Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС / ФАКТОРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёва Е.В., Ефремова М.О., Попова С.

Цифровизация представляет собой ключевую задачу, необходимую для развития экономики в России. Данный процесс позволяет повысить конкурентные преимущества компаний, улучшить финансовые показатели и повысить эффективность их деятельности. Представленное в статье исследование направлено на изучение связи между уровнем цифровизации предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации и валовым региональным продуктом. В качестве метода исследования для тестирования выдвинутой гипотезы использован регрессионный анализ данных организаций, функционирующих в различных отраслях в 85 регионах России в период с 2017 по 2019 года. Авторами были отобраны шесть ключевых показателей, которые были использованы для построения итоговой регрессионной модели. В результате исследования было выявлено, что рост уровня цифровизации предпринимательской деятельности положительно влияет на валовый региональный продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королёва Е.В., Ефремова М.О., Попова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF BUSINESS ACTIVITIES TO GROSS REGIONAL PRODUCT

Digitalization is a key task necessary for the development of the economy in Russia. This process allows you to increase the competitive advantages of companies, improve financial performance and increase the efficiency of their activities. The study presented in the article is aimed at studying the relationship between the level of digitalization of entrepreneurial activity in the constituent entities of the Russian Federation and the gross regional product. As a research method for testing the hypothesis put forward, a regression analysis of data from organizations operating in various industries in 85 regions of Russia in the period from 2017 to 2019 was used. The authors selected six key indicators that were used to build the final regression model. As a result of the study, it was revealed that the growth in the level of digitalization of entrepreneurial activity has a positive effect on the gross regional product.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ»

5. Results of 2021: trends and changes in the global venture market [Electronic resource]. - Access mode: https://admitad.pro/ru/blog/Itogi-2021 -tendencii-i-izmeneniya-mirovogo-venchurnogo-rynka (date of access: 04/23/2022).

6. New records of the venture market in the 3rd quarter of 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://vc.ru/finance/310596-novye-rekordy-venchurnogo-rynka-v-3-m-kvartale-2021-go-goda (accessed 04/23/2022).

7. The founder of inDriver spoke about investments of $150 million at the beginning of 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://rb.ru/news/indriver-deal1/ (accessed 04/23/2022).

8. The growth of the venture market and the departure of startups abroad [Electronic resource]. - Access mode: https://vc.ru/finance/341162-rost-venchurnogo-rynka-i-uhod-startapov-za-rubezh-vazhneyshie-sobytiya-i-trendy-russkoy-venchurnoy-industrii-2021-goda ( accessed 04/23/2022).

9. Sber opens access to SberUnity, the first open platform in Russia to unite venture capital market participants [Electronic access]. - Access mode: https://www.sberbank.com/ru/news-and-media/press-releases/article?newsID= 99249efe-e278-4464-a728-dbd5cb673004&blockID=7&regionID=50&lang=ru&type =NEWS (date of access 04/23/2022).

EDN: OVSKJR

Е.В. Королёва - к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

E.V. Koroleva - Candidate of Economics, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University;

М.О. Ефремова - аналитик, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

M.O. Efremova - Analyst, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University;

С. Попова- магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

S. Popova- master student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF BUSINESS ACTIVITIES TO GROSS REGIONAL PRODUCT

Аннотация. Цифровизация представляет собой ключевую задачу, необходимую для развития экономики в России. Данный процесс позволяет повысить конкурентные преимущества компаний, улучшить финансовые показатели и повысить эффективность их деятельности. Представленное в статье исследование направлено на изучение связи между уровнем циф-ровизации предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации и валовым региональным продуктом. В качестве метода исследования для тестирования выдвинутой гипотезы использован регрессионный анализ данных организаций, функционирующих в различных отраслях в 85 регионах России в период с 2017 по 2019 года. Авторами были отобраны шесть ключевых показателей, которые были использованы для построения итоговой регрессионной модели. В результате исследования было выявлено, что рост уровня цифровизации предпринимательской деятельности положительно влияет на валовый региональный продукт.

Abstract. Digitalization is a key task necessary for the development of the economy in Russia. This process allows you to increase the competitive advantages of companies, improve financial performance and increase the efficiency of their activities. The study presented in the article is aimed at studying the relationship between the level of digitalization of entrepreneurial activity in the constituent entities of the Russian Federation and the gross regional product. As a research method for testing the hypothesis put forward, a regression analysis of data from organizations operating in various industries in 85 regions of Russia in the period from 2017 to 2019 was used. The authors selected six key indicators that were used to build the final regression model. As a result of the study, it was revealed that the growth in the level of digitalization of entrepreneurial activity has a positive effect on the gross regional product.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, бизнес, факторы цифровизации, цифровая экономика, бизнес-процесс.

Keywords: digitalization, digital technologies, business, digitalization factors, digital economy, business process.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-78-10123).

Acknowledgments: The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (Project No. 20-78-10123).

Введение. Цифровизация экономики представляет собой драйвер инновационного развития. Бондаренко В.М. трактует цифровую экономику как: «целостную, системную, комплексную проблему нахождения той модели отношений между людьми, которая совместима с технологиями четвертой промышленной революции, то есть с цифровыми технологиями и другими высокими технологиями XXI века, и в своем формировании, развитии и реализации должна обеспечивать достижение объективно заданной цели» [1]. Цифровизация представляет собой внедрение современных информационных технологий в различные сферы жизни человека. Ускоренное развитие и появлений новых технологий приводит к необходимости гибкой адаптации организаций, а именно изменение бизнес-модели за счет сокращения разрыва между состоянием промышленности (производства) и цифровыми технологами. Цифровизация - это не только покупка и установка дополнительного оборудования,

программного обеспечения, найм новых сотрудников, но и перестройка всего функционала предприятия, всех процессов, протекающих в организации. Данный процесс предоставляет возможность изменить подходы к управлению организацией, сформировать новую корпоративную культуру, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности компании, повысит имидж и заметно увеличит эффективность ее деятельности на рынке. По оценке экспертов, благодаря цифровизации снижаются расходы на обслуживание производства продукции на 10-40 %, сокращаются время простоя оборудования на 30-50 %, сроки вывода на рынок товаров и услуг на 20-50 %, затраты на обеспечение качества продукции и рекламу на 10-20 %, затраты на хранение запасов на 20-50 % [1].

Со стремительным развитием технологий появилась возможность снизить затраты при создании хозяйственного результата путем их внедрения в производство. В 2017 году Правительство Российской Федерации утвердило Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], которая предопределила основные цели направления цифровизации России. В рамках данного исследования будет рассмотрен уровень внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы организаций по субъектам Российской Федерации.

Несмотря на определенный прогресс в использовании и внедрении цифровых технологий в производство, стоит отменить негативные факторы, которые снижают уровень цифровизации организаций в некоторых субъектах Российской Федерации. К ним можно отнести отсутствие достаточного финансирования, нехватки высококвалифицированных кадров, нехватка станций сотовой связи, обеспечивающих высокоскоростной Интернет, нехватка регламентов и технических стандартов, а также обеспечение правового сопровождения и цифровизации на федеральном и региональном уровнях. Цифровизация бизнеса становится более актуальной с каждым годом, в связи с этим возникает потребность в преодолении данных барьеров. Руководство пересматривает стратегию развития организации в связи с внедрением цифровых технологий, что в свою очередь влияет на реорганизацию компании, изменение целей, миссий, корпоративной культуры. При грамотной стратегии данные изменения положительно влияют на эффективность деятельности организации на рынке.

Таким образом внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы организации предполагает изменение текущих процессов не только внутри компании, но и снаружи (взаимодействие с заказчиками. партнерами, государством).

Цель исследования заключается в оценке использования цифровых технологий организациями в различных субъектах Российской Федерации.

Методика исследования цифровизации организаций по субъектам Российской Федерации предполагает обзор организаций различных форм собственности, размеров, сфер деятельности, разбитых по субъектам Российской Федерации.

В качестве исходных данных анализа уровня цифровизации организаций выступили данные по субъектам Российской Федерации, представленные на сайте Федеральной службы государственной статистики.

В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто следующее: Н1. Развитие предпринимательской деятельности в регионе положительно влияет на рост валового регионального продукта.

Анализ исходных данных и методология исследования. В рамках данного исследования авторами были разработаны факторы цифровизации организаций по субъектам Российской Федерации, которые показывают уровень использования цифровых технологий различными компаниями в каждом регионе Российской Федерации. В качестве анализируемых факторов были отобраны данные в период с 2017 по 20219 года (таблица 1).

При построении регрессионной модели, все показатели, представленные в Таблице 1, будут использованы в качестве независимых. В качестве зависимого показателя был взят Валовый региональный продукт, который представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением [3].

В рамках данного исследования будут построены четыре модели: три модели будут построены отдельно для каждого года, последняя - общая модель для трех лет.

Модель (М1) - влияние независимых факторов цифровизации предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации на показатель экономической деятельности, представленный валовым региональным продуктом.

п

(1)

Таблица 1 - Факторы цифровизации организаций

Обозначение Переменная Obs Mean БМ. Dev. Мп Мах

B_computer Удельный вес организаций, использовавших персональные компьютеры, по субъектам Российской Федерации в % 255 93.19 5.18 62.8 100

В_т1ете; Удельный вес организаций, использовавших Интернет, по субъектам Российской Федерации в % 255 91.34 5.46 61.1 100

B_inntech Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций в % 254 18.16 7.98 0.6 45.1

B_advtech Соотношение используемых передовых производственных технологий к разработанным передовым производственным технологиям 200 409.59 622.00 2.39 3963

B_infprotect Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций в % 255 88.39 6.91 54.3 100

B_unprofit Удельный вес убыточных организаций в % 255 34.08 7.12 14.5 61.4

В соответствии с полученными моделями проанализируем взаимосвязь между факторами цифровизации организаций по субъектам Российской Федерации и показателям - Валовый региональный продукт, и впоследствии сделаем вывод о том, какие переменные статистически значимы.

Далее для исключения коллинеарных факторов была построена корреляционная матрица, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Корреляционная матрица

ОРР В сотрШег В Мег^ В тПеЛ В advtech В infprotect В ипргоГй

ОРР 1.0000

В сотрШег 0.1801 1.0000

В ^ег^ 0.2101 0.9373 1.0000

В тПеЛ 0.2972 0.2448 0.3021 1.0000

В advtech 0.0208 0.0575 0.0377 -0.0085 1.0000

В infprotect 0.2643 0.8134 0.8130 0.3791 0.1082 1.0000

В_ипргоГй -0.3105 0.0587 0.0045 -0.0811 0.0300 0.1259 1.0000

Корреляция или корреляционная зависимость - это статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин. При этом изменения одной или нескольких из этих величин сопутствуют систематическому изменению значений другой или других величин. В Таблице 2 видно, что коллине-арные (линейно связанные) факторы присутствуют: и В_сотрШ;ег, В_шфгО;еС; и

В_сотрШ;ег, В_тфгОеС; и В_^ете^ так как их значение превышает |0,7|, что в свою очередь не позволяет включать все выбранные факторы в уравнение регрессии. В связи с этим из модели будут исключены два фактора: В_сотрШ;ег и B_mtemet.

Следующим этапом будет непосредственно построение регрессионных моделей для исследуемых показателей уровня использования цифровых технологий организациями по субъектам Российской Федерации в период с 2017 по 2019 года. Сперва мы проанализировали выбросы по факторам. Результаты представлены на рисунке 1.

I *

* I

I

1 1 ПРР 1 1 В

1 1 В ипргот В

_1 В асМесЬ

Рисунок 1 - Анализ выбросов

Нами было выявлено, что по показателю B_advtech больше всего выбросов, в связи с этим при построении регрессионных моделей было введено ограничение по данному фактору - меньше 950. Результаты исследования

В таблице 3 представлены основные результаты построения регрессионных моделей.

Таблица 3 - Результаты исследования

Dependent variable, GRP2017 GRP2018 GRP2019 GRP2017-2019

Model 1(a) 1(b) 2(a) 2(b) 3(a) 3(b) 4(a) 4(b)

Constant 11.95 *** 11.56 *** 12.72 *** 11.47 *** 13.89 *** 14.94 *** 12.87 *** 11.95 ***

(1.921) (1.328) (2.539) (1.628) (2.570) (0.760) (1.205) (0.847)

B in/protect 0.0355 0.0298 ** 0.0116 0.0370 * 0.0319 0.0448 ** 0.0313 ***

(0.0246) (0.0147) (0.0328) (0.0203) (0.0690) (0.0173) (0.00991)

B unprofit -0.0576 *** -0.0547 *** -0.0488 ** -0.0562 *** -0.0710 *** -0.0690 *** -0.0581 *** -0.0559 ***

(0.0210) (0.0199) (0.0189) (0.0184) (0.0240) (0.0230) (0.0116) 0.0114

B inntech 0.0455 ** 0.0453 *** 0.0418 ** 0.0333 ** 0.0189 0.0304 *** 0.0283 *** 0.0282 ***

(0.0172) (0.0161) (0.0178) (0.0175) (0.0184) (0.0148) (0.00962) (0.00934)

B advtech 0.000217 0.000860 ** 0.0000957 0.000147

(0.000560) (0.000397) (0.000420) (0.000222)

No. ofobs. 58 58 65 65 62 62 189 189

Adj. R2 0.227 0.265 0.239 0.209 0.153 0.193 0.213 0.218

F stat 3.797 *** 7.865 *** 4.356 *** 6.649 *** 2.841 *** 8.297 *** 9.473 *** 18.52 ***

Примечания: Спецификации, отмеченные буквой «а», представляют собой первичные регрессионные модели. Спецификации, отмеченной буквой «Ь», представляют итоговые результаты, включающие только статистически значимые факторы (см. Таблицу 1 для описания независимых переменных). Стандартные ошибки указаны в скобках. Статистическая значимость: ***р < 0,01, **р < 0,5, *р < 0,1.

Составим итоговое уравнение на основе полученных данных, представленных в таблице 3. ^^2017-2019 = 11,95 + 0,03В(П^рГО£еС£ — 0,06 Випрго^ц + 0,03В[ПТ1£ес^

С ростом доли организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций, значение валового регионального продукта увеличивается на 3 % при неизменных прочих факторах. С ростом удельного веса убыточных организаций валовый региональный продукт снижается на 6 % при неизменных прочих факторах. С ростом удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, валовый региональный продукт увеличивается на 3 % при неизменных прочих факторах.

Результаты проведенного исследования, представленные в таблице 3 показывают, что такие показатели, как удельный вес организаций, использовавших персональные компьютеры (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации) и удельный вес организаций, использовавших Интернет (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации) не оказывают никакого влияния на значение валового регионального продукта. При этом между данными двумя факторами есть большая корреляционная связь. Это можно объяснить тем, что для использования персонального компьютера необходим Интернет. Практически все организации во всех субъектах России используют компьютеры и Интернет для веления предпринимательской деятельности. Однако есть небольшой процент организаций, которые не используют базовые современные технологии, такие как Интернет и персональный компьютер, для ведения предпринимательской деятельности. Они расположены в малонаселенных деревнях, где до сих пор существуют трудности с подключением Интернета (около 10 000 тыс. населенных пунктов) [4]. Поскольку плотность населения достаточно низкая, это не оказывает особого значения на показатели по региону. Показатель B_advtech, представляющий собой отношение используемых передовых производственных технологий к разработанным передовым производственным технологиям, показал положительное влияние на валовый региональный продукт только в 2018 году. Можно предположить, что именно в данный период за счет Программы «Цифровой экономики» [2] вырос уровень использования передовых производственных технологий в различных регионах России несмотря на то, что в городе Москва данный показатель уменьшился по сравнению с предыдущим периодом. По результатам исследования мы получили три значимых фактора: удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций, и удельный вес убыточных организаций. Рассмотрим более подробно результаты каждого из трех значимых факторов. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность бизнеса - инновационные тех-

нологии, которые в свою очередь помогают существенно улучшить производственную, научно-техническую, социальную и финансовую сферы деятельности в условиях новой институциональной среды. Благодаря инновациям организация может сама устанавливать цены, так как не имеет аналогов на рынке. Также они позволяют расширить масштабы деятельности компании. Современные тенденции экологии также дают толчок для инновационной активности. Любые инновации приносят вклад в развитие экономики не только предприятия, но и региона, что, собственно, подтвердило наше исследование. Перейдем к следующему фактору - доля организаций, использовавших средства защиты информации. В условиях глобальной цифровизации растет риск угрозы получению информации незаконным путем, представляющую собой коммерческую тайну. Каждый товар имеет определенную стоимость. В экономической среде наибольшую ценность представляет информация, используемая для получения определенной выгоды, связанной как правило, с применением инновационных технологий. Разглашение данной информации ставит под угрозу деятельность компании, в связи с этим необходимо обратить особое внимание на способы защиты информации. Представленное исследование в статье показало, что рост доли организаций, использовавших средства защиты информации, способствует росту валового регионального продукта. Безусловно, на безопасность организации может влиять не только программное обеспечение, но и человеческий фактор. В таком случае необходимо пересмотреть условия договора. Быстрое развитие цифровизации влечет за собой необходимость совершенствования российского законодательства с точки зрения повышения эффективности системы защиты экономической информации. Также необходимо продолжить исследования по повышению качества программно-технических средств защиты. У компании, которая уделяет особое внимание защите информации, меньше рисков потерять конкурентоспособность и прибыль. Последний показатель - удельный вес убыточных организаций. Данный показатель негативно влияет на валовый региональный продукт и снижает экономическую деятельность региона. Наличие убыточных организаций может свидетельствовать о том, что уровень цифровизации в их производстве достаточно низкий, они не конкурентоспособны и не могут нормально функционировать на рынке. Возникает необходимость изменения стратегии действия компании и адаптация к современным технологиям. Данные три фактора позволили нам подтвердить ранее выдвинутую гипотезу о том, что развитие предпринимательской деятельности за счет роста уровня цифровизации компаний положительно влияет на рост валового регионального продукта.

Источники:

1. Бондаренко В. М. Мировоззренческий подход к формированию, развитию и реализации «цифровой экономики» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, No1. С. 237-251.

2. Ленчук, Е.Б. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин // Вестник ИЭ РАН. - 2018. -No 5. - С. 9-21.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // static.government.ru - Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

4. Валовый региональный продукт [Электронный ресурс] // gks.ru - Режим доступа: https://www.gks.ru/ bgd/regl/ B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d2/11-08.htm (дата обращения: 20.04.2022).

5. Официальный сайт Минкомсвязи России [Электронный ресурс] // digital.gov.ru - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ ru/ministry/common/ (дата обращения 25.04.2022 г.).

References:

1. Bondarenko V. M. Worldview approach to the formation, development and implementation of the "digital economy" // Modern information technologies and IT education. 2017. Vol. 13, No1. pp. 237-251.

2. Lenchuk, E.B. Formation of the digital economy in Russia: problems, risks, prospects / E.B. Lenchuk, G.A. Vlaskin // Vestnik IE RAS. - 2018. - No 5. - P. 9-21.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r Program "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource] // static.government.ru - Access mode: http://static.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed 20.04.2022).

4. Gross regional product [Electronic resource] // gks.ru - Access mode: https://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/ IssWWW.exe/Stg/d2/11 -08.htm (date of access: 20.04.2022).

5. Official website of the Ministry of Communications of Russia [Electronic resource] // digital.gov.ru - Access mode: https://digital.gov.ru/ru/ministry/common/ (accessed 25.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.