Научная статья на тему 'Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России'

Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев С. В.

Мы продолжаем начатое «ЭКО» в 2007 г. (№ 10) обсуждение вопросов конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Автор в данной статье описывает результаты апробации предложенного им инструментария оценки конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России»

К 50-летию Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

Мы продолжаем начатое «ЭКО» в 2007 г. (№ 10) обсуждение вопросов конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Автор в данной статье описывает результаты апробации предложенного им инструментария оценки конкурентоспособности.

Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России

С.В. КАЗАНЦЕВ,

доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Техника оценки

Конкурентоспособность - это способность экономического субъекта и (или) товара сохранять и улучшать свои позиции в среде других экономических субъектов и (или) товаров. Обстоятельства и условия, обусловливающие конкурентоспособность, назовем факторами конкурентоспособности. Факторы, которые выгодно отличают конкурирующего субъекта (товар) от других, называют конкурентными преимуществами.

Принципиально важно уметь оценивать способность экономик регионов России сохранять и улучшать свои позиции в национальном хозяйстве. Поскольку эта способность определяется внутри страны, безотносительно к внешнему миру, назовем ее внутренней конкурентоспособностью регионов страны. Ниже предлагается инструментарий количественной оценки конкурентоспособности экономических объектов.

© ЭКО 2008 г.

Известно, что оценка положения любого объекта дается с использованием показателей системы, в которую этот объект входит. В нашем случае систему образует 81 субъект Российской Федерации1. Состояние данной системы характеризует имеющаяся статистическая информация. Мы будем пользоваться данными статистических сборников Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Выберем из публикуемых Росстатом сведений набор индикаторов {х.(}, характеризующих конкурентоспособность регионов. Здесь х - значение показателя I в регионе / в отрезок времени £ ( = 1,2,.., т; / = 1,2,.., п; £ = 1,2,.., Т). Найдем лучшие (X) и худшие (х) значения каждого из выбранных показателей. Например,

х. = тах/М/) , х = т'/Ц./.Л (1)

(если лучшим является максимальное значение), или

Х. = min/,í{x,,/,í}, х. = max/,í{x,,/,í}, (2) (если лучшим оказывается наименьшая величина показателя). Множество первых (Х1, X , Хт) задаёт гипотетически лучшее (наиболее конкурентоспособное), а вторых (х1, х.., хт) -худшее (неконкурентоспособное) состояние региона, описываемое выбранным набором индикаторов {х }.

Далее определяются отклонения фактических значений показателей от худших величин (х..( - х.). Полученные разности нормируются на величину расхождения лучших и худших значений рассматриваемых показателей:

уш=(хш-х)/(Х-х). (3)

Нормирование позволяет привести имеющие разную размерность индикаторы (например, численность населения, валовой региональный продукт, инвестиции, денежные доходы

1 Из состава Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Камчатской и Читинской областей не выделялись входящие в них субъекты РФ, Тюменская область взята без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Из-за отсутствия необходимой информации в исследование не вошла Чеченская Республика.

населения, ожидаемую при рождении продолжительность жизни и т.д.) в безразмерные величины. При этом у меняется в интервале от 0 (при х..{ = х.) до 1 (при х..{ = X.).

Удаленность реального состояния региона от гипотетически лучшего (У) рассчитывается как метрика:

т ¡'1

Уп = [X (1 -уш)2]°,5. (4)

По способу счета метрика не отрицательна. Её отклонение от нуля говорит об удаленности реального состояния от гипотетически лучшего. Поэтому чем ближе значение метрики к нулю, тем выше конкурентоспособность региона с точки зрения выбранных показателей. Примем данную метрику за показатель конкурентоспособности региона / в отрезок времени

Введем четыре уровня конкурентоспособности региона: высокий, достаточный, недостаточный и низкий. Каждому из них соответствует определенный интервал изменения величины показателя конкурентоспособности (табл. 1).

Таблица 1

Уровни конкурентоспособности регионов

Уровень конкурентоспособности Интервал значений метрики у

Высокий [; (у + Ут1п)/2)

Достаточный [(У + Ут1п)/2; У)

Недостаточный [У; (У + Утах)/2)

Низкий [(У + Утах)/2; Утах)

Примечание. У - среднее арифметическое значение метрики У а Утах и Ут1п - соответственно ее максимальная и минимальная величина2.

Если рассчитанная по формуле (4) величина показателя конкурентоспособности региона по некоторому фактору соответствует высокому или достаточному уровню конкурентоспособности, будем говорить, что этот регион имеет конкурентное преимущество по данному фактору.

Ниже рассматриваются в основном регионы с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности. По нашей методике счета в 2000 г. в России их было 41 из 81

2 Вместо средней арифметической можно брать медиану и, возможно, некоторые другие виды средней.

РЕГИОН

3 ЭКО №5, 2008

включенного в рассмотрение региона. В 2005 г. осталось 39: пять субъектов РФ вышли из первоначального списка, три вошли (табл. 2).

Таблица 2

Список субъектов РФ с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности в 2000 и 2005 гг.

Год Регион

2000 Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Самарская и Калининградская области, Краснодарский край, Липецкая область, Республика Башкортостан, Нижегородская, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Орловская, Белгородская, Тульская и Ростовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Удмуртская Республика, Красноярский и Пермский края, Курская, Воронежская, Ярославская, Оренбургская, Новосибирская, Саратовская, Владимирская, Вологодская, Ленинградская, Тюменская, Волгоградская, Рязанская, Новгородская и Кемеровская области, Республика Мордовия, Смоленская, Тверская, Калужская области, Ставропольский край, Чувашская Республика

2005 Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Самарская, Тюменская, Липецкая, Калининградская, Нижегородская и Челябинская области, Республика Башкортостан, Свердловская область, Краснодарский край, Белгородская и Курская области, Красноярский край, Кемеровская и Омская области, Пермский край, Тульская, Ленинградская, Волгоградская, Ярославская, Орловская, Воронежская и Ростовская области, Удмуртская Республика, Оренбургская и Саратовская области, Чувашская Республика, Рязанская, Новосибирская и Волгоградская области, Республика Саха (Якутия), Новгородская область, Ставропольский край

Примечание. Регионы расположены в порядке убывания значения показателей относительной конкурентоспособности.

Из анализа приведенного в табл. 2 перечня регионов с конкурентоспособной экономикой следует, что суровые природно-климатические условия и географическое положение регионов не являются непреодолимой преградой на пути к высокому уровню внутренней конкурентоспособности.

В 2000 г. доля 41 региона с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности в валовом внутрен-

нем продукте страны равнялась 80,9%, в 2004 г.3 доля 39 таких регионов выросла до 81,3%. Это свидетельствует об углублении в рассматриваемый период дифференциации субъектов Российской Федерации по экономической мощи. Регионы с конкурентоспособной экономикой стали сильнее, с неконкурентоспособной - экономически слабее.

Факторы конкурентоспособности

Величина валового регионального продукта зависит от накопленного экономического потенциала региона и эффективности его использования. Выделяемые различными направлениями экономической мысли детерминанты экономического потенциала можно объединить в следующие основные группы: овеществленный капитал (количество и качество земли, объем, структура, состояние и эффективность основных фондов и т. д.); человеческий капитал (численность и структура населения и занятых, их культурный уровень и профессиональная подготовка и т. п.); финансовый капитал; неове-ществленный капитал (интеллектуальная собственность, информация и т. д.); состояние рыночной среды (уровень конкуренции, инфраструктура рынка и т. д.); научный потенциал; организация хозяйственной жизни и управление; система общественных отношений и политические факторы; природно-климатические и географические факторы; факторы исторического плана, культура и религия; глобальные факторы и условия (состояние мирового хозяйства, глобализация экономики, внешние угрозы, участие или неучастие в международных организациях и союзах и т. п.).

В российской статистике можно найти часть приведенных показателей: численность населения, объемы основных фондов и инвестиций в основной капитал, плотность железных дорог общего пользования, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, размер кредитов экономике, банкам и населению. Об инвестиционном потенциале и еще одном факторе роста - платежеспособном спросе - можно судить также по величине денежных доходов населения. Богатую

3 Это последний год, за который на момент сдачи статьи в печать Росстат давал информацию об объемах валовых региональных продуктов.

РЕГИОН

3*

информацию о финансовом потенциале страны и ее регионов дает бюджетная статистика - статьи доходов и расходов бюджетов разных уровней, межбюджетные потоки, сбалансированность бюджетов и т. д. Этот большой массив информации требует специального исследования, мы рассмотрим лишь один его элемент, отнесенный нами к группе показателей привлекательности регионов для бизнеса. И, конечно, существенной характеристикой любого региона служит площадь его территории.

Для оценки научного потенциала можно воспользоваться информацией о численности занятых исследованиями и разработками4; для характеристики возможностей транспортировки продукции - данными о плотности железных и автомобильных дорог (табл. 3).

Таблица 3

Группы факторов внутренней конкурентоспособности регионов

Группа Показатель

Экономический потенциал Размер территории региона, объем основных фондов, плотность железных дорог общего пользования, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, численность занятых в исследованиях и разработках, инвестиции в основной капитал

Ресурсоемкость ВРП Трудоемкость, фондоемкость и зарплатоемкость ВРП

Привлекательность для населения Среднедушевые денежные доходы населения, уровень безработицы, удаленность от столицы, выпуск специалистов высшими учебными заведениями на 1000 жителей, доля численности населения региона в численности населения страны

Привлекательность для бизнеса Уровень доходности, оборот внешней торговли на душу населения, расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, доля занятых в регионе в общей численности занятых в экономике страны

4 Статистический анализ показал высокую линейную корреляционную связь величин этих показателей с объемами внутренних затрат на исследования и разработки. Из этих двух показателей был выбран первый, как независящий от динамики цен.

Следующим фактором конкурентоспособности выступает эффективность использования имеющегося в регионе экономического потенциала. При этом величина потенциала и эффективность его использования могут меняться как в одном, так и в противоположных направлениях.

Исходя из возможностей получения данных из официальных публикаций (в первую очередь Росстата), для характеристики эффективности использования экономического потенциала региона выбраны четыре показателя: трудо-, фондо-, и зарплатоемкость5 валового регионального продукта. Все они отражают уровень ресурсоемкости ВРП.

В современном мире страны и регионы все активнее конкурируют за привлечение не только капиталов, но и квалифицированных кадров. Россия и ее регионы не являются исключением. Думается, что со временем конкуренция за высококлассных специалистов в стране и мире станет еще острее. Современные государства привлекают их на свои территории высоким уровнем жизни, качеством здравоохранения, возможностями получения образования, уровнем безопасности, хорошей экологией, комфортными условиями труда и т.д.

Население современной России обращает внимание не на все эти факторы. Как и повсюду, у народов России при выборе места проживания есть свои исторически сложившиеся системы приоритетов, на которые накладываются как общие, так и специфические для каждого региона и этноса возможности их реализации.

Учитывая это, в число показателей привлекательности для населения регионов России, кроме традиционного показателя

5 В статье рассчитывается как отношение величины денежных доходов населения к объему валового регионального продукта.

Заметим, что уровень зарплатоемкости в продуктивной экономике обычно выше, чем в непродуктивной. Способность к расширенному воспроизводству в продуктивной экономике, как представляется, достигается не вопреки, а благодаря более высокому уровню оплаты труда, повышающему доходоемкость продукции. Решающими конкурентными преимуществами при этом выступают высокие уровни производительности труда, нормы прибавочного продукта, органического строения капитала. «Сочетание высокой производительности и низкой оплаты труда - явление чрезвычайно редкое, оно рассматривается обычно как экономическое "чудо"» (Гельванов-ский М. И., Жуковская В. М. О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности //Вопросы статистики. 2000. № 3. С. 24).

величины денежных доходов, мы включили расстояние от столицы страны до столицы субъекта России и, так сказать, «историческую компоненту» - долю численности населения региона в общей численности населения Российской Федерации (см. табл. 3).

Для бизнеса одним из главных показателей привлекательности как вида деятельности, так и территории для ее осуществления служит, как известно, норма получаемой за некоторый отрезок времени прибыли. Поэтому в число индикаторов привлекательности регионов для бизнеса мы включили показатель уровня доходности, рассчитанный как отношение сальдированного финансового результата субъекта Федерации (прибыль минус убытки) за 2003-2005 гг. к объему сделанных за эти годы инвестиций в основной капитал.

Учтена также величина расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Такие расходы улучшают социальную среду, инфраструктуру и условия ведения бизнеса в регионе. В качестве индикатора, отражающего предысторию развития бизнеса на данной территории, принята доля занятых в регионе в общей численности занятых в экономике страны (см. табл. 3).

Приведенный выше набор факторов неизбежно неполон. Это объясняется состоянием имеющейся информационно-статистической базы, а не неразвитостью теории вопроса. Укажем на наиболее важные на современной стадии развития России группы не представленных в табл. 3 факторов.

Во-первых, не рассматривается группа факторов, характеризующих систему применяемых технологий производства, потребления, обмена, распределения и принятия решений -технологические преимущества, и набор программно-стратегических факторов, то есть стратегий развития регионов и методов их реализации. Анализируемые же нами факторы, по существу, позволяют оценить некоторые позиции регионов в конкурентной борьбе, что может стать первым этапом разработки стратегии ведения конкурентной борьбы.

Во-вторых, не учтены факторы, лежащие на стороне спроса на продукцию, которую производят или могут создать регионы. То есть вне рассмотрения оказывается область конкуренции в сфере спроса.

В-третьих, не исследуется совокупность факторов, описывающих состояние предпринимательской среды в регионе, мотивацию субъекта РФ к повышению уровня своей конкурентоспособности и стимулирующих использовать для этого те или иные инструменты.

В-четвертых, нет группы факторов, характеризующих институциональные и законодательные условия, в которых находятся действующие на территории конкретного региона хозяйствующие субъекты, живет население, развиваются общественные организации.

И, наконец, мы не касаемся социальных, национальных, конфессиональных и других особенностей и традиций, преобладающих в том или ином региональном сообществе на конкретном этапе исторического развития.

По этим важнейшим группам факторов конкурентоспособности пока, к сожалению, не удается получить необходимую информацию и хорошо ее квантифицировать. Вместе с тем отсутствие части данных не мешает отработке техники оценки внутренней конкурентоспособности регионов, демонстрации принципов ее использования и возможностей.

Влияние на конкурентоспособность совокупности факторов

Значения факторов конкурентоспособности (уровень экономического потенциала, эффективности его использования, привлекательность территории для населения и бизнеса) у всех регионов неодинаковы. Эти различия порождают разницу в значимости групп факторов и уровнях конкурентоспособности как каждой из этих групп, так и регионов. Информация об этих различиях у 81 субъекта России представлена в табл. 4 и 5.

Анализ приведенных в табл. 4 данных показывает, что наиболее распространенным препятствием на пути создания в субъектах России внутренне конкурентоспособной экономики в 2000 и 2005 гг. была непривлекательность регионов для бизнеса. На втором месте оказалась их непривлекательность для населения.

Можно также предпо- Таблица 4

ложить, что уменьшение Число регионов РФ с высоким в 2005 г. числа регионов и достаточным ур°внем группы

факторов конкурентоспособности с конкурентоспособной в 2000 и 2005 гг.

экономикой обусловлено

главным образом ухудшением эффективности использования имеющегося в регионах экономического потенциала и меньшей привлекательностью многих регионов для бизнеса. Думается, что на ухудшение показателя ресурсоемкости повлияли главным образом отсутствие технологического прогресса и неблагоприятная структура цен на товары и услуги.

Таблица 5

Число регионов РФ, у которых одна или несколько групп факторов конкурентоспособности в 2005 г. были на высоком и достаточном уровне

Группа факторов 2000 2005

Экономический потенциал 41 42

Ресурсоемкость ВРП 46 41

Привлекательность для населения 36 34

Привлекательность для бизнеса 34 30

Регионы Число групп факторов

1 2 3 4

С высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности 3 11 14 11

С недостаточным и низким уровнем внутренней конкурентоспособности 18 6 2 0

Из анализа приведенных в табл. 5 данных следует, что высокий и достаточный уровни конкурентоспособности регионов России достигались за счет действия нескольких выделенных выше групп факторов. В 2005 г. у 86% рассматриваемых субъектов РФ с высоким и достаточным уровнем конкурентоспособности их было не менее трех. Таким образом, внутренняя конкурентоспособность экономики регионов в большинстве случаев опирается не на один, а на совокупность факторов, при этом регионы с конкурентоспособной экономикой обладают большим, чем другие регионы, числом конкурентных преимуществ.

Анализ совокупности факторов, обусловливающих конкурентоспособность регионов, показывает, что может существовать несколько таких совокупностей, и у разных регионов они могут быть разными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в 2005 г. конкурентными преимуществами Рязанской области были накопленный экономический потенциал и низкая ресурсоемкость валового регионального продукта, а Ростовской - привлекательность для населения и бизнеса (рис. 1). Достаточный уровень конкурентоспособности Липецкой области основывался на низкой ресурсоемкости ВРП, привлекательности области для бизнеса и имеющемся экономическом потенциале, Ярославской области - на достигнутом уровне ресурсоемкости ВРП, экономическом потенциале и привлекательности для населения, Оренбургской - ресурсоемкости, привлекательности для бизнеса и населения (рис. 2).

-Рязанская обл.

- Ростовская обл.

Привлекательность для населения

Ресурсоемкость ВРП

Привлекательность для бизнеса

Рис. 1. Отношение величин показателей конкурентоспособности факторов к их среднеарифметическим значениям в 2005 г.: Рязанская и Ростовская области6, долей единицы

6 По предложенному выше способу оценки средняя арифметическая величина показателя конкурентоспособности фактора отделяет высокий и достаточный уровень конкурентоспособности от недостаточного и низкого (см. табл. 1). Если отношение величины показателя конкурентоспособности фактора к средней арифметической меньше единицы - данный фактор как минимум достаточно конкурентоспособен, если больше - уровень его конкурентоспособности по принятой в статье классификации либо недостаточен, либо низок.

„ 1,2 -,-------------------------------------------

Л

!о-8-ИГ —ГЬ, ■ П И^ "

а О,: т I Ы М I гШ I

Потенциал Ресурсоемкость Привлекательность Привлекательность

ВРП для бизнеса для населения

ц Липецкая область □ Ярославская область □ Оренбургская область

Рис. 2. Отношение величин показателей конкурентоспособности

факторов к их среднеарифметическим значениям в 2005 г.: Липецкая, Ярославская и Оренбургская области, долей единицы

Структура валового регионального продукта и конкурентоспособность

Естественно полагать, что значения показателей потенциала экономики и ресурсоемкости валового регионального продукта зависят при прочих равных условиях от отраслевой структуры производства. Покажем это.

В 2005 г. у 26 из 39 регионов с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности (66,7%) доля отраслей, производящих товары, в валовом региональном продукте превосходила долю отраслей, создающих услуги (у 14 из них, т.е. у 35,9%, доля отраслей, производящих товары, в ВРП превышала 55%). Аналогичное соотношение долей было у 42,9% регионов, уровень внутренней конкурентоспособности в 2005 г. был оценен как недостаточный и низкий. А среди семи регионов, получивших в нашей классификации самый низкий уровень внутренней конкурентоспособности, лишь у одного (Камчатская область) удельный вес в ВРП продукции отраслей, производящих товары, был выше удельного веса отраслей, оказывающих услуги.

В целом из 81 рассматриваемого субъекта Российской Федерации у 44 (54,3%) доля отраслей, производящих товары, превышала долю отраслей, производящих услуги. Следовательно, хозяйственные субъекты основной массы регионов

России работали преимущественно в реальном секторе экономики. При этом среди регионов, хозяйство которых в 2005 г. было внутренне конкурентоспособно, доля субъектов Федерации, экономика которых работала преимущественно на создание товаров, а не на оказание услуг, была выше, чем среди регионов, не вошедших в круг конкурентоспособных.

Все это дает основание полагать, что внутренняя конкурентоспособность большинства российских регионов достигалась за счет реального сектора экономики.

В 29 регионах с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности (74,4% их общего числа) ведущим сектором экономики7 выступает промышленность, и их можно отнести к разряду промышленных. У трех (Москва, Тюменская область без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омская область) - торговля и коммерческая деятельность по оказанию услуг, у шести (Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский край, Воронежская, Новосибирская и Ростовская области) - прочие производящие услуги отрасли, у Чукотского автономного округа - строительство.

Среди субъектов России с недостаточным и низким уровнем внутренней конкурентоспособности8 лишь у Камчатской области промышленность была ведущим сектором экономики (41,2%). У всех остальных - прочие производящие услуги отрасли, доля которых в ВРП находилась в пределах от 28,7% (Читинская область) до 53,1% (Республика Тыва).

В 2005 г. большинство субъектов России с высоким и достаточным уровнем конкурентоспособности специализировались на трех видах деятельности, регионы с недостаточным и низким уровнем конкурентоспособности - на одном (табл. 6).

Судя по объемам отгруженной продукции, структура видов деятельности в субъектах РФ с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности ближе к моноотраслевой, чем в других регионах (табл. 7).

7 Ведущим сектором экономики региона здесь называется сектор, доля продукции которого в ВРП этого региона максимальна.

8 По принятой нами методике оценки, их в 2005 г. оказалось семь: Республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия и Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская и Читинская области.

Таблица 6

Ведущие виды экономической деятельности субъектов РФ в 2005 г.9

Вид экономической деятельности Число субъектов РФ с уровнем конкурентоспособности

высоким и достаточным недостаточным и низким

Добыча полезных ископаемых 7 7

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 7 8

Текстильное и швейное производство 0 1

Производство кокса и нефтепродуктов 5 0

Химическое производство 1 0

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 8 3

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 1 0

Производство транспортных средств и оборудования 3 1

Прочие виды экономической деятельности «Обрабатывающие производства» 0 1

Производство и распределение электроэнергии, воды и газа 7 21

Таблица 7

Число субъектов РФ, у которых доля отгруженной продукции (работ, услуг) ведущего вида экономической деятельности в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) в 2005 г. была выше установленной величины

Уровень Доля

конкурентоспособности 30 35 40 45 50 55 60

Высокий и достаточный 19 19 13 11 10 9 8

Недостаточный и низкий 21 15 11 8 5 3 2

9 Ведущим видом деятельности в регионе здесь называется тот, доля объема отгруженной продукции (работ, услуг) которого в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) данного региона максимальна.

В группе субъектов РФ с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности доминируют те, ведущие виды деятельности которых опираются больше на природные богатства региона (энергоносители, металлы), чем на технологические и научные достижения. Отчасти такая однобокость обусловлена природными условиями (страна богата природными ресурсами) и исторически сложившейся структурой хозяйства. Но то, что в век современного информационно-технологического прогресса производство машин и оборудования не было ведущим видом деятельности ни у одного из 81 рассматриваемого субъекта России в 2005 г., а производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования было ведущим видом деятельности лишь у одного региона, не может не вызывать беспокойства.

Благополучие добывающих видов экономической деятельности, богатство добывающих секторов хозяйства основано главным образом на невоспроизводимости природных ресурсов. Последняя не только позволяет быть конкурентоспособным, но и таит в себе опасность стать неконкурентоспособным.

Дело в том, что невоспроизводимость природных ресурсов является лишь одним, пусть даже главным для добывающих отраслей, фактором конкурентоспособности. Последняя редко достигается только за счет одного конкурентного преимущества. Множество конкурентных преимуществ меняется во времени.

Невоспроизводимость же природных ресурсов неизменна. Она существует в воспроизводящемся и, следовательно, меняющемся мире. Изменчивость мира может привести к ухудшению всех или критической массы других факторов конкурентоспособности добывающих отраслей10, к появлению товаров-заменителей, ресурсосберегающих технологий и сделать отрасль неконкурентоспособной. Противостоять этому можно путем совершенствования и расширения конкурентных преимуществ. Для этого, в частности, нужны новые знания, информационные и технологические системы.

10 Например, трудо-, фондо-, материало- и электроемкости продукции, систем сбора, передачи, хранения и обработки информации, используемой для целей управления, маркетинга, логистики, и т. д.

Что, в свою очередь, предполагает наличие конкурентоспособных НИИ, КБ и высокотехнологичных производств.

Высказывается мнение, что в России в принципе неконкурентоспособны отрасли, создающие продукцию с высокой долей добавленной стоимости11. К ним, в частности, относятся машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, производство электронного и оптического оборудования. Обосновывают это суровыми природно-климатическими условиями и большой протяженностью территории страны12.

Из представленного в табл. 2 перечня субъектов РФ с высоким и достаточным уровнем внутренней конкурентоспособности видно, что в эту группу попадают регионы, находящиеся в разных, в том числе крайне суровых, природно-географических ус-ловиях13 и весьма удаленные как от центра территории Российской Федерации, так и от ее столицы.

Рассуждения же об удаленности производителей от рынков сбыта их товаров как причине неконкурентоспособности продукции просто смешны, когда в любом городе России видишь в продаже больше созданных далеко за пределами нашей

11 «Все отрасли, кроме тех, что связаны с добычей сырья, неконкурентоспособны», - сказал, выступая 14 марта 2003 г. на коллегии Министерства экономического развития и торговли РФ, премьер-министр М. М. Касьянов (Российская газета. 2003. № 49. С. 1).

12 «В России,- пишет д. э. н. М. И. Гельвановский, - в связи с объективными обстоятельствами существует ряд факторов, приводящих к снижению конкурентоспособности и на внутреннем, и на внешнем рынке, главный из которых - более высокий по сравнению со среднемировым показатель издержек производства, связанный с неблагоприятными климатическими условиями и большой территорией» (Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 202).

13 В своей замечательной книге «Международная конкуренция» М. Портер уже обратил на это внимание и в качестве примера привел Голландию.

«Голландия... экспортирует цветы на сумму свыше 1 млрд дол. в год, несмотря на холодный и, казалось бы, неподходящий климат. Именно этот отрицательный момент позволил усовершенствовать теплицы, вывести новые сорта цветов, разработать меры по экономии энергии, что и привело в конечном счете к стойкому конкурентному преимуществу отрасли. Причем были использованы имеющиеся в Голландии богатые запасы природного газа, что показывает, как для компенсации одного фактора часто с успехом используется обильный ресурс другого.

Влияние сурового климата вынудило разработать стратегию, усиливающую конкурентное преимущество гораздо действеннее, чем традиционные методы выращивания цветов». (Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. 1993. С. 106-107).

страны иностранных продуктов, чем отечественных товаров. Причем это справедливо по отношению и к скоропортящимся, и к труднотранспортируемым, и к большегрузным товарам.

Главными факторами, позволяющими быть конкурентоспособными в любом месте земного шара, являются информационно-технический прогресс, социально-экономическая среда и проводимая в стране экономическая политика. Во многом благодаря им высочайшая сейсмическая активность на Аляске, в Японии и в Калифорнии не мешают эффективному развитию там высокотехнологичных производств.

Видимо, в рассматриваемый отрезок времени основными причинами неконкурентоспособности экономики большинства субъектов России являются не их местоположение и не температурный режим в регионе. Причины кроются прежде всего в социально-экономической среде, существующих условиях хозяйствования, качестве управления14 и, как следствие, в отсутствии технологического прогресса (более того, в исследуемый период в стране продолжался и технологический регресс). Разговоры же о суровом климате и непомерном пространстве России лишь камуфлировали эти причины. Поэтому не случайно, что с началом оживления экономики они практически прекратились.

Выводы

1. Конкурентоспособность экономики региона обусловливается действием не одного, а, как правило, группы факторов. Поэтому, во-первых, суждение о конкурентоспособности, вынесенное на основании одного-двух факторов, может оказаться ошибочным. Во-вторых, отсутствие конкурентного преимущества по одному или группе факторов не ведет к неизбежной неконкурентоспособности экономической системы.

2. На одни факторы конкурентоспособности действующие на территории региона хозяйствующие субъекты могут влиять непосредственно, на другие - нет. К первым относятся,

14 «Все говорят: "Ах, наша продукция неконкурентоспособна". Но, может быть, это наша стратегия неконкурентоспособна?» (Гурова Т., Наумкин А. Избегайте его //Эксперт. 2003. № 15. С. 47).

например, объем инвестиций в основной капитал, трудоемкость продукции, плотность дорожной сети, величина бюджетных расходов и т. д., ко вторым - природные богатства территории, политика правительства, конъюнктура мирового рынка.

Отсюда следуют два вывода. Во-первых, внутренняя конкурентоспособность экономики региона зависит не только от сложившейся в нем ситуации (экономической, институциональной, демографической, политической и т. д.), но и от состояния экономической системы в целом. Во-вторых, общество способно целенаправленно формировать конкурентные преимущества и тем самым противостоять негативному воздействию на конкурентоспособность не находящихся в данное время под его влиянием факторов.

3. В рассматриваемый период ни один регион страны не имел конкурентных преимуществ сразу по всем факторам. У каждого был свой особенный набор конкурентных преимуществ, делавший его экономику конкурентоспособной. При этом внутренняя конкурентоспособность большинства субъектов РФ достигалась за счет реального сектора экономики.

4. Экономика может быть конкурентоспособной при разных сочетаниях факторов конкурентоспособности.

Выводы 3 и 4 указывают на то, что в экономической борьбе можно опираться на свой, специфический набор конкурентных преимуществ, а не стараться превзойти характеристики конкурентных преимуществ других участников рынка.

5. Поскольку набор факторов конкурентоспособности меняется во времени, и конкурентоспособность экономики региона зависит не только от экономического потенциала этого региона и эффективности его использования, но и от состояния экономической системы в целом, выход на уровень конкурентоспособности не гарантирует его сохранения.

6. Сохранение и тем более повышение уровня конкурентоспособности требует совершенствования множества факторов конкурентоспособности, расширения набора конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.