ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Иванникова Анна Сергеевна
аспирант кафедры пропедевтики детских болезней и педиатрии, ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: [email protected] Почивалов Александр Владимирович д-р мед. наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней и педиатрии, ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Крошина Людмила Юрьевна канд. мед. наук, зав. отделением, Детская городская поликлиника № 4, РФ,
г. Воронеж Мамонова Нина Сергеевна канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
ASSESSMENT OF LEVEL OF SMALL GROUP ON THE EFFICIENCY OF
THE EDUCATIONAL PROCESS
Ivannikova Ann
graduate student propaedeutics childhood diseases and pediatrics, Medical
University VGMA NN Burdenko, Russia, Voronezh
Pochivalov Alexander
MD Professor of the Department propaedeutics childhood diseases and pediatrics,
Medical University VGMA NN Burdenko, Russia Voronezh
Kroshina Ludmila
MD, Head. department, City Children's Polyclinic № 4, Russia Voronezh
Mamonova Nina
MD, assistant professor of public health and health care Medical University VGMA
NN Burdenko, Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Цель: изучить влияние уровня развития группы на успеваемость студентов. Методы: анкетирование. Результат: проведено анкетирование студентов-медиков из 6 групп 4 курса и 5 групп 1 курса ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Выявлены различия уровня развития группы между студентами 1 и 4 курсов. Выводы: высокий уровень функционирования малой группы способствует улучшению успеваемости.
ABSTRACT
Objective: To study the effect of the level of development of the group on the progress of students. Methods: A questionnaire survey. Result: conducted a survey of
medical students from 6 groups of 4 course and 5 groups of 1 course VGMA NN Burdenko. There are differences between the levels of development of the group of students 1 and 4 courses. Conclusions: The high level of functioning small group helps to improve performance.
Ключевые слова: уровень развития; студенты; образовательный процесс.
Keywords: development level; students; educational process.
В последние годы многими исследователями подчеркивается роль социальной среды и межличностных отношений между субъектами в обеспечении высокого уровня знаний, умений и навыков, направленных на достижение общественно значимых целей [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. В связи с этим, изучение влияния уровня развития малых групп на успеваемость и успешность общественной деятельности студентов является необходимым этапом на пути создания новых психолого-педагогических методик обучения, направленных на повышение профессиональной подготовленности.
Цель: определить взаимосвязь между уровнем развития малой группы и образовательной деятельностью студентов-медиков.
Материалы и методы: объектом исследования являлись 62 студента из 6 групп 4 курса и 69 студентов из 5 групп 1 курса ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Студентам проводилось анонимное анкетирование с помощью диагностического теста оценки уровня развития малой группы. Анкета состояла из 27 вопросов, отражающих различные стороны межличностных отношений в коллективе. Интерпретация результатов подразумевала сопоставление суммарного балльного результата с уровнем развития первичной группы (коллектив, автономия, кооперация, ассоциация и диффузная группа) [6].
Результаты: анкетирование студентов выявило ряд различий. Так, из 6 студенческих групп 4 курса лишь одна групповая структура соответствовала уровню ассоциации. Так считало большинство студентов группы (9 человек —
81.8 %). Межличностные взаимоотношения в «ассоциации» только напоминают наметившееся формирование групповой структуры [6, 7]. Необходимо отметить, что опрашиваемые зачастую отмечали отсутствие единодушия (6 студентов — 54,5 %) и совместного досуга за пределами образовательного процесса (9 студентов — 81,8 %), а также безынициативность (7 студентов —
63.6 %). Оценка успеваемости студентов по изучаемой дисциплине показала, что средний балл в данной группе составил 3,4. Среди студентов 1 курса 3 группы находились на уровне ассоциации. Отсутствие сплоченности (19 студентов — 45,2 %) и совместных внеаудиторных занятий (26 человек —
61.9 %) также подчеркивались респондентами. Некоторые из опрашиваемых отмечали приоритет материальных ценностей над личностными качествами человека (8 студентов — 19,0 %). Около четверти (26,2 %) опрашиваемых отмечали принцип «своя рубашка ближе к телу» как главенствующий в группе. При этом, студенты группы-ассоциации обладали низким уровнем знаний и умений, отличались отсутствием интереса к изучаемой дисциплине. Средний балл по изучаемой дисциплине составил 3,3; 3,6 и 3,9.
В ходе анкетирования студентов 4 курса было выявлено 3 группы, соответствующих уровню кооперации. По данным Л.И. Уманского (2001) кооперация характеризуется развитой организационной структурой и высоким уровнем коллективной подготовленности и сотрудничества. В каждой из указанных групп студенты отмечали высокую степень эмпатии (20 человек —
66.7 %), готовность к взаимопомощи (12 опрашиваемых — 40,0 %) и сплоченность (15 студентов — 50,0 %). Некоторые из опрашиваемых (5 человек — 16,7 %) подчеркивали значимость доброжелательного отношения к новому члену группы и отношения к учебе и коллективу как главного критерия ценности человека (16 студентов — 53,3 %). Более трети опрашиваемых (11 человек — 36,7 %) отметили важное значение наличия инициативного, справедливого лидера для эффективности образовательной деятельности группы. Необходимо подчеркнуть, что у многих студентов указанных групп-кооперативов имелись совместные занятия во внеаудиторное время (16
студентов — 53,3 %). Оценка успеваемости студентов по изучаемой дисциплине показала, что средний балл в данных группах составил 4,0; 4,1 и 4,3. Среди студентов 1 курса лишь одна группа соответствовала уровню кооперации. При этом, способность к бескорыстию и взаимопомощи как отличительной чертой группы считали 42,9 % опрашиваемых (6 студентов). Помимо этого, 57,1 % (8 человек) респондентов отмечали сплоченность и готовность к взаимопомощи (5 студентов — 35,7 %). Необходимо отметить, что 43,0 % опрашиваемых (6 человек) подчеркнули наличие совместного социального функционирования за пределами учебного процесса.
В ходе проведенного опроса студентов 4 курса было выделено 2 группы, соответствующие уровню автономии. По определению Л.И. Уманского (2001), автономия характеризуется групповой обособленностью, внутренней сплоченностью и спаянностью. Респонденты групп-автономий в своих ответах подчеркивали инициативность (18 опрашиваемых — 85,7%) и единодушие коллектива (16 студентов — 76,2 %). Около трети студентов указали на способность к продуктивной спаянной деятельности в отсутствие инициативного лидера (7 человек — 33,3 %). Некоторыми было отмечено чувство ответственности (8 студентов — 38,1 %) и взаимной радости за успех каждого из членов группы (5 человек — 23,8 %). Многие из опрашиваемых указывали на наличие совместного занятия во внеаудиторное время (14 человек — 66,7 %). Из опрашиваемых групп-автономий 3 (14,3 %) студента принимали участие в спортивных соревнованиях разного уровня от имени академии. Около четверти опрашиваемых (5 человек — 23,8 %) занимались научно-исследовательской работой различной тематики и принимали участие в конференциях. Оценка успеваемости студентов по изучаемой дисциплине показала, что средний балл в данных группах составил 4,6 и 4,8. Среди студентов 1 курса уровню автономии соответствовала лишь 1 группа. При этом, респонденты отмечали инициативность (9 человек — 69,2 %), сплоченность (8 студентов — 61,5 %) и ответственность каждого за успех группы (6 респондентов — 46,2 %). Более того, большинство (10 человек — 76,9 %)
опрашиваемых ответили, что в группе принято делиться личными радостями и проблемами. Научно-исследовательской работой занимался лишь 1 студент. Значимость совместного социального функционирования во внеаудиторное время подчеркивали 6 респондентов (46,5 %). Средний балл по изучаемой дисциплине в данной группе составил 4,7.
В заключении следует отметить, что в ходе проведенного исследования было выявлено положительное влияние высокого уровня группового развития на успеваемость студентов и интерес к научно-исследовательской работе. Важно отметить, что студенты 4 курса в сравнении со студентами первого курса отличаются более высоким уровнем организации малой группы, что, несомненно, связанно с образованием общих интересов и формировании единого круга общения в ходе совместного обучения. Значимым моментом в улучшении успеваемости студентов имеет совместное социальное функционирование за пределами учебного процесса. Следовательно, создание и внедрение новых психолого-педагогических технологий (технологии проблемного, модульного, контекстного обучения, технологии «мозговой штурм») [1], способствующих сплоченности студентов и предполагающих командное решение поставленных задач, а также организация совместного проведения внеаудиторного времени позволит улучшить показатели успеваемости студентов и повысить заинтересованность студентов в углубленном изучении дисциплины.
Список литературы
1. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе. Воронеж: ВГМА, 2011. — 384 с.
2. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30, — № 5. — С. 72—80.
3. Мамонова Н.С. Социальная и воспитательная роль высшего образования // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. Воронеж: Научная книга, 2009. — С. 352—356.
4. Роль этики и деонтологии в формировании врача-педиатра / А.В. Почивалов [и др.] // Этические основы воспитания духовности в медицинском вузе. Материалы конференции. Воронеж: ВГМА, 2003. — С. 48—51.
5. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. Москва: Вузовская книга, 2011. — 174 с.
6. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избранные труды. Кострома: Костромской государственный университет, 2001. — 208 с.
7. Чернышев A.C., Лунев Ю.А., Сарычев C.B. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005. — 189 с.