Научная статья на тему 'Оценка возможности формирования региональной инновационной системы на примере Республики Удмуртия'

Оценка возможности формирования региональной инновационной системы на примере Республики Удмуртия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пермякова А.А.

Описан процесс формирования региональной инновационной системы на примере Республики Удмуртия. Проведен анализ концепции инновационного развития и фактической ситуации в регионе. С помощью методов математического моделирования оценивается вклад инновационных факторов в экономический рост региона. Доказана возможность инновационного пути развития, определены факторы, стимулирующие и дестимулирующие развитие инновационной составляющей региона, сформирована основа концепции инновационного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможности формирования региональной инновационной системы на примере Республики Удмуртия»

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ УДМУРТИЯ

а. А. ПЕРмЯКоВА, аспирант кафедры макроэкономического регулирования и планирования мГУ им. м. В. ломоносова

Описан процесс формирования региональной инновационной системы на примере Республики Удмуртия. Проведен анализ концепции инновационного развития и фактической ситуации в регионе. С помощью методов математического моделирования оценивается вклад инновационных факторов в экономический рост региона. Доказана возможность инновационного пути развития, определены факторы, стимулирующие и дестимулирующие развитие инновационной составляющей региона, сформирована основа концепции инновационного развития региона.

Ключевые слова: инновационная политика, региональное развитие, Удмуртия, эффективность.

Ситуация в российской экономике далека от устойчивого экономического роста. Специализацией страны на мировом рынке является минеральное сырье и продукция металлургической промышленности, что несет в себе низкий уровень добавленной стоимости. Производящие их отрасли не смогут обеспечить жизнеспособности страны — сырьевой экспорт не перекроет вынужденного импорта продукции. Бизнес не берет на себя реализации высокотехнологичных проектов по той причине, что и государство не берет на себя ответственности за развитие данной отрасли.

Российская экономика обладает хорошим потенциалом для выхода на устойчивый инновационный путь развития. Но для формирования спроса на продукцию инновационных фирм требуются долгосрочное планирование, сбалансированные усилия всех участников инновационного процесса, особенно важна на данном этапе роль государства. Ситуация с созданием инновационной системы в России осложнилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Государство, которое

должно быть основным катализатором данного процесса, теперь вынуждено решать более насущные проблемы.

С другой стороны, кризис — это возможность реструктурирования всей экономической системы страны, он, естественно, внесет определенные коррективы в планы проводимой работы, но не может изменить ключевых долгосрочных целей — выход на устойчивый экономический рост и инновационное развитие.

Страны, в которых доля высокотехнологичной продукции выше среднего уровня, заметно меньше подверглись влиянию финансового кризиса. Таким образом, нынешний кризис показал необходимость реорганизации экономики страны. Цикличность колебаний — неизменное условие функционирования экономики, а надежды на то, что страна всегда сможет обеспечить свое существование только за счет экспорта ресурсов, больше нет. Для того чтобы экономика страны не только могла успешно развиваться в период общемирового подъема, но и меньше была подвержена влиянию кризиса, необходимо формирование инновационной экономики. Таким образом, финансовый кризис не только не снижает актуальности рассматриваемой темы, но и повышает ее.

Сферой нашего внимания является одна из последних тенденций — регионализация инновационных процессов. Следует подчеркнуть, что в последние годы Правительством РФ и региональными органами государственной власти сделано немало в нормативно-правовом и институциональном аспектах активизации региональных инновационных процессов, но практическая отдача пока незначительна.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

35

Целью исследования является анализ возможности формирования инновационной системы на региональном уровне на примере Республики Удмуртия.

Задачи исследования:

• оценить существующую ситуацию в регионе;

• разработать показатель для оценки уровня инновационного развития в регионе;

• оценить степень влияния инновационных факторов на экономический рост региона;

• определить стимулирующие и дестимулиру-ющие факторы формирования региональной инновационной системы;

• сформировать основы концепции инновационного развития региона на долгосрочную перспективу.

В большинстве стран на макроуровне рассматривается понятие «национальной инновационной системы». В данном случае национальная инновационная система (НИС) — это инновационная система, сформированная и действующая в пределах одной страны, объединенная единой инфраструктурой и нормативно-правовой базой. Считаем необходимым для федеративных государств ставить вопрос о формировании региональных инновационных систем.

Региональная инновационная система (РИС) — это система, действующая в пределах регионального территориального образования, сформированная в рамках НИС, однако имеющая определенные отличия от других РИС этой же страны (нормативно-правовые, инфраструктурные), а также данная система может отличаться целеполаганием, стратегией формирования и структурой. Таким образом, НИС и совокупность региональных систем составляют инновационную систему страны.

Выбор региона для анализа не случаен. Если разделить все регионы на группы, то одной из основных групп будут регионы бывшего ядра военно-промышленного комплекса (ВПК) в СССР, которые в настоящий момент находятся в состоянии депрессии или же конвертируют деятельность предприятий ВПК в гражданский сектор. К данной группе регионов можно отнести Республику Удмуртию, Красноярский край, Новосибирскую, Свердловскую, Челябинскую области. В рамках своего исследования мы планируем разработать стратегию именно для данной группы регионов на примере Республики Удмуртия.

Необходимость формирования инновационной системы уже является неоспоримым фактом. Без инноваций хозяйствующим субъектам, круп-

ному и малому бизнесу трудно рассчитывать на успех. Уже сейчас отечественные производители поставлены в жесткие условия конкуренции с относительно дешевыми импортными товарами. Внедрение инноваций воспитывает новый слой предпринимателей, которые не только в теории познают, что развитие как отдельной компании, так и страны в целом на 80 % зависит от научно-технического прогресса, но и видят это на практике.

Согласно среднесрочной стратегии социально-экономического развития РФ инновационный путь рассматривается как единственно возможный, способный обеспечить устойчивое развитие экономики России. В дальнейшем, можно заметить, что произошла декомпозиция целей развития страны на субъекты Федерации. Таким образом, многие субъекты Федерации начинают работу над формированием собственной инновационной системы. Начинают разрабатываться стратегии развития и планы мероприятий по формированию РИС.

Финансовый кризис, конечно, вносит коррективы, но, на наш взгляд, коррективы будут относиться ко времени реализации, а не к ее необходимости.

В Удмуртской Республике, так же, как и в других субъектах, была разработана стратегия формирования РИС. Данная стратегия была утверждена постановлением государственного совета Удмуртской Республики в 2004 г. и имела название: целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы». В ходе реализации данной концепции малые предприятия стали центром инновационной системы и ее основными игроками, инфраструктура играет роль не стимулирующей подсистемы, а лишь помощником в регистрации патентов и заявок.

Анализируя сформированную на настоящий момент инновационную систему республики, можно отметить следующие положительные тенденции:

• в государственных органах существует понимание необходимости формирования инновационной системы в регионах;

• начат процесс создания нормативно-правовой базы инновационной деятельности в регионе;

• начато формирование инновационной инфраструктуры.

С другой стороны, нельзя не отметить недостатков сформированной на данный момент инновационной системы. В первую очередь, это то, что инновационная система находится на начальном

этапе своего развития. При этом дальнейшее развитие находится под вопросом и требует дополнительного финансирования. Также существующая практика неукоснительно свидетельствует, что финансирование инновационных проектов в виде кредитов недостаточно эффективно. Инновационные предприятия, как правило, не имеют залогового обеспечения, что исключает возможность их кредитования, а отсутствие финансовой истории у молодых инновационных организаций затрудняет оценку возможности возврата ими бюджетных средств.

Проведенный органами государственной статистики анализ инновационной деятельности предприятий республики показывает, что уровень активности в этом направлении по сравнению с рядом регионов Приволжского федерального округа (Самарская область, Пермский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан) крайне низок.

В отсутствие развитых венчурных технологий наука начинает работать на заказ. По данным республиканского Министерства промышленности, целесообразность внедрения инноваций оценивается промышленными предприятиями достаточно высоко (в среднем 4,55 балла из 5 возможных). Основным источником финансирования инноваций на большинстве опрошенных предприятий являются собственные средства (70 %), которых в республике катастрофически не хватает. В редких случаях привлекаются бюджетные средства на модернизацию и диверсификацию.

Также можно выделить проблему, которая касается человеческих ресурсов. Проанализируем расходование средств на инновации в предприятиях Республики Удмуртия. Основное направление расходования инновационных средств — это совершенствование действующих технологий и методов производства. Тогда как человеческий фактор в данном случае находится на последнем месте. Однако невозможно реализовывать инновации без подготовленного персонала. Именно персонал является основным источником инноваций на крупных предприятиях.

Основной проблемой, на наш взгляд, является неверное целеполагание при создании инновационной системы в республике. На данный момент инновационная деятельность рассматривается как форма развития и поддержки малого бизнеса, основная сфера деятельности институтов инновационной инфраструктуры — это выдача патентов и лицензий. Конференции и круглые столы посвящены рассмотрению изобретений.

Удмуртская Республика традиционно имеет очень высокий научный потенциал, известные научно-производственные школы. Однако инновационной продукции от общего объема производства на сегодня выпускается менее чем 10 % процентов. И, как показывает опыт развитых стран, без первоначальной поддержки государства, без создания государственной инновационной инфраструктуры невозможно наладить систему неразрывной связи новейших достижений ученых с производством.

Для того чтобы построить модель количественной оценки готовности региона к формированию инновационной системы, необходимо определить, какие показатели можно использовать для этого. Мы предлагаем разбить все показатели на два основных блока.

Первый блок характеризует социально-экономическое развитие региона и его отраслевую структуру. Второй блок характеризует различные аспекты инновационной системы.

Первый блок представляется достаточно разработанным. Он включает в себя следующие показатели: ВРП, ИПЦ, инвестиции, основные фонды, население региона, доходы на душу населения, ВРП на душу населения, отраслевая структура.

Во втором блоке все показатели можно разделить на четыре группы. Первая группа показателей — это показатели, характеризующие финансовую составляющую инновационного потенциала, например: объем инвестиций на научные исследования и разработки, доля объема инвестиций на научные исследования и разработки в ВРП, распределение затрат на инновации по источникам финансирования. Вторая группа показателей характеризует материальную составляющую, например: стоимость основных фондов отрасли наука и научное обслуживание, число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, доля стоимости основных фондов отрасли наука и научное обслуживание в стоимости основных фондов предприятий, доля инновационно-активных организаций в числе действующих организаций. Третья — кадровую составляющую, например численность занятых в сфере науки и научного обслуживания, количество аспирантов и докторантов, доля численности персонала, задействованного в НИОКР. Четвертая — результирующую, например выпуск продукции отрасли «Наука и научное обслуживание», объем инновационной продукции, доля затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий промышленности.

Данные показатели характеризуют различные стороны инновационной системы региона. При этом для анализа ситуации в регионе необходимо построить интегральный показатель для формирования объективной оценки РИС в субъектах РФ.

Для целей нашего анализа предлагаем использовать показатели, которые будут характеризовать инновационную систему с точки зрения всех ее составляющих.

Из первого блока, характеризующего социально-экономическое развитие региона, предлагаем взять следующие показатели: ВРП, инвестиции в основной капитал (прошлого периода), зарплато-емкость.

Из второго блока показателей предлагаем анализировать количество патентных заявок, объем выпуска инновационной продукции, количество выпущенных студентов.

Так как влияние каждого параметра является различным, то предлагаем использовать различные весовые коэффициенты.

Интегральный показатель, оценивающий инновационную систему регионов, предлагаем формировать методом факторного анализа.

К сожалению, не все показатели, перечисленные выше, оцениваются в настоящий момент в регионах. Надо использовать показатели с максимальным количеством значений: как в региональном разрезе, так и во временном.

Модель будем рассчитывать для всех субъектов РФ, что позволит нам не только оценить уровень развития инновационной экономики в регионе, но и сравнить ее с другими регионами.

Как уже отмечалось ранее, инновационная система характеризуется не только инновационными показателями, но и показателями социально-экономического развития региона.

Таким образом, показатель складывается из двух взвешенных компонент: I=w1I1+w2I2,

где I — интегральный показатель развития инновационной системы;

w1 — вес первой компоненты в общем показателе;

11 — компонента, отражающая влияние социально-экономического развития региона на инновационную систему;

w2 — вес второй компоненты;

12 — компонента, отражающая инновационную составляющую в инновационной системе. Каждая компонента, в свою очередь, является

составной и определяется как сумма взвешенных показателей:

1,2 ] ]

Рассмотрим каждую компоненту отдельно. Для расчета компоненты, отражающей уровень социально-экономического развития региона, будем использовать следующие показатели: ВРП на душу населения, темпы роста ВРП, зарплатоем-кость, фондоотдачу. Методом факторного анализа получаем весовые коэффициенты для данных показателей (табл. 1).

Таблица 1

Весовые коэффициенты для показателей социально-экономического развития

Переменная Значение (м>.)

ВРП на душу населения 0,59

Зарплатоемкость — 0,49

Темпы роста ВРП 0,31

Фондоотдача 0,56

Сумма значений данных параметров, с учетом весовых коэффициентов, объясняет 43 % компоненты.

Для расчета компоненты, отражающей вклад инновационных показателей в интегральный коэффициент, будем использовать следующие показатели:

• доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП;

• доля затрат на информационные и коммуникационные технологии в ВРП;

• затраты на технологические инновации в процентах к ВРП;

• доля высокотехнологичных товаров, работ, услуг в ВРП;

• количество студентов на 10 000 жителей;

• численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 000 занятых. Данные показатели фактически отражают все

те группы, которые мы выделили ранее. Методом факторного анализа получаем следующие весовые коэффициенты для данных показателей (табл. 2).

Сумма значений данных параметров, с учетом весовых коэффициентов, объясняет 39 % компоненты.

После того как мы сформировали распределение внутри компонент, методом факторного анализа определим веса двух главных компонент.

По результатам факторного анализа можно сделать следующие выводы. Можно отметить, что на настоящий момент влияние общих показателей социально-экономического развития выше, чем инновационных показателей, т. е. инновационная

Таблица 2 система развивается благодаря общему уровню развития региона, а не за счет глубокой инновационной специализации. Эти данные вполне логичны на этапе зарождения инновационной системы, они также подтверждают изначальную гипотезу нашей работы.

По итоговому индексу, Республика Удмуртия находится на среднем уровне с положительным значением. Если посмотреть на динамику данного показателя, то можно отметить положительную тенденцию начиная с 2003 г. Оба факта говорят о том, что инновационная система в регионе находится на стадии зарождения. Можно отметить положительную динамику для большинства регионов России (в табл. 4 приведены значения для некоторых регионов РФ).

Для оценки возможности реализации инновационного пути развития в регионе предлагается следующий алгоритм.

1. Строим регрессионную модель экономического роста и оценим значимость факторов инновационной деятельности в целом по России. Для

Таблица 4

Агрегированный индекс оценки инновационной системы

Регион Год

2002 2003 2004 2005 2006

г. Москва 4,82 4,51 4,89 4,98 5,50

Тюменская область 1,22 1,65 2,31 3,45 3,60

Нижегородская область 2,13 2,52 2,26 2,29 2,71

Самарская область 1,63 1,29 1,69 1,67 2,28

Республика Татарстан 0,65 0,85 0,99 1,24 1,69

Свердловская область 0,42 0,85 0,97 0,98 1,45

Новосибирская область 1,13 1,12 1,19 1,22 1,30

Челябинская область 1,96 0,58 0,96 1,09 1,26

Оренбургская область —0,73 —0,46 0,46 0,45 1,05

Пермский край —0,08 0,33 0,74 0,66 0,95

Республика Башкортостан —0,27 0,30 0,44 0,17 0,56

Белгородская область —0,53 —0,77 —0,24 0,18 0,55

Тульская область —0,27 —0,67 —0,38 —0,19 0,34

Курская область —0,56 —0,65 —0,30 —0,14 0,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростовская область —0,29 —0,38 0,13 —0,06 0,20

Удмуртская Республика —0,44 —0,30 —0,29 0,11 0,17

Архангельская область —0,32 —0,43 0,34 —0,12 —0,05

Тверская область —0,57 —0,48 —0,38 —0,68 —0,13

Саратовская область 0,24 0,05 0,03 —0,16 —0,34

Хабаровский край —0,30 —0,39 —0,25 —0,41 —0,37

Кемеровская область —0,84 —0,77 —0,11 —0,06 —0,38

Тамбовская область —0,62 —0,77 —0,69 —0,61 —0,41

Республика Дагестан —1,23 —1,00 —0,60 —0,82 —0,45

Алтайский край —0,97 —0,83 —0,71 —0,85 —0,46

Республика Адыгея —1,97 0,00 —1,50 —1,17 —0,58

Карачаево—Черкесская Республика —1,14 —1,34 —1,11 —0,95 —0,62

Астраханская область —0,86 —1,07 —1,02 —0,77 —0,63

Республика Марий Эл —1,25 —0,84 —0,55 —1,02 —0,63

Весовые коэффициенты

для показателей инновационной деятельности

Переменная Значение (и)

Доля затрат на научные исследования и разработке в ВРП 0,57

Доля затрат на информационные и коммуникационные технологии в ВРП 0,24

Затраты на технологические инновации в процентах к ВРП 0,26

Доля высокотехнологичных товаров, работ, услуг в ВРП 0,16

Количество студентов на 10 000 жителей 0,39

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 000 занятых 0,6

Таблица 3

Весовые коэффициенты для общеэкономической и инновационной компоненты в интегральном показателе

Компонента Вес

Инновационная компонента 0,7

Общеэкономическая компонента 0,7

Окончание табл. 4

Регион Год

2002 2003 2004 2005 2006

Республика Бурятия —1,12 —0,92 —0,74 —0,96 —0,69

Республика Тыва 0,00 0,00 0,00 0,00 —0,76

Кировская область —1,07 —1,22 —0,93 —1,23 —0,82

Республика Алтай 0,00 0,00 0,00 —1,05 —1,16

Читинская область —1,58 —1,36 —1,45 —1,89 —1,76

построения регрессионной модели предполагается использовать модифицированное уравнение Сол-лоу. В качестве объясняемой переменной выступают темпы роста ВРП региона. Объясняющими переменными являются темпы прироста труда, капитала, а также показателей, характеризующих вклад инновационных факторов в темпы роста. Первоначально нами была построена регрессия, включающая наблюдаемые параметры с 2000 по 2006 г. В целом, уравнение получилось значимым, однако интерпретировать коэффициенты при переменных было невозможно. Так как в течение 2000—2006 гг. экономика России развивалась очень неоднородно, поэтому предлагаем разбить наблюдения на 2 периода: до 2003 г. и после 2003 г. При разделенных регрессиях явно видно, что инновационные факторы начинают значимо влиять на темпы экономического роста только после 2003 г.

2. Строим кластеризацию регионов России по инновационному потенциалу. Для кластеризации регионов будем использовать принцип, заложенный ранее: развитие инновационной системы зависит не только от выраженности инновационных факторов, но и от общего уровня социально-экономического развития. В результате, построив кластеризацию по нескольким показателям, мы получаем четыре выраженных кластера.

3. Оценим значимость инновационных факторов для группы регионов, которые по нашей классификации попали в группу № 2 — с развитым сектором ВПК. Для данных регионов уравнение регрессии еще лучше, чем для всех регионов в среднем. Выше Я2, а также выше уровня значимости переменных, что позволяет говорить о том, что для данной группы инновационное развитие может стать ключевым фактором роста.

По нашему мнению, на процессы формирования РИС оказывают влияние множество факторов, сведенных в следующие группы, которые во многом определяют конкретные их особенности:

1) общеэкономические факторы региональной инновационной системы. Формируются в еще не упорядоченной экономической среде. На развитие РИС влияет переходная политика стра-

ны с ее составляющими в виде высоких рисков и нестабильностью, правовой незащищенностью, отсутствием опыта организации деятельности в условиях рыночной экономики;

2) региональные и отраслевые объективные факторы. На процессы формирования РИС влияют многообразные условия (государственные, территориальные, отраслевые и т. д.), научно-техническая и инновационная деятельность, методы концентрации финансовых, научных и производственных ресурсов, система организации работ и управления, наличие и уровень подготовки кадров, обеспечивающих качество маркетинга и менеджмента;

3) субъективные факторы. На особенности создания РИС и их классификацию сильное влияние оказывают мотивы и роли участников. Так, можно выделить мотивы и роли органов управления регионами, предприятий и банков как основных участников.

Среди первой группы факторов положительными являются:

• понимание государством необходимости перехода на инновационный путь развития;

• положительные тенденции в формировании законодательной базы для инновационной деятельности;

• высокие цены на нефть, которые создают финансовые возможности для реализации инновационной стратегии.

Среди негативных факторов можно выделить следующие:

• мировой финансовый кризис;

• выборочный подход: 5 регионов выделены как приоритетные для формирования инновационной системы. Все остальные вынуждены финансировать инновационную деятельность из собственных бюджетов или же как крупные инвестиционные проекты в соответствующих отраслях;

• в стране до сих пор не решены многие насущные проблемы, поэтому построение инновационной системы может отойти на второй план;

• необходима интеграция науки и промышленности, что на данный момент не развито.

Во второй группе факторов положительными аспектами являются:

• высокая доля предприятий ВПК, которые могут составить основу развития инновационной системы в регионе;

• регион достаточно хорошо обеспечен природными ресурсами, в том числе нефтью. Доходы от них могут стать основой финансирования инновационных программ и крупных инвестиционных проектов. Отрицательными аспектами являются:

• наличие крупных научных центров в соседних регионах: Татарстане и Свердловской области. Это может стать причиной перетока научных кадров из республики;

• кризис больше всего затронул именно сферу ВПК, которая составляет основу промышленности региона.

В третьей группе факторов положительными аспектами являются:

• создание Межведомственного совета по приоритетам развития промышленности, главным результатом работы которого стало формирование группы инновационно перспективных отраслей промышленности региона;

• начало реализации целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы». Среди отрицательных факторов можно выделить:

• низкий уровень финансировании инновационной деятельности;

• отсутствие верного целеполагания.

Таким образом, с помощью моделирования мы доказали возможность создания инновационной системы в регионе. Следующим этапом является создание концепции формирования данной системы, которую мы предлагаем разделить на несколько блоков (задач). В сфере перехода государственных органов на финансирование по результату [2] мы предлагаем конкретные критерии, которые смогут быть ключевыми показателями эффективности деятельности государственных органов в сфере инновационной политики.

На примере зарубежного опыта формирования инновационных систем инновационная система может быть основой антидепрессионной региональной политики. Это возможно при условии использования имеющегося потенциала различных отраслей, которые были развиты в стране. В нашей стране такой отраслью является ВПК, так как именно в данной отрасли в период СССР находилось сосредоточение интеллектуальных и

финансовых ресурсов. Именно данная отрасль являлась источником максимального числа инноваций и являлась центром, объединяющим НИИ, образование и промышленность.

Целью построения инновационной системы в Республике Удмуртия является создание единого комплекса науки, промышленности и образования для формирования инновационной деятельности в республике и ее последующего воспроизводства. Инновационная система для Удмуртской Республики может стать инструментом вывода из кризиса промышленных предприятий.

Основными задачами являются следующие.

1. Формирование взаимосвязей между промышленностью, наукой и образованием.

Основная цель. Создание крупных научно-промышленных комплексов, которые будут являться базой для бизнес-инкубаторов, технопарков и т. д.

Ключевые показатели эффективности. Количество исследователей, занятых в промышленных и технологических разработках, доля организаций, осуществляющих технологический обмен, количество научно-исследовательских подразделений в организациях по видам экономической деятельности, кооперация при разработке инноваций (количество организаций, для которых инновации разрабатывались совместно с другими организациями).

Необходимое государственное воздействие. Необходимо финансирование развития научно-исследовательских подразделений в крупных компаниях.

2. Формирование инновационной инфраструктуры.

Основная цель. Создание инфраструктуры для полноценного ведения инновационной деятельности, причем основным аспектом является формирование финансовых институтов.

Ключевые показатели эффективности. Распределение затрат на технологические инновации по источникам финансирования.

Необходимое государственное воздействие. Снижение налоговых ставок для организаций, финансирующих инновационную деятельность крупных ВПК совместно с НИИ, создание частичных государственных гарантий фондам, финансирующим инновационную деятельность, создание единого реестра инновационных бизнес-планов для облегчения принятия решения и поиска венчурного финансирования.

3. Совершенствование законодательства, регулирующего инновационную деятельность.

Основная цель. Совершенствование законодательства согласно необходимости для дальнейшего развития инновационной системы.

Ключевые показатели эффективности. Индекс удовлетворенности существующим законодательством, который можно считать путем проведения ежегодных опросов участников инновационной деятельности.

Необходимое государственное воздействие. Снижение налоговых ставок для организаций, финансирующих инновационную деятельность крупных ВПК совместно с НИИ, создание частичных государственных гарантий фондам, финансирующим инновационную деятельность.

4. Развитие малых инновационных предприятий.

Описание. Как мы уже рассматривали ранее,

на данный момент инновационная деятельность в республике рассматривается как способ стимулирования и развития малого предпринимательства. В результате, на настоящий момент это самая развитая часть инновационной инфраструктуры. Однако необходимо заметить, что деятельность данных фирм является слаборазвитой и не создает условий для их дальнейшего роста. Таким образом, основной задачей является развитие деятельности малых инновационных фирм путем вовлечения их в работу с крупными компаниями или институтами, для реализации созданных инновационных технологий. Можно сказать, что необходимо не столько увеличивать число малых инновационных фирм, сколько улучшать качество их деятельности.

Ключевые показатели эффективности. Количество малых инновационных предприятий, количество малых инновационных предприятий, вовлеченных в процесс кооперации при создании и внедрении инновационных технологий.

Необходимое государственное воздействие. Формирование большего числа бизнес-инкубаторов на базе крупных университетов и промышленных предприятий, поддержка малых инновационных предприятий, участвующих в трансфере технологий.

5. Реформирование образовательной системы с целью соответствия потребностям инновационной системы.

Ключевые показатели эффективности. Количество выпущенных студентов, количество исследователей, занятых в разработке инновационных технологий, количество защитившихся аспирантов и докторов наук.

Необходимое государственное воздействие. Разработка министерством образования прогнозов по структуре выпускников на среднесрочную перспек-

тиву, стимулирование поступления на необходимые специальности (льготный прием, досрочный прием по результатам олимпиады, отбор студентов по определенной структуре результатов ЕГЭ).

6. Стимулирование трансфера технологий как на внутрирегиональном, так и на уровне страны.

Ключевые показатели эффективности. Количество малых инновационных предприятий, начавших процесс производства и продаж, суммарный объем производства малых инновационных предприятий, количество рабочих мест, созданных на малых инновационных предприятиях.

Необходимое государственное воздействие. Со-финансирование структур по коммерциализации разработок, создание и внедрение единой базы знаний, проведение конференций, посвященных региональной инновационной деятельности. На наш взгляд, подобные конференции стоит проводить в регионах, выделенных Правительством РФ как приоритетные для создания региональных инновационных систем.

Инновационная система Республики Удмуртия находится на начальном этапе своего развития. На данный момент инновационная деятельность рассматривается как форма развития и поддержки малого бизнеса, основная сфера деятельности институтов инновационной инфраструктуры — это выдача патентов и лицензий. Конференции и круглые столы посвящены рассмотрению изобретений. Этот подход не может дать значительного эффекта и в результате инновационная деятельность не будет являться ключевым фактором успеха для региона.

Для оценки возможности формирования инновационной системы в регионе и оценки значимости данной системы для конкурентоспособности региона нами была разработана математическая модель. В рамках данной модели оценивались 2 группы факторов. Первая группа — показатели, характеризующие социально-экономическое развитие региона и его отраслевую структуру, а вторая группа включала в себя показатели инновационной деятельности в регионе. Расчеты показали, что инновационная система может являться фактором, положительно влияющим на конкурентоспособность региона.

При разработке стратегии формирования и развития инновационной системы в Республике Удмуртия мы выделили положительные и отрицательные факторы. По второй группе факторов можно сделать следующие выводы. Положительными аспектами являются: высокая доля предприятий ВПК, обеспеченность природными ресурсами,

повышенное внимание государства к развитию инновационной деятельности в регионах.

Среди отрицательных факторов можно выделить следующие: наличие крупных научных центров в соседних регионах, кризис больше всего затронул именно сферу ВПК, которая составляет основу промышленности региона, неразвитость институтов инновационной инфраструктуры в стране и то, что заявления органов государственного управления о развитии инноваций является в большинстве своем популистскими.

Целью построения инновационной системы в Республике Удмуртия является создание единого комплекса науки, промышленности и образования для формирования инновационной деятельности в республике и ее последующего воспроизводства. Инновационная система для Удмуртской Республики может стать инструментом вывода из кризиса промышленных предприятий.

В рамках формирования региональной инновационной системы в конкретном регионе необходимо проводить мероприятия в следующих направлениях: реорганизация оборонного комплекса, интегрирование университетов и научных центров с промышленностью (создание малых инновационных фирм, формирование кадрового резерва из выпускников университета и т. д.). Также необходимо развивать нормативную базу, связанную с внедрением инноваций в промышленную эксплуатацию, созданием институциональной среды для эффективной работы

инновационных фирм. Еще одним инструментом является организация межрегионального взаимодействия и обмена опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание эффективной инновационной системы на региональном уровне может решить проблемы региона, повысить социально-экономический уровень региона, развить промышленность и перейти от сырьевой к высокотехнологичной структуре производства. Но данные меры невозможны без активного участия государства. Необходимо разрабатывать индикативные программы, стимулировать формирование малых инновационных фирм, формировать основы возможности льготного финансирования. В любом случае только активная политика государства способна создать инновационную систему и сделать ее работу эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Удмуртской Республики от 16.04.1996 № 179—1 (в ред. от 14.03.2005) «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике».

2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789—р.

3. Целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005—2009 годы». Утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 22.06.2004 № 250—Ш.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

lib

& WebMoney

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.