-term employee benefits), часть краткосрочных вознаграждений работникам включается также во вторую и четвертую группы. Кроме того, несмотря на то, что третья группа вознаграждений называется «Прочие долгосрочные вознаграждения работникам» (или «Другие долгосрочные вознаграждения работникам» — в зависимости от перевода с англ. Other long-term benefits), долгосрочные вознаграждения могут включаться также в следующую четвертую группу, именуемую «Выходные пособия» (англ. Termination benefits). Таким образом, в МСФО (IAS) 19 при группировке вознаграждений

работникам не совсем корректно сочетаются два разных классификационных признака:

1) по степени срочности;

2) по экономическому содержанию.

Исходя из сказанного представляется целесообразным пересмотр терминологии, применяемой в отношении различных групп вознаграждений работникам.

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что в системе МСФО НС для учета вознаграждений работникам достаточно широко используются такие виды оценки, как дисконтированная стоимость и справедливая стоимость.

Указанные виды оценки для учета вознаграждений работникам в системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету негосударственного сектора пока не применяются. Вместе с тем в разработанном Минфином России проекте ПБУ «Учет вознаграждений работникам» [19] говорится о том, что учет обязательств по схемам с установленными выплатами ведется в порядке, предусмотренном Международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, при утверждении указанного ПБУ в российский учет будут введены требования по использованию дисконтированной и справедливой стоимостей для оценки вознаграждений работникам. Теоретические вопросы, касающиеся данных видов оценки, были исследованы автором в [11].

Обратим внимание на то, что методики расчета указанных видов оценки являются достаточно непростыми. И вопросы применения на практике данных оценок, особенно справедливой стоимости, до сих пор вызывают острые дискуссии как среди российских [6, 7, 9, 13, 15 и др.], так и зарубежных [20—22 и др.] ученых. Выскажем собственное мнение по указанной проблеме. Ранее в других статьях автором уже доказывались возможность и целесообразность использования справедливой и дисконтированной стоимостей в отечественном учете. Представляется, что данные виды оценки можно применять и при учете вознаграждений работникам в крупных и средних российских организациях. Малым же организациям с точки зрения рационального ведения учета нецелесообразно, на взгляд автора, использовать изложенную ранее международную методику оценки вознаграждений работникам (в том числе нецелесообразно применять дисконтированную стоимость).

Отметим, что предложение автора в отношении малых организаций не будет способствовать сближению российского учета в названном вопросе с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий, поскольку последние [17], так же как и МСФО НС, предусматривают использование дисконтированной и справедливой стоимостей для оценки вознаграждений работникам. Вместе с тем, как обосновывалось автором ранее [8], с точки зрения рационального ведения учета малые и средние организации нуждаются в разных по степени сложности методиках бухгалтерского учета. По мнению автора, такое разграничение должно быть реализовано в первую очередь при определении правил

оценки вознаграждений работникам — одного из сложнейших вопросов бухгалтерского учета.

Другие аспекты реформирования учета (в том числе оценки) обязательств по оплате труда организаций негосударственного сектора уже были детально исследованы [10].

Обратимся к оценке вознаграждений работникам организаций государственного сектора. Анализ требований МСФО ОС [16] позволяет систематизировать международные правила оценки вознаграждений работникам следующим образом (табл. 2).

Данные, представленные в табл. 2, позволяют утверждать, что правила оценки вознаграждений работникам в МСФО ОС в целом аналогичны требованиям МСФО НС. Вместе с тем ряд отличий все-таки существует. Так, по сравнению с МСФО (IAS) 19, МСФО ОС 25 содержит несколько иные регламентации по оценке выходных пособий (см. табл. 1 и 2). Заметим, что правила оценки указанных пособий в МСФО ОС 25 являются менее проработанными, чем в МСФО (IAS) 19. И из содержащихся в МСФО ОС 25 регламентаций бухгалтеру может быть не ясно, как следует оценивать в учете выходные пособия.

Важным отличием требований Международных стандартов финансовой отчетности общественного и необщественного секторов является отсутствие в системе МСФО ОС пятой группы вознаграждений работникам — выплаты работникам на основе долевых инструментов. Обратим внимание на то, что в данном вопросе МСФО ОС 25 ссылается на международный или национальный стандарт бухгалтерского учета, в котором рассматриваются операции, основанные на акциях. Однако из таких регламентаций МСФО ОС 25 пользователям может быть не ясно, о каком именно международном или национальном стандарте идет речь. Кроме того, из указанных регламентаций может возникать вопрос: какой именно стандарт должен применяться в первую очередь: международный или национальный?

Аналогичные вопросы могут возникать у бухгалтера и при чтении требования МСФО ОС 25, согласно которому в данном стандарте «не рассматриваются учет и отчетность по пенсионным планам (см. соответствующий международный или национальный стандарт бухгалтерского учета, в котором рассматриваются учет и отчетность по пенсионным планам)».

Таким образом, очевидно, что регламентации системы МСФО ОС в отношении учета (и в том числе оценки) вознаграждений работникам нуждаются

Таблица 2

Регламентации МСФО ОС по оценке вознаграждений работникам

Группы и подгруппы вознаграждений работникам Определение и состав групп и подгрупп Регламентации по оценке — установлены в МСФО ОС 25 «Вознаграждения работникам»

1. Краткосрочные вознаграждения работникам Вознаграждения работникам (кроме выходных пособий), подлежащие выплате в полном объеме в течение 12 мес. после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги. А именно: заработная плата и взносы на социальное обеспечение; оплата ежегодного отпуска и пособие по временной нетрудоспособности; участие в прибыли и премии (если они подлежат выплате в течение 12 мес. после окончания периода), а также вознаграждения в неденежной форме (медицинское обслуживание, обеспечение жильем, транспортными средствами, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене) для занятых в настоящее время работников Оценка признаваемых обязательств и расходов (или не расходов, а увеличения стоимости активов — если определенными МСФО ОС регламентируется включение вознаграждений работникам в стоимость активов, например, МСФО ОС 12 и МСФО ОС 17) производится по недисконтированной сумме вознаграждений, подлежащей выплате работникам в обмен на оказанные ими услуги

2. Вознаграждения по окончании трудовой деятельности Вознаграждения работникам (кроме выходных пособий), подлежащие выплате после окончания трудовых отношений. К ним относятся: пенсии, прочие выплаты при выходе на пенсию, страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности Отличаются в зависимости от того, в какую из двух подгрупп входят планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности

2.1. Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с пенсионными планами с установленными взносами Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с планами, согласно которым организация осуществляет фиксированные взносы в отдельную организацию (фонд) и не будет иметь юридических или традиционных обязательств по уплате дополнительных взносов, если активов фонда будет недостаточно для выплаты работникам всех вознаграждений, причитающихся за услуги, оказанные ими в текущем и прошлых периодах Актуарные допущения не требуются. Признаваемые обязательства и расходы (или увеличение стоимости активов) оцениваются по недисконтированной стоимости, если такие обязательства подлежат исполнению в полном объеме до истечения 12 мес. после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги. В противном случае оценка производится по дисконтированной стоимости

2.2. Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с пенсионными планами с установленными выплатами Вознаграждения, предоставляемые в соответствии с планами, отличными от пенсионных планов с установленными взносами Требуются актуарные допущения. Оценка обязательств производится по дисконтированной стоимости. Активы плана оцениваются по справедливой стоимости

3. Прочие долгосрочные вознаграждения работникам Вознаграждения работникам (кроме вознаграждений по окончании трудовой деятельности в организации и выходных пособий), не подлежащие выплате в полном объеме в течение 12 мес. после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги. В том числе: отпуск за выслугу лет, творческий отпуск, вознаграждение к празднованию юбилеев или иные вознаграждения за выслугу лет, долгосрочные пособия по нетрудоспособности, а также премии, участие в прибыли и отложенное вознаграждение (если эти виды вознаграждения подлежат выплате не менее чем через 12 мес. после окончания периода) Оценка обязательств определяется как разница между: 1) дисконтированной стоимостью обязательств плана на отчетную дату и 2) справедливой стоимостью активов плана (при их наличии) на отчетную дату, предназначенных для непосредственного расчета по обязательствам

4. Выходные пособия Вознаграждения работникам, подлежащие выплате в результате: 1) решения организации расторгнуть трудовое соглашение с работником до достижения им пенсионного возраста; 2) решения работника об увольнении по собственному желанию в обмен на такие вознаграждения Если выходные пособия подлежат выплате спустя более, чем 12 мес. после отчетной даты, то они должны дисконтироваться. В случае с предложением, сделанным с целью стимулировать увольнение по собственному желанию, оценка объема выходных пособий должна основываться на количестве работников, которые предположительно примут предложение

в доработке. При этом добавим к ранее сказанному, что целесообразным представляется также пересмотр терминологии, применяемой в отношении различных групп вознаграждений работникам (по аналогии с изложенными рекомендациями в отношении пересмотра терминов, используемых в МСФО (IAS) 19 для обозначения групп вознаграждений работникам).

Переходя к российскому учету (в том числе оценке) вознаграждений работникам государственного сектора, отметим следующее. В настоящее время основные правила учета (в том числе оценки) указанных вознаграждений содержатся в приказе Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [1]. Данный нормативный документ не предусматривает вознаграждений работникам аналогично МСФО. Вместе с тем согласно плану Минфина России [5] реформирование российского учета осуществляется на основе требований Международных стандартов финансовой отчетности. В настоящее время уже утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [4]. Указанная программа предусматривает принятие в июне 2018 г. и вступление в силу с 01.01.2020 федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Вознаграждения работникам». Проекта данного стандарта пока еще нет. Однако в соответствии с разработанным в настоящее время Минфином России проектом Концептуальной основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления [18] основой для создания отечественного федерального стандарта «Вознаграждения работникам» будет служить МСФО ОС 25. Таким образом, вполне очевидно, что в будущем в российский учет будет введена методика учета (в том числе оценки) вознаграждений работникам, во многом аналогичная рассмотренной ранее международной методике. Обратим внимание на то, что при разработке данной отечественной методики целесообразно учесть названные недостатки регламентаций МСФО ОС 25. Заметим, что с учетом сказанного правильная реализация на

практике указанной методики будет способствовать повышению достоверности отчетной информации организаций и внесет определенный вклад в повышение точности определения экономического потенциала регионов (некоторые аспекты которого были исследованы в [14]).

Обратим внимание на то, что, как видно из табл. 1 и 2, правила оценки вознаграждений работникам напрямую влияют на формирование оценки не только обязательств по оплате труда, но и других показателей финансовой отчетности организаций: расходов, активов, капитала. Так, например, если в соответствии с российскими и международными бухгалтерскими стандартами затраты на оплату труда подлежат включению в стоимость основных средств, то оценка указанных активов будет зависеть от регламентаций ранее названных стандартов по оценке вознаграждений работникам. Требования отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности к оценке основных средств и возможные изменения данных требований в будущем, в том числе регламентации по признанию в указанной оценке затрат на оплату труда, исследованы автором в [12 и др.].

Таким образом, поскольку вопросы оценки различных объектов бухгалтерского учета неизбежно взаимосвязаны друг с другом, то данные вопросы должны решаться в комплексе.

Список литературы

1. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

2. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

3. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 18.07.2012 № 106н.

4. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государс-

твенного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.

5. План Минфина России на 2012—2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: утвержден приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440.

6. Вахрушина М. А., Бородин О. А. Проблемы первоначальной оценки инвестиционной недвижимости: сравнительный анализ принципов МСФО и РПБУ // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 23. С. 2—12.

7. Гетьман В. Г. Назревшие вопросы совершенствования бухгалтерского учета основных средств // Международный бухгалтерский учет.

2013. № 14. С. 2—13.

8. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Реформирование системы нормативного регулирования российского бухгалтерского учета на основе МСФО // Международный бухгалтерский учет.

2014. № 19. С. 2—18.

9. Дружиловская Т. Ю., Игонина Т. В. Бухгалтерский учет обязательств организаций в системах российских и международных стандартов: теоретический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 2—13.

10. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т. В. Направления реформирования учета обязательств организаций в системе российских бухгалтерских стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32. С. 2—12.

11. Дружиловская Э. С. Концептуальные основы оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 2-1. С. 272—278.

12. Дружиловская Э. С. Особенности оценки основных средств в некоммерческих организациях: современные требования РСБУ и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 5. С. 22—28.

13. Рожнова О. В. Актуальные вопросы оценки по справедливой стоимости активов и обязательств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 23. С. 2—8.

14. Суходоев Д. В., Стожарова Т. В., Суходое-ва Л. Ф. Инновационные подходы к стратегическому управлению потенциалом региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 1. С. 35—38.

15. ЧалдаеваЛ. А., Усатюк Т.М. Обоснование целесообразности использования оценки по справедливой стоимости в целях повышения достоверности отражения объектов в учете и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 38. С. 2—9.

16. МСФО для общественного сектора. Официальный перевод на русский язык. URL: http://www. minfin. ru/ru/budget/sfo/msfo.

17. МСФО для малых и средних организаций. URL: http://www. ifrs. org/IFRS-for-SMEs/Pages/ IFRS-for-SMEs. aspx.

18. Проекты федеральных стандартов для субъектов государственного сектора. URL: http://www. minfin. ru/ru/perfomance/budget/sfo.

19. Проекты ПБУ для негосударственного сектора. URL: http://www. minfin. ru/ru/perfomance/ accounting/accounting/projects/.

20. Valencia A., Smith T.J. and Ang J. The Effect of Noisy Fair Value Measures on Bank Capital Adequacy Ratios // Accounting Horizons. December 2013. Vol. 27. No. 4. P. 693—710.

21. Cantrell Brett W., McInnis John M. and Yust Christopher G. Predicting Credit Losses: Loan Fair Values versus Historical Costs // The Accounting Review. January 2014. Vol. 89. № 1. P. 147—176.

22. QubX., Zhanga G. Value-relevance of Earnings and Book Value Over the Institutional Transition in China: The Suitability of Fair Value Accounting in This Emerging Market // The International Journal of Accounting. 2015. № 50. P. 195—223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.