Научная статья на тему 'Оценка воздействия открытого пламени на Пожаровзрывоопасность металлогидридных систем хранения водорода'

Оценка воздействия открытого пламени на Пожаровзрывоопасность металлогидридных систем хранения водорода Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка воздействия открытого пламени на Пожаровзрывоопасность металлогидридных систем хранения водорода»

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТКРЫТОГО ПЛАМЕНИ НА ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ МЕТАЛЛОГИДРИДНЫХ СИСТЕМ

ХРАНЕНИЯ ВОДОРОДА

Кривцова В.И., д.т.н., проф., Ю.П. Ключка, к.т.н., Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Одним из способов хранения водорода в автомобиле является хранение в связанном состоянии, в частности, в форме гидридов интерметаллидов [1, 2]. Одной из проблем использования этих систем является их пожаровзырывоопасность, обусловленная свойствами водорода и самой системой хранения.

В связи с этим, определение изменения характеристик металлогидридного патрона с водородом и времени до его разрушения под воздействием внешнего источника тепла, является актуальной задачей.

В работах [2, 3] приведены характеристики металлогидридных систем, динамика выделения водорода из гидрида, а также ряд их теплофизических характеристик. Однако, на сегодняшний день, отсутствуют результаты испытаний гидридных систем в случае воздействия на них тепловых потоков, например, при пожаре.

В работе [4] были получены теоретические оценки времени до разрушения насыщенных гидридных систем с водородом под воздействием повышенной внешней температуры, а также получены дискретные модели зависимости давления в системе под воздействием температуры окружающей среды, характера ее изменения, а также степени насыщения гидрида водородом.

Целью данной работы является получение экспериментальным путем зависимостей давления водорода в патроне с металлогидридом (рис. 1), в частности, с LaNi5Hx, при воздействии на него открытого пламени и их сравнение с теоретическими значениями, полученными в работе [4].

Рис. 1. Фото гидридного патрона Рис. 2. Схема экспериментальной

площадки: 1 - пламя костра; 2 -гидридный патрон; 3 - магистральная линия; 4 - манометр МТП-160 Эксперимент (рис. 2) проводился при температурах и временных диапазонах, характерных для пожара [5]. Давление в патроне измерялось с

помощью манометра МТП-160, рассчитанного на максимальное давление 400 атм. с классом точности 1,5.

На рис. 3 приведены полученные результаты изменения давления в патроне по времени, а на рис. 4 приведены зависимости относительной погрешности определения давления от времени.

Рис. 3. Зависимость давления Рис. 4. Относительная погрешность водорода в патроне при его расчетных значений давления нагревании: 1 - расчетное значение водорода в патроне от времени давления в соответствии с [4]; 2 -экспериментальные значения

давления в патроне

Из рисунка следует, что по истечению 190 секунд расчетные значения давления становятся немного меньше, чем экспериментальные. Это можно объяснить погрешностью давления, погрешностью определения насыщенности гидрида на начальном этапе, а также колебанием значения температуры в костре.

Из рисунка 4 следует, что максимальное значение относительной погрешности составляет 20%. Среднее значение относительной погрешности составляет около 7%, что позволяет говорить об адекватности модели, полученной в работе [4].

На рис. 5 приведено фото взорвавшегося гидридного патрона в результате эксперимента.

Рис. 5. Фото взрыва и гидридного патрона после взрыва

В ходе эксперимента гидридный патрон взорвался при значениях Р=22 МПа, что говорит о некотором рассогласовании экспериментальных данных и теоретических. Ожидаемое расчетное давление, при котором разрушится гидридный патрон составляло Р=19 МПа. Разницу экспериментального и теоретического давления разрушения можно объяснить погрешностью определения насыщенности гидрида на начальном этапе, а также колебанием значения температуры в костре.

Выводы.Экспериментальным путем получены зависимости давления водорода в патроне с гидридом LaNi5Hx при воздействии на него открытого пламени. Полученные экспериментальные значения позволили сделать вывод об адекватности теоретической модели, приведенной в [4]. Показано, что погрешность расчетных значений в соответствии с [4] составляет в среднем 7%.

Список литературы

1. Ключка Ю.П. Особенности использования водорода на автомобильном транспорте / В.И. Кривцова, Ю.П. Ключка // Проблемы пожарной безопасности. - 2009. - № 26. - С. 49-61.

2. Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. Киев: Наукова Думка, 1984. - 281 с.

3. Кривцова В.И. Теоретические и экспериментальные пути создания систем хранения и подачи водорода на основе твердых веществ для двигательных и энергетических установок летательных аппаратов: Дис... д-ра техн. наук: 05.07.05 / НАН Украины; Институт проблем машиностроения им. А.Н.Подгорного. - Х., 2001. - 420 с.

4. Ключка Ю.П. Определение времени разрушения гидридного патрона, обусловленного изменением температурных параметров окружающей среды / Ю.П. Ключка // Науковий вюник будiвництва. - 2011. - № 68. - С. 77-80.

5. Клаус Д.П. Роль естественно-научной криминалистики / Клаус Дитер Поль. — Москва, 1985. — 311 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.