Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навигация / зональная навигация / Санкт-Петербург / центр ОВД / navigation / RNAV / Saint-Petersburg / Air Traffic Service Center

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

В работе дается оценка возможности реализации концепции зональной навигации в зоне ответственности Санкт-Петербургского центра ОВД с целью выявления потенциала для повышения уровня безопасности полетов и более эффективного использования воздушного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF POSSIBILITY OF IMPLEMENTING RNAV IN AREAOF RESPONSIBILITY OF SAINT-PETERSBURG AIR TRAFFIC SERVICE CENTER

The paper assesses the possibility of implementing the concept of zonal navigation in the area of responsibility of the St. Petersburg ATC Center in order to identify the potential for improving flight safety and more efficient use of airspace.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД»

УДК 656.052 Катричева А.А., Копосов А.В.

Катричева А.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

Копосов А.В.

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ОВД

Аннотация: в работе дается оценка возможности реализации концепции зональной навигации в зоне ответственности Санкт-Петербургского центра ОВД с целью выявления потенциала для повышения уровня безопасности полетов и более эффективного использования воздушного пространства.

Ключевые слова: навигация, зональная навигация, Санкт-Петербург, центр ОВД.

Ввиду увеличивающегося пассажиропотока появляется необходимость оптимизации процессов организации воздушного движения. Одним из методов решения этого вопроса является более эффективное использование воздушного пространства.

Особенно необходимо предпринимать меры по совершенствованию системы организации воздушного движения в наиболее загруженных регионах,

таких как Северо-Западный регион Российской Федерации, в частности, Санкт-Петербургский центр ОВД.

Санкт-Петербургский центр ОВД является частью филиала «Аэронавигация Северо-Запада» Федерального государственного унитарного предприятия «Госкорпорация по ОрВД», который в своей деятельности решет задачи, связанные с организацией и управлением воздушным движением, радиотехническим обеспечением полетов воздушных судов и авиационной электросвязи в Северо-Западном регионе. Северо-Западный регион Российской Федерации является одним из наиболее быстро развивающихся ввиду того, что по его территории проходят трансполярные, кроссполярные, транссибирские, часть трансазиатских маршрутов с разветвленной сетью международных воздушных трасс, соединяющих различные города Европы, Америки и Азии.

При совершенствовании авиационной системы необходимо учитывать факт того, что безопасность полетов должна оставаться на требуемом уровне, а, как известно, радиотехнические средства и их непосредственное применение в рамках управления воздушным движением играют одну из ключевых ролей в части обеспечения надежного и безопасного ее функционирования.

Существует множество путей повышения эффективности использования воздушного пространства и одним из них является предложенная комитетом FANS и одобренная Международной организацией гражданской авиации концепция зональной навигации.

Зональная навигация (RNAV) - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять маршрут по любой желаемой траектории в пределах зоны действия основанных на опорных станциях навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств или их комбинации [1, с. 23].

В рамках предложенной концепции рассматривается внедрение различных спецификаций - требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках, в пределах установленного воздушного пространства [1, с. 24].

В основе каждой из предлагаемых спецификаций лежит необходимость применения определенного вида радиотехнического оборудования. Так, выделяются следующие комбинации средств, применяемых в качестве источников информации:

пара всенаправленных дальномерных радиомаяков (DME/DME), пара, состоящая из всенаправленного радиомаяка азимутального и всенаправленного маяка дальномерного (VOR/DME),

пара всенаправленных дальномерных радиомаяков с использованием инерциальных опорных систем (DME/DME/IRS), GNSS.

В рамках плана внедрения навигации, основанной на характеристиках, в воздушном пространстве Российской Федерации, одобренном Рабочей группой, применяемыми на территории Российской Федерации, являются RNAV 5 в континентальном воздушном пространстве и RNAV 1 в районе аэродрома [2, с. 1]. Для данных спецификаций возможно применение различных комбинаций радиотехнического оборудования, в честности систем VOR/DME, DME/DME, а также GNSS.

Анализируя представленные в сборнике аэронавигационной информации (AIP) данные, можно сделать вывод о технической оснащенности радиотехническими средствами рассматриваемой территории Санкт-Петербургского центра ОВД.

Так, можно сделать вывод о необходимости установки дополнительных датчиков навигационной информации VOR для возможности реализации требований спецификаций.

Возможность применения GNSS в пределах Санкт-Петербургского центра ОВД ограничивается точностью определения местоположения воздушных судов при выполнении полета в районе Финского залива, что подтверждается проводимыми проверками работоспособности системы.

В свою очередь, наиболее благоприятным является использование системы DME/DME как датчиков навигационной информации. Это

обуславливается, в первую очередь, оснащенностью территории Санкт-Петербургского центра ОВД дальномерными радиомаяками.

Рис. 1. Взаимное расположение дальномерных радиомаяков в Санкт-Петербургском центре ОВД.

Также, рассматривая данные, приведенные в документах ИКАО, можно сделать вывод о том, что навигационная система на базе ЭМЕ/ОМЕ обладает наивысшей точностью в сравнении с УОИЮМЕ и ОКББ [3, с. 551]. Так, в рамках применения требований концепции КЫАУ 5 получаются следующие значения требуемой точности определения местоположения воздушного судна:

- УОИ/ОМЕ - 8,22 км на удалении 100 км или 9,81 км на удалении 170 км,

- БМЕ/БМЕ - 3,95 км,

- ОШБ - 4,65 км.

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации концепции зональной навигации, рекомендуемой ИКАО, наиболее целесообразно использовать в качестве источников навигационной информации систему, состоящую из комбинации дальномерных радиомаяков. Это позволит решить

вопрос более эффективного использования воздушного пространства и повысит уровень безопасности полетов в системе организации воздушного движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Руководство по навигации, основанной на характеристиках (РБК): ИКАО документ 9613 АЫ/937, издание третье, 2008. - 304 с;

2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2017 г. № 136 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации» (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2017 г. №46504). - Текст: электронный // НормативКонтур;

3. Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов. Том II. Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам: документ ИКАО 8168, издание седьмое, 2020. - 921 с. - Текст: непосредственный.

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 9 (78) Том 3. СЕНТЯБРЬ 2024 г. Katricheva A.A., Koposov A. V.

Katricheva A.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Air Chief Marshal A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)

Koposov A.V.

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Air Chief Marshal A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)

ASSESSMENT OF POSSIBILITY OF IMPLEMENTING RNAV IN AREA OF RESPONSIBILITY OF SAINT-PETERSBURG AIR TRAFFIC SERVICE CENTER

Abstract: the paper assesses the possibility of implementing the concept of zonal navigation in the area of responsibility of the St. Petersburg ATC Center in order to identify the potential for improving flight safety and more efficient use of airspace.

Keywords: navigation, RNAV, Saint-Petersburg, Air Traffic Service Center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.