Научная статья на тему 'Оценка возможностей использования особенностей запоминания для повышения эффективности усвоения учебного материала студентами первого курса'

Оценка возможностей использования особенностей запоминания для повышения эффективности усвоения учебного материала студентами первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ПАМЯТИ / СЛУЧАЙНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ирина Павловна, Чащина Светлана Викторовна, Старкова Алла Валентиновна

Исследован объем слуховой памяти при случайном и смысловом запоминании у студентов первого курса фармацевтического ВУЗа. Определены коэффициенты для соответствующих видов памяти. Обнаружено, что повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование в процессе абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка возможностей использования особенностей запоминания для повышения эффективности усвоения учебного материала студентами первого курса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] // Г.Г. Нейгауз. - М.: Москва, Музыка, 1967. - 312 с.

5. Цыпин, Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Текст]: Учебное пособие // Г.М. Цыпин. - М.: Москва, Прометей, 2011. - 404 с.

© Попова С.В., 2017

УДК 378

Рудакова Ирина Павловна

канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: rudakova.i@list.ru Чащина Светлана Викторовна канд. биол. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: physiology@list.ru Старкова Алла Валентиновна канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: allaperm@list.ru

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация

Исследован объем слуховой памяти при случайном и смысловом запоминании у студентов первого курса фармацевтического ВУЗа. Определены коэффициенты для соответствующих видов памяти. Обнаружено, что повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование в процессе абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти.

Ключевые слова

Слуховая память, коэффициент памяти, случайное запоминание, смысловое запоминание.

Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, которые можно разделить на три группы. Во-первых, это физиологические факторы, к которым можно отнести возраст, пол, уровень физического развития, состояние здоровья, особенности питания. Во-вторых, факторы физического характера, отражающие географические и климатические условия существования. И третья группа -психические факторы, то есть мотивации, психический настрой. Все эти агенты одновременно действуют на организм и влияют друг на друга [2 , с.64].

В настоящее время широко используются исследования умственного развития, основанные на оценке уровня внимания, возможностей запоминания. Способность человека концентрировать внимание, объем памяти и скорость переработки информации в большой степени влияет на усвоение учебного материала и успеваемость обучающихся в высшем учебном заведении [1, с.425].

Целью нашего исследования явилось определение объема слуховой памяти и его зависимость от содержания информации у студентов первого курса фармацевтической академии.

Испытуемым были предложены тесты для определения объема памяти при случайном и смысловом запоминании. Для определения объема памяти при случайном запоминании были использованы таблицы, включающие семь рядов случайных цифр. Каждый ряд таблицы содержал разное число цифр от четырех в первом ряду до десяти - в седьмом. Испытуемые должны были прослушать каждый ряд цифр и воспроизвести его по памяти, записывая его в протокол в том же порядке, как они читались. Каждый ряд

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

цифр зачитывался один раз по очереди, начиная с самого короткого. Опыт повторялся четыре раза. При оценке объема памяти при случайном запоминании определяли количество правильно воспроизведенных рядов цифр и количество ошибок при определении последовательности цифр [3, с.115].

При определении объема памяти при смысловом запоминании был использован метод, предложенный А.Р. Лурия [3,с.115]. Испытуемым предлагалось прослушать 17 различных понятий, таких как «шумная компания», «дождливая погода» или «веселый праздник». При озвучивании каждого понятия студенты должны были подобрать абстрактные образы или символы, отражающие содержание понятия, и изобразить их на заранее подготовленном бланке. В последующем они должны были помочь воспроизвести эти понятия. Через 30 минут студентам предлагалось воспроизвести понятия с использованием зарисовок. Для оценки объема памяти при смысловом запоминании определялось число правильно воспроизведенных понятий.

В исследовании приняли участие 88 человек. Результаты экспериментов обрабатывались статистически с применением критерия Стьюдента.

Результаты исследования объема памяти при случайном запоминании приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объем памяти при случайном запоминании информации

Этап исследования Среднее кол-во ошибок, М±т Кол-во правильно воспроизведенных рядов Коэффициент памяти

I 2,7±0,2 381 0,62

II 1,7±0,3 466 0,76

III 1,5±0,1 487 0,79

IV 1,3±0,1 502 0,82

M±m 1,8±0,3 459,0±27,0 0,75±0,04

Было установлено, что после первого прослушивания случайно подобранных чисел тестируемые при воспроизведении последовательности цифр 5,4% информации записывали неправильно. При повторном прослушивании количество ошибочно названных цифр снижалось и к четвертому этапу исследования уменьшалось до 2,6%.

При этом при первом прослушивании испытуемый мог воспроизвести без ошибок в среднем 4,3 ряда цифр из семи, что соответствовало 62% информации, предоставленной для запоминания, а после четвертого прослушивания воспроизводил 5,9 рядов, то есть 82% информации.

На каждом этапе эксперимента рассчитывались коэффициенты памяти, представляющие собой отношение общего количества рядов цифр, предлагаемых для запоминания студентам, к числу правильно воспроизведенных рядов. Общее количество рядов цифр, предъявленных для запоминания на каждом этапе, было равно 616. В ходе исследования было отмечено постепенное возрастание коэффициентов памяти от первого этапа к четвертому. Среднее значение коэффициента составило 0,75.

Результаты исследования объема памяти при смысловом запоминании представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объем памяти при смысловом запоминании информации

Общее количество понятий для запоминания Общее количество правильно воспроизведенных понятий Среднее количество ошибок, М±т Коэффициент памяти

1496 1036 5,2±1,1 0,69

При определении объема памяти при смысловом запоминании было установлено, что среднее число правильно воспроизведенных понятий оказалось равным 11,7, т.е. 69% от общего количества понятий. Коэффициент памяти при этом равен 0,69, что меньше среднего соответствующего показателя при случайном запоминании. Однако он превышал показатель, полученный при однократном предъявлении случайной информации.

Таким образом, проведенные исследования позволили оценить объем слуховой памяти студентов первого курса при непосредственном и опосредованном запоминании. Обнаружено, что повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

процессе абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти. Исследование механизмов запоминания и их использование в учебном процессе позволяет повысить эффективность усвоения материала студентами первого года обучения.

Список использованной литературы:

1. Байжанова Н.С., Рослякова Е.М., Хасенова К.Х. Зависимость успеваемости студентов от некоторых физиологических показателей и ряда социальных факторов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №4. - С.424-425.

2. Гагиева З.А., Бициева И.Б., Тибилов Б.Ю. Некоторые критерии оценки умственной работоспособности школьников 12-13 лет // Фундаментальные исследования. - 2008. - №2. - С. 64-67.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

© Рудакова И.П., Чащина С.В., Старкова А.В., 2017

УДК 37

Степанова Любовь Александровна

Учитель начальных классов МБУ «Лицей №19» Студент 2 курса магистратуры ТГУ г. Тольятти, Самарская область E-mail: Older-Chater@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сотрудничества младших школьников. В статье раскрывается понятие сотрудничество. Значительное внимание в статье уделяется сотрудничеству младших школьников со взрослыми. В статье автор анализирует работы Мухиной В.С., Э. Маккоби., В.Н. Панфёрова.

Ключевые слова

Сотрудничество, стили общения, родительский контроль.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что в младшем школьном возрасте в сфере «ребенок-взрослый», кроме отношений «ребенок-родители», появляются отношения «ребенок-учитель». В учителе воплощаются идеалы общества, нормы общения, образцы поведения. «Учитель для детей становится персоной, понимающей психическое состояние ребенка не только в школе, но и в общении с одноклассниками, его воздействие распространяется и на семью» [3, с. 72]. Учитель является организатором сотрудничества ребенка со взрослыми, учит этому сотрудничеству.

Сотрудничество - это желание лица к слаженному, гармоничному труду с людьми, стремление помочь и проявить им поддержку (В.Н. Панферов) [2, с.87].

Автор учебника «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Мухина В.С. утверждает, что ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с младшими школьниками определяет их взаимоотношения в классе во время урока, в игровой комнате [1, с. 272].

В младшем школьном возрасте поведение детей требует наиболее тщательного управления, но внимание родителей не прекращает удерживать собственную значимость. Ученные замечают, что ребята, прибывающие под непрерывным надзором родителей, приобретают наиболее высокие оценки, нежели те, за которыми смотрят менее.

Инновационные изучения специалиста психологии В.Н. Панфёрова показывают исключительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.