потери, вызванные безбилетным проездом, ниже, чем сумма заработной платы кондуктора и потерь пассажиропотока от замедления циркуляции тел внутри салона автобуса. Необходимо также принять во внимание потери времени, вызванные замедлением процесса выхода пассажиров из автобуса в связи с отсутствием в салоне кондуктора и возникающей временной протяженностью процедуры оплаты проезда на выходе из автобуса.
В отношении последнего компонента следует высказаться особо. Навыки иркутских водителей в кондукторском ремесле достигают степени виртуозности. Расчёт производится почти мгновенно, даже в том случае, если необходимо дать сдачу с крупной купюры, номинал которой (500 и 1000 рублей) в десятки раз превосходит тариф (в настоящее время он равен 12 рублям). Пользуясь тем, что набор возможных вариантов сдачи ограничен, водители заранее формируют пакеты со сдачей и размещают их рядом с собой в хитроумных устройствах собственного изготовления. Любая остановка в движении используется ими для того, чтобы соорудить очередной такой пакетик. Приветствуется оплата проезда на предыдущей остановке, когда движение автобуса ещё не началось. Иногда расчёт осуществляется и в процессе движения. Водители непривередливы в отношении качества и ассортимента подаваемых денег. Пассажир может расплатиться даже самой ветхой купюрой и россыпью мелочи. Беглого взгляда хватает водителю, чтобы определить соответствие подаваемой горсти меди размеру тарифа. Иногда ему достаточно взвесить мелочь в руке. Подозреваем, что даже небольшая недостача не заставит водителя вступить в полемику с пассажиром и тем самым упустить драгоценное время. Именно время является царь-ресурсом для водителя в часы пик. Примечательно, что полностью отсутствует практика обсчёта пассажиров при оплате проезда. Статистика ошибок симметрична в обе стороны, что свидетельствует об их случайном характере.
Всё это заставляет усомниться в том, что в ближайшее время в салонах внутригородских автобусов иркутяне увидят кондукторов. Во всяком случае - при существующих ограничениях. Появлению кондукторов будут способствовать такие обстоятельства, как усложнение круга функций, обычно выполняемых кондуктором, или увеличение альтернативных издержек безбилетного проезда. Представляется, что если в городе Иркутске будет реализована давняя идея о дифференциации тарифа в зависимости от протяженности поездки, то появление кондукторов станет неизбежным. Трудно представить, что водитель сможет выполнять ещё и функции текущего контроля над своевременной ротацией пассажиров. В таком случае растёт вероятность осуществления другой идеи городской администрации - автоматизированной (дистанционной) оплаты проезда в городском транспорте. Рост предельной величины альтернативных издержек безбилетного проезда будет наблюдаться в случае увеличения тарифов. Чем выше тариф, тем более вероятно, что он превысит величину предельных издержек на оплату труда кондуктора. Но не только рост тарифа увеличивает размер потерь от неоплаченного проезда. В ту же сторону действует снижение издержек безбилетного проезда для пассажира. Например, в поездах пригородного сообщения до недавнего времени можно было свободно покинуть вагон на нужной станции, не привлекая всеобщего внимания. Вкупе с отсутствием пригородных касс на многих станциях это до предела снижало издержки безбилетного проезда, так что в искушение вводились даже весьма дисциплинированные пассажиры. Что же касается студентов, то они часто перебегали из вагона в вагон по перрону (то есть снаружи поезда!), спасаясь от уплаты весьма незначительного тарифа. Издержек в виде негативного общественного мнения для них не существовало. Впрочем, в последнее время многое изменилось и благодаря жесткому контролю, налаженному администрацией железной дороги, безбилетники на пригородных поездах перевелись.
УДК 330.837
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА КОРРУПЦИИ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© К.В. Власов1
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.
Рассматриваются различные концепции коррупции, одной из угроз экономической безопасности, а также ее влияние на экономическое развитие. По мнению автора, основные социально-экономические последствия коррупции для общества заключаются в том, что рентоориентированное поведение государственных чиновников приводит к подъёму цен на общественные блага. Тем самым коррупционные сборы рассматриваются как «теневой» налог на частный сектор, при этом анализ взятки опирается на методологию мультипликатора налога и его воздействие на ВВП. Автор эмпирически доказывает (математическая модель) существование мультипликационных эффектов коррупции. При помощи корреляционно-регрессионного анализа доказана сильная линейная связь Индекса восприятия коррупции и ВВП, а также приведены методы оценки мультипликатора коррупции.
1Власов Кирилл Вячеславович, соискатель кафедры экономической теории, тел.: (912) 7499832, e-mail: [email protected] Vlasov Kirill, Competitor for a scientific degree of the Department of Economic Theory, tel.: (912) 7499832, e-mail: [email protected]
Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: коррупция; взятка; мультипликатор коррупции; Индекс восприятия коррупции (ИВК); оппортунизм.
ASSESSING CORRUPTION MULTIPLIER EFFECT: MACROECONOMIC ASPECT K.V. Vlasov
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, 426069.
The article discusses the various concepts of corruption that is one of the threats to economic security, as well as its impact on economic development. According to the author, major socio-economic effects of corruption on society lie in the fact that the rent-seeking behavior of public officials leads to the rise in prices for public goods. Thus, the corruption charges are considered to be a "shadow" tax on the private sector, and the bribe analysis is based on the methodology of tax multiplier and its effect on GDP. The author introduces the concept of "corruption multiplier" and empirically proves (mathematical model) the existence of multiplication effects of corruption. Using correlated regression analysis, the author proves a strong linear relationship of the Corruption Perception Index and GDP, and provides estimation methods for corruption multiplier. 2 figures. 1 table. 5 sources.
Key words: corruption; bribe; corruption multiplier; Corruption Perception Index (CPI); opportunism.
Одним из характерных явлений современной российской экономики является коррупция. Коррупция препятствует функционированию общественных институтов, развитию бизнес-структур, а также порождает недоверие к государству, т.е. коррупция является одной из угроз экономической безопасности. Россия является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, о чем свидетельствует тот факт, что Россия занимает одно из
первых мест в рейтинге стран по индексу восприятия
2
коррупции .
Коррупция - серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности и последствий.
Коррупция тесно связана с властью и управлением. Одной из сторон «государственной» коррупции всегда служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. В связи с этим объектом исследования в предлагаемой статье выступает «государственная» коррупция.
Рассмотрим, каков механизм негативного воздействия коррупции на экономический рост, на ВВП. Но прежде уточним понимание этого термина.
2Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) - ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Составляется он компанией «Transparency International» с 1995 года. Индекс основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты, в том числе из Азиатского и Африканского банков развития, Всемирного банка и американской организации Freedom House. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции).
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Разные экономические школы предлагают свои концепции коррупции и ее влияния на экономическое развитие, что выражается в различиях методологии анализа механизма коррупции, ее социально-экономических последствий для общества и способов ее ограничения.
Так, учения неоклассиков подчиняются общей логике либеральной методологии: стремление субъектов экономических отношений найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов. Неоинституционалисты (С.Роуз-Аккерман, А.Шляйфер, Р. Вишни), опираясь на концепцию экономического империализма, рассматривают коррупцию как рациональный способ оптимизации издержек. В таком случае поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя, что отразилось в понятии "политического бизнесмена" (термин Д. Делла Порта). Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи -экономическим. При этом цели участников коррупционных отношений не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности и т.д.
К описанию коррупции применима концепция рен-тоориентированного поведения, которое может приводить к возникновению значительного риска недобросовестного поведения (moral hazard). Если «покупка» благоприятного экономического окружения оказывается дешевле, нежели построение более эффективного производства, агенты будут выбирать первую возможность, получая доходы, не связанные с их вкладом в общественное благосостояние. Это приводит к неоптимальному распределению ресурсов, -затратам средств на лоббирование и контрлоббирование, вместо вложений в исследования и разработки, улучшение бизнес-процессов, профессиональное развитие или дополнительные капитальные блага, - что,
в конечном счете, тормозит экономический рост.
Рентоориентированное поведение коррумпированных государственных чиновников, предоставляющих индивидуумам или фирмам особые экономические привилегии, может открывать возможность эксплуатации ими других агентов [1]. В частности, известно, что рентоориентированное поведение государственных чиновников может приводить к подъёму цен на общественные блага [2].
В результате взятка фактически выступает в качестве «теневого» налога на частный сектор. Такая возможность возникает в силу существования монополии чиновников на лоббирование своих интересов в органах законодательной и исполнительной власти.
Если коррупция - это налог, то, как любой другой налог, она оказывает влияние на объем выпуска.
Как известно, налоги воздействуют на ВВП, прежде всего, через изменение совокупного спроса. Рост налоговых ставок приводит к сокращению реального чистого дохода, что в свою очередь снижает располагаемый личный доход населения и его потребительские расходы. Следовательно, совокупные расходы также снижаются. Снижение потребительских расходов вызовет сокращение ВВП и занятости. Поскольку коррупционные сборы имеют частный характер, т.е. не поступают в государственный бюджет, то отсюда следует, что государственные расходы, по крайней мере, не будут расти, что не будет способствовать росту выпуска.
С целью эмпирического подтверждения вышесказанного, а также для оценки влияния коррупции на объем выпуска, характеризующегося уровнем ВВП, проведем корреляционный анализ. В качестве фактора, описывающего уровень коррупции в стране, возьмем Индекс восприятия коррупции (ИВК).
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости ВВП на душу населения и ИВК в разных странах в 2011 г. представлены в таблице.
Коэффициент корреляции между ВВП на душу населения и ИВК составляет 0,89, что позволяет говорить о сильной линейной связи. С помощью регрессионного анализа данную зависимость можно представить в виде уравнения:
ВВП = 4.910,58* ИВК ± £
Регрессионная статистика показывает R = 0,94 и стандартную ошибку 7676,67, что свидетельствует об адекватности данного уравнения.
В результате проведенного дисперсионного анализа F-критерий равен 466,29, что говорит о значимости данной математической модели.
Исходя из полученной модели, увеличение ИВК на один пункт в среднем увеличивает ВВП на 4910,58. Высокий уровень стандартной ошибки (7676,67) обусловлен наличием других факторов, оказывающих влияние на ВВП (рис. 1).
На основании этого мы можем говорить о существовании мультипликационного эффекта - мультипликатора коррупции.
Соотношение ВВП (на душу населения) и ИВК по странам в 2011 году
Страна ВВП3 ИВК4 ВВП (оценка)5
Венесуэла 12400 1,9 9330,10
Россия 16700 2,4 11785,39
Филиппины 4100 2,6 12767,50
Иран 12200 2,7 13258,56
Египет 6500 2,9 14240,68
Вьетнам 3300 2,9 14240,68
Мексика 15100 3 14731,74
Индия 3700 3,1 15222,79
Болгария 13500 3,3 16204,91
Греция 27600 3,4 16695,97
Китай 8400 3,6 17678,08
Бразилия 11600 3,8 18660,20
Италия 30100 3,9 19151,26
Черногория 11200 4 19642,31
Чехия 25900 4,4 21606,55
Венгрия 19600 4,6 22588,66
Литва 18700 4,8 23570,78
Куба 9900 4,9 24061,84
Польша 20100 5,5 27008,18
Испания 30600 6,2 30445,59
Франция 35000 7 34374,05
США 48100 7,1 34865,11
Австрия 41700 7,8 38302,51
Япония 34300 8 39284,63
Германия 37900 8 39284,63
Гонконг 49300 8,4 41248,86
Канада 40300 8,7 42722,04
Швейцария 43400 8,8 43213,09
Австралия 40800 8,8 43213,09
Норвегия 53300 9 44195,21
Сингапур 59900 9,2 45177,32
Финляндия 38300 9,4 46159,44
Понятие «мультипликатор» означает «умножающий». Оно было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. В ходе борьбы со спадом и безработицей в период Великой депрессии он установил, что государственные затраты на любом участке общественных работ, прежде всего в строительстве, приводят к «мультипликационному» эффекту занятости. Всякий новый участок работ, порождая первичную занятость, выступает толчком для соответствующих затрат на других взаимосвязанных участках, вызывая вторичную, третичную и др. занятость. Таким образом, первоначальные затраты «мультиплицируются» в кратном увеличении занятости.
The World Factbook - https://www.cia.gov
4 http://www.transparency.org.ru/
5 Данные, анализа.
полученные с помощью модели регрессионного
Рис. 1. Облако рассеивания ВВП в зависимости от ИВК, линейная модель оценки ВВП
Дж. Кейнс обобщил идею Р. Кана и показал, что мультипликационный эффект проявляется не только в отдельной отрасли, но и в национальной экономике в целом. В результате появляется теория мультипликатора государственных расходов, мультипликатора инвестиций, мультипликатора налогов.
Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, который возрастает в гораздо больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Это является результатом того, что инвестиции помимо первичного эффекта в виде роста национального дохода и занятости вызывают вторичный, третичный и т. д. эффект. Такой нарастающий эффект называется мультипликационным эффектом. Его количественное значение определяется особым числовым коэффициентом - мультипликатором, который показывает, в каком соотношении возрастает национальный доход по сравнению с увеличением размера инвестиций, при достижении равновесного состояния экономики [3].
Методология мультипликатора инвестиций и государственных расходов используется и для объяснения воздействия изменения налогов на изменение дохода через налоговый мультипликатор, который в свою очередь позволяет предположить существование мультипликатора коррупции (частного «теневого» налога).
В основе мультипликатора коррупции (тс) лежит налоговый мультипликатор
тг =
AV АС'
где ди - изменение объема выпуска; АС - изменение объема взяток;
АУ = тсАС.
Следовательно, тс показывает, во сколько раз уменьшится объём выпуска при росте взяток в стране. С целью эмпирической оценки мультипликатора коррупции составим математическую модель
у = кх,
где у - ВВП на душу населения; х - сумма взяток на душу населения; к - мультипликатор коррупции.
Мультипликатор коррупции можно оценить с помощью регрессионной модели и вычисления коэффициента к.
Эмпирическая оценка мультипликатора коррупции осложняется теневым эффектом самого явления коррупции и отсутствием точных статистических данных о суммах взяток (рис. 2).
Рис. 2. Влияние объёма коррупционных эффектов на потребление
Рост коррупции вызывает снижение доходов населения (личного располагаемого дохода). Известно, что не весь доход идёт на потребление. Некоторая его часть поступает в сбережения. Если бы этого не происходило, тогда вся сумма взяток означала бы лишь вычет из потребления. Но поскольку располагаемый доход распадается на две части - потребление и сбережения, то, следовательно, снижение дохода вызовет сокращение как потребления, так и сбережений.
Увеличение «теневых» налогов, таким образом, вызывает снижение располагаемого дохода, а это ведёт к сокращению потребления и сбережений на каждом уровне ВВП. При этом размер сокращения потребления и сбережений определяется предельной склонностью к потреблению (MPC) и предельной склонностью к сбережению (MPS). Чтобы узнать, на сколько уменьшатся сбережения при росте коррупции, необходимо изменение объёма взяток умножить на MPS (AT • MPS). Аналогично рассчитывается сокращение потребления (AT • MPC).
Следовательно, подобно инвестициям и государственным расходам, коррупция также приводит к мультипликационному эффекту. Рост взяток ведёт к сокращению ВВП. Для того чтобы компенсировать
падение ВВП от налогов, необходимо увеличить сумму государственных расходов, но частный характер коррупционных сборов не позволяет сделать то же самое с взятками.
Библиографический список
1. Dead Ends of Transition: Rentier Economies and Protectorates / Michael Dauderstadt, Arne Schildberg (editors). Campus Verlag, 2006. ISBN 978-3593381541.
2. Niskanen William Bureaucracy and Representative Government. Aldine-Atherton, Chicago. ISBN 978-3593381541.
3. Попов А.И. Экономическая теория. 4-е изд. СПб.: Питер, 2006. 544 с. ISBN 5-469-01263-8.
4. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учебное пособие. В 2 ч. / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. Ч. 2. 204 с. ISBN/ISSN 978-5-8265-0783-4.
5. Гордон Таллок. Общественные блага, перераспределение и поиск ренты. М., Изд-во Института Гайдара, 2011. ISBN 978-5-93255-332-9.
УДК 338.45:622 (517) ББК 65.305.12(5 Мон)
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОНГОЛИИ
Л
© А. Даваасурэн1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
В статье рассмотрены тенденции развития обрабатывающей отрасли промышленности Монголии, её роль в социально-экономическом развитии страны и направленность деятельности обрабатывающих предприятий, определены доли обрабатывающей отрасли в ВВП, в промышленном производстве и её темпы прироста, а также выявлены главные факторы, которые вызывают снижение объема производства этой отрасли; изложены положительные результаты предпринятых государством мер по поддержке развития отечественных обрабатывающих предприятий, предложены практические рекомендации о необходимости функционирования обрабатывающих предприятий с учетом изменения требований рынка, а также обновления техники и технологий. Табл.2. Библиогр.8 назв.
Ключевые слова: обрабатывающая отрасль; предприятия; рынок; ВВП; Монголия; США; Европейский Союз.
ENHANCING MANUFACTURING INDUSTRY ROLE IN MONGOLIAN BUSINESS DEVELOPMENT A. Davaasuren
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article examines the development trends of Mongolian manufacturing industry, its role in the socio-economic development of the country and the activity orientation of manufacturing enterprises. It determines the part of the manufacturing sector both in GDP and in industrial production, assesses its rate of growth and identifies the main factors that cause a decrease in industry output. The article lists the positive results of the measures undertaken by the state to support the development of domestic processing enterprises and gives practical recommendations on the need for the operation of processing enterprises with regard to changing market demands and renovated equipment and technology. 2 tables. 8 sources.
Key words: manufacturing industry; enterprises; market; GDP; Mongolia; the USA; European Union.
На рубеже 1990-х годов обрабатывающая отрасль - одна из крупных отраслей народного хозяйства Монголии - достигла своей высшей точки развития. В начале переходного периода в рамках Министерства лёгкой промышленности основной фонд объема продукции составлял 2057,5 млн туг., по сопоставимым ценам 2152,2 млн туг., из них 377,5 млн туг. перечисляли в центральный бюджет государства, а в этой отрасли работали 27,8 тысяч человек [4].
Отрасль имела крупную материально-техническую базу (машины, механизмы и транспортные средства).
В технологическом плане она была сильнее развита по сравнению с другими отраслями.
В обрабатывающей отрасли промышленности производительность труда была самой высокой во всей экономике страны и являлась главной движущей силой экономического роста в целом. Несмотря на тяжёлые ситуации в экономике, присущие началу 1990-х гг., отечественные предприятия работали рентабельно, отрасль за время своего функционирования прошла свой жизненный путь развития (зарождение, становление, рост, зрелость, расширение, спад, банк-
1Даваасурэн Авирмэд, докторант, кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института международных исследований АН Монголии, e-mail: [email protected]
Davaasuren Avirmed, Doctoral candidate, Candidate of Economics, Professor, Leading Researcher of the Institute of International Studies of the Academy of Sciences of Mongolia, e-mail:[email protected]