Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПОРТАТИВНОГО ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПОРТАТИВНОГО ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЯ / ЛАПАРОСКОПИЯ / БАЗОВЫЕ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровский Юрий Андреевич, Усольцева Екатерина Игоревна

В работе при помощи анкетирования оценена востребованность уникального бюджетного варианта портативного лапароскопического тренажера для студентов медицинского вуза, заинтересованных в развитии базовых мануальных навыков в лапароскопической хирургии. В работе анализируются 11 вопросов, позволяющих выяснить следующие данные: пол; курс; будущую хирургическую специальность; заинтересованность в лапароскопических тренировках; какую цену готов заплатить студент за готовый тренажер или за материалы для создания его по готовому чертежу; хотел бы студент, чтобы тренажер был портативным и разборным. В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в разработке и создании тренажера, отвечающего цели исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубровский Юрий Андреевич, Усольцева Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEMAND FOR A BUDGET PORTABLE LAPAROSCOPIC SIMULATOR AMONG STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

In the work, with the help of a questionnaire, the demand for a unique budget version of a portable laparoscopic simulator for medical students interested in developing basic manual skills in laparoscopic surgery was assessed. The paper analyzes 11 questions, allowing to find out the following data: gender; course; future surgical specialty; interest in laparoscopic training; what price a student is ready to pay for a finished simulator or for materials to create it according to a finished drawing; if the student would like the simulator to be portable and collapsible. In the future, the results of the study can be used in the development and creation of a simulator that meets the purpose of the study.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПОРТАТИВНОГО ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 617-089

ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПОРТАТИВНОГО ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Дубровский Юрий Андреевич,

студент

Усольцева Екатерина Игоревна,

студент

Научные руководители — Ю. В. Саранчина, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной медицины,

О. И. Хабарова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургии с курсом урологии, онкологии, травматологии и ортопедии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В работе при помощи анкетирования оценена востребованность уникального бюджетного варианта портативного лапароскопического тренажера для студентов медицинского вуза, заинтересованных в развитии базовых мануальных навыков в лапароскопической хирургии. В работе анализируются 11 вопросов, позволяющих выяснить следующие данные: пол; курс; будущую хирургическую специальность; заинтересованность в лапароскопических тренировках; какую цену готов заплатить студент за готовый тренажер или за материалы для создания его по готовому чертежу; хотел бы студент, чтобы тренажер был портативным и разборным. В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в разработке и создании тренажера, отвечающего цели исследования.

Ключевые слова: хирургия, лапароскопия, базовые лапароскопические навыки, лапароскопический тренажер, студенты.

ASSESSMENT OF THE DEMAND FOR A BUDGET PORTABLE LAPAROSCOPIC SIMULATOR

AMONG STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Dubrovsky Yuri Andreevich,

student

Usoltseva Ekaterina Igorevna,

student

Scientific supervisors — Yu. V. Saranchina, Ph.D. in Biology, Associate Professor, Associate Professor of the Fundamental Medicine Department, O. I. Khabarova, Ph.D. in Medicine, Associate professor of the Surgery with a course of urology, oncology, traumatology and orthopedics Department Katanov Khakass State University (Abakan)

In the work, with the help of a questionnaire, the demand for a unique budget version of a portable laparoscopic simulator for medical students interested in developing basic manual skills in laparoscopic surgery was assessed. The paper analyzes 11 questions, allowing to find out the following data: gender; course; future surgical specialty; interest in laparoscopic training; what price a student is ready to pay for a finished simulator or for materials to create it according to a finished drawing; if the student would like the simulator to be portable and collapsible. In the future, the results of the study can be used in the development and creation of a simulator that meets the purpose of the study.

Key words: surgery, laparoscopy, basic laparoscopic skills, laparoscopic simulator, students.

Развитие высокими темпами в современном мире высокотехнологичной медицины предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Качество меди-

цинской помощи и качество жизни пациентов должны лежать в основе оценки как профессиональной деятельности отдельных специалистов и учреждений, так и уровня здравоохра-

нения в целом. Уровень медицины в большинстве случаев зависит не только от уровня развития специализированных технологий и инструментария, но и от умений и навыков специалистов, работающих с данным оборудованием [1].

В последние три десятилетия наблюдается бурное развитие новых хирургических технологий - эндовидеохирургии, роботохирургии, минилапароскопии, транслюминальной и од-нопортовой эндохирургии. В повседневной практике хирурги всё чаще используют лапароскопию [2].

Лапароскопический тренажер в хирургии -это инструмент для получения, а также оттачивания базовых лапароскопических навыков, так необходимых в ходе хирургических операций [2]. Очевидно, для того чтобы овладеть лапароскопической техникой, необходимо иметь соответствующие оборудование, которое является дорогостоящим и не всегда доступным, особенно студентам [3].

Изучив вопрос, связанный с востребованностью тренажера студентами, мы сделаем вывод о том, хотят ли они развивать базовые мануальные навыки в лапароскопической хирургии, будучи в институте, используя для этого данное оборудование. В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы в разработке и создании тренажера, отвечающего цели исследования.

Целью данной работы является оценка востребованности уникального бюджетного варианта портативного лапароскопического тренажера для студентов медицинского вуза, заинтересованных в развитии базовых мануальных навыков в лапароскопической хирургии.

Материалы и методы. Оценка востребованности бюджетного портативного лапароскопического тренажера среди студентов медицинского вуза проводилась при помощи анкетирования.

Анкета была составлена самостоятельно на основе 11 вопросов, представленных ниже:

1. Планируете ли Вы в будущем заниматься хирургической деятельностью?

2. Какую хирургическую специальность в будущем Вы выберете (торакальная хирургия, абдоминальная хирургия, кардиохирургия, сосудистая хирургия, нейрохирургия, гинекология, урология, травматология, ЛОР, онкохи-рургия)?

3. Хотели бы Вы заниматься развитием лапараскопических навыков?

4. Хотели бы Вы иметь свой собственный тренажер для отработки лапароскопических навыков?

5. Вы бы предпочли бы купить или сделать самому по готовому чертежу лапароскопический тренажер?

6. Какую бы сумму Вы бы были готовы потратить на покупку готового лапароскопического тренажера?

7. Какую бы сумму Вы бы были готовы потратить на покупку материалов для создания лапароскопического тренажера по готовому чертежу?

8. Устроила бы Вас цена материалов для создания лапароскопического тренажера размером в 500 рублей без учета покупки лапароскопических инструментов?

9. Вам бы хотелось, чтобы лапароскопический тренажер можно было бы сделать из подручных материалов, которые можно достать в любом магазине?

10. Вам бы хотелось, чтобы лапароскопический тренажер был портативным (переносным)?

11. Вам бы хотелось, чтобы лапароскопический тренажер был разборным?

Ответы на данные вопросы позволили нам выяснить следующие данные: пол; курс; будущую хирургическую специальность; заинтересованность в лапароскопических тренировках; какую цену готов заплатить студент за готовый тренажер или за материалы для создания его по готовому чертежу; хотел бы студент, что бы тренажер был портативным и разборным. Ре-

зультаты обрабатывались с помощью Microsoft Excel.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выяснилось, что только 39 из 137 студентов свяжут свою дальнейшую карьеру с хирургической специальностью (21 юноша и 18 девушек) (табл. 1, 2).

При этом среди студентов-юношей на первом курсе с хирургией свою жизнь свяжут 4 человека (1 человек со специальностью «Абдоминальная хирургия», 1 человек со специальностью «ЛОР-хирургия», 1 человек со специальностью «Травматология» и 1 человек со специальностью «Урология»), на втором курсе

- 4 человека (3 человека со специальностью «Травматология» и 1 человек со специальностью «Урология»), на третьем курсе - 4 человека (2 человека со специальностью «Нейрохирургия», 1 человек со специальностью «Сосудистая хирургия» и 1 человек со специальностью «Травматология»), на четвертом курсе - 4 человека (2 человека со специальностью «Абдоминальная хирургия» и 2 человека со специальностью «Травматология»), на пятом курсе - 1 человек со специальностью «Абдоминальная хирургия», на шестом курсе

- 4 человека (1 человек со специальностью «Онкохирургия», 2 человека со специальностью «Сосудистая хирургия» и 1 человек со специальностью «Травматология»). Общая тенденция по всем курсам - специальность «Травматология» (табл. 1). Среди студентов-девушек на первом курсе с хирургией свою

жизнь свяжут 5 человек (3 человека со специальностью «Гинекология», 1 человек со специальностью «Кардиохирургия» и 1 человек со специальностью «Урология»), на втором курсе - 4 человека (2 человека со специальностью «Абдоминальная хирургия» и 2 человека со специальностью «Гинекология»), на третьем курсе - 3 человека (2 человека со специальностью «Гинекология» и 1 человек со специальностью «Урология»), на четвертом курсе -2 человека со специальностью «Гинекология», на пятом курсе - 3 человека (2 человека со специальностью «Абдоминальная хирургия» и 1 человек со специальностью «ЛОР-хирургия»), на шестом курсе - 1 человек со специальностью «Гинекология». Общая тенденция по всем курсам - специальность «Гинекология» (табл. 2).

Также в ходе анкетирования выяснилось, что все заинтересованные студенты хотели бы заниматься развитием лапароскопических навыков с использованием собственного тренажера. При этом 31 студент предпочтет изготовить его самостоятельно (15 юношей и 16 девушек), а 8 студентов купить готовый (6 юношей и 2 девушек). Еще все студенты ответили, что им бы хотелось, чтобы тренажер можно было бы сделать из подручных материалов, которые можно достать в любом магазине, и их бы устроило, если бы цена данных материалов составляла 500 руб. без учета покупки лапароскопических инструментов.

Таблица 1

Будущие хирургические специальности студентов юношей I-VI курсов

Специальность Количество студентов, %

Курс * 1 2 3 4 5 6

Абдоминальная хирургия 1/10 (10,00) 0/7 (0) 0/9 (0) 2/9 (22,22) 1/11 (9,09) 0/8 (0)

Гинекология 0/10 (0) 0/7 (0) 0/9 (0) 0/9 (0) 0/11 (0) 0/8 (0)

Кардиохирургия 0/10 (0) 0/7 (0) 0/9 (0) 0/9 (0) 0/11 (0) 0/8 (0)

ЛОР 1/10 (10,00) 0/7 (0) 0/9 (0) 0/9 (0) 0/11 (0) 0/8 (0)

Нейрохирургия 0/10 (0) 0/7 (0) 2/9 (22,22) 0/9 (0) 0/11 (0) 0/8 (0)

Онкохирургия 0/10 (0) 0/7 (0) 0/9 (0) 0/9 (0) 0/11 (0) 1/8 (12,50)

Сосудистая хирургия 0/10 (0) 0/7 (0) 1/9 (11,11) 0/9 (0) 0/11 (0) 2/8 (25,00)

Травматология 1/10 (10,00) 3/7 (42,86) 1/9 (11,11) 2/9 (22,22) 0/11 (0) 1/8 (12,50)

Урология 1/10 (10,00) 1/7 (14,29) 0/9 (0) 0/9 (0) 0/11 (0) 0/8 (0)

Примечания: * - общее количество студентов - 54 человека.

Таблица 2

Будущие хирургические специальности студентов девушек 1-У1 курсов

Специальность Количество студентов, %

Курс * 1 2 3 4 5 6

Абдоминальная хирургия 0/16 (0) 2/14 (14,29) 0/16 (0) 0/11 (0) 2/18 (11,11) 0/7 (0)

Гинекология 3/16 (18,75) 2/14 (14,29) 2/16 (12,50) 2/11 (18,18) 0/18 (0) 1/7 (14,29)

Кардиохирургия 1/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

ЛОР 0/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 1/18 (5,56) 0/7 (0)

Нейрохирургия 0/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

Онкохирургия 0/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

Сосудистая хирургия 0/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

Травматология 0/16 (0) 0/14 (0) 0/16 (0) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

Урология 1/16 (6,25) 0/14 (0) 1/16 (6,25) 0/11 (0) 0/18 (0) 0/7 (0)

Примечания: * - общее количество студентов - 82 человека.

Средняя цена, которую студенты готовы потратить на покупку материалов для создания лапароскопического тренажера по готовому чертежу составляет 2 616 руб. (юноши -3 113 руб., девушки - 2 150 руб.). За готовый тренажер сумма составляет 4 000 руб. (юноши - 3 833 руб., девушки - 4 500 руб.). При этом студенты 6 курса готовы потратить больше денежных средств на материалы для тренажера (3 700 руб.) чем на всех остальных курсах. Это, скорее всего, связано с тем, что данная категория студентов всерьез задумывается о будущей специальности, так как им предстоит в скором времени окончить институт и поступить в ординатуру.

На вопрос по поводу портативности и раз-борности тренажера 34 студента хотят, чтобы он был таковым (18 юношей и 16 девушек), а 5 - нет (3 юноши и 2 девушки). Это обусловлено тем, что студенты хотят развивать базо-

вые лапароскопические навыки группой, например, в хирургических кружках студенческого научного общества, потому, что так можно обмениваться опытом и разбирать ошибки.

Выводы. Общая тенденция по будущим специальностям на 1-6 курсах среди студентов-юношей, планирующих связать свою карьеру с хирургией, - «Травматология», среди студентов-девушек - «Гинекология». Все 39 студентов, которые будут заниматься хирургией, хотят иметь свой собственный тренажер и развивать базовые лапароскопические навыки. Большинство студентов хотят создать его сами из подручных материалов по готовому чертежу, при этом тренажер должен быть портативным и разборным. На 6 курсе студенты готовы потратить больше денежных средств на материалы для его создания, чем на остальных курсах.

Библиографический список

1. Тайц Б. М., Хаитов В. А. Организация специализированных центров по обучению эндовидеохирургическим технологиям // Современная хирургия. 2019. Т. 9. № 1. С. 66-67.

2. Емельянов С. И., Михайлов А. П. Роль лапароскопических тренажеров в совершенствовании хирургических навыков // Эндохирургия. 2020. Т. 3. № 1. С. 32-35.

3. Стрижиков М. Д., Федоров А. В. Выбор учебного лапароскопического оборудования для подготовки молодых эндохи-рургов // Эндоскопическая хирургия. 2014. Т. 24. № 3. С. 24-26.

© Дубровский Ю. А., Усольцева Е. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.