Научная статья на тему 'Оценка воздействия на экосистему Керченского пролива строительства Крымского моста'

Оценка воздействия на экосистему Керченского пролива строительства Крымского моста Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
523
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАМПИНГ ГРУНТА / DUMPING GROUND / КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ / KERCH STRAIT / ТРАНСПОРТНЫЙ ПЕРЕХОД / TRANSPORT PASSAGE / ВЗВЕСЬ / SUSPENSION / ВОДНАЯ СРЕДА / WATER ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Сытник Наталья Александровна, Дорошенко Татьяна Викторовна, Щерба Анна Викторовна, Полякова Татьяна Валентиновна

Исследована оценка воздействия строительства транспортного перехода через Керченский пролив на окружающую среду, наземные биоценозы и водные биоресурсы. Рассмотрены мероприятия по охране растительного и животного мира на период строительства и эксплуатации объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Сытник Наталья Александровна, Дорошенко Татьяна Викторовна, Щерба Анна Викторовна, Полякова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the construction of the transport crossing through the Kerch Strait to the environment, terrestrial biocenoses and aquatic biological resources was studied and estimated. The measures for the protection of flora and fauna for the period of construction and it is further operation were investigated and evaluated.

Текст научной работы на тему «Оценка воздействия на экосистему Керченского пролива строительства Крымского моста»

космополитный характер географического распространения, определяющих бета-мезосапробную зону.

Список литературы и источников

1. Водоросли: Справочник/Под ред. С.П. Вас-сера, Н.В. Кондратьевой, Н.П. Масюк и др. - К.: Наук. Думка, 1989. - 608 с.

2. Комаренко Л.Е., Васильева И.И. Пресноводные диатомовые и сине-зелёные водоросли водоемов Якутии. М.: 1975. - 423 с.

3. Науменко Ю. В. Фитопланктон реки Оби: Автореф. дис., д-ра биол. наук. Новосибирск, 1996. - 33 с.

4. Рой Ю.Ф., Еремин В.М., Бойко В.И., Зер-каль С.В. Руководство к выполнению полевых практик по общей экологии: для студ. биол. фак. IV и V курсов специальностей «Биология (научно-педагогическая деятельность)».гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Брест: Альтернатива. 2010. - 32 с.

5. Садчиков А. П. Методы изучения пресноводного фитопланктона: методическое руководство. М., 2003. - 157 с.

6. Скоробогатова О.Н. Фитопланктон реки Вах (Западная Сибирь) (автореферат канд.биол.наук 03.02.01 - «Ботаника»; 030208 -«Экология») Новосибирск, 2010, Изд-во ЦСБС - 16 с.

7. Скоробогатова О.Н., Науменко Ю.В., Федорова В.М., Семочкина М.А. Результаты исследований зеленых водорослей рода Scenedesmus Meyen в планктоне реки Вах // Вестник НВГУ. Серия Математические и естественные науки, Нижневартовск, Изд-во НВГУ, № 1/2015. С. 3-14

8. Токман Л.В. Фитопланктон среднего течения реки Десны и ее притоков на территории Брянской области: диссертация кандидата биологических наук: Брянск, 2009. - 117 с.

9. Guiry M.D. & Guiry G.M. AlgaeBase. Worldwide electronic publication, National University of Ireland, Galway. 2017. http://www.algaebase.org; searched on 07 May 2017.

УДК 504.062.2

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОСИСТЕМУ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА _СТРОИТЕЛЬСТВА КРЫМСКОГО МОСТА_

Сытник Наталья Александровна

Канд. биол. Наук,

доцент кафедры «Водные биоресурсы и марикультура» ФГБОУ ВО «КГМТУ», Керчь

Дорошенко Татьяна Викторовна

Магистрант

направления подготовки «Водные биоресурсы и марикультура» ФГБОУ ВО «КГМТУ», Керчь

Щерба Анна Викторовна

Магистрант

направления подготовки «Водные биоресурсы и марикультура» ФГБОУ ВО «КГМТУ», Керчь

Полякова Татьяна Валентиновна

Магистрант

направления подготовки «Водные биоресурсы и марикультура» ФГБОУ ВО «КГМТУ», Керчь

АННОТАЦИЯ

Исследована оценка воздействия строительства транспортного перехода через Керченский пролив на окружающую среду, наземные биоценозы и водные биоресурсы. Рассмотрены мероприятия по охране растительного и животного мира на период строительства и эксплуатации объекта.

ABSTRACT

The impact of the construction of the transport crossing through the Kerch Strait to the environment, terrestrial biocenoses and aquatic biological resources was studied and estimated. The measures for the protection of flora and fauna for the period of construction and it is further operation were investigated and evaluated.

Ключевые слова. Дампинг грунта, Керченский пролив, транспортный переход, взвесь, водная среда. Key words: Dumping ground, the Kerch Strait, transport passage, suspension, water environment.

Цель исследования. Целью исследования является изучение воздействия на экосистему Керченского пролива строительства Крымского моста.

Материал и методы исследований. Исследования выполнены на основании изученного материала: проектной документации «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив», результатов общественных слушаний материалов

по оценке воздействия на окружающую среду объекта, многолетних съемок, проводимых лабораторией промысловой океанографии ЮгНИРО.

Результаты и обсуждения. 19.11.2015 г. приказом №925 Министерства природных ресурсов РФ в соответствии с законом «Об экологической экспертизе» было утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Строительство

транспортного перехода через Керченский пролив».

Реализация проектной документации предусмотрена Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790. Целями реализации проектной документации являются обеспечение транспортной доступности (строительство транспортного перехода через Керченский пролив), снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития, создание условий формирования современной транспортной инфраструктуры (соединение Республики Крым с материковой частью России), интегрированной в сеть транспортных коридоров, увеличение пассажиропотока и товарооборота с Республикой Крым, сокращение расходов на логистику, решение проблем грузовых и пассажирских перевозок.

Начало трассы проектируемого транспортного перехода, получившего впоследствии название Крымский мост, находится на Таманском п-ве в районе косы Тузла, в западном направлении от ближайшего населенного пункта ст. Тамань и в северном направлении от будущего нового порта «Тамань». Транспортный переход пролегает по существующей пятикилометровой дамбе и через полуторакиломет-ровую «протоку» выходит на о. Тузла. На территории о. Тузла проектируемая трасса проходит преимущественно по юго-западному берегу острова на протяжении 6,5 км. Затем, пересекая Керчь-Ени-кальский канал в направлении города Керчь и, огибая с севера м.Ак-Бурун, трасса выходит на крымский берег в микрорайоне Цементная Слободка города Керчь. Длина морского участка от о.Тузла до г. Керчь составляет 5,5 км. Общая длина транспортного перехода - 19 км, что относит его к самому протяженному мосту в России (рис.1).

Рисунок 1. Схема строительства транспортного перехода через Керченский пролив

Проектируемый транспортный переход будет включать в себя два параллельных моста под автомобильное и железнодорожное движение, производственную базу эксплуатационной службы транспортного перехода. Для бесперебойной эксплуатации транспортного перехода будет организовано инженерное обеспечение (эксплуатационная база, система энергоснабжения и освещения, организованного водостока, безопасности, диспетчеризации, управления движением, сигнализации и т.п.).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводилась для подготовительного, основного и эксплуатационного этапов проекта.

На подготовительном этапе строительства были выполнены:

• снос и демонтаж существующих зданий и сооружений, попадающих в зону полосы отвода под строительство транспортного перехода;

• организовано водоснабжение транспортного перехода на период строительства;

• для доставки строительных и инженерных материалов к месту производства работ была задействована существующая транспортную инфраструктура и создана новая;

• выполнение работ по дноуглублению;

• для проживания работающего персонала, построены бытовые поселки: на 4000 человек на Тамани; со стороны г. Керчь для проживания 2000 человек.

К основным работам относятся: сооружение свайных оснований постоянных опор, дноуглубление и дампинг грунта.

Характеристика природно-климатических условий Керченского пролива. Гидрологический режим Керченского пролива обусловлен его мелко-водностью, водообменом между Черным и Азовским морями и метеорологическими условиями.

Вследствие мелководности пролива нагревание и охлаждение водных масс происходит быстро по всей толще воды.

Годовой ход температуры воды в Керченском проливе характеризуется значительной амплитудой с выраженным минимумом в феврале-марте (до -1 °С) и максимумом в июле-августе - до 30 °С (средняя многолетняя соответственно равна +2,0 °С и +24,2 °С).

Средняя годовая температура в Керченском проливе составляет около 13 °С.

В Керченском проливе волнение в значительной степени определяется удаленностью от берега и глубиной. В центральной более глубоководной части пролива волны могут достигать высоты 2-3 м, тогда как у берегов, особенно при направлении ветра с берега, высота волн не превышает 1,5 м.

Соленость воды в Керченском проливе колеблется от 12 до 18 %о и зависит от преобладающего типа течений. Как показали многолетние съемки, проводимые лабораторией промысловой океанографии ЮгНИРО, при преобладании азовских течений распреснение наблюдается в поверхностном горизонте вод; в то время как в придонном слое черноморская вода не вытесняется и соленость изменяется незначительно.

Водообмен с Черным и Азовским морями обуславливает распределение солености, плотности, прозрачности и цвета воды. Колебания уровня воды в Керченском проливе обусловлены речным стоком, атмосферными осадками, испарением, ветром (сгонно-нагонные колебания) и водообменом с Черным морем.

В районе Керченского пролива ветровые условия довольно разнообразны. Это определяется многообразием синоптических ситуаций и характером рельефа. Повторяемость штилей во все сезоны колеблется от 1 до 2%. Средняя годовая скорость ветра составляет 5,3—6,9 м/с., максимальная может достигать 40 м/с.

Исследования уровня химического загрязнения выполненные в рамках инженерно-экологических изысканий показали, что донные отложения района обладают значительным содержанием нефтепродуктов, ртути и кадмия. Данные поллю-танты выступают как основные ЗВ в случае вторичного загрязнения поверхностно слоя донных отложений.

Водные массы в Керченском проливе хорошо идентифицируются по солености и содержанию биогенных элементов, визуально - по цвету и прозрачности воды.

Главным показателем водообмена является соленость вод. Для исследуемой акватории характерны ее резкие изменения: от 11,0 до 18,0 %о. Здесь же отмечаются достаточно большие горизонтальные градиенты - на протяжении 1-1.5 км соленость может изменяться на 3-4 %о.

Общая повторяемость течений с учетом направленности смешанных потоков в среднем за год составляет для азовского потока 62%, для черноморского - 38%, при южных ветрах развивается черноморское течение.

Исследование содержания загрязняющих веществ (ЗВ) в донных отложениях. Отбор проб донных отложений осуществлялся в соответствии с нормативной документацией. Были использованы методики пробоподготовки, согласно которым оценивалось валовое содержание веществ в донных грунтах, что характеризует общую загрязненность донных отложений [3].

Отбор проб донных отложений на химические (25 проб) и токсикологические исследования (25 проб) с поверхностного слоя (0,0-0,2 м) производился каждые 500 м в полосе отвода под строительство, а также в контрольных фоновых точках. Дополнительно осуществлялся отбор 96 проб грунта и донных отложений из геологических скважин под опоры моста глубиной до 95 м на следующих участках: две точки с каждого берега Керченского пролива; одна точка в середине Тузлинского фарватера; три точки на о.Тузла; две точки на Тузлинской косе [3].

Для оценки загрязнения донных отложения использовались ПДК (ОДК) для почв. Значение рН в пробах донных отложений исследуемого района варьирует от 8,0 до 8,34. Результаты исследований представлены в таблице 1.

Согласно «Гигиенической оценке качества почвы населенных мест» данные грунты имеют категорию «Опасные». для грунтов данного санитарного класса рекомендовано использование под отсыпки выемок и котлованов, с перекрытием слоем чистого грунта не менее 0,5 м. Содержание ЗВ в донных отложениях области дампинга имеет тот же по-

Таблица 1. Содержание загрязняющих веществ в донных отложениях района строительства транспортного перехода_

Загрязняющее вещество ПДК, мг/кг Содержание вещества в пробах донных отложений, мг/кг

ртуть 2,1 мг/кг 3,6 - 5,5

нефтепродукты - 725,9 - 1147,4

свинец 32 14,3 - 27,4

мышьяк 2 0,9 - 1.8

кадмий 0,5 0,6 - 1,32

никель 20 1,1 - 3,2

3,4 бенз(а)пирен 0,01 < 0,01

Л

рядок величин, обусловленное естественным геохимическим фоном, так что дополнительного загрязнения не произойдет [5].

Характеристика водных биологических ресурсов Керченского пролива.

Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, относится к районам, характеризующимся смешанным составом черноморских и азо-воморских видов планктонных организмов. Видовое разнообразие и количественное развитие планктонных организмов пролива характеризуется значительной изменчивостью и в большой степени зависят от преобладания азовских или черноморских вод.

Доминирующая группа планктонных водорослей - диатомовые. Согласно заключению Федерального агентства по рыболовству средние биомассы изменяются в диапазоне от 20,6 до 4,4 г/м3, в среднем составляя 636,7 мг/м3. Для расчета вреда водным биоресурсам в проектной документации использовалась средняя величина биомассы фитопланктона 650 мг/м3 [3].

В составе зоопланктонных организмов Керченского пролива преобладают копеподы. Кроме кормового зоопланктона встречались гидромедузы и гребневики. Согласно заключению Федерального агентства по рыболовству средняя многолетняя биомасса зоопланктона Керченского пролива составляла 285 мг/мо, для расчета вреда использовалась биомасса 800 мг/м3 [3].

Среди бентосных организмов в Керченском проливе преобладали полихеты, олигохеты, двустворчатые моллюски, ракообразные. Средняя биомасса согласно заключению Федерального агентства по рыболовству -118,56 г/м3, в расчетах использована биомасса 2,5 г/м3 [3].

Видовой состав ихтиопланктона пролива относительно беден. Численность ихтиопланктона в одном и том же районе из-за постоянных течений сгонно-нагонного характера нестабильна и подвержена значительным колебаниям по годам. В прилегающих к Керченскому проливу водах Черного и Азовского моря найдена икра и личинки 49 видов/подвидов рыб, тогда как собственно в Керченском проливе - только 19.

Промысловую значимость в Керченском проливе имеют 9 видов рыб -все массовые виды и один обычный для пролива вид (сарган), 10 видов находятся в неблагополучном состоянии и для 5 видов имеется недостаток данных, что подтверждается соответствующими охранными статусами Международного союза охраны природы и ресурсными статусами Российской Федерации.

Наиболее массовый промысловый объект -хамса азовская. В бассейне Азовского моря, в том числе и проливе, встречается 15 видов бычков. Среди них первоочередной интерес представляют промысловые виды: бычок-кругляк, бычок-песочник, бычок-мартовик. Промысловый интерес представляют также кефали [5].

В акватории Керченского пролива нерестятся два вида рыб, имеющих промысловое значение -бычки и сарган.

Черное море населяют три вида морских млекопитающих, относящихся к двум семействам подотряда зубатых китов: дельфины и морские свиньи. Их представителей выделяют в самостоятельные эндемичные подвиды: черноморская афалина, черноморская белобочка и морская свинья - азовка. Данные морские млекопитающие защищены рядом актов международного права [5].

Сведения о размножении азовок и белобочек в непосредственной близости от места проведения строительных работ отсутствуют.

В теплый и в холодный период в Керченском проливе и прилегающих водах Черного моря располагается прибрежное резидентное стадо черноморских афалин. Точная численность афалин в Керченском проливе неизвестна. Авиа- и судовые учеты 2001-2003 гг. показали присутствие в проливе 80130 представителей вида [3].

В Азовском море (в частности в Таманском заливе) и Керченском проливе сосредоточена самостоятельная популяция черноморской морской свиньи. Пик весенней миграции, во время которого морские свиньи образуют большие группы (до 100 особей), приходится в разные годы на конец марта или первую половину апреля и совпадает с массовым ходом азовской расы хамсы [3].

Воздействие от дноуглубления, дампинга, забивки и демонтажа опор и берегоукрепления. Источники и виды воздействия на водные ресурсы и водную биоту в период строительства перехода в существенной мере определяются конструктивными особенностями, технологией и организацией строительства.

Основными источниками воздействия на состояние водной среды и биоты в период строительства будут являться: забивка опор при устройстве и демонтаже временных рабочих мостов; забивка опор под оси автодорожного и ж/д мостов, засыпка дамб, технологических площадок, отсыпка и демонтаж временных насыпей, дноуглубительные работы, дампинг извлеченного грунта, работы по строительству берегоукрепительных сооружений; устройство траншей под глубоководные рассеивающие водовыпуски [3].

Процесс дноуглубления и дампинга грунта в район отвала окажет существенное влияние на качество водной среды и состояние водной биоты, повысит мутность и концентрации загрязняющих веществ в воде.

В проектной документации предусмотрены следующие объемы изымаемых донных грунтов: участок №1 «Керчь» - 189 600 м3; участок №2 «Остров» - 94840 м3; участок №4 под ТП «Керчь» - 194 000 м3 [3].

Для дампинга грунта определен участок площадью 2,69 км2. в 12,5 милях на юг от м.Кыз-Аул [3].

Проектной документацией предусматривается 17 глубоководных выпусков. Каждый рассеивающий выпуск имеет морскую часть протяженностью 320 м. Подводная часть коллектора глубоководного выпуска начинается от уреза моря и прокладывается в траншее в зависимости от рельефа морского

дна. Траншея засыпается местным грунтом, вынутым из траншеи морского дна, тем самым восстанавливается естественная поверхность дна [3].

Основной вклад в увеличение мутности внесут работы по дноуглублению, часть дна покроет наилок, образованный осаждением перешедшего во взвесь твердого вещества. Формирование наилка негативно скажется на бентосных организмах уже при мощности слоя 1-5 мм, а увеличение слоя до 1520 мм окажется летальным для большинства организмов.

Повышенная мутность может послужить причиной гибели рыб, бентоса, планктона. На морских млекопитающих высокая мутность не окажет воздействия ввиду их способности активно передвигаться и выбирать благоприятные условия.

Исходя из этих данных в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 №1166, был рассчитан ущерб водным биоресурсам, который составил 112069,0729 кг в натуральном выражении, в т.ч.: временный ущерб -78468,4038 кг, постоянный ущерб -33600,6691 кг. [5].

При забивке свай не оказывается значительного воздействия на водную среду и биоту, количество взвешенных веществ, попадающее в воду мало, мутность значимо не увеличивается. Основное воздействие на водную биоту при забивке свай будет оказано шумами работающей техники.

В проекте учитывается два варианта демонтажа свай: извлечение и срезка. При извлечении с вибрацией в воду попадает малое количество взвешенного вещества [3].

Для обрезки свай необходимо углубление дна у места входа сваи в грунт (размыв гидромонитором). Таким образом, количество взвешенного вещества, попадающего в воду, оказывается больше, чем при извлечении. Однако количество свай, подлежащих срезке, мало.

Воздействие на поверхностные, подземные воды и водную биоту от забивки и извлечения свай оценивается как «Незначительное» [3] .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воздействие на морских млекопитающих. Строительные работы могут

препятствовать нормальному ходу азовской хамсы следующих за ней азовок. Данные морские млекопитающие являются неустойчивыми к стрессовым ситуациям, поэтому акустическое загрязнение подводной среды - шум, вызванный строительными работами, - может привести к беспокойству и нарушениям поведения животных, что увеличит риск запутывания в рыболовецких сетях. Строительный шум может стать причиной травм органов слуха. Возможное загрязнение акватории иловыми отложениями и, в целом, нарушение структуры донных осадков, которое будет происходить при установке свай, представляет опасность для морских млекопитающих, встречающихся практически круглогодично в районе строительства [3].

Зонами особой чувствительности к предполагаемому воздействию для дельфинов являются центральная и северная часть Керченского пролива. В

15

миграционный период здесь образуются крупные скопления морских свиней, которые активно кормятся хамсой, следующей в Азовское море в весенний период года и обратно в Черное море - в осенний.

Период наибольшей уязвимости стада азовок: сезон осенней миграций (октябрь - ноябрь), размножения (июнь - август), нагула и подготовки к осенней миграции (сентябрь).

Мероприятия по охране водной среды и водных биоресурсов

Для снижения воздействия на акваторию Керченского пролива предусмотрены следующие организационные мероприятия: ведение строительных, дноуглубительных и иных работ в море будет осуществляться по согласованию со специально уполномоченным государственным органом

управления использования и охраной водного фонда; запрет на эксплуатацию судов, плавсредств без устройств по сбору льяльных вод, отходов и сбросов, образующихся на этих судах и плавсредствах; строгого выполнения требований российского законодательства и «Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ 73/78» [1, 2, 3, 4].

В целях минимизации негативного воздействия на ихтиофауну и водных млекопитающих предусмотрены следующие мероприятия: использование технологии работ, обеспечивающей отсутствие сбросов в море каких-либо загрязняющих производственных стоков или других вредных веществ; организация сбора стоков с судов при помощи судна-сборщика с последующей сдачей их на очистные сооружения; сбор со строительных площадок и транспортного перехода поверхностных ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод и их очистка до значений рыбохозяйственных ПДК с последующим сбросом через глубоководные выпуски; возмещение ущерба водным биоресурсам путем направления средств для искусственного воспроизводства водных биоресурсов в Азово-Черно-морском рыбохозяйственном бассейне; согласование сроков работ с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства; экологический контроль и мониторинг в период строительства, в том числе в период наиболее активного размножения дельфинов афалин и азовок [5].

Для уменьшения воздействия на морскую среду при дноуглубительных работах предусматриваются следующие мероприятия: использование самоотво-зного землесоса или загрузка шаланд без перелива технологической воды за борт; разгрузка шаланд на месте дампинга после их полной остановки (в дрейфе); осуществление постоянного производственного экологического контроля за соблюдением технологии проведения подводно-техниче-ских работ [3].

Для исключения попадания морских млекопитающих в зону производства строительных работ в рамках проведения мониторинга водных биологических ресурсов и морских млекопитающих предлагаются визуальные наблюдения за морскими мле-

16

копитающими с судов, которые будут оснащены источниками акустического воздействия (например, сейсмоисточниками), а также применять визуальные способы отпугивания. Постепенное акустическое (или сейсмическое) воздействие в процессе наблюдения за морскими млекопитающими позволит оградить их от попадания в зону строительства [1, 3, 4, 5].

Предусматривается поэтапное строительство по участкам, принятым в проекте в соответствии с календарным планом.

Для снижения негативного воздействия на морских млекопитающих проведение строительных работ на о.Тузла и Керченском п-ове запланировано вне сроков весенних и осенних миграций морских млекопитающих.

В период миграции морских млекопитающих предусмотрено сооружение пролетных строений опор вне акватории.

Выводы. Таким образом, в результате анализа проектной документации «Строительства транспортного перехода через Керченский пролив» можно сделать выводы о возможности реализации данного проектного решения в силу соответствия экологическим требованиям, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Реализация проекта строительства моста через Керченский пролив выполняется с учетом рекомендаций представителей научного сообщества Крыма и Кубани, специалистов Росприроднадзора, Росво-дресурсов, Росгидромета, Росрыболовства, а также

Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды, Институтов геоэкологии и океанологии РАН, географического факультета МГУ и других структур. Содействие в выработке решений осуществляется по целому ряду направлений, включая охрану моря, объектов растительного и животного мира, обращение с отходами, гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Список литературы

1. Журнал учета мнений и пожеланий по рассмотрению технического задания и предварительной оценки воздействия на окружающую среду по объекту «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив», г. Керчь.

2. Изотов И. Проект Керченского моста направлен на экспертизу / И. Изотов // Российская газета.- №128.- С.2.

3. Проектная документация «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив».

4. Результаты общественных обсуждений (в форме слушаний) материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта: «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив», состоявшиеся 31.08.2015 в г. Керчь.

5. Сытник Н.А. Охрана окружающей среды и водных биоресурсов при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив: Водные биоресурсы, аквакультура и экология водоемов V Балтийский морской форум. Всероссийская научная конференция. Труды 2017. С.210-215.

ВЛИЯНИЕ ЭРОЗИОНЫХ ПРОЦЕСОВ НА ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ ВЫСОКОГОРНОГО ПОЯСА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО СКЛОНА БОЛЬШОГО КАВ-_КАЗА_

Шабанов Джасарат Алигейдар оглу

Канд.сельскохоз. наук, доцент кафедры почвоведения, Бакинский Государственный университет, Баку Мустафаева Земфира Рагим гызы Канд.сельскохоз. наук, доцент кафедры почвоведения, Бакинский Государственный университет, Баку Холина Татьяна Александровна Канд.биол.наук, преподаватель кафедры почвоведения, Бакинский Государственный университет, Баку

АННОТАЦИЯ.

Изучено современное состояние почвенного покрова высокогорной зоны северо-восточного склона Большого Кавказа. Выявлено, что 52,8% почв летних пастбищ данной территории подвержены эрозии в той или иной степени, сильно эродированы почти 12%. На неэродированных почвах летних пастбищ продуктивность составляет 31,5 ц/га, на среднеэродированных почвах 10,1 ц/га, а на сильноэродированных всего 0,8 ц/га. Необходимо проводить комплексные агромелиоративные, противоэрозионные мероприятия, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение почв высокогорной зоны и снижение продуктивности альпийских и субальпийских лугов.

ANNOTATION.

The present state of the soil cover of the alpine zone of the northeastern slope of the Greater Caucasus was studied. It was revealed that 52.8% of the soils of the summer pastures of this territory are subject to erosion to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.