Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВНЕШНИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЭКСПОРТЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ВНЕШНИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЭКСПОРТЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ВНЕШНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / EXPORT OF MEDICAL SERVICES / EXTERNAL BUSINESS PROCESSES / FOREIGN CITIZEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е.

Целью исследования стала разработка классификации и характеристика основных бизнес-процессов (производственных связей), возникающих при развитии экспорта медицинских услуг в Российской Федерации.Исследование проведено на основе данных литературных источников в сети Интернет, анализа и оценки нормативных правовых актов, структурирования процессов взаимодействия между элементами организационной системы. Предложены классификация и характеристики 59 основных внешних бизнес-процессов, возникающих в процессе развития экспорта медицинских услуг в рамках взаимодействия субъектных пар, представленных государственными органами, бизнес-организациями и иностранными гражданами, с учетом регламентирующих их отдельных нормативных правовых документов.Предлагаемые структурированные формы взаимодействия между субъектами участниками экспорта медицинских услуг помогут при разработке новых или совершенствовании имеющихся нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF EXTERNAL BUSINESS PROCESSES IN EXPORT OF MEDICAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The study objective is to develop classification and to characterize main business processes (production relationships) arising during development of export of medical services in the Russian Federation. Methods. The study was based on information derived from publications off- and on-line, analysis and evaluation of regulatory legal acts, structuring processes of interaction between elements of organizational system. Results. The classification and characteristics of 59 major external business processes arising in process of developing the export of medical services as part of interaction of subject pairs represented by government organizations, business structures and foreign citizens are proposed. The individual regulating documents also were considered. Interpretation. The proposed structured forms of interaction between subjects participating in export of medical services will help developing new or improving existing regulatory legal acts needed for effective implementation of this process.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВНЕШНИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЭКСПОРТЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(6)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286 1281

Здоровье и общество

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Орлов С. А.Мадьянова В. В.Столбов А. П.Качкова О. Е.2

ОЦЕНКА ВНЕШНИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЭКСПОРТЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский

Университет), ' '999', г. Москва; 2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», '25'67, г. Москва

Целью исследования стала разработка классификации и характеристика основных бизнес-процессов (производственных связей), возникающих при развитии экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. Исследование проведено на основе данных литературных источников в сети Интернет, анализа и оценки нормативных правовых актов, структурирования процессов взаимодействия между элементами организационной системы. Предложены классификация и характеристики 59 основных внешних бизнес-процессов, возникающих в процессе развития экспорта медицинских услуг в рамках взаимодействия субъектных пар, представленных государственными органами, бизнес-организациями и иностранными гражданами, с учетом регламентирующих их отдельных нормативных правовых документов.

Предлагаемые структурированные формы взаимодействия между субъектами участниками экспорта медицинских услуг помогут при разработке новых или совершенствовании имеющихся нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации данного процесса.

Ключевые слова: экспорт медицинских услуг; внешние бизнес-процессы; иностранный гражданин.

Для цитирования: Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е. Оценка внешних бизнес-процессов в экспорте медицинских услуг в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(6):1281 —1286. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286 Для корреспонденции: Орлов Сергей Александрович, ассистент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета; e-mail: orlovsergio@mail.ru

Orlov S. A.1, Madyanova V. V.1, Stolbov A. P.1, Kachkova O. E.2 THE EVALUATION OF EXTERNAL BUSINESS PROCESSES IN EXPORT OF MEDICAL SERVICES IN THE

RUSSIAN FEDERATION

1The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" (Sechenov University) of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia; 2The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Financial University under the Government of The Russian Federation", 125167, Moscow, Russia

The study objective is to develop classification and to characterize main business processes (production relationships) arising during development of export of medical services in the Russian Federation. Methods. The study was based on information derived from publications off- and on-line, analysis and evaluation of regulatory legal acts, structuring processes of interaction between elements of organizational system. Results. The classification and characteristics of 59 major external business processes arising in process of developing the export of medical services as part of interaction of subject pairs represented by government organizations, business structures and foreign citizens are proposed. The individual regulating documents also were considered. Interpretation. The proposed structured forms of interaction between subjects participating in export of medical services will help developing new or improving existing regulatory legal acts needed for effective implementation of this process.

Key words: export of medical services; external business processes; foreign citizen.

For citation: Orlov S. A., Madyanova V. V., Stolbov A. P., Kachkova O. E. The evaluation of external business processes in export of medical services in the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(6):1281 —1286 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286

For correspondence: Orlov S. A., the assistant of the Higher School of Health Care Management of the Institute of Leadership and Management of Health Care of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University» of Minzdrav of Russia. e-mail: orlovsergio@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The article was prepared on the basis of research materials of the Reg. No. AAAA-A19-119062790081-0, executed under the government contract in 2019.

Received 22.06.2020 Accepted 03.09.2020

Введение

Основные проблемы в развитии экспорта медицинских услуг в Российской Федерации связывают с низким уровнем развития маркетинга (отсутствием доступной информации на иностранных языках о медицинских организациях и их специализации, медицинском персонале, с малым количеством зарубежных партнеров, привлекающих туристов в Россию), непрозрачностью рынка и отсутствием его го-

сударственной поддержки, слабым использованием цифровых технологий в медицине, низким вниманием к вопросам коммуникации с иностранными пациентами и наличием языкового барьера [1, 2], несоответствием имеющейся медицинской инфраструктуры международным стандартам, глобальным отставанием в технической оснащенности и в уровне профессиональной подготовки врачей [3, 4].

Для более детального анализа процессов, идентифицирующих факторы глобального влияния на раз-

витие экспорта медицинских услуг [5, 6], разрабатываются отдельные схемы взаимодействия медицинского туриста с медицинской организацией через медицинских провайдеров и операторов [7, 8] и комплексные управленческие матрицы с дополнительным привлечением таких структурных единиц, как «агенты», «страховые и сервисные компании», «фа-силитаторы» [9], на основе которых формируются конкретные стратегии и механизмы продвижения медицинских услуг [10].

Настоящее исследование продолжает практику стандартизации и унификации подходов к оценке потенциальных бизнес-процессов, возникающих в рамках развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации при взаимодействии иностранных граждан и заинтересованных организаций.

Материалы и методы

Исследование проведено на основе данных литературных источников в сети Интернет, анализа и оценки нормативных правовых актов, структурирования процессов взаимодействия между элементами организационной системы.

Результаты исследования

Анализ внешних бизнес-процессов (производственных связей) предлагается осуществлять, используя следующую классификацию предоставляемых услуг:

— информационные услуги (ИУ), связанные с формированием запросов и получением информации справочно-консультационного характера, медицинских документов, рецептов, уведомлений о дате и времени госпитализации;

— медицинские услуги (МУ), оказываемые в том числе с применением телемедицинских технологий;

— логистические услуги (ЛУ), связанные с транспортировкой пациентов до/от медицинской организации и их сопровождением;

— технологические услуги (ТУ), предоставляемые с использованием специализированных сервисов, применяемые в том числе при оказании медицинских услуг;

— финансовые услуги (ФУ), связанные с оплатой медицинских услуг и работ, в том числе выставление счетов на оплату.

Процесс оказания вышеперечисленных услуг сопровождается:

— резервированием ресурсов (РР; выбор медицинской организации и лечащего врача, запись на прием, госпитализацию, заказ/резервирование лекарственного препарата в аптеке и т. д.) и оценкой качества предоставляемых услуг (ОУ) в рамках соответствующих экспертиз, в том числе при осуществлении независимой оценки качества оказания услуг медицинской организацией.

Выделим следующие классы процессов, субъектами которых являются российские юридические лица, зарубежные агенты — представители пациента, а также сам иностранный гражданин — пациент, получающий медицинскую помощь (здесь и далее используются общепринятые трехсимвольные обозначения субъектных пар, где в качестве символа-связки используется цифра «2»):

G2G — процессы взаимодействия между государственными органами участвующими в организации предоставления медицинских услуг иностранному пациенту;

G2B — процессы предоставления госорганами услуг бизнес-организациям (В), а также процессы осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнес-организаций (интеракции «государство—бизнес»);

B2G — процессы подготовки и предоставления бизнес-организацией информации госорганам (интеракции «бизнес—государство»);

В2В — процессы взаимодействия между бизнес-организациями, когда один из субъектов является получателем и/или заказчиком, а другой — исполнителем работы и/или оказывает услуги (интеракции «бизнес—бизнес»);

G2С — процессы предоставления государственным органом услуг непосредственно иностранным гражданам (С; интеракции «государство—гражданин»);

В2С — процессы выполнения бизнес-организацией работ и/или предоставления услуг иностранным гражданам (интеракции «бизнес—гражданин»);

С2В — процессы оценки иностранными гражданами качества предоставляемых услуг и/или выполнения работ бизнес-организациями.

Участниками (субъектами) внешних бизнес-процессов являются:

— федеральные министерства: здравоохранения (МЗ, МЗ РФ), внутренних дел (МВД), иностранных дел (МИД);

— федеральный (ФФ) и территориальные (ТФ) фонды обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор (РЗН) и его территориальные органы, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА);

— органы государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов РФ (ОУЗ);

— медицинские организации (МО), страховые компаниии (СК), ассистанс-компании (АК), иные бизнес-организации (БО), в том числе информационные агрегаторы (ИА);

— иностранный(е) гражданин(ане) (ИГ), не име-ющий(е) права на получение медицинской помощи по программе государственных гарантий (не имеющий(е) полиса ОМС).

Обобщенная характеристика основных внешних бизнес-процессов, сформированных с учетом содержания предоставляемых услуг или отдельных действий (запросов) со стороны участников субъектных пар, представлена в таблице.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(6) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286

Здоровье и общество

Классификация и характеристика основных внешних бизнес-процессов, возникающих при развитии экспорта медицинских услуг

в Российской Федерации

№ Субъектная пара Код услуги

Содержание услуги

Примечание

1 1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2 2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6 2.7

Класс G2G — МЗ—ОУЗ

услуга «госорган—госорган»

ОУЗ—ТФ

ОУЗ—ОУЗ

ОУЗ—МЗ

ППО ПВД ИУ

УПО ИУ

МРВ

Передача плановых объемов медицинской помощи для оказания иностранным гражданам; определение потенциальных возможных доходов от оказания медицинских услуг иностранным гражданам

Утверждение плановых объемов медицинской помощи, планируемых для оказания гражданам РФ

Межрегиональное взаимодействие при оказании ме-(ЛУ+МУ+ИУ) дицинской помощи иностранным гражданам в экстренной форме

ЛФУ Перевод пациента на лечение в медицинскую органи-

ОУЗ—ФМБА (ЛУ+МУ+ИУ) зацию федерального уровня

ОУЗ—МЗ

Класс G2B ОУЗ—МО

ОУЗ—МО МЗ—МО

ОУЗ—МО МЗ—МО ТФ—МО ФФ—МО

ОВО Обеспечение выполнения объемов медицинской по-

ИУ мощи иностранным гражданам

- услуга «госорган—бизнес—организация»

ОУЗ на основании планового объема медицинских услуг, переданного МЗ РФ, распределяет его по подведомственным МО**.

Данная операция позволяет осуществлять планирование потенциально возможных объемов медицинской помощи для иностранных граждан с учетом объемов медицинской помощи, выполняемых в рамках государственного задания

Комиссия по разработке территориальной программы ОМС формирует плановое государственное задание для МО, при гарантированном и обязательном выполнении которого она вправе оказывать медицинские услуги, в том числе иностранным гражданам Организация транспортировки или санитарной эвакуации, привлечение медицинских работников для консультаций (запрос альтернативного мнения). Обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи посредством МИС, интегрированных с ЕГИСЗ

Формирование деперсонифицированного отчета об объемах медицинской помощи и финансовых средств, полученных от оказания медицинских услуг иностранным гражданам по данным из МИС и бухгалтерского ПО

РМП

ИУ

ИУ

МСА ИУ ГЗО ИУ

Распределение объемов медицинской помощи в под- Соотнесение с п. 1.1. ведомственные МО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационная поддержка МО в СМИ, Интернете

Международная сертификация и аккредитация

Формирование государственного задания для МО, исходя из ее ресурсной обеспеченности

ТФ—МО

РЗН—МО

МИД—МО МВД—МО

ККК

ОУ

КБД ОУ

ОКУ

ОУ

ВВУ

ТУ

РУГ

ИУ

Контроль критериев качества (объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС)

Государственный контроль качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности

Оценка качества медицинских услуг, предоставляемых иностранным гражданам Выдача визы для въезда на территорию РФ в упрощенном (ускоренном) порядке

Регистрационный учет прибывших на территорию РФ иностранных граждан

Создание тематических программ и единого многоязычного интернет-портала для продвижения российских МО на международных рынках медицинских услуг

Целесообразно субсидирование расходов на сертификацию (аккредитацию) для государственных МО Перспективное планирование объемов медицинской помощи осуществляется по данным их фактического исполнения за отчетный период. Корректировка объемов медицинской помощи, выделяемых в рамках госзадания, позволяет МО планировать объемы медицинских услуг, оказываемых за счет иных источников финансирования, в том числе при участии иностранных граждан 1. Обеспечивается контроль за: соблюдением прав граждан РФ на оказание медицинской помощи в рамках ТПГГ; соблюдением порядков оказания медицинской помощи;

выполнением клинических рекомендаций; выполнением стандартных операционных процедур (СОП)

Осуществляется в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Осуществляется с помощью специальных web-серви-сов (в том числе как e-visa)

Доступ через специализированный информационный ресурс.

Доступна опция дистанционной регистрации по месту пребывания иностранного гражданина в МО

3 Класс B2G — услуга «бизнес— —организация—госорган»

3.1 МО— ОУЗ ПСР Передача сведений о ресурсном обеспечении Передача сведений в федеральный реестр медицин-

МО— МЗ ИУ ских организаций (ФРМО) и федеральный регистр ме-

3.2 МО— ТФ (+) дицинских работников (ФРМР) ЕГИСЗ

МО— ФФ

3.3 МО— ТФ ФГЗ Заявка на формирование государственного задания Передача сведений в форме электронных документов

МО— ФФ ИУ

3.4 МО— ОУЗ

МО— МЗ

3.5 МО— МЗ РПВ Передача сведений о расписании приема врачей в Передача сведений в федеральную электронную реги-

ИУ ФЭР (с отметкой о том, что врач оказывает медицин- стратуру (ФЭР) ЕГИСЗ

ские услуги, в том числе иностранным гражданам)

3.6*** МО— МЗ ПЗВ Передача сведений о записи иностранного граждани- Передача сведений из МИС в ЕГИСЗ

МО— ОУЗ ИУ на на прием к врачу

3.7*** МО— МЗ ЗТМ Передача запроса на телемедицинскую консультацию В соответствии с постановлением Правительства РФ

МО— ОУЗ РР в ФЭР от 05.05.2018 № 555

3.8*** МО— МЗ ПТМ Передача протокола телемедицинской консультации Передача протокола в реестр электронных медицин-

МО— ОУЗ ИУ в ФЭР ских документов (РЭМД) ЕГИСЗ

3.9*** МО— МЗ ФПП Передача информации о факте приема пациента вра- В соответствии с постановлением Правительства РФ

МО— ОУЗ ИУ чом в ФЭР от 05.05.2018 № 555

Продолжение

№ Субъектная пара Код услуги* Содержание услуги Примечание

3.10*** МО— МЗ СМД Передача сведений о медицинской документации па- Передача сведений в РЭМД ЕГИСЗ

МО— ОУЗ ИУ циента, которая создана и хранится в МО

3.11*** МО— МЗ СПУ Передача сведений персонифицированного учета ме- Передача сведений в ЕГИСЗ

МО— ОУЗ ИУ дицинской помощи в обезличенном (псевдонимизи-

рованном) виде в ИЭМК

3.12*** МО— МЗ РМП Передача сведений о результатах оказания пациенту Через подсистему ЕГИСЗ

МО— ОУЗ ИУ медицинской помощи

3.13*** МО— МЗ ВНР Передача сведений об иностранных пациентах для ве- Через подсистему ЕГИСЗ

МО— ОУЗ ИУ дения нозологических регистров

3.14*** МО— МЗ ПЭР Передача сведений о выписанном пациенту рецепте Порядок ведения и использование единого реестра ре-

МО— ОУЗ РР на лекарственное средство или медицинское изделие в цептов осуществляется по решению органов власти

единый электронный реестр рецептов субъекта РФ

3.15*** МО— МЗ СНГ Передача списка пациентов, направленных на плано- Через единый информационный ресурс (ЕИР)

МО— ОУЗ РР вую госпитализацию для получения специализиро-

ванной медицинской помощи

3.16*** МО— МЗ ДПГ Передача сведений о дате плановой госпитализации Через ЕИР

МО— ОУЗ РР пациента

3.17*** МО— МЗ ИГВ Направление информации о фактической госпитали- Через ЕИР

МО— ОУЗ ИУ зации, отказе или неявке пациента для госпитализа-

ции, о выписке пациента

3.18 МО— МЗ КСК Направление информации о количестве свободных Через ЕИР

МО— ОУЗ ИУ мест (коек) на госпитализацию (по профилям)

МО— -ТФ

3.19 МО— -РЗН СПГ Передача сведений (по запросу) о соблюдении прав Передача сведений в форме электронных документов

ИУ граждан РФ на оказание медицинской помощи в соот-

ветствии с порядками, о контроле качества и безопас-

ности медицинской деятельности

3.20 МО— МИД ПСП Передача списка иностранных пациентов, въезжаю- Осуществляется с помощью специальных web-серви-

ИУ щих на территорию РФ для получения медицинских сов по защищенным каналам связи

3.21 МО— МВД услуг Доступ через специализированный информационный

ресурс

4 Класс B2B — услуги «бизнес—организация—бизнес—организация»

4.1 МО— СК4* ПСП Передача списка иностранных пациентов для оказа- Для формирования СК пакета сопроводительных до-

СК4* ИУ ния медицинских услуг кументов и расчета страхового покрытия

4.2 МО— ВСО Выставление счета (реестра счетов) на оплату меди- По ДМС — непосредственно в СК

ФУ цинской помощи, оказанной МО застрахованным

СК4* иностранным гражданам

4.3 —МО ОМП Оплата счета за медицинскую помощь, оказанную МО После проведения СК медико-экономического кон-

ФУ иностранному гражданину троля, медико-экономической экспертизы и экспер-

тизы качества медицинской помощи (ЭМП)

4.4 МО— -АК УАК Предоставление услуг ассистанс-компаний Организация трансфера, предоставление услуг пере-

ИУ+ЛУ водчика, обеспечение функционирования аларм-цен-

тра, организация дополнительных услуг по медицин-

скому уходу (86.90.12.0005*) и прочих услуг в области

здравоохранения, не включенных в другие группиров-

ки (86.90.195*)

4.5 МОИ — МОЗ ТМК Телемедицинская консультация «врач — врач» С получением протокола консультации через РЭМД

МУ (ФЭР) ЕГИСЗ (МОЗ — заказчик, МОИ — исполнитель)

4.6 МОи —МОЗ ТСЭ Выполнение транспортировки, санитарной эвакуации Предоставление услуги посредством передачи сведе-

МУ ний в форме электронных документов

4.7 БО— МО УИА Предоставление услуг информационного агрегатора Маркетплейс, услуги маркетингового анализа и т. п.

БО— АК ИУ

4.8 БО— МО ПОУ Предоставление «облачных» сервисов обработки и Предоставление сервисов МИС, ИС аптеки, ИС СМО,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БО— АК ТС хранения, непубличных телекоммуникационных и сервисов закрытых мессенджеров и т. д. по модели

БО— СК4 иных технологических услуг 8аа8

5 Класс G2C — услуги «госорган —иностранный гражданин»

5.1 МЗ— ИГ ТСО Предоставление информации о текущем состоянии Через подсистемы ЕГИСЗ

ИУ очереди на получение медицинских услуг, в том числе

СМП и ВМП

5.2 МЗ— ИГ ИМП Предоставление информации об оказанной медицин- Через ЕПГУ

ОУЗ— ИГ ИУ ской помощи, содержащейся в ЭМК пациента

5.3 ОУЗ— ИГ ПСИ Предоставление справочно-консультационной ин- Через контакт-центр ОУЗ, через сайт ОУЗ

ИУ формации

5.4 МВД —ИГ ПСИ Предоставление справочно-консультационной ин- Через контакт-центр, через сайт

ИУ формации

5.5 МИД —ИГ ПСИ Предоставление справочно-консультационной ин- Через контакт-центр, через сайт

ИУ формации

6 B2C — услуги «бизнес—организация — иностранный гражданин»

6.1 МО— ИГ ЗПВ Запись на прием к врачу, запись для получения теле- Через ЕПГУ через сайт МО, через инфомат в фойе

РР медицинской услуги МО, через регистратуру МО (лично, по телефону)

6.2 МО— ИГ ОМУ Оказание медицинской услуги В условиях, форме и по видам медицинской помощи,

МУ согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ф3

6.3 МО— ИГ ТМУ Оказание телемедицинской услуги В соответствии с приказами Минздрава России от

МУ 30.11.2017 № 965н, от 13.10.2017 № 804н

6.4 МО— ИГ ДДП Предоставление доступа к электронным медицинским Через запрос в МО

ИУ документам пациента

6.5 МОсмп/вмп — ИГ УВП Уведомление пациента о времени прибытия в МО для Осуществляется МО, оказывающей СМП/ВМП (с вне-

ИУ получения СМП/ВМП сением этой информации в подсистемы ЕГИСЗ)

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(6) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286

Здоровье и общество

Продолжение

№ Субъектная пара Код услуги* Содержание услуги Примечание

6.6 МО— -ИГ УДГ Уведомление пациента о дате и времени приема врача, Через личный кабинет иностранного гражданина на

ИУ плановой госпитализации в МО (напоминание) сайте МО, с помощью SMS, по электронной почте, по

телефону.

6.7 МО— -ИГ ПСИ Предоставление гражданам справочной информации Через контакт-центр МО, СК

СК- ИГ ИУ

6.8 СК- ИГ УДГ Уведомление иностранного пациента о дате плановой Через личный кабинет на сайте СК, с помощью SMS;

ИУ госпитализации в МО (напоминание) по электронной почте, по телефону

6.9 СК- ИГ ЗВК Прием заявления о выборе СК, страховой программы Лично, через представителя иностранного граждани-

РР на, через сайт СК

6. 10 СК- ИГ ВПЗ Выдача полиса ДМС застрахованному иностранному Лично, через представителя иностранного граждани-

ЛУ гражданину на

6. 11 ИА- ИГ УИА Предоставление услуг информационного агрегатора Поиск МО, врача, услуг сиделки, лекарственного пре-

ИУ парата и т. д.

6. 12 АК- ИГ РЛП Обеспечение эффективной и удобной формы резерви- Через сайт АК

РР рования (заказ), доставки и получения лекарственных

препаратов, медицинских изделий

7 C2G — услуги « иностранный гражданин—госорган»

7.1 ИГ- МЗ ОУК Оценка удовлетворенности пациента качеством рабо- Заполнение анкеты на сайте МЗ или ОУЗ

ИГ- ОУЗ ОК ты МО

* Трехбуквенное обозначение в коде услуги соответствует сокращенной форме наименования, указанного в разделе «Содержание услуги».

** С учетом имеющихся в МО резервов для оказания медицинских услуг иностранным гражданам после выполнения плановых объемов медицинской помощи в рамках государственного задания.

*** Предполагается осуществление передачи данных в обезличенном виде либо при наличии на передачу данных информированного согласия иностранного гражданина при условии соблюдения врачебной тайны и конфиденциальности персональных данных.

4* В данной классификации страховая компания (СК) является иностранным юридическим лицом, либо представительством (филиалом) иностранного юридического лица, либо юридическим лицом Российской Федерации, представляющим интересы иностранного юридического лица (его представительства или филиала). Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере ОМС и выполняющая функции страховщика для иностранных граждан в системе ОМС, к данной классификации не относится.

5* Коды услуг в области здравоохранения согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Заключение

Представленный перечень субъектных пар и внешних бизнес-процессов, возникающих при развитии экспорта медицинских услуг, не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом специфики профиля оказываемой медицинской помощи и регламентирующих его отдельных процедур . Данный подход позволяет более детально изучать внешние бизнес-процессы в контексте их нормативно-правового регулирования, необходимости гармонизации с международными стандартами и лучшими организационно-управленческими практиками, обеспечивать конгруэнтное взаимодействие участников процесса оказания медицинской помощи иностранным пациентам, не нанося ущерба интересам граждан Российской Федерации.

Работа подготовлена по материалам НИР Рег. № НИОКТР АААА-А19-119062790081-0, выполненного по государственному контракту в 2019 г.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никольская Е. Ю., Игнатьев А. А. Тенденции развития медицинского туризма в России. Российский экономический интернет-журнал. 2019;(1):34.

2. Карпова Г. А., Щербук Ю. А. Анализ мировых тенденций и оценка перспектив развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в государствах — участниках СНГ. Диалог: политика, право, экономика. 2019;13(2):86—92.

3. Калмыков Н. Н., Лазарев Е. С. Аналитическая записка «О состоянии и развитии медицинского туризма в Российской Федерации». М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 2017.

4. Кохова И. В. Формирование благоприятных условий для ускорения развития въездного медицинского туризма. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018;(6):12—8.

5. Вдовин К. Э. Перспективы развития медицинского туризма в Российской Федерации: анализ конкурентной среды методом DEA. Вестник университета. 2019;(б):57—67.

6. Баев В. В. Стратегический анализ дестинаций на основе использования индекса медицинского туризма. Туризм и гостеприимство. 2019;(1):12—21.

7. Никитина О. А., Левтерова Е. В. Экспорт услуг российского медицинского туризма: проблемы и возможности. В сб.: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: Материалы XIII Международной научно-практической конференции . М.; 2017. С. 56—9.

8. Ананченкова П. И. Деятельность бизнес-субъектов на рынке услуг медицинского туризма. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019;(1):26—32.

9. Климин В. Г., Дайхес А. Н., Коваль А. П. Медицинский туризм. Концепция создания системы оказания медицинских услуг иностранным гражданам в медицинских учреждениях Российской Федерации. М.: Комментарий; 2018.

10. Моисенко И. В., Усова М. В. Особенности разработки программы продвижения агентства медицинского туризма. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(3):261—5.

Поступила 22.06.2020 Принята в печать 03.09.2020

REFERENCES

1. Nikolskaya E. Yu., Ignatiev A. A. Tendencies of development of medical tourism in Russia. Rossiiskij economicheskij internet-zhurnal. 2019;(1):34 (in Russian).

2. Karpova G., Scherbuk Yu. Analysis of Global Trends and Assessment of the Prospects for the Development of Medical and Health Tourism in the CIS Member States. Dialog: politica, pravo, economica. 2019;13(2):86—92 (in Russian).

3. Kalmykov N. N., Lazarev E. S. Analytical note "On the state and development of medical tourism in the Russian Federation" [Analitich-

eskaya zapiska «O sostoyanii i razvitii meditsinskogo turizma v Rossi-yskoy Federatsii»]. Moscow: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2017 (in Russian).

4. Kokhova I. V. The creation of favorable conditions to accelerate the development of inbound medical tourism. Upravlenie economich-eskimi sistemami:elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2018;(6):12—8 (in Russian).

5. Vdovin K. Perspectives of development of medical tourism in the Russian Federation: Analysis of competitive environment by method of data environment analysis. Vestnik universiteta. 2019;(6):57—67 (in Russian).

6. Baiev V. V. Strategic analysis of destinations based on the use of medical tourism index. Turism i gostepriimstvo. 2019;(1):12—21 (in Russian).

7. Nikitina O. A., Levterova E. V. Export of Russian medical tourism services: problems and opportunities. In: Actual problems of the development of the hospitality industry: Materials of the XIII Interna-

tional Scientific and Practical Conference [Aktualnyye problemy raz-vitiya industrii gostepriimstva: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Moscow; 2017. P. 56—9 (in Russian).

8. Ananchenkova P. I. The activities of business entities in the market of medical tourism. Bulleten Nationalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta obshestvennogo zdorovya imeni N. A. Semashko. 2019;(1):26—32 (in Russian).

9. Klimin V. G., Daihes A. N., Koval A. P. Medical tourism. The concept of creating a system of providing medical services to foreign citizens in medical institutions of the Russian Federation [Medit-sinskiy turizm. Kontseptsiya sozdaniya sistemy okazaniya meditsin-skikh uslug inostrannym grazhdanam v meditsinskikh uchrezhdeni-yakh Rossiyskoy Federatsii]. Moscow: Commentary; 2018 (in Russian).

10. Moisenko I. V., Usova M. V. Features of development of the program of promotion of the medical tourism agency. Azimut nauchnyh issle-dovanij: economika I upravlenir. 2019;8(3):261—5 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.