Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АВТОВАЗ"'

ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АВТОВАЗ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова А. Ю.

В статье описывается динамика развития ОАО «АвтоВАЗ» в разрезе внешнеэкономических торговых связей. Просматриваются изменения объема экспорта автомобилей и импорта комплектующих за последние несколько лет. Произведена оценка влияния интеграционных процессов между ОАО «АвтоВАЗ» и альянсом Renault-Nissan.The article describes the development of OJSC "AvtoVAZ" in the context of foreign trade relations: the export and import change during the last few years. An assessment of the impact of the integration processes between the "AvtoVAZ" and the alliance Renault-Nissan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АВТОВАЗ"»

2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИП Экоперспектива, 2013. - 536 с.

УДК 339.56.055

Ульянова А.Ю. студент 4 курса Института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени

академика С.П. Королева Россия, г. Самара

ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗ»

В статье описывается динамика развития ОАО «АвтоВАЗ» в разрезе внешнеэкономических торговых связей. Просматриваются изменения объема экспорта автомобилей и импорта комплектующих за последние несколько лет. Произведена оценка влияния интеграционных процессов между ОАО «АвтоВАЗ» и альянсом Renault-Nissan.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, таможенный союз, интеграция, экспорт, внешнеэкономическая деятельность, торговые отношения.

The article describes the development of OJSC "AvtoVAZ" in the context of foreign trade relations: the export and import change during the last few years. An assessment of the impact of the integration processes between the "AvtoVAZ" and the alliance Renault-Nissan.

Key words: automotive, customs union, integration, export, trade, commercial relations.

ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Завод по производству автомобилей был основан в 1966 году в Тольятти.

Состав акционеров-нерезидентов РФ, владеющих крупным пакетом акций, кардинально изменился за последние несколько лет. Например, в 1 квартале 2013 года совместное предприятия компаний Ростех, RenaultNissan и Troika Dialog Investment - «Alliance Rostec Auto B.V.» стало владеть 81,45 % акций с долей участия в уставном капитале эмитента 74,51 %. К лету 2014 года 50 % уставного капитала акционера эмитента отошли к компании Renault, а около 17 % к компании Nissan [3]. Таким образом, мы наблюдаем тесную интеграцию предприятия с альянсом Renault-Nissan.

Если рассматривать внешнеэкономическую деятельность России, то вступление в Таможенный Союз, сложная геополитическая ситуация последнего года, экономические санкции - все это влияет на внешнеэкономические и торговые отношения в целом и на такое крупное предприятие, как АвтоВАЗ.

Для того, чтобы оценить экономическую эффективность процесса в краткосрочном периоде, рассмотрим динамику нескольких статистических

показателей: экспортные поставки автомобилей в станы СНГ и Европы, выручка на экспорт, доля импорта комплектующих - и выявим факторы, повлиявшие на их изменение. Все данные представлены за 2010-2014 год и взяты из ежеквартальных отчетов ОАО «АвтоВАЗ».

Рисунок 1. Экспорт автомобилей Lada за I квартал 2010 - IV квартал 2014 гг

Из стран СНГ наиболее интересная динамика наблюдается у Казахстана: до 3 квартала 2011 года происходит плавный рост экспорта, а с момента образования Единой таможенной территории (Таможенного союза ЕАЭС) заметен стремительный рост покупательского спроса на автомобили линейки Lada.

Пик спроса приходится на 2013 год, 57 037 автомобилей, - спрос увеличился более чем в 11 раз, по сравнению с базовым 2010 годом (Рисунок 2). Так же просматриваются сезонные спады в 1 квартале каждого года. В июле-декабре 2014 года наблюдается спад продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что может быть связано с падением курса рубля, на фоне чего для граждан Казахстана стало выгодно покупать автомобили иностранного производства в РФ.

Рисунок 2. Количество экспортированных автомобилей Lada 2010-2014 гг

До 2012 года Украина была страной, куда велись самые большие поставки автомобилей Lada, но в 2012, во-первых, значительно увеличились поставки в Казахстан, во-вторых, начал снижаться спрос на рынке Украины. Последнее может быть связано со сложной политической и экономической ситуацией в стране. Так, по итогам 2014 года объем

реализации автомобилей составил 2445 штук, что более чем в 10 раз меньше объема реализации в базовом 2010 году.

Таблица 1. Размер выручки, выручки на экспорт и валовой прибыли ОАО "АвтоВАЗ" за 2010-1013 гг, млн рублей__

Год Выручка Выручка на экспорт Валовая прибыль

2010 137 027 10 854 15 034

2011 174 846 13 243 20 192

2012 183 217 17 894 18 397

2013 175 152 21 037 12 140

В остальных странах СНГ и Европы наблюдается относительно стабильный объем продаж, повторяющий ситуацию на автомобильном рынке в целом (Рисунок 2). Пик продаж пришелся на 2013 год, и выручка на экспорт составила 21 037 млн. рублей (Таблица 1).

Что касается импорта комплектующих, здесь просматривается положительная динамика: в 2010 году импорт составлял около 3 %, в 2011 -около 7 %, в 2012 - около 9 %, в 2013 - около 20 %, а в 2014 - около 30 %. При этом до января 2014 года у предприятия не было поставщиков, на которых приходилось бы не менее 10% поставок, а в 2014 году крупным поставщиком-нерезидентом РФ стала компания Renault s.a.s., на долю которой за 9 месяцев 2014 года пришлось 32 % объема всех поставок. Заметим, что к лету 2014 года компания Renault s.a.s. стала владеть 50 % уставного капитала акционера эмитента. Следовательно, результатом интеграции с альянсом Renault-Nissan стало увеличение доли импортных комплектующих для машин линейки Lada.

Можно говорить и о другом последствии интеграции с альянсом Renault-Nissan - это расширение модельного ряда. Были сконструированы и запущены в массовое производство новые модели автомобилей: по таблице 2 видно, что в 2011 году стартовала продажа автомобилей Lada Granta, в 2012 - Lada Largus. Так же стоит отметить, что в 2013 году вышла обновленная модификация автомобиля Lada Kalina - Lada Kalina II.

Если затрагивать совместные проекты альянса Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ», по заказу Nissan на платформе Lada Kalina II был разработан бюджетные автомобили Mi-Do и On-Do марки Datsun. Автомобили уже запущены в массовое производство и успешно продаются.

В отчете за I квартал 2015 года указывается, что с 2014 года значительно увеличился объем работ по сборке автомобилей и шасси в рамках договоров подряда, заключенных с альянсом «Renault-Nissan». В I квартале 2015 года объем выручки по данному виду деятельности составил 27,36% в общем объеме выручки от продаж [2, 26 c.]

Таким образом, если исключить влияние политических факторов, просматривается положительное влияние экономической интеграции России со странами СНГ и ОАО «АвтоВАЗ» с нерезидентами РФ,

вследствие этого увеличиваются рынки сбыта продукции, повышается качество выпускаемых автомобилей, происходит расширение модельного ряда.

Использованные источники:

1. Электронный ресурс - Ежеквартальные отчеты ОАО «АвтоВАЗ» 20102014 гг. - http://mfo.avtovaz.ru/mdex.php?id=301.

2.Электронный ресурс - Ежеквартальный отчет ОАО «АвтоВАЗ» за I квартал 2015 г. - http://mfo.avtovaz.ru/mdex.php?id=301. 3. Электронный ресурс - Сайт госкорпорации Ростех - Новость от 15 апреля 2013 - http://rostec.ru/news/1627.

УДК 368.2

Ульянова А.Ю. студент 4 курса Института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени

академика С.П. Королева Россия, г. Самара АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВОЗРАСТА И СТАЖА ПРИ РАСЧЕТЕ ОСАГО

В статье приводится базовая информация об ОСАГО. Проводится анализ изменения коэффициента возраста и стажа водителей. Также проведен опрос и на его основе сделан вывод о целесообразности применения данного коэффициента.

Ключевые слова: автострахование, страховой тариф, страховая премия, расчет ОСАГО.

This article provides basic information about the CTP. The analysis of age factor changes. Also, a survey was conducted on the basis of its conclusion on the appropriateness of this ratio.

Tags: car insurance, insurance rate, insurance premium, CTP calculation.

Принятие закона об ОСАГО - обязательном страховании авто гражданской ответственности - состоялось 25 апреля 2002 года. Хотя попытки ввести обязательное автострахование предпринимались не раз: в 1924 году, затем в 60-х годах, по тем или иным причинам такой законопроект откладывался. На данный момент около 90% водителей являются обладателями такого полиса.

Расчет страхового тарифа ОСАГО одинаковый во всех страховых компаниях на территории России, так как этот вид страхования является обязательным. Все базовые страховые тарифы, а также коэффициенты, применяемые при расчетах, установлены законодательством. Страховая премия ОСАГО зависит от многих факторов: от того, физическим или юридическим лицом является владелец транспортного средства (ТС), от категории автомобиля и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.