Научная статья на тему 'Оценка внедрения облачных решений в бизнес компании'

Оценка внедрения облачных решений в бизнес компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЛАКО / CLOUD / ОБЛАЧНЫЙ СЕРВИС / CLOUD SERVICE / БИЗНЕС / КРИТЕРИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ECONOMIC PERFORMANCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / BUSINESS CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Фролова Е.А.

В статье рассматриваются экономические аспекты внедрения облачных сервисов Google и 1С в компаниях среднего бизнеса. Выделены критерии готовности внедрения облачных решений в бизнес и влияние облачных технологий на IT-инфраструктуру компании. Разработан план внедрения облачных сервисов и проведен сравнительный анализ основных экономических показателей до и после их внедрения в деятельность компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the implementation of cloud solutions in the company''s business

The economic aspects of cloud services Google and 1C midmarket. The criteria of readiness to introduce cloud solutions in the business and the impact of cloud computing on IT-infrastructure companies. Developed a plan for implementing cloud services and a comparative analysis of major economic indicators before and after their introduction in the company.

Текст научной работы на тему «Оценка внедрения облачных решений в бизнес компании»

БП

Оценка внедрения „ облачных решении

в бизнес компании

М.Ф.ВАНИНА, А.Г. ЕРОХИН, Е.А.ФРОЛОВА,

доцентМТУСИ, к.т.н. доцентМТУСИ, к.т.н. доцентМТУСИ

В статье рассматриваются экономические аспекты внедрения облачных сервисов Google и 1С в компаниях среднего бизнеса. Выделены критерии готовности внедрения облачных решений в бизнес и описано их влияние на IT-инфраструктуру компании. Разработан план внедрения облачных сервисов и проведен сравнительный анализ основных экономических показателей до и после их внедрения в деятельность компании.

Важной частью любого бизнеса является проектное управление [3], которое обеспечивает правильное построение бизнеса, а также организацию эффективной коммуникации внутри бизнес-сообщества.

Сегодня облачные решения делают проектное управление доступным для бизнеса любого масштаба и помогают обойти высокие начальные затраты на оборудование, ПО и обучение персонала. Рынок облачных технологий постоянно развивается, число предложений

Assessment of the implementation of cloud solutions in the company's business

The economic aspects of cloud services Google and 1C midmarket. The criteria of readiness to introduce cloud solutions in the business and the impact of cloud computing on IT-infrastructure companies. Developed a plan for implementing cloud services and a comparative analysis of major economic indicators before and after their introduction in the company.

растет, поэтому единственным решающим препятствием на пути широкого внедрения систем управления проектами в деятельность бизнеса остается исключительно «человеческий фактор».

Стремительное развитие облачных технологий сделало решающий шаг к распространению проектного менеджмента в среде среднего и малого бизнеса. Размещение хранилищ данных и средств их обработки в «облаке» позволило минимизировать стоимость создания информационной инфраструктуры [4]. И поскольку большинство современных клиентских приложений имеет стандартный web-интерфейс, то и затраты на обучение персонала практически сводятся к нулю.

2

22

222

ВЕ2Е2

22

2

Ключевые слова:

облако, облачный сервис, бизнес, критерий, экономические показатели, эффективность.

2

22

222

222

22

2

Keywords:

cloud, cloud service, business criteria, economic erformance, efficiency.

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

п \ нн ппэ □ □2

ПП ..*

н

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рассмотрим план внедрения облачных решений в деятельность компании. При этом сразу возникает задача выбора такого решения (или решений). Функционал современных облачных решений не сильно различается, поэтому при внедрении облачных решений в бизнес компании можно ограничиться технологиями Google. Apps и «1С: Предприятие» [6].

В сервисах Google Диск и Google Календари для оптимизации системы управления и контроля торгового персонала компании предполагается: ^ использовать регистрацию аккаунтов для сотрудников компании; ^ создавать формы отчетов и баз данных; ^ проводить обучение персонала работе с базами данных.

Снижение расходов при внедрении облачных решений «1С: Предприятие» позволяет: ^ осуществлять покупку приложения «1С: Предприятие online»;

^ приобретать мобильные устройства (планшеты,

смартфоны); ^ проводить обучение персонала; ^ создавать резервные копии баз данных; ^ запускать системы в тестовом режиме для проверки

работоспособности; ^ переносить текущую базу данных с собственного

сервера на сервера компании 1С; ^ запускать системы в рабочем режиме.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы компании влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам [5]. Основными группами факторов являются:

^ факторы ресурсного обеспечения производства (производственные): здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.; ^ факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития компании: организация труда и производства, научно-технических прогресс, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.;

^ факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности компании: умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность. Эффективность деятельности компании может быть повышена путем использования резервов. Резервы представляют собой упущенные (не использованные) на данный момент возможности роста объема продаж продукции, снижения ее себестоимости, увеличения суммы прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансового состояния, а также улучшения других экономических показателей деятельности организаций [3].

По признаку зависимости от деятельности анализируемой организации можно выделить внутренние (внутрихозяйственные) и внешние резервы.

В основном компании должны использовать внутренние резервы, которые, в свою очередь, можно подразделить на экстенсивные и интенсивные: ^ экстенсивные резервы представляют собой увеличение объемов используемых в процессе производства ресурсов; ^ интенсивные резервы подразумевают, что организация может либо изготовить больший объем продукции с неизменным количеством ресурсов, либо изготовить тот же объем продукции с меньшим количеством ресурсов. Основным направлением использования интенсивных резервов является применение достижений научно-технического прогресса. В результате этого происходит качественное улучшение используемых основных фондов, материалов, совершенствование характеристик персонала, повышение уровня применяемой технологии, а также организации производства и т.д.

Внешние резервы не имеют такого значения, как внутренние, но умалять их значение не следует. Такие резервы можно классифицировать по отдельным экономическим показателям: резервы увеличения выпуска и продаж продукции, резервы улучшения использования отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов) и др.

В зависимости

Таблица 1. Рост/падение основных экономических показателей

Название показателя 2012 г. Рост/ падение % 2013 г. Рост/ падение, % 2014 г. (до внедрения)

Объем продаж, тыс. литров 2372 -8,0% 1956 -6,0% 2007

Выручка, тыс. руб. 263 906 3,5% 273 152 16,8% 319 044

МД, тыс. руб. 67 953 17,8% 80 040 15,7% 92 605

Расходы, тыс. руб. 44 723 16,3% 52 003 12,3% 58 396

Прибыль, тыс. руб. 23 230 20,7% 28 037 22,0% 34 209

ЧП итого, тыс. руб. 12 473 9,0% 13 599 34,5% 18 286

от срока, в течение которого выявленные резервы могут быть мобилизованы, различают два основных вида резервов: текущие и перспективные. Те-

ЮК КАЧЕСТВА №2 • 2015

п

СП

□ СП

□ СП

Таблица 2. Сравнительные данные основных показателей до и после внедрения облачных технологий

Название показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. (до внедрения) 2014 г. (после внедрения)

Объем продаж, тыс. литров 2372 1956 2007 2200

Выручка, тыс. руб. 263 906 273 152 319 044 344 288

МД, тыс. руб. 67 953 80 040 92 605 99 098

Расходы, тыс. руб. 44 723 52 003 58 396 49 179

Прибыль, тыс. руб. 23 230 28 037 34 209 49 919

ЧП итого, тыс. руб. 12 473 13 599 18 286 33 996

Таблица 3. Фонд оплаты труда после внедрения технологий, руб. облачных

Должность Январь 2014 г. (до внедрения) Декабрь 2014 г. (после внедрения) Итого

Управление

Генеральный директор 120 000 120 000 1 440 000

Финансовый директор 90 000 90 000 1 080 000

Офис-менеджер 12 600 12 900 153 000

222 600 222 900 2 673 000

Бухгалтерия

Главный бухгалтер 71 000 71 000 852 000

Бухгалтер-кассир 42 000 42 000 504 000

113 000 113 000 1356000

Отдел доставки

Директор по логистике 65 000 65 000 780 000

Водитель-экспедитор (8 чел.) 434 400 434 400 5 212 800

499 400 499 400 5 992 800

Склад

Заведующий складом 42 000 42 000 504 000

Погрузчик 14 000 14 000 168 000

Кладовщик 37 700 37 700 452 400

Грузчик (3 чел.) 84 300 84 300 1 011 600

178 000 178 000 2 136 000

Торговый отдел

Руководитель отдела 55 000 55 000 660 000

Техник-установщик 55 300 58 600 695 400

Промывщик (5 чел.) 214 500 231 000 2 733 000

Кладовщик тех. склада 35 300 38 600 455 400

360 100 383 200 4 543 800

Отдел продаж

Директор по продажам 160 000 180 000 2 140 000

Торговый представитель (3 чел.) 231 000 231 000 2 772 000

Руководитель отдела развития 100 000 100 000 1 200 000

Торговый представитель (3 чел.) 216 000 216 000 2 592 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

568 000 732 000 8 476 000

Вспомогательный отдел

Секретарь 1 690 1 690 20 280

Помощник ген. директора 45 000 45 000 540 000

Юрист 65 000 65 000 780 000

Курьер 12 600 12 900 153 000

124 290 124 590 1 493 280

1 565 990 2 253 090 26 670 880

кущие резервы могут быть мобилизованы, как правило, в течение одного года. Перспективные резервы мож-

но использовать лишь в долгосрочной перспективе, то есть в течение периода, превышающего один год [4].

Еще одним видом классификации резервов является разделение их на явные и скрытые. К явным резервам относится ликвидация причин различных внеплановых потерь и перерасходов. Скрытые резервы можно установить лишь при детализированном анализе, используя методы сравнения показателей исследуемой организации с данными других организаций, а также методы функционально-стоимостного анализа. К таким резервам и могут быть отнесены и облачные технологии, которые позволяют компаниям среднего размера экспериментировать с различными бизнес-стратегиями, внедрять передовые разработки и углублять связи с клиентами без высоких затрат.

Однако при этом для некоторых компаний затраты на само внедрение облачных технологий могут оказаться выше, чем прибыль, полученная от этого внедрения. Поэтому всегда важно понимать, готова ли компания к использованию облачных технологий.

Для того чтобы определить условия успешного внедрения облачных технологий в средний бизнес, необходимо решить ряд задач. На данный момент исследования решены следующие задачи [4]: ^ рассмотрены модели внедрения облачных технологий; ^ определены критерии оценки готовности компании к внедрению облачных технологий. Готовность к использованию облаков обычно зависит от 1Т-базы компании и эффективности ее работы. Для оценки готовности компании можно выделить ряд критериев [4]:

п Ч нн Ч

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ВЕВ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

пп н

Таблица 4. Детализаци облачных технологий (в руб.) я основных показателей по кварталам после внедрения

Статья Период,год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого

МД 2012 12 781 509 17 175 436 17 479 154 20 056 482 67 492 582

2013 17 568 420 20 138 703 18 373 243 23 959 323 80 039 690

2014 (план) 20 568 767 25 440 592 22 252 408 30 836 372 99 098 138

Расходы 2012 9 722 961 10478 810 10 761 556 13 759 773 44 723 100

2013 12 321 807 12 166 521 13 932 738 13 582 014 52 003 080

2014 (план) 12 364 833 12 141 776 12 276 456 12 396 066 49 179 130

Прибыль 2012 3 058 549 6 696 626 6 717 598 6296710 22 769 482

2013 5246613 7972182 4 490 505 10 377 309 28 036 610

2014 (план) 8 203 934 13 298 816 9 975 952 18 440 306 49 919 008

ЧП 2012 736 786 4 566 592 4 110493 4 072 590 12 012 888

2013 2 468 796 4461 142 659 435 6 009 970 13 599 343

2014 (план) 2406181 9 619 664 7 145 700 14 821 288 33 995 833

1. Консолидация данных - комплекс методов и процедур, направленных на извлечение данных из различных источников, обеспечение необходимого уровня их информативности и качества, преобразование в единый формат, в котором они могут быть загружены в хранилище данных или аналитическую систему. Консолидация данных значительно упрощает переход любых информационных систем в облако из-за централизованно-сти хранения данных.

2. Стандартизация данных - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на достижение упорядоченности данных. Стандартизированные данные гораздо проще в обращении и зачастую не требуют каких-то уникальных программных продуктов. Стандартизация данных упростит переход в облако путем использования уже готовых программных решений.

3. Виртуализация аппаратных ресурсов - это программное решение, которое позволяет использовать ресурсы одного компьютера (сервера), чтобы получить несколько разделенных между собой окружений, каждое из которых представляет собой виртуализиро-ванный компьютер (сервер). После создания виртуали-зированного компьютера на нем можно производить те же действия, что и на обычном сервере.

Облачные технологии связаны со значительными изменениями в 1Т-инфраструктуре компании. Подобные изменения и инновации никогда не бывают бесплатными, их стоимость может оказать критическое влияние на бюджет компании. Поэтому перед переходом на современные облачные решения следует провести детальный экономический анализ.

Рассмотрим пример такого анализа для компании по производству напитков. Для наглядности экономического эффекта от внедрений облачных технологий в табл. 1 приведен расчет основных показателей работы

век| КАЧЕСТВА № 2 • 2015

компании за 2012-2014 гг., таких как объем продаж, выручка, маржинальный доход (МД), расходы, прибыль и чистая прибыль (ЧП).

В табл. 2 собраны основные показатели работы компании до внедрения облачных решений и после, в табл. 3 - результаты расчетов по фонду оплаты труда после перехода компании на облачные технологии, а в табл. 4 - детальные значения основных показателей по кварталам в сравнении с предыдущими периодами.

Как видно из табл. 3 и 4, после внедрения облачных решений штатное расписание на 2014 г. изменилось в количественном выражении следующим образом: ^ сокращение 1Т-отдела, клиентского отдела и отдела закупок позволяет получить снижение расходов по фонду оплаты труда за год - 5 348 760 руб.; ^ сокращение затрат на аренду и содержание офиса

за год - 2 885 333 руб.; ^ увеличение продаж за счет увеличения эффективности работы ТП на 10% с 2 006 816 до 2 200 310 литров в год;

^ увеличение чистой прибыли с 18 286 000 до

33 996 000 руб./год; ^ все прочие расходы и плановая динамика развитий торговой сети остаются без изменений. Таким образом, внедрение в деятельность компании облачных решений (план внедрения см. на рисунке) обеспечивает:

^ увеличение продаж за счет более эффективной работы персонала, так как все свое время сотрудники могут посвятить прямым обязанностям - продажам, общению с клиентами, быстрому формированию заказа, контролю остатков на складах и ассортимента товаров. Более глубокое проникновение в работу клиента, в свою очередь, повышает клиенто-ориентированность компании и является весомым конкурентным преимуществом;

п

GH

\СВ

1. Внедрение GoogleApps

РЕГИСТРАЦИЯ JKJy nTOB

Создание б ai данных и

огч^тое

Обучение персонала

2 Внедрение 1С Online

«

9

Пику ПК л приложения

Создание резервной копии

Эагтуск в тестовом режиме

Перенос базы данных

Запуск работы в

|>6ычи( рм режиме

План внедрения облачных технологий в производственную деятельность компании

^ сокращение персонала и, как следствие, издержек

фонда оплаты труда и налогов; ^ уменьшение затрат на аренду и содержание офиса. Внедрение облачных решений, предлагаемых компанией Google, позволяет полностью отказаться от офисных помещений и разместить сотрудников на удаленных рабочих местах, в том числе дома;

^ обеспечение постоянного доступа всех сотрудников к сервисам 1С и возможность отказаться от нескольких отделов в компании (в конкретном случае внедрение 1С позволяет полностью сократить отдел закупок и клиентский отдел). ■

Литература

1. Обзор 10+ облачных хранилищ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topobzor.eom/obzor-10-oblachnyx-xranilishh-dannyx/.html.

2. http://www.1e.ru/rus/produets/1e/1sbu.htm.

3. Осколков И. Еще раз облачные вычисления. М.: КомпьютерраО^те, 2009. 368 с.

4. Риз Дж. Облачные вычисления / Пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 288 с.

5. Фингар П. Dot.Cloud. Облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века.. М.: Аквамариновая Книга, 2011. 256 е.

6. Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Применение облачных технологий в компаниях малого и среднего бизнеса // Век качества. 2015. № 1. С. 61-64.

НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS

Банк России внедрил решения Citrix

Компания Citrix, поставщик решений для мобильного доступа, виртуализации рабочих столов, построения «облачных» сетей и платформ, представила проект по внедрению системы терминального доступа на базе решений Citrix в Центральном Банке Российской Федерации (Банк России). В результате проекта Банк России получил комплексное решение, которое позволяет обеспечить удаленный доступ к корпоративным приложениям и данным и отвечает стандартам и требованиям по информационной безопасности компании. Таким образом, пользователи получили возможность полноценно выполнять свои функциональные обязанности вне зависимости от времени и их местоположения.

Основной целью проекта являлась централизация информационно-аналитических систем и офисных приложений, размещаемых на ЦОД, и организа-

ция безопасного и оперативного доступа к ним для 30 000 сотрудников филиалов Банка России. Для того чтобы обеспечить эффективную работу сотрудников территориальных учреждений Банка России, повысить надежность обработки информации, снизить угрозы несанкционированного копирования и хищения носителей информации, Банк России остановил свой выбор на портфеле продуктов компании Citrix. Данное ПО наилучшим образом подошло для решения поставленных задач банка.

Благодаря внедренному решению удалось сократить количество технических средств на 89%, сэкономить до 50% на пользовательских лицензиях эксплуатируемого в Банке России программного обеспечения, а также снизить затраты на содержание технических средств до 36% и на технический персонал - до 40%. ■

www.citrix.ru

№2 • 2015 BGIC КАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.