Научная статья на тему 'Оценка влияния зеленых насаждений на безопасность дорожного движения'

Оценка влияния зеленых насаждений на безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1025
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зеленые насаждения / взаимодействие водителя со средой движения / условная реакция водителя / тяжесть последствий дтп
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Батракова Анжелика Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of statistical and experimental data the role of green plantations in traffic accidents has been explained. Recommendations are given on locating green plantations along motor-ways of general use taking into consideration traffic safety requirements.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния зеленых насаждений на безопасность дорожного движения»

УДК 625.711.813

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

А.Г. Батракова, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Аннотация. На основе анализа и обобщения статистических и экспериментальных данных обоснована роль зеленых насаждений в возникновении дорожно-транспортных происшествий. Даны рекомендации по размещению зеленых насаждений на автомобильных дорогах общего пользования с учетом требований безопасности движения.

Ключевые слова: зеленые насаждения, взаимодействие водителя со средой движения, условная реакция водителя, тяжесть последствий ДТП.

Введение

Совершению каждого дорожно-транспортного происшествия (ДТП) предшествует отказ одного или нескольких факторов, обеспечивающих надежность работы системы «водитель - автомобиль - дорога» [1]. В первую очередь, это факторы, зависящие от водителя, его особенностей, здоровья, дисциплины. Немалую роль играют факторы конструкции автомобиля, надежности его узлов и агрегатов. Важную роль играют и дорожные факторы, изучение которых в последнее время показало вполне определенное их влияние на механизм совершения дорожно-транспортных происшествий. По оценке специалистов, реальное влияние дорожных условий на совершение ДТП составляет от 60 до 80% [2].

Цель и постановка задачи

Опыт экспертной практики расследования ДТП свидетельствует, что значительное количество ДТП связано с прямым либо косвенным влиянием зеленых насаждений на безопасность дорожного движения (состояние обочины, состояние покрытия, ограничение расстояния видимости и т.д.). Анализ и обобщение данных нормативной литературы по размещению зеленых насаждений на автомобильных дорогах общего пользования, требований по безопасности дорожного движения, обобщение данных экспертной практики расследования ДТП позволяют обосно-

вать требования к размещению зеленых насаждений на автомобильных дорогах общего пользования и разработать рекомендации по оценке их влияния на совершение ДТП. Исследование роли зеленых насаждений в механизме возникновения ДТП основывается на оценке влияния зеленых насаждений на участников дорожного движения и оценке тяжести последствий ДТП при наездах на зеленые насаждения.

Оценка влияния зеленых насаждений на участников дорожного движения

Для изучения роли зеленых насаждений в механизме возникновения ДТП оценивалось влияние зеленых насаждений на участников дорожного движения, изучались закономерности формирования информационной загрузки водителя при движении, анализировалась тяжесть последствий ДТП при наезде на препятствия.

Изучение закономерностей формирования информационной загрузки водителя при движении осуществлялось по результатам экспериментальных заездов в нерегламенти-рованном режиме движения. При обработке экспериментальных данных определялось сигнальное значение объекта среды движения. Сигнальное значение объекта среды движения оценивается через вероятность возникновения реакции водителя (сдвиг частоты сердцебиения, изменение скорости и траектории движения) и характеризует веро-

ятность нахождения объекта среды движения в опасном состоянии. За допустимую вероятность возникновения условной реакции водителя, выражающуюся в изменении траектории движения и изменении продолжительности фиксации взгляда водителя, следует принять вероятность возникновения условной реакции Рг = 0,15, рис. 1.

1,1

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,1 0

0,5 2,5 4,5 6,5 8,5 10,5 12,5

Расстояние от кромки проезжей части до ствола дерева, м

Рис. 1. Зависимость частоты возникновения реакции водителя от размещения деревьев в поперечном сечении дороги

Анализ данных экспериментальных исследований свидетельствует, что возникновение условной реакции водителей в виде изменения частоты сердцебиения и кожно-гальванической реакции наблюдается при расположении деревьев относительно кромки проезжей части на расстоянии менее 8 м.

Это свидетельствует, что деревья за пределами обочины не входят в число статистически значимых факторов, отвлекающих водителя от управления автомобилем и вызывающих изменение функционального состояния водителя.

В ходе экспериментальных исследований установлено, что массивные знаки, опоры, деревья заставляют водителей при проезде заметно отклоняться от начальной траектории движения, что приводит к снижению эффективности использования проезжей части. Это связано с необходимостью соблюдения при движении «зазора безопасности», которой зависит от расстояния до препятствия, вида и размеров препятствия, а также наличия встречных автомобилей. Экспериментальные данные свидетельствуют, что по мере приближения к препятствию расстояние от водителя до центра тяготения видимого

контура препятствия в поперечном сечении дороги возрастает, рис. 2.

о

«

ч

и

н

к

ч

о

и

н

о

и

к

к

те

о

н

о

о

О*

8

О

2

К

ч

к

и

те

к

к

и

н

8

«

н

й

Л

н

к

о

Я

Номера учетных пунктов

Рис. 2. Траектория движения ходовой лаборатории

Установлено, что колеса легковых автомобилей проходят на расстоянии:

а) от бордюрного камня - 1,2 м;

б) от высокой стены - 1,65 м;

в) от деревьев - 1,85 м.

С точки зрения соблюдения траектории движения при управлении автомобилем, необходимо, чтобы отдельные препятствия, в том числе и деревья, были расположены не ближе 2 м от кромки проезжей части. Если деревья находятся на большем расстоянии, то они фактически не влияют на изменение траектории движения и не находятся в причинной связи с ДТП.

На основании проведенных экспериментальных исследований можно утверждать, что непосредственно зеленые насаждения не находятся в причинной связи с ДТП. Фактически причиной дорожно-транспортных происшествий, вызванной несоответствием транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и элементов обустройства требованиям действующих нормативных документов при размещении зеленых насаждений на автомобильных дорогах общего пользования, является:

а) ограничение видимости поверхности дороги и встречного автомобиля;

б) несоблюдение треугольника видимости на пересечениях и железнодорожных переездах;

в) ограничение фактической ширины проезжей части;

г) ненадлежащее состояние покрытия проезжей части, обочин и откосов земляного полотна.

Анализ последствий ДТП при наездах на препятствие

При наезде на массивные элементы дорожной обстановки, такие как опоры внешнего освещения, деревья, автобусные павильоны, водители и пассажиры получают особенно тяжелые травмы. Статистика ДТП свидетельствует, что наезды на различные препятствия происходят тем чаще, чем ближе они расположены относительно кромки проезжей части и чем больше их масса. При этом наезды на деревья занимают второе место среди общего количества ДТП, связанных с наездом на препятствие, табл. 1 [3].

Таблица 1 Наезды на препятствия разного вида

Виды препятствий Наезды на препятствия, %

Опоры освещения и связи 54,3

Деревья 19,4

Дорожные ограждения 10,5

Автобусные павильоны 8,1

Ограждение мостов 2,4

Другие 5,3

В ряде стран ДТП, связанные с наездом на деревья, составляют 4-5 % от их общего количества. По данным Франции, в среднем смертельные последствия при наездах на деревья бывают в 10,2 % ДТП, в то время как при других видах - только в 2,9 % ДТП. Тяжелые травмы водители и пассажиры получают соответственно в 39,3 % и 12,7 % ДТП. Согласно исследованиям Института по безопасности движения ГАИ МВД РФ, тяжесть последствий зависит от диаметра ствола деревьев и расстояния от кромки проезжей части до препятствия, рис. 3 [3].

Для повышения безопасности движения в населенных пунктах, где скорость движения транспорта не больше 60 км/час, можно рекомендовать посадку деревьев:

а) деревья с диаметром ствола до 10 см должны быть расположены не ближе 2 м от кромки проезжей части;

б) от 10 до 20 см - не ближе 3 м;

в) от 20 до 30 см - не ближе 5 м;

г) от 30 до 40 см и больше - не ближе 6 м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На автомобильных дорогах общего пользования скоростные режимы более высокие. С ростом скорости в момент ДТП увеличивается тяжесть последствий от наезда на деревья любого диаметра. Исходя из этого, рекомен-

дуется допускать посадку деревьев на расстоянии не меньше чем 9 м от кромки проезжей части.

123456789 Расстояние от кромки проезжей части до ствола дерева, м

Рис. 3. Зависимость возможного травмирования участников ДТП от диаметра ствола дерева и его расположения относительно кромки проезжей части: 1 - до 10 см; 2 - 10-20 см; 3 - 20-30 см; 4 - 30-40 см. [3]

Выводы

Анализ и обобщение статистических данных, результатов научных исследований позволили разработать рекомендации по оценке влияния зеленых насаждений на безопасность дорожного движения. Стратегия исследований на этапе оценки безопасности движения должна быть направлена на выявление элементов среды движения, которые более всего влияют на функциональное состояние водителя, и установление связи между основными показателями функционального состояния водителя и статистическими показателями безопасности дорожного движения.

Литература

1. Гаврилов Э.В., Линник И.Э., Банатов А.В. Оценка безопасности движения в городских условиях // Вестник ХГАДТУ. -2002. - Вып. 17. - С. 57 - 62.

2. Селюков Д.Д. Причинно-следственные связи в судебной экспертизе дорожнотранспортных происшествий // Юстиция Беларуси. - 2005. - № 2. - С. 76 - 78.

3. Методы обеспечения пассивной безопасности автомобильных дорог: Пособие. -М: ВНИИБД МВД СРСР, 1980.

Рецензент: В.В. Филиппов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 22 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.