УДК 796/799 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-141-150
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Е.Н. Копейкина1, В.Л. Кондаков1,2, Л.Н. Волошина1, В.И. Бочарова1, В.Н. Кормакова1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
2 Белгородский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия
Статья публикуется при поддержке гранта РНФ № 23-28-00643 «Инновационная среда оптимизации двигательных режимов студенческой молодежи»
Аннотация
Цель исследования: оценить влияние академических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту на двигательную активность студентов.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2023 года по январь 2024 года. В исследовании приняли участие 330 студентов 1-2-го курсов НИУ БелГУ, из них 180 девушек и 150 юношей. Были сформированы 22 группы. Методы исследования: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы, результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, шагометрия, корреляционный анализ, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционная зависимость слабой силы отмечена только у девушек и юношей, по состоянию здоровья относящихся к основной медицинской группе (девушки ОМГ - r = 0,34; юноши ОМГ - r = 0,36). У студентов специальной медицинской группы зависимости не обнаружено. Были выявлены достоверные различия в показателях шагометрии. Занятия одним видом двигательной активности (спорта) в рамках предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не оказывают существенного влияния на показатели двигательной активности студентов.
Заключение. Оценка влияния академических занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на показатели среднесуточной шагометрии показала, что занятия видами двигательной активности аэробной направленности и спортивными играми позволяют студентам выполнить норму среднесуточной двигательной активности, рекомендованную ВОЗ. Другие виды двигательной активности (спорта) не позволяют достичь нормативного количества локомо-ций. Можно рекомендовать студентам, для которых характерен малоподвижный образ жизни, выбирать для самостоятельных тренировок и занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» двигательную активность (спорт), связанную с аэробными нагрузками или спортивными играми. Студентам, образ жизни которых имеет высокоинтенсивный характер, можно выбирать другие виды двигательной активности (спорта).
Ключевые слова: двигательная активность, студенты, элективные дисциплины, шагометрия.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF ELECTIVE DISCIPLINES ON THE MOTOR ACTIVITY OF MODERN STUDENTS
E.N. Kopeikina1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6027-3495 V.L. Kondakov12, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8094-0144 L.N. Voloshina1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3799-0031 V.I. Bocharova1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0198-8159 V.N. Kormakova1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7768-359X 1Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
2Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia
The article is published with the support of the Russian Science Foundation grant No. 23-28-00643 «Innovative environment for optimizing the motor modes of students»
Abstract
The purpose of the research is to evaluate the impact of academic classes in elective disciplines in physical culture and sports on the motor activity of students.
Methods and organization of the research. The study was conducted from September 2023 to January 2024. 330 students of the 1st-2nd year of the Belgorod State National Research University took part in the study, 180 of them were girls and 150 were boys. 22 groups were formed.
Research methods: study, analysis, comparison of scientific and methodological literature data on the studied problem of domestic and foreign scientists, pedometry, correlation analysis, methods of mathematical statistics. The research results and their discussion. The correlation of weak strength was noted only in girls and boys belonging to the main health group (MHG) for health reasons (girls MHG - r = 0.34; boys MHG - r = 0.36). No correlation was found in students of the special health group (SHG). Significant differences in the parameters of pedometry were revealed. Classes in one type of motor activity (sports) within the framework of the subject "Elective disciplines in physical culture and sports" do not have a significant impact on the indicators of students' motor activity.
Conclusion. An assessment of the impact of academic classes within the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports" on the indicators of average daily pedometry showed engaging in types of aerobic physical activity and sports games allow students to meet the norm of average daily physical activity recommended by World Health Organization. Other types of motor activity (sports) do not allow achieving the standard amount of locomotion. We can recommend that students who are characterized by a sedentary lifestyle choose physical activity (sports) associated with aerobic exercise or sports games for independent training and classes within the discipline "Elective disciplines in physical education and sports". Students whose lifestyle is of a high-intensity nature can choose other types of physical activity (sports). Keywords: motor activity, students, elective disciplines, pedometry.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со Стратегией развития физического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, что выражается в необходимости формирования ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом и активном образе жизни, развитии мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В жизнедеятельности молодого человека эти задачи воплощаются в организации собственной двигательной активности.
Состояние здоровья молодежи — залог благополучия общества и государства в будущем. Многие исследования в области физической культуры и здравоохранения доказывают, что для поддержания высокой работоспособности и укрепления здоровья населения необходимы систематические занятия физическими упражнениями, оптимальный двигательный режим в сочетании с рациональным питанием и здоровым образом жизни [3,4,6,8].
Потребность государства в воспитании людей физически развитых, здоровых, с активной жиз-
ненной позицией нашла отражение в Приказе Минспорта РФ от 30.12.2021 г. № 1089 «Об утверждении методических рекомендаций по повышению двигательной активности граждан, организации физкультурно-спортивной работы среди различных категорий населения по месту жительства, отдыха и работы» и других официальных документах. В них указывается на тесную взаимосвязь между благосостоянием страны, потенциалом молодежи и двигательной активностью различных категорий населения. По данным ВОЗ, 70% населения в ряде стран страдает недостаточной двигательной активностью [6].
В России, как показывает анализ современных исследований, лишь 25-35% молодежи ведут активный образ жизни и только около 10-20% из их числа имеют уровень физической подготовленности, близкий к норме [2]. Потери в двигательной активности отрицательно сказываются на качестве жизни растущего человека, его здоровье, экономическом развитии и благополучии страны. Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что все больше специалистов в области здравоохранения, педагогики, социологии и физического воспитания проводят исследования, посвященные поиску путей рационального
решения на основе личностно-ориентированно-го подхода таких задач, как укрепление общего уровня здоровья, повышение уровня физической подготовленности, мотивации к двигательной активности, к обязательным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом в образовательной и повседневной деятельности, составленным с учётом уровня здоровья, пола, физической подготовленности, мотивации к двигательной активности, индивидуальных предпочтений [5,6,10,17,18,29,34].
В то же время данная проблема является актуальной для отечественных ученых и специалистов в области физической культуры и спорта в последние тридцать лет. Эта проблема особенно обострилась после перехода на Болонскую систему обучения, в связи с чем в российских вузах сократилось количество аудиторных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» с 400 до 72 часов и была введена дополнительная дисциплина «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Следует отметить лич-ностно-ориентированную направленность этого решения. Студентам была дана возможность выбора занятий по виду спорта, исходя из их предпочтений и возможностей материально-технической базы каждого вуза. За последние 10 лет ситуация не только не улучшилась, а наоборот, стала ухудшаться. Ряд специалистов в области физического воспитания отмечают значительное снижение физических кондиций студентов [5,21]. Элективные дисциплины (от лат. е1ес1и — избирательный) — это учебные дисциплины, выбранные для освоения обучающимися из представленного перечня в соответствии с личными интересами и обязательные для освоения. «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» являются обязательными для обучающихся образовательных программ бакалавриата и специалитета очной формы обучения вузов РФ [22,31]. «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» — это курсы, которые студенты могут выбрать для изучения в рамках учебной программы. Их целью является расширение и закрепление знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, формирование у студентов позитивного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами двигательной активности для
поддержания здоровья и формирования здорового образа жизни [20,27].
Цель исследования — оценить влияние академических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту на двигательную активность студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с сентября 2023 года по январь 2024 года. В исследовании приняли участие 330 студентов 1-2-го курсов НИУ БелГУ, из них 180 девушек (по 90 чел. в основной и специальной медицинской группах здоровья) и 150 юношей (по 75 чел.в основной и специальной медицинской группах здоровья). Были сформированы 22 группы: девушки основной медицинской группы (1-6-я группы), девушки специальной медицинской группы (7-12-я группы), юноши основной медицинской группы (1-5-я группы) и юноши специальной медицинской группы (6-10-я группы). Каждая группа в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» занималась избранным видом двигательной активности (спорта): ЭГД1, ЭГД7, ЭГЮ1, ЭГЮ6, занимались видами двигательной активности аэробной направленности (л/а, плавание, аэробика); ЭГД2, ЭГД8, ЭГЮ2, ЭГЮ7 - спортивными играми; ЭГД3, ЭГД9, ЭГЮ3, ЭГЮ8 - атлетической гимнастикой; ЭГД4, ЭГД10, ЭГЮ4, ЭГЮ9 — интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки, дартс); ЭГД5, ЭГД11, ЭГЮ5, ЭГЮ10 занимались самостоятельно в домашних условиях; ЭГД6, ЭГД12 — пилатесом. Все занятия проходили в рамках учебного процесса по расписанию 1 раз в неделю. Анализу подвергались показатели среднесуточной шагометрии в день занятия избранным видом двигательной активности (спорта).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, шагометрия, корреляционный анализ, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в ходе исследования данные пред-
ставлены в таблицах 1 и 2. Проведенное нами исследование было направлено на выявление взаимосвязи между регулярными занятиями избранным видом спорта в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» и объемом среднесуточной шагометрии. Представленные в таблице 1 результаты корреляционного анализа позволили сделать заключение о том, что взаимосвязи сильной или средней силы
Таблица 1 - Взаимосвязь шагометрии и вида двигательной акт» Table 1 - The relationship between pedometry and the type of mo
между показателями шагометрии и избранным видом двигательной активности (спорта) не выявлено ни у девушек, ни у юношей. Корреляционная зависимость слабой силы отмечена только у девушек и юношей, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе здоровья (девушки ОМГ — г = 0,34; юноши ОМГ — г = 0,36). У студентов специальной медицинской группы зависимости не обнаружено.
ости (спорта)
пол gender Группа здоровья Health Group Группа Group (n=15) Шагометрия (кол-во шагов в сутки) Pedometry (number of steps per day) M±m Корреляционная зависимость между видом двигательной активности (спорта) и шагометрией Correlation between the type of physical activity (sport) and pedometry (r)
ЭГД1 10329,27±545,66
ЭГД2 8063,64±650,91
ОМГ ЭГДз 7766,80±483,80 0,34*
MHG ЭГД4 7700,00±1260,95
X ЭГД5 7466,67±925,80
к и-э ЭГДб 7212,98±398,72
Ш CTI е ЭГД7 10000,03±567,98
ч ЭГДз 8276,92±439,87
СМГSHG эгд9 8132,71±469,71 0,18
ЭГД10 7797,06±390,37
ЭГДц 7444,44±914,56
ЭГД12 6000,98±976,56
ЭГЮ1 10607,098±545,08
ОМГ MHG ЭГЮ2 8660,09±405,19
ЭГЮ3 8273,7±497,79 0,31*
ЭГЮ4 8000,02±316,23
X 3 С ЭГЮ5 7227,27±569,54
о <В iе ЭГЮ6 14400,11±3098,90
ЭГЮ7 6614,947±667,60
СМГSHG ЭГЮ7 6100,05±600,0 0,22
ЭГЮ9 6000,36±2203,43
ЭГЮ10 5980,25±1055,65
* - корреляционная связь слабой силы
* - weak correlation
Самые высокие результаты шагометрии отмечены у студентов, которые в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» занимались видами двигательной активности аэробной направленности (л/а, плавание, аэробика), и у девушек ЭГД1, ЭГД7 и юношей ЭГЮ1, ЭГЮ6. Только студенты этих групп выполняют рекомендованную ВОЗ норму среднесуточной шагометрии, которая составляет 10 000 шагов в сутки. Юноши специальной группы здоровья (ЭГЮ6) в дни занятий электи-вами выполняют больше локомоций, чем все
остальные студенты.
Самые низкие показатели среднесуточной шагометрии отмечаются у юношей, относящихся к специальной медицинской группе, и занимающихся спортивными играми (ЭГЮ7), атлетической гимнастикой (ЭГЮ8), интеллектуальными видами спорта (ЭГЮ9), а также у тех, кто занимался самостоятельно в домашних условиях (ЭГЮ10). Студенты указанных групп в дни занятий элективами выполняют намного меньше локомоций, чем необходимо для поддержания оптимального уровня жизнедеятельности орга-
низма человека.
Среди девушек самые низкие показатели ша-гометрии отмечаются у студенток, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе и выбрали для занятий пи-латес (ЭГД12). Они также не выполняют рекомендаций ВОЗ по объему двигательной активности растущего человека.
В таблице 2 приведены показатели среднесуточной шагометрии девушек и юношей, зани-
Таблица 2 - Достоверность различий в показателях шагометрии Table 2 - The reliability of differences in pedometry indicators
Объем двигательной активности у студенток, выбравших для занятий виды двигательной активности аэробной направленности (л/а, плавание, аэробика) (ЭГД1,6), достоверно больше, чем у тех, кто занимался интеллектуальными ви-
мающихся в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» избранным видом двигательной активности (спорта). Сравнительный анализ объема двигательной активности студентов в дни занятий элективами проводился без учета группы здоровья. Сопоставление данных позволило выявить достоверные различия в показателях шагоме-трии как у девушек, так и у юношей (р<0,05 по ^критерию Стьюдента).
дами спорта (шахматы, шашки, дартс) (ЭГД4,9) и самостоятельно в домашних условиях (ЭГД5,10) (р<0,05 по ^критерию Стьюдента). У девушек, выбравших для занятий спортивные игры (ЭГД2,8), количество локомоций до-
Группа Group (n=15) девушки / girls
ЭГД1,7 ЭГД2,8 ЭГДз,9 ЭГД4Д0 ЭГД5, И ЭГДб,12
шагометрия (кол-во шагов в сутки) / pedometry (number of steps per day) M±m
9810,00±498,96 8361,54±582,60 7907,15±351,54 7608,06±307,99 7787,73±369,11 6977,78±707, 26
ЭГД1,7 V V
ЭГД2,8 V V
ЭГДз,9
ЭГД4,10 V V
ЭГД5,11 V
ЭГДб,12 V
Группа Group (n=15) юноши / men
ЭГЮ1,6 ЭГЮ2,7 ЭГЮ3,8 ЭГЮ4,9 ЭГЮ5,10
шагометрия (кол-во шагов в сутки) / pedometry (number of steps per day) M±m
10565,6±1047,47 8418,182±424,50 7891,458±475,99 7457,143±433,07 6839,467±468,20
ЭГЮ1,6 V V
ЭГЮ2,7 V
ЭГЮ3,8
ЭГЮ4,9 V V
ЭГЮ5,10 V
V - различия достоверны по критерию Стьюдента (р^0,05)
V - differences are significant according to Student's t-test (p^0.05)
стоверно лучше, чем у девушек, занимающихся интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки, дартс) (ЭГД4,9) и пилатесом (ЭГД6,12) (р<0,05 по ^критерию Стьюдента). У юношей, выбравших для занятий виды двигательной активности аэробной направленности (л/а, плавание, аэробика) (ЭГЮ1,6), отмечены показатели двигательной активности достоверно большие, чем у студентов, занимавшихся интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки, дартс) (ЭГЮ4,9) и самостоятельно в домашних условиях (ЭГЮ5,10) (р<0,05 по ^критерию Стьюдента). Достоверные различия обнаружены также между показателями объема двигательной активности студентов, которые занимались спортивными играми (ЭГЮ2,7) и интеллектуальными видами спорта (шахматы, шашки, дартс) (ЭГЮ4,9), (р<0,05 по ^критерию Стьюдента).
Проблеме дефицита двигательной активности студентов в процессе образовательной и повседневной деятельности посвящено большое количество научных исследований, в которых предметом изучения являются особенности двигательной активности студентов, уровень их физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, а также их взаимосвязи и взаимовлияния [1,6,13,20,24,25,236,32].
Проанализированные нами научные изыскания в основном посвящены только одному из факторов, оказывающих влияние на оптимальность режима двигательной активности учащейся молодежи, то есть нет комплексных исследований в этой области. Необходимо отметить, что перед зарубежными учеными не стоит такая проблема, так как там в вузах нет обязательных занятий физической культурой и спортом. В связи с этим студенты зарубежных вузов занимаются физической культурой и спортом только в свободное время самостоятельно или посещают платные оздоровительные занятия [10,33]. Мы не нашли работ, посвященных комплексному изучению факторов оптимизации режимов двигательной активности, которые бы строились с учетом индивидуального выбора студентом вида двигательной активности (спорта) в рамках предмета «Элективные дисциплины по
физической культуре и спорту». Многие отечественные и зарубежные специалисты изучают отдельные факторы, влияющие на показатели двигательной активности человека [7,14,15,26,30,32].
Ряд исследователей уделяет внимание определению целей, запросов, мнений студентов о том, какую роль играет физическая культура в университете, анализу субъективной оценки студентами своего здоровья и знаний об основных показателях, характеризующих его, взаимосвязи между физической активностью и уровнем успеваемости [6,10,17,23,35]. Авторы изучают факторы, влияющие на уровень соматического здоровья студентов, анализируют существующие взаимосвязи между уровнем двигательной активности и возникающими препятствиями для оптимизации двигательной активности, а также мотивацией к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [1,9, 16,19,26,28,30].
Данные наших аналитических исследований свидетельствуют об острой необходимости научного обоснования новых подходов, позволяющих решать задачи восполнения дефицита двигательной активности студентов и таким образом поддерживать оптимальный уровень здоровья и жизнедеятельности их организма. Многие специалисты считают, что «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» обеспечивают эффективный учебный процесс, который позволяет решать комплекс проблем, связанных с физическим развитием, физической подготовленностью, функциональными возможностями организма и здоровьем студентов [1,15,16,17].
Накопленный до настоящего времени в рамках данной проблемы материал свидетельствует, что внедрение элективных курсов по физической культуре в образовательный процесс вуза позволяет создать условия для включения студентов в такие виды деятельности, при которых, с одной стороны, осуществляется развитие их самостоятельности, самоорганизации, реализуются их интересы и потребности, с другой стороны, осуществляется межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что в результате способствует
формированию их общей социальной компетентности и адаптивности [3,4,10,18,19,20,23]. В то же время результаты нашего исследования позволяют утверждать, что занятия одним видом двигательной активности (спорта) в рамках предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не позволяют осуществлять большинство задач, которые должны решаться в процессе академических занятий по данной дисциплине. В частности, академические занятия элективными дисциплинами по физической культуре и спорту не оказывают существенного влияния на показатели двигательной активности студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корреляционный анализ показателей двигательной активности свидетельствует о том, что только у студентов основной группы здоровья наблюдается связь слабой силы между видом двигательной активности (спорта), выбранной для занятий, и величиной среднесуточной ша-гометрии. Проведенное нами исследование по оценке влияния академических занятий в
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондин, В. И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В. И. Бондин, Т. А. Степанова, М. В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 27-28.
2. Габибов, А. Б. Проблемные аспекты развития физической культуры и спорта в вузах / А. Б. Габибов, В. В. Семенченко // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2015. - № 2-3. - С. 86-92.
3. Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов/ Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции.
- 2023. - Т. 11, № S - С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-103-114.
4. Зотова, Ф. Р., Файзуллин, И. Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы //Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 6. - №. 1. - С. 32-38.
5. Кондаков, В. Л. Причины снижения интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом / В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева, А. Н. Усатов, Д. А. Скруг // Физическое воспитание студентов. - 2015.
- № 1. - С. 17-21.
6. Копейкина, Е. Н. Двигательная активность студентов в современных условиях / Е. Н. Копейкина, В. Л. Кондаков, Л. Н. Волошина, В. И. Бочарова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2023. - Т. 8, №
рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на показатели среднесуточной шагометрии студентов показало, что занятия видами двигательной активности аэробной направленности (л/а, плавание, аэробика) и спортивными играми позволяют студентам обоего пола выполнить норму среднесуточной двигательной активности, рекомендованную ВОЗ (или хотя бы приблизиться к ней). Другие виды двигательной активности (спорта) не позволяют достичь нормативного количества локомоций, выполняемых студентами в течение дня. Таким образом, можно рекомендовать студентам, для которых характерен малоподвижный образ жизни, выбирать для самостоятельных тренировок и занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» двигательную активность (спорт), связанную с аэробными нагрузками или спортивными играми. Тем студентам, образ жизни которых имеет высокоинтенсивный характер, можно выбирать другие виды двигательной активности (спорта).
3. - С. 106-112.
7. Ревенко, Е. М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших разные виды двигательной активности в рамках физического воспитания / Е. М. Ревенко // Образование и наука. - 2017. - № 7. - С. 157-174.
8. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
9. Скиба, И. А. Совершенствование программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е .Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 100105. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105.
10. Третьяков, А. А. Оценка влияния занятий физической культурой на обучающихся в высших учебных заведениях / А. А. Третьяков, О. А. Колесникова, А. Г. Колесников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - №9 (187). - С. 380-385.
11. Шепляков, А. С. Применение индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов / А. С. Шепляков, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева // Теория и практика физической культуры. -2023. - № 5. - С. 54-56.
12. Alhadabi, A. Grit, self efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University Students / A. Alhadabi, A. C. Karpinski // International Journal Ado-
Lesc. - 2020. - 25(1). - P. 519-535. DOI: https://doi.org/10 .1080/02673843.2019.1679202.
13. Batez, M. Morphological characteristics and motor skiLLs of young students with different Levels of engagement in physical activities / M. Batez, B. Krsmanovic, M. MikaLacki, N. CokoriLo, M. Sindic, P. Ruiz Montero // Retos. - 2018. - P. 58-62.
14. Beghin, L. Influence of meteoroLogicaL conditions on physicaL activity in adoLescents / L. Beghin, J. VanheLst, E. Drumez, J. MigueLes, Y. Manios, L. A. Moreno, et aL. // JournaL of EpidemioLogy and Community HeaLth. - 2020.
- 74(4). - P. 395-400.
15. Behzadnia, B. Associations between students' perceptions of physicaL education teachers' interpersonaL styLes and students' weLLness, knowLedge, performance, and intentions to persist at physicaL activity: A seLf-determination theory approach / B. Behzadnia, P. J. C. Adachi, E. L. Deci, H. Mohammadzadeh // PsychoLogy of Sport and Exercise. - 2018. - 39. - P. 10-19. doi: 10.1016/j.psych-sport.2018.07.003.
16. Behzadnia, B. Predicting students' basic psychoLogicaL needs, motivation, and weLL-being in onLine physicaL education: A semester-term LongitudinaL study / B. Behzadnia, F. MoLLaei Zangi, F. Rezaei, M. Es-kandarnejad // InternationaL JournaL of Sport and Exercise PsychoLogy. - 2023. Advance onLine pubLication doi: 10.1080/1612197X.2023.2237051.
17. Cavazzotto, T. G. SociaL-EcoLogicaL CorreLates of ReguLar Leisure-Time PhysicaL Activity Practice among AduLts / T.
G. Cavazzotto, E. R. V. Ronque, E. R. Vieira, M. R. Oueiroga,
H. SerassueLo // InternationaL JournaL of EnvironmentaL Science. - 2020. - 8(1). - P. 39-45.
18. DeLcLos-ALio, X. Temperature and Rain Moder-ate the Effect of Neighborhood WaLkabiLity on WaLking Time for Seniors in BarceLona / X. DeLcLos-ALio, O. Marquet, G. Vich, J. Schipperijn, K. Zhang, M. Maciejewska, et aL. // InternationaL JournaL of EnvironmentaL Research and PubLic HeaLth. - 2020. - 17(1). - p. 11.
19. Fernández-EspínoLa, C. CompLementing the SeLf-Determination Theory With the Need for NoveLty / C. Fernán-dez-EspínoLa, B. J. ALmagro, J. A. Tamayo-Fajardo, P. Sáenz-López // Motivation and Intention to Be PhysicaLLy Active in PhysicaL Education Students. Front. PsychoL. - 2020. -11. - p. 1535. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01535.
20. Fotynyuk, V. G. (2017). On heaLth protection and heaLth reLated physicaL cuLture trainings of first year students / V. G. Fotynyuk // PhysicaL education of students. - 2017. -21. - P. 17-21.
21. Garcia-ALvarez, D. Strategies and Measurement TooLs in PhysicaL Activity Promotion Interventions in the University Setting / D. Garcia-ALvarez, R. FaubeL // A Systematic Review. InternationaL JournaL of EnvironmentaL Research and PubLic HeaLth. - 2020. - 17(18). - p. 15.
22. GnezdiLov, M. A. The roLe of eLective courses in physicaL cuLture in the formation of sociaL competence and adaptabiLity of university students / M. A. GnezdiLov // Concept.
- 2017. - 31. - P. 686-690.
23. Gómez-Fernández, N. PhysicaL activity in and out-of-schooL and academic performance in Spain / N. Gómez-Fernández,
J.-F. ALbert // HeaLth Education JournaL. - 2020. - 79(7). - P. 788-801. https://doi.org/10.1177/0017896920929743.
24. GonzáLez-VaLero, G. Association between MotivationaL CLimate / G. GonzáLez-VaLero, et aL. // Adherence to Mediterranean Diet, and LeveLs of PhysicaL Activity in PhysicaL Education Students // BehavioraL Sciences (BaseL, Switzerland). - 2019. - 9(4).
25. Hanssen-Doose, A. Quantitative and quaLitative characteristics of physicaL education cLasses in reLation to students' heaLth // A. Hanssen-Doose, et aL. // German JournaL of Exercise and Sport Research. - 2018. - 48(4). - P. 530-543.
26. Kim, M. S. Differences in universi-ty students' motivation between a required and an eLective physicaL activity education poLicy / M. S. Kim, B. J. CardinaL // JournaL of American CoLLege HeaLth. - 2019. - 67(3). - P. 207-214. AvaiLabLe at: https://doi.org/10.1080/07448481.2018.14 69501.
27. Leifa, A. V. Influence of physicaL activity on students' Life quaLity / A. V. Leifa, Y. D. ZheLeznyak // PhysicaL education of students. - 2017. - 21. - p. 244.
28. Leyton-Román, M. Motivation and Commitment to Sports Practice During the Lock-down Caused by Covid-19 / M. Leyton-Román, R. de La Vega, R. Jiménez-Castuera // Front. PsychoL. - 2021. - 11. - P. 622595. doi: 10.3389/ fpsyg.2020.622595.
29. Maciaszek, J. Effect of Tai Chi on body baLance: Randomized controLLed triaL in men with osteopenia or osteoporosis / J. Maciaszek, W. Osiñski, R. SzekLicki, R. StempLewski // Am. J. Chinese Med. - 2007. - 35(01). - P. 1-9. doi:10.1142/S0192415X0700456431.
30. Martín, M. R. Influence of Nurse Education on HeaLthy LifestyLe Habits of Stu-dents: A Literature Review / M. R. Martín, J. A. P. BLandón, A. A. MoLina, M. D. M. L. Campos // J Nurs Care.
- 2017. - 6. - p. 384. doi:10.4172/2167-1168.1000384.
31. Mitrokhin, Y. A. The specifics of choosing the eLective discipLines in physicaL education and sports in universities / Y. A. Mitrokhin, Y. I. TepLukhin, D. S. Yudin, A. Y. Samsonov // InternationaL Research JournaL. - 2022. - 11(125). [OnLine]. AvaiLabLe: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.67.
32. Shi, J. Y. Uneven Effects of Adverse Weather Conditions on Participation in Leisure-Time PhysicaL Activities Across Income LeveLs / J. Y. Shi, Y. T. Wang // American JournaL of HeaLth Promotion. - 2021. - 35(4). - P. 584-588. Doi:10.1177/0890117120976059.
33. SiLva, R. M. F. Barriers to high schooL and university students' physicaL activity: A systematic review protocoL / R. M. F. SiLva, C. R. Mendonca, M. NoLL // InternationaL JournaL of EducationaL Research. - 2021. - 106. - p. 5.
34. Wang, S. W. Effect of an AdditionaL 30 Minutes Spent Outdoors during Summer on DaiLy Steps and IndividuaLLy Experienced Heat Index / S. W. Wang, M. B. Richardson, C. Y. H. Wu, B. F. Zaitchik, J. M. GohLke // InternationaL JournaL of EnvironmentaL Research and PubLic HeaLth. - 2020. -17(20). - p. 15.
35. WiLson, K. S. The ReLationship Be-tween SeLf-ReguLatory Efficacy and PhysicaL Activity in AdoLescents With a Caveat: A Cross-Lag Design Examining Weather / K. S. WiLson, K. S. Spink // Pediatric Exercise Science. - 2020. - 32(4).
- P. 210-216.
REFERENCES
1. Bondin, V.I., Stepanova, T.A., BeLavkina, M.V. Motivation to engage in physical culture and sports as the basis for the formation of a health culture among students. Theory and practice of physical culture, 2020, on 1, pp. 27-28. (in Russ.).
2. Gabibov, A.B., Semenchenko, V.V. Problematic aspects of the development of physical culture and sports in universities. Bulletin of the Don State Agrarian University, 2015, on 2-3, pp. 86-92. (in Russ.).
3. Zotova F.R., HamiduLLina G. F., Bubyakina E.V., Karpov A. N., Khusnutdinova R.G. Motives and obstacles to physical activity of university students Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
4. Zotova, F. R., FayzuLLin, I. F. Student sports in the region: state, probLems and prospects // Science and sport: current trends. - 2015. - VoL. 6. - No. 1. - pp. 32-38.
5. Kondakov, V.L. Kopeikina, E.N., BaLysheva, N.V., Usatov, A.N., Skrug D.A. Reasons for the decrease in students' interest in physicaL cuLture and sport. PhysicaL education of students, 2015, on 1, pp. 17-21. (in Russ.).
6. Kopeikina, E.N., Kondakov, V.L., VoLoshina, L.N., Bo-charova V.I. Motor activity of students in modern conditions. PhysicaL cuLture. Sport. Tourism. The propuLsion system, 2023, on 8(3), pp. 106-112. (in Russ.).
7. Revenko, E.M. IndividuaL characteristics of students who have chosen different types of motor activity within the framework of physicaL education. Education and science, 2017, on 7, pp. 157-174. (in Russ.).
8. WHO guideLines on physicaL activity and sedentary LifestyLe: a brief overview. Geneva: WorLd HeaLth Organization; 2020. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
9. Skiba I.A., KonovaLov I.E. Improvement of program and content of professionaL-appLied physicaL training of medicaL students studying in the speciaLty «GeneraL medicine»2022, voL. 10, no.3, pp. 100-105 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105.
10. Tretyakov, A.A., KoLesnikova, O.A., KoLesnikov, A.G. Assessment of the impact of physicaL education on students in higher educationaL institutions. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, on 9(187), pp. 380-385. (in Russ.).
11. ShepLyakov A.S., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., BaLysheva N.V. AppLication of individuaL programs for students' motor modes seLf-organization. Theory and practice of physicaL cuLture, 2023, on 5, pp. 54-56. (in Russ.).
12. ALhadabi, A., Karpinski, A.C. Grit, seLf efficacy, achievement orientation goaLs, and academic performance in University Students. InternationaL JournaL AdoLesc, 2020, 25(1), pp. 519-535. DOI: https://doi.org/10.1080/ 02673843.2019.1679202.
13. Batez, M., Krsmanovic, B., MikaLacki, M., CokoriLo, N., Sindic, M., Ruiz Montero, P. MorphoLogicaL characteristics and motor skiLLs of young students with different LeveLs of engagement in physicaL activities. Retos, 2018, pp. 58-62.
14. Beghin, L., VanheLst, J., Drumez, E., Migueles, J., Manios, Y., Moreno, L. A., et al. Influence of meteorological conditions on physicaL activity in adolescents. JournaL of Epidemiology and Community Health, 2020, on 74(4), pp.395-400.
15. Behzadnia, B., Adachi, P. J. C., Deci, E. L., Mohammadza-deh, H. (2018). Associations between students' perceptions of physical education teachers' interpersonal styles and students' wellness, knowledge, performance, and intentions to persist at physical activity: A self-determination theory approach. Psychology of Sport and Exercise, 2018, on 39, pp. 10-19. doi: 10.1016/j. psychsport.2018.07.003.
16. Behzadnia, B., Mollaei Zangi, F., Rezaei, F., Es-kandarnejad, M. Predicting students' basic psychological needs, motivation, and well-being in online physical education: A semester-term longitudinal study. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2023. Advance online publication doi: 10.1080/1612197X.2023.2237051.
17. Cavazzotto, T.G., Ronque, E.RV., Vieira, E.R., Queiroga, M.R., Serassuelo, H. Social-Ecological Correlates of Regular Leisure-Time Physical Activity Practice among Adults. International Journal of Environmental Science, 2020, on 8(1), pp. 39-45.
18. Delclos-Alio, X., Marquet, O., Vich, G., Schipperijn, J., Zhang, K., Maciejewska, M., et al. Temperature and Rain Moder-ate the Effect of Neighborhood Walkability on Walking Time for Seniors in Barcelona. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, on 17(1), p. 11.
19. Fernández-Espínola, C., Almagro, B.J., Tamayo-Fajardo, J.A., Sáenz-López, P. Complementing the Self-Determination Theory With the Need for Novelty: Motivation and Intention to Be Physically Active in Physical Education Students. Front. Psychol, 2020, on 11, p.1535. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01535.
20. Fotynyuk, V.G. On health protection and health related physical culture trainings of first year students. Physical education of students, 2017, on 21, pp. 17-21.
21. Garcia-Alvarez, D., Faubel, R. (2020). Strategies and Measurement Tools in Physical Activity Promotion Interventions in the University Setting: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, on 17(18), p. 15.
22. Gnezdilov, M.A. The role of elective courses in physical culture in the formation of social competence and adaptability of university students. Concept, 2017, on 31, pp. 686-690.
23. Gómez-Fernández, N., Albert, J.-F. Physical activity in and out-of-school and academic performance in Spain. Health Education Journal, 2020, on 79(7), pp. 788-801. https://doi.org/10.1177/0017896920929743.
24. González-Valero G. et al. Association between Motivational Climate, Adherence to Mediterranean Diet, and Levels of Physical Activity in Physical Education Students. Behavioral Sciences (Basel, Switzer-land), 2019, on 9(4).
25. Hanssen-Doose A. et al. Quantitative and qualitative
characteristics of physical education classes in relation to students' health. German Journal of Exercise and Sport Research, 201S, on 4S(4), рр. 530-543.
26. Kim, M.S., Cardinal, B.J. Differences in universi-ty students' motivation between a required and an elective physical activity education policy. Journal of American College Health, 2019, on 67(3), рр. 207-214. Available at: https://doi.org/10.10S0/0744S4S1.201S.1469501.
27. Leifa, A.V., Zheleznyak, Y.D. Influence of physical activity on students' life quality. Physical education of students, 2017, on 21, р. 244.
2S. Leyton-Román, M., de la Vega, R., Jiménez-Castuera, R. Motivation and Commitment to Sports Practice During the Lock-down Caused by Covid-19. Front. Psychol, 2021, on 11, р. 622595. doi: 10.33S9/fpsyg.2020.622595.
29. Maciaszek, J., Osiñski, W., Szeklicki, R., Stemplewski, R. Effect of Tai Chi on body balance: Randomized controlled trial in men with osteopenia or osteoporosis. Am. J. Chinese Med, 2007, on 35(01), рр. 1-9. doi:10.1142/S0192415X0700456431.
30. Martín, M.R., Blandón, J.A.P., Molina, A.A., Campos, M.D.M.L. Influence of Nurse Education on Healthy Lifestyle Habits of Students: A Literature Review. J Nurs Care, 2017, on 6, р. 3S4. doi:10.4172/2167-116S.10003S4.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
31. Mitrokhin, Y.A., Teplukhin, Y.I., Yudin, D.S., Samsonov, A.Y. The specifics of choosing the elective disciplines in physical education and sports in universities. International Research Journal, 2022, on 11(125). [Online]. Available: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.67.
32. Shi, J.Y., Wang, Y. T. Uneven Effects of Adverse Weather Conditions on Participation in Leisure-Time Physical Activities Across Income Levels. American Journal of Health Promotion, 2021, on 35(4), рр. 584-588. Doi:10.1177/0890117120976059.
33. Silva, R.M.F., Mendonca, C.R., Noll, M. Barriers to high school and university students' physical activity: A systematic review protocol. International Journal of Educational Research, 2021, on 106, p. 5.
34. Wang, S.W., Richardson, M.B., Wu, C.Y.H., Zaitchik, B.F., Gohlke, J.M. Effect of an Additional 30 Minutes Spent Outdoors during Summer on Daily Steps and Individually Experienced Heat Index. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, on 17(20), р. 15.
35. Wilson, K.S., Spink, K.S. The Relationship Be-tween Self-Regulatory Efficacy and Physical Activity in Adolescents With a Caveat: A Cross-Lag Design Examining Weather. Pediatric Exercise Science, 2020, on 32(4), рр. 210-216.
Копейкина Евгения Николаевна (Kopeikina Evgeniya NikoLaevna) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12; e-maiL: [email protected]; ORCID: 0000-0002-6027.
Кондаков Виктор Леонидович (Kondakov Victor Leonidovich) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12; e-maiL: [email protected]; ORCID: 0000-0002-8094-0144.
Волошина Людмила Николаевна (VoLoshina LyudmiLa NikoLaevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия. г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12; e-maiL: [email protected]; ORCID: 0000-0002-3799-0031.
Бочарова Валерия Игоревна (Bocharova VaLeriya Igorevna) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12; e-maiL: [email protected]; ORCID: 0000-0002-0198-8159.
Кормакова Валентина Николаевна (Kormakova VaLentina NikoLaevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия. г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 12; e-maiL: [email protected]; ORCID: 0000-0001-7768-359X.
Поступила в редакцию 20 марта 2024 г. Принята к публикации 03 апреля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Копейкина, Е.Н. Оценка влияния занятий элективными дисциплинами на двигательную активность современных студентов / Е.Н. Копейкина, В.Л. Кондаков, Л.Н. Волошина, В.И. Бочарова, В.Н. Кормакова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № S1 - С. 141150. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-141-150
FOR CITATION
Kopeikina E.N., Kondakov V.L., VoLoshina L.N., Bocharova V.I., Kormakova V.N. Assessment of the impact of eLective disciplines on the motor activity of modern students. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. S1. - pp. 141-150. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-141-150