Научная статья на тему 'Оценка возможности использования различных типов растрирования во флексографской печати'

Оценка возможности использования различных типов растрирования во флексографской печати Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Карташева О.А., Титов А., Чубаева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможности использования различных типов растрирования во флексографской печати»

Оценка

возможности

использования

различныхтипов

растрирования

во флексографской

печати

О.А. Карташева,

к.т.н., доцент кафедры полиграфического производства

А. Титов,

к.т.н., технический специалист ООО «Авери Деннисон Материалс Раша»

Ю.В. Чубаева,

магистрант

Проведение растрирования является обязательной стадией процесса воспроизведения полутонового изображения. Однако этот процесс во флексографской печати усложняется целым рядом обстоятельств, основные из которых связаны либо с процессом печатания, либо с использованием для печатания эластичных фотополимерных печатных форм. Для таких печатных форм характерно большое растискива-ние и, как следствие, градационные искажения в светах и в тенях изображения. Последние обусловлены следующими причинами:

- низкой прочностью связи печатающих элементов малого размера с основанием печатной формы. Такие печатающие элементы могут отрываться при печатании, что приводит к исчезновению градаций в светах;

- небольшой глубиной пробельных элементов в глубоких тенях изображения. При печатании такие пробельные элементы заполняются краской;

- ограничением линиатуры растрирования из-за «инверсной тонопередачи», когда на оттиске вместо растровой точки определенного размера появляется элемент произвольной формы и непредсказуемого размера. Причиной этого является возможность попадания

125

(провала) печатающего элемента малого размера в ячейку анилоксово-го вала.

Традиционно считается, что «флексографская растровая точка» должна быть круглой, и такая точка хорошо передает градации изображения в высоких светах [4] . Другое техническое решение, широко применяемое в настоящее время, это использование комбинированного (гибридного) растрирования [1], позволяющего решать проблему градационных искажений в светах и тенях путем варьирования пространственной структурой изображений при растрировании. Это позволяет ограничить уменьшение размеров растровых точек за счет изменения количества этих элементов в различных интервалах градаций. Еще одним направлением совершенствования растрирования во флексограф-ской печати является применение альтернативных (по сравнению с круглой) конфигураций растровых точек, некоторые из которых описаны в работе [2]. В настоящее время информация о возможностях применения растровых точек различной конфигурации практически отсутствует. Поэтому исследования в этой области весьма актуальны. Такие исследования важны и потому, что появившиеся в последние годы новые варианты реализации цифровых масочных технологий [3] могли бы расширить область применения различных растровых структур.

В рамках настоящей работы оценивается возможность применения ряда растровых структур в современных цифровых масочных технологиях изготовления флексографских печатных форм. Основным критерием оценки является передача градаций в светах, полутонах и тенях изображения, позволяющая устранить резкое изменение тона и устойчивое воспроизведение растровых точек малых размеров. В работе исследовались следующие растровые структуры: concentric (классический concentric) - 1; simple dot - структура из семейства concentric - 2; alesy - структура из семейства Nu Dot - 3 (рис. 1).

Для сравнения результатов исследований была использована традиционная структура с регулярной круглой (round) точкой.

Флексографские печатные формы изготавливались на одном и том же типе формных пластин при заранее подобранных (при тестировании) режимах и в соответствии с принятой схемой их получения по одному из вариантов цифровой масочной технологии: класси-

1 2 3

Рис. 1. Виды исследуемых растровых структур: 1- concentric (классический concentric); 2- simple dot (структура из семейства concentric);

3- alesy (структура из семейства Nu Dot

126

Рис. 2. Градационные характеристики печатных форм, изготовленных по исследуемым цифровым масочным технологиям

127

ческой (основное экспонирование на воздухе) - а; ламинационной (основное экспонирование в отсутствии воздушной среды) - б; модифика-ционной (основное экспонирование в условиях контролируемой воздушной среды) - в. Во всех технологиях при изготовлении печатных форм удаление незаполимеризованного слоя после экспонирования осуществлялось путем вымывания в сольвентных растворах.

На рис. 2 приведены градационные характеристики печатных форм, изготовленных по указанным выше цифровым масочным технологиям путем растрирования изображения с помощью исследуемых растровых структур.

Из рисунка видно, что использование для изготовления печатных форм классической цифровой масочной технологии и двух вариантов ее реализации (ламинационной и модификационной) при проведении растрирования с помощью широко применяемой традиционной (round) растровой структуры позволяет воспроизводить градации изображения, начиная с относительной площади растровых точек 5отн, равной 1%. Использование при растрировании других растровых структур сокращает интервал градаций. При этом следует заметить, что отсутствие мелких растровых точек в светах изображения на печатных формах, как правило, связано с их разрушением из-за неустойчивости таких структур в процессе вымывания. В таблице приведены результаты оценки воспроизведения изображения с помощью различных растровых структур.

Таблица

Результаты измерения относительной площади растровых точек на печатных формах

Номер Исследуемые цифровые масочные технологии Растровые Значения 5°тн, %

п/п структуры в светах в тенях

round 1 99

1 Классическая concentric 10 99

simple dot 30 98

alesy 30 95

round 1 99

2 Ламинационная concentric 5 98

simple dot 20 98

alesy 20 97

round 1 99

3 Модификационная concentric 5 99

simple dot 10 97

alesy 20 98

128

Анализ результатов, представленных в таблице, показывает, что применение исследуемых растровых структур действительно обеспечивает получение различного интервала градаций. Он сокращается при применении растровой структуры concentric, причем использование для изготовления печатных форм по различным вариантам цифровой масочной технологии в меньшей мере сказывается на интервале градаций. Более значительное уменьшение градаций за счет области светов характерно для растровых структур simple dot и alesy. Обращает на себя внимание также скачкообразный характер изменения градационной передачи (рис. 2) в области полутонов для растровой структуры simple dot. Этот скачок градаций возникает при получении изображения на печатных формах, изготовленных по всем рассматриваемым цифровым масочным технологиям. При этом при применении для изготовления печатных форм классической цифровой масочной технологии размеры растровых точек на печатной форме значительно превышают их размеры в цифровом файле; при использовании других вариантов реализации цифровой масочной технологии размеры растровых точек, наоборот, меньше, чем в цифровом файле. Что касается теней изображения, то использование растровой структуры simple dot приводит к повышению размеров растровых точек по сравнению с цифровым файлом. Растровая структура alesy позволяет получить более плавную градационную передачу, хотя растровые точки имеют более значительные искажения по сравнению с искажениями при применении двух других исследуемых растровых структур (round и concentric). С помощью этих растровых структур передача градации изображения осуществляется в более широком интервале и характеризуется меньшими искажениями, при этом размеры растровых точек на печатных формах при применении для их изготовления классической цифровой масочной технологии меньше, чем в цифровом файле. При реализации ла-минационного варианта цифровой масочной технологии обеспечивается получение растровых точек либо меньших размеров (для растровой структуры round), либо равных их размеру в цифровом файле (для растровой структуры concentric). При реализации модификационного варианта цифровой масочной технологии применение для растрирования изображения растровых структур round и concentric позволяет получить практически одинаковые по величине искажения в области полутонов. Таким образом, возможности применения различных растровых структур в исследуемых цифровых масочных технологиях различны, они не всегда однозначны и не все из них позволяют достичь желаемого результата.

Тем не менее использование для определения возможностей различных растровых структур выбранных критериев (интервала градаций и характера изменения размеров растровых точек в полуто-

129

нах изображения) позволяет оценить возможность их применения в цифровых масочных технологиях, которые осуществляются либо в воздушной среде, либо в ее отсутствии путем устранения воздействия этой среды различными способами.

Библиографический список

1. ГудилинД. Гибридные растры или «Мичуринские опыты в полиграфии» / Д. Гудилин // КомпьюАрт. - № 4. - 2005.

2. Дреер М. Способы формирования изображения на формах флексографской печати / М. Дреер // ФлексоПлюс. - № 6. - 2000.

3. Шибанов В. Технология «плосковерхих» точек / В. Шибанов // ФлексоПлюс. - № 1. - 2011.

4. Ширмер Ш. Растровые точки в флексо / Ш. Ширмер // Флексо Друк Ревю. - № 5. - 2000.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.